Религии и их смысл
Боги современного мира - популярность, деньги и власть. Что должно произойти, чтобы эта "религия" сменилась на эволюционную - сказать трудно
Прогноз этно-религиозной ситуации в Абхазии
Божий зов
История отношений Бога с человеком - это история Божьего зова к человеку. Бог любит людей. Эта любовь заставляет Его искать Своих людей и призывать их к Себе.
В ПРОШЛОМ
Ной был призван из допотопного мира и помещен на землю, очищенную водами потопа (Быт. 6). Бог дал ему конкретные указания, и Ной сделал “все, как повелел ему Бог” (ст. 22). Если человек хочет получить благословения, он должен ответить на Божий зов.
Аврам был призван оставить свою родную землю (Быт. 12:1-4). Он жил там, где поклонялись идолам. Бог призвал его к полному отделению и обещал ему “землю, которую Я укажу тебе”. За то, что Аврам ответил на Божий зов, ему были обещаны другие удивительные благословения. Бог обещал через него благословить все племена земные. В послушании Аврама мы видим начало великого народа.
Бог вызвал израильтян из Египта. Чтобы вывести их, Он послал им Моисея (Исх. 3:10). Людям были обещаны удивительные благословения, но только в том случае, если они услышат Божий зов и ответят тем, что пойдут за Моисеем. Они должны были отделиться от египетского идолопоклонства. Когда у подножья горы Синай некоторые стали поклоняться идолам, они были убиты (Исх. 32).
Много позже Бог призвал израильтян из вавилонского рабства. По прошествии семидесяти лет Бог позволил побежденным израильтянам вернуться в Ханаан (Иер. 29:10). Вышел указ Кира, призывавший их вернуться на родину и заново отстроить свой святой город (2 Пар. 36:22, 23). Под предводительством Зоровавеля, Ездры и Неемии большое число израильтян вернулось в свою землю, где они возвели стены и восстановили храм.
В НАСТОЯЩЕМ
Бог зовет нас и сегодня. Его зов к нам является зовом духовного царства - из тьмы к свету.
Нас призывает евангелие (2 Фес. 2:14). Это не сверхъестественный, таинственный зов. Это зов посредством Слова Божия. Бог зовет, чтобы из одного состояния мы перешли в другое: “Но вы - род избранный, царственное священство, народ святой, люди, взятые в удел, дабы возвещать совершенства Призвавшего вас из тьмы в чудный Свой свет” (1 Пет. 2:9). “...поступайте достойно Бога, призвавшего вас в Свое Царство и славу” (1 Фес. 2:12).
Другие отрывки характеризуют этот зов. Деян. 2:39 называет его Божьим зовом. Мы призваны быть святыми (1 Кор. 1:2). Это небесный зов (Евр. 3:1).
В нашем Новом Завете есть слово, которое в буквальном смысле означает “призванные”. Это слово - церковь. По-гречески это экклесиа. Оно состоит из двух слов: эк, что значит “из, от”, и калео, “звать”. Слово “церковь” буквально означает “вызванные” или “призванные”. Когда мы говорим о Господней церкви, то имеем в виду “тех, кто вызван [из мира] и принадлежит Господу”. Это отвечает на вопрос, необходимо ли быть членом церкви. Необходимо ли быть призванным? Несомненно! Если человек призван из тьмы к свету, он становится частью призванных, или церкви.
Во 2 Пет. 1:5-11 мы видим, как “показать, что [мы] действительно призваны и избраны Богом” (см. Современный Перевод). В этих стихах Петр перечисляет некоторые конкретные христианские благословения: это старание, вера, добродетель, рассудительность, воздержание, терпение, благочестие, братолюбие и любовь. Он говорит: “Так поступая, никогда не преткнетесь” (ст. 10). Да, христианин может отпасть от благодати. Каждому из нас нужно приложить все старание, чтобы показать, что мы действительно призваны Богом.
