О вере и крещении
Те, кто отстаивает теорию спасения “одной верой”, обычно говорят, что для спасения крещение не обязательно. Они утверждают, что вера, будучи единственным обязательным Господним условием спасения, исключает какой-либо еще отклик со стороны человека. Правда, заявляя так в теории, на практике они не всегда придерживаются этого.
Люди, которых мир не был достоин
Евр. 11:35-38 показывает, как растет вера: не в теплице, защищенная от насекомых и болезней, а в горниле жизни, перед лицом реальных опасностей. В испытаниях наша вера закаляется, превращаясь в стойкое доверие. Многих из пострадавших за веру нельзя было обвинить в том, что они «приняли освобождение» или что они отреклись от завета Моисея, дабы избежать наказания. К концу I века христиане тоже могли избежать потенциальной смерти, изменив всего одно слово в своем исповедании и вместо «Кириос Христос» («Господь Христос») сказать «Кириос Кайсар» («Господь Кесарь»). Мир всегда говорит: «Согласись нами, и мы не будем беспокоить тебя. Не нужно быть другим. Мы не будем ни высмеивать тебя, ни подвергать гонениям, если ты просто будешь жить так, как живем мы».
Как сильно искушение сдаться и приспособиться к миру! Я убежден, что это самый главный побудительный мотив для тех, кто хочет изменить церковь, превратив ее в то, чем она не планировалась быть. Эти слова Послания к евреям, наверное, очень помогали ранним святым оставаться верными Христу. Они были стойкими и проливали свою кровь ради дела Спасителя. Они терпели, «чтобы получить лучшее воскресение» (ст. 35). Чем больше святых подвергалось гонениям и убивалось, тем больше росла церковь. Многие люди готовы стоять за то, что правильно, хотя это может повлечь за собой страдание. Некоторые даже готовы пожертвовать своей жизнью ради распространения вести Иисуса.
Мученик Джим Эллиотт как-то сказал: «Нельзя назвать глупцом того, кто отдает то, что не может сохранить, дабы обрести то, что не может потерять». Он был убит индейцами аука в южной Америке. За ним последовали другие, и они привели его убийц к вере в Иисуса. Не часто встретишь состоятельного миссионера, но те, кто несет евангелие людям, становятся богатыми в духе, а такое богатство мир редко ценит.
Никодим: путь веры
Впервые мы видим Никодима, когда он только ищет веру. Он захотел лично поговорить с Иисусом. Он, один из иудейских начальников, наверняка рисковал своей репутацией, договариваясь о встрече с Иисусом. Поэтому он решил встретиться с Ним под покровом ночи. Хотя он пришёл крадучись, его дух жаждал узнать правду.
Авраам: испытания веры
Первое испытание, которому подвергся Авраам — или Аврам, как его тогда звали, — было испытание расставанием. Ему было велено оставить свой дом и уйти из Ура Халдейского, а затем из Харрана (Быт. 11:27-31). Бог обещал привести его в другое место. Впервые Бог призвал Аврама, когда тот жил в Уре, и это было примерно в 2165 г. до н.э. Второй раз, из Харрана, Аврам был призван спустя пятнадцать лет.
Евангелие от Марка (ч.6): Сердечные почвы (4:1-20)
С самого детства мне твердили, что притча - это земная история с небесным значением. Я не знаю, кто первым придумал такое определение, но оно не так уж плохо. В притчах Иисуса небеса и земля действительно встречаются. В Mк. 4 рассказывается, при каких обстоятельствах Иисус начал учить притчами. После этого следует первая притча Иисуса - притча о сеятеле, или притча о семени.
Люди веры и действия
Учение Иисуса называется “верой”, потому что от своих приверженцев оно требует веры. Вера - это побудительная сила, которая заставляет нас действовать. Наши действия вознаграждаются по вере, заставившей нас действовать. Действия без веры бесполезны (Евр. 11:6), как и вера без действий (Иак. 2:24). В Евр. 11 дан Божий пример угодной веры - той веры, которая привела к действиям и которую Он потому вознаградил. Следующие библейские герои были угодны Богу, потому что вера побудила их к действиям:
• Авель принес жертву (ст. 4).
