logo
37
читателей
Лаборатория Перископа  Исследуем вместе с читателями транспортные смыслы прошлого и современности. Этот блог не про сиюминутные новости - он про историю транспорта, про искусство о транспорте и про реальную Россию без гламура и ругани.
О проекте Просмотр Уровни подписки Фильтры Статистика Обновления проекта Контакты Поделиться Метки
Все проекты
О проекте
Транспорт и его история обычно незаслуженно задвинуты в чулан, по сравнению с политикой и развлекательными текстами. Однако в поездках и полётах многие проводят весьма немало - и это отнюдь не "потерянное время", а часть нашей жизни. И она тоже заслуживает отражения. Здесь размещаются записки Сергея Сигачева по истории транспорта, а также очерки из его исследовательских поездок; дневниковые записи 1981-2002 гг. с пояснениями и комментариями для современного читателя, зарисовки из истории дальних поездов, рассказы о процессе обрыва транспортных связей бывших республик после распада СССР, книги о трансконтинентальных путешествиях автора и многое другое.
Без кликбейта, спешки, погони за сиюминутными новостями и маркетинга в любой его форме. Качественно, неспешно, аккуратно и последовательно. Приходите и располагайтесь в нашем вагоне, чай в подстаканнике тоже наливают!
Публикации, доступные бесплатно
Уровни подписки
Единоразовый платёж

Если хотите просто поддержать проект, исследования и поездки автора

Помочь проекту
Плацкарт 400₽ месяц 4 320₽ год
(-10%)
При подписке на год для вас действует 10% скидка. 10% основная скидка и 0% доп. скидка за ваш уровень на проекте Лаборатория Перископа
Доступны сообщения

Плацкартное место дает право на чтение и комментирование постов.

Оформить подписку
Купе 700₽ месяц 6 720₽ год
(-20%)
При подписке на год для вас действует 20% скидка. 20% основная скидка и 0% доп. скидка за ваш уровень на проекте Лаборатория Перископа
Доступны сообщения

Купейная полочка. Чтение и комментирование постов и право на формирование отдельных тем для постов.

Оформить подписку
СВ 4 000₽ месяц 33 600₽ год
(-30%)
При подписке на год для вас действует 30% скидка. 30% основная скидка и 0% доп. скидка за ваш уровень на проекте Лаборатория Перископа
Доступны сообщения

Место в вагоне СВ. Если вы хотите поддерживать автора более масштабно и участвовать в финансировании его поездок. Дает право на бесплатные экземпляры книг автора с автографом, в случае их выхода из печати.

Оформить подписку
Фильтры
Статистика
37 подписчиков
Обновления проекта
Поделиться
Метки
железные дороги 88 архитектура 82 китай 42 Книга про Китай-1 42 Российская Империя 37 вокзалы 36 реалии торговли 29 Советский Союз 28 БАМ 24 старинные расписания 23 Транссиб 22 20 лет назад 20 идентичность 19 авто 17 быт в поездах 17 Транссиб-2004 17 память 16 питер 16 авиация 14 Москва 13 мосты 13 модернизм 12 русское наследие 12 Пекин 10 флот 10 трамвай 9 дневник Перископа 8 еда и напитки 7 кладбище 7 ленин 7 Новый Ургал 7 Петровский Завод 7 советские реалии 7 спальные районы 7 метро 6 объявления от автора 6 хабаровск 6 1982 5 Далянь 5 Забайкалье 5 коммунизм 5 модерн 5 Николаевская ж.д. 5 Порт-Артур 5 Ульяновск 5 хайтек 5 Харбин 5 Шанхай 5 Яньань 5 underground 4 Мао Цзэдун 4 Дуссе-Алинь 3 Екатеринбург 3 Заветы Ильича 3 КВЖД 3 Тяньцзинь 3 япония 3 ар-деко 2 БЖРК 2 Билимбай 2 Бурея 2 Варшаво-Венская ж.д. 2 ВСМ 2 Вторая Мировая 2 Иркутск 2 море 2 нижнеангарск 2 Нижний Тагил 2 Пермь 2 подводные лодки 2 поясное время 2 Рязань 2 Северомуйск 2 советская торговля 2 таксимо 2 текущее 2 Тольятти 2 фортификация 2 Франция 2 эстония 2 якутия 2 1939 1 1942 1 аэрофото 1 белоруссия 1 Великая Стена 1 Владивосток 1 Ганина Яма 1 германия 1 Гудок 1 калининград 1 Киров 1 Кунгур 1 Павловск 1 Палдиски 1 Парк Тигров 1 Петергоф 1 Поросёнков Лог 1 Псков 1 русский кич 1 Сестрорецк 1 Советская Армия 1 Таллин 1 Тарту 1 Тверь 1 тоннели 1 Трансполярная дорога 1 Ту-114 1 Ту-144 1 украина 1 ха 1 Харп 1 храмы 1 Цзинань 1 Больше тегов
Читать: 7+ мин
logo Лаборатория Перископа

Летающая лодка Бе-12 в ММО

Доступно подписчикам уровня
«Плацкарт»
Подписаться за 400₽ в месяц

Летающая лодка Бе-12 в ММО

Читать: 7+ мин
logo Лаборатория Перископа

БАМ-1980. Дембельский альбом

Доступно подписчикам уровня
«Плацкарт»
Подписаться за 400₽ в месяц

БАМ-1980. Дембельский альбом

Читать: 9+ мин
logo Лаборатория Перископа

20 лет назад. Вып. 17, 31 июля 2004. Лужковская Москва, часть 2

Доступно подписчикам уровня
«Плацкарт»
Подписаться за 400₽ в месяц

20 лет назад. Выпуск 17, 31 июля 2004. Лужковская Москва, часть 2

Читать: 7+ мин
logo Лаборатория Перископа

БАМ-2024. VI — От Хани до Юктали

Доступно подписчикам уровня
«Плацкарт»
Подписаться за 400₽ в месяц

БАМ-2024. VI — От Хани до Юктали

Читать: 10 мин
logo Лаборатория Перископа

Заветы Ильича, ч. 3: театр ТОФа и окрестности

Доступно подписчикам уровня
«Плацкарт»
Подписаться за 400₽ в месяц

Заветы Ильича, ч. 3: театр ТОФа и окрестности

Читать: 8+ мин
logo Лаборатория Перископа

Новый Ургал: дворы и окраины

Посмотрев ‎центр‏ ‎Нового ‎Ургала, теперь ‎пройдёмся ‎по ‎его‏ ‎дворам ‎и‏ ‎окраинам.

