К вопросам о крещении и вере Руси
Мы не знаем точно, когда произошло крещение Руси. Но судя по событиям, крещение было постепенным процессом. Если бы крещение было быстрым и жестоким, то люди, выжившие после нашествия, не стали бы ценить христианскую веру. Они могли бы подумать, что это наказание за вероотступничество, и вернуться к своей старой вере. Но этого не произошло.
Церковь: по предвечному определению Божию
Понять назначение церкви в этом мире можно, если рассматривать ее, как реализацию предвечной цели Бога. Церковь не является приложением к Божию плану - она сама и есть этот план, основное ядро Его плана.
Основание и рост Иерусалимской церкви
Число учеников, живших или оставшихся в Иерусалиме после вознесения, составляло сто двадцать человек. Включая тех, что были в Галилее, это число достигало, по меньшей мере, пятисот. Сто двадцать пребывали в молитвах и ежедневном ожидании обещанного Духа. В дни ожидания, по предложению Петра, вакансия, образовавшаяся среди апостолов в связи с самоубийством Иуды, была заполнена избранием Матфия.
Являетесь ли вы членом Божьего царства?
Бог очень дорожит Своим царством, церковью. Установление церкви не было результатом запоздалой мысли или случайностью. Напротив, Бог от вечности задумал и поставил целью сделать Свой избранный народ частью Своего духовного царства. Задолго до новозаветного времени пророки говорили о церкви как о грядущем царстве.
Одно из великих пророчеств, предсказывающих установление церкви, находится в Дан. 2:36-45, в сновидении царя Навуходоносора об истукане. С Божьей помощью Даниил открыл царю Божий замысел. Образы сновидения олицетворяли существовавшую на то время Вавилонскую империю и три другие мировые державы, которые еще только должны были выйти на историческую сцену. Последняя часть статуи изображала Римскую империю, которая просуществовала с 31 г. до н.э. по 476 г. после рождества Христова. Именно в это время должно было возникнуть последнее царство — камень, отколовшийся без содействия рук. Таким образом, объяснение Даниилом сна указывало на то, что установление запланированного Богом царства должно было произойти во время правления римских императоров (между 31 г. до н.э. и 476 г. н.э.).
Божье царство будет существовать на земле, как и четыре мировые державы, но Божье царство пребудет вовек; оно не разрушится, как случилось со всеми земными царствами. Оно будет вечным. Содержание этого пророчества напоминает нам слова Христа, сказанные им в преддверии установления Своей церкви: “...и на этом камне Я создам церковь Мою, и врата ада не одолеют ее” (Мф. 16:18).
Однажды ночью иудейский начальник Никодим пришел к Иисусу, чтобы больше узнать о царстве Бога. Иисус сказал ему, что в царство Божье можно войти посредством столь радикальных и преобразующих изменений, что это лучше назвать новым рождением, или рождением свыше (Ин. 3:5). В день Пятидесятницы после воскресения и вознесения нашего Господа Бог излил Своего Духа и установил предсказанное Им царство. В тот самый день, когда Петр объяснил людям, как родиться свыше, в него вошло сразу три тысячи душ (Деян. 2). Это рождение свыше предполагает веру в Иисуса (Ин. 3:16), покаяние, или отвращение от греха, и следование Божьей воле (Деян. 17:30), исповедание Иисуса Сыном Божьим (Рим. 10:9, 10) и крещение во Христа для прощения грехов (Деян. 2:38; 22:16).
Церковь — это самое важное царство, в которое только могут войти люди. Его члены безмерно благословлены, имея доступ ко всем духовным благословениям (Еф. 1:3) и вечную жизнь (1 Ин. 5:13). Те, кто не использует возможность стать членом Божьего царства, наверняка не осознают его важность.
Являетесь ли вы членом Господнего бесценного царства, Его церкви? Для нас нет ничего более радостного, чем осознание того, что мы являемся частью церкви, которая была установлена согласно извечному плану нашего благословенного Господа. С ним не сравнится никакое земное царство.
Великое отступничество
Церковь была установлена и устроена так, как это было угодно Иисусу. Через какое-то время после смерти апостолов в церковь стали привноситься изменения. Они привели к появлению тела, отличавшегося от того, что установил Иисус.
