1, 2 Петра; Иуды (ч.1): Вступление в 1 Петра (1 Пет. 1:1, 2)
В 1 ПЕТРА прослеживаются две основные темы. Иногда они ненадолго исчезают из увещеваний и наставлений апостола, но вскоре вновь выходят на передний план и звучат припевом в одном большом музыкальном произведении. Первая тема - это воодушевление христиан, которым приходилось расплачиваться за свою веру страданиями.
Книга Чисел: перепись в пустыне
НАЗВАНИЕ
Название “Числа” говорит о двух проведенных переписях (“исчислениях”) мужчин, по возрасту годных для воинской службы. Одна (гл. 1) была проведена, когда люди покинули гору Синай и отправились в землю обетованную, а другая (гл. 26) — через тридцать восемь лет, когда войти в Ханаан готовилось уже следующее поколение.
ИСТОРИЧЕСКИЕ СВЕДЕНИЯ
Автором книги является Моисей (см. 1:1 и 33:2). Он написал ее в конце скитаний по пустыне. Эта книга продолжает сюжетную линию Исхода и начатый в Левите перечень законов.
Получив указания, как приступать к Богу, люди были готовы войти в землю обетованную. Они покинули Синай и направились в сравнительно недолгий путь — на север, в Ханаан. Когда они достигли его южной границы, были посланы соглядатаи, чтобы разузнать о земле. Люди поверили десяти разведчикам, которые вернулись с неутешительным сообщением. За грех неверия народ ходил по пустыне, пока не умерло почти все первое поколение. Они скитались тридцать восемь лет (Чис. 1:1; Втор. 1:13).
ПЛАН
I. ПОДГОТОВКА К УХОДУ С СИНАЯ
A. Первая перепись (1)
Б. Расположение стана для путешествия (2—4)
B. Законы о чистоте и о назорействе (5, 6)
Г. Приношения каждого колена (7)
Д. Законы о левитах (8)
Е. Совершение Пасхи; направляющее облако (9)
Ж. Сигналы, подаваемые трубами (10:1-10)
II. СОРОКАДНЕВНЫЙ ПОХОД ДЛИНОЙ В СОРОК ЛЕТ
А. Первый поход в землю обетованную
1. Выступление в землю (10:11-36)
2. В дороге; ропот (11, 12)
3. Южный край земли обетованной и десять соглядатаев (13)
4. Обречены скитаться по пустыне сорок лет (14)
Б. Скитание (дано мало информации)
1. Законы о некоторых жертвах; побивание человека камнями (15)
2. Восстание Корея и других (16, 17)
3. Законы о приношениях (18)
4. Вода очищения (19)
В. Последний поход в землю обетованную
1. Выступление от Кадеса; грех Моисея (20)
2. В дороге; ропот (21)
3. Прибытие к восточной границе земли обетованной (22:1)
III. ПОДГОТОВКА К ВСТУПЛЕНИЮ В ХАНААН
A. Оппозиция Валака и Валаама (22:2—25:18)
Б. Вторая перепись (26)
B. Проблема наследования; избрание Иисуса Навина (27)
Г. Законы о приношении в определенные дни и об обетах (28—30)
Д. Сражение с мадианитянами (31)
Е. Два с половиной колена решают поселиться к востоку от реки Иордан (32)
Ж. Итог скитаний по пустыне (33)
З. Указания об уделах после вступления в Ханаан (34—36)
УРОКИ КНИГИ ЧИСЕЛ
В 1 Кор. 10 Павел приводит убедительный аргумент. Он рассказывает о скитании по пустыне, отмечает, сколько Божьего народа погибло в один день, а затем говорит: “Кто думает, что он стоит, берегись, чтобы не упасть” (ст. 12). Чадо Божье может упасть. Из 600 000 мужчин, годных к воинской службе в Чис. 1, лишь двое вошли в землю обетованную: Иисус Навин и Халев!
Автор Послания к евреям тоже использует пример израильского народа, чтобы предостеречь христиан (Евр. 3:7—4:12). Он говорит, что они упали из-за своей непокорности (3:11), которая есть симптом неверия (3:12). Наиболее явным выражением неверия израильтян были их жалобы. А мы разве не бываем повинны в этом грехе?
