Сказка о Наполеоне | Ридли Скотт
Примерно сутки назад Universal Pictures и Apple Films выкатили трейлер давно обсуждаемого фильма «Наполеон», режиссёром которого выступил Ридли Скотт. Кому лень читать до конца, сразу резюмирую: прикольная сказка. Я никогда не был и, наверное, не буду великим обзорщиком фильмов, поэтому всё изложенное ниже носит крайне сумбурный характер. Это скорее просто набор того, за что у меня зацепился взгляд и о чем хочется сказать.
Примерно сутки назад Universal Pictures и Apple Films выкатили трейлер давно обсуждаемого фильма «Наполеон», режиссёром которого выступил Ридли Скотт. Кому лень читать до конца, сразу резюмирую: прикольная сказка. Я никогда не был и, наверное, не буду великим обзорщиком фильмов, поэтому всё изложенное ниже носит крайне сумбурный характер. Это скорее просто набор того, за что у меня зацепился взгляд и о чем хочется сказать.
Прежде всего вопрос кастинга: Хоакин Феникс для большинства из нас ー это в первую очередь деспотичный император Коммод из «Гладиатора». Как выразился мой одноклубник: «Тот ублюдок что играл в Гладиаторе, фу, не буду смотреть, Ридли Скотт стареет». Хотя лично для меня он скорее Джонни Кэш. Внешне он, конечно, ни разу не похож. Тем более, что Феникс уже, мягко говоря, не в юношеских летах. Молодому сыграть старого ー не настолько трудно, а вот наоборот ー это уже задача. И в его возрасте Феникс выглядит на роли 24-летнего генерала Бонапарта немного нелепо. Особенно в сравнении с Жозефиной, которую играет Ванесса Кирби и которая рядом со своим будущим супругом выглядит молоденькой девчушкой. Это особенно забавно: на момент свадьбы Жозефина была старше своего избранника и по тем временам считалась дамой уже явно не первой свежести. Да ещё и с прицепом в виде двух почти взрослых детей и бурным прошлым.
Думаю, никто не будет спорить с тем, что у Феникса довольно зловещее амплуа, подкреплённое очень колоритной внешностью. И этим амплуа он владеет великолепно. Но Наполеон очень хорошо умел модифицировать своё поведение в зависимости от обстоятельств: он мог и очаровывать, и внушать ужас. А Феникс на протяжении всего трейлера абсолютно одинаковый. Он напоминает не реального Наполеона, а скорее того, которого можно увидеть в заставке к игре Napoleon: Total war.
С униформой военнослужащих, кстати, тут все совсем не так плохо, как могло бы быть. Генеральская форма мне даже слегка понравилась. Но самое приятное, чего обычно не встретишь ни в одном фильме ー это эволюция униформы по хронологии. Солдаты республиканской армии показаны кто в шляпах, кто в гренадерских шапках, а кто в тарлетонах. А в сцене братания (очевидно, это возвращение Наполеона с Эльбы весной 1815 года) ー мундиры по регламенту майора Бардена! Да, Карл, барденовские мундиры тогда, когда они и должны быть! То же самое можно сказать и про кавалерию: вот у нас период республики и полки тяжелой кавалерии скачут, как и положено, в шляпах и мундирах с лацканами; а вот уже Империя и вчерашние кавалерийские полки трансформировались в кирасирские. Опять-таки, я не говорю, что с униформой в фильме все отлично и комар носу не подточит. Придраться есть к чему, но на уровне других фильмов ー в принципе неплохо, а местами даже логично. Есть примеры, где все намного хуже.
С Египетским походом все чуть сложнее. С одной стороны, очень понравилась отсылка к картине Жана-Леона Жерома «Бонапарт перед Сфинксом». С другой, стрельба французской артиллерии по пирамидам ー это, конечно, ерунда. Во-первых, битва при пирамидах проходила почти за 40 км. от самих пирамид и получила такое название скорее из соображений пропаганды. Во-вторых, а на кой черт вообще стрелять по пирамидам?
А вот как показана тактика рубежа XVIII-XIX веков ー это конечно минус. В принципе, создатели попытались показать сомкнутый кавалерийский строй, но именно что попытались. Ибо за первой относительно стройной шеренгой уже начинается чапаевская конная атака. Кстати, в эпизоде, где кирасиры кружат между каре британской пехоты, я вроде бы узнал кого-то из наших друзей из клуба «7-й Кирасирский полк». Еще к вопросу о тактике: единая шеренга в несколько километров по фронту ー тоже небылица адская. Тем более, что во французской армии базой был трехшереножный строй пехоты.
Отдельно отмечу финал, видимо, битвы при Аустерлице: вот он уже совершенно из другой вселенной. Не та погода, не та тактическая ситуация, все не то. Ну не тонули австрийцы в тех замерзших прудах ー они были по колено. Так что я буду искренне наивно полагать, что со стороны Ридли Скотта это просто отсылка и дать уважения к творчеству Сергея Эйзенштейна.
Остальное уже по мелочи:
- В кульминационной сцене переворота 18 брюмера шеренга солдат наставляет ружья на депутатов… Для киношного драматизма придумка отличная, но к реальности она отношения не имеет.
- Эпитеты о Наполеоне «Любовник, тиран, легенда» ー просто шикарно, причем именно в такой последовательности!
- Слегка резануло слух английское «Long live the emperor» вместо традиционного «Vive l’Empereur!». Хотя, если уж в «Ватерлоо» Бондарчука было так же…
Пожалуйста, прошу не воспринимать эту рецензию слишком серьезно. Я уже почти дошел до того убеждения, что профессиональные историки должны немного поберечь нервы своих домочадцев при просмотре исторических фильмов. В конце концов, вряд ли мы сможем когда-нибудь полностью побороть отход от достоверности в кино… Пока что я склонен воспринимать этот фильм как некую сказку, добротное фентези по теме Наполеоновских войн. А показанные события ー как происходившие в какой-то иной вселенной, где ход истории, биология и законы физики очень схожи с нашей планетой. Тем более, что нам еще предстоит увидеть этот фильм и, как говорят, будем посмотреть.
#EG_Новое_время #EG_наполеоника #EG_кино