Памятник Нурсултану Назарбаеву в Вашингтоне (США) | TONQAI
Памятник Нурсултану Назарбаеву в Вашингтоне (США) | TONQAI
В Казахстане обнаружена тайная религиозная организация ЕЛКОТЫ | TONQAI
В Казахстане обнаружена тайная религиозная организация ЕЛКОТЫ | TONQAI
Прогноз этно-религиозной ситуации в Абхазии
Книга Судей (ч.8): Кто-то должен заплатить! (Суд. 9)
Рассказ об Авимелехе отличается от всего виденного нами до сих пор в книге Судей тем, что теперь Израиль не ищет избавления от иноземного ига, и нигде об Авимелехе не говорится как о судье. Бог не был причастен к установлению Авимелехом царства террора, но в тексте ясно говорится, что Он непосредственно участвовал в разрешении этого кризиса.
Общение с Богом
«Всякой молитвой и прошением молитесь во всякое время духом и старайтесь об этом самом со всяким постоянством и молением о всех святых» (Еф. 6:18).
На пути к духовной зрелости важно быть на постоянной связи с Богом. Павел писал: «Непрестанно молитесь» (1 Фес. 5:17). Мы знаем, как сильна молитва. Библия подтверждает это. Все мы видели ответы на молитву. Мы убеждаемся в силе молитвы, когда всей церковью молимся об общей цели. Молитвы церкви держат нас на постоянной связи с Богом.
Мы должны быть постоянны в молитве (Рим. 12:12), и Библия дает подробные указания относительно содержания наших молитв. Мы всегда должны благодарить Бога (Фил. 4:6; Кол. 4:2). Мы, Божьи дети, можем просить Его о мудрости (Иак. 1:5), о физическом и духовном исцелении (Иак. 5:15). Мы должны не забывать молиться о наших братьях и сестрах во Христе (Еф. 6:18) и о распространении Слова (Кол. 4:3; 2 Фес. 3:1). Писания заверяют нас, что «много может усиленная молитва праведного» (Иак. 5:16).
Глубоко скрытая в Ветхом Завете, в 1 Пар. 4, есть интересная история о молитве. Посреди перечисления шести сотен имен прячется следующая строка: «И воззвал Иавис к Богу Израилеву». Он молился: «О если бы Ты благословил меня Твоим благословением, распространил пределы мои, и рука Твоя была со мной, охраняя меня от зла, чтобы я не горевал!» (ст. 10). В настойчивости этой молитвы слышится крайняя необходимость. Такой должна быть и наша молитвенная жизнь. Это наше общение с Богом. Иавис не просто сказал: «Благослови меня, Господи». Он сказал: «О если бы Ты благословил меня». Он не просто хотел благословения. Он хотел огромного благословения. Он молился о дополнительной ответственности. Люди часто хотят избежать ответственности, но Иавис просил ее еще больше. Иавис понимал, что служит великому Богу.
В молитвах Павел просил о великом, потому что знал, что служит великому Богу. Мы знаем, что Бог велик. Все мы, и церковь и каждый христианин в отдельности, должны молиться о великом, о том, что сами мы ни в каком приближении не в состоянии исполнить. Тогда мы будем знать, что Бог отвечает на наши молитвы.
Задавались ли вы когда-либо вопросом, почему Бог так часто избирал слабых людей для исполнения Своей работы? Свой избранный народ Он начал формировать со старика и его бесплодной жены. Если бы Он избрал мужчину помоложе и его жену, у которой уже было бы несколько детей, то Божья работа в их жизни не была бы такой очевидной. Бог хотел, чтобы Авраам знал, что это Его работа. Великий израильский народ произошел от Авраама и Сарры.
Примерно через две тысячи лет после того, как Бог призвал Авраама и дал ему удивительные обетования о великом народе, одной девушке из этого народа явился ангел. Ангел возвестил, что она, незамужняя девица, станет матерью Сына Божьего. Почему Бог избрал деву из Назарета, презренного израильского города, для исполнения Своего величайшего замысла? Бог всегда использовал людей, которые самостоятельно не могут справиться с Его работой. Я думаю, мы знаем ответ: потому что Он хочет, чтобы мы знали, кто ее делает.
