Евангелие от Марка (ч.29): Лица вокруг креста (Мк. 15:21–47)
Описание Марком распятия нашего Господа несколько отличается от описаний других авторов Евангелий. Он опускает много фактов, которые упоминаются в других благовествованиях. Фактически, при описании слов и действий Христа во время распятия Марк ограничивается пятью короткими стихами. Если эти пять стихов собрать вместе и прочесть подряд, мы увидим это событие так, как его рассказал Марк.
Евангелие от Марка (ч.28): Иисус или Варавва (Мк. 15:1-20)
Когда-нибудь мы предстанем перед Иисусом. Что Он сделает с нами, зависит от того, что мы сейчас сделаем с Ним. В Mк. 15 описывается, как Иисус стоял перед Пилатом, Иродом, народом и римлянами. Подумайте, что сделал человек с Божьим избранником!
Евангелие от Марка (ч.27): Суд над Иисусом (Мк. 14:53-72)
То, что происходило почти две тысячи лет назад в далекой стране, многим в нашем мире кажется странным и не имеющим отношения к нам. Однако события, связанные со смертью Христа, являются самыми важными во всей человеческой истории. Они так или иначе отразились на каждом человеке, когда-либо жившем в этом мире. Если верить Писаниям, то Голгофа является центральным событием всей истории.
Пробитые гвоздями руки
Если бы вы воскресли из мёртвых и захотели показать своим друзьям, что действительно живы, то как бы вы продемонстрировали им своё воскресение? В горнице в тот первый воскресный вечер после Своего воскресения Иисус использовал два свидетельства того, что Он ожил, — доказательства осязанием и общением.
Почему умер Иисус?
Что Иисус сделал, что привело к такой ужасной смерти со всеми сопутствующими мучениями? Сделал ли Он вообще что-нибудь, что послужило её причиной? Лежит ли вина за смерть Иисуса на ком-либо — если да, то на ком? Чтобы ответить на этот вопрос, мы должны рассмотреть две точки зрения: историческую и теологическую. Историческая: какие обстоятельства привели к Его смерти? Теологическая: что это была за причина?
На каком кресте умер Иисус?
Смерть Иисуса имеет гораздо большую значимость, чем форма креста. Однако свидетелям Иеговы (организация запрещена в России за экстремизм) кажется, что понимание формы креста весьма существенно. Они учат, что это был простой столб без перекладины. В их литературе имеются следующие утверждения:
"Таким образом, совокупность свидетельств указывает на то, что Иисус умер на вертикально установленном столбе, а не на традиционном кресте. СТОЛБ ПЫТОК, орудие, на котором Иисус встретил смерть, будучи посаженным на него... В классическом греческом это слово (стаурос) означает «столб пыток» и в переводе New World Translation, главным образом, означает вертикальный столб или шест, и не существует свидетельств того, что греческие христианские Писания употребляли его для обозначения столба с перекладиной".
Возможные формы креста включают:
1) наиболее используемый, так называемый латинский крест, crux immissa — длинный вертикальный брус, перекладина к которому крепится ниже его верхнего окончания: †
2) Crux commissa, или крест св. Антония — это столб с поперечиной на самом верху, похожий на букву T.
3) Crux descussata, или крест св. Андрея, выглядит как буква X.
4) Греческий крест имел вертикальные и горизонтальные брусья одной длины, пересекающиеся посередине: +.
Самое лучшее свидетельство указывает, что Иисус умер на традиционно принятом кресте. В древнейшей рукописи Луки «крест» (стаурон) написан греческими буквами «т» (тау) и «р» (ро) в виде вензеля, изображающего человека на традиционном кресте. Это необычное написание слова в значении крест было повторено и скопировано в переводе Бека, где приводится следующее пояснение:
"...так выглядит слово, означающее «крест» в Папирусе 75, нашей древнейшей рукописи Евангелия от Луки. В этой особой форме оно встречается в Лк. 9:23; 14:27; 24:7. Если это греческое слово записать с помощью названий букв, то получится стаурон. Но буквы ау пропущены, и их пропуск обозначен линией над словом (титлом). Затем буква р наложена на t, в результате чего получается как бы голова, предполагающая тело на кресте".
Крест, традиционно принятый в западном мире, имеет надёжное свидетельство. Нет оснований думать о нём как о столбе.
