1 и 2 Тимофею и Титу (ч.1): Введение в 1 Тимофею — 1
Целью первого послания Павла к Тимофею было помочь молодому благовестнику сохранить здравое учение, напитав “словами веры”. Павел наставлял его позаботиться о том, чтобы некоторые “не учили иному и не занимались баснями и родословиями бесконечными”. Он должен был уклоняться от “негодных и бабьих басен” и опровергать всякого, кто “не следует здравым словам”.
Внимание: работает Бог!
Канавы, горы грязи и среди них бульдозеры, скреперы, цементовозы - каждый раз там, где работает вся эта техника, вы видите мигающие желтые огни и знак и/или надпись: “Внимание: работают люди”. Точно так же и в Писании есть моменты, призывающие нас ко вниманию, ибо работает Бог.
Евангелие от Матфея
Книга Матфея — первое Евангелие и первая книга в Новом Завете. Она стоит первой практически во всех ранних перечнях новозаветных книг. Возможно, первое место ей отведено потому, что она, согласно древнему (невдохновенному) иудейскому преданию, была написана раньше других новозаветных повествований о жизни Христа.
Апокалиптическая литература
Последнюю часть книги пророка Даниила иногда называют “апокалипсисом”, а литературный стиль, которым написана эта часть, — “апокалиптическим”. Апокалиптической книгой в Новом Завете является Откровение. Вот почему некоторых людей так смущает Откровение. Такой вид литературного творчества был хорошо известен в дни Даниила: для нашего же времени он очень необычен. Людям трудно понять, о чем идет речь.
В таких произведениях обычно говорилось о мировых силах или великих событиях в истории языком таинственных символов, с привлечением животных и чисел. Подобную литературу обычно создавали во время великих гонений. Откровение было написано в период гонения на христиан со стороны Рима, а книга Даниила — в период пленения Иудеи Вавилоном.
Почему писатели использовали подобный стиль? Некоторые думают, что образный язык помогал им уберечь свои произведения. Будь они написаны ясным языком, враги непременно уничтожили бы их. Но когда они брали в руки книгу о четырех странных животных, то, вероятно, говорили: “Что бы это ни было, мне это не очень интересно”. С другой стороны, если бы вавилоняне нашли книгу, в которой бы говорилось: “Вот так падет нечестивый Вавилон”, — реакция была бы совершенно иной. Такую книгу, по всей вероятности, сожгли бы, и не исключено, что вместе с автором. Понимать образный язык бывает не так-то просто. Иногда мы не можем с уверенностью сказать, что автор имел в виду. В настоящей работе я предлагаю вашему вниманию самые лучшие идеи вместе с рассуждениями ученых в их поддержку. Сами решайте, какое толкование для вас имеет наибольший смысл.
Я убежден, что многие образы в апокалиптических писаниях Библии не надо анализировать дословно; они рассчитаны на то, чтобы создать общее впечатление. Если бы вы увидели восседающего на небесном престоле Ветхого днями — в белом, как снег, одеянии, с волосами, как чистая шерсть, престол бы Его полыхал огнем, вокруг бы были горящие колеса, и текла бы перед Ним огненная река, а тысячи и миллионы людей восхваляли бы Его имя, — что бы вы ощутили? Вероятно, вы бы просто подумали: “Поразительно!” Именно такое чувство должна вызывать в нас апокалиптическая литература — “Поразительно! Вот, оказывается, как велик Бог!” Если бы мы увидели такое зрелище, как то, что описано в Дан. 7:9-14, мы только и могли бы, что стоять в изумлении и петь: “Как Ты велик!”
Хотя мы имеем представление о некоторых апокалиптических образах, нам не следует упускать из виду одну проблему, которая, как я полагаю, представляет собой один из величайших грехов, которого мы должны остерегаться сегодня, — слишком легкое отношение к Богу. Эта проблема кажется особенно актуальной для более молодых поколений. Если бы Бог явился перед нами, не думаю, что мы бы сказали: “Привет, Бог! Как дела? Ты классный Папашка”. Знаете, что бы мы сделали? Я уверен, мы все попрятались бы под стулья! Мы бы пали ниц и уткнулись носами в землю.
