Китайские штудии. ч.1: «богопотери» и еще немного «ранней» цивилизации
«Философия капитала» и индустриальное развитие.
Ещё раз о гностицизме, коммунизме и закате Европы
Наткнулся на цикл бесед Павла Щелина, посвященных гностицизму и его влиянию на формирование современных европейских идей. Пожалуй, это наиболее стройное популярное изложение генезиса западноевропейской идеологии. Несмотря на очевидно ватиканские "уши" (автор преподает в Вене) и временами прорывающуюся ахинею про Россию (автор - гражданин Украины) материал очень полезный, поскольку даёт достаточно верное представление о философских школах (если вам лень читать самими) и, самое главное, ответ на вопрос о роли и месте Европы в мировом историческом процессе. Ниже привожу ссылки с некоторыми комментариями.
- https://youtu.be/sWaVWCy6Qgg - про изначальный гностицизм 1-3 века н.э. Основная идея: все идеи избранности и прогрессорства растут оттуда.
- https://youtu.be/xHTjbbD-W-U - про Реформацию: 16-17-ый века. "Эксцессы грамотности" крайне похожи на эпоху социальных сетей. Магическая основа, прогрессорство, перемена отношения к бедности. Публичная святость. Раскол между народом и элитами
- https://youtu.be/JCkM9RtL20g - про Томаса Гоббса. Человек с нарушениями психики сформировал идеологию. "Контроль над языком, незнание - сила".
- https://youtu.be/dLikwl7rkYw - феномен Просвещения. Реформация создала такое напряжение, что в 17 веке начался упадок религиозной культуры как таковой. Отчасти потому, что никто решительной победы не одержал. "Ход истории сменился - причем в том направлении, которое привело бы в ужас людей 16 века". Английское просвещение: божественное преображение переосмыслено как перепрограммирование реального мира для совместного по возможности бесконфликтного проживания людей ради благополучия. Французское просвещение: преобразование общества возможно только через революцию и снос устаревших социальных порядков и (если необходимо) людей сопротивляющихся установлению новых порядков.
- https://youtu.be/BFj59yd2294 - национализм и либерализм. Триада "свобода, равенство, братство" - родила в итоге либерализм, марксизм и национализм. Цитата: (25:49) "в принципе любая национальная история, которую писали в 19 веке - это перефразированная история еврейского народа из Ветхого Завета" - мысль интересная, но спорная.
- https://youtu.be/DNEIfgdnEFY - про марксизм. Откровенно слабый фрагмент, потому что из Маркса гностик как из говна пуля, если честно. Гегель - ещё куда ни шло.
- https://youtu.be/TddC2XW1eDs - про позитивизм по Конту, который по мысли автора и стал предтечей современной актуальной повестки (с чем тоже можно было поспорить, хотя Конт то что цитирует Павел конечно же говорил)
- https://youtu.be/upCXWTnZ9dc - современные постмодернисты "массовый человек".
Конечно, перед нами весьма тенденциозный взгляд (что не есть преступление для философа), но основная беда в том, что он несистемный и упускающий главное. Павел верно описал признаки но по каким-то причинам отказался рассматривать предпосылки их возникновения. Поэтому гностицизм получился нечто вроде извечного мирового зла, которое не понятно откуда взялось и не понятно как его изжить. Хотя если добавить к развернутой Павлом картине всего два соображения, то древнее извечное зло превратится в бытовое занудство, имеющее вполне рациональное объяснение.
Сделаем это.
- Если принять во внимание то, что древний гностицизм (как впрочем и христианство) был ничем иным как реакцией ближневосточного общества (Палестина, Сирия, Египет) на Иудейские войны, а затем на "кризис III века": мир ужасен потому что победили римские варвары, его нельзя изменить, значит из него надо убежать. И это по сути эмоциональная реакция на столкновение с социальными ограничениями.
