Строительство церкви
Этот урок — о том, как построить церковь. Это не будет обсуждением вопроса строительства церковного здания — я менее всего компетентен говорить кому-либо, как возводить церковное здание! Кроме того, в Новом Завете ничего не говорится о церковных зданиях, так что я и не чувствую себя обязанным рассуждать на эту тему. О строительстве церкви мы поговорим в новозаветном понимании слова «церковь».
Церковь и Писание
Наша приверженность людям, вещам и даже Богу по большей части определяется тем, что мы называет взаимосвязями. Церковь проявляет особое внимание и приверженность Писаниям, Библии по причине той уникальной взаимной связи, которая поддерживается между христианами и Писанием. Бесспорно, что одним из главных дел церкви является проповедь Писания, размышление над ним и укрепление в нём.
1 Коринфянам (ч.51): Духовные дары — 5: Ревнуйте о дарах больших (12:27–31)
Единство в теле Христа начинается с индивидуальной ответственности. Дух дал определённым членам церкви в Коринфе дары, целью которых было укрепление тела. Однако единство церкви существует не только на уровне отдельного человека или общины. Все общины связаны друг с другом общей верностью Христу Божьему, который умер, чтобы искупить людей для Себя.
1 Коринфянам (ч.50): Духовные дары — 4: Тело же не из одного члена, но из многих (12:14–26)
Назвав духовные дары и объявив их «проявлением Духа на пользу», далее Павел на практическом примере объяснил то, о чём он говорил. В 12:12 он утверждал: «Тело одно»; но для целенаправленной деятельности церковь, как и физическое тело, нуждается в функционировании многих частей. Коринфские христиане, сосредоточив всё своё внимание на дарах, которые они считали желанными, разрушали тело как единое целое.
Какой была церковь в самом начале?
В каждой области жизни нам нужен стандарт, образец. К примеру, когда надо узнать время, человек не полагается на историю своих часов. Если эти часы принадлежали его “дедушке", это вовсе не гарантирует, что они идут точно. В равной степени слова “мой дедушка был членом этой церкви” отнюдь не означают, что эта церковь — новозаветная. Есть только один надежный критерий отсчета времени — Божье солнце.
Нерукотворное царство
“И во дни тех царств Бог небесный воздвигнет царство, которое вовеки не разрушится, и царство это не будет передано другому народу; оно сокрушит и разрушит все царства, а само будет стоять вечно” (Дан. 2:44). Будучи пророком Божьим, Даниил рассказал царю Навуходоносору об огромном “истукане”, которого царь увидел во сне.
Христова невеста
Записавшие для нас Новый Завет, рассказывая о церкви, по вдохновению использовали различные образы. Каждый из этих образов выделяет те или иные свойственные ей черты. Когда подчеркивается правление церкви, она изображается как царство. Чтобы указать на ее единство, о ней говорится как о теле. В этом уроке мы увидим, что церковь изображается как Христова невеста. Об этом говорится в нескольких местах Нового Завета, и мы остановимся на каждом из них (см. Ин. 3:28-30; Еф. 5:22-32; Рим. 7:1-4; 2 Кор. 11:2). Когда мы рассматриваем церковь под этим углом зрения, мы начинаем лучше понимать многое из того, чему учит Библия.
ШАГИ К ОБРУЧЕНИЮ С ХРИСТОМ
Рассматривая церковь как царство, естественно думать об обращении в плоскости следующей метафоры: становясь христианами, мы становимся жителями Божьего царства. Представляя церковь семьей, мы сразу же думаем о новом рождении свыше. Точно так же, когда мы размышляем о церкви как о невесте, шаги в обращении представляются нам процессом, который обручает нас с Христом.
Аналогия между буквальным обручением и обручением церкви с Христом удивительна. Обратившийся должен вначале уверовать в Иисуса. Затем он должен в покаянии отвернуться от прошлой жизни. Далее он должен исповедать веру в Него. После этого наступает акт крещения во имя Отца, Сына и Святого Духа. Крещение можно сравнить с церемонией, которая соединяет мужчину и женщину и делает их одним целым. “Брак” новообращенного христианина с Господом не будет полным, пока он не пройдет через крещение (Mк. 16:16). Одна только вера не объединяет двоих в супружестве. Исповедание не делает брак полным; должен быть совершен обряд бракосочетания.
