В начале: женщина
Бог создал нас по Своему подобию; Он вложил в нас духовную природу, подобную Своей, включая разум, эмоции и чувства. Из всего, что создано Богом, только человек имеет отпечаток духовного подобия Бога. И хотя Бог сотворил женщин физически более слабыми, чем мужчины, Он дал им Свое собственное подобие - Свои духовные свойства, то есть то же подобие, что и мужчинам.
1 и 2 Фессалоникийцам (ч.17): Работники для Бога (2 Фес. 3:6-18)
Для большинства людей работа является необходимостью. Мы должны работать, чтобы обеспечить наши повседневные потребности. Новозаветные письма описывают христиан как “работников", “трудящихся”, “слуг”, “рабов" и исполнителей “добрых дел”. В новозаветном учении особо подчеркивается, что мы являемся работниками для Бога через Христа. Чего хочет Бог? Что поможет нам быть работниками для Него?
Бог господствует над небесами и землей
После того как Иов претерпел боль, насмешки и критику, его мольба о встрече с Богом, наконец, была услышана. Прервав Свое молчание, Господь ответил Своему рабу из неистовой бури (Иов. 38:1-3).
Вместо того, чтобы объяснить Иову причины его страданий, Бог обрушил на него вопрос за вопросом. Он сделал это для того, чтобы научить Иова доверять Ему. И сегодня Божий народ нуждается в напоминании, что Бог возвышается над Своим творением. Обстоятельства нашей жизни часто напоминают паззл. А поскольку перед нами нет целой картины в качестве руководства, мы не можем сложить вместе все детали этого паззла. Когда спустя время мы оглядываемся назад, мы иногда видим в этих обстоятельствах действие Божьего провидения. Однако многие ситуации и события нашей жизни остаются для нас непонятными или даже бессмысленными. И нам остается только уповать на Бога, который все может обратить нам на благо (Рим. 8:28).
Ироничные вопросы Бога в Иов. 38:4-38 вращаются вокруг сотворения земли и устройства природы. Эти стихи, в которых рассказывается о могуществе и власти Бога, можно условно разделить на девять категорий. Каждая содержит богатые метафоры, описывающие удивительные дела Бога. Он — Создатель, Защитник и Правитель мира.
1. Бог положил основание земли (Иов. 38:4-7)
Сотворение земли Богом описывается, как создание архитектурного шедевра. Он заложил фундамент и провел все необходимые замеры. Он положил краеугольный камень и основания стен.
2. Он заключил моря в их пределах (Иов. 38:8-11)
Создание морей изображается, как рождение ребенка из чрева матери. Море окутано темными облаками, как младенец повивальными пеленами. Власть Бога над морями проявляется в том, что Он установил для них пределы, за которые они не могут выйти. Это, как если бы Он повесил дверь на крепких навесах и запер их на замок.
3. Сотворение зари (Иов. 38:12-15)
В лучах восходящего солнца земля и все на ней постепенно обретает контур и цвет, становясь различимой для глаз, как узоры на глине после оттиска печатью. В ярком свете становятся явными злодеяния беззаконных, которым Бог выносит обвинительный приговор.
4. Темные бездны (Иов. 38:16-18)
Как морские глубины, так и бездны земли повинуются власти Бога. Царство мертвых сравнивается в этих стихах с городом, войти в который можно через ворота. Хотя раньше Иов много говорил о преисподней, он никогда не бывал в ней и его знания были абстрактными.
5. Бог знает, где обитает свет и тьма (Иов. 38:19-21)
Созданные Богом свет и тьма в этом отрывке сравниваются с людьми, живущими в своих домах. Каждое утро свет выходит из своего жилища, чтобы освещать землю, а вечером возвращается домой. Затем наступает очередь тьмы, которая господствует до утра. И свет, и тьма повинуются Богу.
