Истина об искушении
Вокруг искушения много лжи, которой люди верят. Мы сможем разоблачить эту ложь, если постараемся понять библейскую истину относительно этого вопроса.
О вере и крещении
Те, кто отстаивает теорию спасения “одной верой”, обычно говорят, что для спасения крещение не обязательно. Они утверждают, что вера, будучи единственным обязательным Господним условием спасения, исключает какой-либо еще отклик со стороны человека. Правда, заявляя так в теории, на практике они не всегда придерживаются этого.
Позволено ли женщинам учить мужчин?
Как-то одна женщина в частной беседе сказала молодому проповеднику, что женщина не должна учить мужчину. Беседа закончилась тем, что молодой человек спросил женщину: “Вы пытаетесь учить меня, что женщина не должна учить мужчину?”
Если Бог милосерден, могут ли хорошие, честные, искренние люди погибнуть?
Мы верим в то, что Библия говорит о необходимости полного погружения в воду для искупления грехов, прежде чем человек сможет получить спасение. Люди же часто реагируют на это следующим образом: “Да, Библия вроде бы говорит об этом, но как же тогда быть со всеми религиозными людьми, которые не крестились? Это хорошие, честные и искренние люди. Возможно ли, чтобы они погибли?”
Евангелие от Марка (ч.24): “Когда это будет?” (Мк. 13)
Тринадцатая глава Евангелия от Марка - одна из наиболее трудных в Новом Завете. Это одна из самых “иудейских” глав во всей Библии. С самого начала и до ее конца Иисус говорит об иудейской истории и иудейских понятиях. В ней вновь и вновь приводятся иудейские слова и рисуются иудейские картины, которые для современного западного ума кажутся необычными, а то и вовсе непонятными.
В какую диспенсацию мы живем?
Одна группа, исповедующая диспенсационализм, отличается практически от всех других религиозных групп своим учением о крещении, разделяя христианскую эру на две отдельные диспенсации, или эпохи. (Богословская система, разделяющая прошлую и будущую историю человечества на отдельные изолированные периоды - “диспенсации”). Они учат, что Петр, апостол для иудеев, проповедовал спасение делами в период иудейской диспенсации. Они утверждают, что в ту эпоху Бог для прощения грехов и спасения требовал крещения (Деян. 2:38; 22:16; 1 Пет. 3:21). Далее они заявляют, что та эпоха завершилась, когда в церковь были введены друзья Корнилия и его домашние. Согласно учению диспенсационалистов, эти первые христиане из язычников были также первыми обращенными в эпоху спасения благодатью только по вере (которую, по их суждению, открыл Павел своим служением). Они говорят, что теперь все люди живут именно в эту, последнюю, диспенсацию.
Такое мышление попирает Писания. Евр. 9:16, 17 учит, что новый завет был введен в силу смертью Иисуса и стал проповедоваться во имя Иисуса из Иерусалима (Лк. 24:47). Благовестие впервые было провозглашено в день Пятидесятницы (Деян. 2). Точка зрения диспенсационалистов также делает бессмысленным утверждение Петра, что Бог не проводит различий между иудеями и язычниками (Деян. 15:8, 9) и что иудеи “благодатью Господа Иисуса Христа спасутся, как и [язычники]” (Деян. 15:11).
Евангелие, которое проповедовал Павел, не отличалось от того, что проповедовалось до его обращения в христианство. Он “благовествовал веру, которую прежде истреблял” (Гал. 1:23). Когда иудеи и язычники крестятся в Христа и облекаются в Него, они все входят в то же самое тело, одно тело Христово (Гал. 3:27, 28).
Евангелие от Марка (ч.17): Истина о величии (Мк. 9:30-50)
Каждому из нас хотелось бы, чтобы нас знали или хотя бы помнили как великого человека. При слове “величие" у каждого из нас возникают разные мысли. Все мы имеем мысленное представление о том, что такое для нас величие, и мы отчаянно пытаемся двигаться к этой цели. Целью может быть подсознательное желание, но от этого оно не перестает быть целью.
Иисус: жив на небесах (свидетельство Савла/Павла)
Воскресший Христос особо упрекал одиннадцать апостолов “за неверие и жестокосердие" (Mк. 16:14), но с ними произошла внезапная перемена. Они приобрели такую твердую уверенность, что они видели, как умерший Иисус ходил и разговаривал - и был очень даже живым, - что стали мучениками за свою новую веру.