В Числах много памятных отрывков, среди которых — благословение в 6:24-26. Не забывайте, однако, что все в Ветхом Завете нацелено либо на то, чтобы (1) привести людей ко Христу, либо (2) внутренне подготовить к Нему. Обратите внимание на параллель между медным змеем (Чис. 21:8, 9) и Иисусом на кресте (Ин. 3:14, 15).
Ветхозаветные исторические книги
Для начала. Ветхозаветные исторические книги в значительной степени представляют собой повествовательную литературу. Стараясь понять исторический материал, толкователь должен решить четыре задачи, а при толковании повествований — помнить три вещи. Повествования — главная литературная форма в Ветхом Завете.
Пророк Даниил (ч.1): Введение в книгу пророка Даниила
Книга пророка Даниила требует внимательного изучения. Акцент этой книги на необычные видения и образы зачастую вызывает к жизни причудливые ее истолкования. Порой эти интерпретации весьма запутаны и сложны, что и понятно, учитывая природу видений. Однако Даниил сам объясняет нам некоторые свои видения. Давайте приступим к нашему изучению, рассмотрев для начала контекст, в котором была написана книга.
Послание Иакова: практическое христианство
НАЗВАНИЕ
Послание Иакова названо по имени его автора, который называет себя “Иаков, раб Бога и Господа Иисуса Христа” (1:1).
ИСТОРИЧЕСКИЕ СВЕДЕНИЯ
Послание Иакова обычно относят к разряду так называемых “соборных”, или общих, посланий. “Соборное” — значит адресованное не конкретным общинам или личностям, а всей церкви. В эту категорию не входят послания Павла. Соборные послания названы по имени авторов, тогда как послания Павла — по имени адресатов. Исключение составляет послание к евреям, авторство которого остается под сомнением.
По всей видимости, автор был хорошо известен и считал, что вполне достаточно назвать себя просто “Иаков”. Который это Иаков, мы определяем методом исключения. В Новом Завете упоминаются только четыре Иакова. Двоих можно исключить, потому что они не были хорошо известны (Лк. 6:16; Мк. 15:40). Третий Иаков, сын Зеведея, был известным апостолом, но он умер мученической смертью до 44 г. (Деян. 12:2). Остается единоутробный брат Иисуса (их матерью была Мария; отцом же Иакова был Иосиф, а отцом Иисуса — Бог; см. Мф. 13:55, 56).
Вначале Иаков не верил в Иисуса (Ин. 7:3-5), но явление Господа после воскресения (1 Кор. 15:7) изменило его жизнь. Он стал заметной фигурой в иерусалимской церкви (Деян. 1:13, 14; 12:17; 15:13 и дал.; 21:18; Гал. 1:19; 2:9). За искренность и честность его называли “Праведным”. Говорят, его колени были мозолистыми, как у верблюда, потому что он постоянно молился, стоя на коленях. В конце концов он навлек на себя гнев богатых, продажных иудейских лидеров. Под тем предлогом. что он якобы нарушил закон, они сбросили Иакова с храма, побили камнями и прикончили ударом дубинки. Говорят, он умер с молитвой о своих убийцах на устах.
Если автором является Иаков, брат Господень, то это кое-что говорит нам о времени, месте и исторической обстановке написания. Местом написания, вероятнее всего, был Иерусалим. Время написания должно быть между 44 г., когда этот Иаков занял видное место после смерти Иакова, сына Зеведея, и 62 г., приблизительным временем его смерти. (Это значит, что послание Иакова по времени написания может быть самой первой книгой Нового Завета). Это было в период гонения при первосвященнике Анании и римском правителе Феликсе, когда в той области свирепствовал голод (Деян. 11:28).
Письмо адресовано “двенадцати коленам, находящимся в рассеянии” (1:1). Слова “двенадцать колен” могут означать иудейский народ в целом (Деян. 26:6, 7); за столетия угнетения многочисленными притеснителями иудеи рассеялись по всему цивилизованному миру. Однако Иаков обращается не ко всем иудеям.