6. Бог основал хранилища снега и града (Иов. 38:22-24)
Снег и град рассматриваются в этих стихах как оружие из Божьего арсенала, приберегаемое на время войны. Во времена Ветхого завет Бога использовал погоду, чтобы помочь Своему народу во время сражений. Он посылал снег и град, а однажды велел солнцу остановиться, чтобы спасти Израиль.
7. Он посылает дождь (Иов. 38:25-30)
Дождь изображается как поток воды, движущийся по установленным протокам с небес, чтобы напитать живительной влагой пересохшую и страдающую от жажды землю. Бог насыщает такие места водой, тем самым проявляя Свою любовь и заботу ко всем живым существам, которые там обитают. Бог посылает на землю воду и в других ее состояниях: в виде росы, инея и льда.
8. Бог управляет звездами (Иов. 38:31-33)
Звезды и созвездия (Плеяды, Орион, Большая и Малая Медведицы) повинуются Богу, подчиняясь законам, какие Он для них установил. Только Он один имеет власть связывать, развязывать, вводить и выводить их. Эти созвездия подобны домашнему питомцу на поводке, который во всем слушает своего хозяина.
9. Он повелевает облаками (Иов. 38:34-38)
Бог управляет облаками, повелевая им проливаться дождем. Когда такое происходит, создается впечатление, словно небесные сосуды проливают свою влагу над землей.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Вопросы Бога привели Иова в смятение и смиренное молчание; он осознал свою ограниченную природу смертного человека (Иов. 38:21). Ранее Иов говорил о том, чего не мог понять (Иов. 38:2). Вопросы, которые задавал Иову Бог, показали ему и всем нам, как велик и могуществен Господь и как слабы мы. Поэтому нам остается лишь довериться нашему любящему и верному Творцу, чтобы исполнить Его волю и прославить Его в наших жизнях.
Ядовитые змеи
Близился конец блужданий по пустыне. Народ кружным путем, вдоль восточного побережья Синайского полуострова, двинулся в сторону Ханаана. Так как Эдом не позволил Израилю пройти напрямик через свою территорию, им пришлось обходить их землю. По этой пустынной и чрезвычайно труднопроходимой местности идти было особенно тяжело. Страшная жара, вокруг никакой растительности и частые сильные песчаные бури.
1 и 2 Фессалоникийцам (ч.16): Ценность Божьей истины (2 Фес. 2:13-3:5)
Учителя должны знать основы Писаний и передавать их другим. Слушатели должны базировать на них свою собственную веру; это их привилегия и обязанность. Во 2 Фес. 2:15 Павел призывает фессалоникийских святых не терять связи с Божьим Словом. Почему так важно знать Писание - для них и для нас? Какова ценность Божьей истины?
Процесс откровения
Одна из величайших тайн Писаний — это процесс их появления. Хотя все мелкие подробности их передачи Богом нам не известны, мы можем представить себе картину в целом.
Уже из первого стиха 1 Фессалоникийцам становится ясно, как Бог передал нам Свое Слово.
Бог передал Свое откровение через Святого Духа. На эту истину стих 1 только намекает, но в стихе 5 это уже ясное утверждение. Здесь мы видим божественное происхождение библейского откровения.
Павел напоминает фессалоникийцам, что эти послания носят обязательный характер. Прочитать их надо всей церковью (1 Фес. 5:27). Церковь должна взять на заметку всякого, кто не будет повиноваться сказанному в них (2 Фес. 3:14). Как он говорил колоссянам, эти письма обязательно нужно прочитать вслух всему собранию (Кол. 4:16). Наставления Павла указывают на то, что эти послания вдохновлены Святым Духом.
Его откровение пришло к нам через посредство людей. Для осуществления Своей воли Бог использовал людей. Когда Павел писал церкви в Фессалонике, Бог руководил этим вдохновенным вестником через Святого Духа. Здесь мы видим канал передачи откровения.
