Церковь: по предвечному определению Божию
Понять назначение церкви в этом мире можно, если рассматривать ее, как реализацию предвечной цели Бога. Церковь не является приложением к Божию плану - она сама и есть этот план, основное ядро Его плана.
Основание и рост Иерусалимской церкви
Число учеников, живших или оставшихся в Иерусалиме после вознесения, составляло сто двадцать человек. Включая тех, что были в Галилее, это число достигало, по меньшей мере, пятисот. Сто двадцать пребывали в молитвах и ежедневном ожидании обещанного Духа. В дни ожидания, по предложению Петра, вакансия, образовавшаяся среди апостолов в связи с самоубийством Иуды, была заполнена избранием Матфия.
Царство Христа
Об этом царстве Исаия пророчествовал, что Христос будет владычествовать над Божьим народом, как Давид (Ис. 9:6, 7). Гавриил, ангел, явившийся Марии, сослался на этот стих, когда сказал: «Даст Ему Господь Бог престол Давида, отца Его» (Лк. 1:32). Михей пророчествовал, что этот владыка произойдет из Вифлеема, города Давида (Мих. 5:2; см. Лк. 2:4).
Царство было также темой сна Навуходоносора, который истолковал Даниил. Сон открывал, что царство Христа, Божье царство, будет установлено в дни римских царей (Дан. 2:31-44). Еврейский народ понимал эти установленные сроки и «был в ожидании» (Лк. 3:15), когда появился Иоанн с проповедью, что царство небесное приблизилось (Мф. 3:1, 2).
Иисус начал Свое служение с проповеди той же вести (Мф. 4:17) и говорил, что «исполнилось время» (Мк. 1:15). Время ожидания прихода царства закончилось, и его установление должно было произойти вскоре. Иисус послал апостолов (Мф. 10:5, 7) и семьдесят других учеников проповедовать эту же весть о близости царства (Лк. 10:9, 11). Некоторые из присутствовавших во время проповеди Иисуса должны были увидеть, как царство придет в силе (Мк. 9:1). Сила пришла с излитием Святого Духа (Деян. 1:8) в день Пятидесятницы (Деян. 2:1-4). В это время царство Иисуса было расширено до земли, и о нем уже не говорилось, что оно «приблизилось». Теперь, когда люди слышали проповедь о царстве, они крестились, чтобы войти в него. (Ср. Деян. 8:12 с Ин. 3:3-5). С той поры первые проповедники понесли весть о том, что царство уже существует (Деян. 19:8; 20:25; 28:23, 31).
Владычество Иисуса началось, когда Он вознесся на небо и воссел по правую руку от Отца (Еф. 1:20-23; 1 Пет. 3:22; см. Дан. 7:13, 14). У Него теперь вся власть на небе и на земле (Мф. 28:18), так как все, кроме Его Небесного Отца, покорено под ноги Его (1 Кор. 15:27).
Иисус рассказал притчу, в которой учил, что Он, представленный в образе человека высокого рода, отправится для получения Своего царства (Лк. 19:12). Он возвратится не для того, чтобы установить Свое царство, так как Он уже получит Его до Своего возвращения. Он потребует у Своих подданных дать ответ за их образ жизни (Лк. 19:13-27). Это показывает, что Он, когда возвратится «при кончине века», будет судить мир (Мф. 13:49; 25:31-46). Тогда Он передаст царство Отцу (1 Кор. 15:23, 24).
Некоторые настаивают на том, что царство еще не пришло, а колоссяне (см. Кол. 1:13) ощутили вкус того, что предстояло в будущем. Так, Брюс пишет:
«Когда Павел утверждает, что верующие уже были введены в царство возлюбленного Сына Божьего, он дает нам пример по-настоящему осуществленной эсхатологии. То, что в своей полноте ожидает их в будущем, уже реализовалось в них… Посредством ожидания, которое является реальным переживанием, а не юридической фикцией, они здесь и сейчас получили славу, которая еще будет явлена в будущем. “Наследие святых в свете” еще не проявилось в своем безграничном богатстве, но божественный акт, которым верующие были призваны к участию в этом наследии, уже совершился… Оно уже проникло в этот мир в деяниях Христа (ср. Мф. 12:28; Лк. 11:20); однажды оно придет в полноте славы, которая окружает парусиа [второе пришествие] Христа».
