БАМ-1980. Дембельский альбом
БАМ-1980. Дембельский альбом
Новый Ургал: дворы и окраины
Посмотрев центр Нового Ургала, теперь пройдёмся по его дворам и окраинам.
Поселок (его жилая часть) очень компактен, и можно обойти его по периметру примерно за час с небольшим.
1. Странный плакат на новоургальской гостинице по ул. Киевская. Три раза употреблен «посёлок» и два раза — «город».
2. Ну что же, проходим за самый высокий дом посёлка (показан в предыдущей части) и идём тропками по дворам.
3. БАМовские пятиэтажки с верхним украинским узором.
4. Остановка на перекрестье ул. Киевской и 60-летия образования СССР. Остановок в городе всего две.
5. Основной местный транспорт — ПАЗик. Главный маршрут этих мест — Новый Ургал — Чегдомын, примерно 24-25 км.
6. Здесь украинсие орнаменты не только по верхнему поясу дома, но и на балконах.
7. Подъезды в основном открыты (где-то 70% на 30%). Видимо, бытовой преступности почти нет.
8. Ностальгические японотачки старого привоза.
9. Ещё вид подъезда. Тут интересна старая жёлто-коричневая плитка.
10. Улица Донецкая.
11. Дворы, как и в Северобайкальске, «лесные» — с мощными деревьями.
12. Выходим на главную улицу посёлка — Киевскую.
13. Парадные выходы на променад заняты торговыми заведениями.
14. Ближе к окраинам — другие проекты, без украинских орнаментов. И вообще, дома другие.
15. Южная окраина посёлка. Дальше уже лес.
16. Баптистская церковь примыкает к лесу.
17. Недострой по ул. Южной. Стоит с советских времён БАМа, когда тут остановилась активность.
18. Школа тоже с украинскими узорами.
19. Улица Молодёжная замыкает периметр с востока.
20. Плитка лежит с советских бамовских времён, наивысшего процветания.
21. От посёлка, стоящего на плато, лестница ведет к автотрассе, которая «облизывает» посёлок снизу. За трассой — тайга.
22. Два дома стоят под прямым углом, обозначая границы посёлка. Дальше надо поворачивать и опять идти к ТЦ.
Продолжение следует.
Новый Ургал: центр
Посмотрим теперь собственно Новый Ургал, его центральную и спальную части. Сам посёлок находится на возвышенном плато, а вокзал, котельные и пути БАМа — в низине. Таким образом, он обдуваем зимой и морозы наверху более умеренные — холодный воздух в котловине не застаивается. Вообще, Новый Ургал-спальник производит впечатление компактного и аккуратного по планировке города — «поселкового» в нём ничего нет. Даже в плакатах он самоназывает себя городом — увидите в этом фотосете. Начнём обзор с обширной центральной площади, поднявшись к ней по длинной лестнице от вокзала.
1. На самом входе на площадь от лестницы стоит куб-памятник военным строителям — своего рода символ Нового Ургала.
2. Справа стоит здоровенный ДК Железнодорожников, явно обшитый в современности чем-то. Плитка — старорежимная советская, положенная 42-45 лет назад, при обустройстве посёлка. До сих пор ровная!
3. Площадь носит имя не Ленина, а полковника ЖДВ К. Д. Курочкина.
4. Вид назад, на мега-спуск к вокзалу. Интересно, как тут зимой — чистят ли?
5. Другая грань ургальского куба.
6. Напротив, через площадь — пятиэтажки с украинским орнаментом поверху (строили Ургал отряды с УССР).
7. Площадь в утреннем раннем солнце (пришёл сюда в 6.20 утра).
8. Если пойти прямо к высокому красному дому — то в сквере стоит камень первопроходцев (заложен 7 ноября 1974).
9. И собственно этот красный дом. Кажется, он тут самый высокий в посёлке.
10. Вид с тыла. 9 этажей — но высоких этажей!
11. Слева же от ургальского куба стоит местный ТРЦ, где сосредоточена торговля и быт. Судя по его внешности, его явно надстраивали и увеличивали.
12. Надпись на боковой стене ТРЦ.
13. От площади вбок уходит главная улица — Киевская (по имени города, который его строил). Архитектура начала 1980-х.