Мне случалось бывать в местах, где, как нас уверяли, мы поклонялись Богу, а я при этом думал: “Я не могу делать это. Я бы не стал вести себя так небрежно даже по отношению к своему собственному отцу, а уж к Отцу вселенной и подавно”. Когда Иезекииль увидел Бога в Его славе, он пал на свое лицо (Иез. 1:28). Когда Исаия увидел Бога во всей Его славе, он сказал: “Горе мне! Погиб я! Ибо я человек с нечистыми устами... и глаза мои видели Царя, Господа Саваофа” (Ис. 6:5). Когда Иоанн увидел в своем видении Бога, то “пал к ногам Его, как мертвый” (Отк. 1:17). Апокалиптические образы даются для того, чтобы создать впечатление, и Иезекииль, Исаия и Иоанн почувствовали то же, что почувствовали бы и мы, если бы увидели истинную славу Господа.
Апокалиптические образы в книге Даниила и в Откровении прежде всего призваны впечатлить нас силой и величием Бога. Мы можем не понять всего, о чем читаем в этих книгах, но изучать их очень интересно и полезно.
Четыре Евангелия
Книги Матфея, Марка, Луки и Иоанна часто называют “четырьмя Евангелиями”, но на самом деле это четыре изложения одного евангелия. Первые три книги принято называть “синоптическими Евангелиями”. Слово “синоптический” происходит от сложного греческого слова, одна часть которого означает “вместе”, а другая — “видеть, рассматривать”. Таким образом, “синоптический” означает “рассматриваемый вместе”.
Плач Иеремии (ч.1): Плачущий проповедник (вступление)
За шестьсот лет до Христа жил плачущий проповедник. Его отец по имени Хелкия был из семьи священника в маленьком селении под названием Анафоф, находившемся почти в четырехстах километрах от Иерусалима. Этого плачущего проповедника звали Иеремия, что значит “Бог возвышает того, кого повергает” или просто “Бог повергает”. Это имя может указывать на одну из задач, к которой его призвал Бог: губить и разрушать.
1, 2 Петра; Иуды (ч.15): Вступление в послание Иуды
Послание Иуды обладает удивительным сходством со 2 Петра. В самом деле, даже слова и выражения этого послания местами полностью совпадают со словами и выражениями 2 Пет. 2. Поэтому целесообразно изучать эти два письма вместе. Тема и проблемы посланий Иуды и 2 Петра значительно отличаются от 1 Петра, но они не менее важны для благополучия и жизнестойкости тела Христова.
Плач Иеремии
Где-то между страницами Ветхого Завета затерялась небольшая книга, которую многие не удосуживаются прочесть. Это безмолвное напоминание о том, что грех, несмотря на всю его обольстительность и увлекательность, несет с собой тяжкий груз печали, горя, несчастий, пустоты и боли. Это оборотная сторона монеты “ешь, пей и веселись”. Это Плач Иеремии, суровое и дерзновенное напоминание о том, что святой Бог не безмолвствует, когда Его народ выходит из повиновения.
Плач Иеремии читают реже других ветхозаветных книг, отчасти из-за ее названия... И все же, несмотря на преобладающий тон горькой печали и подавленности, книга отличается изумительной красотой и страстным порывом.
Песнь 1
Описание страданий Иерусалима можно разделить на две части. Заметьте, что стихи 1:1-11 написаны от третьего лица - “он”, его”, “город”, “Иерусалим”, “она”, “Иудея”. Здесь пророк говорит о городе. Начиная со стиха 12 манера повествования меняется: стихи 12-22 написаны от первого лица - “меня”, “моя”, “я”. Здесь город будто бы говорит сам о себе. Вначале пророк описывает положение Иерусалима, потом город оплакивает его.
Песнь 2
Отход божественной славы символизирует отход Бога. Лжепророки были правы, когда утверждали, что язычники потому никогда не возьмут Иерусалим, что в его храме живет Бог, но они ошибались, думая, что Бог постоянно будет пребывать с непокорным и свернувшим на путь идолопоклонства народом. Когда шесть веков спустя другое поколение отвергло Божью славу в лице Иисуса Христа, Он произнес роковые слова: “Се, остается вам дом ваш пуст” (Мф. 23:38). Храм без Бога - это просто дом, и Богу незачем было отводить топор врага от его пустых стен.
Песнь 3
Стихи 3:19-24 служат мостом между отчаянием и надеждой: “Милосердие Его не истощилось. Оно обновляется каждое утро; велика верность Твоя! Господь - часть моя, говорит душа моя, буду надеяться на Него”.
