1 и 2 Тимофею и Титу (ч.6): Первостепенная важность молитвы (1 Тим. 2:1, 2)
Когда мы идем ко всем людям, нам никак не обойтись без молитвы. Молитва состоит из ряда элементов. Это могут быть моления (мольбы; Современный Перевод). Когда мы теряемся и не знаем, какой дорогой идти, мы осознаем необходимость в божественной помощи. И тогда мы “совершаем молитвы”. Наши моления исходят из естественного желания поговорить с Богом. По сути, это и есть молитва.
Особенности истинной молитвы
“Склоним наши головы в молитве и не будем ни о чем думать”, - сказал один из братьев в церкви, ведя в завершающей молитве. Молитва должна снова стать в центр нашей жизни. “Молитесь... И вы будете молиться еще больше”. Молитва - какая глубокая мысль! Какая привилегия! Почему мы не молимся больше?
Небольших молитв не бывает
Все верят в молитву... Все сомневаются в молитве... Некоторые рассматривают молитву просто как самовнушение; другие видят в ней могущественное чудо; мнение третьих находится где-то между этими двумя крайностями. И все-таки сегодня люди в той или иной степени верят в молитву. Руководствуясь диапазоном чувств от слезливой сентиментальности до холодной логики, они практикуют некое подобие молитвы. Однажды один проповедник исполнял свои обязанности в больнице - работал, как обычно, с больными. Один из членов церкви, которому предстояла серьезная операция, прошептал ему: “Я вас прошу, произнесите за меня небольшую молитву”. Ответ проповедника настолько шокировал больного, что тот чуть было не выздоровел: “Нет! Я не буду делать этого! Небольших молитв не бывает!” Аминь! Неглубокие по своему содержанию молитвы, которые часто звучат на церковных собраниях, беспокоят меня, но они могут дать толчок - их нужно произносить. Мы должны допускать Бога в свою жизнь, должны желать Его присутствия в ней. Мы все сочувствуем человеку, которому предстояла операция, но он допустил две серьезные ошибки: (1) он не смог мужественно встретить сообщение о серьезности своей болезни и (2) он не смог довериться Богу в искренней молитве. Молитва - это не чудо. В молитве нет мистики. Молитва - это не средство, которым пользуются для исцеления знахари или шаманы. Молитва - это не примитивное суеверие.
Молитва взывает к Богу - к Создателю, к Спасителю, к Судье! Молитву нельзя сводить к заклинанию, эдакой религиозной кроличьей лапке. «Я знаю, чего хотят пациенты - и все же я съеживаюсь, когда они просят “произнести небольшую молитву”». Молитву нельзя превращать в словесного идола. Мы не должны из молитвы делать кощунство и не должны опускаться до “молитвы на бегу” и “молитвы по заказу”. Слишком многое поставлено на карту - и в жизни, и в молитве. (Мы имеем дело с Богом!) Климент Александрийский называл молитву “общением с Богом”. Не произносите “небольших молитв”; вместо этого от всего сердца обратитесь к живому Богу. Мы должны молиться друг о друге (Иак. 5); однако просьба “произнести небольшую молитву” во многих случаях адресована только проповедникам! Да, я молюсь в больнице (даже когда больные просят о “небольшой молитве”). Да, я молюсь (даже когда они не просят). Молитва - это любовь. Больница - это не место для наставлений и упреков. Слава Богу, что молиться за больных могут не только проповедники. Молитва не рассчитана на особого человека, знающего секретный пароль. Все братья могут молиться обо всех братьях. Иаков предлагал “призывать пресвитеров”, а не “проповедников”. Бог действительно проявляет интерес к больным. Однако мы должны постоянно напоминать себе о том, что доказательство нашего христианства не в каких-то выдающихся событиях в нашей жизни и не в тех случаях, когда молитва была действенной. Командует Бог. Иногда мы молимся, и люди выздоравливают; в других случаях мы молимся не менее усердно, но люди умирают. Нет объяснений молитве. Вы там, и Бог тоже там. Возрадуйтесь!
Поскольку Бог с вами, то просите, ищите, стучите! Слишком многие из нас, будучи в больнице, прислушиваются к медицине. Медицина может быть бессильной перед заболеванием, но не Бог! Врачи - это не Бог. Врачи лечат, но исцеляет Бог. Слишком многие из нас молятся о том, чтобы семья смирилась с наихудшим. Молитесь о том, чтобы больной выздоровел, а затем молитесь о семье. Не проповедуйте семье, хотя они могут быть духовно слабыми и сбившимися с праведного пути. Молитва - это не “первоклассная возможность для проповеди”. Молитесь Богу о больном! А затем, как Давид, примите Божью волю, если придет смерть! Почему мы молимся? Потому что Бог отвечает на молитву! Молитва - не для нерешительных искателей. Молитва идет от веры - веры в Бога.
Там, где нет слабости, нет места для Божьей силы. Малыш не может нарисовать плохую картинку. Мы хвалим ребенка за его усилия. Ни один верный христианин, благоговеющий перед Богом, не может произнести плохую молитву! Молитесь! Молитесь, исходя из своего незнания, идолопоклонства и эгоистичности. Молитесь даже при самых плохих обстоятельствах. Почему? Потому что небольших молитв не бывает! Молитесь на коленях... Молитесь, стоя на цыпочках в надежде увидеть славу Божию!
Правильное и неправильное использование молитвы
Один из моих любимых ветхозаветных героев - Ионафан. Он тоже “расстилал шерсть” (см. Суд. 6:37). История, о которой пойдет речь, изложена в 1 Цар. 14. Царь Саул согрешил. Его отношения с Богом становились все хуже и хуже, но у него был набожный и храбрый сын Ионафан. Филистимляне контролировали территорию. В Израиле было запрещено кузнечное дело, чтобы израильтяне не могли изготавливать мечи. Войско было вооружено только топорами и сошниками. И только у царя Саула и Ионафана были копья и мечи, но у Ионафана была еще и вера в Бога. Он велел своему оруженосцу пойти с ним и “задать” нечестивым филистимлянам. Враг превосходил израильтян и по численности, и по вооружению, но условия были такими, как надо! Как Ионафан “расстелил шерсть”? Он сказал своему оруженосцу: “Если превосходящий по численности враг скажет мне подняться по отвесной стене только с одним мечом, тогда это будет Божьим знаком победы”. Филистимляне с радостью приняли вызов. Ионафан вскарабкался, цепляясь руками и ногами, и убил двадцать противников. Дрогнула земля, и филистимляне пришли в трепет! А Ионафан отпраздновал великую победу во славу Божию!