Великое отступничество
Церковь была установлена и устроена так, как это было угодно Иисусу. Через какое-то время после смерти апостолов в церковь стали привноситься изменения. Они привели к появлению тела, отличавшегося от того, что установил Иисус.
Цель иных языков
Давайте зададим себе насущный вопрос: «Зачем вообще Святой Дух раздавал чудодейственные дары?» За действиями Бога всегда стоят высшие цели. Так зачем же все-таки Он наделил некоторых людей первого столетия силой совершать знамения? В Мк. 16:20 дается ответ на этот вопрос: «А они [апостолы] пошли и проповедовали везде, при Господнем содействии и подкреплении слова последующими знамениями». Иисус дал чудесные знамения Своим апостолам, чтобы они могли ими подкреплять истинность своих слов. Дар языков обеспечил им вдохновенное знание, чтобы они могли распространять благую весть среди народов всего мира на их родных наречиях. Другие чудесные знамения были дополнительным доказательством того, что за их словами стояла сила и власть Иисуса.
Важно отметить, что Иисус ничего не говорил о знамениях и иных языках в плане подтверждения спасения уверовавших или их духовности, в плане возбуждения в толпах религиозного пыла, или как о свидетельстве зрелости или превосходства. Таковы цели людей, но не Бога! Знамения утверждали божественную истинность Евангелия. У первых учеников не было написанного Нового Завета как авторитетного религиозного источника, к которому они всегда могли обратиться, и поэтому Бог подтверждал сказанное апостолами чудесными знамениями (2 Кор. 12:12).
Позиция автора Послания к Евреям совпадает с этим истолкованием. Он указывал, что слово о спасении было «сначала проповедано Господом, в нас утвердилось слышавшими от Него [апостолами], при засвидетельствовании от Бога знамениями и чудесами, и различными силами, и раздаянием Духа Святого по Его воле» (Евр. 2:3, 4). Боговдохновенный писатель подчеркивал недвусмысленную Божью цель в отношении знамений и чудес — подкрепить Свое Слово. Иисус пришел на землю, неся Божье Слово истины и совершая многие знамения в доказательство того, что Он был послан Отцом (Ин. 20:30, 31). После Его вознесения апостолы продолжали передавать Божье Слово истины, а Бог продолжал свидетельствовать законность сказанного ими посредством чудесных знамений. Сегодня мы должны доверять писаниям Нового Завета, ибо «все Писание богодухновенно и полезно для научения, для обличения, для исправления, для наставления в праведности, да будет совершен Божий человек, ко всякому доброму делу приготовлен» (2 Тим. 3:16, 17). Требование веры — полное доверие к авторитету Писаний, «ибо это заповеди Господни» (1 Кор. 14:37).
Большинство из тех, кто заявляет, будто говорит сегодня языками, также утверждают, что были крещены Святым Духом. Они доказывают, что, поскольку Иоанн Креститель обещал, что Иисус будет крестить Святым Духом и огнем (Мф. 3:11), они просто верой востребовали это обещание. Крещение Святым Духом было обещано только первым двенадцати апостолам.
Павел писал в своем Послании к Ефесянам: «[Существует] …одно крещение» (4:5). Это «одно крещение» должно быть водным крещением, впервые заповеданным Иисусом в Его великом поручении. Всех тех, которые уверовали во Христа (Мк. 16:16) и «от сердца стали послушны» (Рим. 6:17), водное крещение освобождает от греха и приводит к новому общению с Отцом, Сыном и Святым Духом (Мф. 28:19).
Мария, мать Иисуса
Католическая и православная церкви уделяют повышенное внимание Марии. Протестанты же, как правило, наоборот, проявляют к ней заниженный интерес. Писания не учат, что Марии следует поклоняться, но она, несомненно, достойна нашего уважения. Ведь из всех живших на земле женщин именно ее избрал Бог, чтобы она стала матерью нашего Господа!
Имеем ли мы греховную природу?
Концепция «греховной природы» строится на теологической гипотезе о том, что человек рождается грешным, унаследовав грех от Адама и Евы. Она исходит из заключения, что они получили греховную природу, вкусив от дерева познания добра и зла (Быт. 3:6). Однако ничто в библейском тексте не учит, что их природа стала греховной. Бог сказал им, что если они вкусят от дерева познания добра и зла, то умрут (Быт. 2:17), а не станут греховными по своей природе, как дьявол.
Два библейских утверждения указывают на то, что Адам и Ева не стали испорченными по своей природе.
