logo
37
читателей
Лаборатория Перископа  Исследуем вместе с читателями транспортные смыслы прошлого и современности. Этот блог не про сиюминутные новости - он про историю транспорта, про искусство о транспорте и про реальную Россию без гламура и ругани.
О проекте Просмотр Уровни подписки Фильтры Статистика Обновления проекта Контакты Поделиться Метки
Все проекты
О проекте
Транспорт и его история обычно незаслуженно задвинуты в чулан, по сравнению с политикой и развлекательными текстами. Однако в поездках и полётах многие проводят весьма немало - и это отнюдь не "потерянное время", а часть нашей жизни. И она тоже заслуживает отражения. Здесь размещаются записки Сергея Сигачева по истории транспорта, а также очерки из его исследовательских поездок; дневниковые записи 1981-2002 гг. с пояснениями и комментариями для современного читателя, зарисовки из истории дальних поездов, рассказы о процессе обрыва транспортных связей бывших республик после распада СССР, книги о трансконтинентальных путешествиях автора и многое другое.
Без кликбейта, спешки, погони за сиюминутными новостями и маркетинга в любой его форме. Качественно, неспешно, аккуратно и последовательно. Приходите и располагайтесь в нашем вагоне, чай в подстаканнике тоже наливают!
Публикации, доступные бесплатно
Уровни подписки
Единоразовый платёж

Если хотите просто поддержать проект, исследования и поездки автора

Помочь проекту
Плацкарт 400₽ месяц 4 320₽ год
(-10%)
При подписке на год для вас действует 10% скидка. 10% основная скидка и 0% доп. скидка за ваш уровень на проекте Лаборатория Перископа
Доступны сообщения

Плацкартное место дает право на чтение и комментирование постов.

Оформить подписку
Купе 700₽ месяц 6 720₽ год
(-20%)
При подписке на год для вас действует 20% скидка. 20% основная скидка и 0% доп. скидка за ваш уровень на проекте Лаборатория Перископа
Доступны сообщения

Купейная полочка. Чтение и комментирование постов и право на формирование отдельных тем для постов.

Оформить подписку
СВ 4 000₽ месяц 33 600₽ год
(-30%)
При подписке на год для вас действует 30% скидка. 30% основная скидка и 0% доп. скидка за ваш уровень на проекте Лаборатория Перископа
Доступны сообщения

Место в вагоне СВ. Если вы хотите поддерживать автора более масштабно и участвовать в финансировании его поездок. Дает право на бесплатные экземпляры книг автора с автографом, в случае их выхода из печати.

Оформить подписку
Фильтры
Статистика
37 подписчиков
Обновления проекта
Поделиться
Метки
железные дороги 88 архитектура 82 китай 42 Книга про Китай-1 42 Российская Империя 37 вокзалы 36 реалии торговли 29 Советский Союз 28 БАМ 24 старинные расписания 23 Транссиб 22 20 лет назад 20 идентичность 19 авто 17 быт в поездах 17 Транссиб-2004 17 память 16 питер 16 авиация 14 Москва 13 мосты 13 модернизм 12 русское наследие 12 Пекин 10 флот 10 трамвай 9 дневник Перископа 8 еда и напитки 7 кладбище 7 ленин 7 Новый Ургал 7 Петровский Завод 7 советские реалии 7 спальные районы 7 метро 6 объявления от автора 6 хабаровск 6 1982 5 Далянь 5 Забайкалье 5 коммунизм 5 модерн 5 Николаевская ж.д. 5 Порт-Артур 5 Ульяновск 5 хайтек 5 Харбин 5 Шанхай 5 Яньань 5 underground 4 Мао Цзэдун 4 Дуссе-Алинь 3 Екатеринбург 3 Заветы Ильича 3 КВЖД 3 Тяньцзинь 3 япония 3 ар-деко 2 БЖРК 2 Билимбай 2 Бурея 2 Варшаво-Венская ж.д. 2 ВСМ 2 Вторая Мировая 2 Иркутск 2 море 2 нижнеангарск 2 Нижний Тагил 2 Пермь 2 подводные лодки 2 поясное время 2 Рязань 2 Северомуйск 2 советская торговля 2 таксимо 2 текущее 2 Тольятти 2 фортификация 2 Франция 2 эстония 2 якутия 2 1939 1 1942 1 аэрофото 1 белоруссия 1 Великая Стена 1 Владивосток 1 Ганина Яма 1 германия 1 Гудок 1 калининград 1 Киров 1 Кунгур 1 Павловск 1 Палдиски 1 Парк Тигров 1 Петергоф 1 Поросёнков Лог 1 Псков 1 русский кич 1 Сестрорецк 1 Советская Армия 1 Таллин 1 Тарту 1 Тверь 1 тоннели 1 Трансполярная дорога 1 Ту-114 1 Ту-144 1 украина 1 ха 1 Харп 1 храмы 1 Цзинань 1 Больше тегов
Читать: 12+ мин
logo Лаборатория Перископа

20 лет назад. Вып. 19, октябрь 2004. Осенняя Москва

Доступно подписчикам уровня
«Плацкарт»
Подписаться за 400₽ в месяц

Читать: 7+ мин
logo Лаборатория Перископа

20 лет назад. Вып. 18, 2–9 октября 2004. Пригородные вокзалы без турникетов

Доступно подписчикам уровня
«Плацкарт»
Подписаться за 400₽ в месяц

Читать: 9+ мин
logo Лаборатория Перископа

20 лет назад. Вып. 17, 31 июля 2004. Лужковская Москва, часть 2

Доступно подписчикам уровня
«Плацкарт»
Подписаться за 400₽ в месяц

20 лет назад. Выпуск 17, 31 июля 2004. Лужковская Москва, часть 2

Читать: 8+ мин
logo Лаборатория Перископа

БАМ-2024. II — «Магирус» в деталях

Доступно подписчикам уровня
«Плацкарт»
Подписаться за 400₽ в месяц

БАМ-2024. II — "Магирус" в деталях

Читать: 7+ мин
logo Лаборатория Перископа

20 лет назад. Выпуск 14, март 2004 (СПб)

Доступно подписчикам уровня
«Плацкарт»
Подписаться за 400₽ в месяц

20 лет назад. Выпуск 14, март 2004 (СПб)

Читать: 7+ мин
logo Лаборатория Перископа

20 лет назад. Выпуск 12, март 2004 (СПб)

Доступно подписчикам уровня
«Плацкарт»
Подписаться за 400₽ в месяц

20 лет назад. Выпуск 12, март 2004 (СПб)

Читать: 5+ мин
logo Лаборатория Перископа

20 лет назад. Выпуск 8, февраль 2004 (СПб)

Доступно подписчикам уровня
«Плацкарт»
Подписаться за 400₽ в месяц

20 лет назад. Выпуск 8, февраль 2004 (СПб)

Читать: 6+ мин
logo Лаборатория Перископа

20 лет назад. Выпуск 7, январь 2004 (СПб)

Доступно подписчикам уровня
«Плацкарт»
Подписаться за 400₽ в месяц

20 лет назад. Выпуск 7, январь 2004 (СПб)

Читать: 10+ мин
logo Лаборатория Перископа

20 лет назад. Выпуск 4 (Тарту, Эстония)

Доступно подписчикам уровня
«Плацкарт»
Подписаться за 400₽ в месяц

Читать: 13+ мин
logo Лаборатория Перископа

20 лет назад. Выпуск 2, декабрь 2003 (Москва)

1 декабря ‎2003‏ ‎г., ‎Москва

Вообще-то ‎этот ‎выпуск ‎должен‏ ‎был ‎быть‏ ‎первым,‏ ‎потому ‎что ‎за‏ ‎два ‎дня‏ ‎до ‎этого ‎фотопохода, ‎29‏ ‎ноября‏ ‎2003 ‎г.,‏ ‎я ‎стал‏ ‎счастливым ‎обладателем ‎цифровика ‎Canon ‎G5‏ ‎(кстати,‏ ‎один ‎за‏ ‎самых ‎простых‏ ‎и ‎приятных ‎цифровиков ‎без ‎излишеств).‏ ‎Если‏ ‎с‏ ‎июня ‎по‏ ‎ноябрь-2003 ‎я‏ ‎пользовался ‎рабочим‏ ‎цифровиком,‏ ‎то ‎теперь‏ ‎у ‎меня ‎появился ‎свой ‎личный!‏ ‎И ‎в‏ ‎финальный‏ ‎день ‎в ‎Москве,‏ ‎1 ‎декабря,‏ ‎мне ‎не ‎терпелось ‎испробовать‏ ‎его‏ ‎в ‎полевых‏ ‎условиях, ‎так‏ ‎что ‎я ‎из ‎Митино ‎поехал‏ ‎на‏ ‎Тушинскую, ‎дабы‏ ‎вкусить ‎аромат‏ ‎центра ‎Москвы. ‎

1. Начинаем ‎нашу ‎прогулку‏ ‎по‏ ‎суматошной‏ ‎лужковской ‎Москве.‏ ‎Нас ‎встречает‏ ‎ЗИЛ-«бычок». ‎Тогда‏ ‎ЗИЛ‏ ‎ещё ‎работал‏ ‎как ‎автозавод ‎и ‎что-то ‎там‏ ‎выпускал.