По тексту 1 Цар. 14 мы можем проследить игнорирование молитвы, неправильное ее использование, злоупотребление и использование в соответствии с Библией.
Сначала давайте рассмотрим игнорирование молитвы. Руководителей нельзя выбирать с помощью одной только молитвы, однако нельзя их выбирать и без молитвы. Время, когда идет выбор руководителей проповедников, обычно бывает довольно суматошным. Почему? Потому, что главенствует политика и неправильные стандарты, но не Бог. Петр изложил конкретные требования (Деян. 1), когда речь шла о выборе преемника Иуды. Человек должен был соответствовать требованиям. Остановились на двоих. Окончательное же решение было за Богом. Команда миссионеров была выбрана с молитвой и постом (Деян. 13:1-3). Рукоположение пресвитеров тоже происходило с молитвой и постом (Деян. 14:23). Сначала помолитесь! В тяжелое время руководители церкви считают необходимым молиться. Затем приходит успех. И тогда легко бывает забыть о молитве или пренебречь ею. Могут изменяться потребности, излагаемые в молитве, но не сама потребность в молитве! Ни одна община, ни один ее руководитель никогда не сможет “стать выше” глубокой необходимости в молитве. Ионафан добился победы благодаря Богу, а не себе самому! Сначала помолитесь!
Вторым следует рассмотреть неправильное использование молитвы. Почему в этом нельзя обвинить Ионафана? Потому, что Бог хотел поражения филистимлян. У Ионафана не было секретного намерения; у него не было личного плана; он не искал личной славы. Он испытывал глубокое волнение во славу Божию. Однако легко неправильно использовать молитву. Никогда не следует манипулировать ею, обманом добиваясь желаемого. Проповедник не должен представлять на рассмотрение общины какой-нибудь свой проект, а затем с помощью молитвы вынуждать людей принять его. Проповедник должен молиться, но его проповеди все равно не будут иметь успеха, если он не будет к ним готовиться. Проповеди должны быть пропитаны молитвой, но разрабатываться они должны на основании глубокого изучении Писания. Молитва - это не благочестивый способ ничего не делать. Есть время действий. Молитва не может заменить некомпетентность.
Третьим давайте рассмотрим злоупотребление молитвой. Злоупотребление нельзя путать с неправильным использованием. Причиной неправильного использования является неведение, злоупотребление же идет от эгоизма. Злоупотреблять - значит требовать, чтобы Бог благословил наши планы. Злоупотреблять - значит стремиться к личной выгоде и славе. Молитва никогда не заменит планирование, усилие, компетентное руководство или щедрость. Молитва не может быть противопоставлена безответственному финансовому руководству или тщеславию. Руководители не должны просить Бога сделать то, что сами они делать не хотят. Иисус по-прежнему “глава церкви” (Еф. 1:22, 23; Кол. 1:17-19). Тело (церковь) подчиняется голове. Это основополагающий принцип христианства. Голова заставляет тело двигаться. Без головы тело не может выполнять свои функции.
Четвертым давайте в 1 Цар. 14 рассмотрим библейское использование молитвы. Молитва может быть дерзкой! Исполнение Божьей воли делает людей непобедимыми! Ионафан, несмотря на превосходящее положение противника, посмотрел вверх и сказал: “Враг находится как раз там, где его хочет видеть Бог”. Сначала помолитесь!
Молитва, изложенная в одном стихе
Этот текст нам знаком:
“...И смирится народ Мой, который именуется именем Моим, и будут молиться, и взыщут лица Моего, и обратятся от худых путей своих: то Я услышу с неба, и прощу грехи их, и исцелю землю их” (2 Пар. 7:14).
Было время, когда этот отрывок был очень популярен. Сегодня его редко вспоминают. А когда вспоминают, то обычно связывают с патриотизмом. В контексте речь идет о молитве. Шло освящение храма, построенного Соломоном. Это был один из выдающихся дней в жизни Израиля. Соломон вознес молитву посвящения, которая приводится во 2 Пар. 6. Бог услышал и принял эту молитву! Ответ Бога изложен в главе 7. Таков контекст отрывка, взятого нами для этого урока. Прочтите его. И не забывайте. В этом отрывке раскрывается библейская философия молитвы. Поистине 2 Пар. 7:14 - это молитва, изложенная в одном стихе.
В богослужении и в молитве форма имеет значение. Сегодня ею, за редким исключением, пренебрегают. У молитвы есть форма. Соломон призвал старейшин и священников от всех колен, чтобы те присутствовали при освящении храма. Были сделаны все необходимые приготовления. День освящения был объявлен праздником. Формой не следует пренебрегать. Бог любит порядок. Израиль был един и жил в мире.
(1) “И смирится народ Мой”. Каждый шаг в познавании молитвы чрезвычайно важен. Молитве предшествует смирение. Молитве предшествует покаяние. Гордыня не может молиться. В нашем тексте внимание сосредоточено на живом присутствии Бога. После освящения храма Бог стал обитать в “Святая Святых”. Бог! Слава Божья! Это исходная точка молитвы. Встреча с Богом может привести только к Его прославлению и молитве. Смирение было уникальной чертой Иисуса. Греки презирали смирение; они отождествляли его со слабостью. Смирение - это зависимость. Смирение - это признание беспомощности. Смирение - это честность, реальность.
