Где-то между страницами Ветхого Завета затерялась небольшая книга, которую многие не удосуживаются прочесть. Это безмолвное напоминание о том, что грех, несмотря на всю его обольстительность и увлекательность, несет с собой тяжкий груз печали, горя, несчастий, пустоты и боли. Это оборотная сторона монеты “ешь, пей и веселись”. Это Плач Иеремии, суровое и дерзновенное напоминание о том, что святой Бог не безмолвствует, когда Его народ выходит из повиновения.
Плач Иеремии читают реже других ветхозаветных книг, отчасти из-за ее названия... И все же, несмотря на преобладающий тон горькой печали и подавленности, книга отличается изумительной красотой и страстным порывом.
Песнь 1
Описание страданий Иерусалима можно разделить на две части. Заметьте, что стихи 1:1-11 написаны от третьего лица - “он”, его”, “город”, “Иерусалим”, “она”, “Иудея”. Здесь пророк говорит о городе. Начиная со стиха 12 манера повествования меняется: стихи 12-22 написаны от первого лица - “меня”, “моя”, “я”. Здесь город будто бы говорит сам о себе. Вначале пророк описывает положение Иерусалима, потом город оплакивает его.
Песнь 2
Отход божественной славы символизирует отход Бога. Лжепророки были правы, когда утверждали, что язычники потому никогда не возьмут Иерусалим, что в его храме живет Бог, но они ошибались, думая, что Бог постоянно будет пребывать с непокорным и свернувшим на путь идолопоклонства народом. Когда шесть веков спустя другое поколение отвергло Божью славу в лице Иисуса Христа, Он произнес роковые слова: “Се, остается вам дом ваш пуст” (Мф. 23:38). Храм без Бога - это просто дом, и Богу незачем было отводить топор врага от его пустых стен.
Песнь 3
Стихи 3:19-24 служат мостом между отчаянием и надеждой: “Милосердие Его не истощилось. Оно обновляется каждое утро; велика верность Твоя! Господь - часть моя, говорит душа моя, буду надеяться на Него”.
Песнь 4
Четвертая песнь этой книги - самая жалобная из всех. Наверное, во всем Писании нет другой такой главы, которая выражала бы такую муку, за исключением истории о Голгофе с ее ни с чем не сравнимым горем. И все же в этой песне звучит отдаленная надежда. В ней содержится чистосердечное признание греха; а признание, являясь признаком покаяния, указывает путь к прощению и миру. И в самом деле, книга заканчивается конкретным обещанием прощения.
Песнь 5
Эти замечательные слова [ст. 19] напоминают нам, как в отчаянии зарождается надежда. Ужасные бедствия народа завета не угасили пламя веры, а напротив, разожгли его, когда поверженный народ заново подтверждал свою веру в явленную им сущность Бога завета, чья слава провозглашена в Законе и возвещена пророками.