Миссионерские путешествия Павла к язычникам, 45-58 гг.
В течение года Варнава и Савл работали вместе в Антиохии. Церковь значительно возросла в численности и, что гораздо важнее, духовно. В ней было много учителей, из которых Варнава назван первым, а Савл - последним. По-видимому, они серьезно помышляли о более широкой евангелизации, потому что “когда они служили Господу и постились, Дух Святый сказал: отделите Мне Варнаву и Савла на дело, к которому Я призвал”
1 и 2 Тимофею и Титу (ч.1): Введение в 1 Тимофею — 1
Целью первого послания Павла к Тимофею было помочь молодому благовестнику сохранить здравое учение, напитав “словами веры”. Павел наставлял его позаботиться о том, чтобы некоторые “не учили иному и не занимались баснями и родословиями бесконечными”. Он должен был уклоняться от “негодных и бабьих басен” и опровергать всякого, кто “не следует здравым словам”.
Внимание: работает Бог!
Канавы, горы грязи и среди них бульдозеры, скреперы, цементовозы - каждый раз там, где работает вся эта техника, вы видите мигающие желтые огни и знак и/или надпись: “Внимание: работают люди”. Точно так же и в Писании есть моменты, призывающие нас ко вниманию, ибо работает Бог.
Мир, в который пришел Христос
Первым читателям Евангелий был хорошо знаком тот мир, в который пришел Иисус, чего не скажешь о нас. О Палестине в дни Христа Б. Дин пишет, что ее “ландшафт остался прежним с тех пор, как Авраам впервые разбил свой шатер в Сихеме”, но “все остальное стало другим”. Откуда взялись такие изменения?
Евангелие от Марка (ч.13): Возвращение в Десятиградие (Мк. 7:31—8:21)
Исцеление бесноватого из Гадаринской страны, о котором шла речь в Mк. 5, произошло в Десятиградии, на языческой территории, известной, главным образом, своими десятью городами. В Mк. 7:31—8:21 Иисус возвращается туда, чтобы учить и проповедовать. В Библии сказано, что во время Своего служения наш Господь приходил сюда лишь дважды.
Некоторые характеристики патриархальной эпохи
1. Это был кочевой период. Авраам, Исаак и Иаков были основателями не городов, какими были Мин (Менес), Ассур, Нимрод, но родоначальниками народа и веры. Они жили в шатрах. Они кочевали с места на место. И тем не менее, они не были бродягами без цели и закона, они были странниками Божьими, передвигавшимися по зову Бога и воодушевленные великой и далеко идущей целью.
2. Это был патриархальный период. Отец являлся: (а) правителем семейного клана. У него была власть на жизнь и смерть (См. Быт. 22:10; 28:24); (б) военачальником. Авраам возглавил поход против месопотамских царей; (в) семейным священником. Он строит жертвенник и приносит жертвы за семью; (г) семейным пророком. Ему и через него Бог доносит Свою волю и Свои намерения.
3. Представления о Боге. Патриархи строго придерживались следующих положений: (а) Бог един. Нет даже следа политеизма; (б) Бог - личность. Не существовало никакого пантеизма или прославления природы, что так часто встречалось в Египте. (в) Бог всемирен. Он есть Бог всей земли (Быт. 18:25), Бог не только Авраама и Израиля, но и фараона, Он правит не только на Иордане, но и на Ниле, и на Евфрате; (г) Бог свят. Он не подвержен порокам языческих божеств. Судья всей Земли поступает правосудно (Быт. 18:25).
4. Формы поклонения. Не было ни храмов, ни установленных праздников. Нет упоминаний и о субботе, хотя последующий закон Моисея был основан на том, что Бог отдыхал на седьмой день, и имеются следы деления времени на недели (Быт. 8:10-12). Существовали грубые жертвенники, жертвоприношения скотом, посвященные памятники, клятвы, паломничества, молитвы, выплата десятины и обряд обрезания.