Пятнадцать раз своих читателей он называет “братьями”, имеющими “веру в Иисуса Христа, нашего Господа славы” (2:1). Этот факт плюс использование иудейской терминологии на протяжении всего послания (1:1; 2:2, 11, 21, 25; 5:17) делает весьма вероятным то, что оно было написано христианам из иудеев, рассеянным вследствие гонения (Деян. 8:1 и дал.).
Это небольшая, но очень важная книга о практическом христианстве. За то, что она очень быстро переходит от одной темы к другой, ее называют “христианской книгой притч”. Связь отдельных стихов в книге достигается часто применяющимся литературным приемом, когда последнее слово одного предложения повторяется в начале следующего.
ПЛАН
1. Приветствие (1:1)
2. Истинная вера укрепляется испытаниями (1:2-18)
3. Истинная вера выражает себя (1:19-27)
4. Истинная вера нелицеприятна (2:1-13)
5. Истинная вера активна (2:14-26)
6. Истинная вера контролирует язык (3:1-12)
7. Истинная вера знает мудрость, нисходящую свыше (3:13-18)
8. Истинная вера избегает дружбы с миром и раздоров (4:1-12)
9. Истинная вера всегда учитывает Божью волю (4:13-17)
10. Истинная вера избегает опасностей богатства и учится терпению (5:7-12)
11. Истинная вера знает силу молитвы (5:13-18)
12. Истинная вера заботится о погибших (5:19, 20)
Что заставляет вас плакать?
То, что вызывает (или не вызывает) наши слезы, показывает, на что обращено наше сердце. Люди часто плачут над тем, что не стоит и слезинки, и при этом смеются и отмахиваются от ситуаций, которые должны вызывать глубокое сожаление.
Можно ли без слез взирать на народ, отвернувшийся от Бога? Можно ли быть бесстрастным свидетелем смерти нравственных и духовных идеалов? Может ли нами до такой степени овладеть извращенное чувство безопасности, что мы будем скорее плакать о том, что не смогли достичь успеха в этом мире, чем о том, что не смогли познать Бога?
Плач Иеремии помогает нам понять, что должно вызывать в нас серьезную обеспокоенность, но не вызывает. Книга заставляет наше сердце биться в тон с Божьим. Иеремия плакал, видя, как Божий народ изгоняет Бога из своей жизни, уповая на союз с теми, кто не знает Бога, и прислушиваясь к лжепророкам, льстящим их самолюбию. Его слезы - это слезы Бога, сердце которого разрывалось оттого, что Божий народ оставил Его.
Подобно Иеремии, Иисус тоже плакал о Иерусалиме (Лк. 19:41). Иеремия плакал еще до падения Иерусалима, потому что знал, куда приведет людей их образ жизни. Иисус знал, что Иерусалим вновь подвергнется разрушению, а люди окажутся неподготовленными к этому. Со слезами на глазах Он сокрушался: “О, если бы и ты хотя в сей твой день узнал, что служит к миру твоему! Но это сокрыто ныне от глаз твоих; ибо придут на тебя дни, когда враги твои обложат тебя окопами и окружат тебя, и стеснят тебя отовсюду, и разорят тебя, и побьют детей твоих в тебе, и не оставят в тебе камня на камне, за то, что ты не узнал времени посещения твоего” (Лк. 19:42-44).
О чем говорит нам Плач Иеремии? Следует ли нам в наше время плакать и молиться о положении наших народов? Следует ли нам в наше время плакать и молиться о грехе, который можно найти в наших церквах? Изучение этой книги поможет нам исследовать самих себя. Может быть, мы осознаем, что грех должен огорчать нас и заставлять убеждать людей обратиться к Богу. Если мы страдаем из-за греха или пренебрежения, эти уроки покажут нам путь к нашему единственному источнику надежды и помощи.
