Пророк Даниил (ч.4): Указ и вызов Богу (3:1–30)
Глава 3 от начала до конца повествовательная. Никакие видения или символы не осложняют нам ее понимание. Не столь важно, когда произошло это событие, как то, что произошло. Каким бы уважением ни проникся Навуходоносор к Богу Даниила в конце главы 2, оно никак не проявляется в начале описанного здесь случая. Царь сделал нового идола. Сделал он это из самолюбия? Руководствовался политическими соображениями?
1 Коринфянам (ч.61): Пророчество и языки — 7: Наставления женщинам во время поклонения (14:34–36)
Богу не присущ беспорядок. В этом месте Павел начинает тему поведения женщин в собрании, потому что беспорядок в какой-то степени производили и женщины, соперничавшие за влиятельные места. Он косвенно призывает коринфскую общину делать то, что церковь делала в других местах. Общины Господней церкви должны учиться друг у друга.
Суббота
Слово “суббота" (по-еврейски шаббат) восходит к глаголу “переставать, прекращать, отдыхать". “Субботой” назывались особые дни отдыха, которые Израиль соблюдал со времен Моисея. Еженедельные субботы требовали покоя с 18:00 в пятницу до 18:00 в субботу по нашему исчислению времени. Впервые слово “суббота" появляется в Исх. 16:23, а в Бытии в связи с отдыхом на седьмой день не встречается вовсе.
1 Коринфянам (ч.60): Пророчество и языки — 6: Наставления участникам поклонения (14:26–33)
Риторическим вопросом Павел приступает к подытоживанию своего наставления и начинает двигаться в другом направлении. «К чему всё, что я сказал до этого, подводит нас?» — по сути, спрашивает он. Сначала он перечисляет то, что происходило во время собрания. В идеале все эти действия служили вознесению хвалы Богу, а также взаимному назиданию и ободрению.
1 Коринфянам (ч.59): Пророчество и языки — 5: Поклонение и общественная сознательность (14:20–25)
Использование духовных даров в церковном собрании, как и другие проблемы в Коринфе, способствовало раздорам. Чтобы христиане могли получать указания в Господе и возрастать во взаимном уважении друг к другу, церкви нужно было научиться действовать сообща.
День Господень
В Израиле был день памяти избавления от египетского рабства. А у христиан есть особый день памяти избавления от рабства греха? Должны ли христиане собираться в субботу, день покоя Израиля, или же у них есть собственный особый день, когда они вспоминают Избавившего их посредством Своей смерти и воскресения?
Какой была церковь в самом начале?
В каждой области жизни нам нужен стандарт, образец. К примеру, когда надо узнать время, человек не полагается на историю своих часов. Если эти часы принадлежали его “дедушке", это вовсе не гарантирует, что они идут точно. В равной степени слова “мой дедушка был членом этой церкви” отнюдь не означают, что эта церковь — новозаветная. Есть только один надежный критерий отсчета времени — Божье солнце.
1 Коринфянам (ч.30): Знание и мясо, принесённое в жертву идолам — 1: Пролог к главе 8
Коринфская церковь написала Павлу письмо (7:1), которое содержало вопрос или даже несколько вопросов о моральных устоях и браке. Учитывая ту великую бездну, которая отделяла иудейскую и христианскую мораль от греко-римских обычаев, неудивительно, что коринфская церковь испытывала большие трудности. Эти верующие, которые в прошлом были язычниками, теперь должны были задуматься об истинном смысле.
Несколько слов о несанкционированных формах поклонения
Некоторые действия во время поклонения не разрешены христианам. Пляски как форма поклонения — не от Иисуса. Мариамь вместе с женщинами танцевала (Исх. 15:20) ещё до передачи закона. Давид плясал сам (2 Цар. 6:14–16) и упоминал пляски в Пс. 149:3 и 150:4 (см. Современный Перевод). Однако Библия не дает ни одного примера, чтобы какая-нибудь община или человек в Новом Завете плясали во время богослужения.