На север, в Галилею (служение Иисуса)
Иисус и Его ученики многого достигли в Иудее, учили и крестили гораздо больше, нежели Иоанн Креститель. В то время, когда им больше всего сопутствовал успех, Христос решил, что пришла пора покинуть Иудею и вернуться в Галилею. Синоптики повествуют о “Великом галилейском служении”, которое продолжалось около полутора лет. В настоящем уроке мы поговорим о событиях, непосредственно предваряющих это служение.
1 и 2 Тимофею и Титу (ч.7): Дальновидный план (1 Тим. 2:3-7)
Не только молитва предназначена для всех, но и Божий план. Его благодати хватит на то, чтобы “спаслись” все люди. Иисус умер за всех, послал нас проповедовать всем и сделал евангелие доступным для всех. Все мы будем судимы этим евангелием. Спасение душ от греха очищает прошлое. Божий план также предназначен для того, чтобы все “достигли познания истины”.
Обращение Корнилия
Обращение Корнилия и его дома — первый рассказ о принятии язычников в христианство. По указанию Господа Петр пошел из Иоппии в Кесарию, в дом сотника Корнилия, который верил в Бога. Петр проповедовал ему и находившимся с ним. Вот что мы читаем:
«“И Он повелел нам проповедовать людям и свидетельствовать, что Он есть определенный от Бога Судия живых и мертвых. О Нем все пророки свидетельствуют, что всякий верующий в Него получит прощение грехов именем Его”. Когда Петр еще продолжал эту речь, Дух Святой сошел на всех, слушавших слово» (Деян. 10:42-44).
Это был такой важный случай, что Господь послал на них Святого Духа, как ранее на апостолов. В Деян. 11:15 Петр кратко описывает произошедшее: «Когда же начал я говорить, сошел на них Дух Святой, как и на нас вначале». Это было поистине удивительное событие, но самым достойным внимания событием в тот день было то, что люди обрели спасение. Как это получилось?
СПАСЕНЫ НЕ ПОТОМУ, ЧТО НА НИХ СОШЕЛ СВЯТОЙ ДУХ
На слушавших проповеданное Петром Слово сошел Святой Дух, но не это спасло их. Это был знак иудеям, что язычников больше нельзя считать недостойными услышать евангелие и повиноваться ему. Это был знак иудеям и язычникам, что отныне язычники должны приниматься в церковь (Деян. 11:18; 15:8).
СПАСЕНЫ НЕ БЛАГОДАРЯ ВЫСОКОЙ НРАВСТВЕННОСТИ
Если бы нравственность могла спасти человека, то Корнилий наверняка был бы спасен, потому что он был «благочестивый и боящийся Бога со всем домом своим, творивший много милостыни народу и всегда молившийся Богу» (Деян. 10:2). Добродетельный и верующий человек, Корнилий не был спасен, пока не узнал от Петра о Господних повелениях и не послушался.
ИМ БЫЛО ВЕЛЕНО КРЕСТИТЬСЯ
Закончив проповедовать, Петр «велел им креститься во имя Иисуса Христа» (Деян. 10:48). Когда Корнилий и бывшие с ним ответили на повеление Петра, вот тогда они обрели спасение. Говоря Корнилию послать за Петром, Божий ангел произнес: «Он скажет тебе слова, которыми спасешься ты и весь дом твой» (Деян. 11:14). Позже тот же Петр напишет: «Так и нас ныне подобное этому образу крещение, не плотской нечистоты омытие, но обещание Богу доброй совести, спасает воскресением Иисуса Христа» (1 Пет. 3:21).
Истина об искушении
Вокруг искушения много лжи, которой люди верят. Мы сможем разоблачить эту ложь, если постараемся понять библейскую истину относительно этого вопроса.
1 и 2 Тимофею и Титу (ч.6): Первостепенная важность молитвы (1 Тим. 2:1, 2)
Когда мы идем ко всем людям, нам никак не обойтись без молитвы. Молитва состоит из ряда элементов. Это могут быть моления (мольбы; Современный Перевод). Когда мы теряемся и не знаем, какой дорогой идти, мы осознаем необходимость в божественной помощи. И тогда мы “совершаем молитвы”. Наши моления исходят из естественного желания поговорить с Богом. По сути, это и есть молитва.