- Собственно, далее в каждом из рассмотренных Павлом случаев мы сталкиваемся с тем, что тот или иной мыслитель сталкивался с социальными границами и с позволения сказать "искрил" при попытке их преодоления. Также как при трении друг о друга двух металлических предметов каждый раз раздается характерный скрежет, также и при попытке общества, коллектива или отдельного мыслителя преодолеть социо-культурные барьеры (каковые явно не поддаются с первого раза, а иной раз и вовсе не поддаются) неизбежно возникновение мыслей и воззрений сходных с гностическими.
Все как видим довольно просто - идеи сопровождают общественные процессы и возможно придают им своеобразие и конкретные формы выражения, но всерьез считать, что если бы не зараза гностицизма эпохи Римской империи не было бы Великой французской революции и Маркса с Маркузе явно не стоит (автор эту мысль прямо нигде не высказывает, но исподволь к ней подводит). Не они бы, так другие большевики придумали бы другие теории, которые бы вдохновили народные массы. На край сошел бы русский космизм или ясса Чингисхана.
Теперь о том, причем тут "закат Европы". Как мы уже упоминали, Европа вплоть до начла индустриализации являлась по преимущество обществом социальных порядков "капитала" и "военного труда", для которого характерно постоянно штурмовать не только государственные, но и социальные, ментальные и какие угодно границы. Причем в основном путем насилия и взлома засовов, а не перевоспитания и хитрости, что характерно как раз для Римской Империи, державы Ахеменидов, Индии и Китая.
Поэтому европейское общество быстро достигало поставленных целей, но и быстро теряло полученное потому что узко понимало рациональность и выгоду, и мало заботилось о долгосрочном равновесии. Собственно, история глобализации тому яркий пример - те социальные порядки, которые Рим сумел удержать почти 200 лет, США и Европа размотали и развалили примерно за 30 (если считать с момента распада СССР).
Быстро создали образованное индустриальное общество на идеалах Прогресса и Просвещения, и также быстро его развалили и обесценили. Быстро возвели дворец глобального общества "всеобщего благосостояния" и также быстро его разрушили. И конечно тут не обошлось без "гностических" привычек, Павел абсолютно прав. Но это скорее просто дань традиции: чтобы мир менять, его совершенно не обязательно презирать. Но видимо эта простая мысль станет вполне достпуной человечеству уже на следующем этапе развития в рамках грядущего "коммунистического" социально-экономического цикла. Но, кстати сказать, от деструктивного наследия гностицизма при этом придется в значительной мере избавляться.
Итог по философии и идеологии
Новый русский гностицизм ч.2: неожиданный выход из идеологического тупика.
Модерн замещающий
Заметки ревизиониста. ч.4. Базис и надстройка.
Заметки ревизиониста. ч.1. Основные органические косяки марксистской теории и их современные проекции
Данный постом открываем новую рубрику. Появление её связано с тем, что на смену слегка притихшим пещерным либералам и пылким, но бестолковым либертарианцам повылезли такого же качества марксисты и ... в общем,я решил, надо тапком и тех и других, несмотря на сохраняющуюся уверенность в неизбежном торжестве идей социализма и коммунизма. Но идеи это одно, а малограмотные агитаторы, не приближающие, а наоборот, отдаляющие светлое будущее - совсем другое.
Начнем с главного - основной проблемой марксизма я полагаю не неверный социальный прогноз (в тех условиях, когда он формировался и при том уровне знаний другого составить бы и не получилось), а в ряде внутренних противоречий самой теории, которые, собственно говоря, её в тупик и привели.
Противоречия эти кстати были вполне очевидны и в середине 19 века. Бородатые классики и в особенности их последователи просто их проигнорировали, рискну предположить, по причине того, что они им ломали всю концепцию.
Их всего два.
