Миссионерские путешествия Павла к язычникам, 45-58 гг.
В течение года Варнава и Савл работали вместе в Антиохии. Церковь значительно возросла в численности и, что гораздо важнее, духовно. В ней было много учителей, из которых Варнава назван первым, а Савл - последним. По-видимому, они серьезно помышляли о более широкой евангелизации, потому что “когда они служили Господу и постились, Дух Святый сказал: отделите Мне Варнаву и Савла на дело, к которому Я призвал”
1 и 2 Тимофею и Титу (ч.2): Введение в 1 Тимофею — 2
Когда Павла вынудили покинуть Фессалоники и Верию, там остались Тимофей и Сила. Благовестники договорились в ближайшем будущем встретиться с Павлом в Афинах. Когда они в условленное время не появились в Афинах, Павел забеспокоился, но пошел в Коринф, куда вскоре прибыли и эти двое юношей, принеся Павлу утешительную весть о состоянии церквей в Македонии.
Евангелие от Марка (ч.29): Лица вокруг креста (Мк. 15:21–47)
Описание Марком распятия нашего Господа несколько отличается от описаний других авторов Евангелий. Он опускает много фактов, которые упоминаются в других благовествованиях. Фактически, при описании слов и действий Христа во время распятия Марк ограничивается пятью короткими стихами. Если эти пять стихов собрать вместе и прочесть подряд, мы увидим это событие так, как его рассказал Марк.
Ила: непригодный для царства
Не следует удивляться, что одной из главных тем Библии является подготовка. Подготовка требуется не только в спорте, но и во всех сферах жизни. Здесь нет исключений. Даже Себя Бог не исключает из этого требования. Например, Бог обещал Аврааму землю, но только через 430 лет Он ввел сынов Израиля, потомков Авраама, в землю обетованную. Нужна была подготовка, и на это ушли годы.
Свергнутый Севна
В главе 22 книги пророка Исаии человек по имени Севна служил начальником царского двора. Он был важным иудеем в царском дворце в Иерусалиме (ст. 15). Он, наверное, заботился о том, чтобы все шло гладко, чтобы вся еда была приготовлена, чтобы все было чисто и в порядке. Он был должностным лицом при царе Езекии. Севна был богат и потому построил себе гробницу.
У него уже было место, куда его положат после смерти. Исаия хотел знать, что этот человек себе думал. «Какое право ты имеешь…?» — спрашивал он (см. ст. 16). Он сказал Севне, что тот никогда не будет лежать в своей гробнице. Господь свернет его в сверток и, как мячик, бросит в Ассирию, где он и умрет (ст. 17, 18).
Археологи обнаружили табличку с именем на гробнице, которая почти наверняка относится ко времени Езекии. На таких табличках обычно сообщалось, кто похоронен в данной гробнице. Первая часть этой найденной таблички оказалась разбитой, и потому начало слова отсутствует. А то, что можно прочитать, гласит: «…яху, начальник дворца».
Не так много людей были начальниками дворца. При Езекии их могло быть всего один или двое. Многие думают, что вместе с отбитым кусочком на этой табличке можно было бы прочитать «Севаньяху», что означает «Севна» Археологи считают, что это вполне может быть гробница того человека, о котором говорится в Ис. 22.
Жаль, что начало таблички утеряно! Мне бы хотелось знать наверняка. Книга Джека Льюиса о библейской археологии хорошо пишет об этом. В ней доказывается, что, учитывая время написания этого имени и тот факт, что очень немногие были начальниками дворца Езекии, то вполне вероятно, что эта гробница принадлежит Севне.
Севна скоро будет понижен в должности (ст. 19). Его преемником будет Елиаким (ст. 20). Этот человек станет новым начальником дворца — а это очень ответственная работа. Должность Севны перейдет к Елиакиму (ст. 21). Далее Исаия говорит: «И будет он отцом для жителей Иерусалима и для дома Иудина» (ст. 21).
Стих 22 содержит прекрасную мысль: «И ключ дома Давидова возложу на плечи его; отворит он, и никто не запрет; запрет он, и никто не отворит».
Иными словами, у него будет такой же доступ во дворец, как и у Севны, — привилегия заходить в любую комнату.