5. Уровень цивилизации. Патриархи были кочевниками, но не варварами. Они соприкоснулись с самыми высокоразвитыми цивилизациями той эпохи - Халдеи и Египта. Они были пастухами, но занимались и сельским хозяйством. У них были деньги и драгоценности; у Иуды было кольцо-печатка, а у Иосифа - царская одежда. Вполне возможно, что они были знакомы с искусством письменности, которое процветало в долинах Нила и Евфрата.
6. Значение Завета. Завет с Авраамом является ключом к пониманию патриархального периода и еврейской истории в целом. Несомненно, что история эта тесно связана с людьми. Все естественные мотивы играют свою определенную роль в переселениях, в семейной жизни и жизни народа. Но Завет - это созидательный факт и сила. Именно он выделил евреев из мира. Именно он постоянно вел их к земле, к формированию народа, и к “семени”, которому предназначено было благословить все народы. Первоначально заключенный с Авраамом в Халдее, завет этот был подтвержден ему пять или шесть раз в Ханаане, многократно обновлен с Исааком, а также с Иаковом. На нем основано предсмертное завещание Иосифа, а столетия спустя завет был обновлен с Моисеем (у горящего куста) и превращен на горе Синай в завет для всего народа. Невозможно измерить влияние веры и надежды такой созидательной силы на характер человека или народа.
Великое отступничество
Церковь была установлена и устроена так, как это было угодно Иисусу. Через какое-то время после смерти апостолов в церковь стали привноситься изменения. Они привели к появлению тела, отличавшегося от того, что установил Иисус.
Купальня Силоам
В мае, будучи в Иерусалиме, я прошелся темным тоннелем по пояс в тихо текущей воде. Эта вода берет свое начало от “вод Геона” (2 Пар. 2:30), родника у подножия восточного склона Офела, где воды образуют “купальню Силоам”. Когда я трусцой вбежал в свой гостиничный номер, с меня ручьем текла вода, но оно того стоило!
КУПАЛЬНЯ СИЛОАМ И ЕЗЕКИЯ
Езекия, сын Ахаза, царствовал над Иудеей двадцать девять лет, с 727 по 698 гг. до н.э. (4 Цар. 18:1, 2). Источник Геон был за пределами Иерусалима, и Езекия захотел пустить его воды в Иерусалим на тот случай, если на город нападет враг. Царь Езекия и народ сказали: “да не найдут цари Ассирийские, придя сюда, много воды”.
В 4 Цар. 20:20 мы находим ссылку на тот факт, что Езекия “сделал пруд и водопровод и провел воду в город”. Один апокриф рассказывает, что Езекия “укрепил свой город и провел в него воду”, прокопав “скалу железом, и сделал колодец для воды”. Его рабочие железными орудиями прорубили тоннель в известняке через всю гору Офел. Затем он “запер верхний проток вод Геона” (2 Пар. 32:30) “и провел воду в город” (4 Цар. 20:20). Там построили плотину, и образовался пруд Силоам.
Хотя вышеупомянутые сведения о создании пруда Силоам очень ясно и подробно описаны в Ветхом Завете и апокрифе, светские историки хранили по этому поводу молчание на протяжении 2500 лет. Но вот, в 1880 г., один мальчик-араб, играя в пруду, заметил на его северной стороне ход, ведущий внутрь горы Офел. Новость о тоннеле распространилась, и прибывшие с факелами ученые быстро обнаружили на его стене надпись. Они почистили буквы кислотой и сделали оттиск. Велико было изумление ученых, когда их взорам предстали еврейские буквы VIII в. до н.э. Сомнений больше не было: это был водопровод, акведук, с помощью которого Езекия “провел [воду из Геона] к западной стороне города Давидова” (2 Пар. 32:30).
Очевидно, один взволнованный свидетель события написал на стене тоннеля, что “в день прибытия... воды потекли в пруд, [удаленный] на 1200 локтей” (ок. 531 м).
Всякий, кто пройдет через тоннель от источника Геон до пруда Силоам, убедится в точности Библии.