Царство Христа
Об этом царстве Исаия пророчествовал, что Христос будет владычествовать над Божьим народом, как Давид (Ис. 9:6, 7). Гавриил, ангел, явившийся Марии, сослался на этот стих, когда сказал: «Даст Ему Господь Бог престол Давида, отца Его» (Лк. 1:32). Михей пророчествовал, что этот владыка произойдет из Вифлеема, города Давида (Мих. 5:2; см. Лк. 2:4).
Царство было также темой сна Навуходоносора, который истолковал Даниил. Сон открывал, что царство Христа, Божье царство, будет установлено в дни римских царей (Дан. 2:31-44). Еврейский народ понимал эти установленные сроки и «был в ожидании» (Лк. 3:15), когда появился Иоанн с проповедью, что царство небесное приблизилось (Мф. 3:1, 2).
Иисус начал Свое служение с проповеди той же вести (Мф. 4:17) и говорил, что «исполнилось время» (Мк. 1:15). Время ожидания прихода царства закончилось, и его установление должно было произойти вскоре. Иисус послал апостолов (Мф. 10:5, 7) и семьдесят других учеников проповедовать эту же весть о близости царства (Лк. 10:9, 11). Некоторые из присутствовавших во время проповеди Иисуса должны были увидеть, как царство придет в силе (Мк. 9:1). Сила пришла с излитием Святого Духа (Деян. 1:8) в день Пятидесятницы (Деян. 2:1-4). В это время царство Иисуса было расширено до земли, и о нем уже не говорилось, что оно «приблизилось». Теперь, когда люди слышали проповедь о царстве, они крестились, чтобы войти в него. (Ср. Деян. 8:12 с Ин. 3:3-5). С той поры первые проповедники понесли весть о том, что царство уже существует (Деян. 19:8; 20:25; 28:23, 31).
Владычество Иисуса началось, когда Он вознесся на небо и воссел по правую руку от Отца (Еф. 1:20-23; 1 Пет. 3:22; см. Дан. 7:13, 14). У Него теперь вся власть на небе и на земле (Мф. 28:18), так как все, кроме Его Небесного Отца, покорено под ноги Его (1 Кор. 15:27).
Иисус рассказал притчу, в которой учил, что Он, представленный в образе человека высокого рода, отправится для получения Своего царства (Лк. 19:12). Он возвратится не для того, чтобы установить Свое царство, так как Он уже получит Его до Своего возвращения. Он потребует у Своих подданных дать ответ за их образ жизни (Лк. 19:13-27). Это показывает, что Он, когда возвратится «при кончине века», будет судить мир (Мф. 13:49; 25:31-46). Тогда Он передаст царство Отцу (1 Кор. 15:23, 24).
Некоторые настаивают на том, что царство еще не пришло, а колоссяне (см. Кол. 1:13) ощутили вкус того, что предстояло в будущем. Так, Брюс пишет:
«Когда Павел утверждает, что верующие уже были введены в царство возлюбленного Сына Божьего, он дает нам пример по-настоящему осуществленной эсхатологии. То, что в своей полноте ожидает их в будущем, уже реализовалось в них… Посредством ожидания, которое является реальным переживанием, а не юридической фикцией, они здесь и сейчас получили славу, которая еще будет явлена в будущем. “Наследие святых в свете” еще не проявилось в своем безграничном богатстве, но божественный акт, которым верующие были призваны к участию в этом наследии, уже совершился… Оно уже проникло в этот мир в деяниях Христа (ср. Мф. 12:28; Лк. 11:20); однажды оно придет в полноте славы, которая окружает парусиа [второе пришествие] Христа».
Мы здесь видим непонимание сущности царства Иисуса и времени его установления. Кроме того, здесь неверное употребление греческого слова эйс, которое означает «в, внутрь» и так трактуется в нескольких других переводах Кол. 1:13. Его царство стало существующей действительностью — как видно из того факта, что колоссяне были введены в него. Верные Иисусу будут оставаться в Его царстве до Его второго пришествия. Сейчас христиане являются священниками в царстве Иисуса (Отк. 1:6; 5:10). Они призваны к участию в наследии святых в свете — в наследии, в которое они еще вступят.