(1) Быт. 3:7-10. До того как вкусить плод, они были наги и не стыдились (Быт. 2:25). Вкусив же плод, они осознали свою наготу. Вместо того чтобы выставить свою наготу напоказ, как могли бы сделать развращенные люди, они устыдились; они спрятались, они хотели чем-нибудь прикрыться. Если бы их природа стала развращенной, то их совесть не заставила бы их устыдиться и искать себе одежду.
(2) Быт. 3:22. Бог сказал: «Вот, Адам стал как один из Нас, зная добро и зло». Бог знает добро и зло и не развращен. Как только Адам и Ева познали добро и зло, они предстали перед нравственным выбором. Вкусив плод, они перешли от состояния нравственной наивности к состоянию нравственного осознания. Отныне им предстояло постоянно делать нравственный выбор между хорошим и плохим. Почти сразу же они сделали правильный нравственный выбор: оделись, что указывает на их желание поступать хорошо, а не плохо.
Мы будем не менее логически правы, если скажем, что Адам и Ева приобрели не греховную, а добрую природу, так как они познали не только зло, но и добро. Тем не менее, в результате того, что они вкусили от запретного дерева, их потомки — все люди — с возрастом приходят к разумению добра и зла (Втор. 1:39) и в конце концов умирают физической смертью. Мы страдаем от последствий греха Адама и Евы, но не несем их вины. Эти последствия для нас состоят в том, что мы умираем (1 Кор. 15:22) и что мы должны делать нравственный выбор (Ис. 7:16).
«Обрезание Христово» в Кол. 2:11 не устраняет врожденную греховную природу, потому что человечество не имеет врожденной греховной природы, которую нужно устранять. Духовное обрезание удаляет нечистоту, приобретенную и накопившуюся вследствие того, что они поддались на плотские похоти и греховные поступки из-за неверного нравственного и духовного выбора.
Все согрешили, но под «всеми» в Рим. 3:9, 19, 23 следует понимать только тех, кто относится к обсуждаемой нами категории. Согрешили «все», кто имеет способность грешить, но не «все» способны грешить (Ин. 9:41). Младенцы и некоторые взрослые не обладают умственными способностями, чтобы понимать, что правильно, а что неправильно. Царство небесное принадлежит малым детям (Мф. 19:14), так что им не нужно рождаться заново, чтобы войти в царство (Ин. 3:5).
Павел писал, что согрешили все, кто достиг в жизни нравственной зрелости (Рим. 3:23) и нуждается в «обрезании Христовом». Плотские похоти и связанные с ними грехи устраняются только у тех, кто понимает, что такое «обрезание Христово», и духовно принимает в нем участие.
Те, кто учит, что у всех людей врожденная греховная природа, неверно толкуют Рим. 7:18-23. Павел не говорил, что это греховная природа заставляла его грешить. Он утверждал: «А потому уже не я делаю то, но живущий во мне грех» (Рим. 7:17). В греческом здесь употреблена конструкция «не… а». Данная конструкция (ме… алла или у… алла) в Новом Завете встречается много раз (Ин. 6:27; 1 Тим. 5:23; 1 Пет. 3:3, 4). Логическое ударение ставится на второй части предложения, но первая часть не исключается. Павел как бы говорит: «Не только я делаю это, но и грех, который живет во мне».
Павел сознавал, что грешит, однако он не хотел грешить (Рим. 7:15-21). Если бы у него была греховная натура, то он бы желал делать зло. Не греховная природа, а грех побуждал его грешить. Перед этим, в Рим. 6:16, Павел рассуждал о том, что грех порабощает. Об этом же говорили Иисус (Ин. 8:34) и Петр (2 Пет. 2:19). Так как все впустили грех в свою жизнь, то у всех происходит борьба с грехом — но не с греховной природой.
Новый Завет о Ветхом
Постановления Закона были пригвождены к кресту (Кол. 2:14), что освободило христиан от Закона (Гал. 5:1). Этот факт тщательнейшим образом разбирается в Посланиях к римлянам, галатам и евреям. В Послании к римлянам Павел относительно Закона учил следующему:
1. Делами Закона не оправдается никакая плоть (3:20).
2. Праведность Божья приходит не через Закон (3:21).
3. Наследниками становятся праведностью веры (4:13).
4. Люди становятся наследниками не по Закону (4:14).
5. Закон производит гнев (4:15).
6. Мы умерли для Закона (7:4).
7. Мы освободились от Закона (7:6).