КУПАЛЬНЯ СИЛОАМ И ИИСУС
Туристам в Иерусалиме до сих пор показывают “купальню Силоам”. Некогда Иисус помазал землей, смешанной со слюной, глаза слепого и сказал: “Пойди, умойся в купальне Силоам” (Ин. 9:7). Слепой каким-то образом нашел пруд. Он омыл глаза “и пришел зрячим” (Ин. 9:7).
Никто не думает, что в той воде была сила, способная слепому вернуть зрение. Так же и воды крещения сами по себе не могут омыть грехи. Если бы вода обладала такой силой, тогда со стороны Иисуса было безрассудством умереть, чтобы омыть грехи Своей кровью (Мф. 26:28; Отк. 7:14).
Слепой остался бы слепым, если бы отказался омыть глаза в воде Силоама. Так же и Павел, который назвал себя “первым из грешников”, остался бы со своей виной, если бы отказался креститься, чтобы “омыть” свои грехи (1 Тим. 1:15; Деян. 22:16).
1, 2 Петра; Иуды (ч.11): Вступление во 2 Петра (2 Пет. 1:1, 2)
Сколько времени прошло между написанием 1 и 2 Петра, неизвестно. Не имея более конкретной информации, мы предполагаем, что Петр все еще был в Риме. Так как Петр говорит своим читателям, что это его второе послание к ним (3:1), мы полагаем, что он пишет его тем же христианам, которым отправил свое первое письмо.
Типы апокрифов и их содержание
Апокрифы включены в католическую и православную Библии, но не входят в христианскую Библию. Почему эти книги почитаются сегодня католиками и православными? Почему следует отвергнуть идею богодухновенности апокрифов?
Пророк Даниил (ч.13): Последнее откровение Даниилу (12:1–13)
Начиная со стиха 5 рассказ Даниила о видениях подходит к концу. Нам не говорится, были ли те двое у реки тоже ангелами и если да, то был ли один из них Гавриилом. Один из тех двоих спросил мужа в льняной одежде: “Когда будет конец этих чудных событий?” Даниил явно не сам задал этот вопрос. Может быть, он боялся спрашивать; другой за Даниила задал вопрос, который несомненно был у него на уме.
Пророк Даниил (ч.12): Бог видит будущее (11:1–45)
После видения ангела у реки Тигр Даниил разговаривал с посланцем от Бога, который пришел, чтобы объяснить ему видение. Посланец сказал Даниилу: “Итак, я с первого года Дария, мидянина, стал ему [Киру] подпорой и подкреплением” (ст. 1). В 10:13 посланец сообщил Даниилу, что его дела не позволили ему раньше принести послание. Сейчас же он сказал: “Теперь возвещу тебе истину” (ст. 2).
Пророк Даниил (ч.10): Пророчество Даниила о семидесяти седминах (9:1–27)
События главы 9 произошли “в первый год Дария...” (ст. 1). Как говорит нам стих 2, Даниил, читая по книге пророка Иеремии, “сообразил”, что вавилонское пленение будет длиться семьдесят лет. Он вычислил, что время это на исходе. Возможно, поэтому он почувствовал еще большую потребность в общении с Богом. И он стал молиться прекрасной молитвой, которую мы находим в стихах 4-19.
Пророк Даниил (ч.9): "Вот, овен и козел!" (8:1–27)
В третий год царствования Валтасара, через два года после предыдущего видения, Даниилу было другое видение. Сначала Даниил увидел барана (“овна”). В стихе 20 говорится, что баран олицетворяет мидян и персов. В предыдущем видении Даниила царство было представлено медведем (в большей степени символом Мидии). В этом оно представлено бараном (в большей степени символом Персии).
Пророк Даниил (ч.6): Письмена на стене (5:1–31)
“Мидяне и персы” — это не два, а одно имперское царство, пришедшее на смену Вавилону. В Дан. 5 описаны события, имеющие отношение к этому сдвигу в мировом распределении сил. Мидяне (Мидия) занимали территорию сегодняшнего Азербайджана и северного Ирана. В союзе с Вавилоном и другими державами они в 605 г. до н. э. помогли развалить Ассирийскую империю.