2. Окрестности ‎метро‏ ‎Тушинская.‏ ‎Сурово, ‎но ‎аутентично.‏ ‎Бабуля ‎справа‏ ‎продаёт ‎сушёные ‎грибы. ‎

3. Из‏ ‎Тушинской‏ ‎по ‎фиолетовой‏ ‎линии ‎я‏ ‎доехал ‎до ‎Пушкинской, ‎где ‎благополучно‏ ‎вылез‏ ‎на ‎поверхность.‏ ‎Сложно ‎поверить,‏ ‎но ‎тогда ‎Тверскую ‎улицу ‎перекрывали‏ ‎самые‏ ‎замысловатые‏ ‎растяжки ‎–‏ ‎фигурные, ‎неправильной‏ ‎формы, ‎с‏ ‎самыми‏ ‎немыслимыми ‎попугайскими‏ ‎надписями. ‎Вот ‎как ‎эта, ‎завлекающая‏ ‎нас ‎на‏ ‎концерт‏ ‎А. ‎Иванцовой ‎и‏ ‎А. ‎Буйнова.‏ ‎За ‎углом ‎– ‎вовсю‏ ‎работающий‏ ‎Макдональдс ‎№1.‏ ‎

4. Район ‎выхода‏ ‎из ‎Пушкинской ‎застроен ‎самыми ‎немыслимыми‏ ‎конструкциями:‏ ‎место ‎очень‏ ‎уж ‎"хлебное".‏ ‎Пешеходы ‎еле ‎протискиваются ‎по ‎узким‏ ‎лабиринтам.‏ ‎

5. Вид‏ ‎на ‎перекрёсток‏ ‎Страстного ‎бульвара‏ ‎и ‎Тверской.‏ ‎Одно‏ ‎из ‎самых‏ ‎многолюдных ‎мест ‎столицы. ‎На ‎фоне‏ ‎– ‎ларёк‏ ‎Стоп‏ ‎Топ. ‎Я ‎уже‏ ‎и ‎не‏ ‎помню ‎такой ‎сети.

6. Конструктивистский ‎куб‏ ‎«Известий»‏ ‎наконец-то ‎освободился‏ ‎от ‎гигантской‏ ‎рекламы, ‎закрывавшей ‎его ‎фасад, ‎и‏ ‎теперь‏ ‎открылись ‎его‏ ‎окна. ‎

7. Обалдеть!‏ ‎В ‎качестве ‎такси ‎ещё ‎ездили‏ ‎31-е‏ ‎Волги!‏ ‎

8. Предвыборная ‎растяжка‏ ‎«Единой ‎России».‏ ‎Лужков ‎–‏ ‎№20‏ ‎в ‎списке.‏ ‎Вот ‎сколько ‎тогда ‎было ‎кандидатов‏ ‎в ‎бюллетне!

9. Оцените‏ ‎рекламную‏ ‎загрязнённость ‎центральной ‎московской‏ ‎улицы. ‎В‏ ‎рекламу ‎укутано ‎буквально ‎всё,‏ ‎до‏ ‎чего ‎можно‏ ‎дотянуться. ‎Слева‏ ‎идёт ‎какая-то ‎дама ‎с ‎рекламой‏ ‎«Союза‏ ‎правых ‎сил».‏ ‎Через ‎четыре‏ ‎месяца ‎эти ‎ребята ‎доблестно ‎провалятся,‏ ‎но‏ ‎это‏ ‎будет ‎потом.‏ ‎

10. Ёлки ‎на‏ ‎площади ‎перед‏ ‎Моссоветом.‏ ‎Уж ‎не‏ ‎помню, ‎натуральные, ‎сборные ‎или ‎новомодные‏ ‎пластиковые.

11. И ‎снова‏ ‎бесконечные‏ ‎растяжки ‎через ‎Тверскую‏ ‎улицу. ‎Самая‏ ‎ближняя ‎– ‎лужковская. ‎Где-то‏ ‎вдалеке‏ ‎болтается ‎и‏ ‎Кристина ‎Орбакайте.‏ ‎По ‎Тверской ‎почему-то ‎едут ‎сплошные‏ ‎Жигули.‏ ‎

12. Центральный ‎телеграф,‏ ‎150 ‎лет.‏ ‎Рядом ‎с ‎ним ‎второй ‎московский‏ ‎Макдональдс.‏ ‎

13. Уродливый‏ ‎зуб ‎Интуриста‏ ‎наконец ‎снесли!‏ ‎Затянули ‎рекламой‏ ‎Panasonic,‏ ‎и ‎теперь‏ ‎что-то ‎там ‎будет ‎другое. ‎И‏ ‎троллейбусные ‎провода!

14. Тёплая‏ ‎и‏ ‎ламповая ‎схема ‎метро.‏ ‎Всё ‎тогда‏ ‎было ‎понятно ‎и ‎просто.‏ ‎Ну‏ ‎а ‎я‏ ‎ныряю ‎под‏ ‎землю, ‎чтобы ‎пройти ‎к ‎Красной‏ ‎площади.‏ ‎

15. Здесь ‎вовсю‏ ‎идёт ‎снос‏ ‎сталинской ‎версии ‎гостиницы ‎«Москва». ‎Вместо‏ ‎неё‏ ‎будет‏ ‎очень ‎похожая‏ ‎на ‎неё,‏ ‎но ‎более‏ ‎современная‏ ‎– ‎лужковская.‏ ‎

16. Вид ‎на ‎центральный ‎фасад ‎«Москвы».‏ ‎Весьма ‎устрашающий!‏ ‎А‏ ‎ведь ‎всего ‎пять‏ ‎лет ‎назад‏ ‎я ‎в ‎ней ‎останавливался,‏ ‎когда‏ ‎ездил ‎на‏ ‎Экономический ‎Форум‏ ‎в ‎ноябре ‎1998 ‎г.

17. По ‎Красной‏ ‎площади‏ ‎идут ‎солдаты‏ ‎Российской ‎Армии.‏ ‎

18. Вход ‎в ‎Мавзолей ‎Ленина. ‎Крайне‏ ‎непривычно,‏ ‎никого‏ ‎нету ‎вообще.‏ ‎Хоть ‎бы‏ ‎какой-нибудь ‎дежурный‏ ‎милиционер…‏ ‎В ‎старые‏ ‎времена ‎здесь ‎стояли ‎два ‎часовых‏ ‎с ‎карабинами.

19. И‏ ‎вот‏ ‎они, ‎возможности ‎нового‏ ‎цифровика! ‎Часы‏ ‎Спасской ‎башни ‎с ‎шестикратным‏ ‎зумом!‏ ‎Никогда ‎не‏ ‎подозревал, ‎что‏ ‎часовой ‎ярус ‎башни ‎украшают ‎какие-то‏ ‎непонятные‏ ‎зверьки. ‎Потом,‏ ‎через ‎год‏ ‎с ‎лишним, ‎когда ‎я ‎заведу‏ ‎свой‏ ‎ЖЖ,‏ ‎то ‎выложу‏ ‎в ‎качестве‏ ‎фотозагадки ‎одного‏ ‎из‏ ‎зверьков. ‎И‏ ‎никто ‎не ‎угадает, ‎где ‎это!

20. И‏ ‎ещё ‎одна‏ ‎фотка‏ ‎с ‎зумом. ‎Проход‏ ‎в ‎Спасскую‏ ‎башню. ‎Даже ‎повесили ‎знак‏ ‎пешеходного‏ ‎перехода. ‎Иногда‏ ‎массивные ‎ворота‏ ‎открываются, ‎и ‎на ‎зелёный ‎свет‏ ‎светофора‏ ‎туда ‎въезжают‏ ‎чёрные ‎лакированные‏ ‎машины. ‎

21. Спускаюсь ‎по ‎Васильевскому ‎спуску.‏ ‎Привычные‏ ‎виды‏ ‎– ‎гостиница‏ ‎«Россия», ‎как‏ ‎будто ‎она‏ ‎всегда‏ ‎тут ‎и‏ ‎стояла. ‎

22. Дом ‎Пашкова ‎тоже ‎на‏ ‎ремонте ‎и‏ ‎затянут‏ ‎рекламой ‎"Единой ‎России".‏ ‎Привлекает ‎также‏ ‎внимание ‎гигантская ‎реклама ‎Самсунга.‏ ‎

23. Напротив‏ ‎через ‎речку‏ ‎– ‎кондитерская‏ ‎фабрика ‎«Красный ‎Октябрь». ‎Она ‎ещё‏ ‎не‏ ‎лофт, ‎а‏ ‎просто ‎фабрика.‏ ‎

24. Гигантский ‎объём ‎Дома ‎на ‎Набережной.‏ ‎На‏ ‎крыше‏ ‎– ‎огромный‏ ‎знак ‎Мерседеса.‏ ‎

25. Кремлёвская ‎набережная.‏ ‎Батюшки-светы,‏ ‎а ‎"Икарусов"-то‏ ‎сколько! ‎Тогда ‎ещё ‎были ‎сплошные‏ ‎"Икарусы"!