Бог работает через нас. Он часто работает через нас непосредственно, отвечая на наши молитвы. Иногда Бог ждет наших молитв, желая, чтобы мы просили Его. Если мы хотим расти духовно, мы должны отбросить свою прежнюю сущность и облечься в новую. Мы должны получать правильное питание — насыщаться Словом Божьим. Мы должны быть всегда на связи с Богом. Каждый христианин нуждается в уединенном месте для ежедневного общения с Богом в молитве и в спокойном времени, чтобы Бог мог говорить с нами через Свое Слово. Для нашего духовного роста это чрезвычайно важно.
Елисей: человек, который творил замечательные дела
Однажды слуга Елисея Гиезий пришёл к царю Израиля. Возможно, к нему его послал с вестью сам пророк. Царь сказал Гиезию: «Расскажи мне всё замечательное, что сделал Елисей». Если бы там присутствовал Елисей, он бы поправил правителя: «всё замечательное, что сделал Бог». Ведь это Бог наделил Елисея силой делать все эти замечательные дела.
Книга Судей (ч.7): "Если бы..." (Суд. 8)
Захватив переправы через Иордан и казнив Орива и Зива, двух мадиамских вождей, ефремляне вернулись к Гедеону с резкой критикой. Почему он не позвал их, когда шел на битву? Ефремляне ранее уже воевали под предводительством Аода и Варака, а Гедеон не счел нужным взять их на войну с мадианитянами.
Так что же действительно важно?
«После же того, как предан был Иоанн, пришел Иисус в Галилею, проповедуя Евангелие Царствия Божия и говоря, что исполнилось время и приблизилось Царствие Божие: покайтесь и веруйте в Евангелие» (Мк. 1:14, 15).
Служение Божьего Сына является величайшим служением, которое когда-либо знал или узнает мир. Воистину, то, что делал Иисус, на что Он обращал внимание, что Он проповедовал и чему посвятил Свою жизнь, указывает не только на то, что было важным для Него, но и на то, что должно быть важным для нас.
ВАЖНОЕ ВРЕМЯ
Иисус начал Свое служение с заявления о том, что наступило важное время (1:15). Об этом времени упоминает и апостол Павел в письме к Галатам 4:4: «Но когда пришла полнота времени, Бог послал Сына Своего [единородного], Который родился от женщины, подчинился закону». Две эпохи: эпоха патриархов и эпоха Моисея указывали на этот особый важный момент, когда начнется служение Иисуса.
Годы земного служения Иисуса были важным временем; мы также живем в важное время — христианскую эпоху. Мы живем в эру новозаветного христианства, со всеми его благословениями и возможностями жить в Божьей полноте. Мы не должны жить так, словно главное — это стать счастливыми. О, нет. Это эра, к которой устремлены все времена; и время с неумолимой быстротой приближается к своему славному завершению в вечности.
ВАЖНОЕ ЦАРСТВО
В Своей проповеди Иисус заявил о наступлении важного царства (1:15). Оно еще не наступило тогда, но было уже совсем близко. Уже происходили великие события, и скоро должны были произойти еще более великие. Этим событиям было суждено буквально потрясти и изменить весь мир. Центральной частью этих событий стало установление Божьего великого и вечного царства.
Иисус отдал Себя, чтобы подготовить людей к приходу грядущего царства. Он сказал им, что оно было уже совсем близко. Даниил говорил, что Бог установит царство, которое вовеки не разрушится (Дан. 2:44). Он предсказывал, что Бог поставит это царство во время римских правителей.
Божье царство — это церковь Христа, тело Христа, то, что Он создал и вызвал к жизни Своей смертью. Нам принадлежит великая честь быть его частью, проповедовать его и нести весть о нем в другие страны. Разве есть более великое призвание, чем это?
ВАЖНОСТЬ ОТВЕТА
Иисус напомнил всем, кто слышал Его проповедь, о важности их ответа на нее (1:15). Нет ничего более великого на этой земле, чем Божье царство. Давайте поразмышляем над всеми темами, которых касался в своих проповедях Иисус. Что было основным посланием, которому подчинялись все остальные темы Его проповедей? С самого начала и до самого конца Своего служения Он проповедовал царство Божие.