(2) “Который именуется именем Моим”. Молитва - уникальная привилегия Божьих детей. Конечно, существуют исключения: Бог слышит молитву грешника, но это далеко не правило. Молитва существует для семьи Божьей. Изучая “молитву во имя Иисуса”, об этом часто забывают. Бог слышит и отвечает на молитвы Своих детей. Наш текст описывает события, происходившие в Иерусалиме в Божьем храме. Весь народ собрался для прославления Бога. Это основа молитвы.
(3) “И будут молиться”. Молятся нуждающиеся. Молятся кающиеся. Молитва есть основание для всякого обновления и исправления. Возродиться можно только через молитву. “Сначала помолитесь!” Не убегайте, не прячьтесь, не обвиняйте, не отвергайте, не боритесь. Молитесь! “Держите ответ за свои действия!” “Предстаньте чистыми пред Богом!” Бог не хочет нашего падения; но если это случается, Он хочет, чтобы мы снова пришли к Нему! Вот это Бог!
(4) “И взыщут лица Моего”. Удивительные слова! Подумайте над ними! Он не сказал: “взыщут закона Моего” или “вернутся в церковь” или “будут верными хотя бы несколько недель”. Он сказал: “взыщут лица Моего”. Слишком многие ищут Божьих даров, но не Его присутствия! Бог хочет, чтобы Его искали! Настоящая молитва - это когда мы ищем Самого Бога. Мы нуждаемся в Нем! Попробуйте в молитве войти в присутствие Божье.
(5) “И обратятся от худых путей своих”. Грешники должны покаяться. Грешники должны отвратиться от своих греховных дел. Бог не дает “дешевой благодати” - лицензии на совершение грехов. Грех есть грех, и погибшие прокляты.
(6) “Исцелю”. Грешники получают прощение; даже земля исцеляется. Даже когда мы оступаемся и падаем, Бог хочет вернуть нас к Себе. Бог слышит и прощает нас. Это очень важный отрывок в Библии. Чаще обращайтесь к нему. Раскаявшиеся будут прощены; нераскаявшиеся будут прокляты. Бог предупреждает. Угрозы Бога так же реальны, как и Его обещания. Бог исполняет все Свои обещания. Смиренные получат благословение; грешники будут прокляты. Именно это Бог сказал Соломону в храме.
Божественное руководство в молитве
Мы молимся о руководстве; мы должны искать божественного руководства. Свидетельства не внушают доверия. Вы, наверное, замечали, что они всегда подтверждают то, что вам нужно. Неудачи никогда не являются свидетельствами. Будьте осторожны со знамениями; то, что вы принимаете за божественное руководство, может оказаться просто субъективными человеческими впечатлениями. Мы молимся, а затем слушаем и смотрим. Мы говорим: “Боже, напиши черным по белому: «Да» или «Нет»”. Для Бога крикнуть “Да” или “Нет” было бы парой пустяков, но не такова Его воля. Это было бы похоже на “откровение последних дней”. Если бы Он сказал нам “Да” или “Нет”, то не выполнить это указание в точности было бы грехом. В Пс. 142:10 и Ин. 7:17 сказано, что мы должны исполнять Божью волю, а не только познавать ее. Слишком многие из нас молятся только для того, чтобы познать ее. Мы молимся о мудрости. Мы читаем Библию ради истины. Сказать: “Господь разговаривал со мной”, - ересь! Он этого больше не делает! Сказать “Господь велел мне сделать то или это”, - детская выдумка. Ничто в Писании даже не намекает на то, чтобы мы искали Божью волю или Божье Слово по субъективным впечатлениям. Больше нет “тихого, нежного голоса” Бога. Личные впечатления - это не откровения. Возносить чувства до уровня божественного откровения значит встать на сторону магии.
Бог есть Владыка... Людям же дана свобода выбора. Бог не станет действовать вопреки Своему владычеству или свободе выбора человека. Бог дает нам хлеб, но Он не ставит его чудесным образом на наш стол, аккуратно нарезав и намазав маслом. Бог отвечает на молитву только тогда, когда на молитву отвечает человек. Не молитесь ни о чем таком, ради чего вы не готовы трудиться. Почему Бог должен отвечать, если мы не хотим этого делать? Если вы во что-то не верите, не молитесь об этом. Молитва предполагает зрелость и ответственность взрослого человека.
Ответы на молитву идут от личности. Нам говорят: “Если же у кого из вас недостает мудрости, да просит у Бога, дающего всем просто и без упреков, - и дастся ему. Но да просит с верою, ни мало не сомневаясь” (Иак. 1:5, 6); “Но мудрость, сходящая свыше, во-первых чиста, потом мирна, скромна, послушлива, полна милосердия и добрых плодов, беспристрастна и нелицемерна” (Иак. 3:17). Мы не молимся о знаниях. Бог не повышает наш коэффициент интеллектуального развития. Молитва делает нас не умнее, а добрее. Бог не дает нам каких-либо особых ответов - только мудрость, полученную в результате молитвы, а это уже характер! Святость отдает человека на Божью волю! Бог руководит нами, исходя из силы нашей личности. Мы хотим ответов! Бог хочет духовной зрелости. Мы должны хранить Писание в наших сердцах и быть исполненными Духа. Нам нужен разум Христа. Мы растем, все более уподобляясь Главе. Мы переходим от молока к твердой пище, постепенно приобретая умение различать добро и зло.
Бог управляет обстоятельствами. А сатана создает препятствия. Павел понимал разницу; я не понимаю. Но Бог работает в имеющихся условиях. Он открывает и закрывает перед нами двери. Мы должны с этим смириться. Даже когда Он захлопывает дверь перед нашим носом, мы по-прежнему остаемся с Богом. Бог не допустит, чтобы мы “были искушаемы сверх силы” (1 Кор. 10:13). Он обязательно даст нам облегчение. Однако мы по-прежнему несем ответственность за наше поведение. А Бог избавит нас от лукавого (Мф. 6). Критерием оценки всех наших решений является библейская мудрость. Быть исполненным Духа значит уметь различать добро и зло (Евр. 5:12-14; Еф. 5:18; Кол. 3:16). Человек покоряется Богу, а Бог управляет ситуацией. Повторяю: остерегайтесь своих чувств: “Лукаво сердце человеческое более всего и крайне испорчено; кто узнает его?” (Иер. 17:9).