Бог заявил, что укрепит Елиакима в его положении, «как гвоздь в твердом месте». Он будет «как седалище славы для дома отца своего» (ст. 23, 24). Затем Исаия сказал о дне, когда «пошатнется гвоздь, укрепленный в твердом месте, и будет выбит, и упадет» (ст. 25).
Севна и Елиаким упоминаются снова в Ис. 36. Эта глава рассказывает о вторжении ассирийского царя Сеннахирима в 701 г. до н.э.: «И вышел к нему [военачальнику Сеннахирима] Елиаким, сын Хелкии, начальник дворца, и Севна, писец, и Иоах, сын Асафа, дееписатель» (ст. 3). Севна тогда еще не был «свернут в сверток и брошен». Его понизили в должности до писца, но он все еще был на плаву.
Когда поет петух
Мы будем изучать историю об отречении Петра, сделав основной упор на пении петуха. В качестве нашего основного текста мы воспользуемся Мф. 26, но некоторые подробности мы возьмем из параллельных мест (Mк. 14; Лк. 22; Ин. 18). Вначале разберемся, когда петух пропел для Петра; а затем посмотрим, когда он поет для нас.
Семья Давида
Мать Давида
Мать Давида мало упоминается в Писаниях, и ее имя не приводится. Это удивительно, учитывая, что рассказу о жизни Давида посвящено шестьдесят шесть глав. Это заставило многих думать, что с ее именем связана какая-то постыдная тайна.
Поскольку Давид во время своего изгнания доверил отца и мать попечению царя Моава (1 Цар. 22:3), некоторые полагают, что у Иессея, как и у его деда Вооза, была жена-моавитянка.
Другие предположения вращаются вокруг озадачивающей фразы в псалме 50: “Вот, я в беззаконии зачат, и во грехе родила меня мать моя” (ст. 7). Кальвинисты используют это место для подтверждения своего учения о полной наследственной греховности, но Писания учат нас, что мы не рождаемся во грехе, что каждый отвечает за свои собственные грехи, а не грехи своих предков вплоть до Адама (Еккл. 7:29; Иез. 18:4; 19; 20; Зах. 12:1; Мф. 18:3; 19:14; Деян. 17:29; Рим. 2:6; 1 Кор. 14:20; 2 Кор. 5:10; Гал. 6:5 и т.д.). Давид говорил не о своей собственной греховности, но о греховности окружения, в котором он был зачат и рожден. Эти слова могут быть поэтическим обращением к греховному миру, но смысл слов “во грехе родила меня мать моя” может быть и более темным. В псалме идет речь о грехе прелюбодеяния; может, Давид говорил, что его мать была виновна в этом грехе? Существует мнение, что Давид был незаконнорожденным, не желанным ребенком, которого стеснялась остальная семья.
Мы, скорее всего, никогда не раскроем тайну матери Давида, но все свидетельствует о том, что он любил ее и заботился о ней (1 Цар. 22:3; 2 Цар. 19:37).
Сестры Давида
Имена двух сестер Давида и их детей мы находим в 1 Пар. 2:16, 17. Одним из сыновей Саруи был Иоав. При упоминании Авигеи во 2 Цар. 17:25 указывается, что она сестра Саруи (у которой сын Иоав). Там также говорится, что она “дочь Нааса”, а не Иессея. Это обстоятельство пытались объяснить по-разному: (1) Наас - второе имя Иессея; (2) Наас - имя одной из жен Иессея; (3) Иессей женился на вдове с двумя дочерьми от первого брака с человеком по имени Наас. Трудно сказать что-либо определенное по этому поводу из-за недостатка информации.
Взаимоотношения Давида с остальной семьей
Если соединить все предположения, то возможно, что Давид был единокровным (только по отцу) или сводным братом для всех или части детей в семье. Это может объяснить тот факт, почему он казался чужаком в собственной семье.
Как Лидия стала христианкой?
Хотя Иоанн Креститель первым признал Иисуса Сыном Божьим (Ин. 1:29-34), женщина у колодца была первой, кому Иисус признался, что Он Христос (Ин. 4:25, 26). Ее имя не известно; кроме того, она была самарянкой, и иудеи с такими не общались. И тем не менее она получила особую привилегию услышать один из самых великих уроков Иисуса, какие только записаны в Библии (Ин. 4:21-24). На нее это произвело глубокое впечатление, заставив спрашивать людей в городе: “Не Он ли Христос?” (Ин. 4:29).