Иисус разделил понятие послушания (которое подразумевалось в связи с царством) на две части: покаяние и веру. Не может быть истинного покаяния без истинной веры. И невозможно говорить об истинной вере, если нет истинного покаяния. Евангелие призывает и к покаянию, и к вере. Одно не может быть полноценным без другого.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Чтобы увидеть, что же имело ценность для Иисуса, достаточно взглянуть на первые, центральные и заключительные слова Его проповеди. В Евангелии от Марка, где проповедь Иисуса представлена в кратком варианте, мы видим, что это Божье царство.
Что для нас действительно важно сегодня? Ответ на этот вопрос: ищите царство Божье, войдите в него, живите в нем и проповедуйте его. Что будет действительно важным для нас завтра? Ответ тот же. Если Иисус посвятил ему Свое земное служение, разве мы не должны посвятить ему свои земные жизни?
Евангелие от Луки
Человек, написавший Евангелие от Луки, написал также и книгу Деяний. По всей видимости, эти две книги были задуманы как два тома одного произведения. Если считать по объему, то автор Евангелия от Луки и Деяний внес самый большой вклад в Новый Завет. Из книги “Деяния апостолов” мы узнаем, что ее автор часто путешествовал с апостолом Павлом.
Книга Судей (ч.6): Не моя рука спасла меня (Суд. 6; 7)
Усмирив ханаанского царя Иавина, Израиль жил мирно сорок лет. Однако в самом начале шестой главы мы видим продолжение изнурительного нисхождения по спирали. Израиль делал злое, и Господь послал в их землю поработителей. На этот раз это были мадианитяне, жители пустыни к югу от Палестины. Их главной военной силой была их многочисленность и верблюды, и каждый год во время сбора урожая они вторгались в Израиль
Наум: Пророческая погребальная песнь по Ниневии
Единственная цель книги пророка Наума — возвестить гибель Ниневии, столицы Ассирии. Она была написана за несколько лет до падения города, которое произошло в 612 г. до н.э. Она буквально источает дух мести и радости по поводу разрушения Ниневии.
ЕЕ АВТОР
Кто такой Наум? Нам известно только его имя и название города, где он жил. В Библии его имя встречается еще только в одном месте. Оно приводится в генеалогии в Лк. 3:25. Как и многие другие пророки, для нас он — всего лишь голос. Он не цитируется и не отдается эхом в Новом Завете. Наиболее известный из малых пророков — Иона, а Наум, пожалуй, наименее известный. О нем мы знаем меньше, чем о каком-либо другом пророке. Его имя означает “утешение” или “сострадание”.
Откуда он родом? Из Елкоса — города, о котором сегодня практически ничего не известно. Вероятно, он был из южного царства: северного царства к тому времени уже не существовало.
ЕЕ ТЕМА
Наум возвещает падение Ниневии. Этот могущественный город был столицей Ассирийской империи, которая в 721 г. до н.э при царях Салманасаре и Саргоне разрушила Израиль. Во время царствования Иеровоама (793–753 гг. до н.э.) Бог посылал в Ниневию Иону. Услышав весть Ионы о скорой гибели Ниневии, царь и народ покаялись (Иона 3:4-10). Однако их покаяние было кратковременным.
Пророчество Наума с яркими подробностями описывает разрушение Ниневии. Это пророчество — погребальная песнь по Ниневии. Это вопль человечества о правосудии. Джон Коленбергер III писал об ассирийской жестокости: “Описания их завоеваний, убийств, покорения народов и даже их живопись, которая изображает обезглавливание, четвертование, сажание на кол, сдирание кожи с живого человека и другие зверства, демонстрируют, что ассирийцы были именно такими жестокими и самодовольными, какими их описывает Наум”. После двухлетней осады армия вавилонян и мидян разрушила Ниневию.
ДАТА ЕЕ НАПИСАНИЯ
Terminus A Quo (время, раньше которого книга не могла быть написана) — 667 г. до н.э. Ссылка на захват Фив (другие названия — Карнак и Но-Аммон) не позволяет датировать книгу годами, предшествующими захвату этого города. Фивы были захвачены Ашшурбанипалом (библ. Аснафаром) около 667 г. до н.э. и окончательно им разрушены около 661 г.