Противоречие первое - отрицание права на разнообразие, в чем бы оно не выражалось: многоукладности экономики, социальных порядков и т.п. Вернее сказать, любые отклонения от канонической картины мира объявлялось пережитком, который надо преодолеть. За шаблон марксистская теория брала Англию и полагала полагала, что это единственно возможная модель устройства капиталистического общества, а если общество от нее отличается, то оно "неправильное" и рано или поздно к этой модели должно прийти.
Маркс кстати в неоднократно цитировавшемся письме к Вере Засулич, прямо говорит о том, что "«историческая неизбежность» этого процесса точно ограничена странами Западной Европы". Но на это сейчас его последователи стараются не обращать внимания.
При необходимости - даже насильно. Ничего не напоминает? От социализма в Африке 1960-1970-х годов, до установления демократии в 2000-2010-е годы в тех местах где её никогда не было (типа Афганистана и Ирака), и скорее всего в ближайшие 200-300 лет условий не возникнет. Но если в 19 веке было до некоторой степени извинительно увлекаться подобными упрощениями (хотя тогда уже существовал феномен Японской империи, которая перешла к капитализму практически не разрушив феодальные социальные порядки), то сейчас, когда накоплен довольно приличный опыт, казалось бы, можно было взгляды в этой части и подкорректировать. Но ни ортодоксальные марксисты, ни неомарксисты, ни немарксистские леваки (нео-большевики) и даже "инклюзивные капиталисты" как раз в этой части ничего менять не стали. Они порой отказываются от базовых постулатов социальной теории, но идеи унификации и насилия всегда несут гордо и высоко. Никаких исключений - либо прими нашу веру, либо погибни.
Противоречие второе - сведение всех возможных конфликтов классовой борьбе. Хотя как мы выяснили ранее, классовая борьба есть только один из 4-х способов разрешения социальных конфликтов и притом достаточно радикальный, реализуемый в том случае, если социальные порядки избыточно жесткие и их проще сломать до основания, чем реформировать.
Соответственно, частное выдавалось за общее и классовые отношения объявлялись приоритетными перед всеми другими. Соответственно, межклассовые, национальные групповые и прочие отношения объявлялись второстепенными пределе игнорировались.
Правда, в последние 50 лет ортодоксальная классовая теория несколько поблекла, но в современном западном дискурсе она сменилась, если можно так выразиться, классово-имущественной - место пролетариата и буржуазии заняли "элиты" и "быдло" (элои и морлоки и пр.). Но мутность формулировок и антагонизм, заложенный марксизмом остались. Поэтому современные социально-политические теории вроед бы немарксистских авторов страдают теми же самыми недугами, что и марксова социальная теория: чрезмерное упрощение, игнорирование неудобных фактов и как следствие - слабая адекватность.
Как видим, всемирно историческое значением марксизма действительно огромно: метод и соответственно его недостатки переняли не только социалистические и если брать шире левые течения, но и правые и даже праворадикальные.
Именно поэтому кстати мы и имеем сегодня столь удручающее состояние общественной мысли - Славой Жижек, Насим Талеб и Юваль Харири вполне сходят за философов и кстати не худших - есть еще Андре Глюксман или Анри Бернар Леви, например. Те ещё мыслители.
Иными словами, антитезис в виде "немарксистского" социализма либерализма или антикоммунизма оказался ничем не лучше. Очевидно, что недостатки надо преодолевать. чем и постараемся заняться, ибо хотя я сам недавно всех убеждал, что в плане социальной философии в ближайшие 150 лет нам надеяться особо не на что, но это не отменяет необходимости хотя бы начать процесс очищения рассудка.
Так что, помолясь на портрет Дзержинского, приступаем.
Современный философ всегда интересуется будущим, но ответы почему-то ищет в прошлом.
Видео от украинских философов всегда по своему познавательны. На сей раз Баумейстер пересказывает новые бредни франкфуртской школы, представители которой намерены совершить ренессанс, несмотря на то, что для этого нет совершенно никаких предпосылок. Философ негодует, но в итоге даже соглашается со Львом Гумилевым, признавая, что про "пассионарность" он ловко придумал (с чем я, например, совершенно согласен).