Как поклоняться
Хотя Бог сотворил нас, чтобы мы поклонялись, поклонение не всегда дается нам естественно и легко. Когда вы изучите Писания и узнаете, что такое истинное поклонение, для овладения навыками правильного поклонения вам потребуются дополнительные усилия и самоотверженность. Это в особенной степени может относиться к новообращенным, которые всю свою жизнь следовали плоти. “Недуховный человек” (1 Кор. 2:14) покоряется с трудом. Плоть хочет своей собственной свободы, требует удовлетворения и упорно сражается за возвращение утраченной территории. У некоторых годы уходят на то, чтобы подчинить плоть духу. Когда мы приходим на богослужебное собрание, где поются духовные песни и возносятся молитвы, это автоматически не заставляет плоть сесть и успокоиться. Подготовка к совместному поклонению начинается дома, с семьей или в уединении. Она может начаться с выделения какого-то времени на ежедневную уединенную или семейную молитву, пение, чтение Писаний и размышление над ними. Сосредоточьтесь на вхождении в присутствие Божье. Мысленно и эмоционально уйдите на несколько минут от мира и его забот. Словесно и сознательно посвятите себя и свой день Богу.
Учитесь переключать свои мысли с повседневных, будничных забот к более высоким, более величественным делам Божьим. Ежедневное тихое время или время семейных молитв поможет настроить сердце, разум и тело на поклонение. Поначалу может быть трудно перевести внимание на духовные заботы, но со временем это станет легче. Иногда вы можете подумать, что у вас ничего не получается. Иногда, может, вам даже не захочется, чтобы это получилось. Это плоть снова пытается взять верх. Не спешите. Чтобы преодолеть все препятствия на пути к престолу, нужно время. Постепенно вы натренируете свое сердце идти более прямым путем в Его присутствие и захотите оставаться там дольше.
Тот факт, что поклоняться Богу так, как это угодно Ему, не всегда легко и не приходит само собой, должен подсказать ведущим богослужение тщательно все планировать. Даже порядок событий может играть существенную роль в ведении людей по пути поклонения в Божье присутствие. Нам не дано никакого определенного порядка. Однако учитывая, что целью собрания является поклонение, все действия должны либо вводить верующих в присутствие Божье, либо удерживать их там определенный период времени. Нужно планировать последовательный порядок событий в их развитии. Каждого члена церкви нужно поощрять к тому, чтобы он принимал активное участие в поклонении. Поклонение в ранней церкви никогда не было для зрителей. В Божье присутствие сердца поклоняющихся могут вводить хвалебные песни и благодарственные молитвы. Иногда руководителю богослужения бывает полезно напомнить поклоняющимся слова песен, чтобы они сосредоточили внимание не на мелодии, а на смысле. Можно петь разнотипные песни. Обычно ведущий выбирает песни, чтобы они соответствовали теме или запланированной цели поклонения. Некоторые предназначены для восхваления Бога. Другие несут слово наставления. Третьи назидают или предупреждают о духовных опасностях. В пении мы разговариваем не только с Богом, но и друг с другом. Обращая внимание на содержание песни и сосредоточиваясь на обращении этого содержания к Богу, мы можем ближе подходить к присутствию Божьему.
Вслед за хвалебным гимном наступает время молитвы, которое продолжает общение с Богом. Это может быть молчаливая молитва, когда каждого члена церкви просят лично поговорить с Богом, после чего один или несколько мужчин могут повести все собрание. Последовательность каждого выражения поклонения должна приводить нас все ближе и ближе к Богу. Молитва должна славить и хвалить Бога (Мф. 6:9). Искренняя молитва — это излияние сокровенного желания Единственному, кто может услышать и помочь.
Кульминации переживания в поклонении можно достичь за Господней вечерей. В это время собравшиеся на поклонение приходят к кресту, чтобы вспомнить место и время, когда было навсегда запечатлено их освобождение от греха и смерти. Здесь торжественность и праздничность переплетаются. Участвуя в Господней вечере, мы в смиренной признательности и благодарности вводимся в радость и тепло Божьего присутствия. Поклоняющиеся могут просто побыть с Ним, посидеть у Его ног и остаться там до тех пор, пока не будет испита последняя чаша.