Пророк Даниил (ч.5): Сон с предупреждением (3:31–4:34)
События главы 4 продолжают освещать тему Даниила, что все в руке Божьей. Стихи 14, 22 и 29 заявляют, что “Всевышний владычествует над царством человеческим”. Последние стихи глав 3 и 4 содержат повеление царя Навуходоносора, восхваляющее Бога. Между ними мы видим сон и его объяснение Даниилом, по своей структуре сходное с толкованием сна из главы 2.
Послепотопный период: от Потопа до призвания Авраама
(2348-1921 гг. до н.э.; Бытие 8:10-11:26)
1. ВТОРОЕ НАЧАЛО (Быт. 8:15-9:29)
Ноев ковчег стал второй колыбелью человечества. С него для Ноя и его семьи начинается новое испытание.
а) Жертвенник и завет. Ной сохранил по семь особей от каждого чистого вида животных. Покинув ковчег, он первым делом построил жертвенник, на котором принес Богу жертву всесожжения, “взяв из всякого скота чистого и из всех птиц чистых”. В знак того, что принимает поклонение Ноя, Бог заключает с ним завет, скрепив его прекрасной радугой обещания. Вот основные пункты завета: (1) впредь никаких потопов, (2) человеку размножаться и заселять Землю, (3) можно употреблять пищу животного происхождения, (4) наказание смертью за убийство утверждало святость человеческой жизни.
б) Судьба сыновей Ноя. Заключительные сведения о жизни Ноя связаны с опьянением вином, бесстыдным выражением неуважения со стороны Хама и более скромным поведением двух других сыновей, Сима и Иафета. Этот контраст послужил поводом для пророческого высказывания Ноя об их дальнейшей судьбе: (1) проклятие Ханаана (род Хама), (2) благословение Сима, (3) возвышение и распространение колена Иафетова.
2. ПРОИСХОЖДЕНИЕ НАРОДОВ (Быт. 10)
Десятая глава книги Бытия является старейшим авторитетным источником по этнологии. В ней перечисляются потомки сыновей Ноя и их расселение. (1) У Хама было четверо сыновей, которые обосновались в долинах нижнего течения Евфрата и Нила. Хамитские народы создали самые ранние цивилизации. (2) Пятеро сыновей Сима поселились в Юго-Западной Азии. Это были предки халдеев, завоевавших более древние хамитские народности, жившие по берегам реки Евфрат: а также ассирийцы, сирийцы, арабы и евреи. Эти народы основали следующую большую группу империй. (3) От семи сыновей Иафета произошли мидяне, греки, римляне и все современные европейские народы. Они расселились на обширных территориях, в течение тысячелетий пребывали в неизвестности, но уже на протяжении двадцати четырех веков правят миром.
3. ВАВИЛОНСКАЯ БАШНЯ И СМЕШЕНИЕ ЯЗЫКОВ (Быт. 11:1-9)
Проходят столетия. Население начинает скапливаться на равнине земли Сеннаар, по нижнему течению Евфрата. Они начинают строить великую башню. Строительство башни преследует двоякую цель: прославиться и предотвратить рассеяние. Согласно же Божьему плану, выраженному в завете с Ноем, они должны были распространяться и населять Землю. Грех заключался не в строительстве башни, а в их сердцах. Бог разрушил их намерения, смешав языки, что привело к их рассеянию. Отсюда пришло употребление слова “Вавилон” в значении “смешение”.
4. ПОТОМКИ СИМА (Быт. 11:10-26)
Эти стихи продолжают тему пятой главы, придавая ей завершенность. В пятой главе приводится родословная Сифа от Адама до Ноя включительно. Здесь же прослеживается линия Сима вплоть до Авраама. Обе линии содержат по десять имен. Эти генеалогические древа представляют собой нечто значительно большее, нежели просто семейные архивы. Они тесно связаны с основной задачей библейской истории: проследить подъем и развитие истинной религии. Это развитие идет по линии обетования, которая является также линией людей, отличающихся верой в Бога. Обещанный Мессия - звезда надежды на тусклом в своей отдаленности конце этого ряда, а Енох, Ной и Авраам - героические фигуры, возвышающиеся над общим скучно-ровным уровнем этой ранней эпохи.