Поселок‏ ‎(его ‎жилая ‎часть)‏ ‎очень ‎компактен,‏ ‎и ‎можно ‎обойти ‎его‏ ‎по‏ ‎периметру ‎примерно‏ ‎за ‎час‏ ‎с ‎небольшим.

1. Странный ‎плакат ‎на ‎новоургальской‏ ‎гостинице‏ ‎по ‎ул.‏ ‎Киевская. ‎Три‏ ‎раза ‎употреблен ‎«посёлок» ‎и ‎два‏ ‎раза‏ ‎—‏ ‎«город».

2. Ну ‎что‏ ‎же, ‎проходим‏ ‎за ‎самый‏ ‎высокий‏ ‎дом ‎посёлка‏ ‎(показан ‎в ‎предыдущей ‎части) ‎и‏ ‎идём ‎тропками‏ ‎по‏ ‎дворам.

3. БАМовские ‎пятиэтажки ‎с‏ ‎верхним ‎украинским‏ ‎узором.

4. Остановка ‎на ‎перекрестье ‎ул.‏ ‎Киевской‏ ‎и ‎60-летия‏ ‎образования ‎СССР.‏ ‎Остановок ‎в ‎городе ‎всего ‎две.

5. Основной‏ ‎местный‏ ‎транспорт ‎—‏ ‎ПАЗик. ‎Главный‏ ‎маршрут ‎этих ‎мест ‎— ‎Новый‏ ‎Ургал‏ ‎—‏ ‎Чегдомын, ‎примерно‏ ‎24-25 ‎км.

6. Здесь‏ ‎украинсие ‎орнаменты‏ ‎не‏ ‎только ‎по‏ ‎верхнему ‎поясу ‎дома, ‎но ‎и‏ ‎на ‎балконах.

7. Подъезды‏ ‎в‏ ‎основном ‎открыты ‎(где-то‏ ‎70% ‎на‏ ‎30%). ‎Видимо, ‎бытовой ‎преступности‏ ‎почти‏ ‎нет.

8. Ностальгические ‎японотачки‏ ‎старого ‎привоза.

9. Ещё‏ ‎вид ‎подъезда. ‎Тут ‎интересна ‎старая‏ ‎жёлто-коричневая‏ ‎плитка.

10. Улица ‎Донецкая.

11. Дворы,‏ ‎как ‎и‏ ‎в ‎Северобайкальске, ‎«лесные» ‎— ‎с‏ ‎мощными‏ ‎деревьями.

12. Выходим‏ ‎на ‎главную‏ ‎улицу ‎посёлка‏ ‎— ‎Киевскую.

13. Парадные‏ ‎выходы‏ ‎на ‎променад‏ ‎заняты ‎торговыми ‎заведениями.

14. Ближе ‎к ‎окраинам‏ ‎— ‎другие‏ ‎проекты,‏ ‎без ‎украинских ‎орнаментов.‏ ‎И ‎вообще,‏ ‎дома ‎другие.

15. Южная ‎окраина ‎посёлка.‏ ‎Дальше‏ ‎уже ‎лес.

16. Баптистская‏ ‎церковь ‎примыкает‏ ‎к ‎лесу.

17. Недострой ‎по ‎ул. ‎Южной.‏ ‎Стоит‏ ‎с ‎советских‏ ‎времён ‎БАМа,‏ ‎когда ‎тут ‎остановилась ‎активность.

18. Школа ‎тоже‏ ‎с‏ ‎украинскими‏ ‎узорами.

19. Улица ‎Молодёжная‏ ‎замыкает ‎периметр‏ ‎с ‎востока.

20. Плитка‏ ‎лежит‏ ‎с ‎советских‏ ‎бамовских ‎времён, ‎наивысшего ‎процветания.

21. От ‎посёлка,‏ ‎стоящего ‎на‏ ‎плато,‏ ‎лестница ‎ведет ‎к‏ ‎автотрассе, ‎которая‏ ‎«облизывает» ‎посёлок ‎снизу. ‎За‏ ‎трассой‏ ‎— ‎тайга.

22. Два‏ ‎дома ‎стоят‏ ‎под ‎прямым ‎углом, ‎обозначая ‎границы‏ ‎посёлка.‏ ‎Дальше ‎надо‏ ‎поворачивать ‎и‏ ‎опять ‎идти ‎к ‎ТЦ.

Продолжение ‎следует.

Читать: 6+ мин
logo Лаборатория Перископа

Новый Ургал: центр

Посмотрим ‎теперь‏ ‎собственно ‎Новый ‎Ургал, ‎его ‎центральную‏ ‎и ‎спальную‏ ‎части.‏ ‎Сам ‎посёлок ‎находится‏ ‎на ‎возвышенном‏ ‎плато, ‎а ‎вокзал, ‎котельные‏ ‎и‏ ‎пути ‎БАМа‏ ‎— ‎в‏ ‎низине. ‎Таким ‎образом, ‎он ‎обдуваем‏ ‎зимой‏ ‎и ‎морозы‏ ‎наверху ‎более‏ ‎умеренные ‎— ‎холодный ‎воздух ‎в‏ ‎котловине‏ ‎не‏ ‎застаивается. ‎Вообще,‏ ‎Новый ‎Ургал-спальник‏ ‎производит ‎впечатление‏ ‎компактного‏ ‎и ‎аккуратного‏ ‎по ‎планировке ‎города ‎— ‎«поселкового»‏ ‎в ‎нём‏ ‎ничего‏ ‎нет. ‎Даже ‎в‏ ‎плакатах ‎он‏ ‎самоназывает ‎себя ‎городом ‎—‏ ‎увидите‏ ‎в ‎этом‏ ‎фотосете. ‎Начнём‏ ‎обзор ‎с ‎обширной ‎центральной ‎площади,‏ ‎поднявшись‏ ‎к ‎ней‏ ‎по ‎длинной‏ ‎лестнице ‎от ‎вокзала.

1. На ‎самом ‎входе‏ ‎на‏ ‎площадь‏ ‎от ‎лестницы‏ ‎стоит ‎куб-памятник‏ ‎военным ‎строителям‏ ‎—‏ ‎своего ‎рода‏ ‎символ ‎Нового ‎Ургала.

2. Справа ‎стоит ‎здоровенный‏ ‎ДК ‎Железнодорожников,‏ ‎явно‏ ‎обшитый ‎в ‎современности‏ ‎чем-то. ‎Плитка‏ ‎— ‎старорежимная ‎советская, ‎положенная‏ ‎42-45‏ ‎лет ‎назад,‏ ‎при ‎обустройстве‏ ‎посёлка. ‎До ‎сих ‎пор ‎ровная!