Первая и единственная женщина, о которой особо говорится как о принявшей крещение, - Лидия (Деян. 16:14, 15). Некоторые считают, что слово “Лидия” было просто обозначением, а не ее именем, так как она была из Фиатира, из города в провинции Лидия. Текст, однако, утверждает, что она была “именем Лидия”, что указывает на то, что Лука считал ее достаточно значимой, чтобы назвать по имени. Лука выделил и назвал по именам еще только трех, кто крестился: Иисуса (Лк. 3:21), Симона (Деян. 8:13) и Савла (Деян. 9:17, 18). Он рассказал об эфиопе (Деян. 8:27-39) и тюремщике (Деян. 16:25-34), которые крестились, но не указал их имен. Он также указал, что домашним Корнилия было велено креститься (Деян. 10:48).
Лидия, похоже, была выдающейся женщиной. Она была торговкой и, как предполагается, богатой, исходя из того факта, что она продавала богатые пурпурные одеяния, которые носили, главным образом, высокопоставленные должностные лица и граждане как символ положения в обществе. У нее был дом достаточно большой, чтобы вместить Павла, Силу, Тимофея, Луку и, возможно, других спутников Павла. У нее было хозяйство, которое не исключало наличие слуг.
Павел из Троады, что в провинции Асия, прибыл в Филиппы, где нашел Лидию и других поклонявшихся Богу, которые молились. Внимательно выслушав проповедь Павла, Лидия открыла свое сердце Господу. Некоторые полагают, что Бог открыл ее сердце прямым проникновением, но более вероятным объяснением является то, что ее сердце открылось, как открылись сердца других: благой вестью
Господней, проповеданной Павлом. Иисус открыл ум апостолов наставлением (Лк. 24:45). Сердца иудеев были так тронуты в день Пятидесятницы доказательствами Петра о том, что Иисус есть Христос, что они вопросили Петра, что им делать (Деян. 2:37). Петр ответил: “Покайтесь, и да крестится каждый из вас во имя Иисуса Христа для прощения грехов, и получите дар Святого Духа” (Деян. 2:38).
Затем Петр упомянул, что это обещание также дано “и всем дальним” (Деян. 2:39). Павел словом “дальние” называл язычников (Еф. 2:13). Лидия была одной из “дальних” и могла получить прощение во имя Иисуса, открыв свое сердце евангельской вести в вере, покаянии и крещении. Она откликнулась на весть Павла с доверием и искренностью. Она крестилась, уверовав в то, что кровь Христа прощает ее грехи.
Несомненно, Павел передал ей ту же весть, которую затем в письменном виде передавал христианам, которые были “погребены с Ним в крещении”, “воскресли верою в силу Бога” и получили прощение всех грехов (Кол. 2:12, 13). Таким образом она вошла в Иисуса, облеклась в Него (Гал. 3:27) и начала новую жизнь во Христе (Рим. 6:3, 4; 2 Кор. 5:17).
Некоторые используют тот факт, что домашние Лидии крестились, как доказательство тому, что следует крестить младенцев. С таким допущением возникает две трудности. Во-первых, ни о каких младенцах нет и речи. (Число домов с младенцами значительно меньше, чем число домов без младенцев). Во-вторых, есть указание на то, что она не была замужем. Говоря о доме, она ссылалась на “мой дом”, а не “наш дом”, как если у нее не было мужа.
Лидия, возможно, была первой обращенной в Европе, и это она открыла дверь миллионам других к тому, чтобы те услышали евангелие. Хорошо бы и нам следовать примеру этой благородной женщины. Она поверила в Иисуса и, став Его верной последовательницей, рассказывала другим о погребении и воскресении Господа. Поступая так, она умерла для своих прошлых грехов и начала новую жизнь для Иисуса (Рим. 6:4).
