Евангелие от Марка (ч.29): Лица вокруг креста (Мк. 15:21–47)
Описание Марком распятия нашего Господа несколько отличается от описаний других авторов Евангелий. Он опускает много фактов, которые упоминаются в других благовествованиях. Фактически, при описании слов и действий Христа во время распятия Марк ограничивается пятью короткими стихами. Если эти пять стихов собрать вместе и прочесть подряд, мы увидим это событие так, как его рассказал Марк.
Евангелие от Марка (ч.28): Иисус или Варавва (Мк. 15:1-20)
Когда-нибудь мы предстанем перед Иисусом. Что Он сделает с нами, зависит от того, что мы сейчас сделаем с Ним. В Mк. 15 описывается, как Иисус стоял перед Пилатом, Иродом, народом и римлянами. Подумайте, что сделал человек с Божьим избранником!
Евангелие от Марка (ч.27): Суд над Иисусом (Мк. 14:53-72)
То, что происходило почти две тысячи лет назад в далекой стране, многим в нашем мире кажется странным и не имеющим отношения к нам. Однако события, связанные со смертью Христа, являются самыми важными во всей человеческой истории. Они так или иначе отразились на каждом человеке, когда-либо жившем в этом мире. Если верить Писаниям, то Голгофа является центральным событием всей истории.
Пробитые гвоздями руки
Если бы вы воскресли из мёртвых и захотели показать своим друзьям, что действительно живы, то как бы вы продемонстрировали им своё воскресение? В горнице в тот первый воскресный вечер после Своего воскресения Иисус использовал два свидетельства того, что Он ожил, — доказательства осязанием и общением.
Женщины у креста
Как пишет Иоанн, в первые три часа “при кресте Иисуса стояли мать Его [Мария], и сестра матери Его, Мария Клеопова, и Мария Магдалина” (Ин. 19:25). “Мария Клеопова” могла быть сестрой матери Иисуса, но мы, судя по всему, все-таки должны понимать, что это не одна, а две разные женщины. Есть несколько причин для такого вывода, в частности следующие:
(1) вряд ли две сестры имели бы одинаковое имя — Мария;
(2) Иоанн перечисляет женщин попарно, обе пары связывая союзом “и”. Первая пара — родственники Иисуса; имена не указываются. За ней идет вторая пара — не родственники, и они названы поименно. Древнееврейские писатели часто прибегали к подобному параллелизму.
(3) То, что сестра Марии не названа по имени, согласуется с обычной манерой Иоанна не называть по именам членов своей семьи (он никогда не называл по имени себя, брата Иакова и мать; не называл он по имени и мать Иисуса, которая могла быть его теткой). Мы делаем вывод, что Иоанн перечисляет четырех женщин.
В последние три часа Иисуса на кресте — после того, как увели Его мать (Ин. 19:26, 27), — у креста осталась группа из трех женщин, которые “смотрели издали” (Мф. 27:55; Мк. 15:40). У Матфея этот список выглядит так: “Мария Магдалина и Мария, мать Иакова и Иосии, и мать сыновей Зеведея” (Мф. 27:56). У Марка: “Мария Магдалина, и Мария, мать Иакова меньшего и Иосии, и Саломия” (Мк. 15:40). Два имени у Матфея и Марка совпадают: Мария Магдалина и Мария, мать Иакова (меньшего) и Иосии. Отсюда выходит, что “Саломия” в перечне Марка — то же лицо, что и “мать сыновей Зеведея” в перечне Матфея. Другими словами, мать Иакова и Иоанна звалась Саломия.
Так как Марию Магдалину мы видим в списке Иоанна, относящемся к началу казни, и в списках Матфея и Марка, относящихся к ее концу, то многие ученые считают, что это одна и та же женщина.
Поскольку там были и “другие многие [женщины]” (Мк. 15:41), нельзя категорично заявлять, что Саломия была сестрой матери Иисуса, Марии, но это вполне возможно, даже вероятно. Это значит, что апостолы Иаков и Иоанн могли приходиться Иисусу двоюродными братьями.
Почему умер Иисус?
Что Иисус сделал, что привело к такой ужасной смерти со всеми сопутствующими мучениями? Сделал ли Он вообще что-нибудь, что послужило её причиной? Лежит ли вина за смерть Иисуса на ком-либо — если да, то на ком? Чтобы ответить на этот вопрос, мы должны рассмотреть две точки зрения: историческую и теологическую. Историческая: какие обстоятельства привели к Его смерти? Теологическая: что это была за причина?