Одиночество Иисуса
Из истории нам известно, что великие люди всегда до определённой степени одиноки. Они создают свои незабвенные работы и выражают незаурядные мысли, ведя такую жизнь, которая понятна лишь немногим. Сказанное можно отнести и к нашему Спасителю, о котором Исаия сказал в пророчестве: «Он был презрен и умалён пред людьми, муж скорбей и изведавший болезни… и мы отвращали от Него лицо своё…» (Ис. 53:3).
Преступления Христа
Было всё ещё утро, когда Иисуса привели к Пилату, римскому правителю. Анна, Каиафа и синедрион уже приняли своё решение относительно Христа. Они единодушно признали Его виновным в богохульстве и вынесли смертный приговор (Мф. 26:66). Следующим шагом было отвести Его к римскому правителю. Они надеялись представить дело Пилату таким образом, чтобы тот вынес похожий вердикт и объявил смертный приговор Иисусу.
Его кровь
Если церковь или проповедник не рассказывают историю о кресте и не говорят о том, что для нашего спасения необходима пролитая Иисусом кровь, то они не достойны того, чтобы их слушали. Важность крови видна в Евр. 9:22: «…всё… очищается кровью, и без пролития крови нет прощения». Стих 25 напоминает нам, что первосвященник входил в святилище с кровью. Для многих мысль о крови ужасна. При виде собственной крови мы содрогаемся и бледнеем, а видеть, как кто-то умирает, обливаясь кровью, нам вообще немыслимо. Особенно — когда мы знаем, что жертва невинна. Что же, для нас кровь более отвратительна, чем грех для нашего Бога? Крест и пролитая Иисусом кровь демонстрируют, как ужасен для Бога грех. Грех требует смерти, а смерть наступает, когда тело теряет кровь. Чтобы нам не умереть навечно за свои грехи, Христос должен был умереть невинным за виновных (2 Кор. 5:18–21).
В Писаниях кровь символизирует насильственную смерть. Кровавая жертва могла быть и была средством сохранения жизни, когда приносимый в жертву отвечал всем условиям, предъявляемым к жертве, — как Иисус, который был без греха (1 Пет. 1:18, 19; 2:21– 23). Новый Завет не содержит ту мысль, что через кровавую жертву жизнь в буквальном смысле передавалась другому. Он говорит, что блага смерти Христа и принесение Им в жертву Своей крови привели к концу Его физическую жизнь, но Его жертва предоставила средство духовного искупления для всего человечества.
Несколько лет назад некие религиозные группы решили убрать из своих песенников все ссылки на Иисусово искупление кровью. Они сочли их слишком оскорбительными для слуха современных мягкосердечных членов, которые не хотели ничьей смерти ни по какой причине. (Некоторые также пропагандировали идею, что животные имеют те же права, что и люди, и потому не должны умирать во благо кого-то). Пролитие крови казалось им вульгарным и коробило их чувствительные натуры. Эти группы теперь всё меньше и меньше проповедуют об аде, Последнем суде и о том, что такое грех. В недавнем евангелистском бюллетене было указано, что большинство проповедников больше не будут говорить о суде «не столько потому, что они не верят в него, сколько потому, что их аудитория не выносит разговоров на эту тему». Так же и в церкви грех может не осуждаться из-за боязни кого-то оскорбить. Оскорбляет грех! Он стоил крови Божьего Сына!
Когда мы идём на компромисс в вопросе величайшей жертвы за грех — крови Христа, — мы вскоре уже так же поступаем и в своих проповедях о грехе, и церковь впадает в отступничество. Мы не должны избегать осуждения греха только лишь потому, что люди могут сказать: «Вы законническая церковь! Вы предъявляете слишком высокие требования к членам. Вы далеки от Христа, потому что не прощаете грешников». Зачем тогда вообще проповедовать, если не стараться следовать библейскому стандарту? Мы должны быть добрыми по отношению к раскаявшимся и принимать их, но давайте не будем в своей снисходительности заходить так далеко, что грех уже не будет ужасать нас, как ужасает нашего Бога.
Ответ на Божественное свидетельство
«Сотник же и те, которые с ним стерегли Иисуса, видя землетрясение и всё происшедшее, устрашились весьма и говорили: “Воистину Он был Сын Божий”» (Мф. 27:54; см. Мк. 15:39; Лк. 23:47).
Три автора Евангелий упоминают сотника, стоявшего у подножья креста, и утверждают, что он уверовал в Иисуса. Матфей пишет, что сотник «и те, которые с ним», увидев «всё происшедшее», испугались.