НИКТО ДРУГОЙ
Второй истине учит Рим. 7:1-6. Здесь Павел утверждает, что обратившийся, прежде чем обручиться с Христом, непременно должен освободиться от связи с прежним супругом. В этих стихах он ясно говорит, что прежним супругом был закон Моисея. Смерть Христа освободила нас от него. Теперь стало возможно заключить брак с Восставшим из мертвых, с Христом. Этот факт подчеркивается также и в других местах, включая Гал. 3:23, 24; Кол. 2:14 и Евр. 10:9, 10. Те, кто пытается держаться одновременно закона Моисея и евангелия, повинны в духовном прелюбодеянии.
У ХРИСТА ТОЛЬКО ОДНА ЦЕРКОВЬ
Третий урок, которому учит этот образ, состоит в том, что у Христа только одна церковь. Я не сказал, что, по моему мнению, должна быть одна церковь, как не сказал и того, что некая группа собралась на конференцию и решила, что пусть лучше все-таки будет одна церковь. Это Новый Завет учит, что у Христа только одна церковь. Это подчеркивается в таких стихах, как Мф. 16:18 и Еф. 5:25, где используется единственное число слова “церковь”. Различные образные выражения также иллюстрируют этот факт. Новый Завет использует образы, которые естественным образом подчеркивают то, что у Христа только одна церковь. Пожалуй, самый выразительный из них - тот, что мы сейчас рассматриваем: образ церкви как невесты Христа. Христос осуждал многобрачие. Может, Он проповедовал одно, и практиковал нечто иное? Может, у Него много жен?
ЧИСТОТА ЦЕРКВИ
Теперь мы подходим к основному уроку, которому учит этот образ, - к чистоте церкви. Изображение церкви в качестве Его невесты показывает, как высоко Христос ценит Свою церковь. Он освятил и очистил ее. Он ревниво относится к Своей невесте. Он хочет представить ее Себе славной невестой - незапятнанной и прекрасной. Христос придет, чтобы забрать тех, кто жил чистой жизнью. Его невеста не будет состоять из нечистых людей, поправших свою святость.
Эта истина должна заставить каждого члена церкви заново решить для себя, что он будет жить так, чтобы Христу было угодно взять его с собой, когда Он придет еще раз (Еф.5:22-33).
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Прекрасная и замечательная реальность, известная как церковь, есть Христова невеста. Пусть же эта иллюстрация, использованная Святым Духом, даст нам ценное понимание важности церкви.
Зачем мне быть членом Христовой церкви?
Если нужно быть членом церкви Христа, то для этого должны быть ясные и убедительные причины. Вдобавок, те причины, которые вы называли себе, могут и не быть веским основанием для того, чтобы стать новозаветным христианином. Порой могут приводиться недостаточные причины, почему надо быть членом этой церкви.
Что значит слово «церковь»?
Когда Бог сотворял небо и землю, при этом присутствовали ангелы: “При общем ликовании утренних звезд... все сыны Божии восклицали от радости” (Иов. 38:7). Еще до того как сотворить вселенную, Сущий (Исх. 3:14) уже имел план для Своего народа. В Своем безграничном разумении и любви Он задумал посредством крови Иисуса создать экклесиа, призванный народ, обычно называемый церковью.
Церковь: Христова невеста
Никакой другой образ церкви не вызывает в нас таких незабываемых ассоциаций, как сравнение с “невестой”. Это, пожалуй, самый яркий образ в Новом Завете, олицетворяющий Божий народ. Что же означает образ невесты применительно к церкви?
Как у невесты Христовой, у церкви будет то же будущее, что и у Христа. Ее верные члены пойдут туда, куда идет Христос, получат то, что получает Христос, и будут жить с Христом в вечности.
Особое употребление слова “невеста” в Новом Завете в связи с церковью мы находим в Отк. 21 и 22. С помощью этого слова Иоанн соединяет вместе природу церкви и ее судьбу. Сначала он увидел “святой город Иерусалим, новый, сходящий от Бога с неба, приготовленный как невеста, украшенная для мужа своего” (Отк. 21:2). Потом ангел сказал Иоанну: “Пойди, я покажу тебе жену, невесту Агнца” (Отк. 21:9). Затем ангел вознес Иоанна в духе на великую и высокую гору и показал ему “великий город, святой Иерусалим, который нисходил с неба от Бога: он имеет славу Божию...” (Отк. 21:10, 11). Откровение заканчивается приглашением: “И Дух и невеста говорят: приди! И слышавший да скажет: приди! Жаждущий пусть приходит, и желающий пусть берет воду жизни даром” (Отк. 22:17).
Дух велит нам рассматривать церковь как невесту Христову в своем земном состоянии и жену Христову в небесном состоянии. Это полностью соответствует призыву Павла к сохранению верности во 2 Кор. 11:2: “Ибо я ревную о вас ревностью Божиею, потому что я обручил вас единому мужу, чтобы представить Христу чистою девою”.
