Курт Гёдель и трансдисциплинарное понятие божественного.
Колесо Сансары и трансдисциплинарность (окончание)
Китайские штудии ч.2: Ся, Шань и Чжоу
Колесо Сансары и трансдисциплинарность
Продолжим начатый предыдущем посте разговор о религии и реинкарнации, но теперь обратимся к механике процесса.
Базовой схемой, описывающей процесс, является колесо Сансары
Вот его традиционное представление. Описание см. по ссылке. Индуистские, джайнистские и буддийские описания могут отличатся в трактовках, но как правило общую схему все описывают одинаково.
Также я специально нашел картинку без красивостей, но со стрелочками. Согласно базовой модели, реинкарнация происходить множество раз, пока душа либо не сольется с Абсолютом либо не прекратит своё существование.
В графическом виде переход Абсолюту (Брахме в индуизме, Нирване в буддизме) рисуют обычно так
Если это представить на структурной матрице, то все эти картинки можно обобщить следующим образом.
Колесо Сансары с выходом в Абсолют (Брахму, Нирвану)
Колесо Сансары с удалением от абсолюта и прекращением существования.
Земная жизнь в данной концепции происходит только в левой верхней четверти матрицы.
Собственно, если проанализировать с точки зрения структурной матрицы авраамические и политеистические религии, то окажется, что земная жизнь там располагается примерно там же.
Колеса Сансары как будто нет, но элементы механизма все на своих местах.
А если еще добавить одну из моих любимых цитат из Милорада Павича
Слушайте теперь то, чего вы не знаете. Три реки античного мира мёртвых — Ахеронт, Пирифлегетон и Коцит — принадлежат сейчас преисподним ислама, иудаизма и христианства; их русла разделяют три ада — геену, ад и ледяную преисподнюю магометан — под территорией бывшей страны хазар. Здесь как раз и сходятся границы трёх загробных миров: огненное государство Сатаны с девятью кругами христианского ада, с троном Люцифера и знамёнами владыки тьмы; исламский ад с царством ледяных мук Иблиса и область Гевары с левой стороны от Храма, где сидят еврейские боги зла, вожделения и голода, геена во власти Асмодея. Эти три ада существуют отдельно, граница между ними пропахана железным плугом, и никому не позволено её переходить.
Правда, вы эти три ада представляете себе неправильно, потому что у вас нет опыта. В еврейском аду в державе ангела тьмы и греха Велиала, корчатся в огне вовсе не евреи, как вы думаете. Там горят одни лишь арабы и христиане. Точно так же и в христианском пекле нет христиан — в огонь там попадают магометане или сыны и дочери Давида; в то время как в магометанском аду страдают только христиане и евреи, ни одного турка или араба там нет. (М, Павич. «Хазарский словарь»)
То выяснится, что правый квадратик можно разделить на три части (ориентация и порядок расположения взяты условно, пока над этим глубоко не думал)
Соответственно цветом помечены этапы развития религиозного сознания: от простейших представлений (трехчастный мир шаманизма и родноверия) до системы «мировых» авраамических религий. Представления усложняются, расширяются и того гляди через 50-100 лет по крайней меер в христианстве дойдет до колеса Сансары и признания реинкарнации.
Хотя например христианство при зарождении и в первые века своего существования вполне допускало реинкарнацию, но потом с этим быстро покончили, после того, как религия стала официальной в Римской империи
Если же говорить непосредственно о концепции реинкарнации, то рис. 4 и 5 дают нам существенную корректировку: для достижения Абсолюта душа должна увеличивать испытания — поскольку размах спирали возрастает.
И чем более упорядочено ваше земное существование, тем более беспокойным и хаотичным будет посмертное.
Китайские штудии. ч.1: «богопотери» и еще немного «ранней» цивилизации
История философии и стадии глобального социально-экономического цикла
Прогноз этно-религиозной ситуации в Абхазии
1 и 2 Тимофею и Титу (ч.29): Образец и лжеучение (2 Тим. 2:14-18)
Тимофей получил предупреждения о следующих возможных ошибках: о неверных методах и стилях обучения, об укоризненности Божьего вестника или работника и о распространении лжеучения. Как ни трагично, но все эти три проблемы бытуют среди Божьих людей и поныне.
Вера в действии
Иисус спросил: «Что вы зовете Меня: “Господи! Господи!” — и не делаете того, что Я говорю?» (Лк. 6:46). Недостаточно признавать Его Господом. Вера побуждает человека исполнять волю Того, в кого он верит.