Terminus Ad Quet (время, после которого книга не могла быть написана) — 612 г. до н.э. Предсказание падения Ниневии указывает на то, что она не могла быть написана позднее 612 г. до н.э., когда это и произошло. Датой написания книги принято считать 620 г. до н.э. Хобарт Фримен датирует книгу 650 г. до н.э. Если Фримен прав, то Наум пророчествовал, когда Ассирия была в силе и не выказывала никаких признаков упадка.
ЕЕ ЦЕЛЬ
Книга была написана, чтобы возвестить приговор и гибель Ниневии. Она показывает Господне отмщение. Ассирийцы одержали победу над северным царством, Израилем, а теперь будет побеждена Ассирия. Это панихида, скорбная песнь о падении иноземного царства.
Наум ничего не говорит о грехах Иудеи или о грядущем золотом времени для Иудеи. Он говорит только о гибели Ниневии.
Это пророчество не было произнесено; наиболее вероятно, что оно было написано. Книга Наума названа “книгой видений” — никакая другая книга в Библии не удостоилась такого названия. Похоже, что пророчество Наума — изначально литературное произведение. Оно написано отточенным языком. Автор исключительно владеет даром описания.
Первыми читателями этой книги стали, по всей видимости, жители Ниневии. Потом ее прочитало южное царство и все человечество.
“Научи нас молиться”
Ученики слышали, что Иисус учил, как власть имеющий; они видели, как Он творил великие чудеса; Его сила внушала им страх, и все же они единодушно просто попросили: “Научи нас молиться”. Мы тоскуем о доме, и только молитва может излечить нас от этой тоски. Изучаемый нами текст, Лк. 11:1-13, - это величайший и единственный в мире трактат о молитве.
Книга Судей (ч.5): Кто победил в этой битве? (Суд. 4; 5)
После поражения моавитян, угнетавших Израиль, земля жила мирно восемьдесят лет. Однако, оставаясь верным предсказуемости своего поведения, описанной в книге Судей, Израиль вновь забыл Господа и впал в греховность. Тогда народ на двадцать лет поработил ханаанский царь Иавин, чье правление закончилось поразительным освобождением израильтян руками самых невероятных героев, которых только можно себе представить
Дьякониссы (1 Тим. 3:11)
“Равно и жены их должны быть честны, не клеветницы, трезвы, верны во всем” (Синодальный Перевод; см. также Новый Русский Перевод, Славянское Евангельское Общество и др. пер.).
“Диакониссы тоже должны быть достойными уважения, не заниматься сплетнями, уметь держать себя в руках и пользоваться во всем доверием” (Слово Жизни).
Есть три возможных значения этого стиха. Речь здесь может идти о (1) женах дьяконов, (2) женах старейшин и дьяконов и (3) женщинах-дьяконах. Некоторые современные толкователи предпочитают третье значение, но консерваторы уверены, что третье значение неверно.
Если бы женщины, о которых идет речь здесь, были дьяконами, то Павел и назвал бы их дьяконами, чего он определенно не сделал. (Слово “диакониссы” было добавлено некоторыми переводчиками, но его нет в оригинальном тексте). Кроме того, в следующем же стихе Павел говорит, что дьякон должен быть “одной жены муж”, что полностью исключает женщин как возможных претенденток на эту должность.
Синодальная Библия это слово в данном стихе переводит как “жены”, а не “женщины”, и это, несомненно, точная передача смысла. Отстаивая свою точку зрения, некоторые заявляют, что в греческом языке слово “женщины” обладает двусмысленным значением; пусть так, но в контексте это слово должно означать жен. Прочтение этого отрывка как “дьяконы женского пола” является серьезным прегрешением перед Словом Божьим. В этом стихе абсолютно ничего не говорится о женщинах-дьяконах, а предположить, что там говорится именно это, значит допустить, что к женам старейшин и дьяконов не предъявляется никаких требований, а это уже обвинение против Павла, которое ни один человек не имеет права выдвинуть. Этот стих, в котором говорится о качествах жен служителей церкви, абсолютно обязателен для исполнения. Плохая жена может погубить любого старейшину или дьякона, и поскольку выдвинутые здесь качества относятся ко всему новому классу руководителей церкви, то это было бы очень серьезным упущением со стороны Павла.