Мы здесь видим непонимание сущности царства Иисуса и времени его установления. Кроме того, здесь неверное употребление греческого слова эйс, которое означает «в, внутрь» и так трактуется в нескольких других переводах Кол. 1:13. Его царство стало существующей действительностью — как видно из того факта, что колоссяне были введены в него. Верные Иисусу будут оставаться в Его царстве до Его второго пришествия. Сейчас христиане являются священниками в царстве Иисуса (Отк. 1:6; 5:10). Они призваны к участию в наследии святых в свете — в наследии, в которое они еще вступят.
Вопросы и ответы о старейшинах
По мере роста в “познании Господа нашего и Спасителя Иисуса Христа” церковь должна расти и в руководстве - как в качестве, так и в количестве ее руководителей, а также в вопросе отзывчивости членов церкви по отношению к этим руководителям. Вот ответы на некоторые вопросы, наиболее часто задаваемые общинами, стремящимися иметь таких руководителей, каких Бог хочет видеть в Своей церкви.
Каким объемом власти обладают старейшины?
Сколько власти у старейшин в церкви? А сколько земной власти есть у церкви? Вот столько ее и у старейшин. У них вся власть, сколько бы ее ни было. Возможно, на самом деле мы хотели бы знать, какой именно властью обладают старейшины. Проявляется ли она в абсолютном контроле над членами церкви и ее работой? Джек Льюис отмечает: “В связи с исполнением служебных обязанностей старейшинами или должным отношением христианина к старейшинам вы вообще не встретите слов, передающих значение власти”. Слова “старейшина”, “епископ”, “пастырь” и “домоправитель” употребляются только с такими словами, как “учить”, “питать”, “руководить”, “исправлять”, проявлять “бдительность”. Разумеется, епископам следует подчиняться, так как то, чего они требуют, направлено на наше личное благо и благополучие всей общины. Однако старейшины - это руководители, а не погонщики.
Как община должна относиться к старейшинам?
Почему происходит так, что люди сначала выбирают старейшин, а затем критикуют решения, которые те принимают? Наиболее ценное качество человека - это умение трезво мыслить. Если он не умеет этого делать, ему не следует быть старейшиной. Если же умеет, надо поступать так, как он говорит. Нехорошо членам общины противиться старейшинам в вопросах мнения.
Старейшины не могут своей властью разрешать то, что запретил Бог, и запрещать то, что Бог разрешил. Мудрые старейшины понимают, что они являются “законодателями” только в вопросах суждения, и обязательно будут консультироваться с рассудительными членами общины, прежде чем принять то или иное решение.
Старейшины будут допускать ошибки, поскольку они, как и все мы, - тоже люди. Нереально ожидать от старейшин, что они никогда не будут ошибаться. Они могут учиться на своих ошибках, так же как мы - на своих.
Должен ли у общины быть “ведущий” или “главный” старейшина?
В группе старейшин вполне может быть один или несколько “ведущих старейшин”. Это не всегда неправильно. Лидеры нужны даже среди самих лидеров. Почему бы не радоваться тому, что кто-то достаточно инициативен, чтобы не давать церковной работе заглохнуть или чтобы выступать от имени всех старейшин? Старейшины отличаются друг от друга своими способностями так же, как и все остальные члены церкви. Моему отцу довелось быть старейшиной в трех различных общинах, и в каждой из них ему часто поручали говорить от имени старейшин перед общиной. Почему? Очевидно, он говорил более свободно, чем другие, и его товарищи-старейшины были уверены, что он точно передаст их решение братьям.
Если человек избран старейшиной, навсегда ли он остается им?
Некоторые старейшины, если они неспособны служить вообще или служить с пользой, должны добровольно сдать свои полномочия. Это можно сделать спокойно, не выводя общину из равновесия и не нарушая порядка. Обстоятельства меняются, и мудрые люди замечают эти изменения. Дать возможность больному или пожилому старейшине с честью уйти в отставку - значит проявить милосердие.
Что делать в ситуации, когда в церкви нет мужчин, которые бы отвечали требованиям, предъявляемым к старейшинам?