1. ДЕЛА, НА КОТОРЫЕ ПОБУДИЛА ВЕРА
В Евр. 11 дается множество примеров побуждающей к действию природы веры: Авель принес угодную жертву (ст. 4); Ной построил ковчег (ст. 7); Авраам покинул свою родину и отправился в землю, обещанную Богом (ст. 8); израильтяне обошли вокруг Иерихона (ст. 30); Раав помогла израильским лазутчикам (ст. 31). Делами Авраама его «вера достигла совершенства» (Иак. 2:22). Его вера не стала полной или «совершенной», пока он не начал действовать. Вера является мощной движущей силой, побуждающей нас исполнять Божью волю.
2. ДЕЛА КАК ПРИЗНАК ЖИВОЙ ВЕРЫ
Иаков писал, что без дел вера мертва и бесполезна (Иак. 2:17, 20, 24, 26). Собака все равно остается собакой, даже если она мертва; но если она мертва, она не совершает никаких действий. Это же верно в отношении веры. Действие заключено в энергичной и живой вере.
3. ДЕЛА КАК ОТКЛИК НА БОЖЬЕ СЛОВО
Бог не вкладывает веру непосредственно в сердце человека, давая в качестве знака какое-то мистическое чувство, или в результате прямого действия Святого Духа. Библия учит, что вера приходит от правильного отклика на Божье слово: «Итак, вера от слышания, а слышание от слова Божия» (Рим. 10:17). Роль Бога в формировании веры — это дар Его Слова. Роль человека — в принятии этого Слова. О чудесах Иисуса было написано, чтобы люди могли узнать о них и обрести вечную жизнь, уверовав в Иисуса (Ин. 20:30, 31). Услышав проповедь евангелия, самаряне и коринфяне уверовали (Деян. 8:5, 12; 18:8). Это же относится и к эфесским христианам, которые уверовали, «услышав слово истины» (Еф. 1:13).
Одно общее царство Израиля (ч.3): Жизнь и царствование Давида
В истории Ветхого Завета есть три великих имени: Авраам, Моисей и Давид. Авраам - основатель, Моисей - законодатель, а Давид - великий царь. Его правление отмечено наивысшим расцветом мощи и благосостояния народа. Но Давид был не просто царем. Он был еще и народным поэтом. В древнееврейской литературе жизнеописания Давида и его произведения занимают второе место, уступая лишь Моисею.
1 и 2 Тимофею и Титу (ч.28): Образец для стойкого христианина (2 Тим. 2:1-13)
Во 2-й главе Павел использует много определяющих слов и фраз: это и “воин”, и тот, кто “подвизается” (“участвует в состязании”; Современный Перевод), и “земледелец”, и “сосуд в чести”, и “раб”. С их помощью создается прекрасная картина верности преданного ученика Христа. Тимофею нужно было не только самому следовать тому образу жизни, который обрисовал Павел, но и помогать в этом другим христианам.
Второзаконие: прощальное слово Моисея
НАЗВАНИЕ
Название “Второзаконие” означает “второй закон”. Книга, однако, представляет собой не второй закон, а вторую (повторную) передачу закона. Почти через сорок лет после передачи Десяти заповедей почтенный руководитель, Моисей, еще раз повторяет закон и дает оценку тому, что случилось в пустыне.
ИСТОРИЧЕСКИЕ СВЕДЕНИЯ
Скитания по пустыне окончены. Сыны Израилевы стоят на восточном берегу реки Иордан, готовые войти в землю обетования. Моисей многое хочет сказать, прежде чем руководство перейдет к его правой руке, Иисусу Навину. Его “прощальное обращение” — это четыре тесно примыкающих друг к другу послания.
Автором подавляющей части Второзакония является Моисей, но так как в самом конце описывается смерть Моисея, то эти заключительные слова добавлены кем-то другим. Если следующую книгу написал Иисус Навин, то вполне вероятно, что эти последние строки принадлежат ему.
Поскольку большая часть Второзакония является повторением, возникает искушение проигнорировать ее. Вспомните, однако, что во время искушения сатаной Иисус цитировал именно Второзаконие (Мф. 4:4, 7, 10; Втор. 6:13, 16; 8:3). Если уж Иисус считал книгу достойной того, чтобы ее знать наизусть, то давайте и мы не будем пренебрегать ею.
ПЛАН
I. ВСТУПЛЕНИЕ: ОБЗОР ИСТОРИИ (1–4).
II. ПОВТОРЕНИЕ, РАСШИРЕНИЕ И ПРАКТИЧЕСКОЕ ПРИМЕНЕНИЕ ЗАКОНА (5–26).
А. Взгляд в прошлое: повторение закона (5–11).
1. Повторение основных исторических событий в связи с законом (5–7).
2. Взгляд в прошлое — на исход и скитания в пустыне; некоторые практические моменты (8–11).