Но разве в Рим. 16:1 Фива не названа “диакониссой”? Да, конечно, но и гражданские власти в Рим. 13:4 тоже названы Божьими “дьяконами”, то есть в обоих случаях в греческом языке употреблено одно и то же слово (за исключением рода). В этой связи уместно отметить, что, если бы Павел подразумевал, что этих женщин следует ставить “диакониссами”, то он, конечно же, зная это слово, так бы их в этом отрывке и назвал. Слово “апостол” в Новом Завете употребляется как в официальном и узком значении, так и во втором и более общем смысле — в частности, когда оно относится к таким людям, как Варнава и Сила, которые, строго говоря, не были “апостолами”. Точно так же и слово “диаконисса”, употребленное по отношению к Фиве, не означает, что она была официальным дьяконом в Господней церкви. Всегда следует помнить, что слово “диаконисса” в переводе с древнегреческого означает “служанка” и что переводчики столетиями употребляли слово “дьякон”, вместо перевода, только тогда, когда речь шла об официальном церковном назначении. А в таких случаях, как Рим. 13:4 и Рим. 16:1, они обычно переводили его как “слуга”, и необоснованная вставка официального названия дьяконисса в Рим. 16:1 в некоторых переводах абсолютно неверна и вводит в заблуждение.
Если бы церквам было заповедано назначать женщин дьяконами, то где это отражено в Новом Завете или в обычаях ранней церкви? Когда женщин назначают дьяконами, делается это без божественного благословения, а также без соответствующего перечня требований, который должен служить руководством к их назначению. Если стих 11 предназначался для использования в качестве критерия назначения женщин дьяконами, то почему, позвольте спросить, Павел перечислил пятнадцать требований для старейшин и только четыре для так называемых дьяконисс? Такая точка зрения просто бессмысленна.
Бог — центр поклонения
Чтобы Бог мог сделаться центром нашего поклонения, мы должны понимать Бога. Как можно поклоняться кому-то, когда не знаешь, кто Он и что делает? Павел сказал афинянам, что они поклоняются идолу неведомого бога. Они поклонялись слепо, потому что не знали истинного Бога. Чтобы поклоняться, надо Его знать.
Книга Судей (ч.4): Зачем? (Суд. 3)
В Суд. 3 автор начинает нанизывать отдельные истории на нисходящую спираль, основные очертания которой были определены в главе 2. Все началось с того, что Израиль принял ханаанскую культуру, допустил смешанные браки с народом той земли и стал служить языческим богам.
О браке
«И приступили к Нему фарисеи и, искушая Его, говорили Ему: "по всякой ли причине позволительно человеку разводиться с женою своею?" Он сказал им в ответ: "не читали ли вы, что Сотворивший вначале мужчину и женщину сотворил их?" И сказал: "посему оставит человек отца и мать и прилепится к жене своей, и будут два одною плотью, так что они уже не двое, но одна плоть. Итак, что Бог сочетал, того человек да не разлучает". Они говорят Ему: "как же Моисей заповедал давать разводное письмо и разводиться с нею?" Он говорит им: "Моисей по жестокосердию вашему позволил вам разводиться с женами вашими, а сначала не было так; но Я говорю вам: кто разведется с женою своею не за прелюбодеяние и женится на другой, [тот] прелюбодействует; и женившийся на разведенной прелюбодействует". Говорят Ему ученики Его: "если такова обязанность человека к жене, то лучше не жениться". Он же сказал им: "не все вмещают слово сие, но кому дано, ибо есть скопцы, которые из чрева матернего родились так; и есть скопцы, которые оскоплены от людей; и есть скопцы, которые сделали сами себя скопцами для Царства Небесного. Кто может вместить, да вместит"» (Мф. 19:3-12).