В молитве мы боремся; в молитве мы растем; в молитве мы учимся настойчивости. Молитесь до изнеможения! Молитесь, пока молитва не принесет вам что-то хорошее. Бог - это не “палочка-выручалочка”, не “скатерть-самобранка”. Он не “счетчик наших потребностей на небе”. Если Он приходит, то для того, чтобы изменить нас. Бог ответил на молитву, если мы, заканчивая ее, стали лучше. Не будьте слишком импульсивными в отношении ответов на молитвы; не будьте слишком требовательными с ответами на молитвы.
Слышит ли Бог молитвы грешника?
«Но мы знаем, что грешников Бог не слушает, но кто чтит Бога и творит волю Его, того слушает» (Ин. 9:31).
Ин. 9:31 используют для “доказательства” того, что Бог не услышит чуждого грешника (того, кто никогда не был христианином), когда тот станет молиться о спасении. Нигде в Новом Завете нет повеления нехристианину молиться о спасении. Во времена Нового Завета людям говорили, что для спасения им нужно уверовать и повиноваться Господу (читайте, например, Деян. 2:36-38). Однако Ин. 9:31 — не самый лучший отрывок для установления этих истин: (1) эти слова принадлежат человеку невдохновенному; (2) “грешники” в этом отрывке — это не чуждые грешники, а неверные сыны Божьи (то есть непокорные израильтяне).
Это правда, что Бог не ответит на молитву грешника о спасении, если этот человек не повинуется Ему (Мф. 7:21-23). Правда и то, что Бог не услышит просьбы нехристианина так, как Он слышит (и исполняет) просьбы Своих детей (Мф. 7:11). (Что бы вы скорее исполнили —желания своих детей или просьбы детей соседских?) И все же мы располагаем, по меньшей мере, одним письменным свидетельством того, что Бог услышал молитву неспасенного человека: это был Корнилий (Деян. 10:1-5; 11:14). (Молитва Корнилия спасла его только в совокупности с повиновением евангелию, но его молитва была услышана Богом).
Те, кто поверхностно знаком с Библией, могут обратить Ин. 9:31 против вас. Однажды я занимался с человеком, который нуждался в крещении для прощения грехов. Он процитировал Ин. 9:31 и сказал: “Бог не слышит грешников, но мои молитвы Он слышит. Поэтому я не грешник. Я не нуждаюсь в крещении”.
Разбирая Ин. 9:31 или любой другой отрывок, мы должны быть внимательными к тому, как мы используем Писания. Мы всегда должны быть безупречно честными.
Опасность молитвы
Молитва опасна. Порой мы забываем об этой истине. Молитва - это сила... Божья сила. В жизни тех, кто молится, происходят великие события. Мы получаем то, о чем просим! Будьте осторожны с тем, чего вы просите! Мы все должны быть осторожны. В чем заключается “опасность молитвы”? Она дает! Даже когда мы не ожидаем этого! Будьте предельно осторожны в молитве - вы можете получить то, о чем просите!
Молитва: правильное понимание
Молитва нынче в моде. Она чрезвычайно популярна. Религия в моде. Годовой товарооборот магазинов, продающих книги по религии, очень велик. В моде чувства. В моде мистика. Проводятся молитвенные семинары и встречи. Получили распространение молитвенные завтраки. Тысячи людей участвуют в “крестовых походах за молитву”. “Проповедники Евангелия благоденствия” рукополагают “воинов молитвы”. Людей атакуют лозунгом: “Если будете молиться, получите все, что хотите”. Все это было бы занятно, когда бы не смущало так. Следует ли нам радоваться этому религиозному рвению? Не обязательно.
Помните: Бог дает все необходимое... Сатана дает только подделки. Религиозные деятели всех мастей говорят о Боге, но не о библейском Боге. Вера многих сегодня суеверная, а не библейская. Люди эксплуатируют молитву, не имея представления о молитве библейской. Давайте обсудим несколько связанных с этим очевидных проблем.
Молитва - это не магия. В ней нет мистической силы. Молитва - это не кратчайший путь. Правом обращаться к Богу в молитве нельзя злоупотреблять. Из всех вещей в особенности молитву нельзя сводить к чему-то сатанинскому. Молитва несовместима с эгоизмом или высокомерием. Связывать материальное благополучие с молитвой опасно! Обещать богатства, якобы получаемые в результате молитвы, в высшей степени самонадеянно. Низводить Бога до “мальчика на посылках” - ересь. Сводить молитву к еще одной хитроумной уловке по принципу “как это сделать” глупо.
Молитва - это не оправдание бездействия или уклонения от дел. Значительно проще молиться за “козла” в общине, чем подойти и поговорить с ним. Вера и молитва - это не “перепоручи все Иисусу”. Молиться - это не значит, что можно не думать. Это не значит, что можно ничего не делать. Всему свое время: время молитве и время оставить молитву и действовать! Слишком многие возвращаются с молитвенных встреч лишь в хорошем настроении, не делая при этом никаких практических выводов. Молитва никогда не была целебным бальзамом для нечистой совести. Есть дела, которые сделать может только Бог. А есть дела, которые сделать должен только я! Ультрасовременная, модная религия не может заменить собой простую верность!
Молитва не может нам дать чувство хорошего настроения. Миллионы предлагаемых нам книг по молитве говорят об “острых ощущениях во время молитвы”. Это, возможно, и способствует продаже книг, но идет вразрез с Библией. Люди в Библии “опускались на колени” и “падали на лицо свое”. При чем тут “острые ощущения”! Иисус в смертельной муке молился до кровавого пота! У Него не было в этот момент “острых ощущений”. Молитва и “хорошее настроение” несовместимы! Молитва - это жертва. Молитва может закончиться страданием.