8. Конец Закона — Христос (10:4).
В Послании к галатам Павел выражает обеспокоенность, что некоторые хотели оправдаться Законом (Гал. 1:6, 7). В этом письме он учит:
1. Человек оправдывается не делами Закона (2:16).
2. Он, Павел, умер для Закона (2:19).
3. Если от Закона праведность, то Христос напрасно умер (2:21).
4. Утверждающиеся на Законе находятся под проклятием (3:10).
5. Закон был действителен до прихода Христа (3:19).
6. По пришествии веры мы уже не под руководством детоводителя (3:25).
7. Мы не дети рабы, которая символизирует Закон (4:31).
Целью Послания к евреям было показать, что все, что связано с Иисусом, выше того, что было при первом завете, а именно: выше ангелов, через которых был дан Закон (1:4; 2:2); выше Моисея, которому был дан Закон (3:3); выше священников, которые были назначены Законом (7:11, 12); выше завета и обетований Закона (7:22; 8:6); выше скинии (9:11). Так как Иисус принес то, что лучше, действие Моисеева закона закончилось.
1. Закон изменился (7:12).
2. Закон был отменен (7:18, 19).
3. Завет Закона устарел (8:13).
4. Иисус отменил первый завет, чтобы установить второй (10:9).
Поскольку Закон был отменен, устранен и пригвожден к кресту, мы не должны допускать, чтобы кто-либо осуждал нас за то, что мы не соблюдаем предписания Закона (Кол. 2:14-16). Эти предписания — просто тени той реальности, которая содержится в учении Христа (2:17; Евр. 10:1).
Люди веры и действия
Учение Иисуса называется “верой”, потому что от своих приверженцев оно требует веры. Вера - это побудительная сила, которая заставляет нас действовать. Наши действия вознаграждаются по вере, заставившей нас действовать. Действия без веры бесполезны (Евр. 11:6), как и вера без действий (Иак. 2:24). В Евр. 11 дан Божий пример угодной веры - той веры, которая привела к действиям и которую Он потому вознаградил. Следующие библейские герои были угодны Богу, потому что вера побудила их к действиям:
• Авель принес жертву (ст. 4).
• Енох, ходивший с Богом (см. Быт. 5:24), был переселен (ст. 5).
• Ной приготовил ковчег (ст. 7).
• Авраам повиновался и пошел, как повелел Бог (ст. 8).
• Сарра зачала (ст. 11).
• Авраам принес в жертву Исаака (ст. 17).
• Иосиф дал повеление о своих костях (ст. 22).
• Родители скрыли Моисея (ст. 23).
• Став взрослым, Моисей отказался называться сыном дочери фараона (ст. 24).
• Моисей оставил Египет (ст. 27).
• Моисей соблюдал Пасху (ст. 28).
• Народ Израиля перешел море (ст. 29).
• Израильтяне обходили стены Иерихона (ст. 30).
• Раав укрыла соглядатаев (ст. 31).
Эти примеры послушания в вере свидетельствуют о том, что Бог принимает только ту веру, которая заставляет нас действовать в повиновении, полагаясь на Его Слово. Мы повинуемся по вере, потому что верим, что Бог наградит нас согласно Своему обетованию. Те благословения, которые дает нам Бог, осуществляются благодаря Его делам, а не тем делам, которых Он требует от нас в качестве выражения нашей веры.
Те, кто учит, что крещение не обязательно, основывают свою доктрину о достаточности “одной только веры” на писаниях Павла. Однако это показывает их непонимание учения Павла и заставляет его противоречить словам Иисуса и Нового Завета. Иисус учил, что входят в царство те, которые “исполняют” волю Отца (Мф. 7:21). Он говорил, что блаженны те, кто слышит слово Божие и “соблюдает” его (Лк. 11:28). Кроме того, Он призывал людей: “Трудитесь... ради пищи, которая... приносит вам жизнь вечную” (Ин. 6:27; Современный Перевод). Иаков учил, что “человек оправдывается делами, а не верою только” (Иак. 2:24). Петр проповедовал, что наши души очищаются “послушанием истине” (1 Пет. 1:22). Иоанн писал: “...мы познали Его” и “узнаем, что мы в Нем”, если исполняем Его заповеди.