3. Площадь‏ ‎носит‏ ‎имя ‎не‏ ‎Ленина, ‎а‏ ‎полковника ‎ЖДВ ‎К. ‎Д. ‎Курочкина.

4. Вид‏ ‎назад,‏ ‎на‏ ‎мега-спуск ‎к‏ ‎вокзалу. ‎Интересно,‏ ‎как ‎тут‏ ‎зимой‏ ‎— ‎чистят‏ ‎ли?

5. Другая ‎грань ‎ургальского ‎куба.

6. Напротив, ‎через‏ ‎площадь ‎—‏ ‎пятиэтажки‏ ‎с ‎украинским ‎орнаментом‏ ‎поверху ‎(строили‏ ‎Ургал ‎отряды ‎с ‎УССР).

7. Площадь‏ ‎в‏ ‎утреннем ‎раннем‏ ‎солнце ‎(пришёл‏ ‎сюда ‎в ‎6.20 ‎утра).

8. Если ‎пойти‏ ‎прямо‏ ‎к ‎высокому‏ ‎красному ‎дому‏ ‎— ‎то ‎в ‎сквере ‎стоит‏ ‎камень‏ ‎первопроходцев‏ ‎(заложен ‎7‏ ‎ноября ‎1974).

9. И‏ ‎собственно ‎этот‏ ‎красный‏ ‎дом. ‎Кажется,‏ ‎он ‎тут ‎самый ‎высокий ‎в‏ ‎посёлке.

10. Вид ‎с‏ ‎тыла.‏ ‎9 ‎этажей ‎—‏ ‎но ‎высоких‏ ‎этажей!

11. Слева ‎же ‎от ‎ургальского‏ ‎куба‏ ‎стоит ‎местный‏ ‎ТРЦ, ‎где‏ ‎сосредоточена ‎торговля ‎и ‎быт. ‎Судя‏ ‎по‏ ‎его ‎внешности,‏ ‎его ‎явно‏ ‎надстраивали ‎и ‎увеличивали.

12. Надпись ‎на ‎боковой‏ ‎стене‏ ‎ТРЦ.

13. От‏ ‎площади ‎вбок‏ ‎уходит ‎главная‏ ‎улица ‎—‏ ‎Киевская‏ ‎(по ‎имени‏ ‎города, ‎который ‎его ‎строил). ‎Архитектура‏ ‎начала ‎1980-х.

14. И‏ ‎плакат,‏ ‎где ‎Ургал ‎самоназывает‏ ‎себя ‎городом‏ ‎:)

15. Дома ‎по ‎Киевской ‎ул.‏ ‎тоже‏ ‎с ‎украинским‏ ‎пояском-орнаментом.

16. И ‎ещё‏ ‎раз ‎вид ‎на ‎центр, ‎с‏ ‎восточной‏ ‎стороны.

Теперь ‎пойдём‏ ‎вглубь ‎посёлка‏ ‎и ‎посмотрим ‎застройку ‎и ‎дворы.

Продолжение‏ ‎следует.


Читать: 8+ мин
logo Лаборатория Перископа

Транссиб-2004 (ч.3). Рязань, ж/д часть

Продолжаю ‎пост‏ ‎про ‎Рязань, ‎я ‎там ‎не‏ ‎все ‎выложил‏ ‎в‏ ‎предыдущей ‎части. На ‎следующий‏ ‎день ‎мы‏ ‎поехали ‎в ‎район ‎второго‏ ‎рязанского‏ ‎вокзала ‎-‏ ‎Рязань-2, ‎чисто‏ ‎посмотреть. ‎Конфигурация ‎рязанского ‎узла ‎складывалась‏ ‎ещё‏ ‎130-150 ‎лет‏ ‎назад. ‎Сперва‏ ‎построили ‎"английскую" ‎(левостороннюю) ‎линию ‎Москва‏ ‎-‏ ‎Рязань,‏ ‎обществом ‎фон‏ ‎Мекка, ‎Московско-Казанской‏ ‎железной ‎дороги‏ ‎(1864).‏ ‎Ту ‎линию‏ ‎решили ‎вести ‎дальше ‎на ‎Казань,‏ ‎однако ‎приступили‏ ‎к‏ ‎этому ‎уже ‎в‏ ‎1890-е, ‎почти‏ ‎через ‎30 ‎лет. ‎Там‏ ‎появился‏ ‎вокзал ‎Рязань-1.

Но‏ ‎почти ‎сразу‏ ‎к ‎этой ‎линии ‎предприниматель ‎П.Г.‏ ‎фон‏ ‎Дервиз ‎решил‏ ‎пристроить ‎"хлебную"‏ ‎линию, ‎которая ‎повторяла ‎главный ‎маршрут‏ ‎гужевых‏ ‎повозок‏ ‎с ‎зерном‏ ‎на ‎Москву‏ ‎- ‎то‏ ‎есть,‏ ‎линию ‎на‏ ‎Ряжск ‎- ‎Козлов, ‎затем ‎и‏ ‎на ‎Тамбов.‏ ‎Поскольку‏ ‎частники ‎предпочитали ‎строить‏ ‎свои ‎вокзалы,‏ ‎где ‎обслуживали ‎свои ‎составы‏ ‎-‏ ‎то ‎буквально‏ ‎в ‎километре‏ ‎от ‎Рязани-1 ‎появилась ‎и ‎Рязань-2‏ ‎-‏ ‎на ‎примыкании.‏ ‎Вот ‎её-то‏ ‎мы ‎и ‎заехали ‎посмотреть. ‎Оттуда‏ ‎идёт‏ ‎линия‏ ‎на ‎Ряжск‏ ‎- ‎Козлов‏ ‎(Мичуринск). ‎

1. Подходим‏ ‎к‏ ‎вокзалу ‎Рязань-2.‏ ‎Он ‎невероятно ‎уныл.

2. На ‎парковке ‎-‏ ‎ни ‎одной‏ ‎импортной‏ ‎машины. ‎Все ‎ещё‏ ‎отечественные, ‎старенькие.‏ ‎Зал ‎ожидания ‎выполнен ‎в‏ ‎стиле‏ ‎1960-х.

3. Расписание ‎при‏ ‎этом ‎тут‏ ‎больше, ‎чем ‎на ‎главной ‎Рязани-1.‏ ‎Все‏ ‎поезда ‎на‏ ‎Среднюю ‎Азию,‏ ‎Казахстан ‎и ‎на ‎Северный ‎Кавказ‏ ‎проходят‏ ‎именно‏ ‎по ‎ряжскому‏ ‎ходу.