26. Реклама ‎Славы‏ ‎Полунина‏ ‎на ‎одном ‎из‏ ‎фасадов ‎Дома‏ ‎на ‎Набережной. ‎

27. Рядом ‎с‏ ‎Домом‏ ‎- ‎какой-то‏ ‎проулок ‎со‏ ‎старым ‎обшарпанным ‎домом. ‎Чуть ‎не‏ ‎зашёл‏ ‎по ‎ошибке‏ ‎туда. ‎Вот‏ ‎это ‎московский ‎контраст! ‎

28. Заканчиваем ‎наш‏ ‎поход‏ ‎у‏ ‎казино ‎«Ударник»‏ ‎с ‎шикарными‏ ‎украшениями ‎на‏ ‎фасаде.‏ ‎"Кинотеатр, ‎игровые‏ ‎автоматы ‎и ‎казино" ‎(tm). ‎Так‏ ‎что ‎жителям‏ ‎Дома‏ ‎на ‎Набережной ‎не‏ ‎нужно ‎было‏ ‎далеко ‎ходить, ‎чтобы ‎просадить‏ ‎шикарную‏ ‎дедушкину ‎квартиру‏ ‎:) ‎

Здесь‏ ‎я ‎сел ‎на ‎автобус ‎и‏ ‎уехал‏ ‎к ‎метро.‏ ‎Вот ‎такая‏ ‎она ‎была, ‎лужковская ‎Москва ‎двадцатилетней‏ ‎давности!

Читать: 6+ мин
logo Лаборатория Перископа

20 лет назад. Выпуск 1, декабрь 2003 (СПб)

13-20 декабря ‎2003‏ ‎г., ‎Петербург

1. Пассаж ‎на ‎Невском ‎проспекте‏ ‎с ‎ёлочкой‏ ‎над‏ ‎фронтоном. ‎Обратите ‎внимание‏ ‎на ‎припаркованные‏ ‎машины ‎и ‎их ‎состояние.‏ ‎Автопарк‏ ‎в ‎Питере‏ ‎был, ‎прямо‏ ‎скажем, ‎не ‎особо… ‎

2. Продажа ‎путёвок‏ ‎на‏ ‎пригороды ‎у‏ ‎Гостиного ‎двора.‏ ‎Надпись ‎у ‎киоска ‎Роспечати: ‎«Санкт-Петербуг.‏ ‎Elle».

3. Подземный‏ ‎переход‏ ‎под ‎Садовой‏ ‎улицей. ‎Курс‏ ‎доллара ‎–‏ ‎29.00.

4. Продажа‏ ‎пирожков ‎и‏ ‎мороженого ‎на ‎Невском. ‎Тогда ‎ещё‏ ‎не ‎было‏ ‎никакого‏ ‎утверждённого ‎брендинга ‎для‏ ‎этой ‎зоны,‏ ‎как ‎сейчас. ‎

5. Проход ‎к‏ ‎Казанскому‏ ‎собору ‎и‏ ‎Гостиному ‎двору.

6. Фонтанка‏ ‎в ‎середине ‎декабря. ‎Никакого ‎намёка‏ ‎на‏ ‎снег ‎и‏ ‎лёд. ‎А‏ ‎самое ‎интересное ‎– ‎это ‎то,‏ ‎что‏ ‎ещё‏ ‎дымит ‎старая‏ ‎царская ‎электростанция.‏ ‎

7. У ‎Пяти‏ ‎Углов.‏ ‎Развилка ‎Рубинштейна‏ ‎и ‎Загородного ‎проспекта. ‎На ‎легендарном‏ ‎здании ‎–‏ ‎реклама‏ ‎Sony.

8. Магазин ‎«Питерская ‎обувь»‏ ‎на ‎Загородном.‏ ‎

9. А ‎вот ‎почему ‎тут‏ ‎реклама‏ ‎Sony ‎–‏ ‎на ‎Рубинштейна‏ ‎их ‎фирменный ‎магазин. ‎Справа ‎–‏ ‎вывеска‏ ‎игрового ‎клуба.‏  ‎

1

10. Устрашающий ‎"Салон‏ ‎причёсок" ‎в ‎одном ‎из ‎дворов‏ ‎Загородного‏ ‎проспекта‏ ‎(кстати, ‎само‏ ‎сочетание ‎такого‏ ‎названия ‎парикмахерских‏ ‎-‏ ‎чиста ‎питерское).‏ ‎

11. Снова ‎продажа ‎пирожков. ‎Теперь ‎у‏ ‎метро ‎"Владимирская".‏ ‎И‏ ‎снова ‎маячит ‎курс‏ ‎доллара, ‎он‏ ‎тогда ‎был ‎везде.

12. Суровый ‎портал‏ ‎Кузнечного‏ ‎рынка.

13. Кузнечный ‎рынок‏ ‎и ‎Кузнечный‏ ‎переулок. ‎Что-то ‎выгружают. ‎Обратите ‎внимание‏ ‎на‏ ‎автопарк ‎и‏ ‎как ‎паркуются.‏ ‎

14. Целая ‎вереница ‎старушек, ‎торгующих ‎в‏ ‎промежутке‏ ‎между‏ ‎метро ‎Владимирская‏ ‎и ‎Кузнечным‏ ‎рынком. ‎

15. Устрашающе‏ ‎обшарпанный‏ ‎Музей ‎Арктики‏ ‎и ‎Антарктики. ‎Надо ‎бы ‎ремонт‏ ‎дать...

16. Невский ‎проспект‏ ‎с‏ ‎растяжками. ‎21 ‎декабря‏ ‎2003 ‎выступает‏ ‎Семен ‎Альтов.

17. Вид ‎на ‎замёрзшую‏ ‎Неву‏ ‎и ‎Октябрьскую‏ ‎набережную. ‎Левее‏ ‎– ‎Киновиевское ‎кладбище. ‎


Читать: 10+ мин
logo Лаборатория Перископа

Транссиб-2004 (ч.6). Поезд Москва-Чита. Начало пути

Доступно подписчикам уровня
«Плацкарт»
Подписаться за 400₽ в месяц

Транссиб-2004 (ч.6). Поезд Москва-Чита. Начало пути

Читать: 8+ мин
logo Лаборатория Перископа

Транссиб-2004 (ч.4). Лужковская Москва

Доступно подписчикам уровня
«Плацкарт»
Подписаться за 400₽ в месяц

Транссиб-2004 (ч.4). Лужковская Москва

Читать: 8+ мин
logo Лаборатория Перископа

Транссиб-2004 (ч.2). Рязань

Доступно подписчикам уровня
«Плацкарт»
Подписаться за 400₽ в месяц

Читать: 7+ мин
logo Лаборатория Перископа

Приложение №1 к "Рельсовой Поднебесной"

Доступно подписчикам уровня
«Плацкарт»
Подписаться за 400₽ в месяц

Приложение №1 к книге "Рельсовая Поднебесная. 8200 км по Китаю"

Читать: 22+ мин
logo Лаборатория Перископа

"Рельсовая Поднебесная", глава 30

Доступно подписчикам уровня
«Плацкарт»
Подписаться за 400₽ в месяц

Глава 30 "Яньань – город «Великого Похода»" книги "Рельсовая Поднебесная. 8200 км по Китаю"

Читать: 19+ мин
logo Лаборатория Перископа

Тольятти. ВАЗ с окрестностями и советский модернизм 1970-х

Продолжаем ‎тольяттинско-самарский‏ ‎цикл. В ‎поездке ‎в ‎город ‎Тольятти‏ ‎главной ‎целью‏ ‎для‏ ‎нас ‎был ‎район‏ ‎ВАЗа ‎–‏ ‎Волжского ‎автомобильного ‎завода. ‎Того‏ ‎самого‏ ‎главного ‎советского‏ ‎завода, ‎который‏ ‎выпускал ‎большую ‎часть ‎легковых ‎авто‏ ‎для‏ ‎необъятных ‎просторов‏ ‎СССР ‎и‏ ‎стран ‎Варшавского ‎договора. ‎Находится ‎этот‏ ‎район‏ ‎в‏ ‎дальнем ‎конце‏ ‎Тольятти, ‎если‏ ‎ехать ‎от‏ ‎Самары,‏ ‎поэтому ‎добираться‏ ‎туда ‎довольно ‎долго. ‎

2. Когда ‎мы‏ ‎приехали ‎на‏ ‎станцию‏ ‎«Жигулёвское ‎море», ‎то‏ ‎сели ‎там‏ ‎на ‎маршрутку, ‎которая ‎ехала‏ ‎в‏ ‎Автозаводский ‎район.‏ ‎Маршрутки ‎в‏ ‎Тольятти ‎тесные ‎и ‎там ‎ничего‏ ‎не‏ ‎видно. ‎Ходит‏ ‎ещё ‎старьё,‏ ‎которое ‎в ‎Питере ‎ушло ‎в‏ ‎небытие‏ ‎ещё‏ ‎в ‎нулевые‏ ‎годы. ‎В‏ ‎общем, ‎ехали-ехали,‏ ‎больше‏ ‎часа! ‎Пробирались‏ ‎по ‎каким-то ‎бесконечным ‎улицам, ‎заворачивали‏ ‎в ‎проезды,‏ ‎везде‏ ‎всё ‎одинаковое ‎и‏ ‎типовое. ‎Мы‏ ‎боялись ‎проехать ‎свой ‎объект‏ ‎и‏ ‎раза ‎три‏ ‎спрашивали ‎у‏ ‎водителя ‎через ‎вырезанную ‎в ‎салоне‏ ‎дырочку,‏ ‎скоро ‎ли‏ ‎мы ‎приедем?‏ ‎И ‎все ‎три ‎раза ‎водитель‏ ‎невозмутимо‏ ‎отвечал,‏ ‎что ‎ехать‏ ‎ещё ‎далеко,‏ ‎сидите ‎спокойно.‏ ‎Под‏ ‎конец ‎мы‏ ‎уже ‎начали ‎нервничать, ‎потому ‎что‏ ‎на ‎Тольятти‏ ‎у‏ ‎нас ‎было ‎отпущено‏ ‎не ‎очень‏ ‎много ‎времени. ‎А ‎получилось‏ ‎так,‏ ‎что ‎маршрутка‏ ‎съела ‎1‏ ‎час ‎15 ‎минут ‎– ‎слишком‏ ‎много!‏ ‎

