О вере и крещении
Те, кто отстаивает теорию спасения “одной верой”, обычно говорят, что для спасения крещение не обязательно. Они утверждают, что вера, будучи единственным обязательным Господним условием спасения, исключает какой-либо еще отклик со стороны человека. Правда, заявляя так в теории, на практике они не всегда придерживаются этого.
Повиновение и долг
Повиновение — это величайший добровольный выбор человека в пользу Бога. Жить каждый день с Богом — значит жить в повиновении. Иисус зовет нас к более последовательной жизни, более послушной жизни, к более плодотворной жизни. Бог не хочет от вас ощущений; Он хочет послушания. Духовность — это повиновение Богу.
Мы приходим в ужас от насилия в наших школах. Ответом на это должно быть не увеличение числа полицейских, детекторов металла и законов относительно ношения оружия. Ответом должно быть послушание. Чтобы руководить, нужно научиться подчиняться. Если человек хочет быть квалифицированным руководителем, он должен научиться следовать. Мы должны учиться повиновению. Мы должны учить повиновению своих детей (Еф. 6:1; 1 Пет. 1:14). Без повиновения может быть только насилие и хаос. Нам нужно вернуться к “Руководству пользователя” (Библии). “Глупость привязалась к сердцу юноши, но исправительная розга удалит ее от него” (Прит. 22:15). “Кто жалеет розги своей, тот ненавидит сына; а кто любит, тот с детства наказывает его” (Прит. 13:24). Я вырос со старой поговоркой, основанной на этих Писаниях: “Жалеть розгу — испортить ребенка!” Наказание — это не отсутствие любви; это проявление любви.
Для Иисуса слова “слушать” и “повиноваться” были синонимами. Если вы не повинуетесь, то фактически и не слушаете. “Послушание лучше жертвы, и повиновение лучше тука овнов” (1 Цар. 15:22). В греческом и русском языках слова “слушать” и “слушаться” — однокоренные. Некоторым великим жизненным принципам — таким как милосердие, терпение и удовлетворенность — нельзя научить, но им можно научиться. В Евр. 5:7-9 сказано, что Иисус “научился” послушанию страданиями. Этот отрывок учит, что крест был более, нежели жертвой; он был послушанием (см. также Фил. 2:8).
Библейское послушание включает три элемента:
(1) Подчинение. В двенадцать лет Иисус вернулся домой и продолжал подчиняться Своим родителям (Лк. 2:51). Когда у человека правильное отношение к Богу, ему не трудно повиноваться Ему.
(2) Доверие. В одной замечательной песне есть такие слова: “Слушайся, верь”. Богу можно верить. Библейская вера и послушание — синонимы. Неверие и непослушание — тоже синонимы (Евр. 3:12—4:11). Мы должны слушать Бога, а не людей (Деян. 5:29). Делайте то, что велит делать Бог... с той целью, с какой Бог велит делать это... просто потому, что это велит делать Бог.
(3) Полное повиновение. Частичное повиновение — это неповиновение. (См. рассказ о частичном повиновении царя Саула, когда он поразил амаликитян; 1 Цар. 15:7-26). Идея хороша, только когда она исходит от Бога. Нельзя исполнять дух закона, не повинуясь букве закона. Избирательное повиновение — это неповиновение.
Дисциплина и наказание — неотъемлемое свойство Бога. Повседневная жизнь с Богом — это марафон, а не спринт. Видят ли другие, что мы живем с Иисусом? Наше учение должно стать нашей биографией. Мы не живем каждый день на постоянном максимуме наших личных чувств, эмоций, проявлений. Как смеем мы молиться о том, к чему не хотим приложить усилий! Творчество и талант гибнут без дисциплины. Ничто не может заменить упорства. Дисциплина никогда не дается легко. Иисус был всецело поглощен не тем, как жить Свою жизнь, а тем, чтобы отдать Свою жизнь.