Обручение фактически является браком. Иоанн рассказывает, что в своем видении видел новый Иерусалим, святой город, который сходил с неба, как приготовленная для своего мужа невеста, и объясняет это видение, как движение церкви от обручения к браку. В этом образе сливаются природа церкви, символически представленная в облике “невесты”, и будущее церкви, выраженное в схождении с неба святого города в качестве жены Агнца.
Иисус дал обещание спасти Свое тело - Свою церковь (Еф. 5:23) - и более ничего другого. Будущее Его церкви изображено в Откровении как выполнение ранее данного обещания и как победа над лукавым. Если вы стремитесь к этому вечному городу, Писание направит вас искать его в верности Христу в Его церкви.
Красота, чистота и бесконечная верность - все это заключено в слове “невеста”. Легко понять, почему Дух Святой избрал именно этот образ, чтобы показать природу церкви. Образ невесты напоминает нам о преимуществах и устремлениях, которые мы имеем как христиане, а также о наших обязанностях и наших возможностях. И наши сердца наполняются радостью от сознания того, какое замечательное, славное место занимает церковь рядом с Христом.
Приглашение Христа войти в Его церковь и быть Его невестой превосходит все земные богатства, удовольствия и славу. Иисус приглашает вас войти в вечные отношения с Ним, и вы будете щедро вознаграждены уже здесь и сейчас, а в вечности - так, как вам трудно пока даже представить.
“Петр же сказал им: покайтесь, и да крестится каждый из вас во имя Иисуса Христа для прощения грехов, - и получите дар Святого Духа... Господь же ежедневно прилагал спасаемых к Церкви” (Деян. 2:38-47).
Когда появилась на свет церковь Христа?
Дата рождения церкви, о которой говорит Библия, отвечает на многие вопросы. Эта дата помогает определить, правильно или неправильно включать младенцев в члены церкви, почитать субботу, жечь благовония, использовать музыкальные инструменты, практиковать многоженство, следовать за Иоанном Крестителем, омывать друг другу ноги и брать пример с разбойника на кресте.
Пятидесятница и после неё
Иудейский праздник Пятидесятницы, описанный в Деян. 2, отмечался на пятидесятый день после распятия Иисуса (на Пасху) и всего на десятый день после Его вознесения на небо. Изначально Пятидесятница была праздником начатков жатвы пшеницы, но впоследствии её каким-то образом (никто не знает каким и почему) связали с передачей закона на горе Синай — со временем обновления завета между Богом и Израилем.
Царство Небесное
Оба — и Иоанн Креститель, и Иисус — проповедовали: «Приблизилось Царство Небесное» (Мф. 3:2; 4:17; 10:7). Слово «царство» в Евангелиях от Матфея, Марка, Луки и Иоанна встречается более сотни раз. Это их главная тема.
Греческое слово, переведенное как «царство», предполагает «владычество и правление». В Евангелиях оно прежде всего означает ту область, в которой владычествует Господь.
Слово «царство» встречается во всем Новом Завете (Рим. 14:17; 1 Кор. 4:20), но главным образом оно употреблялось по время личного служения Христа. Многие века иудеи ждали Царя (Мессию), который бы пришел и установил Свое царство.
Однако у иудеев было ложное представление о царстве Мессии. Они думали, что это будет земная, политическая империя. Иисус сказал, что Его царство «не от мира сего» (Ин. 18:36). Большинство Его притч были притчами о царстве, раскрывающими духовную природу царства.
Для обозначения царства в Евангелиях используется несколько терминов. Наиболее употребляемым (встречается более пятидесяти раз) является «Царство Божие» (Мф. 19:24; Мк. 4:26). Любимый термин Матфея — «Царство Небесное» (Мф. 5:3, 10, 19). Только он употреблял это словосочетание — более тридцати раз. Иисус использовал такие выражения, как «Мое Царство» (Лк. 22:30; Ин. 18:36) и «Царство Отца Моего» (Мф. 26:29). Иногда говорилось просто — «Царство» (Мф. 4:23; 13:19).
Некоторые пытаются доказать, что есть разница между «Царством Божьим» и «Царством Небесным», но их усилия неубедительны. Джон Картер пишет: «По-моему, все попытки указать на различие их значения натянуты, а само это различие кажется надуманным». В Мф. 19:23, 24 эти два выражения употребляются взаимозаменяемо:
«Иисус же сказал ученикам Своим: „Истинно говорю вам, что трудно богатому войти в Царство Небесное; и еще говорю вам: удобнее верблюду пройти сквозь игольные уши, нежели богатому войти в Царство Божие“».
