"Приблизилось Царство Небесное!"
“В те дни приходит Иоанн Креститель и, проповедуя в пустыне Иудейской, говорит: «Покайтесь, ибо приблизилось Царство Небесное»” (Мф. 3:1, 2). Нам трудно осознать, какими волнующими были эти слова для слушавших его. Эра Мессии “приблизилась”! Недалеко то время, когда явится Сам Мессия! Это занятие посвящено событиям, которые положили фундамент публичного служения Иисуса.
Евангелие от Марка (ч.7): Как царство растет (4:21-34)
Всем нам присущ интерес к тайнам. Когда наш друг говорит: "Я хочу рассказать тебе один секрет", - это сразу же привлекает наше внимание. Нам так интересно знать то, чего не знают другие! У Бога есть тайны, и иногда Он открывает их Своему народу. Некоторые из Его тайн мы так никогда и не узнаем, но другими Ему было угодно поделиться с нами.
Являетесь ли вы членом Божьего царства?
Бог очень дорожит Своим царством, церковью. Установление церкви не было результатом запоздалой мысли или случайностью. Напротив, Бог от вечности задумал и поставил целью сделать Свой избранный народ частью Своего духовного царства. Задолго до новозаветного времени пророки говорили о церкви как о грядущем царстве.
Одно из великих пророчеств, предсказывающих установление церкви, находится в Дан. 2:36-45, в сновидении царя Навуходоносора об истукане. С Божьей помощью Даниил открыл царю Божий замысел. Образы сновидения олицетворяли существовавшую на то время Вавилонскую империю и три другие мировые державы, которые еще только должны были выйти на историческую сцену. Последняя часть статуи изображала Римскую империю, которая просуществовала с 31 г. до н.э. по 476 г. после рождества Христова. Именно в это время должно было возникнуть последнее царство — камень, отколовшийся без содействия рук. Таким образом, объяснение Даниилом сна указывало на то, что установление запланированного Богом царства должно было произойти во время правления римских императоров (между 31 г. до н.э. и 476 г. н.э.).
Божье царство будет существовать на земле, как и четыре мировые державы, но Божье царство пребудет вовек; оно не разрушится, как случилось со всеми земными царствами. Оно будет вечным. Содержание этого пророчества напоминает нам слова Христа, сказанные им в преддверии установления Своей церкви: “...и на этом камне Я создам церковь Мою, и врата ада не одолеют ее” (Мф. 16:18).
Однажды ночью иудейский начальник Никодим пришел к Иисусу, чтобы больше узнать о царстве Бога. Иисус сказал ему, что в царство Божье можно войти посредством столь радикальных и преобразующих изменений, что это лучше назвать новым рождением, или рождением свыше (Ин. 3:5). В день Пятидесятницы после воскресения и вознесения нашего Господа Бог излил Своего Духа и установил предсказанное Им царство. В тот самый день, когда Петр объяснил людям, как родиться свыше, в него вошло сразу три тысячи душ (Деян. 2). Это рождение свыше предполагает веру в Иисуса (Ин. 3:16), покаяние, или отвращение от греха, и следование Божьей воле (Деян. 17:30), исповедание Иисуса Сыном Божьим (Рим. 10:9, 10) и крещение во Христа для прощения грехов (Деян. 2:38; 22:16).
Церковь — это самое важное царство, в которое только могут войти люди. Его члены безмерно благословлены, имея доступ ко всем духовным благословениям (Еф. 1:3) и вечную жизнь (1 Ин. 5:13). Те, кто не использует возможность стать членом Божьего царства, наверняка не осознают его важность.
Являетесь ли вы членом Господнего бесценного царства, Его церкви? Для нас нет ничего более радостного, чем осознание того, что мы являемся частью церкви, которая была установлена согласно извечному плану нашего благословенного Господа. С ним не сравнится никакое земное царство.
Царство Христа
Об этом царстве Исаия пророчествовал, что Христос будет владычествовать над Божьим народом, как Давид (Ис. 9:6, 7). Гавриил, ангел, явившийся Марии, сослался на этот стих, когда сказал: «Даст Ему Господь Бог престол Давида, отца Его» (Лк. 1:32). Михей пророчествовал, что этот владыка произойдет из Вифлеема, города Давида (Мих. 5:2; см. Лк. 2:4).
Царство было также темой сна Навуходоносора, который истолковал Даниил. Сон открывал, что царство Христа, Божье царство, будет установлено в дни римских царей (Дан. 2:31-44). Еврейский народ понимал эти установленные сроки и «был в ожидании» (Лк. 3:15), когда появился Иоанн с проповедью, что царство небесное приблизилось (Мф. 3:1, 2).