Общество забросило кардинальные принципы покорности, повиновения, дисциплины (наказания) и долга. В Лк. 17:7-10 Иисус рассказал короткую притчу о долге. Он никогда не перестает изумлять нас. В армии, в спорте, в семье, в профессии — да в самой жизни — исходной точкой является долг. Духовность должна идти дальше, и все же она начинается с долга. Награда за исполнение долга — еще больше обязанностей. “Профессионал” — это тот, кто делает все, что может, даже когда ему совсем худо. Долг никогда не кончается.
Если Иисус учился послушанию, то должны и мы
Человек учится послушанию, когда с верой выполняет Божьи заповеди, даже если они, возможно, не кажутся ему логичными. Делать только то, что кажется рациональным, не есть истинное послушание, во всяком случае это не послушание по вере. То, чего Бог требует от нас, не всегда может казаться разумным. Когда мы оставляем своих любимых идолов и подчиняемся, как маленькие дети, вот тогда и будет повиновение. Только тогда мы узнаём, что такое настоящее послушание. Это понимание может прийти через страдание. Послушание только тогда совершенно, когда выполняется без вопросов. Мы должны полностью отдаться на милость Божью, без всяких заявлений о своей благости. Когда мы полностью повиновались, вот тогда мы становимся полностью совершенными и зрелыми святыми.
Страдание может быть большим преимуществом, если принимается с сознанием того, что надо всем находится Божье провидение, пекущееся о нашем благополучии. Пожалуй, одним из самых серьезных аргументов, которые грешники выдвигают против Бога, является страдание, которое кажется людям несправедливым. Люди спрашивают: «Как Бог может позволить этому произойти со мной, если Он в самом деле любит меня?» Хотя Иисус не дал на это определенного ответа, Его страдание на кресте — ответ, который лучше, чем могло придумать человечество. Он говорил Своим ученикам, что Отец заботится о них больше, чем о птицах поднебесных и лилиях полевых (Мф. 6:26-34), но принять эти истины возможно только тогда, когда мы преклоняем колени пред крестом, всей душой принимая смерть Спасителя за нас. Это было наисильнейшее страдание без видимых на то причин; но мы верим, что оно имело великую цель, ибо у нас есть на этот счет божественное откровение (Рим. 3:23-26; 5:8, 9).
Иисус, единственный и исключительный Божий Сын, воскликнул: «Боже мой! Боже мой! Для чего Ты Меня оставил?» Мы не можем постичь глубину этого исполнившегося пророчества (Пс. 21:2), но мы можем принять верой, что Иисус достиг такого момента в страдании, когда был оставлен в одиночестве и должен был полагаться на Бога, не чувствуя Его близости. Но и тогда Он доверился Божьей воле, поэтому должны и мы. Его любовь к нам, детям Божьим, не означает, что мы будем избавлены от страданий; на самом деле, это означает как раз противоположное. Это может звучать неразумно для нас, но то, что нам кажется глупостью, может быть настоящей мудростью Божьей. Крест у Христа был прежде венца, и так должно быть и у нас. Принимая Христа, мы не отказываемся от своей способности рассуждать, но мы должны побороть желание находить логическое объяснение всему, что происходит. Только доверяя Богу и слушаясь Бога, мы можем прийти к обновленной жизни во Христе, после того как крестились в Него и в Его смерть (см. Рим. 6:3, 4).
Евангелие от Марка (ч.17): Истина о величии (Мк. 9:30-50)
Каждому из нас хотелось бы, чтобы нас знали или хотя бы помнили как великого человека. При слове “величие" у каждого из нас возникают разные мысли. Все мы имеем мысленное представление о том, что такое для нас величие, и мы отчаянно пытаемся двигаться к этой цели. Целью может быть подсознательное желание, но от этого оно не перестает быть целью.
“Только верой”: неполный взгляд на оправдание
Лжеучение о спасении только верой основано на превратном понимании сущности спасающей веры. Это неполный взгляд на то, что происходит при крещении. Человек согрешил против Бога и не может получить оправдания по своим заслугам, как не может сформулировать некий план, который мог бы обязать Бога оправдать его. Только Божья воля определяет, что должен сделать человек для того, чтобы оправдаться в Его глазах, - и неважно, понимаем мы или нет, почему Бог выдвигает нам определенные требования.