Краткое изложение книги Даниила
Первые шесть глав книги Даниила рассказывают о его жизни в Вавилоне и во время персидского правления. Это известные всем истории. В главе 1 говорится о том, как в 606 г. до н.э. Даниила вместе с Мисахом, Седрахом и Авденаго увели в Вавилон. В главе 2 рассказывается об увиденном во сне истукане и о камне, символизировавшем царство Божье, который разбил истукана и наполнил всю землю. Глава 3 включает в себя историю о трех иудейских юношах, брошенных в раскаленную печь. Глава 4 повествует о помешательстве Навуходоносора, длившемся до тех пор, пока он не понял, что Всевышний владычествует над всеми царствами человеческими.
Глава 5 содержит рассказ о письменах на стене. Когда Валтасар увидел кисть руки, которая писала на стене дворца, то “связи чресл его ослабели, и колени его стали биться одно о другое” (ст. 6). Смысл надписи был следующим: “ты взвешен на весах и найден очень легким” (ст. 27). Вавилон был покорен Персией в 539 г. до н.э., и именно об этом предупреждало видение. В главе 6 рассказывается о том, как Даниил был брошен в львиный ров.
После этого мы подходим к так называемой “апокалиптической части” (главы 7—12). У меня практически нет сомнений в том, что большая часть этого раздела посвящена периоду между Ветхим и Новым Заветами, который вел к приходу Мессии. Я не думаю, что есть точное объяснение абсолютно всем символам, содержащимся в этой части.
Общей темой главы 7 являются четыре мировые империи. Если вы помните, третья мировая империя дала начало царствам Птолемеев и Селевкидов, которые оказали существенное влияние на историю иудеев. Далее, в главе 8, рассказывается об Антиохе Епифане. Здесь же рассказывается о войнах между Грецией и Персией. Сначала взяла верх Греция, после чего появился Антиох Епифан, принесший многие беды.
В главе 9 Даниил молится о прощении своего народа. В ответ Гавриил сообщает ему пророчество о семидесяти седминах, указывающее на приход Мессии. В главе 10 Даниил получает поддержку от небесного посланца. Глава 11 дает подробное описание межзаветного периода, в частности войн и интриг северных и южных царей.
Глава 12 заканчивается словами ободрения верным. Книга Даниила дает Божьему народу надежду и ожидание избавления.
Послание к Евреям: книга для людей сегодня
Послание к евреям — в самом деле трудная книга, и поэтому её, как правило, обходят вниманием. Церковь её не знает, и от этой потери мы становимся только беднее.
Что мы можем сказать о Послании к евреям сегодня? Существуют ли какие-либо факты, делающие это послание подходящим к нашей ситуации больше, чем мы осознаём? Существуют ли факторы, которые дали бы возможность нам поставить себя на место автора и его друзей и которые бы побудили нас с уверенностью читать «Евреям»? Вот несколько соображений, которые помогут нам поместить это послание в область нашего собственного опыта.
(1) Это проповедь, а не письмо. Мы должны подходить к «Евреям» так, как мы бы подходили к проповеди, с готовностью выслушать то, что есть сказать человеку, который тонко чувствует Бога и глубоко переживает за своих людей.
(2) Оно говорит о цене ученичества. Оно обращено к группе христиан, которым было тяжело сохранять преданность Христу.
(3) Оно говорит о человеческой слабости. Автор признаёт тот факт, что мы, люди, эмоционально слабы. Он понимает, что в случае опасности мы можем испугаться.
(4) Оно является выражением заботы друга. Автор понимает опасности, которым могут подвергнуться читатели, и их страхи.
Что же тогда мы можем сказать о «Евреям» сегодня? Послание к евреям — это проповедь, уходящая корнями в реальную жизнь. Оно обращено к мужчинам и женщинам, подобным нам с вами, обнаруживают, что могут сильно пострадать от обстоятельств, над которыми не имеют власти. Послание — это отклик на эмоциональную слабость, которая присуща каждому из нас. Оно пульсирует сознанием неизбежности борьбы, когда раскрывает цену ученичества. Послание к евреям — это ответ на ослабевающую веру испуганных мужчин и женщин. …Оно передаёт слово от Бога, обращённое к суровой реальности жизни в ненадёжном мире.
Если вы когда-либо чувствовали себя сокрушённым этой реальностью, тогда Послание к евреям — это проповедь, которой вы не можете позволить себе пренебречь.