Песнь 4
Четвертая песнь этой книги - самая жалобная из всех. Наверное, во всем Писании нет другой такой главы, которая выражала бы такую муку, за исключением истории о Голгофе с ее ни с чем не сравнимым горем. И все же в этой песне звучит отдаленная надежда. В ней содержится чистосердечное признание греха; а признание, являясь признаком покаяния, указывает путь к прощению и миру. И в самом деле, книга заканчивается конкретным обещанием прощения.
Песнь 5
Эти замечательные слова [ст. 19] напоминают нам, как в отчаянии зарождается надежда. Ужасные бедствия народа завета не угасили пламя веры, а напротив, разожгли его, когда поверженный народ заново подтверждал свою веру в явленную им сущность Бога завета, чья слава провозглашена в Законе и возвещена пророками.
1, 2 Петра; Иуды (ч.11): Вступление во 2 Петра (2 Пет. 1:1, 2)
Сколько времени прошло между написанием 1 и 2 Петра, неизвестно. Не имея более конкретной информации, мы предполагаем, что Петр все еще был в Риме. Так как Петр говорит своим читателям, что это его второе послание к ним (3:1), мы полагаем, что он пишет его тем же христианам, которым отправил свое первое письмо.
Типы апокрифов и их содержание
Апокрифы включены в католическую и православную Библии, но не входят в христианскую Библию. Почему эти книги почитаются сегодня католиками и православными? Почему следует отвергнуть идею богодухновенности апокрифов?
1, 2 Петра; Иуды (ч.1): Вступление в 1 Петра (1 Пет. 1:1, 2)
В 1 ПЕТРА прослеживаются две основные темы. Иногда они ненадолго исчезают из увещеваний и наставлений апостола, но вскоре вновь выходят на передний план и звучат припевом в одном большом музыкальном произведении. Первая тема - это воодушевление христиан, которым приходилось расплачиваться за свою веру страданиями.
Книга Чисел: перепись в пустыне
НАЗВАНИЕ
Название “Числа” говорит о двух проведенных переписях (“исчислениях”) мужчин, по возрасту годных для воинской службы. Одна (гл. 1) была проведена, когда люди покинули гору Синай и отправились в землю обетованную, а другая (гл. 26) — через тридцать восемь лет, когда войти в Ханаан готовилось уже следующее поколение.
ИСТОРИЧЕСКИЕ СВЕДЕНИЯ
Автором книги является Моисей (см. 1:1 и 33:2). Он написал ее в конце скитаний по пустыне. Эта книга продолжает сюжетную линию Исхода и начатый в Левите перечень законов.
Получив указания, как приступать к Богу, люди были готовы войти в землю обетованную. Они покинули Синай и направились в сравнительно недолгий путь — на север, в Ханаан. Когда они достигли его южной границы, были посланы соглядатаи, чтобы разузнать о земле. Люди поверили десяти разведчикам, которые вернулись с неутешительным сообщением. За грех неверия народ ходил по пустыне, пока не умерло почти все первое поколение. Они скитались тридцать восемь лет (Чис. 1:1; Втор. 1:13).
ПЛАН
I. ПОДГОТОВКА К УХОДУ С СИНАЯ
A. Первая перепись (1)
Б. Расположение стана для путешествия (2—4)
B. Законы о чистоте и о назорействе (5, 6)
Г. Приношения каждого колена (7)
Д. Законы о левитах (8)
Е. Совершение Пасхи; направляющее облако (9)
Ж. Сигналы, подаваемые трубами (10:1-10)
II. СОРОКАДНЕВНЫЙ ПОХОД ДЛИНОЙ В СОРОК ЛЕТ
А. Первый поход в землю обетованную
1. Выступление в землю (10:11-36)
2. В дороге; ропот (11, 12)
3. Южный край земли обетованной и десять соглядатаев (13)
4. Обречены скитаться по пустыне сорок лет (14)
Б. Скитание (дано мало информации)
1. Законы о некоторых жертвах; побивание человека камнями (15)
2. Восстание Корея и других (16, 17)
3. Законы о приношениях (18)
4. Вода очищения (19)
В. Последний поход в землю обетованную
1. Выступление от Кадеса; грех Моисея (20)
2. В дороге; ропот (21)
3. Прибытие к восточной границе земли обетованной (22:1)
III. ПОДГОТОВКА К ВСТУПЛЕНИЮ В ХАНААН
A. Оппозиция Валака и Валаама (22:2—25:18)
Б. Вторая перепись (26)
B. Проблема наследования; избрание Иисуса Навина (27)
Г. Законы о приношении в определенные дни и об обетах (28—30)
Д. Сражение с мадианитянами (31)
Е. Два с половиной колена решают поселиться к востоку от реки Иордан (32)
Ж. Итог скитаний по пустыне (33)
З. Указания об уделах после вступления в Ханаан (34—36)
УРОКИ КНИГИ ЧИСЕЛ
В 1 Кор. 10 Павел приводит убедительный аргумент. Он рассказывает о скитании по пустыне, отмечает, сколько Божьего народа погибло в один день, а затем говорит: “Кто думает, что он стоит, берегись, чтобы не упасть” (ст. 12). Чадо Божье может упасть. Из 600 000 мужчин, годных к воинской службе в Чис. 1, лишь двое вошли в землю обетованную: Иисус Навин и Халев!
