Пророк Даниил (ч.13): Последнее откровение Даниилу (12:1–13)
Начиная со стиха 5 рассказ Даниила о видениях подходит к концу. Нам не говорится, были ли те двое у реки тоже ангелами и если да, то был ли один из них Гавриилом. Один из тех двоих спросил мужа в льняной одежде: “Когда будет конец этих чудных событий?” Даниил явно не сам задал этот вопрос. Может быть, он боялся спрашивать; другой за Даниила задал вопрос, который несомненно был у него на уме.
Пророк Даниил (ч.12): Бог видит будущее (11:1–45)
После видения ангела у реки Тигр Даниил разговаривал с посланцем от Бога, который пришел, чтобы объяснить ему видение. Посланец сказал Даниилу: “Итак, я с первого года Дария, мидянина, стал ему [Киру] подпорой и подкреплением” (ст. 1). В 10:13 посланец сообщил Даниилу, что его дела не позволили ему раньше принести послание. Сейчас же он сказал: “Теперь возвещу тебе истину” (ст. 2).
Пророк Даниил (ч.11): Помощь ангела (10:1–21)
Главы 10—12 представляют собой единое целое и рассказывают об одном видении. Не вызывает сомнения, что рассматриваемое видение — то же самое, что в главах 8 и 9, только в этом разделе оно представлено более подробно. Кроме того, в 10-й главе нам дается некоторое представление о делах ангелов, по крайней мере, Гавриила и Михаила.
Пророк Даниил (ч.10): Пророчество Даниила о семидесяти седминах (9:1–27)
События главы 9 произошли “в первый год Дария...” (ст. 1). Как говорит нам стих 2, Даниил, читая по книге пророка Иеремии, “сообразил”, что вавилонское пленение будет длиться семьдесят лет. Он вычислил, что время это на исходе. Возможно, поэтому он почувствовал еще большую потребность в общении с Богом. И он стал молиться прекрасной молитвой, которую мы находим в стихах 4-19.
Пророк Даниил (ч.9): "Вот, овен и козел!" (8:1–27)
В третий год царствования Валтасара, через два года после предыдущего видения, Даниилу было другое видение. Сначала Даниил увидел барана (“овна”). В стихе 20 говорится, что баран олицетворяет мидян и персов. В предыдущем видении Даниила царство было представлено медведем (в большей степени символом Мидии). В этом оно представлено бараном (в большей степени символом Персии).
Пророк Даниил (ч.8): Видение четырех животных (7:1–28)
Со второй половины книги Даниила (главы 7—12) мы переходим от повествований о пленивших Израиль к серии видений Даниила. Это видения о современной Даниилу и будущей истории Божьего народа. Гавриил сказал Даниилу в 9:23, что он “муж желаний”. Он был особым рабом Божьим, и поэтому ему были даны видения и особая помощь в их разъяснении. Видения содержат много символических образов животных и чисел.
Пророк Даниил (ч.6): Письмена на стене (5:1–31)
“Мидяне и персы” — это не два, а одно имперское царство, пришедшее на смену Вавилону. В Дан. 5 описаны события, имеющие отношение к этому сдвигу в мировом распределении сил. Мидяне (Мидия) занимали территорию сегодняшнего Азербайджана и северного Ирана. В союзе с Вавилоном и другими державами они в 605 г. до н. э. помогли развалить Ассирийскую империю.
Пророк Даниил (ч.5): Сон с предупреждением (3:31–4:34)
События главы 4 продолжают освещать тему Даниила, что все в руке Божьей. Стихи 14, 22 и 29 заявляют, что “Всевышний владычествует над царством человеческим”. Последние стихи глав 3 и 4 содержат повеление царя Навуходоносора, восхваляющее Бога. Между ними мы видим сон и его объяснение Даниилом, по своей структуре сходное с толкованием сна из главы 2.
Пророк Даниил (ч.3): Сон об истукане (2:1–49)
События главы 2 произошли во второй год царствования Навуходоносора. Даниил был все еще юношей. Это случилось вскоре после пленения Даниила. Навуходоносору приснился сон. У вавилонских мудрецов не было ни малейшего представления о том, что это был за сон. Если бы Навуходоносор рассказал им сон, говорили они, тогда они смогли бы объяснить его значение.