Вопросы и ответы о старейшинах
По мере роста в “познании Господа нашего и Спасителя Иисуса Христа” церковь должна расти и в руководстве - как в качестве, так и в количестве ее руководителей, а также в вопросе отзывчивости членов церкви по отношению к этим руководителям. Вот ответы на некоторые вопросы, наиболее часто задаваемые общинами, стремящимися иметь таких руководителей, каких Бог хочет видеть в Своей церкви.
Каким объемом власти обладают старейшины?
Сколько власти у старейшин в церкви? А сколько земной власти есть у церкви? Вот столько ее и у старейшин. У них вся власть, сколько бы ее ни было. Возможно, на самом деле мы хотели бы знать, какой именно властью обладают старейшины. Проявляется ли она в абсолютном контроле над членами церкви и ее работой? Джек Льюис отмечает: “В связи с исполнением служебных обязанностей старейшинами или должным отношением христианина к старейшинам вы вообще не встретите слов, передающих значение власти”. Слова “старейшина”, “епископ”, “пастырь” и “домоправитель” употребляются только с такими словами, как “учить”, “питать”, “руководить”, “исправлять”, проявлять “бдительность”. Разумеется, епископам следует подчиняться, так как то, чего они требуют, направлено на наше личное благо и благополучие всей общины. Однако старейшины - это руководители, а не погонщики.
Как община должна относиться к старейшинам?
Почему происходит так, что люди сначала выбирают старейшин, а затем критикуют решения, которые те принимают? Наиболее ценное качество человека - это умение трезво мыслить. Если он не умеет этого делать, ему не следует быть старейшиной. Если же умеет, надо поступать так, как он говорит. Нехорошо членам общины противиться старейшинам в вопросах мнения.
Старейшины не могут своей властью разрешать то, что запретил Бог, и запрещать то, что Бог разрешил. Мудрые старейшины понимают, что они являются “законодателями” только в вопросах суждения, и обязательно будут консультироваться с рассудительными членами общины, прежде чем принять то или иное решение.
Старейшины будут допускать ошибки, поскольку они, как и все мы, - тоже люди. Нереально ожидать от старейшин, что они никогда не будут ошибаться. Они могут учиться на своих ошибках, так же как мы - на своих.
Должен ли у общины быть “ведущий” или “главный” старейшина?
В группе старейшин вполне может быть один или несколько “ведущих старейшин”. Это не всегда неправильно. Лидеры нужны даже среди самих лидеров. Почему бы не радоваться тому, что кто-то достаточно инициативен, чтобы не давать церковной работе заглохнуть или чтобы выступать от имени всех старейшин? Старейшины отличаются друг от друга своими способностями так же, как и все остальные члены церкви. Моему отцу довелось быть старейшиной в трех различных общинах, и в каждой из них ему часто поручали говорить от имени старейшин перед общиной. Почему? Очевидно, он говорил более свободно, чем другие, и его товарищи-старейшины были уверены, что он точно передаст их решение братьям.
Если человек избран старейшиной, навсегда ли он остается им?
Некоторые старейшины, если они неспособны служить вообще или служить с пользой, должны добровольно сдать свои полномочия. Это можно сделать спокойно, не выводя общину из равновесия и не нарушая порядка. Обстоятельства меняются, и мудрые люди замечают эти изменения. Дать возможность больному или пожилому старейшине с честью уйти в отставку - значит проявить милосердие.
Что делать в ситуации, когда в церкви нет мужчин, которые бы отвечали требованиям, предъявляемым к старейшинам?
В тех общинах, где еще нет руководителей, члены церкви должны усердно взращивать мужчин, которых можно было бы назначить на эту работу. Общине не следует обманываться, будто “никто не отвечает требованиям”. Если это так, то либо эту работу выполняют не подходящие для этой должности мужчины, либо ее вообще никто не выполняет. И в том, и в другом случае ситуацию нужно исправлять как можно скорее.
