История философии и стадии глобального социально-экономического цикла
Прогноз этно-религиозной ситуации в Абхазии
Замврий: закон жатвы
Замврий... вы что-нибудь слышали о нем? Мы помним Иосифа за его непорочность, Авраама за его веру, Саула за его внешность, Давида за его сердце — а что приходит к вам на память в связи с Замврием? Наверное, ничего. Мы потому ставим прочерк, когда всплывает имя Замврия, что в Писании он надолго не задерживается. Его правление длилось мгновение, всего одну неделю в 885 г. до н.э., — самое короткое правление.
1 Коринфянам (ч.11): Возвещение свидетельства Божьего — 1: Защита Павлом своей вести (2:1–5)
Решение проблемы разделений в коринфской церкви Павел начал с выявления главной их причины: основанием для образования конфликтующих групп стало то, что они предпочитали разных проповедников и их стиль учения. Для оценки апостольских свидетелей были использованы популярные критерии, применявшиеся к уличным философам. Это привело к волнениям внутри церкви.
Иисус Христос вчера, сегодня и во веки тот же
«Иисус Христос вчера и сегодня и во веки Тот же» (Евр. 13:8).
Некоторые пользуются этой истиной, чтобы поспорить: «Он творил чудеса в библейские времена; если Он Тот же, Он должен творить их и сегодня». Этот довод безоснователен, так как отрывок учит только тому, что сегодня Он остаётся той же личностью, с той же природой. Он всё так же желает нам благополучия и обладает той же властью, чтобы защитить наши души. Данное утверждение ни в коем случае не означает, что Он действует таким же образом, как действовал во время Своего земного служения.
Берёт ли Иисус нынче несколько рыбок и хлебов, чтобы мгновенно превратить их в еду для миллионов умирающих от голода людей в мире? (см. Мф. 14:15–21; Мк. 6:34–44; Ин. 6:5–13). Превращает ли Он нынче в одно мгновение воду в вино (Ин. 2:1–10)? Создаёт ли Он нынче людей из праха одним лишь Своим словом (Быт. 2:7)? Воскрешает ли Он людей из мёртвых? (см. Лк. 7:11–15; 8:49–55). Ясно, что в настоящее время Иисус не поступает так, как Он поступал, когда жил на земле.
Пятидесятница и после неё
Иудейский праздник Пятидесятницы, описанный в Деян. 2, отмечался на пятидесятый день после распятия Иисуса (на Пасху) и всего на десятый день после Его вознесения на небо. Изначально Пятидесятница была праздником начатков жатвы пшеницы, но впоследствии её каким-то образом (никто не знает каким и почему) связали с передачей закона на горе Синай — со временем обновления завета между Богом и Израилем.
1 Коринфянам (ч.10): Разделения и споры в церкви — 4: Мудрость Божья (1:18–31)
Религиозный климат в Коринфе и других греческих городах способствовал преклонению перед умной речью и изысканными умозаключениями. Ничто в словах Павла не отмечено некой особенной печатью показной учёности. Дух, сеющий разделения в церкви, был результатом предпочтений и приверженностей, поддерживавших престиж некоторых христиан, которые хотели властвовать над другими.
Царство Небесное
Оба — и Иоанн Креститель, и Иисус — проповедовали: «Приблизилось Царство Небесное» (Мф. 3:2; 4:17; 10:7). Слово «царство» в Евангелиях от Матфея, Марка, Луки и Иоанна встречается более сотни раз. Это их главная тема.
Греческое слово, переведенное как «царство», предполагает «владычество и правление». В Евангелиях оно прежде всего означает ту область, в которой владычествует Господь.
Слово «царство» встречается во всем Новом Завете (Рим. 14:17; 1 Кор. 4:20), но главным образом оно употреблялось по время личного служения Христа. Многие века иудеи ждали Царя (Мессию), который бы пришел и установил Свое царство.
Однако у иудеев было ложное представление о царстве Мессии. Они думали, что это будет земная, политическая империя. Иисус сказал, что Его царство «не от мира сего» (Ин. 18:36). Большинство Его притч были притчами о царстве, раскрывающими духовную природу царства.
Для обозначения царства в Евангелиях используется несколько терминов. Наиболее употребляемым (встречается более пятидесяти раз) является «Царство Божие» (Мф. 19:24; Мк. 4:26). Любимый термин Матфея — «Царство Небесное» (Мф. 5:3, 10, 19). Только он употреблял это словосочетание — более тридцати раз. Иисус использовал такие выражения, как «Мое Царство» (Лк. 22:30; Ин. 18:36) и «Царство Отца Моего» (Мф. 26:29). Иногда говорилось просто — «Царство» (Мф. 4:23; 13:19).