• Енох, ходивший с Богом (см. Быт. 5:24), был переселен (ст. 5).
• Ной приготовил ковчег (ст. 7).
• Авраам повиновался и пошел, как повелел Бог (ст. 8).
• Сарра зачала (ст. 11).
• Авраам принес в жертву Исаака (ст. 17).
• Иосиф дал повеление о своих костях (ст. 22).
• Родители скрыли Моисея (ст. 23).
• Став взрослым, Моисей отказался называться сыном дочери фараона (ст. 24).
• Моисей оставил Египет (ст. 27).
• Моисей соблюдал Пасху (ст. 28).
• Народ Израиля перешел море (ст. 29).
• Израильтяне обходили стены Иерихона (ст. 30).
• Раав укрыла соглядатаев (ст. 31).
Эти примеры послушания в вере свидетельствуют о том, что Бог принимает только ту веру, которая заставляет нас действовать в повиновении, полагаясь на Его Слово. Мы повинуемся по вере, потому что верим, что Бог наградит нас согласно Своему обетованию. Те благословения, которые дает нам Бог, осуществляются благодаря Его делам, а не тем делам, которых Он требует от нас в качестве выражения нашей веры.
Те, кто учит, что крещение не обязательно, основывают свою доктрину о достаточности “одной только веры” на писаниях Павла. Однако это показывает их непонимание учения Павла и заставляет его противоречить словам Иисуса и Нового Завета. Иисус учил, что входят в царство те, которые “исполняют” волю Отца (Мф. 7:21). Он говорил, что блаженны те, кто слышит слово Божие и “соблюдает” его (Лк. 11:28). Кроме того, Он призывал людей: “Трудитесь... ради пищи, которая... приносит вам жизнь вечную” (Ин. 6:27; Современный Перевод). Иаков учил, что “человек оправдывается делами, а не верою только” (Иак. 2:24). Петр проповедовал, что наши души очищаются “послушанием истине” (1 Пет. 1:22). Иоанн писал: “...мы познали Его” и “узнаем, что мы в Нем”, если исполняем Его заповеди.
Теория “одной только веры” заставляет Павла противоречить также самому себе, ибо он писал, что вечная жизнь дается “тем, которые постоянством в добром деле ищут славы, чести и бессмертия, жизнь вечную” (Рим. 2:7). И далее: “Вы... от сердца стали послушны тому образу учения, которому предали себя. Освободившись же от греха, вы стали рабами праведности” (Рим. 6:17, 18); “Со страхом и трепетом совершайте свое спасение” (Фил. 2:12). В Евр. 5:9 мы читаем, что Иисус, “совершившись, сделался для всех послушных Ему виновником спасения вечного”.
Крещение не является делом, которое само по себе снимает грехи; в его основе лежит вера в дела Иисуса. Этот факт означает, что это просто выражение веры, вознаграждаемое благодаря вере в Божьи дела, побудившей к действию.
Ритуал и понимание в Новом Завете
Акт слепого послушания заповеди требует иного понимания и восприятия, нежели действие, основанное на вере в то, что Бог благословит. Слепое послушание требует только понимания того, что велено, в то время как вера требует и понимания того, что велено, и того, что это дает: вознаграждения, благословения или предупреждения, связанного с заповедью.
Молитва – голос веры
Мы терпим неудачу в молитве, потому что неправильно понимаем Бога и веру. Когда не подчеркивается верховенство Бога, Бог теряет Свое величие, Библия лишается своего авторитета, повиновение перестает быть добродетелью, а церковь оказывается неважной. Молитва, обращенная к Богу в сокрушении сердца, готовит почву для должного благоговения перед Ним. Молитва требует, чтобы Бог был превыше всего.