3. Наконец ‎в‏ ‎какой-то ‎момент‏ ‎водитель ‎оглянулся ‎и ‎объявил, ‎что‏ ‎мы‏ ‎подъезжаем.‏ ‎Я ‎заглянул‏ ‎вперёд ‎через‏ ‎слепое ‎окошко‏ ‎и‏ ‎увидел, ‎что‏ ‎мы ‎едем ‎по ‎широченному ‎шоссе,‏ ‎крапает ‎дождь,‏ ‎всё‏ ‎серо, ‎мрачно ‎и‏ ‎уныло. ‎Но‏ ‎ничего ‎не ‎поделаешь, ‎надо‏ ‎выходить,‏ ‎коли ‎собрались.‏ ‎

4. Вышли ‎недалеко‏ ‎от ‎заводоуправления ‎ВАЗа. ‎Пространства ‎тут,‏ ‎как‏ ‎и ‎везде‏ ‎в ‎Тольятти,‏ ‎реально ‎огромные. ‎На ‎карте ‎заводоуправление‏ ‎было‏ ‎показано‏ ‎небольшим ‎квадратиком,‏ ‎но ‎на‏ ‎месте ‎оказалось‏ ‎здоровенным‏ ‎комплексом. ‎

5. За‏ ‎ним ‎по ‎карте ‎располагался ‎циклопический‏ ‎корпус ‎№1‏ ‎длиной‏ ‎3100 ‎м, ‎но‏ ‎его ‎даже‏ ‎не ‎было ‎видно. ‎Во-первых,‏ ‎он‏ ‎находился ‎в‏ ‎глубину ‎примерно‏ ‎100 ‎м ‎от ‎заводоуправления, ‎а‏ ‎во-вторых,‏ ‎он ‎был‏ ‎совсем ‎низеньким,‏ ‎это ‎же ‎не ‎авиазавод! ‎Так‏ ‎что‏ ‎никакого‏ ‎особого ‎впечатления‏ ‎от ‎самого‏ ‎завода ‎не‏ ‎возникло,‏ ‎он ‎весь‏ ‎был ‎в ‎глубине ‎и ‎сравнительно‏ ‎невысокий. ‎Он‏ ‎не‏ ‎дымил, ‎не ‎был‏ ‎высотным, ‎и‏ ‎возникало ‎ощущение, ‎что ‎за‏ ‎административным‏ ‎зданием ‎просто‏ ‎какие-то ‎обширные‏ ‎совхозные ‎поля. ‎Ощущение, ‎конечно, ‎ложное,‏ ‎но‏ ‎чувство ‎было‏ ‎именно ‎такое.‏ ‎Впрочем, ‎теперь ‎давайте ‎подойдём ‎к‏ ‎импровизированной‏ ‎площади‏ ‎перед ‎входом‏ ‎в ‎кадры.‏ ‎

Часть ‎территории‏ ‎ВАЗА.‏ ‎Высотка ‎вдали‏ ‎- ‎мы ‎стоим ‎именно ‎так.‏ ‎За ‎ней‏ ‎-‏ ‎остальной ‎завод.

6. Центральным ‎объектом‏ ‎мини-площади ‎служит‏ ‎памятник-бюст ‎первому ‎директору ‎ВАЗа‏ ‎–‏ ‎Виктору ‎Николаевичу‏ ‎Полякову. ‎

7. А‏ ‎по ‎бокам ‎от ‎бюста ‎стоят‏ ‎металлические‏ ‎стенды ‎с‏ ‎историей ‎ВАЗа.‏ ‎Общий ‎вид ‎ВАЗовской ‎площади. ‎За‏ ‎обрезом‏ ‎здания‏ ‎(слева) ‎пространство‏ ‎кажется ‎пустым,‏ ‎но ‎на‏ ‎самом‏ ‎деле ‎в‏ ‎глубине ‎100 ‎м ‎находится ‎главный‏ ‎конвейер ‎ВАЗа.

8. На‏ ‎стендах‏ ‎можно ‎встретить ‎всякие‏ ‎курьёзные ‎факты.‏ ‎Вот, ‎например, ‎о ‎том,‏ ‎что‏ ‎автомобилем ‎столетия‏ ‎в ‎России‏ ‎был ‎признан ‎ВАЗ ‎2101 ‎по‏ ‎прозвищу‏ ‎«копейка».

9. Мы ‎попали‏ ‎сюда ‎аккурат‏ ‎в ‎год ‎пятидесятилетия ‎завода. ‎Стенд‏ ‎сообщает‏ ‎нам,‏ ‎что ‎история‏ ‎Лады ‎и‏ ‎ВАЗа ‎началась‏ ‎19‏ ‎апреля ‎1970‏ ‎года. ‎Но ‎на ‎массовое ‎производство‏ ‎вышли ‎в‏ ‎августе‏ ‎1970 ‎г. ‎Тогда‏ ‎же ‎начались‏ ‎и ‎продажи ‎первых ‎«Жигулей».‏ ‎

10. Посмотрим‏ ‎на ‎общий‏ ‎вид ‎заводоуправления.‏ ‎Оно ‎явно ‎обновлено ‎и ‎в‏ ‎советское‏ ‎время, ‎наверное,‏ ‎выглядело ‎иначе.‏ ‎

11. Начал ‎искать ‎советское ‎фото ‎и‏ ‎с‏ ‎удивлением‏ ‎обнаружил, ‎что‏ ‎"башню" ‎начали‏ ‎строить ‎ещё‏ ‎в‏ ‎начале ‎1980-х,‏ ‎но ‎до ‎конца ‎СССР... ‎так‏ ‎и ‎не‏ ‎достроили!‏ ‎Заканчивали ‎её ‎уже‏ ‎при ‎гендиректоре‏ ‎Каданникове, ‎аж ‎в ‎1996-м.‏ ‎Фото‏ ‎1991 ‎года.

12. Вообще,‏ ‎офисный ‎небоскрёб‏ ‎ВАЗа ‎– ‎хороший ‎ориентир ‎при‏ ‎походах‏ ‎в ‎этом‏ ‎районе. ‎

13. Дальше‏ ‎мы ‎сделали ‎попытку ‎пройти ‎по‏ ‎периметру‏ ‎территории‏ ‎по ‎широкому‏ ‎тротуару ‎вдоль‏ ‎Южного ‎шоссе.‏ ‎Сразу‏ ‎же ‎столкнулись‏ ‎с ‎интересным ‎феноменом: ‎по ‎обе‏ ‎стороны ‎от‏ ‎тротуара,‏ ‎как ‎со ‎стороны‏ ‎территории, ‎так‏ ‎и ‎со ‎стороны ‎шоссе,‏ ‎через‏ ‎определённые ‎промежутки‏ ‎стояли ‎вахтовые‏ ‎будки ‎с ‎охранниками, ‎так ‎что‏ ‎мы‏ ‎были ‎как‏ ‎бы ‎одинокими‏ ‎объектами ‎наблюдения. ‎Вроде ‎бы ‎мы‏ ‎ничего‏ ‎не‏ ‎нарушаем ‎и‏ ‎идём ‎по‏ ‎общедоступной ‎зоне,‏ ‎но‏ ‎за ‎нами‏ ‎внимательно ‎наблюдают ‎с ‎обеих ‎сторон‏ ‎этого ‎тротуара.‏ ‎

14. За‏ ‎периметром, ‎по ‎левую‏ ‎сторону, ‎был‏ ‎расположен ‎испытательный ‎трек ‎автомобилей‏ ‎ВАЗа,‏ ‎из ‎которого‏ ‎было ‎несколько‏ ‎закрытых ‎выездов ‎с ‎фирменной ‎эмблемой‏ ‎ВАЗа.‏ ‎

14а. ‎А‏ ‎вот ‎так‏ ‎выглядел ‎этот ‎трек ‎в ‎конце‏ ‎1970-х.

15. Дальше‏ ‎на‏ ‎восток ‎между‏ ‎тротуаром ‎и‏ ‎периметром ‎собственно‏ ‎ВАЗа‏ ‎было ‎посажено‏ ‎два ‎ряда ‎сплошных ‎зелёных ‎кустов,‏ ‎через ‎которые‏ ‎не‏ ‎было ‎видно ‎вообще‏ ‎ничего. ‎

16. Оглянемся‏ ‎назад: ‎вот ‎такие ‎будочки,‏ ‎как‏ ‎слева, ‎стояли‏ ‎через ‎определённые‏ ‎промежутки ‎по ‎этой ‎дороге. ‎Справа‏ ‎за‏ ‎забором ‎–‏ ‎территория ‎предприятия.‏ ‎За ‎нами ‎смотрят ‎:)

17. На ‎верхушке‏ ‎ВАЗовского‏ ‎небоскрёба‏ ‎– ‎громадная‏ ‎эмблема ‎«Лады»,‏ ‎видимая ‎издалека.‏ ‎

18. А‏ ‎вот ‎и‏ ‎полуприцеп ‎с ‎машинками ‎тяжко ‎ползёт.‏ ‎В ‎него‏ ‎влезло,‏ ‎кажется, ‎аж ‎восемь‏ ‎штук ‎сразу.‏ ‎