Иисус начал Свое служение с проповеди той же вести (Мф. 4:17) и говорил, что «исполнилось время» (Мк. 1:15). Время ожидания прихода царства закончилось, и его установление должно было произойти вскоре. Иисус послал апостолов (Мф. 10:5, 7) и семьдесят других учеников проповедовать эту же весть о близости царства (Лк. 10:9, 11). Некоторые из присутствовавших во время проповеди Иисуса должны были увидеть, как царство придет в силе (Мк. 9:1). Сила пришла с излитием Святого Духа (Деян. 1:8) в день Пятидесятницы (Деян. 2:1-4). В это время царство Иисуса было расширено до земли, и о нем уже не говорилось, что оно «приблизилось». Теперь, когда люди слышали проповедь о царстве, они крестились, чтобы войти в него. (Ср. Деян. 8:12 с Ин. 3:3-5). С той поры первые проповедники понесли весть о том, что царство уже существует (Деян. 19:8; 20:25; 28:23, 31).
Владычество Иисуса началось, когда Он вознесся на небо и воссел по правую руку от Отца (Еф. 1:20-23; 1 Пет. 3:22; см. Дан. 7:13, 14). У Него теперь вся власть на небе и на земле (Мф. 28:18), так как все, кроме Его Небесного Отца, покорено под ноги Его (1 Кор. 15:27).
Иисус рассказал притчу, в которой учил, что Он, представленный в образе человека высокого рода, отправится для получения Своего царства (Лк. 19:12). Он возвратится не для того, чтобы установить Свое царство, так как Он уже получит Его до Своего возвращения. Он потребует у Своих подданных дать ответ за их образ жизни (Лк. 19:13-27). Это показывает, что Он, когда возвратится «при кончине века», будет судить мир (Мф. 13:49; 25:31-46). Тогда Он передаст царство Отцу (1 Кор. 15:23, 24).
Некоторые настаивают на том, что царство еще не пришло, а колоссяне (см. Кол. 1:13) ощутили вкус того, что предстояло в будущем. Так, Брюс пишет:
«Когда Павел утверждает, что верующие уже были введены в царство возлюбленного Сына Божьего, он дает нам пример по-настоящему осуществленной эсхатологии. То, что в своей полноте ожидает их в будущем, уже реализовалось в них… Посредством ожидания, которое является реальным переживанием, а не юридической фикцией, они здесь и сейчас получили славу, которая еще будет явлена в будущем. “Наследие святых в свете” еще не проявилось в своем безграничном богатстве, но божественный акт, которым верующие были призваны к участию в этом наследии, уже совершился… Оно уже проникло в этот мир в деяниях Христа (ср. Мф. 12:28; Лк. 11:20); однажды оно придет в полноте славы, которая окружает парусиа [второе пришествие] Христа».
Мы здесь видим непонимание сущности царства Иисуса и времени его установления. Кроме того, здесь неверное употребление греческого слова эйс, которое означает «в, внутрь» и так трактуется в нескольких других переводах Кол. 1:13. Его царство стало существующей действительностью — как видно из того факта, что колоссяне были введены в него. Верные Иисусу будут оставаться в Его царстве до Его второго пришествия. Сейчас христиане являются священниками в царстве Иисуса (Отк. 1:6; 5:10). Они призваны к участию в наследии святых в свете — в наследии, в которое они еще вступят.
Как стать гражданином Божьего царства?
Словом “царство” в пророческом смысле называется духовное господство Бога над теми, кто покорился Его воле в этом мире. Это одновременно и действие (духовное господство Бога над жизнью), и сфера, где происходит это действие, — та духовная сфера, где со всей очевидностью осуществляется Божье правление. Это царственное правление Христа подразумевается в слове “церковь”. Когда человек покоряется воле Христа, он вводится в тело Христово, церковь. Живя в подчинении главе церкви, Христу Иисусу, он становится частью Божьего царства на земле. Таким образом, “царство Божье” и “церковь Христова” — взаимозаменяемые выражения, как учил Иисус в Мф. 16:18, 19.
Вы можете стать гражданином Божьего царства, покорив свою волю воле Царя. Христос сказал: “Не всякий, говорящий мне: «Господи! Господи!» — войдет в Царство Небесное, но исполняющий волю Отца Моего Небесного” (Мф. 7:21). Никто из людей не имеет права диктовать условия гражданства; такое право есть только у Господа. А еще Иисус сказал: “Истинно, истинно говорю тебе, если кто не родится свыше, не может увидеть Царства Божьего” (Ин. 3:3). Апостол Петр подчеркнул, что мы “возрождаемся” от Слова Божьего, когда повинуемся истине этого Слова (1 Пет. 1:22, 23).
Вдохновленное Духом Слово (2 Пет. 1:21) учит нас уверовать в Иисуса, покаяться в своих грехах, исповедать свою веру и креститься (погружением в воду) (Ин. 3:16; Лк. 13:3; Мф. 10:32; Мк. 16:16). Следуя повелениям Царя, мы “рождаемся от воды и Духа” (Ин. 3:5) и переходим из тьмы в царство Его Сына (Кол. 1:13).