Молитва также требует должного понимания веры. Сегодня люди много говорят о Боге, но не о библейском Боге. Грех, погибель, проклятие, Божий гнев и ад непопулярны. Многие люди в равной степени ратуют за веру, хотя в действительности то, что они под этим понимают, - это “только вера”. Вера и “только вера” - два разных понятия. Вера действенна, в то время как “только вера” мертва (Иак. 2:17). Мы получаем оправдание только через веру, но не через “только веру”. Это самая большая ошибка современного богословия. Вера действенна. Бог всегда спасал людей верой. Что же включает в себя вера? Вера получает... вера откликается... вера повинуется... вера живет. Иаков сказал: “Вера без дел мертва” (Иак. 2:26). Большинство людей сужает спасение до бесконечно малого, до доли секунды, момента только веры. Согласно Иакову, именно здесь “вера... мертва”. Вера - не на мгновение, вера - на всю жизнь. “Праведный верою жив будет” (Рим. 1:17; Гал. 3:11; см. Евр. 10:38). Вера действенна! Перечитайте Евр. 11. Это “Небесный зал славы”. Вера там была действенной! Молитва также действенна, но только когда для людей молитва - труд. Молитва - это усилие. Молитва - это настойчивость. Молитва - это вера в действии. Люди, имеющие веру, молятся, потому что они любят Бога и верят в Него. Научиться плавать можно только плавая. Научиться молиться можно только молясь. Молитва - это напряженная работа. Мы не сгибаем Божью волю к нашей воле; мы сгибаем нашу волю к Его воле. Мы молимся так, как если бы все зависело от Бога; мы трудимся так, как если бы все зависело от нас. Мы не молимся: “Да будет наша воля на небесах”; мы молимся: “Да будет Божья воля на земле”.
Что еще хуже, многие низводят веру до идола - они верят в веру. Наперекор всякой логике, они гордятся, они хвастаются своей верой. Вера смиряет. Слава веры - в объекте, а не в ее обладателе. Вера - не иллюзия. Вера - это не тогда, когда вы верите, что нечто является истинным, зная, что это не так. Вера - это доверие к Богу, а не вера в веру. Вера не изменяет реальности. Вера не бесчестна. Вера (пример Авраама) не есть определенность. Аврааму не была дана карта дорог. “...Авраам... пошел, не зная, куда идет” (Евр. 11:8). Вложить свою руку в руку Бога, которому можно доверять, - вот проявление веры. “Велика верность Твоя!” (Плач. 3:23). Вера - это смирение, признание своей зависимости, отказ от себя, повиновение, жизнь! Вера нас спасает, освящает, прославляет. Вера молится. Молитва - это голос веры. Вера - это когда полагаешься на Бога, а не на себя. Вера - это смерть эгоистического “я” и полное посвящение себя Богу. Наша молитва - это наше реальное представление о Боге. Наша молитва - это наше реальное представление о вере. Верить - не значит иметь ответы на все вопросы; верить - это жить без ответов. Молитва имеет смысл только тогда, когда ею живут. Иов дал полное определение веры и молитвы: “Он убивает меня; но я буду надеяться” (Иов. 13:15). Здесь может быть только один вывод: “Все в жизни знает только Бог!” Молитва восхваляет величие Бога.
Меня шокирует, когда я слышу, как люди, называющие себя проповедниками, говорят о претензиях, правах и требованиях, которые они выражают в молитве к Богу. Молитва - это не высокомерие и не эгоистичность: “Проси и принимай”; “Верь и достигай”. Идеи, выраженные в этих фразах, слишком самонадеянные. Не делайте из молитвы посмешища!
Пророк Даниил (ч.7): Даниил во львином рву (6:1–28)
Захватив Вавилонскую империю, мидяне и персы старались как можно больше “впитать” ее культуру и тип правления, не разрушая своих собственных традиций. Поэтому правитель новой империи поставил над разными провинциями управляющих, или “сатрапов”. Для эффективного управления империей над этими губернаторами стоял триумвират, команда из трех “князей”. На один из этих трех постов был назначен Даниил.