Некоторые пытаются доказать, что есть разница между «Царством Божьим» и «Царством Небесным», но их усилия неубедительны. Джон Картер пишет: «По-моему, все попытки указать на различие их значения натянуты, а само это различие кажется надуманным». В Мф. 19:23, 24 эти два выражения употребляются взаимозаменяемо:
«Иисус же сказал ученикам Своим: „Истинно говорю вам, что трудно богатому войти в Царство Небесное; и еще говорю вам: удобнее верблюду пройти сквозь игольные уши, нежели богатому войти в Царство Божие“».
В восьми параллельных отрывках там, где у Матфея написано «Царство Небесное», другие синоптические авторы пишут «Царство Божие». (Сравните, например, Мф. 4:17 с Мк. 1:14, 15).
В Новом Завете слово «царство» может иметь и другие значения. Иногда им называют небеса (см. Деян. 14:22; 2 Пет. 1:11). Большей же частью этим словом обозначают тех, кто добровольно покорился правлению Царя царей, кто позволил Господу царствовать в своих сердцах.
В посланиях подданные царства называются «церковью». Если в Евангелиях предпочтение отдается термину «царство», то в посланиях — слову «церковь». «Царство» и «церковь» — это не два разных духовных установления, а одно и то же. Говоря о Своем царстве в Мф. 16:18, 19, Иисус назвал его «Церковь Моя».
Христово царство/церковь имеет своим началом первую Пятидесятницу после смерти, погребения и воскресения Христа (см. Мк. 9:1; Деян. 1:6-8; 2:1-4). После этого события о царстве/церкви уже говорится как о чем-то реально существующем (Деян. 5:11; 8:1, 3; Кол. 1:13; Евр. 12:28; Отк. 1:6).
Некоторые учат, что царство еще не установлено. Две тысячи лет назад Иоанн и Иисус учили, что царство «приблизилось» (то есть «почти пришло»). Кроме того, Иисус учил, что царство придет при жизни некоторых из слушавших Его (Мк. 9:1). В Писаниях нет учения, что царство придет когда-то в будущем, зато они утверждают, что Иисус начал царствовать, когда вознесся к Богу (Деян. 2:29–36). Сейчас Христос правит Своим Царством на небесах — и будет править до тех пор, пока не вернется в конце нашей эры (см. 1 Кор. 15:24–27), чтобы забрать Своих верных последователей с Собой на небеса (Ин. 14:1-3).
Хотя после установления церкви/царства (Деян. 2) слово «церковь» употребляется чаще слова «царство», не упускайте из виду того факта, что Господня церковь есть царство.
Гнев
Нет хуже греха - говорить Богу, каким Он должен быть. Новые толкования теперь убеждают нас, что у Бога нет гнева. «У Него есть только мука, страдание», — заявляют некоторые. Неправда! Конечно, грех сильно огорчает Бога, но Он также и гневается. Это выражено в Евр. 10:26–31 и 12:28, 29, и это демонстрируется во всей Библии.
1 Коринфянам (ч.9): Разделения и споры в церкви — 3: Увещевание относительно разделения в церкви (1:10–17)
По ходу своего письма Павел отвечает на несколько вопросов, которые коринфская церковь послала ему. Но прежде чем перейти к этим вопросам, апостол хотел поговорить о разделениях в теле (1:10—4:21). Недавнее сообщение из Коринфа о проблеме разделения полностью завладело мыслями Павла. В чём-то говорить о распрях и разногласиях в церкви было для Павла мучительнее всего.
От утери всего к великой вере
Наполеон Бонапарт посадил человека по имени Шарни в тюрьму. Во дворе тюрьмы рос маленький цветок. Над ним на тюремной стене было написано: "Все приходит случайно". Эта фраза в сжатом виде выражает философию французских революционеров. День за днем во время одиноких прогулок Шарни этот цветок учил его вере. Он изготовил для него опору в виде рамки и навес для защиты. Он не верил, что все происходит случайно.
