Как христианин поёт?
Христианам велено воспевать Богу хвалу. В Иак. 5:13 говорится: “Весел ли кто, пусть поет псалмы”. Веселый христианин должен псалло. Что это значит?
Музыка в поклонении в период Реформации
Активные участники Реформации, старавшиеся привести Церковь XVI века в соответствие с Писаниями, столкнулись с вопросом использования инструментальной музыки во время богослужения. Римско-католическая церковь ввела ее в свою практику. Церковь внедрила в свой обиход образы, каждение, свечи, мощи и многое другое.
Первый английский реформатор Джон Уиклиф (ок. 1320–84) выступал за пение без аккомпанемента; конгрегационное пение поддерживал и Ян Гус (ок. 1369– 1415) в Богемии.
Мартин Лютер (1483–1546), немецкий монах, ставший самым выдающимся членом движения Реформации, был безразличен к образам и инструментам. Все это он относил к вопросам свободы в богослужении.
Герхард Карлштадт (ок. 1480–1541), тоже немец, выступал против них. Он утверждал, что играющий на инструменте не может поклоняться, если он занят игрой. Карлштадт выступал за песнопение всей общиной без аккомпанемента.
Ульрих Цвингли (1484–1531) из Цюриха, Швейцария, занял важную позицию. Хотя он сам был талантливым музыкантом, Цвингли, тем не менее, настаивал, что поклонение церкви должно состоять только из тех элементов, которые заповеданы Христом в Новом Завете. Всякое добавление к повелению Христа, заявлял он, является нарушением. В ответ на это учение некоторые богослужения стали проводить без использования органа. Но поскольку в понимании Цвингли в Еф. 5:19 и Кол. 3:16 говорится о внутреннем пении сердцем, а не голосом, то он в церкви Цюриха упразднил также и голосовое пение. Дома он использовал музыкальные инструменты для развлечения.
Генрих Буллингер (1504–75), преемник Цвингли в Цюрихе, тоже выступал против использования инструментальной музыки в церкви.
Жан Кальвин (1509–64), возглавлявший Реформацию во Франции и Швейцарии, говорил: «Мы не должны брать на вооружение все, что, по нашему мнению, нам подходит, но должны следить за указаниями Того единственного, кто правомочен их предписывать». Без повеления или примера использования механических инструментов в Новом Завете мы не имеем права привносить их в церковь. Кальвин не был против игры на инструментах в частной жизни, но выступал против использования их в христианском собрании.
Теодор Беза (1519–1605), преемник Кальвина в Женеве, тоже возражал против использования инструментов в поклонении.
Голландец Менно Симонс (ок. 1496–1561), участник движения, сегодня называемого радикальной Реформацией, выступал против всего, что ясно не заповедано в Писаниях.
Джон Нокс (ок. 1514–72) продвигал аналогичные взгляды в Шотландии. Шотландские реформированные церкви стали ярыми противниками инструментальной музыки. Первые английские реформаторы отвергали инструменты, хотя англиканская церковь, в конце концов, ввела их использование в свою практику. Им противились и ранние пуритане, регулировавшие свои действия соответственно повелениям и примерам из Нового Завета. Американские пуритане, включая Бостонских пуритан, тоже поддерживали эту позицию.
Коттон Матер (1663–1728) говорил: «В Новом Завете нет ни одного слова в пользу инструментальной музыки во время поклонения Богу».
Другие возражения можно найти в сочинениях известного методистского автора комментариев Мэтью Генри (1662–1714), который не признавал ни музыку, ни танцы. Он рассматривал их как единое целое.
Исаак Уоттс (1674–1748), первый популярный сочинитель английских гимнов, критиковал аргументы в пользу инструментальной музыки, основанные на Ветхом Завете и Откровении.
Чарльз Сперджен (1834–92), знаменитый баптистский проповедник, отвергал музыкальные инструменты вплоть до 1880 г. Дискутируя по поводу Пс. 42:4, он отмечал: «Если мы славим [Бога] посредством машины, то что ж не молиться посредством ее же».