Автор Послания к евреям тоже использует пример израильского народа, чтобы предостеречь христиан (Евр. 3:7—4:12). Он говорит, что они упали из-за своей непокорности (3:11), которая есть симптом неверия (3:12). Наиболее явным выражением неверия израильтян были их жалобы. А мы разве не бываем повинны в этом грехе?
В Числах много памятных отрывков, среди которых — благословение в 6:24-26. Не забывайте, однако, что все в Ветхом Завете нацелено либо на то, чтобы (1) привести людей ко Христу, либо (2) внутренне подготовить к Нему. Обратите внимание на параллель между медным змеем (Чис. 21:8, 9) и Иисусом на кресте (Ин. 3:14, 15).
Ветхозаветные исторические книги
Для начала. Ветхозаветные исторические книги в значительной степени представляют собой повествовательную литературу. Стараясь понять исторический материал, толкователь должен решить четыре задачи, а при толковании повествований — помнить три вещи. Повествования — главная литературная форма в Ветхом Завете.
Пророк Даниил (ч.1): Введение в книгу пророка Даниила
Книга пророка Даниила требует внимательного изучения. Акцент этой книги на необычные видения и образы зачастую вызывает к жизни причудливые ее истолкования. Порой эти интерпретации весьма запутаны и сложны, что и понятно, учитывая природу видений. Однако Даниил сам объясняет нам некоторые свои видения. Давайте приступим к нашему изучению, рассмотрев для начала контекст, в котором была написана книга.
Послание Иакова: практическое христианство
НАЗВАНИЕ
Послание Иакова названо по имени его автора, который называет себя “Иаков, раб Бога и Господа Иисуса Христа” (1:1).
ИСТОРИЧЕСКИЕ СВЕДЕНИЯ
Послание Иакова обычно относят к разряду так называемых “соборных”, или общих, посланий. “Соборное” — значит адресованное не конкретным общинам или личностям, а всей церкви. В эту категорию не входят послания Павла. Соборные послания названы по имени авторов, тогда как послания Павла — по имени адресатов. Исключение составляет послание к евреям, авторство которого остается под сомнением.
По всей видимости, автор был хорошо известен и считал, что вполне достаточно назвать себя просто “Иаков”. Который это Иаков, мы определяем методом исключения. В Новом Завете упоминаются только четыре Иакова. Двоих можно исключить, потому что они не были хорошо известны (Лк. 6:16; Мк. 15:40). Третий Иаков, сын Зеведея, был известным апостолом, но он умер мученической смертью до 44 г. (Деян. 12:2). Остается единоутробный брат Иисуса (их матерью была Мария; отцом же Иакова был Иосиф, а отцом Иисуса — Бог; см. Мф. 13:55, 56).
Вначале Иаков не верил в Иисуса (Ин. 7:3-5), но явление Господа после воскресения (1 Кор. 15:7) изменило его жизнь. Он стал заметной фигурой в иерусалимской церкви (Деян. 1:13, 14; 12:17; 15:13 и дал.; 21:18; Гал. 1:19; 2:9). За искренность и честность его называли “Праведным”. Говорят, его колени были мозолистыми, как у верблюда, потому что он постоянно молился, стоя на коленях. В конце концов он навлек на себя гнев богатых, продажных иудейских лидеров. Под тем предлогом. что он якобы нарушил закон, они сбросили Иакова с храма, побили камнями и прикончили ударом дубинки. Говорят, он умер с молитвой о своих убийцах на устах.