4. Камеры ‎хранения‏ ‎тоже ‎советские.‏ ‎Покупаешь‏ ‎советскую ‎"пятнашку"‏ ‎за ‎30 ‎рублей ‎и ‎клади‏ ‎вещи.

5. На ‎перроне.‏ ‎В‏ ‎этот ‎момент ‎как‏ ‎раз ‎пришёл‏ ‎скорый ‎поезд ‎Москва ‎-‏ ‎Бишкек.

6. Киргизы‏ ‎цвет ‎не‏ ‎перекрашивали, ‎так‏ ‎и ‎остался ‎советский ‎темно-зеленый.

7. Но ‎эмблему‏ ‎ж/д‏ ‎заменили ‎на‏ ‎свою, ‎раньше‏ ‎тут ‎красовался ‎советский ‎герб ‎от‏ ‎МПС.

8. Вид‏ ‎на‏ ‎здание ‎вокзала‏ ‎Рязань-2 ‎от‏ ‎поезда. ‎Мрачно,‏ ‎уныло,‏ ‎симметрично. ‎Сейчас‏ ‎его, ‎кстати, ‎уже ‎перестроили.

9. Ладно, ‎посмотрели‏ ‎и ‎уходим‏ ‎снова‏ ‎в ‎город. ‎Ух,‏ ‎тут ‎до‏ ‎сих ‎пор ‎ходят ‎старенькие‏ ‎"Икарусы"!

10. Путепровод‏ ‎по ‎линией‏ ‎на ‎Рязань-1.

11. Бочка‏ ‎с ‎квасом. ‎Но ‎уже ‎вместо‏ ‎привычных‏ ‎кружек ‎-‏ ‎пластиковые ‎стаканчики.

12. Фото‏ ‎на ‎фоне ‎Сергея ‎Есенина. ‎Жарко.

13. Троллейбусы‏ ‎тут‏ ‎очень‏ ‎старенькие, ‎зачуханные.‏ ‎Наверное, ‎со‏ ‎времён ‎почившего‏ ‎СССР‏ ‎не ‎закупали.‏ ‎А ‎ведь ‎прошло ‎уже ‎13‏ ‎лет ‎после‏ ‎его‏ ‎распада!

14. Центральная ‎улица ‎Ленина.

15. Она‏ ‎же ‎-‏ ‎Астраханская. ‎По ‎этой ‎линии,‏ ‎видимо,‏ ‎шёл ‎тракт‏ ‎на ‎юг.‏ ‎И ‎телефоны-автоматы, ‎причём ‎слева ‎-‏ ‎ещё‏ ‎советский!

16. А ‎это‏ ‎- ‎саксонский‏ ‎сервиз ‎моей ‎тётушки, ‎точней ‎младшей‏ ‎сестры‏ ‎моего‏ ‎деда. ‎Она‏ ‎тогда ‎ещё‏ ‎была ‎жива.‏ ‎В‏ ‎молодости ‎они‏ ‎жили ‎в ‎Германии, ‎где ‎её‏ ‎муж ‎служил‏ ‎военврачом‏ ‎в ‎ГСВГ ‎(1952-1957),‏ ‎там ‎и‏ ‎обзавелись.

17. Вокзал ‎Рязань-1. ‎Это ‎мы‏ ‎уже‏ ‎уезжаем ‎обратно‏ ‎в ‎столицу.‏ ‎Обратите ‎внимание ‎на ‎парковку ‎-‏ ‎только‏ ‎отечественные ‎машины.‏ ‎Провинция ‎небогата.

18. Интерьер‏ ‎межгородского ‎экспресса ‎ЭД4МК ‎на ‎Москву.‏ ‎Тогда‏ ‎такой‏ ‎салон ‎считался‏ ‎очень ‎крутым,‏ ‎экспрессы ‎недавно‏ ‎запустили.

19. Автор‏ ‎в ‎салоне.‏ ‎Хорошо ‎тут! ‎И ‎прохладно, ‎что‏ ‎невероятно ‎круто.

20. Переезжаем‏ ‎Оку‏ ‎в ‎Коломне, ‎она‏ ‎тут ‎очень‏ ‎широкая. ‎Держим ‎путь ‎на‏ ‎Москву!

Ну‏ ‎а ‎о‏ ‎лужковской ‎Москве-2004‏ ‎будут ‎отдельные ‎посты, ‎пара ‎штук.‏ ‎Следите‏ ‎за ‎продолжением‏ ‎саги!

Продолжение ‎следует.

Читать: 2+ мин
logo Лаборатория Перископа

Дневник Перископа. 14-17 ноября 1982. Похороны Брежнева и сразу после

Доступно подписчикам уровня
«Плацкарт»
Подписаться за 400₽ в месяц

Дневник Перископа. 14-17 ноября 1982. Похороны Брежнева и сразу после

Читать: 2+ мин
logo Лаборатория Перископа

Дневник Перископа. 11-13 ноября 1982. Смерть Брежнева

Доступно подписчикам уровня
«Плацкарт»
Подписаться за 400₽ в месяц

Читать: 2+ мин
logo Лаборатория Перископа

Дневник Перископа. 8-10 ноября 1982

Доступно подписчикам уровня
«Плацкарт»
Подписаться за 400₽ в месяц

Дневник Перископа. 8-10 ноября 1982

Читать: 3+ мин
logo Лаборатория Перископа

Дневник Перископа. 16 октября 1989

Доступно подписчикам уровня
«Плацкарт»
Подписаться за 400₽ в месяц

Дневник Перископа. 16 октября 1989

Читать: 10+ мин
logo Лаборатория Перископа

Парадный Нижний Тагил. Прогулка от вокзала к Пруду

Доступно подписчикам уровня
«Плацкарт»
Подписаться за 400₽ в месяц

Парадный Нижний Тагил. Прогулка от вокзала к Пруду

Читать: 4+ мин
logo Лаборатория Перископа

Какие поезда ходили от Москвы в 1942 году?