Теория “одной только веры” заставляет Павла противоречить также самому себе, ибо он писал, что вечная жизнь дается “тем, которые постоянством в добром деле ищут славы, чести и бессмертия, жизнь вечную” (Рим. 2:7). И далее: “Вы... от сердца стали послушны тому образу учения, которому предали себя. Освободившись же от греха, вы стали рабами праведности” (Рим. 6:17, 18); “Со страхом и трепетом совершайте свое спасение” (Фил. 2:12). В Евр. 5:9 мы читаем, что Иисус, “совершившись, сделался для всех послушных Ему виновником спасения вечного”.
Крещение не является делом, которое само по себе снимает грехи; в его основе лежит вера в дела Иисуса. Этот факт означает, что это просто выражение веры, вознаграждаемое благодаря вере в Божьи дела, побудившей к действию.
Деяния 1—8 о раздаянии Духа
В наши дни существуют большие разногласия относительно работы, совершаемой Святым Духом. При такой путанице идей нам следует внимательно изучить начало работы Святого Духа, как это записано в Книге Деяний. Изучение жизни церкви в самом ее начале, еще до того, как в нее были допущены лжеучения, человеческие традиции и разногласия, поможет нам понять работу Святого Духа в первом столетии.
Типы апокрифов и их содержание
Апокрифы включены в католическую и православную Библии, но не входят в христианскую Библию. Почему эти книги почитаются сегодня католиками и православными? Почему следует отвергнуть идею богодухновенности апокрифов?
Уважение к Божьему молчанию
Люди очень часто говорят или думают так: «Пусть в Писаниях и нет официального разрешения, но давайте сделаем это в церкви, потому что Бог никогда не говорил не делать этого». Что если бы Бог действительно составил список всего, что Ему не угодно? Что если бы нам пришлось составить такой список для своих детей? Он получился бы таким длинным и подробным, что никто не стал бы его читать. Те, кто смотрит на библейский авторитет таким образом, глубоко не задумываются; их логика основывается всего лишь на допущении. Нельзя предполагать, что то или иное действие приемлемо только лишь потому, что о нем нет негативного отзыва в Писании. Следует всегда спрашивать: «Это санкционировано Божьим Словом, которое снаряжает нас для всякого доброго дела?» (см. 2 Тим. 3:16, 17). Все, что не санкционировано конкретным указанием, подтекстом или прецедентом, является человеческим нововведением.
Люди вводят в церковное поклонение свои инновации, выживая из общины тех, кто требует библейских полномочий для каждой практики. Один такой распространенный случай — использование в церкви инструментальной музыки. Никто не может найти указания на использование механических музыкальных инструментов, потому что Новый Завет совершенно ничего не говорит об этом в связи с поклонением в общине. Ветхий Завет требовал этого (2 Пар. 29:25), но историки подтверждают, что новозаветная церковь никогда не использовала музыкальные инструменты в общецерковном поклонении.
Вопрос использования инструментальной музыки в церкви был предметом спора в большинстве протестантских общин на протяжении почти всего XIX века, но постепенно она все-таки прокралась в большинство деноминаций. Давайте не будем стремиться к тому, чтобы у нас было, как у прочих народов (1 Цар. 8:5)! Инструменты часто заглушают ту музыку, какую заповедал Бог. В собрании церкви только поющие исполняют заповедь учить и назидать в песнопениях (Еф. 5:19; Кол. 3:16).
Прочтите Евр. 7:12–14. Какова там главная идея? «Поскольку Бог назвал конкретное колено, никакое другое колено Ему не угодно». Давайте помолчим там, где молчит Библия. Принцип молчания, или правило «отсутствия одобрения», наполняет Божье Слово. Иудействующие не должны были требовать от уверовавших язычников обрезываться, потому что апостолы учить так им «не поручали» (Деян. 15:24). Чтобы это запретить, вполне было достаточно молчания апостолов.
Рассмотрим следующий пример практической стороны текста. Ною было велено построить ковчег из дерева гофер; никакое другое дерево не было указано, и потому он не осмелился использовать что-то еще. Определяя, есть ли санкция Библии на что-либо сегодня, мы должны следовать этому же принципу. Если бы Бог употребил общий термин, «дерево», то Ной мог бы использовать любое дерево. Некоторые возражают против такого хода мысли, но именно его использовал автор Послания к евреям. Принцип уважения к Божьему молчанию применим и сегодня. Если бы Новый Завет содержал повеление или пример со словами: «У них в церкви была музыка», то мы могли бы использовать любую музыку по своему желанию. Однако девять новозаветных отрывков о музыке во время поклонения упоминают только пение (Мф. 26:30; Мк. 14:26; Деян. 16:25; Иак. 5:13; Рим. 15:9; 1 Кор. 14:15; Еф. 5:19; Кол. 3:16; Евр. 2:12). Это санкционирует для нас единственно музыку а капелла — итальянский термин, буквально означающий «в стиле часовни». Мы должны «воспевать» (псаллонтес) Богу, используя лишь один инструмент, сердце (Еф. 5:19).