В тех общинах, где еще нет руководителей, члены церкви должны усердно взращивать мужчин, которых можно было бы назначить на эту работу. Общине не следует обманываться, будто “никто не отвечает требованиям”. Если это так, то либо эту работу выполняют не подходящие для этой должности мужчины, либо ее вообще никто не выполняет. И в том, и в другом случае ситуацию нужно исправлять как можно скорее.
“Я создам церковь Мою”
Пожалуй, ни о какой другой истине так четко не говорится в Новом Завете, как о церкви, созданной Иисусом. И при этом, нет другой истины, которую бы так запутал, очернил и исказил религиозный мир. Мы должны вернуться к Писанию для верного понимания церкви. Уже практически в самом начале Нового Завета мы встречаем очень ясное учение о церкви. Великие слова о церкви Христовой мы находим в Мф. 16:13-19.
Строительство церкви
Этот урок — о том, как построить церковь. Это не будет обсуждением вопроса строительства церковного здания — я менее всего компетентен говорить кому-либо, как возводить церковное здание! Кроме того, в Новом Завете ничего не говорится о церковных зданиях, так что я и не чувствую себя обязанным рассуждать на эту тему. О строительстве церкви мы поговорим в новозаветном понимании слова «церковь».
День Пятидесятницы
Как можно объяснить то, что произошло в день Пятидесятницы (Деян. 2)? Тогда крестилось три тысячи людей со всего известного мира. Поразительно! Выступавший, Пётр, был неизвестным проповедником, да к тому же ещё и не раввином. Он не знал, что скажет толпе. Святой Дух вложил нужные слова в его уста. Он объяснил, кто такой Иисус и что Он сделал. Это был самый лучший ответ на проповедь во всей истории. Самая удивительная вещь на земле, церковь, была создана крестом и этой проповедью.
Бог ничего не доверил случаю. Он всё свёл воедино. Тысячи иудеев пришли в Иерусалим на Пятидесятницу. Для многих это было главное религиозное паломничество — возможно, единственное в жизни. Некоторые из этих людей остались в Иерусалиме на пятьдесят дней, до дня Пятидесятницы. Они стояли тесной толпой. Они только и говорили, что о Пасхе, кресте и пустой гробнице.
Такой Пасхи ещё не бывало! Бог дал Израилю пятьдесят дней на обдумывание того, что произошло. Их зубы стучали от страха, когда случилось землетрясение (см. Мф. 27:51-53). С шестого по девятый час на земле царила тьма (Мф. 27:45; Мк. 15:33; Лк. 23:44). Бог позволил людям распять Иисуса, но не допустил, чтобы они насладились картиной Его смерти. Время с 12 до 3 часов дня было неспокойным, таинственным и жутким! Люди были так растеряны и напуганы, что боялись пошевелиться и в то же время не могли стоять на месте.
«Что мы наделали?» — висел в воздухе вопрос. Камни раскололись. Могилы открылись. После воскресения вокруг бродили вышедшие из гробов узнаваемые люди (Мф. 27:51, 52). Когда священники в храме исполняли службу (в девятом часу), завеса разодралась сверху донизу (Мф. 27:51; Мл. 15:38; Лк. 23:45). Безумие, кричавшее «Распни Его!», сменилось истерикой. Участники пришли в такое волнение, что в смятении били себя в грудь. Даже римский сотник, один из воинов, помогавших распинать Иисуса, признал, что это был «Сын Божий» (см. Мф. 27:54; Мк. 15:39).
На протяжении пятидесяти дней всё, что могли видеть толпившиеся в Иерусалиме, была открытая гробница. Пилат и иудейские вожди знали, что Иисус воскрес. Они не послали никакого розыскного отряда. Они не опрашивали апостолов. Враги об этом знали раньше, чем узнали ученики.
Иисус воскрес. Он не умер снова, а вознёсся к Своему Отцу на небеса, перед тем в продолжение сорока дней являвшись Своим ученикам (Деян. 1:3). Он поднялся в облаках и теперь сидит по правую руку от Бога (Еф. 1:20; Кол. 3:1). Перед вознесением Иисус сказал апостолам: «Но вы примете силу, когда сойдёт на вас Дух Святой; и будете Мне свидетелями в Иерусалиме, и во всей Иудее, и Самарии, и даже до края земли» (Деян. 1:8). Это обещание было исполнено всего через несколько дней, на Пятидесятницу.