Доступно подписчикам уровня
«Плацкарт»
Подписаться за 400₽ в месяц

Какие поезда ходили от Москвы в 1942 году. Анализ исторического расписания Западного фронта

Читать: 19+ мин
logo Лаборатория Перископа

Тольятти. ВАЗ с окрестностями и советский модернизм 1970-х

Продолжаем ‎тольяттинско-самарский‏ ‎цикл. В ‎поездке ‎в ‎город ‎Тольятти‏ ‎главной ‎целью‏ ‎для‏ ‎нас ‎был ‎район‏ ‎ВАЗа ‎–‏ ‎Волжского ‎автомобильного ‎завода. ‎Того‏ ‎самого‏ ‎главного ‎советского‏ ‎завода, ‎который‏ ‎выпускал ‎большую ‎часть ‎легковых ‎авто‏ ‎для‏ ‎необъятных ‎просторов‏ ‎СССР ‎и‏ ‎стран ‎Варшавского ‎договора. ‎Находится ‎этот‏ ‎район‏ ‎в‏ ‎дальнем ‎конце‏ ‎Тольятти, ‎если‏ ‎ехать ‎от‏ ‎Самары,‏ ‎поэтому ‎добираться‏ ‎туда ‎довольно ‎долго. ‎

2. Когда ‎мы‏ ‎приехали ‎на‏ ‎станцию‏ ‎«Жигулёвское ‎море», ‎то‏ ‎сели ‎там‏ ‎на ‎маршрутку, ‎которая ‎ехала‏ ‎в‏ ‎Автозаводский ‎район.‏ ‎Маршрутки ‎в‏ ‎Тольятти ‎тесные ‎и ‎там ‎ничего‏ ‎не‏ ‎видно. ‎Ходит‏ ‎ещё ‎старьё,‏ ‎которое ‎в ‎Питере ‎ушло ‎в‏ ‎небытие‏ ‎ещё‏ ‎в ‎нулевые‏ ‎годы. ‎В‏ ‎общем, ‎ехали-ехали,‏ ‎больше‏ ‎часа! ‎Пробирались‏ ‎по ‎каким-то ‎бесконечным ‎улицам, ‎заворачивали‏ ‎в ‎проезды,‏ ‎везде‏ ‎всё ‎одинаковое ‎и‏ ‎типовое. ‎Мы‏ ‎боялись ‎проехать ‎свой ‎объект‏ ‎и‏ ‎раза ‎три‏ ‎спрашивали ‎у‏ ‎водителя ‎через ‎вырезанную ‎в ‎салоне‏ ‎дырочку,‏ ‎скоро ‎ли‏ ‎мы ‎приедем?‏ ‎И ‎все ‎три ‎раза ‎водитель‏ ‎невозмутимо‏ ‎отвечал,‏ ‎что ‎ехать‏ ‎ещё ‎далеко,‏ ‎сидите ‎спокойно.‏ ‎Под‏ ‎конец ‎мы‏ ‎уже ‎начали ‎нервничать, ‎потому ‎что‏ ‎на ‎Тольятти‏ ‎у‏ ‎нас ‎было ‎отпущено‏ ‎не ‎очень‏ ‎много ‎времени. ‎А ‎получилось‏ ‎так,‏ ‎что ‎маршрутка‏ ‎съела ‎1‏ ‎час ‎15 ‎минут ‎– ‎слишком‏ ‎много!‏ ‎

3. Наконец ‎в‏ ‎какой-то ‎момент‏ ‎водитель ‎оглянулся ‎и ‎объявил, ‎что‏ ‎мы‏ ‎подъезжаем.‏ ‎Я ‎заглянул‏ ‎вперёд ‎через‏ ‎слепое ‎окошко‏ ‎и‏ ‎увидел, ‎что‏ ‎мы ‎едем ‎по ‎широченному ‎шоссе,‏ ‎крапает ‎дождь,‏ ‎всё‏ ‎серо, ‎мрачно ‎и‏ ‎уныло. ‎Но‏ ‎ничего ‎не ‎поделаешь, ‎надо‏ ‎выходить,‏ ‎коли ‎собрались.‏ ‎

4. Вышли ‎недалеко‏ ‎от ‎заводоуправления ‎ВАЗа. ‎Пространства ‎тут,‏ ‎как‏ ‎и ‎везде‏ ‎в ‎Тольятти,‏ ‎реально ‎огромные. ‎На ‎карте ‎заводоуправление‏ ‎было‏ ‎показано‏ ‎небольшим ‎квадратиком,‏ ‎но ‎на‏ ‎месте ‎оказалось‏ ‎здоровенным‏ ‎комплексом. ‎

5. За‏ ‎ним ‎по ‎карте ‎располагался ‎циклопический‏ ‎корпус ‎№1‏ ‎длиной‏ ‎3100 ‎м, ‎но‏ ‎его ‎даже‏ ‎не ‎было ‎видно. ‎Во-первых,‏ ‎он‏ ‎находился ‎в‏ ‎глубину ‎примерно‏ ‎100 ‎м ‎от ‎заводоуправления, ‎а‏ ‎во-вторых,‏ ‎он ‎был‏ ‎совсем ‎низеньким,‏ ‎это ‎же ‎не ‎авиазавод! ‎Так‏ ‎что‏ ‎никакого‏ ‎особого ‎впечатления‏ ‎от ‎самого‏ ‎завода ‎не‏ ‎возникло,‏ ‎он ‎весь‏ ‎был ‎в ‎глубине ‎и ‎сравнительно‏ ‎невысокий. ‎Он‏ ‎не‏ ‎дымил, ‎не ‎был‏ ‎высотным, ‎и‏ ‎возникало ‎ощущение, ‎что ‎за‏ ‎административным‏ ‎зданием ‎просто‏ ‎какие-то ‎обширные‏ ‎совхозные ‎поля. ‎Ощущение, ‎конечно, ‎ложное,‏ ‎но‏ ‎чувство ‎было‏ ‎именно ‎такое.‏ ‎Впрочем, ‎теперь ‎давайте ‎подойдём ‎к‏ ‎импровизированной‏ ‎площади‏ ‎перед ‎входом‏ ‎в ‎кадры.‏ ‎

Часть ‎территории‏ ‎ВАЗА.‏ ‎Высотка ‎вдали‏ ‎- ‎мы ‎стоим ‎именно ‎так.‏ ‎За ‎ней‏ ‎-‏ ‎остальной ‎завод.

6. Центральным ‎объектом‏ ‎мини-площади ‎служит‏ ‎памятник-бюст ‎первому ‎директору ‎ВАЗа‏ ‎–‏ ‎Виктору ‎Николаевичу‏ ‎Полякову. ‎

7. А‏ ‎по ‎бокам ‎от ‎бюста ‎стоят‏ ‎металлические‏ ‎стенды ‎с‏ ‎историей ‎ВАЗа.‏ ‎Общий ‎вид ‎ВАЗовской ‎площади. ‎За‏ ‎обрезом‏ ‎здания‏ ‎(слева) ‎пространство‏ ‎кажется ‎пустым,‏ ‎но ‎на‏ ‎самом‏ ‎деле ‎в‏ ‎глубине ‎100 ‎м ‎находится ‎главный‏ ‎конвейер ‎ВАЗа.