Собственно, приговор этому всему европейскому балагану вынес еще Шпенглер в 1918 году, и следующие сто лет просто шла реализация (см. подробнее по ссылке, стр. 825-875), но ни немцы ни англосаксы, признавая в последние годы конец гегемонии США, не могут сделать следующий логичный шаг и осознать, что придёт ему на смену. Хотя саммит ШОС в Самарканде в 2022 году всё показал. Логика отказывает, и западно ориентированный мыслитель оказывается в тупике - он не может смириться с мыслью, что азиатские страны возвращают себе вслед за экономическим и политическое первенство ("чумазый играть не может"), поэтому говорит о возрождении консолидации и всем таком прочем. В общем, та же самая ловушка восприятия, которую мы рассматривали применительно к Броделю, разумеется, не имеющая ничего общего с реальными общественными тенденциями.
Но нельзя сказать, что это свойство только западников. Евразийцы и почвенники, как ни странно, страдают той же формой слепоты. Вот видео Александра Дугина и Дмитрия Родэ, которые сводят всю проблематику трансформации и развития современного общества к проблеме либерализма и капитализма, их преодолению в виде "правого антикапитализма" (видимо под этим понимается христианский социализм и Бердяев, но это не точно - лучше спросить у Дугина)
Однако, и либерализм и капитализм объективно идут на спад (в оснвоном, уничтожая сами себя) и, по большому счету, нет достаточных оснований полагать, что по завершению текущей стадии "кризиса" они будут иметь хоть какое-то серьезное значение в общественной жизни.
То есть голова философа опять повернута назад, но стремится он в будущее. В целом, это вполне укладывается в объективную проблематику становления новой идеологии (см. подробнее тут) и на горизонте нашей с вами, дорогие друзья, жизни, скорее всего, неустранимо. Именно рушащиеся ныне общественные устои не позволяют разглядеть будущего, потому что мыслитель, не вооруженный трансдисциплинарный методологией, все-таки неизбежно вынужден опираться на предыдущий опыт, который ему к сожалению на данном историческом этапе не осень поможет.
"Новый человек" и всадники постмодерна
История философии и стадии глобального социально-экономического цикла
Предисловие к проекту
Мы продолжим серьезный разговор на волнующие многих темы сохранения идентичности российского общества и государства в условиях покрывающего нас материализма.
После развала Советского Союза минуло уже много лет, но не покидает ощущение тревоги за настоящий и будущий облик нашего человека и Отечества. Советское руководство последних лет считало, что пойдя навстречу Западу в деле мирного сосуществования различных систем и мировоззренческих культур, даже ценою саморазрушения, можно было надеется на благожелательный отклик у наших идейных противников. После идолопоклоничества в лихие 90-е годы и поначалу ровных взаимовыгодных отношений с коллективным Западом в первые годы правления президента Путина, стало понятно всем здравомыслящим людям, что от России ждут только политического поражения.
Надеюсь, что в результате размышлений на страницах нашего проекта, читатель почувствует большую уверенность в силе нашей Родины, на уровне аксиомы о важнейшей роли России в истории человечества, а не самоуничижительных леволиберальных измышлений.
Одной из задач в предлагаемом проекте видится не столько выработка национальной идеи России, хотя и она будет легко просматриваться. Основной же задачей ставится определиться с характером противоядия к действиям Запада в отношении российского общества на протяжении столетий.
А для этого необходимо знать мотивацию противника. Не действия и высказывания политический лидеров на Западе, которые мало что решают. Поэтому мы даже не будем их перечислять. Для нашего понимания необходима идеологическая мотивация истинных хозяев западного образа жизни, если хотите того самого глубинного правительства, которое как бобер стачивает основания государств.
И ещё этот проект для тех, кто признает одновременное существование материального и духовного мира, мужчины и женщины, как мужского и женского начала, без каких либо компромиссных толкований бытия и духа, процветающих на Западе.