Б. Взгляд в будущее — расширение некоторых законов и применение их к той ситуации, которая будет в земле ханаанской (12–26).
III. “ВЫБОР ЗА ВАМИ: БУДЬТЕ ПОКОРНЫ БОГУ И БЛАГОСЛОВЛЕНЫ ИЛИ НЕПОКОРНЫ И ПРОКЛЯТЫ” (27–30).
A. Закон, который должен быть написан на горе Гевал (27).
Б. Выбор и его последствия (28).
B. Напоминание об их завете с Богом (29).
Г. “Когда придут на тебя все слова эти...” (30).
IV. ЗАКЛЮЧЕНИЕ: ПОСЛЕДНИЕ ДНИ (И ПОСЛЕДНИЕ СЛОВА) МОИСЕЯ (31–34).
А. В 120-й день рождения Моисея (31–33):
1. Завершение закона; песнь (31, 32).
2. Моисей благословляет колена Израилевы (33).
Б. Моисей восходит на вершину горы, смотрит на Ханаан и умирает; погребение в неизвестной могиле (34).
УРОКИ ВТОРОЗАКОНИЯ
Одним из самых великих уроков является для нас жизнь Моисея. Хотя Моисею было сказано, что он не войдет в землю обетованную, он не огорчился и не бросил все. Он остался верным до конца!
Шема, которая появляется в 6:4-9, была сердцевиной еврейской религии. Эти слова произносились (и произносятся) благочестивыми иудеями по всем торжественным случаям. Когда Иисуса спросили о “наибольшей заповеди в законе” (Мф. 22:35-38), Он процитировал из этого отрывка: “«Возлюби Господа, Бога твоего, всем сердцем твоим и всей душой твоей, и всем разумением твоим». Это первая и наибольшая заповедь” (ст. 37, 38).
Впечатляющие стихи в гл. 28 описывают благословения, которые приходят, когда мы повинуемся Богу, и проклятья, которые мы навлекаем на себя, когда не повинуемся. Перечитайте гл. 28 и вспомните дальнейшую историю иудеев. Она предсказывает, что случится с этим народом.
Между Второзаконием и жизнью Христа много связующих моментов. Вдобавок к уже упоминавшимся стихам прочтите еще 18:15-19 и 21:23.
Одно общее царство Израиля (ч.2): Царствование Саула
1095-1055 гг. до н.э., 1 Цар. 11–31
1 и 2 Тимофею и Титу (ч.27): Выбор в отношении стойкости (2 Тим. 1:15-18)
Павел предупреждает Тимофея о том, что перед ним стоит выбор. Христианство - это не гладкое, ровное поле, а наклонная плоскость. Мы либо поднимаемся, чтобы искупить время, либо скатываемся назад в бесчестие.
Перевод слова ПСАЛЛЕЙН
Греческий глагол псаллейн вначале означал «щипать струны какого-либо инструмента». В Септуагинте он появляется в качестве перевода глагола замар и реже — наган. Он описывает то, что делал Давид с гуслями, чтобы успокоить дух царя Саула (1 Цар. 16:16, 17, 23; 18:10). Перед наименованием инструмента, на котором играли, стоит предлог эн (Пс. 97:5; в переводе Синодальной Библии — «с»). Когда инструмент конкретно не упоминается, этот глагол обычно переводится как «петь».
В Новом Завете псаллейн встречается в четырех местах: Рим. 15:9; 1 Кор. 14:15; Еф. 5:19 и Иак. 5:13. В Вульгате это слово один раз переведено как кантабо (Рим. 15:9), но в остальных случаях транслитерировано как псаллам. В английском переводе со времени Джона Виклифа (ок. 1328-84) оно всегда — «петь». Ефесянам 5:19 в разных русских переводах звучит так: «славя и воспевая в сердцах ваших Господу» (Синодальный Перевод); «Пойте и воспевайте Господа в сердцах ваших» (Современный Перевод); «Пойте и воспевайте Господа от всего сердца» (Российское Библейское Общество); «Пойте и прославляйте Господа в ваших сердцах» (Международное Библейское Общество); «сердцем своим воспевая и вознося псалмы Господу» (Восстановительный Перевод). И нигде не сказано «пойте и играйте музыку Господу». По всему видно, что трудность для переводчиков составлял подбор разных терминов с одним значением к словам адонтес и псаллонтес, но перед ними не стоял вопрос, о чем идет речь: об инструментальной музыке или пении а капелла.
Требует исследования и фраза «в сердцах ваших» (те кардиа). В греческом она точно соответствует выражению «петь умом» в 1 Кор. 14:15. В Евр. 13:15 сказано, что нужно «приносить Богу жертву хвалы, то есть плод уст, прославляющих имя Его».