Пророк Даниил (ч.4): Указ и вызов Богу (3:1–30)
Глава 3 от начала до конца повествовательная. Никакие видения или символы не осложняют нам ее понимание. Не столь важно, когда произошло это событие, как то, что произошло. Каким бы уважением ни проникся Навуходоносор к Богу Даниила в конце главы 2, оно никак не проявляется в начале описанного здесь случая. Царь сделал нового идола. Сделал он это из самолюбия? Руководствовался политическими соображениями?
Пророк Даниил (ч.2): Решение не оскверняться (1:1–21)
Царь Навуходоносор вывез самые лучшие сосуды из иерусалимского храма в Вавилон, а остальные оставил, чтобы иудеи могли проводить свои храмовые службы. Это событие демонстрирует нам Божью справедливость. Начиная со времени Соломона, израильский народ осквернял Божий храм сосудами различных завоеванных ими народов, поклонявшихся идолам. И все же люди само наличие у них храма считали доказательством того...
На острие веры
Вы, наверное, помните богатого начальника, который пришел к Иисусу с вопросом: “Что сделать мне доброго, чтобы иметь жизнь вечную?” Иисус ответил: “Соблюди заповеди”. Молодой человек сказал: “Все это сохранил я от юности моей; чего еще недостает мне?” Каждому из нас необходимо задаться подобным вопросом. Наш основной интерес лежит в духовной сфере.
Пророк Даниил (ч.1): Введение в книгу пророка Даниила
Книга пророка Даниила требует внимательного изучения. Акцент этой книги на необычные видения и образы зачастую вызывает к жизни причудливые ее истолкования. Порой эти интерпретации весьма запутаны и сложны, что и понятно, учитывая природу видений. Однако Даниил сам объясняет нам некоторые свои видения. Давайте приступим к нашему изучению, рассмотрев для начала контекст, в котором была написана книга.
“Только верой”: неполный взгляд на оправдание
Лжеучение о спасении только верой основано на превратном понимании сущности спасающей веры. Это неполный взгляд на то, что происходит при крещении. Человек согрешил против Бога и не может получить оправдания по своим заслугам, как не может сформулировать некий план, который мог бы обязать Бога оправдать его. Только Божья воля определяет, что должен сделать человек для того, чтобы оправдаться в Его глазах, - и неважно, понимаем мы или нет, почему Бог выдвигает нам определенные требования.
Бог действительно учит, что человек оправдывается верой, однако тот, кто к этому заявлению присоединяет слово “только”, делает это без Божьего согласия и противоречит Божьему Слову. Одна только вера мертва; она достигает совершенства делами, или послушанием, в вере (Иак. 2:14-26). Послушная вера не рассматривает оправдание как плату за проделанную работу, но Бог обещал оправдание только тем, кто будет послушен в вере. Евангелие было возвещено всем народам для покорения их вере (Рим. 14:24, 25). Не покоряющиеся не знают Бога и будут осуждены (см. 1 Ин. 2:3, 4; 2 Фес. 1:6-10).
Повиновение - это просто демонстрация веры, как и исповедание устами, что Иисус Христос есть Господь (Рим. 10:9, 10). И то, и другое - составные части оправдания. Вера, выраженная словами, - все равно вера. В равной степени, когда человек сердцем верит, что Бог воскресил Христа из мертвых (Рим. 10:9), он демонстрирует свою веру повиновением, погребаясь со Христом в крещении и поднимаясь с Ним, чтобы ходить в обновленной жизни (Рим. 6:1-11; Кол. 2:12). Вера остается верой - не становится тщетной - когда выражается в акте крещения, заповеданного Господом (Мк. 16:16; Деян. 2:38; 22:16; 1 Пет. 3:21).
Если строго придерживаться доктрины оправдания только верой, тогда придется исключить благодать. Вера имеет силу не потому, что в ней самой есть некая заслуга, а потому, что Бог включил эту веру в качестве непременного условия в совершенную Его Сыном жертву. Смерть Христа за наши грехи дает нам личное оправдание, когда она соединяется с нашим послушанием в вере евангелию Христа.