Где живет Бог
Ученые пришли к выводу, что физиологическое различие между человеком и другими млекопитающими весьма невелико. С научной точки зрения человек есть животное. Однако даже микроскоп ученого не может показать нам всего того, из чего состоит человек. Невидимую часть нашей природы можно увидеть только через “микроскоп” Божьего Слова. Эта часть есть дух человека, вечный по своей природе.
“Я создам церковь Мою”
Пожалуй, ни о какой другой истине так четко не говорится в Новом Завете, как о церкви, созданной Иисусом. И при этом, нет другой истины, которую бы так запутал, очернил и исказил религиозный мир. Мы должны вернуться к Писанию для верного понимания церкви. Уже практически в самом начале Нового Завета мы встречаем очень ясное учение о церкви. Великие слова о церкви Христовой мы находим в Мф. 16:13-19.
Строительство церкви
Этот урок — о том, как построить церковь. Это не будет обсуждением вопроса строительства церковного здания — я менее всего компетентен говорить кому-либо, как возводить церковное здание! Кроме того, в Новом Завете ничего не говорится о церковных зданиях, так что я и не чувствую себя обязанным рассуждать на эту тему. О строительстве церкви мы поговорим в новозаветном понимании слова «церковь».
Церковь и Писание
Наша приверженность людям, вещам и даже Богу по большей части определяется тем, что мы называет взаимосвязями. Церковь проявляет особое внимание и приверженность Писаниям, Библии по причине той уникальной взаимной связи, которая поддерживается между христианами и Писанием. Бесспорно, что одним из главных дел церкви является проповедь Писания, размышление над ним и укрепление в нём.
1 Коринфянам (ч.51): Духовные дары — 5: Ревнуйте о дарах больших (12:27–31)
Единство в теле Христа начинается с индивидуальной ответственности. Дух дал определённым членам церкви в Коринфе дары, целью которых было укрепление тела. Однако единство церкви существует не только на уровне отдельного человека или общины. Все общины связаны друг с другом общей верностью Христу Божьему, который умер, чтобы искупить людей для Себя.
1 Коринфянам (ч.50): Духовные дары — 4: Тело же не из одного члена, но из многих (12:14–26)
Назвав духовные дары и объявив их «проявлением Духа на пользу», далее Павел на практическом примере объяснил то, о чём он говорил. В 12:12 он утверждал: «Тело одно»; но для целенаправленной деятельности церковь, как и физическое тело, нуждается в функционировании многих частей. Коринфские христиане, сосредоточив всё своё внимание на дарах, которые они считали желанными, разрушали тело как единое целое.
Какой была церковь в самом начале?
В каждой области жизни нам нужен стандарт, образец. К примеру, когда надо узнать время, человек не полагается на историю своих часов. Если эти часы принадлежали его “дедушке", это вовсе не гарантирует, что они идут точно. В равной степени слова “мой дедушка был членом этой церкви” отнюдь не означают, что эта церковь — новозаветная. Есть только один надежный критерий отсчета времени — Божье солнце.
Нерукотворное царство
“И во дни тех царств Бог небесный воздвигнет царство, которое вовеки не разрушится, и царство это не будет передано другому народу; оно сокрушит и разрушит все царства, а само будет стоять вечно” (Дан. 2:44). Будучи пророком Божьим, Даниил рассказал царю Навуходоносору об огромном “истукане”, которого царь увидел во сне.
Христова невеста
Записавшие для нас Новый Завет, рассказывая о церкви, по вдохновению использовали различные образы. Каждый из этих образов выделяет те или иные свойственные ей черты. Когда подчеркивается правление церкви, она изображается как царство. Чтобы указать на ее единство, о ней говорится как о теле. В этом уроке мы увидим, что церковь изображается как Христова невеста. Об этом говорится в нескольких местах Нового Завета, и мы остановимся на каждом из них (см. Ин. 3:28-30; Еф. 5:22-32; Рим. 7:1-4; 2 Кор. 11:2). Когда мы рассматриваем церковь под этим углом зрения, мы начинаем лучше понимать многое из того, чему учит Библия.