В некоторых случаях упомянутые в Библии пляски не были религиозными по своему характеру (Суд. 11:34; 1 Цар. 18:6; Мф. 11:17; 14:6; Лк. 15:25). В других случаях это делалось во время поклонения идолам (Исх. 32:19; возможно, также Суд. 21:21–23; 1 Цар. 30:16). В Новом Завете нет ни повелений, ни даже намеков на то, что пляски должны быть формой поклонения для христиан. Те, кто пляшет во время поклонения, не могут утверждать, что в своих действиях основываются на учении Иисуса, Его апостолов или Его пророков.
Поклонение совершается разумом, а не телом. Иисус неодобрительно отзывался о демонстративных действиях, направленных на то, чтобы привлекать внимание к поклоняющемуся. Он учил: «Не творите милостыни вашей пред людьми с тем, чтобы они видели вас» (Мф. 6:1, 2). Нам не следует ничего делать демонстративно, чтобы показать другим, что мы молимся или постимся (Мф. 6:5, 6, 16-18). Наши встречи с Богом не должны быть показными, нарочитыми, привлекать к нам особое внимание как к поклонникам.
Ещё одно замечание относительно поклонения состоит в том, что оно не должно быть «по доверенности». Каждый христианин должен поклоняться лично. Слушать славословие из уст других — это не поклонение. Мы должны быть не наблюдателями, а участниками; аудиторией является Бог. Солисты и хоры в собрании могут демонстрировать талант исполнителей и развлекать слушателей. Однако в Новом Завете вы не найдёте ни одного примера или повеления относительно партий соло или хора. Бог обязательно дал бы указание или пример, если бы желал, чтобы христиане сидели и слушали поклонение других.
«Группы прославления» демонстрируют голоса и телодвижения небольшой группы людей. Центром внимания становятся члены этой команды, их демонстрация своих музыкальных способностей или даже религиозного благочестия. Несомненно, здесь тоже применим тот принцип, что мы не должны выражать свою праведность таким образом, чтобы её видели другие. Если это не то, что делает «группа прославления», тогда зачем они демонстративно выходят перед всей общиной с микрофонами для усиления громкости звучания своих голосов?
Некоторые ссылаются на слова Павла в 1 Кор. 14:26 («Когда вы сходитесь и у каждого из вас есть псалом»), доказывая, что в Коринфе пели соло. Вероятно, Павел всё же не хвалит их за то, что они делали, а осуждает. Но даже если и не осуждает, то эти слова не доказывают, что сольное пение имело место. Павел мог иметь в виду, что каждый предлагал или начинал петь псалом, который подхватывала вся община. Если бы несколько человек пытались одновременно начать петь разные псалмы, то это внесло бы путаницу, беспорядок, а не было бы назидательным, независимо от того, пели этот псалом, цитировали или читали хором.
Слова Давида «Посреди собрания воспою Тебя» (Евр. 2:12; цитата из Пс. 21:23) также не подразумевают, как утверждают некоторые, сольное пение. Он говорит, что будет петь «посреди собрания». Всякий, кто поёт вместе со всей общиной, поёт «посреди собрания». Этот стих говорит о пении всей общины, а не о сольном пении или пении небольшой группы.
Иисус заверил апостолов относительно Святого Духа: «[Он] научит вас всему» (Ин. 14:26) и «наставит вас на всякую истину» (Ин. 16:13). Вносить в практику поклонения то, чего нет в учении Иисуса и Его апостолов, значит отрицать, что апостолы были наставлены на всю истину и на всё необходимое знание. Полная истина, открытая апостолам, находится в их писаниях (1 Кор. 14:37; 1 Ин. 4:6).
Продолжаем описывать трансцендентные качества Абсолютной Истины
Великая духовная тайна состоит в том, что Абсолютная Истина испытывает пристрастие к Своим преданным.