8. На‏ ‎стендах‏ ‎можно ‎встретить ‎всякие‏ ‎курьёзные ‎факты.‏ ‎Вот, ‎например, ‎о ‎том,‏ ‎что‏ ‎автомобилем ‎столетия‏ ‎в ‎России‏ ‎был ‎признан ‎ВАЗ ‎2101 ‎по‏ ‎прозвищу‏ ‎«копейка».

9. Мы ‎попали‏ ‎сюда ‎аккурат‏ ‎в ‎год ‎пятидесятилетия ‎завода. ‎Стенд‏ ‎сообщает‏ ‎нам,‏ ‎что ‎история‏ ‎Лады ‎и‏ ‎ВАЗа ‎началась‏ ‎19‏ ‎апреля ‎1970‏ ‎года. ‎Но ‎на ‎массовое ‎производство‏ ‎вышли ‎в‏ ‎августе‏ ‎1970 ‎г. ‎Тогда‏ ‎же ‎начались‏ ‎и ‎продажи ‎первых ‎«Жигулей».‏ ‎

10. Посмотрим‏ ‎на ‎общий‏ ‎вид ‎заводоуправления.‏ ‎Оно ‎явно ‎обновлено ‎и ‎в‏ ‎советское‏ ‎время, ‎наверное,‏ ‎выглядело ‎иначе.‏ ‎

11. Начал ‎искать ‎советское ‎фото ‎и‏ ‎с‏ ‎удивлением‏ ‎обнаружил, ‎что‏ ‎"башню" ‎начали‏ ‎строить ‎ещё‏ ‎в‏ ‎начале ‎1980-х,‏ ‎но ‎до ‎конца ‎СССР... ‎так‏ ‎и ‎не‏ ‎достроили!‏ ‎Заканчивали ‎её ‎уже‏ ‎при ‎гендиректоре‏ ‎Каданникове, ‎аж ‎в ‎1996-м.‏ ‎Фото‏ ‎1991 ‎года.

12. Вообще,‏ ‎офисный ‎небоскрёб‏ ‎ВАЗа ‎– ‎хороший ‎ориентир ‎при‏ ‎походах‏ ‎в ‎этом‏ ‎районе. ‎

13. Дальше‏ ‎мы ‎сделали ‎попытку ‎пройти ‎по‏ ‎периметру‏ ‎территории‏ ‎по ‎широкому‏ ‎тротуару ‎вдоль‏ ‎Южного ‎шоссе.‏ ‎Сразу‏ ‎же ‎столкнулись‏ ‎с ‎интересным ‎феноменом: ‎по ‎обе‏ ‎стороны ‎от‏ ‎тротуара,‏ ‎как ‎со ‎стороны‏ ‎территории, ‎так‏ ‎и ‎со ‎стороны ‎шоссе,‏ ‎через‏ ‎определённые ‎промежутки‏ ‎стояли ‎вахтовые‏ ‎будки ‎с ‎охранниками, ‎так ‎что‏ ‎мы‏ ‎были ‎как‏ ‎бы ‎одинокими‏ ‎объектами ‎наблюдения. ‎Вроде ‎бы ‎мы‏ ‎ничего‏ ‎не‏ ‎нарушаем ‎и‏ ‎идём ‎по‏ ‎общедоступной ‎зоне,‏ ‎но‏ ‎за ‎нами‏ ‎внимательно ‎наблюдают ‎с ‎обеих ‎сторон‏ ‎этого ‎тротуара.‏ ‎

14. За‏ ‎периметром, ‎по ‎левую‏ ‎сторону, ‎был‏ ‎расположен ‎испытательный ‎трек ‎автомобилей‏ ‎ВАЗа,‏ ‎из ‎которого‏ ‎было ‎несколько‏ ‎закрытых ‎выездов ‎с ‎фирменной ‎эмблемой‏ ‎ВАЗа.‏ ‎

14а. ‎А‏ ‎вот ‎так‏ ‎выглядел ‎этот ‎трек ‎в ‎конце‏ ‎1970-х.

15. Дальше‏ ‎на‏ ‎восток ‎между‏ ‎тротуаром ‎и‏ ‎периметром ‎собственно‏ ‎ВАЗа‏ ‎было ‎посажено‏ ‎два ‎ряда ‎сплошных ‎зелёных ‎кустов,‏ ‎через ‎которые‏ ‎не‏ ‎было ‎видно ‎вообще‏ ‎ничего. ‎

16. Оглянемся‏ ‎назад: ‎вот ‎такие ‎будочки,‏ ‎как‏ ‎слева, ‎стояли‏ ‎через ‎определённые‏ ‎промежутки ‎по ‎этой ‎дороге. ‎Справа‏ ‎за‏ ‎забором ‎–‏ ‎территория ‎предприятия.‏ ‎За ‎нами ‎смотрят ‎:)

17. На ‎верхушке‏ ‎ВАЗовского‏ ‎небоскрёба‏ ‎– ‎громадная‏ ‎эмблема ‎«Лады»,‏ ‎видимая ‎издалека.‏ ‎

18. А‏ ‎вот ‎и‏ ‎полуприцеп ‎с ‎машинками ‎тяжко ‎ползёт.‏ ‎В ‎него‏ ‎влезло,‏ ‎кажется, ‎аж ‎восемь‏ ‎штук ‎сразу.‏ ‎

19. В ‎районе ‎главного ‎офиса‏ ‎ВАЗа‏ ‎Южное ‎шоссе‏ ‎делает ‎большой‏ ‎плавный ‎изгиб ‎с ‎круговой ‎развязкой.‏ ‎Светофоры‏ ‎расположены ‎очень‏ ‎далеко ‎друг‏ ‎от ‎друга. ‎Чтобы ‎обойти ‎всё‏ ‎это‏ ‎безобразие‏ ‎по ‎правилам,‏ ‎нужно ‎пройти‏ ‎километра ‎два,‏ ‎поэтому‏ ‎приходится ‎нарушать‏ ‎правила ‎и ‎последовательно ‎перебегать ‎эти‏ ‎широкие ‎автомобильные‏ ‎"каналы".‏ ‎