Женщины у креста
Как пишет Иоанн, в первые три часа “при кресте Иисуса стояли мать Его [Мария], и сестра матери Его, Мария Клеопова, и Мария Магдалина” (Ин. 19:25). “Мария Клеопова” могла быть сестрой матери Иисуса, но мы, судя по всему, все-таки должны понимать, что это не одна, а две разные женщины. Есть несколько причин для такого вывода, в частности следующие:
(1) вряд ли две сестры имели бы одинаковое имя — Мария;
(2) Иоанн перечисляет женщин попарно, обе пары связывая союзом “и”. Первая пара — родственники Иисуса; имена не указываются. За ней идет вторая пара — не родственники, и они названы поименно. Древнееврейские писатели часто прибегали к подобному параллелизму.
(3) То, что сестра Марии не названа по имени, согласуется с обычной манерой Иоанна не называть по именам членов своей семьи (он никогда не называл по имени себя, брата Иакова и мать; не называл он по имени и мать Иисуса, которая могла быть его теткой). Мы делаем вывод, что Иоанн перечисляет четырех женщин.
В последние три часа Иисуса на кресте — после того, как увели Его мать (Ин. 19:26, 27), — у креста осталась группа из трех женщин, которые “смотрели издали” (Мф. 27:55; Мк. 15:40). У Матфея этот список выглядит так: “Мария Магдалина и Мария, мать Иакова и Иосии, и мать сыновей Зеведея” (Мф. 27:56). У Марка: “Мария Магдалина, и Мария, мать Иакова меньшего и Иосии, и Саломия” (Мк. 15:40). Два имени у Матфея и Марка совпадают: Мария Магдалина и Мария, мать Иакова (меньшего) и Иосии. Отсюда выходит, что “Саломия” в перечне Марка — то же лицо, что и “мать сыновей Зеведея” в перечне Матфея. Другими словами, мать Иакова и Иоанна звалась Саломия.
Так как Марию Магдалину мы видим в списке Иоанна, относящемся к началу казни, и в списках Матфея и Марка, относящихся к ее концу, то многие ученые считают, что это одна и та же женщина.
Поскольку там были и “другие многие [женщины]” (Мк. 15:41), нельзя категорично заявлять, что Саломия была сестрой матери Иисуса, Марии, но это вполне возможно, даже вероятно. Это значит, что апостолы Иаков и Иоанн могли приходиться Иисусу двоюродными братьями.
“Псалом Асафа”. Кто такой Асаф?
В подзаголовках к двенадцати псалмам значится: “Псалом Асафа” (49; 72—82). Один находится в книге II (49), а другие одиннадцать - в книге III (72—82). Вторую часть этой фразы можно перевести “Асафа”, “Асафу” и “для Асафа”. Поэтому подзаголовок может указывать не обязательно на автора, но на того, кто поместил его в сборник, кто исполнял его, а также на стиль псалма.
Какие факты об Асафе приводятся в Писаниях? Кто он такой? Что мы знаем о нем? В дни царствования Давида он был одним из ведущих музыкантов. Три человека, Асаф, Еман и Ефан (Идифун, или Идифум) были выбраны левитами для руководства группами музыкантов, когда Давид перенес ковчег в Иерусалим (1 Пар. 15:16-19). Давид выделил Асафа, чтобы тот руководил службами славословия и благодарения в шатре, где был поставлен ковчег (1 Пар. 16:4, 5, 7, 37), а Еман и Идифун были назначены служить в скинии в Гаваоне (1 Пар. 16:39, 41, 42). Сыновья Асафа были в числе ведущих исполнителей двадцати четырех групп музыкантов, избранных для поочередного служения и назначенных указом Давида (1 Пар. 25:1). Позже Асаф с сыновьями принимал участие в посвящении храма, построенного Соломоном (2 Пар. 5:12). Не удивительно теперь, что Асафа называют автором священных песен и, наряду с Еманом и Идифуном, “прозорливцем” (2 Пар. 29:30; 35:15).
“Сыны Асафа” - это потомки Асафа по мужской линии, которые руководили музыкальным сопровождением на израильском богослужении. Они активно проявили себя в царствование Иосафата (2 Пар. 20:14), помогали Езекии в его реформах (29:13) и принимали участие в празднике Пасхи, организованном Иосией (35:15). В списках возвратившихся из вавилонского плена с Зоровавелем они значатся как “певцы: сыновья Асафа”. Ездра говорит, что их было 128 (Езд. 2:41), а Неемия насчитывает их 148 (Неем. 7:44). Они провели праздничную службу при закладке основания храма (Езд. 3:10). В дни Неемии мы вновь видим, что они заведуют музыкальной частью в храме (Неем. 11:22).