В тот раз Бог явился в сопровождении сильного ветра. Апостолы исполнились Святого Духа. Разделившиеся языки как бы пламени опустились на них. Все апостолы стали на разных языках говорить о Боге изумительные вещи. Затем, в главной проповеди, Пётр благовествовал о том, что произошло пятьюдесятью днями ранее! Он сказал своим слушателям, что они были не только свидетелями, но и участниками преступления. Он заклеймил их как убийц — убийц Божьего Сына! Они были поражены в самое сердце. Они закричали в ужасе. Они покаялись. Три тысячи крестилось для прощения своих грехов. С их обращения в день Пятидесятницы в Иерусалиме и начала своё существование церковь.
История говорит нам, что «все когда-либо выступавшие армии, все когда-либо заседавшие парламенты, все когда-либо правившие цари» (Дж. Френсис) не оказали на нас такого влияния, как одна жизнь Иисуса Христа. Те три тысячи крещений не были случайностью. Сатана оказался не таким сильным, как думал. Нельзя недооценивать сатану, но нельзя и переоценивать его. Неужели сатана думал, что сможет убить Бога? Несомненно, он должен был знать, что даже если он убьёт Бога, то не сможет удержать Его в таком со стоянии. Вообразив, что победил, сатана сам стал причиной своего поражения.
Церковь и Писание
Наша приверженность людям, вещам и даже Богу по большей части определяется тем, что мы называет взаимосвязями. Церковь проявляет особое внимание и приверженность Писаниям, Библии по причине той уникальной взаимной связи, которая поддерживается между христианами и Писанием. Бесспорно, что одним из главных дел церкви является проповедь Писания, размышление над ним и укрепление в нём.
1 Коринфянам (ч.51): Духовные дары — 5: Ревнуйте о дарах больших (12:27–31)
Единство в теле Христа начинается с индивидуальной ответственности. Дух дал определённым членам церкви в Коринфе дары, целью которых было укрепление тела. Однако единство церкви существует не только на уровне отдельного человека или общины. Все общины связаны друг с другом общей верностью Христу Божьему, который умер, чтобы искупить людей для Себя.
1 Коринфянам (ч.50): Духовные дары — 4: Тело же не из одного члена, но из многих (12:14–26)
Назвав духовные дары и объявив их «проявлением Духа на пользу», далее Павел на практическом примере объяснил то, о чём он говорил. В 12:12 он утверждал: «Тело одно»; но для целенаправленной деятельности церковь, как и физическое тело, нуждается в функционировании многих частей. Коринфские христиане, сосредоточив всё своё внимание на дарах, которые они считали желанными, разрушали тело как единое целое.
Какой была церковь в самом начале?
В каждой области жизни нам нужен стандарт, образец. К примеру, когда надо узнать время, человек не полагается на историю своих часов. Если эти часы принадлежали его “дедушке", это вовсе не гарантирует, что они идут точно. В равной степени слова “мой дедушка был членом этой церкви” отнюдь не означают, что эта церковь — новозаветная. Есть только один надежный критерий отсчета времени — Божье солнце.
Христова невеста
Записавшие для нас Новый Завет, рассказывая о церкви, по вдохновению использовали различные образы. Каждый из этих образов выделяет те или иные свойственные ей черты. Когда подчеркивается правление церкви, она изображается как царство. Чтобы указать на ее единство, о ней говорится как о теле. В этом уроке мы увидим, что церковь изображается как Христова невеста. Об этом говорится в нескольких местах Нового Завета, и мы остановимся на каждом из них (см. Ин. 3:28-30; Еф. 5:22-32; Рим. 7:1-4; 2 Кор. 11:2). Когда мы рассматриваем церковь под этим углом зрения, мы начинаем лучше понимать многое из того, чему учит Библия.
ШАГИ К ОБРУЧЕНИЮ С ХРИСТОМ
Рассматривая церковь как царство, естественно думать об обращении в плоскости следующей метафоры: становясь христианами, мы становимся жителями Божьего царства. Представляя церковь семьей, мы сразу же думаем о новом рождении свыше. Точно так же, когда мы размышляем о церкви как о невесте, шаги в обращении представляются нам процессом, который обручает нас с Христом.