Молитва не должна заставлять человека чувствовать “религиозное превосходство”. Религиозные ханжи, вместо того, чтобы думать, спорить или быть честными, просто подавляют других: “Я молился об этом!” Этот ответ означает, что те, кто не согласен с ними, выступают против Бога! Это пугает! Я боюсь людей, которые говорят слишком религиозно: “Будучи на более высоком духовном уровне, чем ты, я помолюсь об этом”. Хвастаться молитвой - все равно, что гордиться смирением! Иисус заклеймил людей, которые прятались за свои молитвы, назвав их лицемерами (Мф. 6:1-18). Молитва смиряет. Чем больше вы молитесь, тем больше вы знаете, что не можете не молиться.
Молитву можно использовать для манипулирования людьми. Интернет- и телепроповедники делают это ежедневно! Они вымогают у вас деньги, затем стыдят молитвой. Единственное, что я когда-либо просил любую общину сделать для меня, - это помолиться за меня. Но будьте осторожны! Чтобы добиться своего, церковным руководителям всегда удобно и соблазнительно спрятаться за молитву. “Молитесь об этом” - этот призыв не заменяет библейский авторитет или необходимость думать. Опасайтесь святош. Опасайтесь братьев, которые управляют церквами посредством молитвы. Библейская молитва не манипулирует ни Богом, ни человеком. Манипулирование - это всегда плохо, особенно, если оно прикрывается молитвой.
Молитва
Изучение темы молитвы, - это раздумья о Боге. Бог - это Бог, а человек - это человек; я не Бог, я человек. Поэтому размышления о молитве смиряют. Но в конце них больше вопросов, чем уместных ответов. В конце них не ответы на вопросы, а Бог.
Христиане ищут Бога. Мы хотели бы знать волю Бога и находиться в Его воле. Таким образом, в молитве важное место занимает Божья воля. Но часто бывает так, что чем больше мы ищем Его волю, тем меньше мы о ней знаем. Бог - это не просто знания, а молитва - это не Библия. И мы по-прежнему задаемся вопросами:
Есть ли у Бога воля именно для нас? Выражает ли Бог эту волю или скрывает ее? Почему нам приходится прикладывать столько усилий, чтобы ее найти? Можно ли отделить духовность от теологии? Возможна ли встреча с Богом за пределами теологии? Велит ли Библия искать волю Божью? Как определяет Библия “волю Божью”? Ошибочно ли мы мыслим в поисках воли Бога? Можем ли мы познать промысл Божий иначе, как из Библии?
Мы молимся с верой в Бога! Авель поверил Богу и умер. Енох ходил с Богом и не умер. Ной послушался Бога, и все остальные умерли. Наша жизнь претерпевает изменения в соответствии с тем, во что мы верим. Мы должны знать Писание, чтобы понять волю Божью. Чтобы понять Божью волю, мы должны знать Бога. Очевидно, что мы можем понять Его волю лучше, когда мы больше похожи на Него. Молитва предполагает связь. Познание воли Божьей должно основываться на моей связи с Ним, а не на особых знамениях. Поэтому Его воля не может быть скрытой или неясной - чем-то вроде кроссворда, загадки. Бог знает; Бог хочет, чтобы и Его знали. Когда наша вера проста, по-детски доверчива и покорна, Бог дает нам познать Свою волю.
Познать себя нелегко. Познать Бога тоже нелегко, но какая это привилегия! Поэтому мы покоряемся, мы отдаемся, мы служим. И тогда Бог небесный благословляет нас так, как мы не могли себе и представить. Я прожил жизнь. Нет, я прожил ее не так, как планировал, как представлял себе. Но лучше - во сто крат лучше! Бог есть Бог! Бог благ! Как могут люди жить без Бога?
Разве не учили мы, что знакомое в Писании следует читать более внимательно? Ученики просили за всех нас: “Научи нас молиться”. Иисус ответил на эту просьбу молитвой - “образцом молитвы”. Затем Он рассказал яркую притчу, которую сегодня несправедливо забыли или неправильно понимают, - притчу “О неотступном друге”.
Христиане - дети. Родители и среди ночи заботливо ухаживают за своими детьми, когда те в этом нуждаются. Детям не приходится “барабанить в дверь”. Молитва - не для “неотступных друзей”. Молитва - для детей, хранимых любовью их Отца.
“Итак, если вы, будучи злы, умеете даяния благие давать детям вашим, тем более Отец Небесный даст Духа Святого просящим у Него” (Лк. 11:13).
Молитва – голос веры
Мы терпим неудачу в молитве, потому что неправильно понимаем Бога и веру. Когда не подчеркивается верховенство Бога, Бог теряет Свое величие, Библия лишается своего авторитета, повиновение перестает быть добродетелью, а церковь оказывается неважной. Молитва, обращенная к Богу в сокрушении сердца, готовит почву для должного благоговения перед Ним. Молитва требует, чтобы Бог был превыше всего.
Молитва также требует должного понимания веры. Сегодня люди много говорят о Боге, но не о библейском Боге. Грех, погибель, проклятие, Божий гнев и ад непопулярны. Многие люди в равной степени ратуют за веру, хотя в действительности то, что они под этим понимают, - это “только вера”. Вера и “только вера” - два разных понятия. Вера действенна, в то время как “только вера” мертва (Иак. 2:17). Мы получаем оправдание только через веру, но не через “только веру”. Это самая большая ошибка современного богословия. Вера действенна. Бог всегда спасал людей верой. Что же включает в себя вера? Вера получает... вера откликается... вера повинуется... вера живет. Иаков сказал: “Вера без дел мертва” (Иак. 2:26). Большинство людей сужает спасение до бесконечно малого, до доли секунды, момента только веры. Согласно Иакову, именно здесь “вера... мертва”. Вера - не на мгновение, вера - на всю жизнь. “Праведный верою жив будет” (Рим. 1:17; Гал. 3:11; см. Евр. 10:38). Вера действенна! Перечитайте Евр. 11. Это “Небесный зал славы”. Вера там была действенной! Молитва также действенна, но только когда для людей молитва - труд. Молитва - это усилие. Молитва - это настойчивость. Молитва - это вера в действии. Люди, имеющие веру, молятся, потому что они любят Бога и верят в Него. Научиться плавать можно только плавая. Научиться молиться можно только молясь. Молитва - это напряженная работа. Мы не сгибаем Божью волю к нашей воле; мы сгибаем нашу волю к Его воле. Мы молимся так, как если бы все зависело от Бога; мы трудимся так, как если бы все зависело от нас. Мы не молимся: “Да будет наша воля на небесах”; мы молимся: “Да будет Божья воля на земле”.