Откровение креста
В Ин. 8 приводятся слова, сказанные Иисусом фарисеям, когда те пытались выяснить, кто Он такой. В Своё свидетельство им наш Господь включил некоторые из самых исчерпывающих и далеко идущих истин о Себе. Он сказал, что Он истинный Свет с небес: «Я свет миру; кто последует за Мною, тот не будет ходить во тьме, но будет иметь свет жизни» (Ин. 8:12).
И Он погребен был
Смерть, погребение и воскресение Христа — три ключевые факта евангелия. Иисус часто предсказывал Свои смерть и воскресение (Мф. 16:21; 17:22, 23; Лк. 18:31-33). Говорил Он и о Своем погребении. Он указывал на него косвенно, когда приводил иллюстрацию Ионы “во чреве кита”: “...так и Сын Человеческий будет в сердце земли три дня и три ночи” (Мф. 12:40). Он возвещал о нем явно, когда Мария из Вифании помазала Его. Тогда Он сказал: “Она сделала что могла: предварила помазать тело Мое к погребению” (Мк. 14:8; см. Мф. 26:12; Ин. 12:7).
Погребение Иисуса по-своему так же важно, как и два другие главные факта, но его затмили монументальное предшествующее событие (Его смерть) и волнующее последующее событие (Его воскресение). Каково же значение погребения Иисуса? Какую роль оно играет в евангельской истории? Каким образом Его погребение воздействует на нашу жизнь? Давайте кратко рассмотрим эти вопросы.
ЕГО ПОГРЕБЕНИЕ В ПРОШЛОМ
Когда было объявлено о смерти Иисуса, Иосиф Аримафейский попросил у Пилата разрешения забрать тело. С помощью Никодима Иосиф обвил тело Иисуса пеленами и положил в свою собственную новую гробницу (Мф. 27:59, 60; Мк. 15:46; Лк. 23:50-53; Ин. 19:38-40).
Погребение было актом любви. Если бы Иосиф не забрал тело Иисуса, то его бросили бы в безымянную могилу для преступников.
Это был мужественный акт. Иосиф и Никодим многим рисковали, востребовав тело Иисуса и похоронив его.
Это был необходимый акт. Согласно закону Моисея, Иисуса нужно было похоронить до захода солнца. Что более важно, погребение было также необходимой частью установления факта смерти Иисуса и, следовательно, подлинности Его воскресения.
Это был правильный акт. Миллионы людей умирают, и их тела кладут в землю. Как “во всем уподобившегося братьям” (Евр. 2:17), Иисуса тоже было правильно положить “в сердце земли” (Мф. 12:40). Кроме того, было правильно скрыть от любопытных глаз величайшее чудо всех веков.
Это был акт ожидания. Иосиф и Никодим не осознавали того, но погребение Иисуса было вторым шагом в трехступенчатом плане. Это не был конец; напротив, погребение предвосхищало начало.
НАШЕ ПОГРЕБЕНИЕ В НАСТОЯЩЕМ
Говоря о нашем погребении, я имею в виду не захоронение тех, кто умирает физически, а наше погребение с Иисусом в крещении. Новый Завет подчеркивает связь между крещением и жертвой Христа (Рим. 6:3, 4; Кол. 2:12).
Это должен быть акт любви. Если мы любим Иисуса, то исполним Его повеление креститься (Ин. 14:15).
Это мужественный акт. Решение креститься требует мужества, иногда большого мужества.
Это необходимый акт. Библия учит, что крещение — важнейшая часть нашего повиновения Господу и обретения нами благословений спасения (Мк. 16:15, 16; Деян. 2:38; Гал. 3:26, 27).
Это правильный акт. Мы должны не только взять крест Иисуса (см. Мф. 16:24), но и быть “похоронены вместе с Ним” (Рим. 6:4; Современный Перевод). Правильно также испытать настоящее погребение в воде (полное погружение), а не поверхностное окропление головы.
Это акт ожидания. Наше погребение в воде — это только второй шаг. Первый шаг — это умереть для “себя” (см. Рим. 6:6). Третий шаг — восстать из этой водной могилы, чтобы “ходить в обновленной жизни” (Рим. 6:4). Если мы живем по-христиански, то должны с волнением ожидать того, что погребение нашего тела в землю не будет означать конец. Однажды мы тоже воскреснем из мертвых (1 Кор. 15:20, 23)!
На каком кресте умер Иисус?
Смерть Иисуса имеет гораздо большую значимость, чем форма креста. Однако свидетелям Иеговы (организация запрещена в России за экстремизм) кажется, что понимание формы креста весьма существенно. Они учат, что это был простой столб без перекладины. В их литературе имеются следующие утверждения:
"Таким образом, совокупность свидетельств указывает на то, что Иисус умер на вертикально установленном столбе, а не на традиционном кресте. СТОЛБ ПЫТОК, орудие, на котором Иисус встретил смерть, будучи посаженным на него... В классическом греческом это слово (стаурос) означает «столб пыток» и в переводе New World Translation, главным образом, означает вертикальный столб или шест, и не существует свидетельств того, что греческие христианские Писания употребляли его для обозначения столба с перекладиной".