Те, кто верит в оправдание “только верой”, восприняли частичный и потому неполный и искаженный взгляд на оправдание. Один пример мы находим в Евр. 11:30: “Верою пали стены Иерихонские по семидневном обхождении”. Кто будет спорить, что если стены пали верою, значит не было никаких актов послушания, - или что если эти акты имели к этому какое-то отношение, тогда стены пали не верой? Бог выдвинул определенные условия, которые люди должны были исполнить; и, когда они покорились в вере, стены пали. Заметьте, что стены пали после того, как они проявили в вере послушание, которого Бог потребовал в этой ситуации. Мы знаем, что без Божьего обещания этот акт не имел бы силы, ибо обхождение стен не могло заставить их пасть. Точно так же и послушание в вере не заслужило результаты. Такую награду послушной вере предназначил Бог.
Что Бог обещает, то Он способен исполнить и с готовностью исполняет. Имея такую уверенность, давайте покоримся в вере тому, что заповедал Бог. Если Его план кажется странным, то это потому, что Его мудрость несравненно выше непросвещенного человеческого разума.
Альтернатива спасению
После Своего воскресения Иисус пробыл на земле еще сорок дней, а потом вознесся обратно на небеса и воссел по правую руку от Отца. За это время Он одиннадцать раз являлся разным людям, включая один эпизод, когда Он явился группе из пятисот человек (1 Кор. 15:6). Однажды Он явился одиннадцати апостолам “и бывшим с ними”, когда все они ужинали за запертыми дверями в конце первого дня недели.
Ритуал и понимание в Ветхом Завете
Считая, что акт крещения не имеет природной силы или способности снимать грехи, многие рассматривают его, как церемонию или ритуал, не более того. Чтобы правильно определить природу крещения, необходимо, прежде всего, задать вопрос: “Находим ли мы в Ветхом или Новом Заветах требование выполнения какого-либо действия, влияющего на наши отношения с Богом?
Вера или дела: противоречит ли Иаков Павлу?
В нескольких своих письмах (как в Еф. 2) Павел подчёркивает, что мы спасаемся благодатью, а не делами (см., например, Рим. 3:28; Гал. 2:15–21).
А в Иак. 2 мы находим такие слова: «Видите, что человек оправдывается делами, а не верой только» (ст. 24); «Ибо как тело без духа мертво, так и вера без дел мертва» (ст. 26). Исходя из этого, некоторые делают вывод, что Иаков и Павел по этому вопросу излагают совершенно разные учения — что, мол, Иаков учит, что человек спасается делами, а Павел — что спасение приходит только через веру.
На самом деле, Павел и Иаков обсуждают две разные темы. Павел отвечает на вопрос, необходимо ли для спасения соблюдать дела иудейского закона (в дополнение к вере в Христа). Иаков же пишет, какая вера спасает. Он утверждает, что спасти может только активная вера (подтверждённая делами веры), а иначе вера мертва. Ясно, что представление Иакова о природе спасающей веры не отличается от представления Павла, стоит нам с достаточным вниманием отнестись к заявлению Павла о послушании как о необходимом аспекте веры. В Рим. 2:6–11 Павел пишет:
«[Бог] воздаст каждому по делам его; тем, которые постоянством в добром деле ищут славы, чести и бессмертия, — жизнь вечную; а тем, которые упорствуют и не покоряются истине, но предаются неправде, — ярость и гнев. Скорбь и теснота всякой душе человека, делающего злое, во-первых, иудея, потом и эллина! Напротив, слава, и честь, и мир всякому, делающему доброе, во-первых, иудею, потом и эллину! Ибо нет лицеприятия у Бога».
Многие люди в дни Павла (как и многие теперь) не понимали его учения о спасении благодатью и верой, думая, что он утверждал, будто для спасения людям вообще ничего не нужно делать. А некоторые злоупотребляют его учением о благодати, говоря, что можно спастись как раз той самой «мёртвой верой», о которой пишет Иаков, и что наши грехи побуждают Бога быть ещё милостивее. Павел вовсе не это хотел сказать — что и поясняет в Рим. 2:5–8; 6:1, 2.