Покаявшись перед Богом, поклоняющийся берет наполненную до краев чашу, просто слушая, что Бог говорит ему. Как молодой Самуил, сердца кричат: “Говори, Господи; ибо слышит раб Твой” (1 Цар. 3:9). Вот теперь сердце готово слушать Писания, наставление и проповедь.
О вере и крещении
Те, кто отстаивает теорию спасения “одной верой”, обычно говорят, что для спасения крещение не обязательно. Они утверждают, что вера, будучи единственным обязательным Господним условием спасения, исключает какой-либо еще отклик со стороны человека. Правда, заявляя так в теории, на практике они не всегда придерживаются этого.
1 и 2 Тимофею и Титу (ч.5): Необходимость принять решение (1 Тим. 1:18-20)
Божья благодать, спасающая даже самого отъявленного грешника, еще не гарантирует, что Его Слово будет руководством в жизни каждого человека. Она требует личной преданности Божьим заповедям (“пророчествам”), чтобы с честью и отвагой выстоять в сражениях, которые готовит нам жизнь. Поэтому Павел и увещевал Тимофея “воинствовать, как доброму воину”.
Внешние свидетельства богодухновенности Библии: свитки Мертвого моря
Вряд ли можно назвать более важное археологическое открытие в связи с Библией, нежели обнаружение в 1947 г. так называемых “свитков Мертвого моря”. Какое влияние оказали эти свитки на наше понимание полноты и достоверности книг Ветхого Завета? Ученые не перестают удивляться поразительной согласованности между масоретским текстом книги Исаии (ок. IX в. н.э.) и рукописями книги Исаии, найденными в пещерах Кумрана (ок. 100 г. до н.э.). “Удивительно, - пишет профессор Миллар Берроуз из Йельского университета, - как практически за тысячу лет текст претерпел столь малые изменения”. “Первостепенное значение” свитков Мертвого моря, по мнению Берроуза, состоит в подтверждении точности традиционного текста. Обнаруженные различия “не являются достаточно частыми, чтобы была необходимость вносить коррективы в переводы”. Кроме того, если внимательно рассмотреть эти различия, то окажется, что “ничто во всех [свитках] не меняет нашего понимания религиозного учения Библии”.
Другой профессор Йельского университета, Джозеф Фри, поражается цельности всех библейских текстов, подтверждаемой археологами. Он пишет: “Относительно того, что думали или чему учили Амос, Исаия, Иисус и Павел, наши знания не увеличиваются и не изменяются ни одним из обнаруженных манускриптов”. Обидно, что некоторые люди, в чьих сердцах отсутствует библейская вера, получают явное удовольствие от поиска погрешностей в книге, которая принесла человечеству больше добра, чем какая-либо другая книга.
Что касается вышесказанного, то некоторые тратят многие часы на исследование свитков Мертвого моря в надежде найти хоть что-нибудь, что поставило бы в неловкое положение верующих в Библию. Крайняя степень подобного настроения видна в заявлении британской прессы, что будто бы кумранские открытия убедительно доказывают, что Иисус никогда не существовал. Когда осознаешь, что свитки были написаны за сто лет до рождения Иисуса и, таким образом, никак не могли упоминать о Нем (кроме как в пророчествах), видишь, как скептики идут на все, чтобы только найти, к чему придраться, а также видишь отсутствие доказательств на стороне неверия.
О противостоянии двух миров
Как жили и уживались рядом две мировые конфессии?
Все первое (начало служения Иисуса)
Говорят, все когда-то случается в первый раз. Самые первые дни Христова служения называют “периодом неизвестности”. Синоптические писатели свои повествования о публичной работе Иисуса начинают с более позднего периода, когда Он достиг успеха в Галилее. Иоанн же захотел познакомить нас с предыдущими, не такими впечатляющими днями.