Если автором является Иаков, брат Господень, то это кое-что говорит нам о времени, месте и исторической обстановке написания. Местом написания, вероятнее всего, был Иерусалим. Время написания должно быть между 44 г., когда этот Иаков занял видное место после смерти Иакова, сына Зеведея, и 62 г., приблизительным временем его смерти. (Это значит, что послание Иакова по времени написания может быть самой первой книгой Нового Завета). Это было в период гонения при первосвященнике Анании и римском правителе Феликсе, когда в той области свирепствовал голод (Деян. 11:28).
Письмо адресовано “двенадцати коленам, находящимся в рассеянии” (1:1). Слова “двенадцать колен” могут означать иудейский народ в целом (Деян. 26:6, 7); за столетия угнетения многочисленными притеснителями иудеи рассеялись по всему цивилизованному миру. Однако Иаков обращается не ко всем иудеям.
Пятнадцать раз своих читателей он называет “братьями”, имеющими “веру в Иисуса Христа, нашего Господа славы” (2:1). Этот факт плюс использование иудейской терминологии на протяжении всего послания (1:1; 2:2, 11, 21, 25; 5:17) делает весьма вероятным то, что оно было написано христианам из иудеев, рассеянным вследствие гонения (Деян. 8:1 и дал.).
Это небольшая, но очень важная книга о практическом христианстве. За то, что она очень быстро переходит от одной темы к другой, ее называют “христианской книгой притч”. Связь отдельных стихов в книге достигается часто применяющимся литературным приемом, когда последнее слово одного предложения повторяется в начале следующего.
ПЛАН
1. Приветствие (1:1)
2. Истинная вера укрепляется испытаниями (1:2-18)
3. Истинная вера выражает себя (1:19-27)
4. Истинная вера нелицеприятна (2:1-13)
5. Истинная вера активна (2:14-26)
6. Истинная вера контролирует язык (3:1-12)
7. Истинная вера знает мудрость, нисходящую свыше (3:13-18)
8. Истинная вера избегает дружбы с миром и раздоров (4:1-12)
9. Истинная вера всегда учитывает Божью волю (4:13-17)
10. Истинная вера избегает опасностей богатства и учится терпению (5:7-12)
11. Истинная вера знает силу молитвы (5:13-18)
12. Истинная вера заботится о погибших (5:19, 20)
Что заставляет вас плакать?
То, что вызывает (или не вызывает) наши слезы, показывает, на что обращено наше сердце. Люди часто плачут над тем, что не стоит и слезинки, и при этом смеются и отмахиваются от ситуаций, которые должны вызывать глубокое сожаление.
Можно ли без слез взирать на народ, отвернувшийся от Бога? Можно ли быть бесстрастным свидетелем смерти нравственных и духовных идеалов? Может ли нами до такой степени овладеть извращенное чувство безопасности, что мы будем скорее плакать о том, что не смогли достичь успеха в этом мире, чем о том, что не смогли познать Бога?
Плач Иеремии помогает нам понять, что должно вызывать в нас серьезную обеспокоенность, но не вызывает. Книга заставляет наше сердце биться в тон с Божьим. Иеремия плакал, видя, как Божий народ изгоняет Бога из своей жизни, уповая на союз с теми, кто не знает Бога, и прислушиваясь к лжепророкам, льстящим их самолюбию. Его слезы - это слезы Бога, сердце которого разрывалось оттого, что Божий народ оставил Его.
Подобно Иеремии, Иисус тоже плакал о Иерусалиме (Лк. 19:41). Иеремия плакал еще до падения Иерусалима, потому что знал, куда приведет людей их образ жизни. Иисус знал, что Иерусалим вновь подвергнется разрушению, а люди окажутся неподготовленными к этому. Со слезами на глазах Он сокрушался: “О, если бы и ты хотя в сей твой день узнал, что служит к миру твоему! Но это сокрыто ныне от глаз твоих; ибо придут на тебя дни, когда враги твои обложат тебя окопами и окружат тебя, и стеснят тебя отовсюду, и разорят тебя, и побьют детей твоих в тебе, и не оставят в тебе камня на камне, за то, что ты не узнал времени посещения твоего” (Лк. 19:42-44).
О чем говорит нам Плач Иеремии? Следует ли нам в наше время плакать и молиться о положении наших народов? Следует ли нам в наше время плакать и молиться о грехе, который можно найти в наших церквах? Изучение этой книги поможет нам исследовать самих себя. Может быть, мы осознаем, что грех должен огорчать нас и заставлять убеждать людей обратиться к Богу. Если мы страдаем из-за греха или пренебрежения, эти уроки покажут нам путь к нашему единственному источнику надежды и помощи.