Что еще хуже, многие низводят веру до идола - они верят в веру. Наперекор всякой логике, они гордятся, они хвастаются своей верой. Вера смиряет. Слава веры - в объекте, а не в ее обладателе. Вера - не иллюзия. Вера - это не тогда, когда вы верите, что нечто является истинным, зная, что это не так. Вера - это доверие к Богу, а не вера в веру. Вера не изменяет реальности. Вера не бесчестна. Вера (пример Авраама) не есть определенность. Аврааму не была дана карта дорог. “...Авраам... пошел, не зная, куда идет” (Евр. 11:8). Вложить свою руку в руку Бога, которому можно доверять, - вот проявление веры. “Велика верность Твоя!” (Плач. 3:23). Вера - это смирение, признание своей зависимости, отказ от себя, повиновение, жизнь! Вера нас спасает, освящает, прославляет. Вера молится. Молитва - это голос веры. Вера - это когда полагаешься на Бога, а не на себя. Вера - это смерть эгоистического “я” и полное посвящение себя Богу. Наша молитва - это наше реальное представление о Боге. Наша молитва - это наше реальное представление о вере. Верить - не значит иметь ответы на все вопросы; верить - это жить без ответов. Молитва имеет смысл только тогда, когда ею живут. Иов дал полное определение веры и молитвы: “Он убивает меня; но я буду надеяться” (Иов. 13:15). Здесь может быть только один вывод: “Все в жизни знает только Бог!” Молитва восхваляет величие Бога.
Меня шокирует, когда я слышу, как люди, называющие себя проповедниками, говорят о претензиях, правах и требованиях, которые они выражают в молитве к Богу. Молитва - это не высокомерие и не эгоистичность: “Проси и принимай”; “Верь и достигай”. Идеи, выраженные в этих фразах, слишком самонадеянные. Не делайте из молитвы посмешища!
В молитве доверяйте Богу
Иногда чем “усерднее” мы молимся, тем больше разочаровываемся. Мартин Лютер сделал такое краткое замечание: “Молясь, не переусердствуйте, а не то у вас будет духовное несварение”.
Вы можете знать многое о молитве и все же не молиться. Мы учимся молиться, когда молимся. Больше всего в молитве потрясает не то, что вы получаете желаемое, а то, что вы видите, как Бог работает в вашей жизни. Молитва благословенна не тем, что вы получаете то, о чем вы молились, а тем, что вы обретаете Бога! Молитва дает нам Бога: помогает найти Божий ответ и Божье водительство, и в этом ее сила. Будьте осторожны! Знак “ИП”, увиденный в небе, не всегда означает “Иди и проповедуй”; он может означать “Иди и паши”. Объективные указания нужно просто выполнять. А вот субъективные могут подвести. Всем нам приходилось слышать жуткие истории о миссиях, о строительстве дорогостоящих церковных зданий и о высоких личных доходах. Мы разбираем знамения, но толкуем их неправильно. И тогда начинаем обвинять Бога, а молитву считать недейственной. Чем дольше я живу, тем труднее мне становится увидеть Божье водительство! Молитесь о Божьем водительстве. Ищите Божьего водительства. И не спешите. Телевизионные проповедники пугают меня! Их свидетельства шокируют! Они молятся, и Бог отвечает тут же “как по-писаному”. В моей жизни такого не было. Иногда чем пристальнее я вглядываюсь, тем меньше вижу. То, что представлялось Божьим провидением, оказывалось подобием мыльного пузыря. Так легко усмотреть в знамениях свои эгоистичные желания.
Необъяснимые впечатления при соответствующих обстоятельствах могут дать нам решение и мудрость, но надежность такого руководства не может сравниться с руководством Писания. Субъективному свойственны ошибки и ненадежность - будьте с этим осторожны. Наши ощущения никогда не будут безошибочными. Чувствами никогда нельзя подменять размышления и здравый смысл. Хорошее предчувствие еще не означает, что это надо делать. В молитве ничто не происходит само по себе.
Ясно формулируйте свои молитвы. Ясно формулируйте тот ответ, который вы надеетесь получить. Однако, если события принимают другой оборот, это не означает, что Бог не слушает. Еще вы можете кое-чему научиться. Изучайте Писание. Слушайте Бога. Молиться - значит не только говорить, но и слушать. Ищите Божьего водительства. Повинуйтесь Ему в смирении. Не позволяйте себе идти на поводу у эмоций. Не усматривайте посланий там, где их нет.
Наш простой ответ на вопрос о том, как найти Божье водительство: “расстелите шерсть”. Перечитайте еще раз Суд. 6:36-40. Гедеон был призван Богом на дело. Бог сказал Гедеону конкретно, чего Он хочет. Проблема была не в Божьем руководстве. Проблема была в повиновении! Расстилая стриженую шерсть, Гедеон искал не Божьего руководства, а Божьего доказательства. Проблема была не в руководстве; проблема была в доверии и повиновении. Гедеон был особым учеником в Божьем “классе для отстающих”! Урок состоял не в шерсти, которую расстилал Гедеон, а в Божьем терпении. Гедеон уже был призван ангелом. Бог уже сотворил чудеса. Шерсть продемонстрировала сомнение, а не веру.
Однако не судите Гедеона слишком строго. Те времена действительно были трудными. Где был Бог? Гедеон был просто “пешкой”. Он был запуган. Он был честен.