Уважение к Божьему молчанию
Люди очень часто говорят или думают так: «Пусть в Писаниях и нет официального разрешения, но давайте сделаем это в церкви, потому что Бог никогда не говорил не делать этого». Что если бы Бог действительно составил список всего, что Ему не угодно? Что если бы нам пришлось составить такой список для своих детей? Он получился бы таким длинным и подробным, что никто не стал бы его читать. Те, кто смотрит на библейский авторитет таким образом, глубоко не задумываются; их логика основывается всего лишь на допущении. Нельзя предполагать, что то или иное действие приемлемо только лишь потому, что о нем нет негативного отзыва в Писании. Следует всегда спрашивать: «Это санкционировано Божьим Словом, которое снаряжает нас для всякого доброго дела?» (см. 2 Тим. 3:16, 17). Все, что не санкционировано конкретным указанием, подтекстом или прецедентом, является человеческим нововведением.
Люди вводят в церковное поклонение свои инновации, выживая из общины тех, кто требует библейских полномочий для каждой практики. Один такой распространенный случай — использование в церкви инструментальной музыки. Никто не может найти указания на использование механических музыкальных инструментов, потому что Новый Завет совершенно ничего не говорит об этом в связи с поклонением в общине. Ветхий Завет требовал этого (2 Пар. 29:25), но историки подтверждают, что новозаветная церковь никогда не использовала музыкальные инструменты в общецерковном поклонении.
Вопрос использования инструментальной музыки в церкви был предметом спора в большинстве протестантских общин на протяжении почти всего XIX века, но постепенно она все-таки прокралась в большинство деноминаций. Давайте не будем стремиться к тому, чтобы у нас было, как у прочих народов (1 Цар. 8:5)! Инструменты часто заглушают ту музыку, какую заповедал Бог. В собрании церкви только поющие исполняют заповедь учить и назидать в песнопениях (Еф. 5:19; Кол. 3:16).
Прочтите Евр. 7:12–14. Какова там главная идея? «Поскольку Бог назвал конкретное колено, никакое другое колено Ему не угодно». Давайте помолчим там, где молчит Библия. Принцип молчания, или правило «отсутствия одобрения», наполняет Божье Слово. Иудействующие не должны были требовать от уверовавших язычников обрезываться, потому что апостолы учить так им «не поручали» (Деян. 15:24). Чтобы это запретить, вполне было достаточно молчания апостолов.
Рассмотрим следующий пример практической стороны текста. Ною было велено построить ковчег из дерева гофер; никакое другое дерево не было указано, и потому он не осмелился использовать что-то еще. Определяя, есть ли санкция Библии на что-либо сегодня, мы должны следовать этому же принципу. Если бы Бог употребил общий термин, «дерево», то Ной мог бы использовать любое дерево. Некоторые возражают против такого хода мысли, но именно его использовал автор Послания к евреям. Принцип уважения к Божьему молчанию применим и сегодня. Если бы Новый Завет содержал повеление или пример со словами: «У них в церкви была музыка», то мы могли бы использовать любую музыку по своему желанию. Однако девять новозаветных отрывков о музыке во время поклонения упоминают только пение (Мф. 26:30; Мк. 14:26; Деян. 16:25; Иак. 5:13; Рим. 15:9; 1 Кор. 14:15; Еф. 5:19; Кол. 3:16; Евр. 2:12). Это санкционирует для нас единственно музыку а капелла — итальянский термин, буквально означающий «в стиле часовни». Мы должны «воспевать» (псаллонтес) Богу, используя лишь один инструмент, сердце (Еф. 5:19).