14. И плакат, где Ургал самоназывает себя городом :)
15. Дома по Киевской ул. тоже с украинским пояском-орнаментом.
16. И ещё раз вид на центр, с восточной стороны.
Теперь пойдём вглубь посёлка и посмотрим застройку и дворы.
Продолжение следует.
Два Бурейских моста на БАМе
Два Бурейских моста на БАМе
Новый Ургал: вокзал изнутри
В предыдущем очерке мы походили по окрестностям вокзала Новый Ургал, а теперь стоит зайти в него и посмотреть интерьеры изнутри.
1. Войдём со стороны привокзальной березовой рощи, т. е. посёлка. Тут фасад украшен другой чеканкой, нежели со стороны поездов.
2. «Украина — Ургал» и изображения всяких путейских инструментов. Строил этот вокзал «УкрБАМстрой», представленный в основном киевлянами.
3. Вид от входа. Вокзал давно уже переделан «евроремонтом», но украшения и мозаики оставили.
4. Всех пришедшие новички, конечно же, сразу обращают внимание на мозаику «Навеки вместе», где стоят рядом русская и украинка.
5. Однако у неё есть и левая часть, которую обычно не фотографируют. Расписание, как видите, очень простенькое — два поезда утром, а два вечером. Здесь пересечение линий — Хабаровско-Чегдомынской, и собственно БАМа.
6. Второй ярус вокзала поддерживают красивые колонны с вышиваночными мотивами.
7. Заглянем в вокзальный буфет.
8. Тут тоже все «отъевроремонтчено», но сохранили советские деревянные барельефы.
9. Они, понятно, тоже на тему Украины.
10. На этом барельефе хлопцi в шароварах и с национальными (?) инструментами.
11. Поднимаемся наверх. По бокам — советские чеканки.
12. Вид сверху.
13. Здесь есть большой закуток с буфетом и детской игровой комнатой. Девчата-продавщицы скучают.
14. Вокзал со стороны путей.
15. И таблички у входа. Сюда ставлю только советские; есть ещё две 2012 года — но они малоинформативные и напоминают могильные.
16. Ленд-лизовский паровоз-памятник Еа. Ракурс спереди.
17. А вот и наш поезд идёт. Прощаемся с Ургалом, впереди — Комсомольск.
Продолжение следует.
Новый Ургал: окрестности вокзала
Возвращаемся к картинкам с Восточного участка БАМа: теперь покажу окрестности вокзала Новый Ургал. Гулял я там на следующее утро после прибытия, причем совсем рано утром — около 7 утра, т. к. в 9.30 мы уже выдвигались на очередной объект. Так что на снимках солнце низкое и раннее, рассветное.
1. Паровоз-памятник Еа и платформа Нового Ургала. Всё пусто, ни души — чегдомынский поезд придёт только через полтора часа.
2. Наш вагон стоит в тупике за паровозом. На время экспедиции до Комсомольска вагон был в аренде для неё и неделю мы жили в нём.
3. Вокзал в раннем рассветном солнце.
4. Центральный фасад вокзала. Чеканку подчистили и она сверкает, как новенькая.
5. За зданием у платформы оборудована крытая галерея для комфортного ожидания пассажиров. Не видел такого на БАМе.
6. Обхожу здание вокзала. Оно со стороны города находится в березовой роще.
7. Если смотреть от вокзала, то кажется, что дорога ведёт в лес и там больше ничего нет. Но это не так :)
8. В некотором отдалении от здания вокзала находится ещё одна расчищенная площадка, идём к ней.
9. И на ней стоит целая группа разных памятников!
10. Высокий обелиск.
11. Надпись у него подножия: воинам 1-го Чегдомынского и 35-го Тындинского корпусов ЖДВ.
12. Отдельный камень посвящен полковнику ЖДВ Курочкину: в самом городе (посёлке) его именем названа центральная площадь.
13. Персоналии строительство Восточного участка БАМа.
14. Подразделения и части: кто строил.
15. Теперь можно идти по пешеходной дороге через лес. Она пересекает трассу, которая ведет на Бурейский мост (покажу немного позже).
16. И вот, наконец, завершение дорожки — подъём в город (посёлок).
Продолжение следует.
Чегдомынский поезд 663: "бамовское" утро
Чегдомынский поезд 663: "бамовское" утро