Нерукотворное царство
“И во дни тех царств Бог небесный воздвигнет царство, которое вовеки не разрушится, и царство это не будет передано другому народу; оно сокрушит и разрушит все царства, а само будет стоять вечно” (Дан. 2:44). Будучи пророком Божьим, Даниил рассказал царю Навуходоносору об огромном “истукане”, которого царь увидел во сне.
«Признаки» и «приближение дня» в Мф. 24
Многие «признаки», указанные Иисусом в разговоре с апостолами в Мф. 24, предсказывали события, которые должны были привести к разрушению города. Их могли «усмотреть» верные, которые, возможно, даже получили дополнительное разъяснение от вдохновенных апостолов. Они верой узнали исполнение признаков, о которых говорил Иисус. Описанные Иисусом события произошли, в основном, между 66 и 70 годами, а некоторые, такие как землетрясение, — даже в 50-е (Мф. 24:7). То, что они смогли определить этот день, говорит о том, что указанные признаки «были уже видимы для проницательных мужчин и женщин» (Брюс). Естественно, зная, что приближается его смертный час, человек захочет побыть в собрании своих братьев-христиан, но суть данного отрывка не в этом.
В Мф. 24:15, 16 даётся один довольно-таки странный признак: «Итак, когда увидите мерзость запустения, речённую через пророка Даниила, стоящую на святом месте, — читающий да разумеет, — тогда находящиеся в Иудее да бегут в горы». Эта проблема повторена в Мк. 13:14: «Когда же увидите мерзость запустения, речённую пророком Даниилом, стоящую, где не должно, — читающий да разумеет, — тогда находящиеся в Иудее да бегут в горы».
Что это за «мерзость запустения»? Лука объясняет немного более подробно: «Когда же увидите Иерусалим, окружённый войсками, тогда знайте, что приблизилось запустение его; тогда находящиеся в Иудее да бегут в горы; и кто в городе, выходи из него; и кто в окрестностях, не входи в него» (Лк. 21:20, 21). Как можно было убежать из города, когда Иерусалим был уже окружён, а войска видны? Как другие могли войти в него? В Мф. 24:22 Иисус даёт подсказку: «И если бы не сократились те дни, то не спаслась бы никакая плоть; но ради избранных сократятся те дни». Здесь нам большую услугу оказал очевидец Иосиф Флавий. Он поведал, что во время первой попытки подавить мятеж в Иерусалиме римская армия «самым неожиданным образом покинула город» (Иосиф Флавий. Иудейская война 2.19.7).
Хотя, делая данную запись спустя тридцать лет после описываемых событий, этот бывший фарисей так и не уразумел причины, по которой Цестий отозвал своих воинов, мы с вами знаем то, чего не знал Иосиф: Бог позаботился о Своих избранных и сократил дни. Это дало христианам возможность совершить побег из города. Евсевий, «отец церковной истории», сообщает, что в результате данного им «божественного откровения» «всему телу» христиан представилась возможность убежать (Евсевий. История церкви 3.5).
Назвав признаки падения Иерусалима, Иисус далее ответил на вопросы о Своём втором пришествии, сказав следующее: «О дне же том и часе никто не знает, ни ангелы небесные, а только Отец Мой один» (Мф. 24:36). Это высказывание не могло относиться к падению Иерусалима, иначе все указанные Им признаки были бы бессмысленны. Это заставляет думать, что фраза «приближение дня оного» имела особое значение для евреев Иудеи и что данное письмо было написано определённой группе людей в этом районе. Оно было адресовано не «епископам и дьяконам», как Послание к филиппийцам (1:1), людям внутри церкви, которые должны были послушаться «наставников» (Евр. 13:17) ради безопасности своих душ и тел.
Пророчество
Кто не желает верить, те не проявляют особого интереса к пророчествам.
Подумайте об этом! Пророчество — убедительное свидетельство целостности Библии. Бог исполнил все Свои обещания. Флойд Гамильтон подсчитал, что исполнено 332 ветхозаветных пророчества об Иисусе. Некоторые весьма конкретны. Ни в какой другой религии нет предсказанного основателя и Спасителя!
