Все первое (начало служения Иисуса)
Говорят, все когда-то случается в первый раз. Самые первые дни Христова служения называют “периодом неизвестности”. Синоптические писатели свои повествования о публичной работе Иисуса начинают с более позднего периода, когда Он достиг успеха в Галилее. Иоанн же захотел познакомить нас с предыдущими, не такими впечатляющими днями.
Евангелие от Марка (ч.31): Он воскрес! (Мк. 16:1-20)
Самым величайшим из описанных в Библии чудес является воскресение Иисуса из гроба. Это именно то чудо христианской веры, на котором была основана церковь нашего Господа. Оно подтвердило истинность всех других заявлений Иисуса о Себе. Оно явилось царственной печатью Самого Бога, поставленной на жизни, трудах и учениях Иисуса Назарянина.
Апостол Павел
Биография Павла была связана с греческой культурой, римским гражданством (Деян. 16:37; 22:25) и иудейской религией (Гал. 1:14). Он был евреем из колена Вениаминова (Фил. 3:5), фарисеем, рожденным от фарисеев (Деян. 23:6). Он получил римское гражданство при рождении и пользовался всеми его правами и привилегиями. Он был родом из Тарса, главного города римской провинции Киликия (Деян. 21:39; 22:3), области в северо-восточной части Средиземного моря. Так как в Тарсе находился знаменитый университет, считалось, что лишь Афины и Александрия превосходили его своей образованностью и культурой. Как торговый центр, Тарс был известен производством тканей из козьей шерсти. Быть может, именно там Павел обучился ремеслу изготовления палаток (Деян. 18:3).
Религиозным наставником Павла был известный учитель Гамалиил, знаток иудейского закона и один из семи великих раввинов (Деян. 22:3). Как подающий надежды молодой фарисей и вдохновитель гонения на Церковь (Деян. 8:3), Павел присутствовал во время одобренного им побивания камнями Стефана, первого христианского мученика (Деян. 7:58; 8:1, 2). В исключительном противодействии Церкви, которое он оказывал яростнее любого другого иудейского вождя, проявился весь его религиозный пыл.
Павел был настолько предан своему делу, что ради преследования христиан отправлялся даже в города других стран (Деян. 9:1, 2; 22:5; 26:11). Совесть его была чиста (Деян. 23:1; 24:16; Рим. 9:1; 2 Кор. 1:12; 2 Тим. 1:3), так как он делал то, что считал правильным (Деян. 26:9). Возможно, он жаждал смерти христиан, которые поклонялись Иисусу, потому что Моисеев закон требовал от израильтян побивать среди себя камнями тех, кто поклонялся другим богам (Втор. 17:1-5). До того как ему явился Иисус, он не верил, что Иисус обладал божественностью и был достоин поклонения.
Некоторые полагают, что Павел был членом Синедриона, священного иудейского совета семидесяти. Основная причина для такого вывода заключается в словах Павла в связи с преследованием христиан: «Я подавал на то голос» (Деян. 26:10). Подобное утверждение, действительно, придает веса доводу о том, что он голосовал как член совета; однако для доказательства истинности такого вывода этого недостаточно.
Входившие в состав совета были пожилыми людьми, богатыми и очень уважаемыми, широко известными лидерами в Иерусалиме. В Деян. 7:58 Павел назван «юношей» (неаниас) — словом, которое употреблено также по отношению к Евтиху (Деян. 20:9) и племяннику Павла (Деян. 23:17, 18, 22). Говоря о своей репутации нехристианина среди иудеев, он никогда не упоминал, что являлся членом синедриона (Деян. 22:3-5; 26:4, 5; Гал. 1:13, 14; Фил. 3:4-6). Из всех сведений, которые он мог бы сообщить, эти были бы самыми сильными в плане подтверждения его былой преданности иудейской вере и его репутации в иудейском обществе.
Евангелие от Марка (ч.30): Разрушено, все безвозвратно разрушено (Мк. 16:1-8)
В первых восьми стихах последней главы Евангелия от Марка описываются дни после смерти нашего Господа. По окончании субботы Мария Магдалина, Мария, мать Иакова, и Саломия принесли благовония, чтобы умастить ими тело Иисуса. В первый день недели очень рано, сразу же после восхода солнца, они пошли к гробнице.