Бог дал нам Свое Слово через писания. Это записанное слово — откровение, которое можно было взять в руки и прочитать. В этой мысли мы видим средство передачи откровения. Бог ищет нас через наш разум; Он хочет, чтобы мы читали, понимали Его весть, а затем поступали в соответствии с ней.
Бог дал откровение, используя случай. Бог использовал откровение, данное с целью исправления ситуации в отдельной общине, чтобы нужная истина стала известна всему миру. Он взял частный случай и сделал его общим. Робертсон говорит: «Послания Павла — это трактаты своего времени… [написанные] для исправления реальных экстренных ситуаций».
Павел переживал за фессалоникийцев, которые в то время подвергались гонению. Их вера была еще незрелой, и поэтому о многом они имели неправильное представление, особенно о возвращении Иисуса. Это первое письмо Павел написал им, чтобы рассеять некоторые их заблуждения. Здесь мы видим обстоятельства, породившие эту часть Божьего откровения.
Как замечательно Божье откровение! Без него у нас нет надежды узнать Его волю в отношении нас. А с ним мы имеем Его совершенное водительство во времени и в вечности. И принимать его нужно не как слово людей, но как Слово Божье.
Мы грешники
Среди тех, кто не считал грех большим злом, были и гностики первых двух или трёх столетий. Некоторые из них учили, что вообще нет такого понятия, как грех. Иоанн, видимо, имел в виду именно этих людей, когда излагал свои мысли в 1 Ин. 1:8—2:2. Сказанное Иоанном рассеивает все сомнения относительно того, что лжеучителя смущали умы верных.
1 и 2 Фессалоникийцам (ч.15): Божья истина и человеческое заблуждение (2 Фес. 2:1-12)
Во время написания 2 Фессалоникийцам христиане были в смятении из-за слухов, что Иисус уже вернулся. Если это правда, значит, они все пропустили такое великое событие, как воссоединение с Ним и со своими умершими братьями. Как и первое письмо, второе было предназначено для того, чтобы утешить их истиной о возвращении Христа. Эта истина показывает, что будущее христиан обеспечено.
Церковное наказание в наши дни
Это общеизвестный факт, что в наши дни редко в какой церкви верующие подвергаются наказанию даже за очевидные для всех грехи. Почему так происходит, несложно догадаться. Практически каждый раз, когда возникает необходимость в таком наказании, в итоге все сводится к внутренним распрям, ссорам и даже разделениям в церкви. Редко можно наблюдать единодушие в решении церкви отказать в общении кому-то из ее согрешивших членов, каким бы серьезным ни был грех. Даже когда речь идет о сексуальных грехах, церковь колеблется в вопросах наказания.
Однако бόльшая часть христиан согласилась бы с тем, что Библия предписывает наказывать членов церкви, когда это необходимо. Как же следует это делать?
Церковь призвана наказывать верующего, когда его грех является тяжким, публичным и известным. Не за всякое прегрешение должно следовать церковное наказание. Первым шагом к исправлению оступившегося брата или сестры должно быть терпеливое объяснение и научение с последующим призывом к покаянию (Иуд. 22, 23).Если речь идет не о неблагочестивом поведении, церковь должна дать время брату или сестре, которые отклонились от библейского учения, чтобы самостоятельно изучить эту проблему. Если же виновная сторона продолжает настаивать на своей правоте вплоть до угрозы разделения тела Христова, церковь должна проявить осмотрительность в публичном порицании (2 Кор. 2:10). Проступки или прегрешения человека подлежат исправлению или наказанию в том случае, если он продолжает жить, явно нарушая Божью волю. Когда старейшины (или церковное собрание) приходят к решению о необходимости наказания, то вся община должна проявить в этом единодушие (1 Кор. 5:11).
В этот момент с согрешившим человеком должны поговорить двое или трое христиан, которые знают о его грехе из первых рук. Если человек проявляет готовность к покаянию, то, выражаясь словами Иисуса, «приобрел ты брата твоего» (Мф. 18:15).