Аналогия между буквальным обручением и обручением церкви с Христом удивительна. Обратившийся должен вначале уверовать в Иисуса. Затем он должен в покаянии отвернуться от прошлой жизни. Далее он должен исповедать веру в Него. После этого наступает акт крещения во имя Отца, Сына и Святого Духа. Крещение можно сравнить с церемонией, которая соединяет мужчину и женщину и делает их одним целым. “Брак” новообращенного христианина с Господом не будет полным, пока он не пройдет через крещение (Mк. 16:16). Одна только вера не объединяет двоих в супружестве. Исповедание не делает брак полным; должен быть совершен обряд бракосочетания.
НИКТО ДРУГОЙ
Второй истине учит Рим. 7:1-6. Здесь Павел утверждает, что обратившийся, прежде чем обручиться с Христом, непременно должен освободиться от связи с прежним супругом. В этих стихах он ясно говорит, что прежним супругом был закон Моисея. Смерть Христа освободила нас от него. Теперь стало возможно заключить брак с Восставшим из мертвых, с Христом. Этот факт подчеркивается также и в других местах, включая Гал. 3:23, 24; Кол. 2:14 и Евр. 10:9, 10. Те, кто пытается держаться одновременно закона Моисея и евангелия, повинны в духовном прелюбодеянии.
У ХРИСТА ТОЛЬКО ОДНА ЦЕРКОВЬ
Третий урок, которому учит этот образ, состоит в том, что у Христа только одна церковь. Я не сказал, что, по моему мнению, должна быть одна церковь, как не сказал и того, что некая группа собралась на конференцию и решила, что пусть лучше все-таки будет одна церковь. Это Новый Завет учит, что у Христа только одна церковь. Это подчеркивается в таких стихах, как Мф. 16:18 и Еф. 5:25, где используется единственное число слова “церковь”. Различные образные выражения также иллюстрируют этот факт. Новый Завет использует образы, которые естественным образом подчеркивают то, что у Христа только одна церковь. Пожалуй, самый выразительный из них - тот, что мы сейчас рассматриваем: образ церкви как невесты Христа. Христос осуждал многобрачие. Может, Он проповедовал одно, и практиковал нечто иное? Может, у Него много жен?
ЧИСТОТА ЦЕРКВИ
Теперь мы подходим к основному уроку, которому учит этот образ, - к чистоте церкви. Изображение церкви в качестве Его невесты показывает, как высоко Христос ценит Свою церковь. Он освятил и очистил ее. Он ревниво относится к Своей невесте. Он хочет представить ее Себе славной невестой - незапятнанной и прекрасной. Христос придет, чтобы забрать тех, кто жил чистой жизнью. Его невеста не будет состоять из нечистых людей, поправших свою святость.
Эта истина должна заставить каждого члена церкви заново решить для себя, что он будет жить так, чтобы Христу было угодно взять его с собой, когда Он придет еще раз (Еф.5:22-33).
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Прекрасная и замечательная реальность, известная как церковь, есть Христова невеста. Пусть же эта иллюстрация, использованная Святым Духом, даст нам ценное понимание важности церкви.
Зачем мне быть членом Христовой церкви?
Если нужно быть членом церкви Христа, то для этого должны быть ясные и убедительные причины. Вдобавок, те причины, которые вы называли себе, могут и не быть веским основанием для того, чтобы стать новозаветным христианином. Порой могут приводиться недостаточные причины, почему надо быть членом этой церкви.
Церковь: Христова невеста
Никакой другой образ церкви не вызывает в нас таких незабываемых ассоциаций, как сравнение с “невестой”. Это, пожалуй, самый яркий образ в Новом Завете, олицетворяющий Божий народ. Что же означает образ невесты применительно к церкви?
Как у невесты Христовой, у церкви будет то же будущее, что и у Христа. Ее верные члены пойдут туда, куда идет Христос, получат то, что получает Христос, и будут жить с Христом в вечности.