1 Коринфянам (ч.8): Разделения и споры в церкви — 2: Обогащённые Богом во всём (1:4–9)
В риторских школах в греко-римском мире ораторов и авторов учили начинать речь со слов, выстраивающих связь с аудиторией. Полученное светское образование помогало Павлу в общении. После формального приветствия апостол напоминает коринфской церкви о благословениях, дарованных им Богом:
Начало процесса толкования Писаний
В Прит. 22:6 сказано: «Наставь юношу при начале пути его — он не уклонится от него, когда и состарится». То, что сказал автор, читается без всякого труда, но что он имел в виду?
Некоторые говорят: «Он имел в виду, что если мы будем учить своих детей поступать правильно и будем воспитывать их в христианских семьях, то они станут христианами и всегда будут верными». Другие возражают...
1 Коринфянам (ч.7): Разделения и споры в церкви — 1: Приветствия от Павла и Сосфена (1:1–3)
Когда люди в греко-римском мире писали письма, они перво-наперво называли себя. Кроме того, они в общих чертах обрисовывали то, чего хотели достичь в своих письмах. Своё письмо к коринфянам Павел начинает с того, что несколькими штрихами обозначает своё авторитетное положение по отношению к своим читателям и выражает нежную заботу о них.
Божья семья
Божьи святые имеют разные названия в Новом Завете. Их называют “церковью”, словом, обозначающим, что они народ “призванный”. Их называют “телом Христовым”, что подчеркивает единство членов. Их называют “царством Божьим”, указывая на божественное правление Господних людей; их также называют “домом”, или семьей, что говорит об их принадлежности Богу. Вот отрывки, раскрывающие эти истины...
1 Коринфянам (ч.6): Вступление — 6: Эфес, Коринф и Павел; Содержание письма
Павел покинул Коринф вместе с Акилой и Прискиллой. Его первой остановкой на пути в Иерусалим был Эфес. Возможно, чтобы Бог сохранил его в Коринфе и в качестве жеста благодарения за это, Павел перед приходом в Коринф дал обет назорейства (Чис. 6:2–5). Срок его обета закончился, когда он готовился отплыть из восточного порта Коринфа, Кенхрей. Поэтому перед отплытием он постригся (Деян. 18:18).
Сердце
Повседневная жизнь с Богом каждый день ставит один вопрос: “Право ли мое сердце пред Богом?” Сердцевиной проблемы является сердце. То, что лежит за нами и перед нами — пустяки в сравнении с тем, что лежит в нас. Работа сердца — трудная работа. “Больше всего хранимого храни сердце твое, потому что из него источники жизни” (Прит. 4:23). Христианство — это религия сердца. Однако сердце является основным элементом не только в христианстве, но и в иудаизме (см. Втор. 6:5; Мф. 22:36-38). Чистые сердцем увидят Бога (Мф. 5:8). Люди только тогда добры, когда добры их сердца (Лк. 6:45). Не Саул, а Давид был “мужем по сердцу” Божьему (1 Цар. 13:14; Деян. 13:22). “Цель же увещания есть любовь от чистого сердца, и доброй совести, и нелицемерной веры" (1 Тим. 1:5). Грешники нуждаются в новом сердце — в пересадке сердца (2 Кор. 5:17; Иер. 31:33; Иез. 11:19; 36:26).
Человек судит по внешнему виду; Бог же смотрит на сердце (1 Цар. 16:6, 7). Сердце символизирует человека. Сердце — единственный орган, который в Библии никогда не приписывается животным. Мы должны хранить свое сердце: "Лукаво сердце человеческое более всего и крайне испорчено. Кто узнает его?” (Иер. 17:9); “Испытай меня, Боже, и узнай сердце мое; испытай меня и узнай помышления мои" (Пс. 138:23). Сатана похищает евангелие из сердца (см. притчу о сеятеле в Мф. 13:19). Павел говорил, что мир Христов владычествует в наших сердцах (Кол. 3:15). Наши сердца должны страдать от того, от чего страдает Божье сердце. Христианам нужна ежедневная доза святого “горения сердца" (см. Лк. 24:32).
“Сердце" сегодня “в моде". Никто не станет отрицать, что все исходит от “сердца", и все же глубоких исследований делается мало. В XX веке о сердце не написано ни одной “классической" книги! Мы говорим о нем, но серьезно им не занимаемся. Мы хотим эмоциональных "переживаний", но не заинтересованы в “умилении сердца", в покаянии (Деян. 2:36-38). Чрезвычайно важно, чтобы мы изучали “сердце" и жили “по сердцу”. Нам нужно как правильное учение, так и правильная жизнь. Без Писаний и здравого смысла мы сводим сердце до мистики, суеверия и идолопоклонства.