Псалмы по-прежнему остаются нашим молитвенником. Духовная молитва - это не ханжеская бессмыслица. Настоящая молитва - это искренние чувства страдающего человека. Гедеон не столько не доверял Богу, сколько не верил в себя. Расстилание шерсти на гумне не решит наших проблем. Сделает это только доверие и повиновение. Чтобы научить кого-то плавать, надо сначала заставить его войти в воду. Гедеон не настолько хорошо знал Бога. “В честном сомнении больше веры, чем во всех ваших молитвах”. Вера не слепа. Молитва - не сказка. Гедеону пришлось усвоить, что в Божьих делах не бывает “слишком малых” - можно быть только “слишком большим”. Доверяйте Богу, а не чувствам. Слишком многие хотят вас обмануть. Божья воля никогда не заведет вас туда, где благодать Божья не сможет вас удержать. Не пытайтесь заранее обставлять молитву, как похороны. Вы можете не получить ответов, но вы будете с Богом.
Сила молитвы
Почему мы мало молимся? Если Бог слышит молитвы и отвечает на них, то почему же мы не молимся больше? Тем, кто молится, сопутствует успех. Джон Уэсли говорил: “Я убежден, что Бог делает все по молитве, а без нее - ничего”. Джон Уэсли не уважал проповедников, которые отводили молитве меньше четырех часов в день. Один философ отмечал: “Молитвой создано больше, чем этот мир представляет себе”.
Дисциплина в молитве
Иногда результата можно достичь только после глубокой молитвы и поста! Несчастный отец обратился к Иисусу с просьбой избавить его одержимого сына от беса (Мф. 17:15). Ранее он уже подходил к апостолам, но они не смогли ему помочь. Иисус же, приложив большие усилия, помог! Он объяснил, что апостолов постигла неудача потому, что они пренебрегли молитвой и не постились.
Суть молитвы
Я не верю в молитву... Я верю в Бога, поэтому я молюсь. Эта простая истина объясняет наше неправильное отношение к молитве. Мы (1) не понимаем, что такое Бог и (2) не понимаем, что такое вера. Молитва - это наша опора на Бога и наш голос веры. Как мы знаем Бога, так мы и говорим с Ним. Проще говоря, вопрос в Боге! Всевышний, запредельный, святой, бесконечный, вечный, всемогущий, всеведущий, справедливый, милосердный Бог. Бог сотворяющий, спасающий, судящий! Библейский Бог Авраама, Исаака и Иакова! Бог Яхве! Любое изучение молитвы начинается с познания Бога. Мы должны искать Бога, знать Бога, верить в Бога и слушаться Бога. Без этого молитва - ничто. Глубина молитвы определяется страхом Божьим.
Поэтому сосредоточьтесь на Боге. Мы видим Бога и затем склоняемся в молитве, а не наоборот. Представ пред Богом на горе Синай, Моисей вострепетал, Даниил потерял сознание, а апостол Иоанн пал, как мертвый. Они встретились с величием Бога Живого! Молитва определяется Богом, нашей верой в Бога. Наши молитвы - это наш ответ Богу. Так начинается молитва. Я смертен, слаб, невежествен, грешен, потерян, проклят. Падший человек нуждается в Боге Владыке! И Он у него есть! Погибший нуждается в Спасителе! И Он у него есть! Запредельный (внешний/объективный) Бог есть основание абсолютной истины. Без такого авторитарного Бога не может быть морали или этики. Вечный Бог открывает вечную истину. Падший человек должен познавать Бога, а не ощущать Его. Современные люди изгнали из своей души мысли и впустили туда чувства. Нигде в Писании мы не встретим того, кто бы “чувствовал Бога”.
Люди отвергают “запредельного Бога”, обладающего властью. Они воображают Бога плодом своего сознания, сосредоточиваясь на субъективном чувстве. Другими словами, Бог Владыка из Писания превращается в “бога нашего воображения”. Вместо того, чтобы поднимать себя до уровня Бога, мы принижаем Бога до нашего подобия. Как должно быть: “Слушай, Бог, говорит Твой слуга” или “Говори, Бог, Твой слуга слушает”? Чему бы вы отдали предпочтение? Если вы говорите: “Бог - второй пилот в моем экипаже”, - тогда вам нужно поменяться местами! Как трагично, что многие, кто заявляет, что чувствует присутствие Бога, отказываются слушать Его голос. Во всей Библии есть только один совет для грешного человека: “Слушай!” Человек должен смирить себя пред Богом и слушать Его, верить Ему, повиноваться Ему, жить с Ним.
Будьте осторожны с молитвой! Обращайтесь с молитвой почтительно! Не врывайтесь в присутствие Божье. Не ведите себя по-детски в Его присутствии. Молитва благоговейна, потому что наш Бог - это “Огонь Живой”. “Бойтесь Бога!” Преклоните колени... падите ниц... вострепещите... притихните потрясенно и преисполнитесь благодарностью... сдайтесь... откажитесь... отдайте всего себя... возрадуйтесь... восхвалите Бога! Умаление Бога имеет своим результатом эгоистичную молитву... Бог... непреложный Бог! Вот начало молитвы, ее продолжение и ее конец. Иисус молился просто: “Твоя воля да будет”. Мы не должны молиться: “Твоя воля да изменится”. Итак, молитва - это не методика, это отношение. Человек смиряет себя перед своим Создателем. В молитве человек приходит на служение. Он говорит: “Не моя воля, но Твоя да будет”; “Ты нужен мне, Боже; я хочу быть с Тобой, Боже!” Суть духовности - в зависимости. Познание Бога изменяет наш образ мыслей, жизни и отношение к другим. Молятся люди, нуждающиеся в Боге! И они становятся подобными тому Богу, которому поклоняются. Изучение молитвы - это глубокое изучение Бога.
Постоянная молитва
Новый Завет учит, что цель молитвы не в спасении грешников. Некий человек в I веке, который искренне хотел спасения, молился об этом. Ему было сказано: «Встань, крестись» (Деян. 22:16), а не «молись и прими Иисуса Своим Господом и Спасителем». Молитва — это привилегия христиан, тех, кто может называть Бога своим Отцом, а не тех, кто ещё не выполнил Его волю.
Когда молилась церковь I века? Как и Глава тела, они молились во всякое время.
Они молились во время принятия решения. Пришло время выбрать апостола вместо Иуды, и ученики молились, чтобы Бог руководил этим решением (Деян. 1:24, 25).