1 и 2 Тимофею и Титу (ч.4): Искупленный грешник (1 Тим. 1:12-17)
Первые одиннадцать стихов главы 1 представляют собой страстный призыв к молодому евангелисту Тимофею преодолеть все искажения и случаи неправильного применения Божьего Слова, чтобы славное благовестие могло исполнить ту добрую работу, для которой было предназначено. Павел дал Тимофею великолепный стимул, основанный на том, что эта благая весть открыла ему - и всем грешным людям в целом.
Является ли поклонением все, что мы делаем?
Можно ли назвать поклонением все, что мы делаем? Греческое слово проскинео (“посылать поцелуй”), в переводе “поклоняться”, содержит в себе идею благоговения перед Богом и выражение преданности Ему. Христиане делают это не все время. Другое греческое слово, латрюо (“служить”), может означать поклонение, но не ограничивается только этим. Христиане должны стремиться служить Богу во всем.
Следующие случаи употребления слова проскинео открывают, что человек поклоняется в какие-то определенные периоды, но не все время:
Мф. 2:2, 11 — Волхвы пришли поклониться Иисусу.
Мф. 2:8 — Ирод сказал, что хочет поклониться Иисусу.
Мф. 14:33 — Когда Иисус успокоил море, находившиеся в лодке поклонились Ему.
Мф. 18:26 — Иисус рассказал притчу, в которой раб пал, кланяясь своему господину.
Мф. 28:9, 17 — После воскресения Иисуса Его ученики поклонились Ему (см. Лк. 24:52).
Ин. 9:38 — Слепой, которого исцелил Иисус, поклонился Ему.
Ин. 12:20 — Люди пришли на праздник, чтобы поклониться Богу.
Деян. 8:27 — Эфиопский вельможа приезжал в Иерусалим для поклонения.
Деян. 10:25 — Корнилий пал к ногам Петра и поклонился ему.
Деян. 24:11 — Павел сказал, что пришел в Иерусалим для поклонения.
1 Кор. 14:25 — Познавшие истину поклонятся Богу.
Эти отрывки неопровержимо доказывают, что не все является поклонением, потому что момент поклонения точно определен. Стихи Отк. 5:14 и 7:11 свидетельствуют о той же истине: поклонение Богу не беспрерывно, но начинается и заканчивается в определенное время.
Свидетельство того, что мы не всегда поклоняемся, мы находим и в других примерах. Израильский народ поклонялся, когда видел столб дыма у входа в шатер (Исх. 33:10). Когда они приносили начатки плодов от земли, то должны были сесть и поклониться Богу (Втор. 26:10). Елкана каждый год ходил из своего города в Силом поклоняться Господу (1 Цар. 1:1, 3). Павел писал, что духовно одаренные святые должны пророчествовать понятным языком, ибо тогда неверующий в собрании падет ниц и поклонится Богу (1 Кор. 14:24, 25).
Человек должен не только поклоняться (проскинео), но и служить (латрюо) Богу (Мф. 4:10; Лк. 4:8). Латрюо включает в себя все аспекты служения Богу, в том числе и поклонение. Израиль должен был “служить” Богу день и ночь (Деян. 26:7). Анна “служила” Богу день и ночь постом и молитвой (Лк. 2:37). Однако не всякое служение является поклонением. Иудейское поклонение, будучи тенью христианства, должно было “служить” образцом (Евр. 8:5). Иисус говорил, что убивающие христиан будут думать, что этим они “служат” (латрейа) Богу (Ин. 16:2). Целью Павла было “служить” Богу (Рим. 1:9; 2 Тим. 1:3). Накормить голодного — значит тоже служить (латрюо) Богу, но этот акт — не собственно поклонение (проскинео) Богу, не благоговение перед Ним.
В Лк. 17:7-10 Иисус преподал урок о рабе, который исполнял приказания своего господина. Он не поклонялся своему господину тем, что работал на поле и прислуживал за столом. Если бы служение было поклонением, тогда все время, которое мы служим другим, мы бы поклонялись им. Поклонение включает в себя общение с Богом от сердца и так, как это угодно Ему (Евр. 13:15).