Если же эти и другие попытки вразумления окажутся безуспешными и возникнет необходимость дальнейшего наказания, то вся община должна с уважением принять решение старейшин. После этого верующие должны отказаться от общения с согрешившим братом или сестрой, пока он или она не покается (1 Кор. 5:11).
Кто отключил воду?
У вас когда-нибудь отключали в доме воду? Возможно, когда на линии был порыв? Или, чтобы отремонтировать линию? Может, трубы замерзли? Или по какой-либо другой причине? И если это когда-либо случалось с вами, то, без сомнения, это случалось в самый неподходящий момент: когда вы еще не закончили бриться, когда вы мыли голову и ваши волосы все были в мыльной пене, или когда вы принимали душ и были в мыле.
1 и 2 Фессалоникийцам (ч.14): Верность в гонениях и скорбях (2 Фес. 1:1-12)
Чувствовали ли вы себя когда-нибудь отверженным оттого, что вы христианин? Не оставляли ли вас в изоляции, не делали ли объектом насмешек или оскорблений за то, что вы старались идти Божьим путем? А может, вы пытались помогать кому-либо, кто страдал подобным образом? Что, если вы хотели бы стать христианином, но мысль о том, что вы будете отвергнуты, не дает вам покоя?
Оскорбитель из 2 Кор. 2:5-11
«Если же кто огорчил, то не меня огорчил, но частью, — чтобы не сказать много, — и всех вас. Для такого довольно сего наказания от многих, так что вам лучше уже простить его и утешить, дабы он не был поглощён чрезмерною печалью. И потому прошу вас оказать ему любовь. Ибо я для того и писал, чтобы узнать на опыте, во всем ли вы послушны. А кого вы в чем прощаете, того и я; ибо и я, если в чем простил кого, простил для вас от лица Христова, чтобы не сделал нам ущерба сатана, ибо нам не безызвестны его умыслы» (2 Кор. 2:5-11).
Комментаторы, который считают первое посещение Павлом Коринфа (Деян. 18) тем самым злосчастным визитом, убеждены, что скорбным письмом является 1 Коринфянам. По их мнению, человек из 2 Кор. 2:6 и из 1 Кор. 5:1 — один и тот же, а «наказание от многих» (2 Кор. 2:6) было наказанием за блуд с женой отца (1 Кор. 5:1). Однако есть достаточно оснований полагать, что брат, которого Павел, обращаясь к церкви в Коринфе, призывает простить, был не тем человеком, который сожительствовал со своей мачехой.
1. Павел был явно огорчен поведением этого человека и бездействием церкви, когда писал 1 Коринфянам
Терпимость и снисходительность братьев к тому, что делал этот человек, свидетельствовала о том, что эти христиане спокойно относились к «блуду, какого не слышно даже у язычников» (1 Кор. 5:1). Апостол написал о необходимости «предать [этого человека] сатане во измождение плоти» (5:5). Он также потребовал от церкви «не общаться с тем, кто, называясь братом, остаётся блудником… с таким даже и не есть вместе» (5:11). Однако, когда он пишет о брате, которого церковь наказала, в 2 Кор. 2:5-11, то звучит намного мягче: «Для такого довольно этого наказания от многих» (2:6). «И потому прошу вас оказать ему любовь» (2:8). Конечно, человек из 1 Кор. 5 к тому времени, когда Павел писал 2 Коринфянам, уже мог оставить блуд со своей мачехой. Однако очень сомнительно, чтобы спустя совсем немного времени после такого отвратительного греха Павел просил братьев простить его и восстановить с ним полное общение.
