Послание Иакова: практическое христианство
НАЗВАНИЕ
Послание Иакова названо по имени его автора, который называет себя “Иаков, раб Бога и Господа Иисуса Христа” (1:1).
ИСТОРИЧЕСКИЕ СВЕДЕНИЯ
Послание Иакова обычно относят к разряду так называемых “соборных”, или общих, посланий. “Соборное” — значит адресованное не конкретным общинам или личностям, а всей церкви. В эту категорию не входят послания Павла. Соборные послания названы по имени авторов, тогда как послания Павла — по имени адресатов. Исключение составляет послание к евреям, авторство которого остается под сомнением.
По всей видимости, автор был хорошо известен и считал, что вполне достаточно назвать себя просто “Иаков”. Который это Иаков, мы определяем методом исключения. В Новом Завете упоминаются только четыре Иакова. Двоих можно исключить, потому что они не были хорошо известны (Лк. 6:16; Мк. 15:40). Третий Иаков, сын Зеведея, был известным апостолом, но он умер мученической смертью до 44 г. (Деян. 12:2). Остается единоутробный брат Иисуса (их матерью была Мария; отцом же Иакова был Иосиф, а отцом Иисуса — Бог; см. Мф. 13:55, 56).
Вначале Иаков не верил в Иисуса (Ин. 7:3-5), но явление Господа после воскресения (1 Кор. 15:7) изменило его жизнь. Он стал заметной фигурой в иерусалимской церкви (Деян. 1:13, 14; 12:17; 15:13 и дал.; 21:18; Гал. 1:19; 2:9). За искренность и честность его называли “Праведным”. Говорят, его колени были мозолистыми, как у верблюда, потому что он постоянно молился, стоя на коленях. В конце концов он навлек на себя гнев богатых, продажных иудейских лидеров. Под тем предлогом. что он якобы нарушил закон, они сбросили Иакова с храма, побили камнями и прикончили ударом дубинки. Говорят, он умер с молитвой о своих убийцах на устах.
Если автором является Иаков, брат Господень, то это кое-что говорит нам о времени, месте и исторической обстановке написания. Местом написания, вероятнее всего, был Иерусалим. Время написания должно быть между 44 г., когда этот Иаков занял видное место после смерти Иакова, сына Зеведея, и 62 г., приблизительным временем его смерти. (Это значит, что послание Иакова по времени написания может быть самой первой книгой Нового Завета). Это было в период гонения при первосвященнике Анании и римском правителе Феликсе, когда в той области свирепствовал голод (Деян. 11:28).
Письмо адресовано “двенадцати коленам, находящимся в рассеянии” (1:1). Слова “двенадцать колен” могут означать иудейский народ в целом (Деян. 26:6, 7); за столетия угнетения многочисленными притеснителями иудеи рассеялись по всему цивилизованному миру. Однако Иаков обращается не ко всем иудеям.
Пятнадцать раз своих читателей он называет “братьями”, имеющими “веру в Иисуса Христа, нашего Господа славы” (2:1). Этот факт плюс использование иудейской терминологии на протяжении всего послания (1:1; 2:2, 11, 21, 25; 5:17) делает весьма вероятным то, что оно было написано христианам из иудеев, рассеянным вследствие гонения (Деян. 8:1 и дал.).
Это небольшая, но очень важная книга о практическом христианстве. За то, что она очень быстро переходит от одной темы к другой, ее называют “христианской книгой притч”. Связь отдельных стихов в книге достигается часто применяющимся литературным приемом, когда последнее слово одного предложения повторяется в начале следующего.
ПЛАН
1. Приветствие (1:1)
2. Истинная вера укрепляется испытаниями (1:2-18)
3. Истинная вера выражает себя (1:19-27)
4. Истинная вера нелицеприятна (2:1-13)
5. Истинная вера активна (2:14-26)
6. Истинная вера контролирует язык (3:1-12)
7. Истинная вера знает мудрость, нисходящую свыше (3:13-18)
8. Истинная вера избегает дружбы с миром и раздоров (4:1-12)
9. Истинная вера всегда учитывает Божью волю (4:13-17)
10. Истинная вера избегает опасностей богатства и учится терпению (5:7-12)
11. Истинная вера знает силу молитвы (5:13-18)
12. Истинная вера заботится о погибших (5:19, 20)