Бог действительно учит, что человек оправдывается верой, однако тот, кто к этому заявлению присоединяет слово “только”, делает это без Божьего согласия и противоречит Божьему Слову. Одна только вера мертва; она достигает совершенства делами, или послушанием, в вере (Иак. 2:14-26). Послушная вера не рассматривает оправдание как плату за проделанную работу, но Бог обещал оправдание только тем, кто будет послушен в вере. Евангелие было возвещено всем народам для покорения их вере (Рим. 14:24, 25). Не покоряющиеся не знают Бога и будут осуждены (см. 1 Ин. 2:3, 4; 2 Фес. 1:6-10).
Повиновение - это просто демонстрация веры, как и исповедание устами, что Иисус Христос есть Господь (Рим. 10:9, 10). И то, и другое - составные части оправдания. Вера, выраженная словами, - все равно вера. В равной степени, когда человек сердцем верит, что Бог воскресил Христа из мертвых (Рим. 10:9), он демонстрирует свою веру повиновением, погребаясь со Христом в крещении и поднимаясь с Ним, чтобы ходить в обновленной жизни (Рим. 6:1-11; Кол. 2:12). Вера остается верой - не становится тщетной - когда выражается в акте крещения, заповеданного Господом (Мк. 16:16; Деян. 2:38; 22:16; 1 Пет. 3:21).
Если строго придерживаться доктрины оправдания только верой, тогда придется исключить благодать. Вера имеет силу не потому, что в ней самой есть некая заслуга, а потому, что Бог включил эту веру в качестве непременного условия в совершенную Его Сыном жертву. Смерть Христа за наши грехи дает нам личное оправдание, когда она соединяется с нашим послушанием в вере евангелию Христа.
Те, кто верит в оправдание “только верой”, восприняли частичный и потому неполный и искаженный взгляд на оправдание. Один пример мы находим в Евр. 11:30: “Верою пали стены Иерихонские по семидневном обхождении”. Кто будет спорить, что если стены пали верою, значит не было никаких актов послушания, - или что если эти акты имели к этому какое-то отношение, тогда стены пали не верой? Бог выдвинул определенные условия, которые люди должны были исполнить; и, когда они покорились в вере, стены пали. Заметьте, что стены пали после того, как они проявили в вере послушание, которого Бог потребовал в этой ситуации. Мы знаем, что без Божьего обещания этот акт не имел бы силы, ибо обхождение стен не могло заставить их пасть. Точно так же и послушание в вере не заслужило результаты. Такую награду послушной вере предназначил Бог.
Что Бог обещает, то Он способен исполнить и с готовностью исполняет. Имея такую уверенность, давайте покоримся в вере тому, что заповедал Бог. Если Его план кажется странным, то это потому, что Его мудрость несравненно выше непросвещенного человеческого разума.
Ритуал и понимание в Ветхом Завете
Считая, что акт крещения не имеет природной силы или способности снимать грехи, многие рассматривают его, как церемонию или ритуал, не более того. Чтобы правильно определить природу крещения, необходимо, прежде всего, задать вопрос: “Находим ли мы в Ветхом или Новом Заветах требование выполнения какого-либо действия, влияющего на наши отношения с Богом?
Повиновение: что это?
Повиновение — это добровольный ответ на указания другого. Оно включает в себя как исполнение того, что велено сделать, так и отказ делать то, что делать не велено. Во многих случаях повиновение не спрашивает и не ищет причину, а безоговорочно принимает требования. Бог хочет, чтобы к послушанию нас побуждали вера (Евр. 11:8), надежда (1 Ин. 3:3) и любовь (Ин. 14:15).