Особое употребление слова “невеста” в Новом Завете в связи с церковью мы находим в Отк. 21 и 22. С помощью этого слова Иоанн соединяет вместе природу церкви и ее судьбу. Сначала он увидел “святой город Иерусалим, новый, сходящий от Бога с неба, приготовленный как невеста, украшенная для мужа своего” (Отк. 21:2). Потом ангел сказал Иоанну: “Пойди, я покажу тебе жену, невесту Агнца” (Отк. 21:9). Затем ангел вознес Иоанна в духе на великую и высокую гору и показал ему “великий город, святой Иерусалим, который нисходил с неба от Бога: он имеет славу Божию...” (Отк. 21:10, 11). Откровение заканчивается приглашением: “И Дух и невеста говорят: приди! И слышавший да скажет: приди! Жаждущий пусть приходит, и желающий пусть берет воду жизни даром” (Отк. 22:17).
Дух велит нам рассматривать церковь как невесту Христову в своем земном состоянии и жену Христову в небесном состоянии. Это полностью соответствует призыву Павла к сохранению верности во 2 Кор. 11:2: “Ибо я ревную о вас ревностью Божиею, потому что я обручил вас единому мужу, чтобы представить Христу чистою девою”.
Обручение фактически является браком. Иоанн рассказывает, что в своем видении видел новый Иерусалим, святой город, который сходил с неба, как приготовленная для своего мужа невеста, и объясняет это видение, как движение церкви от обручения к браку. В этом образе сливаются природа церкви, символически представленная в облике “невесты”, и будущее церкви, выраженное в схождении с неба святого города в качестве жены Агнца.
Иисус дал обещание спасти Свое тело - Свою церковь (Еф. 5:23) - и более ничего другого. Будущее Его церкви изображено в Откровении как выполнение ранее данного обещания и как победа над лукавым. Если вы стремитесь к этому вечному городу, Писание направит вас искать его в верности Христу в Его церкви.
Красота, чистота и бесконечная верность - все это заключено в слове “невеста”. Легко понять, почему Дух Святой избрал именно этот образ, чтобы показать природу церкви. Образ невесты напоминает нам о преимуществах и устремлениях, которые мы имеем как христиане, а также о наших обязанностях и наших возможностях. И наши сердца наполняются радостью от сознания того, какое замечательное, славное место занимает церковь рядом с Христом.
Приглашение Христа войти в Его церковь и быть Его невестой превосходит все земные богатства, удовольствия и славу. Иисус приглашает вас войти в вечные отношения с Ним, и вы будете щедро вознаграждены уже здесь и сейчас, а в вечности - так, как вам трудно пока даже представить.
“Петр же сказал им: покайтесь, и да крестится каждый из вас во имя Иисуса Христа для прощения грехов, - и получите дар Святого Духа... Господь же ежедневно прилагал спасаемых к Церкви” (Деян. 2:38-47).
Когда появилась на свет церковь Христа?
Дата рождения церкви, о которой говорит Библия, отвечает на многие вопросы. Эта дата помогает определить, правильно или неправильно включать младенцев в члены церкви, почитать субботу, жечь благовония, использовать музыкальные инструменты, практиковать многоженство, следовать за Иоанном Крестителем, омывать друг другу ноги и брать пример с разбойника на кресте.
Пятидесятница и после неё
Иудейский праздник Пятидесятницы, описанный в Деян. 2, отмечался на пятидесятый день после распятия Иисуса (на Пасху) и всего на десятый день после Его вознесения на небо. Изначально Пятидесятница была праздником начатков жатвы пшеницы, но впоследствии её каким-то образом (никто не знает каким и почему) связали с передачей закона на горе Синай — со временем обновления завета между Богом и Израилем.
Царство Небесное
Оба — и Иоанн Креститель, и Иисус — проповедовали: «Приблизилось Царство Небесное» (Мф. 3:2; 4:17; 10:7). Слово «царство» в Евангелиях от Матфея, Марка, Луки и Иоанна встречается более сотни раз. Это их главная тема.
Греческое слово, переведенное как «царство», предполагает «владычество и правление». В Евангелиях оно прежде всего означает ту область, в которой владычествует Господь.
Слово «царство» встречается во всем Новом Завете (Рим. 14:17; 1 Кор. 4:20), но главным образом оно употреблялось по время личного служения Христа. Многие века иудеи ждали Царя (Мессию), который бы пришел и установил Свое царство.