19. В ‎районе ‎главного ‎офиса‏ ‎ВАЗа‏ ‎Южное ‎шоссе‏ ‎делает ‎большой‏ ‎плавный ‎изгиб ‎с ‎круговой ‎развязкой.‏ ‎Светофоры‏ ‎расположены ‎очень‏ ‎далеко ‎друг‏ ‎от ‎друга. ‎Чтобы ‎обойти ‎всё‏ ‎это‏ ‎безобразие‏ ‎по ‎правилам,‏ ‎нужно ‎пройти‏ ‎километра ‎два,‏ ‎поэтому‏ ‎приходится ‎нарушать‏ ‎правила ‎и ‎последовательно ‎перебегать ‎эти‏ ‎широкие ‎автомобильные‏ ‎"каналы".‏ ‎

20. Следующая ‎наша ‎цель‏ ‎находится ‎на‏ ‎другой ‎стороне ‎Южного ‎шоссе. По‏ ‎карте‏ ‎вроде ‎близко,‏ ‎но ‎пробирались‏ ‎мы ‎туда ‎почти ‎полчаса, ‎через‏ ‎асфальтовые‏ ‎реки ‎и‏ ‎каналы. ‎И‏ ‎вот ‎подходим ‎к ‎корпоративному ‎университету‏ ‎ВАЗа,‏ ‎ранее‏ ‎– ‎учебному‏ ‎центру ‎и‏ ‎автомобильному ‎втузу.‏ ‎Территория‏ ‎опять ‎огромная‏ ‎и ‎просторная. ‎Вроде ‎бы ‎и‏ ‎за ‎газонами‏ ‎ухаживают,‏ ‎всё ‎посажено ‎аккуратно,‏ ‎но ‎над‏ ‎всем ‎этим ‎лежит ‎какая-то‏ ‎невидимая‏ ‎печать ‎запустения.‏ ‎Тихо, ‎никаких‏ ‎людей. ‎Впрочем, ‎мы ‎тут ‎были‏ ‎в‏ ‎субботу. ‎

21. Левое‏ ‎низкое ‎крыло‏ ‎занимает ‎музей ‎АвтоВАЗа. Он ‎был, ‎естественно,‏ ‎закрыт‏ ‎в‏ ‎связи ‎с‏ ‎коронавирусом. ‎

22. Музейное‏ ‎крыло ‎университета‏ ‎‒‏ ‎необъятной ‎длины.‏ ‎Здесь ‎всё ‎гигантское ‎и ‎везде‏ ‎надо ‎идти‏ ‎до‏ ‎соседних ‎зданий ‎сотни‏ ‎метров. ‎

23. Плитка,‏ ‎как ‎и ‎в ‎первых‏ ‎жилых‏ ‎микрорайонах, ‎явно‏ ‎лежит ‎ещё‏ ‎с ‎тех ‎времён, ‎с ‎1970-х.‏ ‎Есть‏ ‎в ‎ней‏ ‎что-то ‎такое‏ ‎античное, ‎древнесоветское. ‎Поневоле ‎думаешь ‎–‏ ‎может,‏ ‎это‏ ‎лет ‎через‏ ‎80 ‎будут‏ ‎наши ‎советские‏ ‎Термы‏ ‎Каракаллы?

24. А ‎вот‏ ‎Учебный ‎центр ‎ВАЗа остался ‎глубоко ‎советским,‏ ‎без ‎всякой‏ ‎новомодной‏ ‎стеклобетонной ‎цветной ‎модернизации.‏ ‎Поздравляю, ‎мы‏ ‎сейчас ‎стоим ‎прямо ‎в‏ ‎1975‏ ‎году!

25. Модернистский ‎вход‏ ‎по ‎моде‏ ‎полувековой ‎давности. ‎

26. Ну ‎что ‎ж,‏ ‎полюбуемся‏ ‎на ‎скромное‏ ‎обаяние ‎советского‏ ‎модернизма ‎и ‎идём ‎дальше.

27. Опять ‎нужно‏ ‎преодолеть‏ ‎циклопические‏ ‎пространства ‎автомобильных‏ ‎рек ‎Тольятти...

28. Через‏ ‎шоссе, ‎напротив‏ ‎заводоуправления,‏ ‎высится ‎ориентир‏ ‎автомобильного ‎храма. ‎Это ‎часовня ‎Михаила‏ ‎Архангела. ‎

29. Понятно,‏ ‎что‏ ‎в ‎советское ‎время‏ ‎этого ‎объекта‏ ‎не ‎было, ‎и ‎автомобильную‏ ‎часовню‏ ‎поставили ‎только‏ ‎в ‎1997‏ ‎г. ‎во ‎исполнение ‎решения ‎совета‏ ‎директоров‏ ‎АвтоВАЗа. ‎

30. Ещё‏ ‎один ‎циклопический‏ ‎объект ‎советского ‎модернизма ‎– ‎научно-технический‏ ‎центр‏ ‎ВАЗа. Причём‏ ‎с ‎этой‏ ‎стороны ‎мы‏ ‎видим ‎только‏ ‎лицевой‏ ‎фасад, ‎а‏ ‎само ‎здание ‎по ‎объёму ‎огромно‏ ‎и ‎простирается‏ ‎с‏ ‎тыла ‎ещё ‎на‏ ‎несколько ‎сот‏ ‎метров. ‎Но ‎туда ‎мы‏ ‎не‏ ‎пошли, ‎потому‏ ‎что ‎каждый‏ ‎прыжок ‎от ‎здания ‎к ‎зданию‏ ‎занимает‏ ‎минимум ‎15-20‏ ‎минут, ‎на‏ ‎этих ‎циклопических ‎нечеловеческих ‎пространствах. ‎

31. Идём‏ ‎дальше‏ ‎вдоль‏ ‎Южного ‎шоссе‏ ‎мимо ‎одной‏ ‎из ‎недействующих‏ ‎мертвых‏ ‎проходных. ‎

32. Ходим‏ ‎уже ‎в ‎этом ‎районе ‎больше‏ ‎часа, ‎но‏ ‎так‏ ‎и ‎не ‎отдалились‏ ‎от ‎ВАЗовского‏ ‎небоскрёба, ‎который ‎маячит ‎в‏ ‎перспективе.‏ ‎Асфальтово-газонные ‎пространства‏ ‎без ‎какой-либо‏ ‎застройки ‎здесь ‎реально ‎циклопические. ‎

33. Нашей‏ ‎следующей‏ ‎целью ‎был‏ ‎музей ‎имени‏ ‎К. ‎Г. ‎Сахарова. ‎Не ‎того‏ ‎Сахарова,‏ ‎который‏ ‎академик ‎и‏ ‎диссидент, ‎а‏ ‎совсем ‎другого‏ ‎Сахарова.‏ ‎Здесь ‎расположен‏ ‎столь ‎же ‎гигантский, ‎как ‎и‏ ‎сам ‎ВАЗ,‏ ‎музейный‏ ‎комплекс ‎с ‎натурными‏ ‎экспонатами. ‎Только‏ ‎вдоль ‎его ‎забора ‎до‏ ‎проходной‏ ‎мы ‎шли‏ ‎ещё ‎25‏ ‎минут, ‎уже ‎начиная ‎выбиваться ‎из‏ ‎сил.‏ ‎И ‎когда‏ ‎мы ‎подошли‏ ‎к ‎кассовому ‎павильону, ‎то ‎поняли‏ ‎–‏ ‎туда‏ ‎мы ‎не‏ ‎пойдём, ‎потому‏ ‎что ‎на‏ ‎такой‏ ‎циклопический ‎музей‏ ‎нужен ‎целый ‎день, ‎не ‎меньше.‏ ‎

34. Вот ‎мы‏ ‎заглянули‏ ‎через ‎один ‎из‏ ‎просветов ‎внутрь.‏ ‎Там, ‎на ‎территории, ‎был‏ ‎виден‏ ‎целый ‎железнодорожно-паровозный‏ ‎городок. ‎И‏ ‎это ‎- ‎только ‎небольшая ‎часть‏ ‎этого‏ ‎мега-музея!

35. Но, ‎конечно,‏ ‎самый ‎топовый‏ ‎экспонат ‎Тольяттинского ‎научно-технического ‎музея ‎–‏ ‎это‏ ‎подводная‏ ‎лодка ‎в‏ ‎степях ‎Жигулёвщины.‏ ‎На ‎этом,‏ ‎пожалуй,‏ ‎я ‎и‏ ‎остановлю ‎своё ‎повествование ‎:)

От ‎музея‏ ‎мы ‎стали‏ ‎бесплодно‏ ‎дожидаться ‎автобуса ‎или‏ ‎маршрутки. ‎Но‏ ‎бессмысленно. ‎Решили ‎вызвать ‎такси.‏ ‎Но‏ ‎и ‎это‏ ‎не ‎прокатило‏ ‎- ‎сюда ‎почему-то ‎неохотно ‎ехали.‏ ‎Опять‏ ‎пошли ‎назад,‏ ‎а ‎потом‏ ‎нашли ‎остановку ‎и ‎сели, ‎проехав‏ ‎до‏ ‎района‏ ‎Первых ‎Пятиэтажек‏ ‎Автограда. Впрочем, ‎про‏ ‎это ‎я‏ ‎уже‏ ‎рассказал ‎в‏ ‎предыдущей ‎серии, ‎так ‎что ‎дальше‏ ‎покажу ‎начальное‏ ‎Тольятти,‏ ‎самое ‎близкое ‎к‏ ‎Самаре.

Продолжение ‎поволжской‏ ‎серии ‎следует.