Краткое изложение книги Даниила
Первые шесть глав книги Даниила рассказывают о его жизни в Вавилоне и во время персидского правления. Это известные всем истории. В главе 1 говорится о том, как в 606 г. до н.э. Даниила вместе с Мисахом, Седрахом и Авденаго увели в Вавилон. В главе 2 рассказывается об увиденном во сне истукане и о камне, символизировавшем царство Божье, который разбил истукана и наполнил всю землю. Глава 3 включает в себя историю о трех иудейских юношах, брошенных в раскаленную печь. Глава 4 повествует о помешательстве Навуходоносора, длившемся до тех пор, пока он не понял, что Всевышний владычествует над всеми царствами человеческими.
Глава 5 содержит рассказ о письменах на стене. Когда Валтасар увидел кисть руки, которая писала на стене дворца, то “связи чресл его ослабели, и колени его стали биться одно о другое” (ст. 6). Смысл надписи был следующим: “ты взвешен на весах и найден очень легким” (ст. 27). Вавилон был покорен Персией в 539 г. до н.э., и именно об этом предупреждало видение. В главе 6 рассказывается о том, как Даниил был брошен в львиный ров.
После этого мы подходим к так называемой “апокалиптической части” (главы 7—12). У меня практически нет сомнений в том, что большая часть этого раздела посвящена периоду между Ветхим и Новым Заветами, который вел к приходу Мессии. Я не думаю, что есть точное объяснение абсолютно всем символам, содержащимся в этой части.
Общей темой главы 7 являются четыре мировые империи. Если вы помните, третья мировая империя дала начало царствам Птолемеев и Селевкидов, которые оказали существенное влияние на историю иудеев. Далее, в главе 8, рассказывается об Антиохе Епифане. Здесь же рассказывается о войнах между Грецией и Персией. Сначала взяла верх Греция, после чего появился Антиох Епифан, принесший многие беды.
В главе 9 Даниил молится о прощении своего народа. В ответ Гавриил сообщает ему пророчество о семидесяти седминах, указывающее на приход Мессии. В главе 10 Даниил получает поддержку от небесного посланца. Глава 11 дает подробное описание межзаветного периода, в частности войн и интриг северных и южных царей.
Глава 12 заканчивается словами ободрения верным. Книга Даниила дает Божьему народу надежду и ожидание избавления.
Послание к Евреям: книга для людей сегодня
Послание к евреям — в самом деле трудная книга, и поэтому её, как правило, обходят вниманием. Церковь её не знает, и от этой потери мы становимся только беднее.
Что мы можем сказать о Послании к евреям сегодня? Существуют ли какие-либо факты, делающие это послание подходящим к нашей ситуации больше, чем мы осознаём? Существуют ли факторы, которые дали бы возможность нам поставить себя на место автора и его друзей и которые бы побудили нас с уверенностью читать «Евреям»? Вот несколько соображений, которые помогут нам поместить это послание в область нашего собственного опыта.
(1) Это проповедь, а не письмо. Мы должны подходить к «Евреям» так, как мы бы подходили к проповеди, с готовностью выслушать то, что есть сказать человеку, который тонко чувствует Бога и глубоко переживает за своих людей.
(2) Оно говорит о цене ученичества. Оно обращено к группе христиан, которым было тяжело сохранять преданность Христу.
(3) Оно говорит о человеческой слабости. Автор признаёт тот факт, что мы, люди, эмоционально слабы. Он понимает, что в случае опасности мы можем испугаться.
(4) Оно является выражением заботы друга. Автор понимает опасности, которым могут подвергнуться читатели, и их страхи.
Что же тогда мы можем сказать о «Евреям» сегодня? Послание к евреям — это проповедь, уходящая корнями в реальную жизнь. Оно обращено к мужчинам и женщинам, подобным нам с вами, обнаруживают, что могут сильно пострадать от обстоятельств, над которыми не имеют власти. Послание — это отклик на эмоциональную слабость, которая присуща каждому из нас. Оно пульсирует сознанием неизбежности борьбы, когда раскрывает цену ученичества. Послание к евреям — это ответ на ослабевающую веру испуганных мужчин и женщин. …Оно передаёт слово от Бога, обращённое к суровой реальности жизни в ненадёжном мире.
Если вы когда-либо чувствовали себя сокрушённым этой реальностью, тогда Послание к евреям — это проповедь, которой вы не можете позволить себе пренебречь.