Псалмы Асафа можно назвать пророческими - в том смысле, что они, как обычно это делал пророк, осуждали грехи народа. Они призывали народ вернуться к заступничеству, благодарению и покаянию.
Никодим: путь веры
Впервые мы видим Никодима, когда он только ищет веру. Он захотел лично поговорить с Иисусом. Он, один из иудейских начальников, наверняка рисковал своей репутацией, договариваясь о встрече с Иисусом. Поэтому он решил встретиться с Ним под покровом ночи. Хотя он пришёл крадучись, его дух жаждал узнать правду.
Пророчицы в Библии
Библия называет пять женщин-пророчиц по имени: трех истинных пророчиц, Олдаму (4 Цар. 22:14; 2 Пар. 34:22), Мариам (Исх. 15:20) и Анну (Лк. 2:36), и двух лжепророчиц, Ноадию (Неем. 6:14) и апокалиптическую Иезавель (Отк. 2:20). Мы не знаем имени жены Исаии, которая названа пророчицей (Ис. 8:3), а также имен дочерей Филиппа (Деян. 21:9), которые пророчествовали в ранней церкви.
Олдама в частном порядке проконсультировала представителей царя (4 Цар. 22:14-20; 2 Пар. 34:22-28). Ничто не указывает на то, что она брала на себя руководство в духовных вопросах или обращалась с речами к собранию Божьего народа.
Анна постоянно находилась в храме. Увидев Иисуса, когда Он был еще младенцем, она “говорила о Нем всем, ожидавшим избавления в Иерусалиме” (Лк. 2:38). Нам не сказано ни о продолжительности ее пророчеств, ни о том, в какой части храма она была и пророчествовала ли она отдельным лицам или большому собранию людей. Женщины могли входить только во двор женщин и не дальше, где имели право находиться только совершившие ритуальное омовение мужчины-израильтяне. Мы можем предположить, что Анна пророчествовала постоянно, но не можем доказать, что в ее пророчествах было нечто большее, чем сообщение о рождении Мессии тем, кто проходил мимо. В Библии нет неопровержимого доказательства того, что она пророчествовала перед собраниями или участвовала в храмовых служениях.
Недостаточная информация о жене Исаии затрудняет понимание того, что она делала. Ее могли назвать пророчицей и просто потому, что она была женой пророка, и потому, что она сама пророчествовала. Если она пророчествовала, то мы не знаем, о чем, где, когда и кому. То же самое можно сказать и о девственных дочерях Филиппа.
Из всех женских пророчеств в Библии записаны только слова Олдамы (4 Цар. 22:14-22) и Мариами (Исх. 15:20, 21). Эти пророчества не были обращены к общему собранию мужчин и женщин. Нигде в Библии не сказано, чтобы кто-либо из пророчиц записывал свои пророчества. Нет и бесспорных утверждений о том, что женщины Ветхого или Нового Заветов обращались к официальным, общенародным религиозным собраниям Божьих людей. Для обращения к собраниям Божьего народа и для записи святых Писаний Бог использовал мужчин.
Валаам: самая большая ошибка в Ветхом Завете
Поле боя в земле моавитской чуть южнее Мертвого моря и за спокойно несущим свои воды Иорданом, где израильтяне завершили кровавую битву с Мадиамом, сплошь усеяно трупами — горы трупов в беспорядке валяются по всему полю. Среди трупов мадианитян, оставшихся лежать после этой страшной бойни, один, судя по облачению, явно принадлежит пророку. Это человек Божий по имени Валаам.
Авраам: испытания веры
Первое испытание, которому подвергся Авраам — или Аврам, как его тогда звали, — было испытание расставанием. Ему было велено оставить свой дом и уйти из Ура Халдейского, а затем из Харрана (Быт. 11:27-31). Бог обещал привести его в другое место. Впервые Бог призвал Аврама, когда тот жил в Уре, и это было примерно в 2165 г. до н.э. Второй раз, из Харрана, Аврам был призван спустя пятнадцать лет.
Познакомьтесь с Иоанном
Апостол Иоанн родился в Вифсаиде (Ин. 1:44). Он был из семьи, состоявшей из четырех человек: отца Зеведея (Лк. 5:10), матери Саломии и брата и товарища по апостольству Иакова.