Читать: 5+ мин
logo История автомобилей

Американский шедевр предельных параметров

В ‎довоенные‏ ‎годы ‎американская ‎фирма ‎Pierce-Arrow ‎(в‏ ‎переводе ‎«пронзающая‏ ‎стрела»)‏ ‎считалась ‎производителем ‎самых‏ ‎высококачественных, ‎роскошных‏ ‎и ‎технически ‎совершенных ‎автомобилей.‏ ‎В‏ ‎Америке ‎ее‏ ‎репутация ‎находилась‏ ‎на ‎одном ‎уровне ‎с ‎лучшими‏ ‎европейскими‏ ‎марками, ‎такими‏ ‎как ‎Isotta‏ ‎Fraschini, ‎Rolls-Royce ‎или ‎Hispano-Suiza. ‎Наивысшим‏ ‎достижением‏ ‎в‏ ‎ее ‎деятельности‏ ‎стала ‎модель‏ ‎Pierce-Arrow ‎41,‏ ‎выпущенная‏ ‎в ‎1931‏ ‎году. ‎Это ‎была ‎наиболее ‎крупная,‏ ‎тяжелая ‎и‏ ‎дорогая‏ ‎машина ‎своего ‎времени,‏ ‎которая ‎привела‏ ‎к ‎неизбежной ‎и ‎скоропостижной‏ ‎кончине‏ ‎марки ‎«Пирс».

В‏ ‎начале ‎всех‏ ‎начал ‎автомобильной ‎марки ‎Pierce-Arrow ‎была‏ ‎основанная‏ ‎в ‎1873‏ ‎году ‎в‏ ‎г. ‎Буффало ‎небольшая ‎фирма ‎по‏ ‎производству‏ ‎товаров‏ ‎домашнего ‎обихода.‏ ‎Заработав ‎на‏ ‎ней ‎неплохое‏ ‎состояние,‏ ‎основатель ‎Джордж‏ ‎Норман ‎Пирс ‎вскоре ‎переключился ‎на‏ ‎производство ‎велосипедов,‏ ‎а‏ ‎в ‎1901 ‎году‏ ‎выпустил ‎первый‏ ‎бензиновый ‎экипаж. ‎Вскоре ‎вслед‏ ‎за‏ ‎одноцилиндровой ‎вуатюреткой‏ ‎в ‎1904‏ ‎году ‎Пирс ‎собрал ‎солидный ‎4-цилиндровый‏ ‎32-сильный‏ ‎автомобиль ‎Great‏ ‎Arrow, ‎который‏ ‎одержал ‎убедительную ‎победу ‎в ‎престижной‏ ‎350-мильной‏ ‎гонке‏ ‎от ‎Нью-Йорка‏ ‎до ‎Бреттон-Вудса.‏ ‎Спустя ‎пару‏ ‎лет‏ ‎авторитет ‎фирмы‏ ‎возрос ‎настолько, ‎что ‎27-й ‎президент‏ ‎США ‎Уильям‏ ‎Тафт‏ ‎выбрал ‎Pierce-Arrow ‎Model‏ ‎48 ‎в‏ ‎качестве ‎своего ‎парадно-выездного ‎автомобиля.

Джордж‏ ‎Пирс‏ ‎с ‎самого‏ ‎начала ‎имел‏ ‎предрасположенность ‎к ‎созданию ‎наиболее ‎крупных‏ ‎и‏ ‎солидных ‎автомобилей.‏ ‎Все ‎его‏ ‎машины ‎славились ‎огромными ‎параметрами: ‎начиная‏ ‎с‏ ‎размеров,‏ ‎полной ‎массы,‏ ‎рабочего ‎объема‏ ‎двигателя ‎и‏ ‎заканчивая‏ ‎высочайшим ‎комфортом‏ ‎и ‎непревзойденным ‎качеством. ‎Так, ‎в‏ ‎1910 ‎году‏ ‎компания‏ ‎представила ‎первый ‎в‏ ‎США ‎автомобиль‏ ‎с ‎6-цилиндровым ‎мотором, ‎рабочий‏ ‎объем‏ ‎которого ‎достиг‏ ‎13,5 ‎л.‏ ‎Затем ‎появились ‎машины ‎с ‎многоклапанной‏ ‎ГБЦ,‏ ‎червячной ‎главной‏ ‎передачей ‎и‏ ‎усилителем ‎тормозов. ‎Наконец, ‎в ‎1913-м‏ ‎все‏ ‎автомобили‏ ‎Пирс-Эрроу ‎получили‏ ‎оригинальное ‎переднее‏ ‎оформление ‎с‏ ‎размещенными‏ ‎на ‎крыльях‏ ‎приборами ‎головного ‎света. ‎Ни ‎одна‏ ‎другая ‎компания‏ ‎в‏ ‎мире ‎не ‎переняла‏ ‎такой ‎неординарный‏ ‎дизайн, ‎и ‎поэтому ‎все‏ ‎Pierce-Arrow‏ ‎сильно ‎выделялись‏ ‎в ‎потоке‏ ‎и ‎притягивали ‎к ‎себе ‎самое‏ ‎пристальное‏ ‎внимание.

В ‎конце‏ ‎1920-х ‎фирма‏ ‎перешла ‎на ‎производство ‎еще ‎более‏ ‎представительных‏ ‎8-цилиндровых‏ ‎машин. ‎Новый‏ ‎рядный ‎двигатель‏ ‎рабочим ‎объемом‏ ‎6,3‏ ‎л ‎в‏ ‎зависимости ‎от ‎исполнения ‎выдавал ‎120-150‏ ‎л. ‎с.‏ ‎и‏ ‎стал ‎визитной ‎карточкой‏ ‎самой ‎престижной‏ ‎модели ‎Pierce-Arrow ‎41. ‎Мотор‏ ‎имел‏ ‎чугунный ‎блок,‏ ‎алюминиевую ‎ГБЦ‏ ‎с ‎двумя ‎клапанами ‎на ‎цилиндр‏ ‎и‏ ‎единственный ‎нижний‏ ‎распределительный ‎вал.‏ ‎С ‎ним ‎в ‎паре ‎состояла‏ ‎простая‏ ‎несинхронизированная‏ ‎4-ступенчатая ‎коробка‏ ‎передач, ‎крутящий‏ ‎момент ‎от‏ ‎которой‏ ‎передавался ‎на‏ ‎задние ‎колеса.

Невероятно ‎крупный ‎(длина ‎—‏ ‎5780 ‎мм,‏ ‎ширина‏ ‎— ‎1850 ‎мм)‏ ‎в ‎7-местном‏ ‎исполнении ‎Pierce-Arrow ‎41 ‎весил‏ ‎более‏ ‎3 ‎т‏ ‎и ‎предлагал‏ ‎своим ‎пассажирам ‎небывалый ‎комфорт ‎солидного‏ ‎автомобиля.‏ ‎В ‎его‏ ‎основании ‎находилась‏ ‎очень ‎крепкая, ‎толстостенная ‎лонжеронная ‎рама‏ ‎с‏ ‎мощными‏ ‎поперечинами. ‎К‏ ‎ней ‎через‏ ‎массивные ‎1,5-метровые‏ ‎полиэллиптические‏ ‎рессоры ‎крепились‏ ‎передняя ‎неразрезная ‎ось ‎и ‎задний‏ ‎мост ‎с‏ ‎гипоидной‏ ‎главной ‎передачей. ‎Вообще‏ ‎все ‎детали‏ ‎машины ‎поражали ‎своей ‎основательностью‏ ‎и‏ ‎высоким ‎качеством‏ ‎изготовления, ‎как‏ ‎следствие ‎ресурс ‎автомобилей ‎Pierce-Arrow ‎был‏ ‎в‏ ‎среднем ‎выше‏ ‎чем ‎у‏ ‎конкурентов.

Pierce-Arrow ‎41 ‎предлагался ‎с ‎пятью‏ ‎вариантами‏ ‎заводских‏ ‎кузовов, ‎но‏ ‎каждый ‎состоятельный‏ ‎клиент ‎мог‏ ‎обратиться‏ ‎в ‎любую‏ ‎кузовостроительную ‎фирму ‎и ‎получить ‎автомобиль‏ ‎индивидуальной ‎сборки.‏ ‎Как‏ ‎следствие, ‎стоимость ‎машины‏ ‎не ‎имела‏ ‎четких ‎пределов. ‎В ‎минимальном‏ ‎базовом‏ ‎исполнении ‎«Пирс»‏ ‎оценивался ‎в‏ ‎4 ‎тыс. ‎долларов ‎(75 ‎тыс.‏ ‎по‏ ‎современному ‎курсу),‏ ‎но ‎были‏ ‎известны ‎случаи, ‎когда ‎за ‎машину‏ ‎просили‏ ‎6‏ ‎и ‎даже‏ ‎10 ‎тыс.‏ ‎еще ‎тех,‏ ‎полновесных‏ ‎долларов.