Правомочное крещение
После того, как было введено крещение по Новому Завету, подготовительное крещение Иоанна перестало отвечать требованиям. По крайней мере, некоторые из тех, кто получил Иоанново крещение, позже крестились заново во имя Иисуса Христа, очевидно, в знак того, что они принимают Иисуса как Мессию (Деян. 19:1-5), для прощения своих грехов и чтобы войти в Его царство.
Дух любви
Изучение Святого Духа было бы неполным без тщательного анализа 1 Кор. 13. Далеко не случайно, что в середине рассуждений Павла о духовных дарах (1 Кор. 12—14) мы находим самый значительный в Новом Завете трактат о любви. Первостепенной задачей Святого Духа является помощь Божьим чадам в их уподоблении Христу в мыслях и действиях.
“Только верой”: неполный взгляд на оправдание
Лжеучение о спасении только верой основано на превратном понимании сущности спасающей веры. Это неполный взгляд на то, что происходит при крещении. Человек согрешил против Бога и не может получить оправдания по своим заслугам, как не может сформулировать некий план, который мог бы обязать Бога оправдать его. Только Божья воля определяет, что должен сделать человек для того, чтобы оправдаться в Его глазах, - и неважно, понимаем мы или нет, почему Бог выдвигает нам определенные требования.
Бог действительно учит, что человек оправдывается верой, однако тот, кто к этому заявлению присоединяет слово “только”, делает это без Божьего согласия и противоречит Божьему Слову. Одна только вера мертва; она достигает совершенства делами, или послушанием, в вере (Иак. 2:14-26). Послушная вера не рассматривает оправдание как плату за проделанную работу, но Бог обещал оправдание только тем, кто будет послушен в вере. Евангелие было возвещено всем народам для покорения их вере (Рим. 14:24, 25). Не покоряющиеся не знают Бога и будут осуждены (см. 1 Ин. 2:3, 4; 2 Фес. 1:6-10).
Повиновение - это просто демонстрация веры, как и исповедание устами, что Иисус Христос есть Господь (Рим. 10:9, 10). И то, и другое - составные части оправдания. Вера, выраженная словами, - все равно вера. В равной степени, когда человек сердцем верит, что Бог воскресил Христа из мертвых (Рим. 10:9), он демонстрирует свою веру повиновением, погребаясь со Христом в крещении и поднимаясь с Ним, чтобы ходить в обновленной жизни (Рим. 6:1-11; Кол. 2:12). Вера остается верой - не становится тщетной - когда выражается в акте крещения, заповеданного Господом (Мк. 16:16; Деян. 2:38; 22:16; 1 Пет. 3:21).
Если строго придерживаться доктрины оправдания только верой, тогда придется исключить благодать. Вера имеет силу не потому, что в ней самой есть некая заслуга, а потому, что Бог включил эту веру в качестве непременного условия в совершенную Его Сыном жертву. Смерть Христа за наши грехи дает нам личное оправдание, когда она соединяется с нашим послушанием в вере евангелию Христа.
Те, кто верит в оправдание “только верой”, восприняли частичный и потому неполный и искаженный взгляд на оправдание. Один пример мы находим в Евр. 11:30: “Верою пали стены Иерихонские по семидневном обхождении”. Кто будет спорить, что если стены пали верою, значит не было никаких актов послушания, - или что если эти акты имели к этому какое-то отношение, тогда стены пали не верой? Бог выдвинул определенные условия, которые люди должны были исполнить; и, когда они покорились в вере, стены пали. Заметьте, что стены пали после того, как они проявили в вере послушание, которого Бог потребовал в этой ситуации. Мы знаем, что без Божьего обещания этот акт не имел бы силы, ибо обхождение стен не могло заставить их пасть. Точно так же и послушание в вере не заслужило результаты. Такую награду послушной вере предназначил Бог.
Что Бог обещает, то Он способен исполнить и с готовностью исполняет. Имея такую уверенность, давайте покоримся в вере тому, что заповедал Бог. Если Его план кажется странным, то это потому, что Его мудрость несравненно выше непросвещенного человеческого разума.