Несколько слов о несанкционированных формах поклонения
Некоторые действия во время поклонения не разрешены христианам. Пляски как форма поклонения — не от Иисуса. Мариамь вместе с женщинами танцевала (Исх. 15:20) ещё до передачи закона. Давид плясал сам (2 Цар. 6:14–16) и упоминал пляски в Пс. 149:3 и 150:4 (см. Современный Перевод). Однако Библия не дает ни одного примера, чтобы какая-нибудь община или человек в Новом Завете плясали во время богослужения.
В некоторых случаях упомянутые в Библии пляски не были религиозными по своему характеру (Суд. 11:34; 1 Цар. 18:6; Мф. 11:17; 14:6; Лк. 15:25). В других случаях это делалось во время поклонения идолам (Исх. 32:19; возможно, также Суд. 21:21–23; 1 Цар. 30:16). В Новом Завете нет ни повелений, ни даже намеков на то, что пляски должны быть формой поклонения для христиан. Те, кто пляшет во время поклонения, не могут утверждать, что в своих действиях основываются на учении Иисуса, Его апостолов или Его пророков.
Поклонение совершается разумом, а не телом. Иисус неодобрительно отзывался о демонстративных действиях, направленных на то, чтобы привлекать внимание к поклоняющемуся. Он учил: «Не творите милостыни вашей пред людьми с тем, чтобы они видели вас» (Мф. 6:1, 2). Нам не следует ничего делать демонстративно, чтобы показать другим, что мы молимся или постимся (Мф. 6:5, 6, 16-18). Наши встречи с Богом не должны быть показными, нарочитыми, привлекать к нам особое внимание как к поклонникам.
Ещё одно замечание относительно поклонения состоит в том, что оно не должно быть «по доверенности». Каждый христианин должен поклоняться лично. Слушать славословие из уст других — это не поклонение. Мы должны быть не наблюдателями, а участниками; аудиторией является Бог. Солисты и хоры в собрании могут демонстрировать талант исполнителей и развлекать слушателей. Однако в Новом Завете вы не найдёте ни одного примера или повеления относительно партий соло или хора. Бог обязательно дал бы указание или пример, если бы желал, чтобы христиане сидели и слушали поклонение других.
«Группы прославления» демонстрируют голоса и телодвижения небольшой группы людей. Центром внимания становятся члены этой команды, их демонстрация своих музыкальных способностей или даже религиозного благочестия. Несомненно, здесь тоже применим тот принцип, что мы не должны выражать свою праведность таким образом, чтобы её видели другие. Если это не то, что делает «группа прославления», тогда зачем они демонстративно выходят перед всей общиной с микрофонами для усиления громкости звучания своих голосов?
Некоторые ссылаются на слова Павла в 1 Кор. 14:26 («Когда вы сходитесь и у каждого из вас есть псалом»), доказывая, что в Коринфе пели соло. Вероятно, Павел всё же не хвалит их за то, что они делали, а осуждает. Но даже если и не осуждает, то эти слова не доказывают, что сольное пение имело место. Павел мог иметь в виду, что каждый предлагал или начинал петь псалом, который подхватывала вся община. Если бы несколько человек пытались одновременно начать петь разные псалмы, то это внесло бы путаницу, беспорядок, а не было бы назидательным, независимо от того, пели этот псалом, цитировали или читали хором.
Слова Давида «Посреди собрания воспою Тебя» (Евр. 2:12; цитата из Пс. 21:23) также не подразумевают, как утверждают некоторые, сольное пение. Он говорит, что будет петь «посреди собрания». Всякий, кто поёт вместе со всей общиной, поёт «посреди собрания». Этот стих говорит о пении всей общины, а не о сольном пении или пении небольшой группы.
Иисус заверил апостолов относительно Святого Духа: «[Он] научит вас всему» (Ин. 14:26) и «наставит вас на всякую истину» (Ин. 16:13). Вносить в практику поклонения то, чего нет в учении Иисуса и Его апостолов, значит отрицать, что апостолы были наставлены на всю истину и на всё необходимое знание. Полная истина, открытая апостолам, находится в их писаниях (1 Кор. 14:37; 1 Ин. 4:6).