Pierce-Arrow ‎41‏ ‎выпускался ‎всего ‎год. ‎За ‎это‏ ‎время ‎было‏ ‎выпущено‏ ‎4,5 ‎тыс. ‎автомобилей,‏ ‎вдвое ‎меньше,‏ ‎чем ‎год ‎назад. ‎Фактически‏ ‎с‏ ‎модели ‎41‏ ‎началось ‎постепенное‏ ‎угасание ‎компании. ‎Виной ‎тому ‎последствия‏ ‎Великой‏ ‎депрессии ‎и‏ ‎усилившаяся ‎конкуренция,‏ ‎когда ‎фирмы ‎Cadillac ‎и ‎Marmon‏ ‎представили‏ ‎свои‏ ‎высококлассные ‎16-цилиндровые‏ ‎модели. ‎Впрочем,‏ ‎в ‎1933–1935‏ ‎гг.‏ ‎Пирс-Эрроу ‎удалось‏ ‎наладить ‎производство ‎12-цилиндровых ‎машин, ‎но‏ ‎общий ‎тираж‏ ‎их‏ ‎оказался ‎катастрофически ‎мал.‏ ‎В ‎итоге‏ ‎в ‎1938-м ‎компании ‎не‏ ‎оставалось‏ ‎ничего ‎иного,‏ ‎как ‎признать‏ ‎банкротство ‎и ‎распродать ‎все ‎имущество‏ ‎на‏ ‎аукционе.

Читать: 7+ мин
logo Dругие КАDРЫ

«Асфальтовый спринт»: тюменский автоспорт был есть и будет!

В ‎конце‏ ‎мая ‎на ‎автодроме ‎«Автомобилист» ‎в‏ ‎юго-западной ‎части‏ ‎Тюмени‏ ‎стартовал ‎очередной ‎чемпионат‏ ‎по ‎автомобильному‏ ‎спорту ‎в ‎дисциплине ‎ралли-спринт‏ ‎под‏ ‎названием ‎«Асфальтовый‏ ‎спринт». ‎В‏ ‎этом ‎году, ‎как ‎было ‎и‏ ‎почти‏ ‎всегда, ‎пройдёт‏ ‎5 ‎этапов‏ ‎чемпионата, ‎который ‎обещает ‎быть ‎самым‏ ‎крупным‏ ‎по‏ ‎числу ‎участников‏ ‎за ‎последние‏ ‎годы ‎проведения.

«Асфальтовый‏ ‎спринт»‏ ‎2024 ‎года

Прошла‏ ‎зима. ‎Настала ‎весна. ‎И ‎она‏ ‎пролетела ‎в‏ ‎особенности‏ ‎быстро. ‎Наступили ‎последние‏ ‎майские ‎дни‏ ‎— ‎время, ‎когда ‎в‏ ‎разных‏ ‎сферах, ‎в‏ ‎том ‎числе‏ ‎и ‎в ‎спорте, ‎а ‎если‏ ‎быть‏ ‎ещё ‎конкретнее,‏ ‎то ‎в‏ ‎автомобильном ‎спорте, ‎стартует ‎летний ‎сезон.‏ ‎Год‏ ‎2024-й‏ ‎для ‎автофанатов‏ ‎и ‎любителей‏ ‎всевозможных ‎соревнований‏ ‎на‏ ‎скоростях ‎не‏ ‎стал ‎исключением, ‎даже ‎невзирая ‎на‏ ‎некоторые ‎трудности.‏ ‎Но‏ ‎о ‎об ‎этом‏ ‎немного ‎позже.‏ ‎Сейчас ‎хочется ‎поздравить ‎всех‏ ‎с‏ ‎открытием ‎сезона‏ ‎в ‎Тюмени‏ ‎и ‎состоявшимся ‎началом ‎Чемпионата ‎Тюменской‏ ‎области‏ ‎по ‎автоспорту‏ ‎в ‎дисциплине‏ ‎ралли-спринт ‎«Асфальтовый ‎спринт ‎2024»! ‎Этого‏ ‎события‏ ‎ждут‏ ‎каждый ‎год‏ ‎многие ‎тюменцы‏ ‎и ‎гости‏ ‎нашего‏ ‎города, ‎кто‏ ‎связал ‎свою ‎жизнь ‎с ‎автомобилями‏ ‎и ‎различными‏ ‎мероприятиями,‏ ‎связанными ‎с ‎ними.‏ ‎И ‎оно‏ ‎неизменно ‎радует ‎всех ‎из‏ ‎года‏ ‎в ‎год‏ ‎на ‎протяжении‏ ‎вот ‎уже ‎почти ‎20 ‎лет!‏ ‎Первые‏ ‎«Асфальтовые ‎спринты»‏ ‎в ‎Тюмени‏ ‎имели ‎место ‎в ‎середине ‎2000-х‏ ‎годов‏ ‎и‏ ‎быстро ‎полюбились‏ ‎всем ‎тем,‏ ‎кто ‎принял‏ ‎тогда‏ ‎участие ‎в‏ ‎этих ‎состязаниях. ‎Теперь ‎же ‎данный‏ ‎чемпионат ‎—‏ ‎не‏ ‎просто ‎какие-то ‎заезды,‏ ‎не ‎просто‏ ‎выступления ‎любителей ‎погонять ‎и‏ ‎показать‏ ‎своё ‎мастерство‏ ‎по ‎вождению‏ ‎автомобиля. ‎Это ‎нечто ‎большее. ‎Это‏ ‎сложившиеся‏ ‎привычки, ‎традиции,‏ ‎культура.

Классические ‎5‏ ‎этапов

В ‎нынешнем ‎году ‎Чемпионат ‎«Асфальтовый‏ ‎спринт»‏ ‎начался‏ ‎25 ‎мая:‏ ‎первый ‎этап‏ ‎Чемпионата ‎провели‏ ‎на‏ ‎давно ‎известном‏ ‎всем ‎его ‎участникам ‎и ‎зрителям‏ ‎автодроме ‎«Автомобилист»,‏ ‎расположенном‏ ‎по ‎Московскому ‎тракту‏ ‎при ‎выезде‏ ‎из ‎города. ‎Всего ‎же,‏ ‎как‏ ‎и ‎было‏ ‎во ‎все‏ ‎предыдущие ‎годы, ‎пройдёт ‎5 ‎этапов.‏ ‎Второй‏ ‎намечен ‎на‏ ‎13 ‎июля,‏ ‎а ‎третий, ‎четвёртый ‎и ‎пятый‏ ‎запланированы‏ ‎на‏ ‎27 ‎июля,‏ ‎10 ‎августа‏ ‎и ‎14‏ ‎сентября‏ ‎соответственно. ‎На‏ ‎участие ‎в ‎первом ‎этапе ‎организаторы‏ ‎Чемпионата ‎получили‏ ‎29‏ ‎заявок ‎от ‎пилотов‏ ‎из ‎Тюмени,‏ ‎Тюменской ‎области ‎(Тюменский ‎и‏ ‎Уватский‏ ‎районы), ‎а‏ ‎также ‎из‏ ‎Екатеринбурга. ‎Итоги ‎заездов ‎и ‎имена‏ ‎победителей‏ ‎можно ‎посмотреть‏ ‎в ‎официальном‏ ‎сообществе ‎«Асфальтового ‎спринта» ‎— ‎здесь.

29 участников‏ ‎—‏ ‎вроде‏ ‎бы ‎и‏ ‎не ‎особо‏ ‎много ‎для‏ ‎такого,‏ ‎казалось ‎бы,‏ ‎крупного ‎мероприятия. ‎Однако, ‎по ‎словам‏ ‎организаторов, ‎сейчас‏ ‎наблюдается‏ ‎всплеск ‎активности ‎любителей‏ ‎автоспорта ‎в‏ ‎Тюмени. ‎Всё ‎больше ‎людей‏ ‎занимается‏ ‎этим, ‎участвует‏ ‎в ‎каких-то‏ ‎мероприятиях, ‎приходит ‎посмотреть. ‎Есть ‎интерес‏ ‎в‏ ‎том ‎числе‏ ‎и ‎к‏ ‎проходящему ‎в ‎городе ‎ЧТО ‎«Асфальтовый‏ ‎спринт».‏ ‎Поэтому‏ ‎можно ‎сделать‏ ‎осторожный ‎прогноз,‏ ‎что ‎на‏ ‎следующих‏ ‎этапах ‎участников‏ ‎заездов ‎станет ‎ещё ‎больше. ‎И‏ ‎всё ‎это‏ ‎при‏ ‎том, ‎что ‎тюменский‏ ‎автоспорт ‎в‏ ‎последнее ‎время ‎упорно ‎сопровождают‏ ‎различные‏ ‎проблемы, ‎препятствующие‏ ‎его ‎развитию.‏ ‎Не ‎хватает ‎качественных ‎площадок.

О ‎тюменских‏ ‎автодромах

Мест‏ ‎в ‎Тюмени‏ ‎для ‎качественного‏ ‎проведения ‎серьёзных ‎автоспортивных ‎мероприятий ‎действительно‏ ‎не‏ ‎хватает.‏ ‎А ‎те,‏ ‎что ‎есть,‏ ‎либо ‎пытаются‏ ‎запретить,‏ ‎как ‎было‏ ‎недавно ‎с ‎площадкой ‎в ‎Метелёво,‏ ‎либо ‎вовсе‏ ‎ликвидируют‏ ‎из-за ‎расширяющейся ‎городской‏ ‎застройки.