Если решить, что все, что мы делаем, есть поклонение, тогда поклонение включает все наши обыденные, отнюдь не возвышенные дела. Некоторые из них можно посчитать проявлением неуважения даже к человеку, если совершать их с целью выказать благодарность и признательность. Приготовление еды, профессиональная деятельность, супружеские отношения и личная гигиена — все это может быть угодно Богу, но не является актами проскинео по отношению к Нему. Эти дела хороши на своем месте как латрюо, но были бы неправильны, если бы их использовали в моменты личного поклонения дома или в собраниях святых. Отличать поклонение от служения Богу необходимо: поклонение (проскинео) должно быть в духе и истине. Не все, что мы делаем в нашем ежедневном хождении пред Богом, даже в служении Ему, может быть использовано в поклонении Ему.
Более чем победители
Рим. 8:35-39 говорит о победе! Это та весть, которую все мы хотим услышать. Жизненные испытания теснят нас со всех сторон, и кажется, что мы никогда не победим. Даже с духовной точки зрения мы иногда склонны думать, что победа невозможна. Да, мы стали христианами. Но в нашем прошлом — страшные грехи; в настоящем — сильные искушения; в будущем — большая неопределенность. Как одержать победу?
1 и 2 Тимофею и Титу (ч.3): Важность здравого учения (1 Тим. 1:3-7)
Павел писал Тимофею о Божьем Слове - о его Источнике, его достаточности и его спасительной силе. Он хотел, чтобы Тимофей понял важность здравого учения, мог бы распознать его и противостоять любому неверному применению Слова. Он писал о том, что Бог дает грешникам искупление, и подчеркивал, что Бог требует принятия решения от каждого из нас.
Заветы
Нельзя понять Библию, не имея представления о заветах, ибо библейская весть построена вокруг целого ряда важных заветов. Да и те благословения, которые мы получаем во Христе, являются исполнением и древнего завета, и последнего завета, который Иисус заключил с нами.
Завет — это обещание, договор, соглашение, исполнение которого носит обязательный характер. Еврейское слово берит — в переводе “завет” — происходит от барах, что значит “есть хлеб с...” Оно также ассоциируется со словом бериту, “связывать”, и бирет, “между”.
Бог заключал заветы с Ноем, Авраамом, Давидом и другими отдельными людьми, а также с целыми народами и племенами. Среди заветов больше всего известны старый (“ветхий”) завет Бога с Израилем и новый, который Он заключил с христианами. Некоторые заветы имели прямое отношение к благополучию тех, с кем Бог заключал их. Другие были нацелены дальше, на будущие поколения, которым предназначались благословения от тех соглашений, которые были заключены еще с их предками.
Не только Бог заключал заветы с людьми, но и люди заключали их друг с другом. Ветхозаветные соглашения разнообразны по своим видам, но большинство из них представляли собой юридические обязательства двух сторон.
Условия некоторых заветов выдвигались одной или двумя равными по положению сторонами, а затем добровольно ими обеими принимались. Другой тип завета состоял из обещания одной стороны дать определенные блага другой стороне без выдвижения каких-либо требований к получателю этих благ.
Когда стороны были неравными, более сильная могла навязать условия договора более слабой. Такие заветы требовали повиновения более слабой стороны. Они обычно предусматривали блага за соблюдение завета или серьезные последствия в случае его нарушения.
После принятия условий договора их можно было сделать юридически обязательными несколькими способами. Договор скреплялся взаимными клятвами, совместной трапезой или передачей какого-нибудь предмета в знак соглашения. Человек, связанный заветом, мог сложить груду камней или сделать памятный подарок — скажем, подарить какой-нибудь личный предмет. Иногда вступавшие в соглашение участвовали в церемонии, заключавшейся в прохождении между частями одного или нескольких расчлененных животных.
Обязательный характер заветов мог подтверждаться некими действиями, которым придавались символические значения. Например, соль использовалась как символ вечной природы завета: как соль сохраняет, так должен сохраниться и завет. Прохождение между частями расчлененного животного подразумевало, что нарушившего завет тоже разрежут на куски. Трапеза символизировала братское доверие, которое сделает завет обязательным. Подарок в залог завета или груда камней служили напоминанием о соглашении. Пролитие крови указывало на чрезвычайную важность договора, ибо ценой за строгое выполнение договора была кровь.