ШАГИ К ОБРУЧЕНИЮ С ХРИСТОМ
Рассматривая церковь как царство, естественно думать об обращении в плоскости следующей метафоры: становясь христианами, мы становимся жителями Божьего царства. Представляя церковь семьей, мы сразу же думаем о новом рождении свыше. Точно так же, когда мы размышляем о церкви как о невесте, шаги в обращении представляются нам процессом, который обручает нас с Христом.
Аналогия между буквальным обручением и обручением церкви с Христом удивительна. Обратившийся должен вначале уверовать в Иисуса. Затем он должен в покаянии отвернуться от прошлой жизни. Далее он должен исповедать веру в Него. После этого наступает акт крещения во имя Отца, Сына и Святого Духа. Крещение можно сравнить с церемонией, которая соединяет мужчину и женщину и делает их одним целым. “Брак” новообращенного христианина с Господом не будет полным, пока он не пройдет через крещение (Mк. 16:16). Одна только вера не объединяет двоих в супружестве. Исповедание не делает брак полным; должен быть совершен обряд бракосочетания.
НИКТО ДРУГОЙ
Второй истине учит Рим. 7:1-6. Здесь Павел утверждает, что обратившийся, прежде чем обручиться с Христом, непременно должен освободиться от связи с прежним супругом. В этих стихах он ясно говорит, что прежним супругом был закон Моисея. Смерть Христа освободила нас от него. Теперь стало возможно заключить брак с Восставшим из мертвых, с Христом. Этот факт подчеркивается также и в других местах, включая Гал. 3:23, 24; Кол. 2:14 и Евр. 10:9, 10. Те, кто пытается держаться одновременно закона Моисея и евангелия, повинны в духовном прелюбодеянии.
У ХРИСТА ТОЛЬКО ОДНА ЦЕРКОВЬ
Третий урок, которому учит этот образ, состоит в том, что у Христа только одна церковь. Я не сказал, что, по моему мнению, должна быть одна церковь, как не сказал и того, что некая группа собралась на конференцию и решила, что пусть лучше все-таки будет одна церковь. Это Новый Завет учит, что у Христа только одна церковь. Это подчеркивается в таких стихах, как Мф. 16:18 и Еф. 5:25, где используется единственное число слова “церковь”. Различные образные выражения также иллюстрируют этот факт. Новый Завет использует образы, которые естественным образом подчеркивают то, что у Христа только одна церковь. Пожалуй, самый выразительный из них - тот, что мы сейчас рассматриваем: образ церкви как невесты Христа. Христос осуждал многобрачие. Может, Он проповедовал одно, и практиковал нечто иное? Может, у Него много жен?
ЧИСТОТА ЦЕРКВИ
Теперь мы подходим к основному уроку, которому учит этот образ, - к чистоте церкви. Изображение церкви в качестве Его невесты показывает, как высоко Христос ценит Свою церковь. Он освятил и очистил ее. Он ревниво относится к Своей невесте. Он хочет представить ее Себе славной невестой - незапятнанной и прекрасной. Христос придет, чтобы забрать тех, кто жил чистой жизнью. Его невеста не будет состоять из нечистых людей, поправших свою святость.
Эта истина должна заставить каждого члена церкви заново решить для себя, что он будет жить так, чтобы Христу было угодно взять его с собой, когда Он придет еще раз (Еф.5:22-33).
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Прекрасная и замечательная реальность, известная как церковь, есть Христова невеста. Пусть же эта иллюстрация, использованная Святым Духом, даст нам ценное понимание важности церкви.
Зачем мне быть членом Христовой церкви?
Если нужно быть членом церкви Христа, то для этого должны быть ясные и убедительные причины. Вдобавок, те причины, которые вы называли себе, могут и не быть веским основанием для того, чтобы стать новозаветным христианином. Порой могут приводиться недостаточные причины, почему надо быть членом этой церкви.
Что значит слово «церковь»?
Когда Бог сотворял небо и землю, при этом присутствовали ангелы: “При общем ликовании утренних звезд... все сыны Божии восклицали от радости” (Иов. 38:7). Еще до того как сотворить вселенную, Сущий (Исх. 3:14) уже имел план для Своего народа. В Своем безграничном разумении и любви Он задумал посредством крови Иисуса создать экклесиа, призванный народ, обычно называемый церковью.
