Можно ли назвать поклонением все, что мы делаем? Греческое слово проскинео (“посылать поцелуй”), в переводе “поклоняться”, содержит в себе идею благоговения перед Богом и выражение преданности Ему. Христиане делают это не все время. Другое греческое слово, латрюо (“служить”), может означать поклонение, но не ограничивается только этим. Христиане должны стремиться служить Богу во всем.
Следующие случаи употребления слова проскинео открывают, что человек поклоняется в какие-то определенные периоды, но не все время:
Мф. 2:2, 11 — Волхвы пришли поклониться Иисусу.
Мф. 2:8 — Ирод сказал, что хочет поклониться Иисусу.
Мф. 14:33 — Когда Иисус успокоил море, находившиеся в лодке поклонились Ему.
Мф. 18:26 — Иисус рассказал притчу, в которой раб пал, кланяясь своему господину.
Мф. 28:9, 17 — После воскресения Иисуса Его ученики поклонились Ему (см. Лк. 24:52).
Ин. 9:38 — Слепой, которого исцелил Иисус, поклонился Ему.
Ин. 12:20 — Люди пришли на праздник, чтобы поклониться Богу.
Деян. 8:27 — Эфиопский вельможа приезжал в Иерусалим для поклонения.
Деян. 10:25 — Корнилий пал к ногам Петра и поклонился ему.
Деян. 24:11 — Павел сказал, что пришел в Иерусалим для поклонения.
1 Кор. 14:25 — Познавшие истину поклонятся Богу.
Эти отрывки неопровержимо доказывают, что не все является поклонением, потому что момент поклонения точно определен. Стихи Отк. 5:14 и 7:11 свидетельствуют о той же истине: поклонение Богу не беспрерывно, но начинается и заканчивается в определенное время.
Свидетельство того, что мы не всегда поклоняемся, мы находим и в других примерах. Израильский народ поклонялся, когда видел столб дыма у входа в шатер (Исх. 33:10). Когда они приносили начатки плодов от земли, то должны были сесть и поклониться Богу (Втор. 26:10). Елкана каждый год ходил из своего города в Силом поклоняться Господу (1 Цар. 1:1, 3). Павел писал, что духовно одаренные святые должны пророчествовать понятным языком, ибо тогда неверующий в собрании падет ниц и поклонится Богу (1 Кор. 14:24, 25).
Человек должен не только поклоняться (проскинео), но и служить (латрюо) Богу (Мф. 4:10; Лк. 4:8). Латрюо включает в себя все аспекты служения Богу, в том числе и поклонение. Израиль должен был “служить” Богу день и ночь (Деян. 26:7). Анна “служила” Богу день и ночь постом и молитвой (Лк. 2:37). Однако не всякое служение является поклонением. Иудейское поклонение, будучи тенью христианства, должно было “служить” образцом (Евр. 8:5). Иисус говорил, что убивающие христиан будут думать, что этим они “служат” (латрейа) Богу (Ин. 16:2). Целью Павла было “служить” Богу (Рим. 1:9; 2 Тим. 1:3). Накормить голодного — значит тоже служить (латрюо) Богу, но этот акт — не собственно поклонение (проскинео) Богу, не благоговение перед Ним.
В Лк. 17:7-10 Иисус преподал урок о рабе, который исполнял приказания своего господина. Он не поклонялся своему господину тем, что работал на поле и прислуживал за столом. Если бы служение было поклонением, тогда все время, которое мы служим другим, мы бы поклонялись им. Поклонение включает в себя общение с Богом от сердца и так, как это угодно Ему (Евр. 13:15).
Если решить, что все, что мы делаем, есть поклонение, тогда поклонение включает все наши обыденные, отнюдь не возвышенные дела. Некоторые из них можно посчитать проявлением неуважения даже к человеку, если совершать их с целью выказать благодарность и признательность. Приготовление еды, профессиональная деятельность, супружеские отношения и личная гигиена — все это может быть угодно Богу, но не является актами проскинео по отношению к Нему. Эти дела хороши на своем месте как латрюо, но были бы неправильны, если бы их использовали в моменты личного поклонения дома или в собраниях святых. Отличать поклонение от служения Богу необходимо: поклонение (проскинео) должно быть в духе и истине. Не все, что мы делаем в нашем ежедневном хождении пред Богом, даже в служении Ему, может быть использовано в поклонении Ему.