Если ‎говорить‏ ‎об ‎автодромах, ‎то ‎проблемы,‏ ‎конечно,‏ ‎есть. ‎Тот,‏ ‎что ‎в‏ ‎Метелёво, ‎был ‎не ‎так ‎давно‏ ‎блокирован‏ ‎для ‎проведения‏ ‎мероприятий ‎управой‏ ‎Калининского ‎округа. ‎Но ‎сейчас ‎вопрос‏ ‎решён.‏ ‎Один‏ ‎из ‎организаторов‏ ‎наших, ‎тюменских‏ ‎соревнований ‎взял‏ ‎на‏ ‎себя ‎ответственность‏ ‎за ‎автодром, ‎подписал ‎соответствующие ‎документы‏ ‎и ‎будет‏ ‎им‏ ‎заниматься ‎какое-то ‎время.‏ ‎Теперь ‎об‏ ‎автодроме ‎на ‎Московском ‎тракте,‏ ‎где‏ ‎мы ‎сейчас‏ ‎проводили ‎1‏ ‎этап ‎«Спринта». ‎Земля, ‎на ‎которой‏ ‎он‏ ‎находится, ‎уже‏ ‎продана ‎застройщику‏ ‎под ‎возведение ‎нового ‎жилого ‎квартала.‏ ‎До‏ ‎осени‏ ‎тут ‎ничего‏ ‎делать ‎не‏ ‎будут, ‎но‏ ‎потом‏ ‎этот ‎автодром‏ ‎исчезнет. ‎Есть ‎ещё ‎одна ‎достаточно‏ ‎крупная ‎площадка‏ ‎—‏ ‎это ‎автодром ‎ВОА‏ ‎на ‎Ялуторовском‏ ‎тракте ‎в ‎лесу. ‎Но‏ ‎там‏ ‎плохой ‎асфальт,‏ ‎хорошего ‎очень‏ ‎мало. ‎Поэтому ‎проводить ‎такие ‎соревнования,‏ ‎как‏ ‎«Асфальтовый ‎спринт»‏ ‎там ‎затруднительно.
Илья‏ ‎Соколов ‎— ‎один ‎из ‎основных‏ ‎организаторов‏ ‎ЧТО‏ ‎«Асфальтовый ‎спринт»‏ ‎и ‎главный‏ ‎судья ‎гонок

Был,‏ ‎есть‏ ‎и ‎будет

Тюменцы‏ ‎всегда ‎были ‎очень ‎активны ‎в‏ ‎автоспорте. ‎Об‏ ‎этом‏ ‎говорит ‎и ‎то,‏ ‎как ‎принимают‏ ‎Чемпионат ‎тюменской ‎области ‎«Асфальтовый‏ ‎спринт»,‏ ‎какой ‎наблюдается‏ ‎с ‎прошлого‏ ‎года ‎к ‎нему ‎интерес. ‎Даже‏ ‎Челябинск,‏ ‎в ‎котором‏ ‎автосообщество ‎гораздо‏ ‎более ‎численное, ‎чем ‎в ‎Тюмени,‏ ‎не‏ ‎так‏ ‎активно ‎проявляет‏ ‎интерес ‎к‏ ‎подобным ‎событиям.‏ ‎Доказательством‏ ‎того ‎послужил‏ ‎аналог ‎нашего ‎«Асфальтового ‎спринта» ‎—‏ ‎Чемпионат ‎Урала‏ ‎по‏ ‎скоростному ‎маневрированию. ‎Его‏ ‎первый ‎этап‏ ‎провели ‎1 ‎июня ‎в‏ ‎Челябинске‏ ‎на ‎площадке‏ ‎автоспорткомплекса ‎«Трасса-74».‏ ‎Подавляющее ‎большинство ‎участников ‎этих ‎заездов‏ ‎составили‏ ‎тюменцы! ‎Из‏ ‎чего ‎следует,‏ ‎что ‎тюменский ‎автоспорт ‎жив, ‎что‏ ‎он‏ ‎был‏ ‎всегда, ‎есть‏ ‎и ‎будет‏ ‎дальше ‎несмотря‏ ‎ни‏ ‎на ‎что!


Текст‏ ‎и ‎фото: ‎Сергей ‎Ермолаев


Читать: 1+ мин
logo Ирония безопасности

Автохакатон

В ‎блоге подробно‏ ‎рассказывается ‎об ‎их ‎участии ‎в‏ ‎двух ‎хакатонах,‏ ‎организованных‏ ‎кампусом ‎киберзащиты ‎armasuisse‏ ‎Science ‎and‏ ‎Technology.


Хакатон ‎ICS

📌Фокус: ‎Криминалистика ‎и‏ ‎обнаружение‏ ‎атак ‎в‏ ‎промышленных ‎системах‏ ‎управления ‎(ICS).

Мероприятия:

📌Реверс-анализ ‎встроенного ‎ПО ‎в‏ ‎сценариях‏ ‎SCADA.

📌Анализ ‎сетевого‏ ‎трафика.

📌Практическое ‎техническое‏ ‎обучение ‎по ‎ICS ‎forensics.

📌Разработка ‎и‏ ‎тестирование‏ ‎атак‏ ‎в ‎имитируемой‏ ‎среде ‎SCADA.

Инструменты‏ ‎и ‎устройства:

📌ABB‏ ‎Relion‏ ‎670, ‎Elvexys‏ ‎XPG, ‎Omicron ‎Stationguard ‎RBX1 ‎и‏ ‎Omicron ‎CMC256-6.

📌Датчик‏ ‎Guardian‏ ‎от ‎Nozomi ‎Networks‏ ‎использовался ‎для‏ ‎идентификации ‎устройств ‎и ‎версий‏ ‎встроенного‏ ‎ПО.

Результаты:

📌Навыки ‎анализа‏ ‎устройств ‎SCADA.

📌Понимание‏ ‎фирменных ‎протоколов.

📌Вклад ‎в ‎коллективные ‎знания‏ ‎в‏ ‎области ‎кибербезопасности‏ ‎посредством ‎сбора‏ ‎и ‎анализа ‎данных.


Автомобильный ‎хакатон

📌Фокус: ‎Автомобильная‏ ‎кибербезопасность,‏ ‎в‏ ‎частности, ‎направления‏ ‎атак ‎на‏ ‎электромобили ‎и‏ ‎их‏ ‎уязвимости.

Мероприятия:

📌Анализ ‎встроенного‏ ‎программного ‎обеспечения ‎информационно-развлекательной ‎системы ‎автомобиля.

📌Изучение‏ ‎возможностей ‎беспроводных‏ ‎атак.

📌Взаимодействие‏ ‎с ‎электромобилями ‎(Renault‏ ‎Zoes, ‎Skoda‏ ‎Octavia, ‎Skoda ‎Enyaq ‎IV‏ ‎80,‏ ‎Honda).

Инструменты:

📌Донглы ‎OBD2,‏ ‎адаптеры ‎CAN-to-USB,‏ ‎HackRF, ‎USRP, ‎антенны ‎Wi-Fi/Bluetooth.

Интересная ‎презентация:

📌Атака‏ ‎«Broken‏ ‎Wire» ‎на‏ ‎комбинированную ‎систему‏ ‎зарядки ‎(CCS) ‎электромобилей, ‎демонстрирующая, ‎как‏ ‎воспроизведение‏ ‎специального‏ ‎пакета ‎может‏ ‎нарушить ‎процесс‏ ‎зарядки.

Показать еще

Обновления проекта

Статистика

37 подписчиков

Метки

железные дороги 88 архитектура 82 китай 42 Книга про Китай-1 42 Российская Империя 37 вокзалы 36 реалии торговли 29 Советский Союз 28 БАМ 24 старинные расписания 23 Транссиб 22 20 лет назад 20 идентичность 19 авто 17 быт в поездах 17 Транссиб-2004 17 память 16 питер 16 авиация 14 Москва 13 мосты 13 модернизм 12 русское наследие 12 Пекин 10 флот 10 трамвай 9 дневник Перископа 8 еда и напитки 7 кладбище 7 ленин 7 Новый Ургал 7 Петровский Завод 7 советские реалии 7 спальные районы 7 метро 6 объявления от автора 6 хабаровск 6 1982 5 Далянь 5 Забайкалье 5 коммунизм 5 модерн 5 Николаевская ж.д. 5 Порт-Артур 5 Ульяновск 5 хайтек 5 Харбин 5 Шанхай 5 Яньань 5 underground 4 Мао Цзэдун 4 Дуссе-Алинь 3 Екатеринбург 3 Заветы Ильича 3 КВЖД 3 Тяньцзинь 3 япония 3 ар-деко 2 БЖРК 2 Билимбай 2 Бурея 2 Варшаво-Венская ж.д. 2 ВСМ 2 Вторая Мировая 2 Иркутск 2 море 2 нижнеангарск 2 Нижний Тагил 2 Пермь 2 подводные лодки 2 поясное время 2 Рязань 2 Северомуйск 2 советская торговля 2 таксимо 2 текущее 2 Тольятти 2 фортификация 2 Франция 2 эстония 2 якутия 2 1939 1 1942 1 аэрофото 1 белоруссия 1 Великая Стена 1 Владивосток 1 Ганина Яма 1 германия 1 Гудок 1 калининград 1 Киров 1 Кунгур 1 Павловск 1 Палдиски 1 Парк Тигров 1 Петергоф 1 Поросёнков Лог 1 Псков 1 русский кич 1 Сестрорецк 1 Советская Армия 1 Таллин 1 Тарту 1 Тверь 1 тоннели 1 Трансполярная дорога 1 Ту-114 1 Ту-144 1 украина 1 ха 1 Харп 1 храмы 1 Цзинань 1 Больше тегов

Фильтры

Подарить подписку

Будет создан код, который позволит адресату получить бесплатный для него доступ на определённый уровень подписки.

Оплата за этого пользователя будет списываться с вашей карты вплоть до отмены подписки. Код может быть показан на экране или отправлен по почте вместе с инструкцией.

Будет создан код, который позволит адресату получить сумму на баланс.

Разово будет списана указанная сумма и зачислена на баланс пользователя, воспользовавшегося данным промокодом.

Добавить карту
0/2048