2. Печаль, вызванная действиями человека из 2 Кор. 2, глубоко задела лично Павла
Он говорил, что написал о нем христианам в Коринфе, чтобы узнать, «во всем ли вы послушны» (2:9). Очевидно, то, что он написал им об этом оскорбителе, содержалось в скорбном письме. Для Павла было важным, чтобы церковь в Коринфе уважала его апостольскую власть. Позднее в том же письме Павел упомянул человека, который, возможно, был причастен к возникновению конфликта: «Итак, если я писал вам, то не из-за оскорбителя и не ради оскорбленного, но чтобы вам открылось попечение наше о вас пред Богом» (7:12). Оскорбленным в этой ситуации был сам Павел. В какой-то степени человек из 2 Кор. оскорбил всю церковь, но особенно он проявил неуважение к Павлу и его апостольству.
3. Грехи человека из 1 Кор. 5 были сексуального характера: блуд
В составленном Павлом списке грешников, которых следовало сурово наказывать в церкви, на первом месте стояли «блудники» (5:11). В 2 Кор. 2 Павел не только более сдержанно говорил о реакции общины на грехи оскорбителя, но не дал никаких оснований предполагать, что они были сексуального характера. Павел ничего не сказал о сожительстве этого человека со своей мачехой или каком-то ином блуде. Молчание Павла на эту тему, особенно в свете греха человека из 1 Кор. 5, немаловажно.
Человека из 1 Кор. 5 и человека из 2 Кор. 2 объединяло одно: в обоих случаях церковь в Коринфе должна была подвергнуть наказанию согрешившего брата. Что касается 1 Кор. 5, то церковь проигнорировала наказание, несмотря на четкие и конкретные инструкции Павла. В ситуации из 2 Кор. 2 христиане в Коринфе послушались Павла; они наказали согрешившего брата, и это наказание привело к желательному результату. Этот человек покаялся. И теперь Павел обращается к церкви с просьбой простить его и восстановить в церковном общении.
“Что унываешь ты?”
Депрессия не взирает на лица. Богатые и бедные, образованные и необразованные, процветающие и неудачники - все страдают от этого серьезного расстройства. Можно составить внушительный список известнейших людей, которые страдали депрессией; в этом списке мы найдем Авраама Линкольна, Эдгара Аллана По, Зигмунда Фрейда, Винсента Ван Гога, Н. В. Гоголя и Уинстона Черчилля.
1 и 2 Фессалоникийцам (ч.13): Неустанно следуйте за Вождем! (Вступление к 2 Фессалоникийцам)
Эта книга наглядно показывает нам, как быть терпеливыми, обучая, ободряя, общаясь с другими, даже когда они не только не справляются со своими трудностями, но еще и добавляют себе новых проблем в жизни.
Грех гордости
Гордость, как выясняется, есть основной грех, который стоит за большинством внешних проявлений бунта против Бога. Об этом ярко говорится в насмешливой песне о царе тирском, который возгордился и сказал в сердце своем: «Я бог, восседаю на седалище божием, в сердце морей», на что ему было сказано: «и будучи человеком, а не Богом, ставишь ум твой наравне с умом Божиим» (Иез. 28:2). Иезекииль весьма символическим языком сравнивает этого языческого царя с первыми жителями Эдемского сада, согрешившими из-за своего желания быть, как боги. «Ты находился в Эдеме, в саду Божием… Ты совершен был в путях твоих со дня сотворения твоего, доколе не нашлось в тебе беззакония» (Иез. 28:13-15).
Далее пророк говорит о горделивом сердце царя: «От красоты твоей возгордилось сердце твое, от тщеславия твоего ты погубил мудрость твою» (Иез. 28:17). Поэтому Бог объявил о Своем наказании этого нечестивого царя, заявив, что он потеряет свой символический Эдемский сад и будет повержен на землю со своего высокого трона среди богов. Царь был приговорен умереть «смертью убитых» (Иез. 28:8; см. 28:10, 19).