Евангелие от Марка (ч.29): Лица вокруг креста (Мк. 15:21–47)
Описание Марком распятия нашего Господа несколько отличается от описаний других авторов Евангелий. Он опускает много фактов, которые упоминаются в других благовествованиях. Фактически, при описании слов и действий Христа во время распятия Марк ограничивается пятью короткими стихами. Если эти пять стихов собрать вместе и прочесть подряд, мы увидим это событие так, как его рассказал Марк.
Евангелие от Марка (ч.28): Иисус или Варавва (Мк. 15:1-20)
Когда-нибудь мы предстанем перед Иисусом. Что Он сделает с нами, зависит от того, что мы сейчас сделаем с Ним. В Mк. 15 описывается, как Иисус стоял перед Пилатом, Иродом, народом и римлянами. Подумайте, что сделал человек с Божьим избранником!
Евангелие от Марка (ч.27): Суд над Иисусом (Мк. 14:53-72)
То, что происходило почти две тысячи лет назад в далекой стране, многим в нашем мире кажется странным и не имеющим отношения к нам. Однако события, связанные со смертью Христа, являются самыми важными во всей человеческой истории. Они так или иначе отразились на каждом человеке, когда-либо жившем в этом мире. Если верить Писаниям, то Голгофа является центральным событием всей истории.
Христос в пророчествах
Когда Петр стоял с одиннадцатью другими апостолами и говорил иудеям, собравшимся в Иерусалиме в день Пятидесятницы, он, провозглашая Иисуса Господом и Христом, указал на свидетельство псалмов (Деян. 2:14). Аудиторию Петра составляли разумные верующие, хорошо знавшие ветхозаветные Писания. Поэтому он воззвал к их здравому смыслу и привел исполнение в Иисусе ветхозаветных пророчеств в качестве доказательства того, что Иисус и есть Мессия.
Петр процитировал Пс. 15:8-11, пророчество о воскресении Христа:
«...Ибо Ты не оставишь души моей в аду и не дашь святому Твоему увидеть тления. Ты дал мне познать путь жизни, Ты исполнишь меня радостью пред лицом Твоим» (Деян. 2:25-28).
В своем пророчестве Давид говорит от первого лица, но Петр показал, что Давид не мог говорить о себе. Во-первых, Петр сослался на смерть Давида. Он сказал, что Давид, записавший это пророчество, умер и до сих пор лежит в могиле — в Иерусалиме ее может увидеть каждый (Деян. 2:29). Во-вторых, он напомнил им о Божьем обетовании Давиду (Деян. 2:30). Бог обещал Давиду, что придет время и один из его потомков займет его престол (2 Цар. 7:12). Это обещание, сказал Петр, исполнилось во Христе, ибо Бог воскресил Его из мертвых (Деян. 2:31) и посадил на духовный престол по правую руку от Себя. Иисус пришел в этот мир по линии Давида и теперь сидит на духовном престоле одесную Бога на небесах и, будучи Царем, правит Своим земным царством, церковью.
В конце своей проповеди Петр сослался еще на одно пророчество, содержащееся в псалме 109:1 (Деян. 2:34, 35). Указывая на пророчества в Пс. 15:8-11; 109:1, он доказывал, что Посланный от Бога будет воскрешен из мертвых и возвеличен — посажен одесную Бога. В Своем воскресении и возвеличении Иисус полностью исполнил оба ветхозаветных пророчества. Таким образом, в своей первой проповеди евангелия Петр показал, что Иисус есть Обещанный Богом — Христос и Господь.
Евангелие от Марка (ч.26): Несостоятельность друзей (Мк. 14:27-52)
Двадцать второй псалом, бесспорно, любим очень многими. Тысячи мужчин и женщин в тяжелое для них время получали утешение и поддержку от первых слов псалма: “Господь - Пастырь мой; я ни в чем не буду нуждаться”. Мысль о Господе как о пастыре Своего народа все эти века утешает многих.
Евангелие от Марка (ч.25): Любовь и ненависть (Мк. 14:1-26)
В Mк. 14 соседствуют два события и две темы, резко контрастирующие друг с другом. Подобно художнику, Марк рисует две линии истины: линию любви и параллельную ей линию ненависти. На протяжении всей главы он тесно переплетает их между собой.