В восьми параллельных отрывках там, где у Матфея написано «Царство Небесное», другие синоптические авторы пишут «Царство Божие». (Сравните, например, Мф. 4:17 с Мк. 1:14, 15).
В Новом Завете слово «царство» может иметь и другие значения. Иногда им называют небеса (см. Деян. 14:22; 2 Пет. 1:11). Большей же частью этим словом обозначают тех, кто добровольно покорился правлению Царя царей, кто позволил Господу царствовать в своих сердцах.
В посланиях подданные царства называются «церковью». Если в Евангелиях предпочтение отдается термину «царство», то в посланиях — слову «церковь». «Царство» и «церковь» — это не два разных духовных установления, а одно и то же. Говоря о Своем царстве в Мф. 16:18, 19, Иисус назвал его «Церковь Моя».
Христово царство/церковь имеет своим началом первую Пятидесятницу после смерти, погребения и воскресения Христа (см. Мк. 9:1; Деян. 1:6-8; 2:1-4). После этого события о царстве/церкви уже говорится как о чем-то реально существующем (Деян. 5:11; 8:1, 3; Кол. 1:13; Евр. 12:28; Отк. 1:6).
Некоторые учат, что царство еще не установлено. Две тысячи лет назад Иоанн и Иисус учили, что царство «приблизилось» (то есть «почти пришло»). Кроме того, Иисус учил, что царство придет при жизни некоторых из слушавших Его (Мк. 9:1). В Писаниях нет учения, что царство придет когда-то в будущем, зато они утверждают, что Иисус начал царствовать, когда вознесся к Богу (Деян. 2:29–36). Сейчас Христос правит Своим Царством на небесах — и будет править до тех пор, пока не вернется в конце нашей эры (см. 1 Кор. 15:24–27), чтобы забрать Своих верных последователей с Собой на небеса (Ин. 14:1-3).
Хотя после установления церкви/царства (Деян. 2) слово «церковь» употребляется чаще слова «царство», не упускайте из виду того факта, что Господня церковь есть царство.
Божья семья
Божьи святые имеют разные названия в Новом Завете. Их называют “церковью”, словом, обозначающим, что они народ “призванный”. Их называют “телом Христовым”, что подчеркивает единство членов. Их называют “царством Божьим”, указывая на божественное правление Господних людей; их также называют “домом”, или семьей, что говорит об их принадлежности Богу. Вот отрывки, раскрывающие эти истины...
Церковь: ее устройство
В Иерусалиме в первую Пятидесятницу после Своего вознесения на небо Иисус Христос установил Своё царство, или церковь. Об этом рассказывается в Деян. 2. Этим памятным событием были исполнены определённые пророчества Ветхого Завета (Ис. 2:2, 3; Мих. 4:1, 2) и собственные Господни обетования о Своей грядущей церкви, или царстве (см. Мф. 16:18; Мк. 9:1; Лк. 24:47; Деян. 1:8; 2:1–4; 11:15).
К вопросам о крещении и вере Руси
Мы не знаем точно, когда произошло крещение Руси. Но судя по событиям, крещение было постепенным процессом. Если бы крещение было быстрым и жестоким, то люди, выжившие после нашествия, не стали бы ценить христианскую веру. Они могли бы подумать, что это наказание за вероотступничество, и вернуться к своей старой вере. Но этого не произошло.
Стрелы Робин Гуда
«Стрелы Робин Гуда» — советский фильм 1975 года режиссёра Сергея Тарасова, на основе английских средневековых баллад о Робин Гуде.
В 1982 году, с некоторыми актёрами из того же состава, был снят фильм «Баллада о доблестном рыцаре Айвенго», который можно рассматривать как продолжение.
Сюжет
Молодой предводитель вольных стрелков Робин Гуд участвует в состязании лучников, организованном шерифом Ноттингемским, и выигрывает его. В качестве приза ему вручается золотая стрела. На ристалище он знакомится с дочерью мельника Марией. Девушка ему нравится, и Робин решает навестить её отца. По дороге он знакомится с воинственным монахом — отцом Туком. Новые друзья идут на мельницу вместе, но становятся свидетелями сожжения её воинами шерифа и убийства мельника. Мария попадает в Шервудский лес, у них с Робином завязываются романтические отношения.
Вольные стрелки под предводительством Робина Гуда помогают молодому рыцарю Алану э’Дейлу заплатить долг и обвенчаться со своей невестой леди Анной. Однако оскорблённый несостоявшийся жених Анны убивает обоих молодожёнов прямо на выходе из церкви. Робину удаётся подстрелить убийцу из лука, но эти события позволяют присутствовавшему при этом местному епископу догадаться о романе разбойника и Марии. Коварный прелат предлагает шерифу Ноттингемскому и рыцарю Гаю Гисборну использовать Марию как приманку для поимки Робина. Девушку похищают во время посещения церкви и подвергают жестоким пыткам.