По словам Иисуса, эта ложь прельстила человечество от начала (Ин. 8:44): люди, возгордившись, стали думать, что они могут объявить о своей независимости от Бога и следовать своим собственным курсом в жизни. Они думают, что могут грешить безнаказанно — не боясь наказания за свое неповиновение. Однако снова и снова опыт человеческий свидетельствует о том, что «наказание за грех… постигнет вас» (Чис. 32:23). Великая трагедия состоит в том, что платой за грех было не освобождение и жизнь, а, в конечном итоге, страдания и смерть (Рим. 6:23), которые были переданы всему последующему человечеству (Рим. 5:12).
Иисус - Господин Моисея и закона
Хотя Новый Завет претендует на полную и окончательную власть, не все воспринимают его так. В этом уроке мы разберём, почему Иисус - Господин Моисея и закона.
1 и 2 Фессалоникийцам (ч.12): Божий взгляд на зрелость (1 Фес. 5:12-28)
Какова Божья точка зрения на зрелость? Последняя часть 1 Фессалоникийцам, на первый взгляд, может показаться перечнем того, что нужно и чего не нужно делать. В действительности же это замечательное руководство по достижению зрелости, которое показывает нам, какие поступки и душевные качества характеризуют зрелую христианскую жизнь. В чем состоят Божьи наставления для достижения нами зрелости?
Случай спасения разбойника на кресте
Многие отвергают ясные учения нового завета, потому что верят, что один из двух распятых с Иисусом разбойников был спасен без крещения. Этот человек не является примером спасения по новому завету. По правде сказать, он не исполнил требований ни старого закона, ни нового завета Иисуса, чтобы примириться с Богом.
Пока Иисус жил на земле, Он свободно прощал грехи, когда и как считал нужным. Например, Он простил грехи парализованного (Мф. 9:2-8; Mк. 2:3-12; Лк. 5:17-26) и женщины, которая омыла Его ноги (Лк. 7:44-50). Эти люди имели веру, но у них не могло быть той веры, которую должны иметь мы для нашего спасения. Наша вера должна быть в кровь Иисуса (Рим. 3:25) и Его воскресение (Рим. 10:9). Как и разбойник на кресте, эти люди были прощены без исполнения требований закона или нового завета Иисуса.
Все, кого простил Иисус, умерли прежде, чем новый завет вступил в силу. Покаяние для прощения грехов еще не было проповедано всем народам во имя Иисуса (Лк. 24:47). По этой причине все те люди не могли исполнить условий нового завета для своего спасения. Петр, первым провозгласивший прощение во имя Иисуса Христа, сказал людям: “Покайтесь, и да крестится каждый из вас во имя Иисуса Христа для прощения грехов — и получите дар Святого Духа” (Деян. 2:38). На протяжении всей книги Деяний принявшие евангелие неизменно делали все, что повелел Петр (Деян. 2:41; 8:12, 36-39; 9:18; 10:47, 48; 16:15, 33; 18:8). Не преступник на кресте, а эти люди служат нам примером того, как отвечать на евангелие, чтобы получить прощение. Они повиновались новому завету, освященному кровью Иисуса, как и учил Иисус в Mк. 16:16: “Кто будет веровать и крестится, спасен будет; а кто не будет веровать, осужден будет”.
Святой Дух и обращение
Почти все, кто считает себя христианами, верят, что при обращении Святой Дух работает либо (1) непосредственно воздействуя на душу погибшего, либо (2) совместно с проповедью и чтением Божьего Слова, либо (3) опосредованно через Слово. Истину нельзя познать через некий эмоциональный опыт, ее можно познать только через явленное Божье Слово.
1 и 2 Фессалоникийцам (ч.11): День Господень (1 Фес. 5:1-11)
Возвращение Иисуса дает надежду верным христианам. Давая надежду на будущее, оно и в настоящем приносит покой и утешение. Поскольку мы радостно ждем пришествия Иисуса, мы должны жить, готовясь к этому великому дню. Павел призывал фессалоникийцев возрастать еще больше, беря за основание то, что они уже знали и что уже делали.