Зеведей был рыбаком (Мф. 4:21). Он обучил сыновей семейному ремеслу. Семья, по всей видимости, была состоятельной, потому что они нанимали слуг (Мк. 1:20). Похоже, что они пользовались авторитетом среди иудеев: Иоанна, по крайней мере, знал первосвященник (Ин. 18:15, 16).
Саломия была одной из тех, кто следовал за Иисусом, служа Ему и Его ученикам “имением своим” (Мф. 27:56; Лк. 8:3). Она была честолюбива в отношении своих сыновей и, неверно понимая царство Иисуса, просила, чтобы по установлении царства им было позволено сидеть по правую и левую руку от Него (Мф. 20:20, 21; Мк. 10:35-37).
Вначале Иоанн был учеником Иоанна Крестителя (Ин. 1:35, 40). Однако в соответствии с учением пророка он оставил его, чтобы следовать за Иисусом, когда началось Его открытое служение. Фактически, он был одним из первых двух учеников, призванных Иисусом (Мф. 4:18-22; Ин. 1:35-40). Он вошел в круг самых близких учеников Иисуса (Мк. 5:37) и удостоился, наряду с Петром и Иаковом, быть с Иисусом во время Его преображения (Мф. 17:1-5; Лк. 9:28-35) и во время Его личной молитвы в Гефсиманском саду (Мф. 26:36, 37). Он был среди тех четырех, кто слышал великие пророческие слова Иисуса, записанные в Мк. 13:3-37, и одним из двух учеников, кто был послан приготовить пасху перед смертью Иисуса (Лк. 22:8). Он был тем, кого Иисус попросил взять на себя заботу о матери после Своей смерти (Ин. 19:25-27).
В своем Благовествовании Иоанн неоднократно называет себя учеником, “которого любил Иисус” (13:23; 19:26; 20:2; 21:7, 20), и “другим учеником” (18:15, 16; 20:2; 21:2). В остальных книгах Библии имя Иоанна встречается тридцать пять раз - почти вдвое чаще, чем имена других трех авторов жизнеописания Иисуса, вместе взятых. Матфей и Марк упоминаются в Библии восемь раз, а Лука три раза.
Иоанн остался верным учеником Иисуса, впоследствии став одним из “столпов” церкви (Гал. 2:9). Со временем, вдохновленный Святым Духом, он написал пять книг Библии: Евангелие от Иоанна; 1, 2 и 3 Послания Иоанна и Откровение.
Мария, мать Иисуса
Католическая и православная церкви уделяют повышенное внимание Марии. Протестанты же, как правило, наоборот, проявляют к ней заниженный интерес. Писания не учат, что Марии следует поклоняться, но она, несомненно, достойна нашего уважения. Ведь из всех живших на земле женщин именно ее избрал Бог, чтобы она стала матерью нашего Господа!
Фамний: зло разделения
Чудище, притаившееся в тени и только ждущее, как бы расколоть семьи, церкви, организации и народы, — внутренние разногласия. Одним из девизов дьявола для достижения победы всегда был "Разделяй и властвуй". Зная, что "дом, разделившийся сам в себе, не устоит", он стремится истребить Божий народ, натравив брата на брата.
Обращение верующего
Когда в Деян. 8:26-40 мы читаем о проповеди Филиппа эфиопскому евнуху на пустынной дороге, мы видим, что евнух уже тогда был глубоко верующим человеком. Он уже изучал Библию. Он уже был готов ради поклонения Богу идти на большие жертвы. Но, вместе с тем, у него было чистое сердце, готовое и желающее узнать больше и сделать лучше. Когда Филипп благовествовал ему об Иисусе, он захотел пройти оставшуюся часть пути, покорившись Богу во спасение. В то время, как многие, возможно, ответили бы отговорками и оправданиями, лишь бы остаться там, где они были, честные люди всегда готовы изменить то, что неправильно, и сделать лучше, если их научили лучшему. Как было бы прекрасно, если бы каждый верующий человек подходил к Слову Божьему или даже к проповеди Слова с таким же настроением.