Возможные формы креста включают:
1) наиболее используемый, так называемый латинский крест, crux immissa — длинный вертикальный брус, перекладина к которому крепится ниже его верхнего окончания: †
2) Crux commissa, или крест св. Антония — это столб с поперечиной на самом верху, похожий на букву T.
3) Crux descussata, или крест св. Андрея, выглядит как буква X.
4) Греческий крест имел вертикальные и горизонтальные брусья одной длины, пересекающиеся посередине: +.
Самое лучшее свидетельство указывает, что Иисус умер на традиционно принятом кресте. В древнейшей рукописи Луки «крест» (стаурон) написан греческими буквами «т» (тау) и «р» (ро) в виде вензеля, изображающего человека на традиционном кресте. Это необычное написание слова в значении крест было повторено и скопировано в переводе Бека, где приводится следующее пояснение:
"...так выглядит слово, означающее «крест» в Папирусе 75, нашей древнейшей рукописи Евангелия от Луки. В этой особой форме оно встречается в Лк. 9:23; 14:27; 24:7. Если это греческое слово записать с помощью названий букв, то получится стаурон. Но буквы ау пропущены, и их пропуск обозначен линией над словом (титлом). Затем буква р наложена на t, в результате чего получается как бы голова, предполагающая тело на кресте".
Крест, традиционно принятый в западном мире, имеет надёжное свидетельство. Нет оснований думать о нём как о столбе.
Евангелие и крещение
Если мы не услышали евангелие и не уверовали в него, наше крещение бесполезно. Потому Павел пишет: “Ибо Христос послал меня не крестить, а благовествовать” (1 Кор. 1:17). Павел не говорит, что крещение неважно, а подчеркивает важность благовестия. Греческая конструкция “не... а/но” в этом стихе отнюдь не означает, что Павел не должен был крестить, ибо на самом деле он крестил (1 Кор. 1:14-16); она означает, что главный упор он должен был делать на благовествовании. Та же греческая конструкция, означающая, что акцент делается не столько на первой фразе, сколько на второй, встречается в Ин. 6:27; 12:47; 1 Тим. 5:23; 1 Пет. 3:3, 4 и во многих других стихах.
Павел учил, что крещение, хоть оно и является частью евангелия, не может спасти без полного евангелия, потому что именно евангелие обладает силой ко спасению (Рим. 1:16; Еф. 1:13), а не крещение. Не вера, покаяние, исповедание и крещение спасают нас. Спасает только кровь Иисуса; однако Его кровь не спасет нас, если наша вера не приведет нас к покаянию, исповеданию и крещению. А привести нас к такому повиновению евангелию должно проповеданное и услышанное Божье Слово.
В спасении надо различать между “что” и “когда”. Кровь Иисуса, пролитая во время Его смерти - это то, что спасает нас. Старый духовный гимн справедливо спрашивает: “Что вину мне может смыть?” - и отвечает: “О, ничто, лишь кровь Иисуса”. Никакое наше дело не может дать нам спасение (Еф. 2:8, 9) - только кровь Иисуса (Мф. 26:28; 1 Пет. 1:18, 19).
Когда кровь Иисуса смывает наши грехи? Когда мы повинуемся Ему - уверовав, покаявшись и крестившись. Иисус заплатил за наш грех, но, чтобы получить спасение, которое Он добыл Своей смертью, мы должны повиноваться Ему (Евр. 5:9). Поэтому “что” в спасении - это кровь Иисуса, а “когда” - та точка во времени, когда мы повинуемся Ему.
Веру, покаяние, исповедание и крещение правильно рассматривать как то, что составляет наш отклик на евангелие. Евангелие - это истина о том, что Иисус взял наши грехи на Себя, заплатил за грех, может простить нам наши грехи благодаря Своей крови и теперь живет вечно, ходатайствуя за нас, как владыка вселенной. Завоеванная Им победа будет нашей победой, если мы умрем для себя и посвятим свою жизнь Ему - нашему Господу и владыке.
Одиночество Иисуса
Из истории нам известно, что великие люди всегда до определённой степени одиноки. Они создают свои незабвенные работы и выражают незаурядные мысли, ведя такую жизнь, которая понятна лишь немногим. Сказанное можно отнести и к нашему Спасителю, о котором Исаия сказал в пророчестве: «Он был презрен и умалён пред людьми, муж скорбей и изведавший болезни… и мы отвращали от Него лицо своё…» (Ис. 53:3).