Они молились, когда нуждались в помощи. Ранняя церковь подвергалась гонениям со стороны иудеев и нуждалась в Божьей помощи, чтобы и дальше дерзновенно проповедовать, и потому они молились Богу (Деян. 4:24-30).
Они молились, когда подвергались гонениям. После того как Иаков был убит, а Пётр заключён в тюрьму, христиане собрались в доме Марии, матери Иоанна Марка, и молились (Деян. 12:12).
Они молились, когда умирали. Перед своей мученической смертью Стефан поднял голову к небу и молился: «Господи Иисусе! Прими дух мой» (Деян. 7:59).
Они молились в темнице. После того как Павла и Силу несправедливо избили и бросили в темницу, они молились и пели (Деян. 16:25).
Они молились в печали. Когда Павел сказал эфесским старейшинам, что больше их не увидит, они вместе молились (Деян. 20:36).
Иными словами, ранние христиане молились постоянно (Деян. 2:42). Ночью и днём, в печали и радости, в скорби и благоденствии — они молились всегда, в любых обстоятельствах.
Давайте сравним нашу и их молитвенную жизнь. Мы возносим красноречивые публичные молитвы. Однако молитвы, приведённые в Деяниях, возносились не на общецерковных собраниях. Часто ли мы молимся, когда остаёмся наедине с собой? Мы молимся во время поклонения — если наши мысли не блуждают где-то далеко. Мы можем молиться в конце дня, если болеем или когда всё плохо. Так выдерживает ли сравнение сегодняшняя жизнь христиан с постоянными молитвами христиан Нового Завета?
Неужели мы забыли, что молитва действенна? Бог отвечает на молитву; она выполняет своё назначение. «Молитва всё меняет», — как говаривал один радиопроповедник. Мы забываем, что произошло в результате молитв новозаветной церкви.
Когда они молились о водительстве, Бог руководил их решениями. Они молились о помощи, и Он дал им смелость сказать: «Должно повиноваться больше Богу, нежели людям» (Деян. 5:29). В результате того что Бог наполнил их Святым Духом, они обрели способность говорить с дерзновением. Во время гонения они молились — и Пётр спасся. Стефан молился, умирая, и увидел Христа, который стоял, чтобы принять его. Они молились в темнице, и её двери распахнулись. Они молились в печали и находили утешение.
В результате молитв первых христиан происходили великие вещи. Если бы мы осознавали, что Бог действует, ведёт и даёт, когда мы молимся, то молились бы чаще и более страстно.
Бог и молитва
Вера в молитву Богу означает понимание того, что Бог отвечает на нее. Когда мы обращаемся к Богу в молитве, Он действует иначе, чем если бы мы не молились (Мф. 7:7-11; Mк. 11:22-24; Еф. 3:20, 21; Иак. 1:5-8).
Бог отвечает на молитвы по-разному. Иногда Он говорит: “Да” (Иак. 5:13-18). Иногда Он говорит: “Нет” (2 Кор. 12:7-10). Иногда же Он говорит: “Жди” (Исх. 1; 3:7; Пс. 26:14; Лк. 11:5-8). Временами Он дает нам не то, о чем мы просим (3 Цар. 3:5-14; Еф. 3:20, 21). Бог видит все (1 Пет. 3:12). Бог благожелателен, мудр и добр, и поэтому Он всегда делает для Своих детей только то, что лучше для них. Он дарует нам в трудные времена милость и благодать (Евр. 4:16).
Случается ли иногда такое, что Бог не слышит молитвы? Библия говорит, что временами Бог не слышит наших молитв... (1) потому что мы грешим и совершаем беззакония (Ис. 59:1, 2; Пс. 65:18; Пр. 1:24-28; 15:29; Иер. 11:10, 11; 14:10-12); (2) потому что мы сомневаемся (Иак. 1:5-8; Mк. 11:24); (3) потому что мы не слышим воплей бедных (Пр. 21:13); (4) потому что мы не прощаем других (Мф. 6:14, 15; 18:21-35); (5) потому что мы эгоистичны и не чисты в помыслах (Иак. 4:3); (6) потому что мужья плохо обращаются со своими женами (1 Пет. 3:7); (7) потому что мы ставим иные ценности прежде Бога (Мф. 6:33).
Когда Бог дает нам что-то помимо того, о чем мы просим, давайте вспоминать вот эти слова. Они были обнаружены в кармане неизвестного солдата Конфедерации более века тому назад:
«Я просил Бога о силе, чтобы достичь многого — Он сделал меня слабым, чтобы я научился смирению и покорности.
Я просил о здоровье, чтобы совершать великие дела — мне была дана немощь, чтобы я мог творить добрые дела.
Я просил о богатстве, чтобы стать счастливым — мне была дана бедность, чтобы я стал мудрым.
Я просил обо всем, что может принести наслаждение в жизни — мне была дана жизнь, чтобы я мог всем наслаждаться.
Ничего из того, о чем просил, я не получил — но обрел все, на что надеялся.
Я неправильно просил, и все же мои молитвы были услышаны.
Я благословлен щедрее всех людей!»
О чем бы мы ни просили в молитве, Бог ответит так, чтобы мы могли своей жизнью прославлять Его (2 Кор. 12:7-10).
Получил ли Иисус ответ на Свои молитвы?
В Гефсиманском саду Иисус немного отошёл от Своих троих апостолов и опустился на колени, а затем и вовсе распростёрся пред Своим Богом. Он молился: «Отче Мой! Если возможно, да минует Меня чаша сия; впрочем не как Я хочу, но как Ты» (Мф. 26:39). В следующий час Он ещё дважды возвращался в это уединённое место и молился о том, чтобы в приближающемся великом испытании Он мог бы исполнить волю Своего Отца.
Преодоление стадии некачественного воспевания
Святое Имя — духовный философский камень, дарующий кришна-прему, станет дороже жизни тому, кто занимается преданным служением.
108 имён Господа Шри Кришны (Данавендра-винашакая )
Даже мгновение общения с настоящим мудрецом способно вырвать нас из плена иллюзии.