Одно общее царство Израиля (ч.1): Теократия
От помазания Саула до воцарения Ровоама; 1095-975 гг. до н.э.
1 и 2 Тимофею и Титу (ч.26): Испытание стойкости (2 Тим. 1:8-14)
Во 2 Тим. 1:1-7 Павел закладывает надежное основание для стойкости. Начиная со стиха 8, он объясняет, почему необходим такой фундамент. Павел, Божьи заповеди и Божий народ являются только частью картины. Многое в христианской жизни может стать испытанием для души. Слишком большое давление со стороны может сломить всякого, кто лишен духовной силы во Христе.
Означает ли «плоть» (саркс) «греховную природу»?
В греческом Новом Завете различные формы слова саркс встречаются около 150 раз. В большинстве этих отрывков значения «греховная природа» вообще не может быть. Например, Иисус стал саркс, «плотью» (Ин. 1:14); Его «плоть» — наш хлеб жизни (Ин. 6:51), который мы должны (в духовном смысле) есть, дабы иметь жизнь (Ин. 6:53–56). «Плоть» Иисуса не подвержена тлению (Деян. 2:31). Он был потомком Давида и патриархов по «плоти» (Рим. 1:3; 9:5). Иисус был Бог, явившийся «во плоти» (1 Тим. 3:16) и был умерщвлен «по плоти» (1 Тим. 3:16) (1 Пет. 3:18). «Греховная природа» никак не вписывается в эти контексты.
Когда саркс употребляется по отношению к человеку как существу, чье тело может использоваться для святых или злых целей, оно означает его хорошие или дурные «похоти плоти». Смысл можно определить только по контексту (Деян. 2:26; Рим. 8:7). Когда люди оказываются перед нравственным выбором, такие похоти, как правило, греховны; таким образом смысл чаще бывает отрицательным, чем положительным.
Ни один большой греческий лексикон, ни один словарь и ни одна энциклопедия не дают саркс такое определение, как «греховная природа». Ближе всего к «греховной природе» стоит словосочетание «страсти греховные» в Рим. 7:5. Но даже здесь Павел говорит не о греховной «плоти» (саркс), а о греховных «страстях» (пафемата). Не «плоть», а «Закон» будил греховные страсти, работая через члены тела.
По отношению к человеческим страстям лексиконы дают примерно такие определения саркс: «[Плоть] находится во власти греха до такой степени, что где есть плоть, там присутствуют и все формы греха, и ничего хорошего не может жить в саркс» (Бауэр). В качестве возможного перевода предлагается «греховная плоть» — но нигде и никогда «греховная природа» или «греховная натура».
Подводя итог сказанному о саркс, Эдвард Швейцер пишет: «Таким образом, плоть — это не та сфера, которую следует отличать от других земных вещей и которая внутренне [врожденно] плохая или особенно опасная. Она становится плохой, только когда человек строит на ней свою жизнь».
Макдональд верно отмечает:
«И все же „плоть“ — саркс — не просто название слабости человека как творения Божия. Да, плоть тленна (1 Кор. 15:53) и подвержена смерти (2 Кор. 10:2). Тем не менее, Павел придает более позитивное этическое содержание своей идее саркс. Таким образом, хотя плоть сама по себе не греховна, она является той частью человеческой природы, которая дает греху шанс. Она дает греху плацдарм для действия. Саркс — это такой элемент в человеке, в который грех внедряется и к которому он прилепляется. Тогда на основании этого, в широком смысле, можно сказать, что, хотя Павел ни в коем случае не учит гностическому представлению о неотъемлемой греховности материи, он считает плоть в какой-то степени пропитанной грехом, в результате чего мы имеем „дела плоти“ (см. Гал. 5:19 и др.).
Хотя люди слабы и склонны к греху, никакая «греховная природа», не заставляет нас совершать зло непреодолимо. Как некогда призвал Иисус Навин (Иис. Н. 24:15), мы должны выбрать, кому служить.
Евангелие от Марка
Вторую книгу в Новом Завете, Евангелие от Марка, пожалуй, читают и ценят менее остальных трех. Однако она дает яркую, убедительную картину жизни Христа.
1 и 2 Тимофею и Титу (ч.25): Примеры стойкости (2 Тим. 1:3-7)
Павел посвящает несколько сентиментальных строк личным привязанностям, семейной верности и вдохновляющим примерам стойкости. Когда Павел писал все это, его сердце трепетало от волнующих воспоминаний! Павел обращается к прошлому, чтобы призвать Тимофея быть стойким в настоящем!