Пророк Даниил (ч.3): Сон об истукане (2:1–49)
События главы 2 произошли во второй год царствования Навуходоносора. Даниил был все еще юношей. Это случилось вскоре после пленения Даниила. Навуходоносору приснился сон. У вавилонских мудрецов не было ни малейшего представления о том, что это был за сон. Если бы Навуходоносор рассказал им сон, говорили они, тогда они смогли бы объяснить его значение.
Пророк Даниил (ч.1): Введение в книгу пророка Даниила
Книга пророка Даниила требует внимательного изучения. Акцент этой книги на необычные видения и образы зачастую вызывает к жизни причудливые ее истолкования. Порой эти интерпретации весьма запутаны и сложны, что и понятно, учитывая природу видений. Однако Даниил сам объясняет нам некоторые свои видения. Давайте приступим к нашему изучению, рассмотрев для начала контекст, в котором была написана книга.
Парфия — соперница Рима
В Деян. 2 Лука, описывая народы, собравшиеся на празднование дня Пятидесятницы, упоминает и парфян (ст. 9). Парфия была маленькой страной, протяженностью до 500 км в длину и до 200 км в ширину, расположенная к юго-востоку от Каспийского моря, на территории нынешнего северного Ирана и южного Туркменистана. Это была плодородная горная местность.
Ко времени написания Откровения Парфия присоединила к себе большую часть бывшей Персидской империи и правила территорией, простиравшейся от реки Евфрат на западе до Афганистана на востоке. Это была единственная значимая военная держава, граничившая с Римской империей, которая на протяжении сотен лет была занозой в теле римлян.
Некоторые из образов книги Откровение могут относиться к парфянам. Например, всадник с луком и венцом на голове в Отк. 6:2 напоминает монеты Персии/Парфии, на которых был изображен наездник с луком в руке и короной на голове. Парфянские воины были умелыми наездниками и лучниками, а их тактика стрельбы по врагу с оборота назад во время реального или инсценируемого отступления послужила поводом для возникновения выражения «парфянский выстрел», что означало «последнее слово».
Наверное, самые явные намеки на Парфию встречаются в главах 9 и 16 книги Откровение: в главе 9 сказано о «великой реке Евфрат», где были отпущены четыре ангела, чтобы наказать человечество; позже об ангелах было сказано, что это «конное войско» (ст. 14-16). В главе 16 вновь упоминается «великая река Евфрат» вместе с «царями от восхода» (ст. 12). Скрытый смысл здесь заключается в том, что эти цари будут использованы Богом для достижения Его целей.
Что Парфия и река Евфрат значили для Римской империи, показывает один эпизод из римской истории. Вместе с Юлием Цезарем и Помпеем Великим Марк Лициний Красс образовал то, что называют «первым триумвиратом». Полный решимости соперничать с Цезарем в славе и богатстве, Красс решил покорить Парфию. В 53 г. до н. э. он перешел Евфрат. В битве при Каррхе 20000 римлян погибло, а 10000 было взято в плен, римские знамена утеряны, а сам Красс убит. После этого парфяне перешли Евфрат и обрушились на северную Сирию. От одного лишь намека на «царей от восхода», готовых перейти «великую реку Евфрат» и начать сражение, римских военачальников бросало в дрожь.
Так как в 224 г. н. э. парфянская династия была завоевана Сасанидами, парфяне не несли прямой ответственности за окончательное поражение Римской империи. Поэтому символику, связанную с парфянами, в Откровении нельзя понимать буквально. Скорее всего, они символизируют силы, используемые Богом для разрушения Римской империи — возможно, военные силы. Вторжение извне было важным фактором в падении имперского Рима.