Евангелие от Марка (ч.24): “Когда это будет?” (Мк. 13)
Тринадцатая глава Евангелия от Марка - одна из наиболее трудных в Новом Завете. Это одна из самых “иудейских” глав во всей Библии. С самого начала и до ее конца Иисус говорит об иудейской истории и иудейских понятиях. В ней вновь и вновь приводятся иудейские слова и рисуются иудейские картины, которые для современного западного ума кажутся необычными, а то и вовсе непонятными.
Пробитые гвоздями руки
Если бы вы воскресли из мёртвых и захотели показать своим друзьям, что действительно живы, то как бы вы продемонстрировали им своё воскресение? В горнице в тот первый воскресный вечер после Своего воскресения Иисус использовал два свидетельства того, что Он ожил, — доказательства осязанием и общением.
Евангелие от Марка (ч.22): Какой властью? (Мк. 11:27—12:27)
Иисус был полемистом. Евангелия пишут, что Он постоянно дебатировал с лидерами иудаизма то по одному вопросу, то по другому. Во время Своего последнего визита в Иерусалим в ту судьбоносную роковую неделю Иисус противостоял разным авторитетам, существовавшим в той местности - авторитету лжерелигии, авторитету государственной власти, авторитету человеческих рассуждений.
Евангелие от Марка (ч.21): Въезд в Иерусалим (Мк. 11:1-26)
У каждой великой исторической личности были и друзья, и враги. Иисус Христос не был исключением. Его противниками были книжники, фарисеи, саддукеи и римляне. Но почему они ненавидели Его? То место Писания, которое мы рассмотрим в этом уроке, расскажет нам о том, почему эти люди так яростно ополчились против Него. Ключ к разгадке мы найдем в событиях и ответных реакциях на них.
Евангелие от Марка (ч.20): На пути в Иерусалим (Мк. 10:32-52)
В конце Mк. 10 говорится о том, что Иисус и Его апостолы идут в Иерусалим. Впереди последняя, наполненная событиями, неделя жизни Иисуса перед распятием. Господь предвидел крест и все, что с ним было связано, но твердо решил принять его.
"Приблизилось Царство Небесное!"
“В те дни приходит Иоанн Креститель и, проповедуя в пустыне Иудейской, говорит: «Покайтесь, ибо приблизилось Царство Небесное»” (Мф. 3:1, 2). Нам трудно осознать, какими волнующими были эти слова для слушавших его. Эра Мессии “приблизилась”! Недалеко то время, когда явится Сам Мессия! Это занятие посвящено событиям, которые положили фундамент публичного служения Иисуса.
Евангелие от Марка (ч.16): Гора и долина (Мк. 9:1-29)
В жизни все бывает - и возвышающее ощущение, будто стоишь на вершины горы, и чувство, что опустился в долину уныния и разочарования. В Mк. 9 описывается и такой вот взлет, и падение. Господь преображается на горе, а Его растерявшиеся ученики оказываются в долине. Давайте рассмотрим эти два великих события.
Мир, в который пришел Христос
Первым читателям Евангелий был хорошо знаком тот мир, в который пришел Иисус, чего не скажешь о нас. О Палестине в дни Христа Б. Дин пишет, что ее “ландшафт остался прежним с тех пор, как Авраам впервые разбил свой шатер в Сихеме”, но “все остальное стало другим”. Откуда взялись такие изменения?
Евангелие от Марка (ч.14): Величайший вопрос жизни (Мк. 8:22-30)
В середине восьмой главы Евангелия от Марка наступает поворотный момент. Именно здесь весть и служение Иисуса обретают новое направление. С этого момента и далее в Его служении легко просматривается нечто новое.
Евангелие от Марка (ч.9): Иисус, человеческие страдания и смерть (Мк. 5:21-43)
В этом отрывке Евангелия от Марка Иисус является участником очень динамичных событий. Одна история быстро сменяется другой. Иногда обстоятельства предполагают столкновение с естественными силами природы - такими, как мы видели в эпизоде укрощения бури на Галилейском море. Иногда - с миром бесовским, как например во время изгнания легиона бесов из одержимого в Mк. 5.