Современные международные события, в том числе ситуация на Украине и арабском Востоке, имеют прямое отношение к финансовому кризису на Западе, но также к упрямому, почти религиозному желанию сломить Россию сейчас, или никогда. Откуда такой враждебный фанатизм?
Из необходимости сохранить свой образ жизни. В западной экономике накопилось столько проблем, что решить их через уничтожение / подчинение своим интересам более слабых стран, их не спасет. Им необходима очень крупная жертва среди главных конкурентов. Наши самоуверенные западные противники считают, что только у них есть ключик к особым знаниям, которые туземцам были незнакомы. На основе этих знаний, или породивших позднее мифов, Западу долгое время удавалось добиваться технологических и колониальных успехов.
В чем заключается логика глобального материального мира? Какое место в нем должна занимать Россия с точки зрения Запада, и будем ли мы сами, без чьих-то подсказок, управлять своей страной в будущем?
После начала специальной военной операции на Украине многое уже делается, но вся борьба еще впереди. «Давайте успокоимся, и не спеша, во всем разберемся», — говорил известный телевизионный персонаж. Во всяком случае, попробуем разобраться.
Проект рассчитан на широкий круг читателей, интересующихся проблемами социально-экономической жизни, отечественной истории и культуры.
Предварительная информация для проекта уже подготовлена. Уважаемые читатели, частота выхода материалов зависит от ваших предпочтений. Можно растянуть на год, а можно уложиться в 3-6 месяцев.
Про собачек и людей
Очень короткое видео-высказывание, но с очень глубоким смыслом. Чтоб было о чем поразмыслить )))
В моей душе твой след…
«Дневник писателя» Достоевского Ф. М. является для меня школой ведения дневниковых записей.
О философских вопросах в обычной жизни
Очень короткое видео-высказывание, но с очень глубоким смыслом. Чтоб было о чем поразмыслить )))
О смысле жизни
Очень короткое видео-высказывание, но с очень глубоким смыслом. Чтоб было о чем поразмыслить )))
16. МАТ
В этом мире нет ничего плохого самого по себе. Бог всё создал для блага. Всё является инструментом, а использование уже определяет его влияние. И слова имеют те же свойства и созданы, чтобы человек управлял через них.
Слово — это инструмент власти. Если не знать разрушающих слов, то и созидающие слова не будут иметь силу. Мат эффективно доносит мысль для тех, кто живёт как животное.
Большинство плохо понимает вербальную речь в условиях конфликта. Если человеку сказать: «Ты ведёшь себя неправильно, Бог всё видит и накажет тебя», — это мало кто поймёт. Но если сказать: «Будешь делать зло, справедливость тебя догонит и жёстко в#ебет», — это будет совсем другое дело.
Мат — это не словесная приправа. Он уместен только там, где уместна агрессия на самом низком уровне. Как половой акт для мужчины — это процесс доминирования, так и половые слова используются для доминации, для детей и женщин они не уместны.
Есть обстоятельства, при которых объявляется война, при которых достаётся оружие и при которых используется мат.
Мат — это словесное оружие, использовать его нужно к месту.
Жить до 100 лет?
Очень короткое видео-высказывание, но с очень глубоким смыслом. Чтоб было о чем поразмыслить )))
А время-то уплотняется!
Очень короткое видео-высказывание, но с очень глубоким смыслом. Чтоб было о чем поразмыслить )))
Психология превращения в злодея
Вы когда-нибудь задумывались о том, как близко вы находитесь к краю своего морального обрыва? Знаете, есть черта, которая отделяет воспитанного благочестивого гражданина от безумного монстра, способного наплевать на все моральные устои. И сегодня мы с вами погрузимся в самые темные уголки человеческой психики, чтобы по шагам разобрать то, как даже самый благочестивый человек может стать настоящим монстром.