Иисус не случайно начал Своё публичное служение с заявления о том, что Он и есть предсказанный Мессия (Ис. 61:1–3; Лк. 16:27). Слушатели поняли правильно, что Он сказал. В ярости они попытались убить Его (Лк. 4:28–30). Люди пытались положить конец Его служению даже в Его родном городе!
Посмотрите, сколько пророчеств исполнил Иисус. Он был семенем Авраама (Быт. 22:18; Деян. 7:1–6; Рим. 4:13–25; Гал. 3:6–16), пророком, подобным Моисею (Втор. 18:15–22; Деян. 3:22–26), и семенем Давида (Ин. 7:42; Рим. 1:3; 2 Тим. 2:8). Он говорил притчами (Пс. 77:2; Мф. 13:34, 35). Он был сыном девственницы (Ис. 7:14; Мф. 1:23–25), галилеянином (Ис. 9:1, 2; Мк. 14:70; Лк. 22:59), светом язычникам (Ис. 49:6; Деян. 13:46, 47), кротким царём (Зах. 9:9; Мф. 21:1–8), Отраслью (Иер. 23:5; Евр. 7:14), вызванным из Египта (Ос. 11:1; Мф. 2:15) и Назореем (Мф. 2:23). Он был избран стать нашим Спасителем прежде создания мира (Еф. 1:3, 4; 3:9–11; 1 Пет. 1:20).
Некоторые из этих пророчеств даны в общих чертах. Однако, особенно в отношении креста, они содержат несколько мельчайших деталей: способ Его казни (Пс. 21:17; Зах. 12:10; Ин. 12:32), публичность смерти (Втор. 21:22, 23; Деян. 5:30; 10:39; 13:29; Гал. 3:13; 1 Пет. 2:24), предательство друга за тридцать сребреников (Пс. 40:10; Зах. 11:12; Мф. 26:14, 15; 27:3–10), молчание перед обвинителями (Пс. 37:14; Ис. 53:7; Мф. 26:59–63; Мк. 14:55–61; 1 Пет. 2:23, 24), казнь вместе с разбойниками (Ис. 53:12; Мф. 27:38; Мк. 15:28; Лк. 23:39–43) и пронзённые руки и ноги (Пс. 21:17; Зах. 12:10; Ин. 20:27). Его одежды делили, бросая жребий (Пс. 21:19; Мк. 15:24; Ин. 19:23, 24), и ни одна из Его костей не была сломана (Пс. 33:21; Ин. 19:36). Ему дали пить уксус с жёлчью (Пс. 68:22; Мф. 27:34; Ин. 19:28–30), Его оставил Бог (Пс. 21:2; Мф. 27:46), Он был погребён у богатого (Ис. 53:9; Мф. 27:57–60) и стал отвергнутым краеугольным камнем (Пс. 117:22, 23; Мф. 21:42; Деян. 4:11; Рим. 9:32, 33). В день Пятидесятницы Пётр заявил, что кроткий царь, въехавший на ослице (Зах. 9:9; Мф. 21:1–11), был «Господом и Христом» (Деян. 2:36).
Исаию называют «мессианским пророком» за его многочисленные пророчества о Мессии. В Новом Завете его писания цитируются более пятидесяти раз. За шестьсот лет до Христа он был вдохновлён Богом нарисовать детальную картину Мессии. Ис. 53 — «песня о Страдающем рабе» — это «святое святых» Ветхого Завета. Иудеям нужна была политическая, военная победа. Мысль о страдающем, мёртвом Спасителе никогда не приходила им в голову. Будьте милостивы к ним. Трудно представить себе Бога небес умирающим на кресте!
Фразы из Ис. 53 в Новом Завете повторяются, как минимум, шесть раз! Филипп сказал вельможе-эфиопу, что Человек в Ис. 53 — это Иисус (Деян. 8:30–35).
Все глаголы в Ис. 53 употреблены в прошедшем времени. О будущем возвещается как о том, что уже отошло в историю. Бог (Иисус) вчера, сегодня и всегда тот же. У Бога прошлое, настоящее и будущее — это одна и та же реальность. Божьи пророчества настолько истинны, что о них можно писать в прошедшем времени. Иисус исполнил все пророчества о Себе. Он предсказал Свою смерть, погребение и воскресение и исполнил Своё предсказание в деталях. (См. Мф. 16:21 [и Мк. 8:31; Лк. 9:22]; 17:22, 23 [и Мк. 9:30–32; Лк. 9:43, 44]; 20:17–19 [и Мк. 10:32–34; Лк. 18:31–33]; Лк. 24:7, 44–46; Ин. 13:19). Жизнь и смерть Христа — самые что ни на есть подтверждённые факты на земле!