Шут Гая Гисборна Клем рассказывает Робину об этом плане. Разбойники придумывают план освобождения Марии. Для этого Робину необходимо сыграть роль Гая Гисборна. Разбойники проникают в его замок с помощью шута и возлюбленной отца Тука Кэт. В схватке Клем убивает своего жестокого хозяина, и Робин берёт себе доспехи рыцаря. Под видом Гисборна он проникает на городскую площадь, где для Марии готовится костёр. Проникшие в город разбойники нападают на стражу и освобождают девушку, но в погоню за ними отправляется сильный отряд воинов шерифа. Чтобы задержать их, наиболее опытные воины — отец Тук, Маленький Джон и Вилли — устраивают по всей дороге засады, позволяющие им ненадолго задержать преследователей. Вскоре могучий Джон Малыш и монах присоединяются к своим, но Вилли погибает в схватке. На болотистой равнине разбойники из Шервудского леса вступают в решающую схватку с шерифом и его подручными, выйдя из неё победителями…
История создания
Предполагалось, что роль шута будет исполнять Владимир Высоцкий. В силу обстоятельств Высоцкий не смог сниматься в этом фильме. В результате шута сыграл Юрий Каморный.
Специально для фильма Владимиром Высоцким были написаны шесть баллад:
Баллада о времени («Замок временем срыт и укутан, укрыт…»)
Баллада о вольных стрелках («Если рыщут за твоею…»)
Баллада о ненависти («Торопись! Тощий гриф над страною кружит…»)
Баллада о коротком счастье («Трубят рога: скорей! скорей!…»)
Баллада о Любви («Когда вода Всемирного потопа…»)
Баллада о борьбе («Средь оплывших свечей и вечерних молитв…»)
Также, в первоначальную редакцию фильма не вошёл текст Высоцкого «В забавах ратных целый век…».
Фильм существует в двух версиях: режиссёрской, с песнями Владимира Высоцкого, и прокатной, с песнями Раймонда Паулса.
В рекомендации сценарной редколлегии Госкино СССР директору Рижской киностудии Генриху Лепешко от 9 декабря 1975 года, в частности, говорилось, что характер исполнения баллад актёром В. Высоцким глубоко чужероден теме фильма и характерам его героев, «обилие вышеуказанных „зонгов“, бедных по музыкальному материалу, претенциозных по смыслу и однообразных по манере их подачи, создаёт ощущение ритмической затянутости фильма, недопустимой в произведении романтическо-приключенческого жанра.»
По рекомендации Госкино для фильма было создано новое музыкальное сопровождение. Поэт Лев Прозоровский написал две баллады («Над землёй много белых птиц…» и «Когда к твоей мошне дырявой…») на музыку Раймонда Паулса.
В 1982 году четыре баллады Высоцкого были использованы в фильме того же режиссёра «Баллада о доблестном рыцаре Айвенго», где роль Робина Гуда также исполнил Борис Хмельницкий. «Баллада о коротком счастье» и «Баллада о ненависти» не были включены из-за несоответствия сюжету.
В 1987 году к 50-летию Владимира Высоцкого на центральном телевидении был показан первоначальный «режиссёрский» вариант фильма с песнями Владимира Высоцкого. В 2002 году вышло DVD-издание дистрибьютора Amalgama, содержащее режиссёрскую версию.
Съёмки
Съёмки фильма проходили в Польше и Латвии с мая по сентябрь 1975 года. В частности, несколько сцен были сняты в польском замке Мариенбург (Мальборк), а также под Ригой.
Озвучивание
Робина Гуда в фильме озвучил актёр Александр Белявский. По одной из версий, причиной тому послужил демонстративный отказ от участия в озвучивании Бориса Хмельницкого после того, как песни Высоцкого не вошли в фильм. По словам режиссёра картины, Белявский был приглашён в том числе из-за заикания Хмельницкого.
Где искать радость / Вечер с доктором Боровских
Почему вместо того, чтобы радоваться, нам часто приходится страдать. Где, вообще, эта самая радость и как ею пользоваться?
Вера / Вечер с доктором Боровских
Предмет нашей веры и цель нашей жизни очень плохо поддаются словесным формулировкам. Но делать это необходимо.
Вечер с доктором Боровских / 31 мая 2022
Сегодня мы начинаем интереснейшее путешествие по безбрежному морю Символа Православной Веры.