20. Следующая ‎наша ‎цель‏ ‎находится ‎на‏ ‎другой ‎стороне ‎Южного ‎шоссе. По‏ ‎карте‏ ‎вроде ‎близко,‏ ‎но ‎пробирались‏ ‎мы ‎туда ‎почти ‎полчаса, ‎через‏ ‎асфальтовые‏ ‎реки ‎и‏ ‎каналы. ‎И‏ ‎вот ‎подходим ‎к ‎корпоративному ‎университету‏ ‎ВАЗа,‏ ‎ранее‏ ‎– ‎учебному‏ ‎центру ‎и‏ ‎автомобильному ‎втузу.‏ ‎Территория‏ ‎опять ‎огромная‏ ‎и ‎просторная. ‎Вроде ‎бы ‎и‏ ‎за ‎газонами‏ ‎ухаживают,‏ ‎всё ‎посажено ‎аккуратно,‏ ‎но ‎над‏ ‎всем ‎этим ‎лежит ‎какая-то‏ ‎невидимая‏ ‎печать ‎запустения.‏ ‎Тихо, ‎никаких‏ ‎людей. ‎Впрочем, ‎мы ‎тут ‎были‏ ‎в‏ ‎субботу. ‎

21. Левое‏ ‎низкое ‎крыло‏ ‎занимает ‎музей ‎АвтоВАЗа. Он ‎был, ‎естественно,‏ ‎закрыт‏ ‎в‏ ‎связи ‎с‏ ‎коронавирусом. ‎

22. Музейное‏ ‎крыло ‎университета‏ ‎‒‏ ‎необъятной ‎длины.‏ ‎Здесь ‎всё ‎гигантское ‎и ‎везде‏ ‎надо ‎идти‏ ‎до‏ ‎соседних ‎зданий ‎сотни‏ ‎метров. ‎

23. Плитка,‏ ‎как ‎и ‎в ‎первых‏ ‎жилых‏ ‎микрорайонах, ‎явно‏ ‎лежит ‎ещё‏ ‎с ‎тех ‎времён, ‎с ‎1970-х.‏ ‎Есть‏ ‎в ‎ней‏ ‎что-то ‎такое‏ ‎античное, ‎древнесоветское. ‎Поневоле ‎думаешь ‎–‏ ‎может,‏ ‎это‏ ‎лет ‎через‏ ‎80 ‎будут‏ ‎наши ‎советские‏ ‎Термы‏ ‎Каракаллы?

24. А ‎вот‏ ‎Учебный ‎центр ‎ВАЗа остался ‎глубоко ‎советским,‏ ‎без ‎всякой‏ ‎новомодной‏ ‎стеклобетонной ‎цветной ‎модернизации.‏ ‎Поздравляю, ‎мы‏ ‎сейчас ‎стоим ‎прямо ‎в‏ ‎1975‏ ‎году!

25. Модернистский ‎вход‏ ‎по ‎моде‏ ‎полувековой ‎давности. ‎

26. Ну ‎что ‎ж,‏ ‎полюбуемся‏ ‎на ‎скромное‏ ‎обаяние ‎советского‏ ‎модернизма ‎и ‎идём ‎дальше.

27. Опять ‎нужно‏ ‎преодолеть‏ ‎циклопические‏ ‎пространства ‎автомобильных‏ ‎рек ‎Тольятти...

28. Через‏ ‎шоссе, ‎напротив‏ ‎заводоуправления,‏ ‎высится ‎ориентир‏ ‎автомобильного ‎храма. ‎Это ‎часовня ‎Михаила‏ ‎Архангела. ‎

29. Понятно,‏ ‎что‏ ‎в ‎советское ‎время‏ ‎этого ‎объекта‏ ‎не ‎было, ‎и ‎автомобильную‏ ‎часовню‏ ‎поставили ‎только‏ ‎в ‎1997‏ ‎г. ‎во ‎исполнение ‎решения ‎совета‏ ‎директоров‏ ‎АвтоВАЗа. ‎

30. Ещё‏ ‎один ‎циклопический‏ ‎объект ‎советского ‎модернизма ‎– ‎научно-технический‏ ‎центр‏ ‎ВАЗа. Причём‏ ‎с ‎этой‏ ‎стороны ‎мы‏ ‎видим ‎только‏ ‎лицевой‏ ‎фасад, ‎а‏ ‎само ‎здание ‎по ‎объёму ‎огромно‏ ‎и ‎простирается‏ ‎с‏ ‎тыла ‎ещё ‎на‏ ‎несколько ‎сот‏ ‎метров. ‎Но ‎туда ‎мы‏ ‎не‏ ‎пошли, ‎потому‏ ‎что ‎каждый‏ ‎прыжок ‎от ‎здания ‎к ‎зданию‏ ‎занимает‏ ‎минимум ‎15-20‏ ‎минут, ‎на‏ ‎этих ‎циклопических ‎нечеловеческих ‎пространствах. ‎

31. Идём‏ ‎дальше‏ ‎вдоль‏ ‎Южного ‎шоссе‏ ‎мимо ‎одной‏ ‎из ‎недействующих‏ ‎мертвых‏ ‎проходных. ‎

32. Ходим‏ ‎уже ‎в ‎этом ‎районе ‎больше‏ ‎часа, ‎но‏ ‎так‏ ‎и ‎не ‎отдалились‏ ‎от ‎ВАЗовского‏ ‎небоскрёба, ‎который ‎маячит ‎в‏ ‎перспективе.‏ ‎Асфальтово-газонные ‎пространства‏ ‎без ‎какой-либо‏ ‎застройки ‎здесь ‎реально ‎циклопические. ‎

33. Нашей‏ ‎следующей‏ ‎целью ‎был‏ ‎музей ‎имени‏ ‎К. ‎Г. ‎Сахарова. ‎Не ‎того‏ ‎Сахарова,‏ ‎который‏ ‎академик ‎и‏ ‎диссидент, ‎а‏ ‎совсем ‎другого‏ ‎Сахарова.‏ ‎Здесь ‎расположен‏ ‎столь ‎же ‎гигантский, ‎как ‎и‏ ‎сам ‎ВАЗ,‏ ‎музейный‏ ‎комплекс ‎с ‎натурными‏ ‎экспонатами. ‎Только‏ ‎вдоль ‎его ‎забора ‎до‏ ‎проходной‏ ‎мы ‎шли‏ ‎ещё ‎25‏ ‎минут, ‎уже ‎начиная ‎выбиваться ‎из‏ ‎сил.‏ ‎И ‎когда‏ ‎мы ‎подошли‏ ‎к ‎кассовому ‎павильону, ‎то ‎поняли‏ ‎–‏ ‎туда‏ ‎мы ‎не‏ ‎пойдём, ‎потому‏ ‎что ‎на‏ ‎такой‏ ‎циклопический ‎музей‏ ‎нужен ‎целый ‎день, ‎не ‎меньше.‏ ‎

34. Вот ‎мы‏ ‎заглянули‏ ‎через ‎один ‎из‏ ‎просветов ‎внутрь.‏ ‎Там, ‎на ‎территории, ‎был‏ ‎виден‏ ‎целый ‎железнодорожно-паровозный‏ ‎городок. ‎И‏ ‎это ‎- ‎только ‎небольшая ‎часть‏ ‎этого‏ ‎мега-музея!