Как исполнялись ветхозаветные пророчества
Когда большинство из нас думает об исполнении пророчеств, мы представляем себе какое-нибудь ясное ветхозаветное предсказание, которое в Новом Завете исполнилось в точности так, как было обещано. Однако слово “исполнено” в Библии часто используется в более широком смысле. В своей книге Четвероевангелие Дж. Макгарви подчеркивает, что ветхозаветные Писания в Новом Завете исполнялись, по крайней мере, четырьмя путями, и иллюстрирует каждый путь с помощью текста из начала Евангелия от Матфея.
Первый путь мы уже упомянули выше. Его можно назвать “прямым” исполнением: что-то, ясно предсказанное в Ветхом Завете, осуществилось в Новом (как одноразовое исполнение). Пример такого пророчества и исполнения — Мф. 2:5, 6. Когда религиозных руководителей в Иерусалиме спросили, где должно родиться Мессии, в ответ они процитировали Мих. 5:2:
«В Вифлееме иудейском, ибо так написано через пророка: “И ты, Вифлеем, земля Иудина, ничем не меньше воеводств Иудиных, ибо из тебя произойдет Вождь, Который будет пасти народ Мой, Израиля”».
Когда Иисус родился в Вифлееме, это пророчество исполнилось в первый и последний раз.
Другой путь исполнения ветхозаветных Писаний — когда в Новом Завете происходят важные события, которые были сохранены для нас в высказываниях или событиях Ветхого Завета как прообразы. Этот тип исполнения может быть проиллюстрирован Мф. 2:15. Иосиф был в Египте до смерти Ирода. Мы читаем: “Да сбудется реченное Господом через пророка, который говорит: «Из Египта Я вызвал Сына Моего»”. Процитирован был стих Ос. 11:12, в котором сказано о выходе сынов Израилевых из египетского рабства: “Когда Израиль был юн, Я любил его и из Египта вызвал сына Моего”. Божье избавление израильтян было прообразом Божьей защиты младенца Иисуса.
Еще одна иллюстрация этого второго типа исполнения — Мф. 2:18, где цитируется Иер. 31:15. Ветхозаветный текст описывает плач, вызванный трагедией вавилонского пленения. Слова пророка хорошо подошли и для описания всеобщего плача, вызванного трагедией в Вифлееме, когда Ирод устроил резню младенцев в попытке уничтожить родившегося Царя.
Третий путь — когда ветхозаветное событие описано более возвышенным и изысканным языком, чем оно того заслуживало. В Новом Завете возвышенный язык применяется к ситуации, когда он более уместен. Под эту категорию подпадает Мф. 1:22, 23:
«А все это произошло, да сбудется реченное Господом через пророка, который говорит: “Вот, дева во чреве примет и родит Сына, и нарекут имя Ему Эммануил, что значит: С нами Бог”».
Откройте Ис. 7:1-16, и вы увидите, что первоначально это обещание было частью обещанного Ахазу знамения об избавлении. Оно было частично исполнено в дни Ахаза, но, как по вдохновению сказал Матфей, свое окончательное исполнение оно нашло в Иисусе.
И наконец, иногда “пророчество” находится не в конкретном отрывке, а в общем ветхозаветном учении, которое проявляется в новозаветном событии. В эту категорию входит Мф. 2:23. Иосиф привез Иисуса обратно в Назарет во исполнение “реченного через пророков, что Он Назореем наречется”. Сколько бы вы ни искали в Ветхом Завете, вы не найдете отрывка, который бы говорил: “Он Назореем наречется”. Ключ — в слове “пророков” (множественное число). Этому учил не какой-то один пророк; это было отражено в учении многих пророков. Какую связь можно увидеть между тем, что Иисус “Назореем (Назарянином) наречется”, и общим смыслом ветхозаветного пророчества? В новозаветные времена Назарет был презренным городом (Ин. 1:46), а Христу надлежало быть презираемым и отвергнутым (Пс. 21:7-9; 68:9, 21, 22; Ис. 49:7; 53:2, 5, 8; Дан. 9:26). Иначе говоря, вместо “Назорей” в Мф. 2:23 вы можете прочитать “презренный”.