Поэтому давайте изучать сердце! Я читал, что в Писаниях сердце упоминается по меньшей мере 822 раза. Такая частота говорит о громадной важности. Эти Писания открывают три главные функции сердца: (1) мысль, (2) волю и (3) эмоции. В противоположность нашей культуре и привычному мышлению, преобладающей функцией сердца являются вовсе не эмоции. Обратите внимание на частотность употребления указанных значений этого слова: (1) мысль — 204 раза; (2) воля — 195 раз; (3) эмоции — 166 раз.
На еврейском языке нет слова, которое бы означало разум. Думает, рассуждает и верит сердце. “Потому что каковы мысли в душе [в сердце] его, таков и он” (Прит. 23:7). Цель нашей по вседневной жизни с Богом — иметь мудрое сердце (Пс. 89:12). На наших сердцах написан закон (Иер. 31:33). Разумение — главная функция сердца. Соломон любил слишком много жен, и они совратили его сердце (3 Цар. 11:1-4). Отвернувшись сердцем от Бога, Соломон обратился сердцем к другим богам. Это было не просто физическое вожделение; Соломон утратил свою нравственную мудрость. Самый мудрый человек на земле утратил мудрость! Молодым человеком, только став царем, Соломон попросил у Бога разумного сердца (3 Цар. 3:5-10). Позже Соломон лишился этого разумения.
Сначала идет факт (истина), затем вера, а затем чувство. Чувство никогда не должно преобладать над фактом или верой. Однако разумение гораздо шире и глубже логики. Не вера является выводом к логическому силлогизму. Нельзя изменить сердца через разум. Мы должны хранить сердце, а не разум. Отношение сердца важнее правильных ответов на отдельные вопросы. Только когда сердце наше будет право, мы сможем добиться, чтобы стал прав и наш разум. Спросите себя: “Право ли мое сердце пред Богом?”
А теперь — что нам делать?
Пройдя с Иисусом через суровое испытание Его страданий, увидев, какую жертву Он принёс за нас, давайте теперь поставим перед собой самый важный вопрос в связи с увиденным: «Каких действий ждёт от нас Иисус?» Следует ли нам разойтись по домам, бия себя в грудь в изумлении и удивлении, как когда-то давно сделали некоторые (Лк. 23:48)? Или постоять какое-то время у креста, размышляя о произошедшем, как женщины
1 Коринфянам (ч.5): Вступление — 5: Создание христианской общины в Коринфе
Прибыв в Коринф, Павел первым делом должен был научиться находить нужную ему дорогу среди улиц города. Вскоре он отправился на поиски иудейской общины. Иудеи были представлены в большинстве столичных центров римского мира. Некоторые были рабами или бедными вольноотпущенниками, но были также и купцы и банкиры. При их синагогах могли быть небольшие комнаты, дававшие пристанище заезжим соотечественникам.
Терпение
"Терпение" - богатое слово, означающее стойкость, упорство, выносливость. Быть терпеливым - значит безропотно переносить беду. Терпение включает в себя способность стойко держаться, способность страдать и способность ждать. Оно упоминается среди семи добродетелей, которые мы должны приложить к своей жизни (2 Пет. 1:6; см. Евр. 12:1, 2). Поскольку Иисус является нашим совершенным образцом, давайте проследим, как Он демонстрировал терпение.
Терпение по отношению к людям. Мы видим терпение Иисуса в Его усилиях завоевать людей. Толпы теснили Его, а Он ходил творя добро. Он был терпелив со Своими учениками, когда они не понимали Его. Он был терпелив и со своими врагами. Он был готов простить их и молился Богу об их помиловании.
Терпение по отношению к обстоятельствам. Прослеживая земную жизнь Иисуса, видя Его во время испытаний и на Голгофе, мы вдруг осознаем, что Он был полным Хозяином Своих обстоятельств. Мы можем также поучиться у Иова (см. Иак. 5:11) и у Павла (см. Фил. 4:11). Христианин не огражден от испытаний и невзгод, но даже в самые трудные минуты он спокоен. Иаков учил, что испытания развивают терпение (Иак. 1:1-3).
Терпение по отношению к Богу. Иисус всегда покорялся воле Своего Отца. Он молился: "Не Моя воля, но Твоя да будет" (Лк. 22:42). Когда Бог работает над исполнением Своих планов, мы должны проявлять терпение. Мы должны упорно продолжать молиться и никогда не думать, что Бог забыл Свои обещания.