Когда мы становимся гражданами Божьего царства, наши ценности меняются. Мы больше не смотрим на мир так, как смотрят на него люди из мира. Мы “в мире”, но мы “не от мира” (Ин. 17:11, 14). Те, кто принадлежит только этому миру, переживают за свою собственность, настоящее, будущее и ситуацию в мире. Христиане не принадлежат этому миру; мы принадлежим царству духовному, а не физическому. Мы посвятили себя духовному, а не мирскому. Хотя мы ухаживаем за больными, кормим голодных и работаем над тем, чтобы сделать мир лучшим местом для жизни, наши сердца устремлены в вечность. Превыше всех других интересов мы ставим духовное спасение каждого встретившегося нам человека. Люди этого мира покупают и продают новые вещи; христиане же ищут новые души. Глядя на эту жизнь сквозь призму вечности, мы видим никчемность всего, что с ней связано. Мы живем для духовных, а не мирских целей.
Нерукотворное царство
“И во дни тех царств Бог небесный воздвигнет царство, которое вовеки не разрушится, и царство это не будет передано другому народу; оно сокрушит и разрушит все царства, а само будет стоять вечно” (Дан. 2:44). Будучи пророком Божьим, Даниил рассказал царю Навуходоносору об огромном “истукане”, которого царь увидел во сне.
Царство Небесное
Оба — и Иоанн Креститель, и Иисус — проповедовали: «Приблизилось Царство Небесное» (Мф. 3:2; 4:17; 10:7). Слово «царство» в Евангелиях от Матфея, Марка, Луки и Иоанна встречается более сотни раз. Это их главная тема.
Греческое слово, переведенное как «царство», предполагает «владычество и правление». В Евангелиях оно прежде всего означает ту область, в которой владычествует Господь.
Слово «царство» встречается во всем Новом Завете (Рим. 14:17; 1 Кор. 4:20), но главным образом оно употреблялось по время личного служения Христа. Многие века иудеи ждали Царя (Мессию), который бы пришел и установил Свое царство.
Однако у иудеев было ложное представление о царстве Мессии. Они думали, что это будет земная, политическая империя. Иисус сказал, что Его царство «не от мира сего» (Ин. 18:36). Большинство Его притч были притчами о царстве, раскрывающими духовную природу царства.
Для обозначения царства в Евангелиях используется несколько терминов. Наиболее употребляемым (встречается более пятидесяти раз) является «Царство Божие» (Мф. 19:24; Мк. 4:26). Любимый термин Матфея — «Царство Небесное» (Мф. 5:3, 10, 19). Только он употреблял это словосочетание — более тридцати раз. Иисус использовал такие выражения, как «Мое Царство» (Лк. 22:30; Ин. 18:36) и «Царство Отца Моего» (Мф. 26:29). Иногда говорилось просто — «Царство» (Мф. 4:23; 13:19).
Некоторые пытаются доказать, что есть разница между «Царством Божьим» и «Царством Небесным», но их усилия неубедительны. Джон Картер пишет: «По-моему, все попытки указать на различие их значения натянуты, а само это различие кажется надуманным». В Мф. 19:23, 24 эти два выражения употребляются взаимозаменяемо:
«Иисус же сказал ученикам Своим: „Истинно говорю вам, что трудно богатому войти в Царство Небесное; и еще говорю вам: удобнее верблюду пройти сквозь игольные уши, нежели богатому войти в Царство Божие“».
В восьми параллельных отрывках там, где у Матфея написано «Царство Небесное», другие синоптические авторы пишут «Царство Божие». (Сравните, например, Мф. 4:17 с Мк. 1:14, 15).
В Новом Завете слово «царство» может иметь и другие значения. Иногда им называют небеса (см. Деян. 14:22; 2 Пет. 1:11). Большей же частью этим словом обозначают тех, кто добровольно покорился правлению Царя царей, кто позволил Господу царствовать в своих сердцах.
В посланиях подданные царства называются «церковью». Если в Евангелиях предпочтение отдается термину «царство», то в посланиях — слову «церковь». «Царство» и «церковь» — это не два разных духовных установления, а одно и то же. Говоря о Своем царстве в Мф. 16:18, 19, Иисус назвал его «Церковь Моя».
Христово царство/церковь имеет своим началом первую Пятидесятницу после смерти, погребения и воскресения Христа (см. Мк. 9:1; Деян. 1:6-8; 2:1-4). После этого события о царстве/церкви уже говорится как о чем-то реально существующем (Деян. 5:11; 8:1, 3; Кол. 1:13; Евр. 12:28; Отк. 1:6).
Некоторые учат, что царство еще не установлено. Две тысячи лет назад Иоанн и Иисус учили, что царство «приблизилось» (то есть «почти пришло»). Кроме того, Иисус учил, что царство придет при жизни некоторых из слушавших Его (Мк. 9:1). В Писаниях нет учения, что царство придет когда-то в будущем, зато они утверждают, что Иисус начал царствовать, когда вознесся к Богу (Деян. 2:29–36). Сейчас Христос правит Своим Царством на небесах — и будет править до тех пор, пока не вернется в конце нашей эры (см. 1 Кор. 15:24–27), чтобы забрать Своих верных последователей с Собой на небеса (Ин. 14:1-3).
Хотя после установления церкви/царства (Деян. 2) слово «церковь» употребляется чаще слова «царство», не упускайте из виду того факта, что Господня церковь есть царство.