Однако у иудеев было ложное представление о царстве Мессии. Они думали, что это будет земная, политическая империя. Иисус сказал, что Его царство «не от мира сего» (Ин. 18:36). Большинство Его притч были притчами о царстве, раскрывающими духовную природу царства.
Для обозначения царства в Евангелиях используется несколько терминов. Наиболее употребляемым (встречается более пятидесяти раз) является «Царство Божие» (Мф. 19:24; Мк. 4:26). Любимый термин Матфея — «Царство Небесное» (Мф. 5:3, 10, 19). Только он употреблял это словосочетание — более тридцати раз. Иисус использовал такие выражения, как «Мое Царство» (Лк. 22:30; Ин. 18:36) и «Царство Отца Моего» (Мф. 26:29). Иногда говорилось просто — «Царство» (Мф. 4:23; 13:19).
Некоторые пытаются доказать, что есть разница между «Царством Божьим» и «Царством Небесным», но их усилия неубедительны. Джон Картер пишет: «По-моему, все попытки указать на различие их значения натянуты, а само это различие кажется надуманным». В Мф. 19:23, 24 эти два выражения употребляются взаимозаменяемо:
«Иисус же сказал ученикам Своим: „Истинно говорю вам, что трудно богатому войти в Царство Небесное; и еще говорю вам: удобнее верблюду пройти сквозь игольные уши, нежели богатому войти в Царство Божие“».
В восьми параллельных отрывках там, где у Матфея написано «Царство Небесное», другие синоптические авторы пишут «Царство Божие». (Сравните, например, Мф. 4:17 с Мк. 1:14, 15).
В Новом Завете слово «царство» может иметь и другие значения. Иногда им называют небеса (см. Деян. 14:22; 2 Пет. 1:11). Большей же частью этим словом обозначают тех, кто добровольно покорился правлению Царя царей, кто позволил Господу царствовать в своих сердцах.
В посланиях подданные царства называются «церковью». Если в Евангелиях предпочтение отдается термину «царство», то в посланиях — слову «церковь». «Царство» и «церковь» — это не два разных духовных установления, а одно и то же. Говоря о Своем царстве в Мф. 16:18, 19, Иисус назвал его «Церковь Моя».
Христово царство/церковь имеет своим началом первую Пятидесятницу после смерти, погребения и воскресения Христа (см. Мк. 9:1; Деян. 1:6-8; 2:1-4). После этого события о царстве/церкви уже говорится как о чем-то реально существующем (Деян. 5:11; 8:1, 3; Кол. 1:13; Евр. 12:28; Отк. 1:6).
Некоторые учат, что царство еще не установлено. Две тысячи лет назад Иоанн и Иисус учили, что царство «приблизилось» (то есть «почти пришло»). Кроме того, Иисус учил, что царство придет при жизни некоторых из слушавших Его (Мк. 9:1). В Писаниях нет учения, что царство придет когда-то в будущем, зато они утверждают, что Иисус начал царствовать, когда вознесся к Богу (Деян. 2:29–36). Сейчас Христос правит Своим Царством на небесах — и будет править до тех пор, пока не вернется в конце нашей эры (см. 1 Кор. 15:24–27), чтобы забрать Своих верных последователей с Собой на небеса (Ин. 14:1-3).
Хотя после установления церкви/царства (Деян. 2) слово «церковь» употребляется чаще слова «царство», не упускайте из виду того факта, что Господня церковь есть царство.
Божья семья
Божьи святые имеют разные названия в Новом Завете. Их называют “церковью”, словом, обозначающим, что они народ “призванный”. Их называют “телом Христовым”, что подчеркивает единство членов. Их называют “царством Божьим”, указывая на божественное правление Господних людей; их также называют “домом”, или семьей, что говорит об их принадлежности Богу. Вот отрывки, раскрывающие эти истины...
Церковь: ее устройство
В Иерусалиме в первую Пятидесятницу после Своего вознесения на небо Иисус Христос установил Своё царство, или церковь. Об этом рассказывается в Деян. 2. Этим памятным событием были исполнены определённые пророчества Ветхого Завета (Ис. 2:2, 3; Мих. 4:1, 2) и собственные Господни обетования о Своей грядущей церкви, или царстве (см. Мф. 16:18; Мк. 9:1; Лк. 24:47; Деян. 1:8; 2:1–4; 11:15).