Церковь: Христова невеста
Никакой другой образ церкви не вызывает в нас таких незабываемых ассоциаций, как сравнение с “невестой”. Это, пожалуй, самый яркий образ в Новом Завете, олицетворяющий Божий народ. Что же означает образ невесты применительно к церкви?
Как у невесты Христовой, у церкви будет то же будущее, что и у Христа. Ее верные члены пойдут туда, куда идет Христос, получат то, что получает Христос, и будут жить с Христом в вечности.
Особое употребление слова “невеста” в Новом Завете в связи с церковью мы находим в Отк. 21 и 22. С помощью этого слова Иоанн соединяет вместе природу церкви и ее судьбу. Сначала он увидел “святой город Иерусалим, новый, сходящий от Бога с неба, приготовленный как невеста, украшенная для мужа своего” (Отк. 21:2). Потом ангел сказал Иоанну: “Пойди, я покажу тебе жену, невесту Агнца” (Отк. 21:9). Затем ангел вознес Иоанна в духе на великую и высокую гору и показал ему “великий город, святой Иерусалим, который нисходил с неба от Бога: он имеет славу Божию...” (Отк. 21:10, 11). Откровение заканчивается приглашением: “И Дух и невеста говорят: приди! И слышавший да скажет: приди! Жаждущий пусть приходит, и желающий пусть берет воду жизни даром” (Отк. 22:17).
Дух велит нам рассматривать церковь как невесту Христову в своем земном состоянии и жену Христову в небесном состоянии. Это полностью соответствует призыву Павла к сохранению верности во 2 Кор. 11:2: “Ибо я ревную о вас ревностью Божиею, потому что я обручил вас единому мужу, чтобы представить Христу чистою девою”.
Обручение фактически является браком. Иоанн рассказывает, что в своем видении видел новый Иерусалим, святой город, который сходил с неба, как приготовленная для своего мужа невеста, и объясняет это видение, как движение церкви от обручения к браку. В этом образе сливаются природа церкви, символически представленная в облике “невесты”, и будущее церкви, выраженное в схождении с неба святого города в качестве жены Агнца.
Иисус дал обещание спасти Свое тело - Свою церковь (Еф. 5:23) - и более ничего другого. Будущее Его церкви изображено в Откровении как выполнение ранее данного обещания и как победа над лукавым. Если вы стремитесь к этому вечному городу, Писание направит вас искать его в верности Христу в Его церкви.
Красота, чистота и бесконечная верность - все это заключено в слове “невеста”. Легко понять, почему Дух Святой избрал именно этот образ, чтобы показать природу церкви. Образ невесты напоминает нам о преимуществах и устремлениях, которые мы имеем как христиане, а также о наших обязанностях и наших возможностях. И наши сердца наполняются радостью от сознания того, какое замечательное, славное место занимает церковь рядом с Христом.
Приглашение Христа войти в Его церковь и быть Его невестой превосходит все земные богатства, удовольствия и славу. Иисус приглашает вас войти в вечные отношения с Ним, и вы будете щедро вознаграждены уже здесь и сейчас, а в вечности - так, как вам трудно пока даже представить.
“Петр же сказал им: покайтесь, и да крестится каждый из вас во имя Иисуса Христа для прощения грехов, - и получите дар Святого Духа... Господь же ежедневно прилагал спасаемых к Церкви” (Деян. 2:38-47).
Когда появилась на свет церковь Христа?
Дата рождения церкви, о которой говорит Библия, отвечает на многие вопросы. Эта дата помогает определить, правильно или неправильно включать младенцев в члены церкви, почитать субботу, жечь благовония, использовать музыкальные инструменты, практиковать многоженство, следовать за Иоанном Крестителем, омывать друг другу ноги и брать пример с разбойника на кресте.
Обновления проекта
Статистика
Контакты
Поделиться
Метки
Фильтры
Подарить подписку
RSS ссылка
Используйте ссылку в приложениях для аудио-подкастов или RSS-каналов, таких как Apple Podcasts, Castbox, Overcast, Feedly и другие.
Копировать ссылку