В мире развод принял характер эпидемии. По некоторым данным, более 40% заключающихся сегодня браков приходят к преднамеренному концу. Развод наносит большую душевную травму и боль; это смерть брака. Чему учит наш текст по этим важным темам брака, развода и повторного брака?
Неясная ситуация — два противоположных взгляда (Мф. 19:3)
В дни Иисуса, в основном, существовало два противоположных взгляда. Шаммай («консерватор») утверждал, что «противное» во Втор. 24:1-4 может означать только прелюбодеяние. Гиллель («либерал») говорил, что это «противное», служащее оправданием для развода, — все, что не нравится мужу.
Таким было столкновение идей у фарисеев, которые задали этот вопрос Иисусу. Ясно, что их целью не было выяснение истины; они хотели подловить Иисуса. Он же удивил слушавших, не заняв в споре ни ту, ни другую сторону.
Поправка Спасителя — «Вернитесь к Творцу» (Мф. 19:4-6)
Иисус не пытался снять ограничения с развода, сделать его более легким. Он не защищал развод и, уж конечно, не заповедовал его. Собственное учение по этим вопросам Он преподнес ни с одной из популярных позиций, как не обратился для этой цели и к Моисею. Он вернулся к изначальному предписанию Бога в книге Бытие.
Божий замысел — это один мужчина для одной женщины на всю жизнь (Быт. 2:21-25). Это исключает полигамию, полиандрию и однополые союзы (Рим. 1:26, 27). Когда люди отступают от Божьего установления, результатом может быть только грех и несчастье.
Запутанный сценарий — «Моисей позволил разводиться» (Мф. 19:7-9)
В своей полемике иудеи попытались противопоставить Моисея Богу. Предписание Моисея о разводе они использовали не для защиты святости брака, а чтобы подвести основу под разрешение расторгать брак.
«Как же Моисей заповедал давать разводное письмо и разводиться с ней?» — спросили они. Это и сегодня хороший вопрос. Иисус ответил: «…по жестокосердию вашему». В действительности Моисей никогда не заповедовал разводиться; он просто регулировал то, что уже существовало, чтобы защитить брак.
Иисусу был задан вопрос: «По всякой ли причине позволительно человеку разводиться с женой своей?» Он ответил, что есть только одна законная причина, и это «прелюбодеяние» (неверность) одного из супругов. Иисус Сам заговорил о повторном браке. Он сказал, что повторный брак позволителен, если причиной развода является супружеская неверность.
Критическая ситуация — «Лучше не жениться» (Мф. 19:10-12)
Ученики посчитали наставление Господа о разводе и повторном браке трудным. Многие и сегодня думают так же. Ученики поняли, что лучше вообще не жениться, чем вступить в брак, который будет чрезвычайно трудно расторгнуть.
Иисус согласился с тем, как они поняли Его наставление. Он признал, что это трудное учение и не каждый может принять его и жить в соответствии с ним. В завершение дискуссии Он сказал, что лучше быть «скопцом» (оставаться безбрачным) для царства небесного, чем нарушать святость брака.
Превозмочь боль
В Новом Завете христианская жизнь неоднократно уподобляется спортивному состязанию. Ее сравнивают и с борьбой, и с бегом на длинную дистанцию. Автор Послания к евреям в 12:1 также использует образ спортивного состязания. Это удачный пример для христианской общины, жизнь которой уже сравнивалась со странствием. Люди устали, как при беге на длинную дистанцию. У них “опустились руки и ослабели колена”.
Книга Судей (ч.3): Опять все с начала! (Суд. 2)
Книга Судей говорит о “цикличности развития неверия” Израиля - о скатывании народа, потерявшего управление, в бездну. Не изгнав нечестивых хананеев с земли, израильтяне встали на путь, ведущий к духовной катастрофе. Имена и места в книге Судей меняются, но трагическая цикличность остается поразительно неизменной. Таков план второй главы книги Судей, вокруг которой строится все дальнейшее повествование.
Где проповедовал Иеремия?
Его проповеди не разносились эхом с одного единственного места на территории храма. Напротив, то, куда Бог направлял проповедовать Своего пророка, было одним из ценных уроков, который нужно усвоить нынешнему поколению.