Некоторые из этих четырех путей могут расходиться со знакомым нам определением понятия “исполнение”. И тем не менее, мы должны понимать, что иудеи, к которым Матфей обращал свое слово, считали все эти исполнения законными.
В конце концов, если вдуматься, что значит слово “исполнить”, как не “сделать полным”? Новозаветное исполнение сделало полным первоначальное ветхозаветное указание — то есть придало ему весь тот смысл, который оно могло и должно было иметь.
В чем значение пророчества о «новом завете»?
Рассматривая ветхозаветные пророчества, указывающие на церковь Христа, мы находим одно, заслуживающее особого внимания: это пророчество о “новом завете". Между старым заветом Моисея и новым заветом Христа много различий. Тем не менее, автором обоих является Бог, и в основе нового завета лежит старый.
Мерзость запустения
(Дан. 9:27 и Мф. 24:15-21)
В Мф. 24 Иисус говорит о разрушении храма. Имея в виду Тита и римскую армию, Он сказал: “Итак, когда увидите мерзость запустения, реченную через пророка Даниила... тогда находящиеся в Иудее да бегут в горы” (ст. 15, 16). Они сидели на Елеонской горе, и ученики говорили с Иисусом о храмовых сооружениях (ст. 1). Иисус сказал им, что придет день, когда “не останется здесь камня на камне” (ст. 2).
Ученики хотели, чтобы Иисус открыл им, когда это произойдет, чтобы Он дал им какой-нибудь знак, предупреждавший их о тех событиях, которые Он описывал. Им хотелось знать, когда храм будет разрушен. И тогда (мы читаем об этом в Мф. 24:15) Он упомянул “мерзость запустения, реченную через пророка Даниила”.
Что это за мерзость запустения, о которой говорил пророк Даниил? Это “окончательная гибель”, описанная в Дан. 9:27. Мерзость запустения явно указывает на разрушение храма в 70 г. В тот день, сказал Господь, находящиеся в Иудее должны бежать в горы. По сути, Он сказал: “Если вы будете на крышах домов, не спускайтесь, чтобы уложить личные вещи. Если будете в поле, не возвращайтесь за одеждой. Уходите оттуда как можно скорей” (см. Мф. 24:17, 18). Далее Он продолжил: “Молитесь, чтобы не случилось бегство ваше зимой или в субботу” (ст. 20), потому что в холодную погоду или в дождливые месяцы идти намного трудней. Иудеям нельзя было работать или путешествовать в субботу, и если они будут вынуждены делать это, то не смогут купить еды и других необходимых вещей. Иисус предупредил о “великой скорби” — такой, какой еще не было и не будет в мире (Мф. 24:21). Он говорил об осаде римлянами Иерусалима.
Параллельные стихи мы находим в Евангелиях от Марка и Луки. В Мк. 13:14 сказано: “Когда же увидите мерзость запустения, реченную пророком Даниилом, стоящую, где должно, — читающий да разумеет, — тогда находящиеся в Иудее да бегут в горы”.
Теперь обратимся к Лк. 21. На этот раз Иисус не употребляет выражение “мерзость запустения”, зато объясняет его. В стихах 20 и 21 Он говорит: “Когда же увидите Иерусалим, окруженный войсками, тогда знайте, что приблизилось запустение его; тогда находящие в Иудее да бегут в горы...”
В 70 г. Иерусалим окружили войска — город окружили римские воины. Вот какую интересную историю рассказывает историк церкви Евсевий, живший около 300 г. н. э. Был период, когда осада Иерусалима была временно снята. Осадой Иерусалима командовал Веспасиан. Когда император Вителлий был убит, римский сенат послал Веспасиану депешу, в которой говорилось, что теперь он должен занять трон императора. С отъездом Веспасиана командование армией было возложено на Тита. Во время смены командования и произошло временное снятие осады. Христиане, доверявшие словам Иисуса, воспользовались этим и ушли из Иерусалима через Иордан в город Пеллу. Так они избежали страшной гибели. По словам Евсевия, во время осады ни один христианин не пострадал; никто из них не погиб.