Его не пришлось убеждать довершить свое повиновение, он попросил об этой привилегии. Разумеется, по слову Филиппа он уже уверовал во Христа как Сына Божьего. Он не умалял важности веры; он поступил по вере. Он продемонстрировал покаяние готовностью сделать все, что Бог хочет от него. Когда у человека такая вера во Христа и он готов покаяться и отвернуться от грехов, что мешает ему креститься?
“И приказал остановить колесницу; и сошли оба в воду, Филипп и евнух; и крестил его. Когда же они вышли из воды, Дух Святой сошел на евнуха; а Филиппа восхитил Ангел Господень, и евнух уже не видел его, и продолжал путь, радуясь” (ст. 38, 39). Несмотря на то, что они были одни и ситуация, казалось бы, не соответствовала торжественности момента, человек был сразу же крещен. Это говорит о важности крещения. Они оба сошли в воду и вышли из воды. Единственная причина, по которой они сделали это, состояла в том, что Филиппу нужно было погрузить евнуха в воду. Если бы это было окропление или обливание водой, то сходить в воду ни тому, ни другому было бы не обязательно.
После крещения евнух возобновил свой путь, радуясь. Он был спасен. Его грехи были смыты, и это обстоятельство приводило его в восторг. Как сложилась его жизнь дальше? Библия ответа не дает. Мы можем предположить, что он отправился к себе домой и создал там церковь, познакомив многих с евангелием Христа.
Каким потрясающим примером для нас является этот эфиопский вельможа - глубоко верующий человек, который нуждался в спасении и принял решение стать христианином!
Плач Иеремии (ч.1): Плачущий проповедник (вступление)
За шестьсот лет до Христа жил плачущий проповедник. Его отец по имени Хелкия был из семьи священника в маленьком селении под названием Анафоф, находившемся почти в четырехстах километрах от Иерусалима. Этого плачущего проповедника звали Иеремия, что значит “Бог возвышает того, кого повергает” или просто “Бог повергает”. Это имя может указывать на одну из задач, к которой его призвал Бог: губить и разрушать.
Моисей – муж гор
Моисея называют мужем трех гор. Первой горой в его жизни была гора Откровения. Бог призвал Моисея на гору Синай и там дал ему слова закона, Десять заповедей.
Второй горой была гора Заступничества. Моисей не раз успешно заступался за народ. Великий пример заступничества был, когда Моисей, получив Десять заповедей, сошел с горы и обнаружил, что люди отлили золотого тельца и поклоняются ему. Гнев Моисея, проявившийся в том, что он разбил каменные скрижали, сменился глубоким и трогательным заступничеством за народ, виновный в идолопоклонстве.
Еще одна гора заступничества была в Рефидиме. Народ переправился через Красное море и дошел до Рефидима, где на них внезапно напали амаликитяне. Моисей послал Иисуса Навина возглавить сражение против них на равнинах, а сам вместе с Аароном и Ором взошел на вершину горы, с которой эти равнины хорошо просматривались. Там Моисей поднял посох к небесам. Этот посох был символом Божьего присутствия и силы. Пока Моисей держал посох поднятым в этом акте веры и молитвы, одолевал Израиль. Когда же Моисей уставал и опускал посох, одолевали амаликитяне. Видя это, Аарон и Ор встали по обе стороны от Моисея и поддерживали его руки весь тот решающий день до тех пор, пока не была одержана победа.
Третьей горой была гора Разочарования — гора Фасга с вершиной Нево. Великая работа завершилась. Моисей вывел народ из Египта и водил его все сорок лет скитания по пустыне. И вот он привел их к границам земли обетованной. Цель, которая вдохновляла его во всех его трудах, была совсем рядом. Но Моисею не было позволено войти в эту землю. Когда Бог велел ему поговорить со скалой и произвести из нее воду для людей, Моисей, в гневе и возмущении на их ропот и непокорность, дважды ударил по скале и крикнул: “Послушайте, непокорные, разве нам из этой скалы извести для вас воду?” За этот грех Моисею было сказано, что он не войдет в землю обетованную. Ему было велено подняться на вершину Фасги, где он должен был умереть.
Однако думается, Моисея можно назвать человеком четырех гор. Через тринадцать столетий Моисей снова явился на горе. Но на этот раз это было в земле обетованной на горе Преображения. Он стоял рядом с Божьим Сыном и с Илией. Горькое разочарование от невозможности войти в землю обетованную завершилось славной судьбой.