Бог неоднократно отправлял Иеремию провозглашать Свое Слово в воротах Господнего дома и во дворе Господнего дома (Иер. 7:2; 19:14; 26:2). Там собирались те, кто хотел услышать Божью весть (Ис. 2:3), но это не единственное место, где Бог хотел, чтобы возвещалось Его слово.
Бог также посылал Иеремию к городским воротам, “которыми входят цари иудейские и которыми они выходят” (Иер. 17:19). Люди собирались там, где были цари. В Иер. 17:20 мы видим, что эта весть предназначалась не только для царей, но и для “всей Иудеи и для всех жителей Иерусалима”.
Не однажды местом проповедей Иеремии был царский дворец (Иер. 22:1; 37:17). Интересно спрашивать современных проповедников, не приходилось ли им говорить с царем от лица Господа. На этот вопрос мне неизменно отвечают “нет”!
Иеремия проповедовал даже в темнице, потому что и там ему бывало дано слово Господа (Иер. 32:2, 6-8; 33:1-3). Иисус будет судить тех, кто не посещал находившихся в заключении (Мф. 25:34-45). В настоящее время служение в местах заключения приносит больше всего плодов в сфере благовестия по всему миру.
Бог посылал Иеремию вглубь вражеской территории — в долину сынов Енномовых (Иер. 19:1, 2). Это место стало городской свалкой, где сжигали мусор. Это было место, на котором в жертву божеству Молоху приносили детей (4 Цар. 23:10) и которое поэтому стало называться “долиной убиения” (Иер. 19:6). Еврейское слово, транслитерированное по-гречески, превратилось в “геенну”, став термином, который Иисус использовал одиннадцать раз в значении “ад” (см., например, Мф. 5:22, 29, 30; 10:28; Лк. 12:5).
Самое отвратительное место в том районе, где вы живете, может быть вашей Енномовой долиной! Ходили ли вы туда, чтобы поговорить от лица Господа? Когда вы начнете возвещать истину в сточной яме похоти, вы можете ощутить то, что чувствовал Иеремия, когда проповедовал в Енномовой долине!
Бог также повелевал Иеремии проповедовать в домах врагов (Иер. 37:15, 16; 20:1-6). В результате он не только оказывался на нежелательной территории, но и сталкивался с разгневанными сановниками, его избивали и надевали на него деревянные колодки. В наше время о таких событиях написали бы все газеты! У нас может возникнуть искушение тихонько исчезнуть из подобных мест, потому что такое окружение не кажется подходящим местом для Божьего слова. Но для Иеремии это был случай возвестить: “Так говорит Господь” (Иер. 20:3-6).
Понимаем ли мы сегодня, как и где Бог хочет, чтобы проповедовали Его посланцы? Бог попросил Своего пророка служить и проповедовать в чужой земле, в Египте (Иер. 43:8-13). Не все, но многие Божьи посланцы отправлялись на служение в чужие страны. Иона был направлен в Ниневию, что в Ассирии (Иона 1:1, 2; 3:1-3). Амос проповедовал Дамаску (Ам. 1:3-5), филистимлянам (Ам. 1:8), Тиру и Едому (Ам. 1:10-12) и Моаву (Ам. 2:1-3). Авдий возвещал “так говорит Господь” Едому (Авд. 1). Наум понес еще одну весть Ниневии в Ассирии (Наум 1:1; 2:8; 3:1-19). Даниил большую часть своей жизни провел в чужой земле, проповедуя правителям Вавилона и Мидо-Персидской империи (Дан. 1:1-6; 5:29-31; 6:1-3; 9:1, 2). Бог назначил Иеремии пророчествовать большему числу народов, чем все они вместе взятые (Иер. 1:10; 46–51).
Помимо проповедей для народов (миссионерство), Бог также велел Своему пророку вести переписку с пленниками, жившими в чужой земле (Иер. 29:1-14). Вы поддерживаете связь со служителями Господа в других странах? Делитесь ли вы с братьями обнадеживающим словом Господа, чтобы помочь им лучше служить в чужих краях? (см. Прит. 12:25; 15:30; 25:25). Иеремия все это делал.