35. Но, ‎конечно,‏ ‎самый ‎топовый‏ ‎экспонат ‎Тольяттинского ‎научно-технического ‎музея ‎–‏ ‎это‏ ‎подводная‏ ‎лодка ‎в‏ ‎степях ‎Жигулёвщины.‏ ‎На ‎этом,‏ ‎пожалуй,‏ ‎я ‎и‏ ‎остановлю ‎своё ‎повествование ‎:)

От ‎музея‏ ‎мы ‎стали‏ ‎бесплодно‏ ‎дожидаться ‎автобуса ‎или‏ ‎маршрутки. ‎Но‏ ‎бессмысленно. ‎Решили ‎вызвать ‎такси.‏ ‎Но‏ ‎и ‎это‏ ‎не ‎прокатило‏ ‎- ‎сюда ‎почему-то ‎неохотно ‎ехали.‏ ‎Опять‏ ‎пошли ‎назад,‏ ‎а ‎потом‏ ‎нашли ‎остановку ‎и ‎сели, ‎проехав‏ ‎до‏ ‎района‏ ‎Первых ‎Пятиэтажек‏ ‎Автограда. Впрочем, ‎про‏ ‎это ‎я‏ ‎уже‏ ‎рассказал ‎в‏ ‎предыдущей ‎серии, ‎так ‎что ‎дальше‏ ‎покажу ‎начальное‏ ‎Тольятти,‏ ‎самое ‎близкое ‎к‏ ‎Самаре.

Продолжение ‎поволжской‏ ‎серии ‎следует.

Читать: 17+ мин
logo Лаборатория Перископа

Тольятти. Первые пятиэтажки автограда

Доступно подписчикам уровня
«Плацкарт»
Подписаться за 400₽ в месяц

Тольятти. Первые пятиэтажки автограда (1970-73 гг.)

Читать: 36+ мин
logo Лаборатория Перископа

"Рельсовая Поднебесная", глава 26

Доступно подписчикам уровня
«Плацкарт»
Подписаться за 400₽ в месяц

Глава 26 "Советский авианосец в Бохайском заливе" книги "Рельсовая Поднебесная. 8200 км по Китаю"

Читать: 19+ мин
logo Лаборатория Перископа

"Рельсовая Поднебесная", глава 25

Доступно подписчикам уровня
«Плацкарт»
Подписаться за 400₽ в месяц

Глава 25 "Путь в Тяньцзинь и Бинхайский военный парк" книги "Рельсовая Поднебесная. 8200 км по Китаю"

Читать: 10+ мин
logo Лаборатория Перископа

"Рельсовая Поднебесная", глава 24 (начало)

Доступно подписчикам уровня
«Плацкарт»
Подписаться за 400₽ в месяц

Глава 24 "Далянь. Прибрежные бухты" книги "Рельсовая Поднебесная. 8200 км по Китаю"

Читать: 13+ мин
logo Лаборатория Перископа

"Рельсовая Поднебесная", глава 19 (начало)

Доступно подписчикам уровня
«Плацкарт»
Подписаться за 400₽ в месяц

Глава 19 "Порт-Артур. Советское военное кладбище" книги "Рельсовая Поднебесная. 8200 км по Китаю"

Показать еще

Обновления проекта

Статистика

37 подписчиков

Метки

железные дороги 88 архитектура 82 китай 42 Книга про Китай-1 42 Российская Империя 37 вокзалы 36 реалии торговли 29 Советский Союз 28 БАМ 24 старинные расписания 23 Транссиб 22 20 лет назад 20 идентичность 19 авто 17 быт в поездах 17 Транссиб-2004 17 память 16 питер 16 авиация 14 Москва 13 мосты 13 модернизм 12 русское наследие 12 Пекин 10 флот 10 трамвай 9 дневник Перископа 8 еда и напитки 7 кладбище 7 ленин 7 Новый Ургал 7 Петровский Завод 7 советские реалии 7 спальные районы 7 метро 6 объявления от автора 6 хабаровск 6 1982 5 Далянь 5 Забайкалье 5 коммунизм 5 модерн 5 Николаевская ж.д. 5 Порт-Артур 5 Ульяновск 5 хайтек 5 Харбин 5 Шанхай 5 Яньань 5 underground 4 Мао Цзэдун 4 Дуссе-Алинь 3 Екатеринбург 3 Заветы Ильича 3 КВЖД 3 Тяньцзинь 3 япония 3 ар-деко 2 БЖРК 2 Билимбай 2 Бурея 2 Варшаво-Венская ж.д. 2 ВСМ 2 Вторая Мировая 2 Иркутск 2 море 2 нижнеангарск 2 Нижний Тагил 2 Пермь 2 подводные лодки 2 поясное время 2 Рязань 2 Северомуйск 2 советская торговля 2 таксимо 2 текущее 2 Тольятти 2 фортификация 2 Франция 2 эстония 2 якутия 2 1939 1 1942 1 аэрофото 1 белоруссия 1 Великая Стена 1 Владивосток 1 Ганина Яма 1 германия 1 Гудок 1 калининград 1 Киров 1 Кунгур 1 Павловск 1 Палдиски 1 Парк Тигров 1 Петергоф 1 Поросёнков Лог 1 Псков 1 русский кич 1 Сестрорецк 1 Советская Армия 1 Таллин 1 Тарту 1 Тверь 1 тоннели 1 Трансполярная дорога 1 Ту-114 1 Ту-144 1 украина 1 ха 1 Харп 1 храмы 1 Цзинань 1 Больше тегов

Фильтры

Подарить подписку

Будет создан код, который позволит адресату получить бесплатный для него доступ на определённый уровень подписки.

Оплата за этого пользователя будет списываться с вашей карты вплоть до отмены подписки. Код может быть показан на экране или отправлен по почте вместе с инструкцией.

Будет создан код, который позволит адресату получить сумму на баланс.

Разово будет списана указанная сумма и зачислена на баланс пользователя, воспользовавшегося данным промокодом.

Добавить карту
0/2048