Иаков, возможно, реагировал на искажение учения Павла, подчёркивая необходимость дел как часть веры. Как бы там ни было, оба автора однозначно считали, что вера — это активный, действенный ответ Богу, а не просто интеллектуальное согласие или внутреннее доверие.
Вера Авеля и неверие Каина
«Верою Авель принес Богу жертву лучшую, нежели Каин; ею получил свидетельство, что он праведен...» (Евр. 11:4).
Однажды я работал в павильоне церквей Христовых. Как-то к нам заглянул один человек, и мы заговорили о Ветхом Завете и его чудесах. Он не принимал рассказ об Ионе и морском чудовище, и я спросил, верит ли он в Иисуса и Его учения, на что он ответил утвердительно. Я заметил, что Иисус верил в историю с Ионой и воспользовался ею как образом Своего погребения и воскресения (Мф. 12:38–40). Новый Завет постоянно обращается к Ветхому с полным доверием к его историческим и пророческим высказываниям. Нельзя верить в Новый Завет, не принимая Ветхий, как нельзя верить в Ветхий Завет, отвергая Новый. В обоих Заветах Авель представлен как историческая фигура (Мф. 23:35; Лк. 11:51; Евр. 12:24). На основании этих библейских рассказов мы принимаем, что этот человек действительно жил и стал жертвой первого в мире братоубийства. С тех пор каждое убийство является, по сути, тем же грехом — убийством брата или сестры.
Мы не знаем, что свидетельствовал Бог Авелю о его верном приношении, но Каину Он сказал нечто иное: «Если делаешь доброе, то не поднимаешь ли лица? А если не делаешь доброго, то у дверей грех лежит; он влечёт тебя к себе, но ты господствуй над ним» (Быт. 4:7). Каин позавидовал, что его брат угодил Богу, и Господь знал, что он был на пороге совершения серьёзного греха. Он предупредил, что «у дверей грех лежит» (Быт. 4:7), представив грех чем-то вроде льва, готового кинуться на свою жертву. Но при этом Бог указал, что у Каина есть сила управлять греховными побуждениями. Господствовать над грехом — в наших силах, если мы имеем должную веру в Бога. Эти слова были произнесены после грехопадения человека, а потому в потомках Адама не было «абсолютной греховности», которая якобы сделала род человеческий неспособным идти путём праведности. «И это есть победа, победившая мир, вера наша» (1 Ин. 5:4). Возможно, Бог сказал Авелю что-то вроде этого: «Вера, которой ты принёс свою жертву, продемонстрировала качество и искренность твоего сердца. Молодец. Храни эту веру!»
Божье наказание Каину было мягким, хотя тот посчитал его слишком суровым. Урок Каина и Авеля должен помочь нам осознать, что поклонение в том виде, который мы изобрели сами для себя, чрезвычайно опасно. Эти ветхозаветные иллюстрации демонстрируют, что активная вера требует послушания в поклонении и во всём, что мы делаем (Кол. 3:17).
Ответ на Божественное свидетельство
«Сотник же и те, которые с ним стерегли Иисуса, видя землетрясение и всё происшедшее, устрашились весьма и говорили: “Воистину Он был Сын Божий”» (Мф. 27:54; см. Мк. 15:39; Лк. 23:47).
Три автора Евангелий упоминают сотника, стоявшего у подножья креста, и утверждают, что он уверовал в Иисуса. Матфей пишет, что сотник «и те, которые с ним», увидев «всё происшедшее», испугались.
От утери всего к великой вере
Наполеон Бонапарт посадил человека по имени Шарни в тюрьму. Во дворе тюрьмы рос маленький цветок. Над ним на тюремной стене было написано: "Все приходит случайно". Эта фраза в сжатом виде выражает философию французских революционеров. День за днем во время одиноких прогулок Шарни этот цветок учил его вере. Он изготовил для него опору в виде рамки и навес для защиты. Он не верил, что все происходит случайно.