Наше спасение зависит от того, исполняем ли мы волю Отца и повинуемся ли Иисусу (Евр. 5:9). Иисус предупреждал, что в Судный день, к великому удивлению многих, Он произнесёт эту страшную фразу — «Отойдите от Меня» (Мф. 7:21-23). Их осуждение ошеломит их. Изображённые в сцене суда в Мф. 7 не были безнравственными, нерелигиозными, неверующими, нерадивыми; они желали служить Господу. Они были уверены, что творили чудеса и замечательные дела в Его имя. Факты указывают, что они старались служить Иисусу. Их проблема заключалась в том, что они действовали по собственному усмотрению — стремились служить Ему по-своему, не следуя Божьему учению. В царство небесное войдут лишь те, кто исполняет волю Отца небесного.
Эту истину иллюстрируют и другие высказывания Иисуса:
«Мать Моя и братья Мои — это слушающие слово Божие и исполняющие его» (Лк. 8:21; см. также Мф. 12:50).
«Блаженны слышащие слово Божие и соблюдающие его» (Лк. 11:28).
«Верующий в Сына имеет жизнь вечную, а не покоряющийся Сыну не увидит жизни, но гнев Божий пребывает на нём» (Ин. 3:36; Славянское Евангельское Общество).
«Отвергающий Меня и не принимающий слов Моих имеет судью себе: слово, которое Я говорил, оно будет судить его в последний день. Ибо Я говорил не от Себя, но пославший Меня Отец Сам дал Мне заповедь, что сказать и что говорить. И Я знаю, что заповедь Его есть жизнь вечная. Итак, что Я говорю, говорю, как сказал Мне Отец» (Ин. 12:48-50).
Иисус всегда ограничивал Своё учение словами Отца. Он передал эти слова Святому Духу, который говорил не от Себя, а лишь то, что взял от Иисуса (Ин. 16:14). Того же самого Иисус ожидает и от тех, кто сегодня учит в Его имя. Кто благовествует иное евангелие, будет проклят (Гал. 1:8, 9).
Спасение и наши отношения с Богом зависят от исполнения нами Его воли. Он не давал нам права служить Ему так, как нам хочется.
«Важно только соблюдение заповедей Божьих» (1 Кор. 7:19, Современный Перевод).
«Исполняющий волю Божию пребывает вовек» (1 Ин. 2:17).
Повиновение — вот что угодно Богу. Он принимает нас, если мы исполняем Его повеления так, как Он сказал. Примеры из Писаний иллюстрируют, что Он не спрашивает нас, что бы нам хотелось сделать или что мы думаем о Его требованиях.
Чтобы угодить Богу, мы должны иметь веру в Его Слово. Эта вера должна выражаться в безоговорочном повиновении Ему. Неповиновение — это бунт против Бога.
Ответ на Божественное свидетельство
«Сотник же и те, которые с ним стерегли Иисуса, видя землетрясение и всё происшедшее, устрашились весьма и говорили: “Воистину Он был Сын Божий”» (Мф. 27:54; см. Мк. 15:39; Лк. 23:47).
Три автора Евангелий упоминают сотника, стоявшего у подножья креста, и утверждают, что он уверовал в Иисуса. Матфей пишет, что сотник «и те, которые с ним», увидев «всё происшедшее», испугались.
Сокрушенное сердце
Христианин представляет собой то, что представляет собой его сердце. Оно — источник слов и поступков. Если наше сердце будет право, то мы будем говорить и поступать правильно (Мф. 12:34; Прит. 4:23). Богу нужны наши сердца, потому что если наши сердца будут принадлежать Ему, то Он будет владеть и всем остальным, что составляет нашу сущность.
А теперь — что нам делать?
Пройдя с Иисусом через суровое испытание Его страданий, увидев, какую жертву Он принёс за нас, давайте теперь поставим перед собой самый важный вопрос в связи с увиденным: «Каких действий ждёт от нас Иисус?» Следует ли нам разойтись по домам, бия себя в грудь в изумлении и удивлении, как когда-то давно сделали некоторые (Лк. 23:48)? Или постоять какое-то время у креста, размышляя о произошедшем, как женщины