Бог и идолослужение
Однажды Павел сказал коринфским братьям, что они вполне могут есть идоложертвенное мясо, если это духовно не оскорбляет христиан или нехристиан. Однако в 1 Кор. 10:14–22 апостол проводит черту, которую христиане не должны переступать. Им нельзя участвовать в языческих религиозных мероприятиях.
Пророк Даниил (ч.4): Указ и вызов Богу (3:1–30)
Глава 3 от начала до конца повествовательная. Никакие видения или символы не осложняют нам ее понимание. Не столь важно, когда произошло это событие, как то, что произошло. Каким бы уважением ни проникся Навуходоносор к Богу Даниила в конце главы 2, оно никак не проявляется в начале описанного здесь случая. Царь сделал нового идола. Сделал он это из самолюбия? Руководствовался политическими соображениями?
1 Коринфянам (ч.42): Поведение и совесть — 3: Избегайте идолослужения (10:14–22)
Рассуждением в 10:1–13 Павел завершил разговор, начатый в 8:1. Он призывает избегать не идоложертвенного мяса, а идолослужения (10:14). Если своих читателей Павел чаще всего называл «братьями», то в 10:14 он употребляет более нежное обращение «возлюбленные мои». Он хочет не бранить, а направить и предостеречь своих собратьев христиан.
1 Коринфянам (ч.41): Поведение и совесть — 2: Примеры для нас (10:6–13)
Апостол пересказал историю о том, как Израиль впал в идолопоклонство, не просто так. Он дважды говорит своим читателям, что прошлые события могут многому научить и являются ценными примерами. В предупреждениях Павла об идолослужении, как до этого в других вопросах, высветилась тенденция церкви к разделению. Предпочтение, которое одни оказывали Павлу, а другие Аполлосу, вызывает в памяти разделения.
1 Коринфянам (ч.33): Знание и мясо, принесённое в жертву идолам — 4: Знание и его ограничения (8:7–13)
Павел уже сказал, что знание, каким бы важным оно ни было, не заменяет любовь (8:1). Ему оставалось проиллюстрировать, как упование на знание может затмить любовь. Христиане, полагавшиеся на то, что знание оправдывает употребление ими идоложертвенного мяса, делали это за счёт любви к своим братьям. Он упрекнул их потому, что быть христианином по своей природе является делом общинным.
1 Коринфянам (ч.32): Знание и мясо, принесённое в жертву идолам — 3: Бог против идолов (8:4–6)
«Итак, об употреблении в пищу идоложертвенного мы знаем, что идол в мире — ничто и что нет иного Бога, кроме Единого. Ибо хотя и есть так называемые боги или на небе, или на земле, — так как есть много богов и господ много, — но у нас один Бог Отец, из Которого всё, и мы для Него, и один Господь Иисус Христос, через Которого всё, и мы через Него» (1 Кор. 8:4–6).
1 Коринфянам (ч.30): Знание и мясо, принесённое в жертву идолам — 1: Пролог к главе 8
Коринфская церковь написала Павлу письмо (7:1), которое содержало вопрос или даже несколько вопросов о моральных устоях и браке. Учитывая ту великую бездну, которая отделяла иудейскую и христианскую мораль от греко-римских обычаев, неудивительно, что коринфская церковь испытывала большие трудности. Эти верующие, которые в прошлом были язычниками, теперь должны были задуматься об истинном смысле.