«Совершилось!»
«Когда же Иисус вкусил уксуса, сказал: “Совершилось!” И, склонив главу, предал дух» (Ин. 19:30).
Когда крестные муки Иисуса подходили к концу, когда Он, сделавшийся грехом за всех грешников, вышел из мрака, Он воскликнул: «Совершилось!». Если Иоанн рассказывает нам, что Он сказал, то в других Евангелиях говорится, как Он сказал это. По меньшей мере, два из трёх Его высказываний с креста были произнесены «громким голосом» (Мф. 27:46, 50; Лк. 23:46; см. Мк. 15:37). Похоже, Он собрал все Свои оставшиеся силы, чтобы выкрикнуть последние фразы.
Слово «совершилось» (или «свершилось») — это перевод греческого слова «Τετέλεσται», формы глагола телео совершенного вида, страдательного залога, в третьем лице единственного числа. Само слово передаёт смысл чего-то «осуществлённого, завершённого, исполненного». Совершенный вид глагола говорит о действии, которое завершилось и останется таковым навсегда. Прошедшее совершенное время употребляется тогда, когда действие, совершённое в прошлом, имеет непосредственное отношение к настоящему и будущему.
Совершилось нечто явно из ряда вон выходящее по своей важности, нечто потрясшее основы земли. Однако Иисус не уточнил, что именно. Он только сказал: «Совершилось!» Но что совершилось?
Это слово означало прекращение мучений креста. Долгая пытка и тяжкое страдание закончились. Его тень висела над Ним от яслей до конца Его земного служения. Каждый день жизни перед Ним вставала необходимость нести крест в Своём сердце. Ни один смертный не может представить, как угнетала Иисуса мысль о маячившем впереди распятии. Он всегда помнил, что должен будет пройти через страшное осуждение греха, пока не воскликнет с креста: «Совершилось!»
Это слово означало исполнение пророческих предсказаний. Он объявлял, чтобы все услышали и поняли, что Он исполнил ветхозаветные Писания. Ему был открыт предвечный замысел Божий, и Он исполнил его. Встретившись с апостолами и учениками вечером в конце того дня, когда Он воскрес, Он сказал им: «Вот то, о чём Я вам говорил, ещё будучи с вами, что надлежит исполниться всему, написанному о Мне в законе Моисеевом, и в пророках, и псалмах» (Лк. 24:44). Двум ученикам, шедшим в Эммаус, Он сказал: «Не так ли надлежало пострадать Христу и войти в славу Свою?» (Лк. 24:26). Словом «Совершилось!», Иисус объявлял об исполнении всего, что писали пророки о кресте.
Это слово означало победу над властью греха и смерти. Мучения закончились, намеченное достигнуто, и теперь можно было заявить о победе. Освальд Чемберс пишет: «Никогда не выводите свою уверенность в прощении из той идеи, что Бог — это наш Отец, который всё нам простит, потому что любит нас. Это противоречит Божьей истине, открытой в Иисусе Христе». Он прав, ибо Бог может простить наши грехи только потому, что Иисус понёс их с Собой на крест и заплатил за них Своей смертью. Бог действительно любит нас несравненно больше, чем можно выразить человеческим языком, но Он может простить нас только через искупительную жертву Иисуса на кресте.
Бог заявил, что теперь спасение обеспечено всем, кто придёт к Нему в вере и послушании. Изменение в Своих отношениях с человечеством Он обозначил тем, что завеса в храме разодралась сверху донизу и произошло великое землетрясение. В результате этого землетрясения отверзлись гробы — и по воскресении Иисуса воскресшие вошли в Иерусалим.
Никакое слово, произнесённое в мировой истории, не имело более далеко идущих последствий и большей силы, чем это, предпоследнее, высказывание Иисуса с креста. «Смерть Иисуса Христа есть исполнение в истории Божьего замысла и намерения. Нет никакого резона смотреть на Иисуса как на мученика. Его смерть не была чем-то, что случилось с Ним — что можно было бы предотвратить. Ради этой смерти Он и пришёл» (Чемберс). Сказав «Совершилось!», Он объявил о прекращении давления креста на Его жизнь, об исполнении пророчеств и о победе над властью сатаны, греха и смерти.
«Благодарение Богу, даровавшему нам победу Господом нашим Иисусом Христом» (1 Кор. 15:57).