logo
Булгаков / Игорь Переверзев  Биография Михаила Булгакова, одного из самых известных писателей, творивших на русском в первой половине двадцатого века
О проекте Просмотр Уровни подписки Фильтры Обновления проекта Контакты Поделиться Метки
Все проекты
О проекте

Предисловие

Жизнь Михаила Булгакова вполне достойна того, чтобы о ней была написана книга. По сути, она вместила в себя все важнейшие события своей эпохи: Первую мировую, Русскую революцию, Гражданскую войну, НЭП и индустриализацию, подготовку к неизбежной войне. Он умер сравнительно молодым, в сорок восемь, но на этот век хватило испытаний. Там было много что. Наркомания. Участие в гражданской и тиф, едва не убивший его. Попытка эмиграции. Голод и неустроенность. Жгучее желание попасть в литературную среду. Неожиданный театральный триумф. Полный запрет на постановки. Странные отношения со Сталиным, главным поклонником его таланта…
Склонный к неврастении, во многом не лишенный слабостей, он, тем не менее, оставался внутренне несгибаемым и цельным. Всегда гнул свою линию, высмеивая пороки современников, но и фиксируя весь трагизм момента в лучших своих произведениях.
Его крайне прельщала слава, он всегда хотел быть обласкан публикой. Но, если не считать короткого момента после премьеры «Дней Турбиных», успех всегда обходил его стороной.
У него была масса недоброжелателей, многие его не любили. Ему часто приходилось менять круг общения, поскольку среда его отторгала. Кто-то считал его контрой. Кто-то провинциалом. Но одновременно у него находилась и масса поклонников. Таких, например, как Илья Ильф и Максим Горький.
Глубина, на которую он погружался в своих романах и некоторых пьесах была такой, что не всегда современники способны были ее оценить. Но это сполна сделали потомки.
Игорь Переверзев
________________________________________________________________

Литература
Булгаков М. А. Собрание сочинений в 8 т. СПб., 2002
Булгаков М. Дневник. Письма. 1914-1940. М., 1997.
Михаил и Елена Булгаковы. Дневник Мастера и Маргариты. М., 2001.
Чудакова М. О. Жизнеописание Михаила Булгакова. — 2-е изд., доп. М., 1988.
Паршин Л. К. Чертовщина в Американском посольство или 13 загадок Михаила Булгакова, М., 1991.
Воспоминания о Михаиле Булгакове, М., 1988.
Белозерская-Булгакова Л.Е., Воспоминания, М., 1990.
Мягков Б. М. Родословия Михаила Булгакова, М., 2001.
Булгаковская энциклопедия / Сост. Б.Соколов. — М., 1997.
И многое другое.
_______________________________________________________________
Об авторе
Игорь Переверзев
Выпускник факультета журналистики МГУ.
Работал в газетах «Вечерний клуб», «Комсомольская правда», «Московский комсомолец», печатался в «Огоньке» и других московских изданиях. После возвращения в Алма-Ату переключился на деловую журналистику. Являлся главным редактором журналов «РБК Центральная Азия» и «Эксперт Казахстан».
Ведет блог на sponsr.ru




Публикации, доступные бесплатно
Уровни подписки
Единоразовый платёж

Книга оставила настолько неизгладимое впечатление, что хочется отблагодарить автора

Помочь проекту
Части первая и вторая 150₽ месяц 1 530₽ год
(-15%)
При подписке на год для вас действует 15% скидка. 15% основная скидка и 0% доп. скидка за ваш уровень на проекте Булгаков / Игорь Переверзев

Подписавшись на этот уровень, вы сможете ознакомиться с главами, которые идут за ознакомительной частью. Если вам понравится, вы сможете перейти на полный вариант. Если чувствуете, что вам УЖЕ нравится, сразу подписывайтесь на книгу целиком.

Не забудьте отписаться, если вам "не зашло". Новых публикаций в канале не предполагается.

Если платеж по карточке не проходит, поищите книгу в поисковике по фразе "Булгаков Игорь Переверзев" Она есть и на других платформах

Оформить подписку
Части первая, вторая и третья 300₽ месяц 3 060₽ год
(-15%)
При подписке на год для вас действует 15% скидка. 15% основная скидка и 0% доп. скидка за ваш уровень на проекте Булгаков / Игорь Переверзев

Подписавшись на этот уровень, вы сможете ознакомиться с большей частью книги. Если вам понравится, вы сможете перейти на полный вариант. Если чувствуете, что вам УЖЕ нравится, лучше сразу подписывайтесь на книгу целиком.

Не забудьте отписаться, если вам "не зашло". Новых публикаций в канале не предполагается.

Если платеж по карточке не проходит, поищите книгу в поисковике по фразе "Булгаков Игорь Переверзев" Она есть и на других платформах

Оформить подписку
Вся книга за месяц 525₽ месяц 5 355₽ год
(-15%)
При подписке на год для вас действует 15% скидка. 15% основная скидка и 0% доп. скидка за ваш уровень на проекте Булгаков / Игорь Переверзев

Подписавшись на этот уровень, и вы сможете прочесть всю книгу до конца за месяц.

Не забудьте отписаться после прочтения. Новых публикаций в канале не предполагается.

Если платеж по карточке не проходит, поищите книгу в поисковике по фразе "Булгаков Игорь Переверзев" Она есть и на других платформах

Оформить подписку
Фильтры
Обновления проекта
Поделиться
Метки
биография 72 Михаил Булгаков 72 Сталин 13 Татьяна Лаппа 10 Белая гвардия 6 Елена Булгакова 6 максим горький 6 Мастер и Маргарита 6 Катаев 5 Любовь Белозерская 5 бег 4 Вересаев 4 гражданская война 4 Дни Турбиных 4 Мольер 4 Станиславский 4 Зойкина квартира 3 Ильф 3 Немирович-Данченко 3 прототипы 3 Собачье сердце 3 Алексей Толстой 2 Ахматова 2 Батум 2 Воланд 2 Гоголь 2 Дьяволиада 2 Записки земского врача 2 Иешуа Га-Ноцри 2 Мандельштам 2 Маргарита 2 Олеша 2 Петров 2 Роковые яйца 2 смерть 2 Спиритический сеанс 2 Театральный роман 2 Фадеев 2 Адам и Ева 1 Александр Пушкин 1 Багровый остров 1 Буденный 1 Бухарин 1 Волошин 1 Замятин 1 Записки на манжетах 1 Зощенко 1 Иван Васильевич меняет профессию 1 Кабала святош 1 Каверин 1 мастер 1 Маяковский 1 Мейерхольд 1 Молотов 1 морфий 1 Надежда Константиновна Крупская 1 Пастернак 1 Первая мировая 1 Пилат 1 Пильняк 1 признание 1 Псалом 1 революция 1 репрессии 1 Серафимович 1 Слащев 1 Сологуб 1 Стальное горло 1 Таиров 1 тарковский 1 Тухачевский 1 Федин 1 христианство 1 Чаянов 1 Больше тегов
Читать: 6+ мин
logo Булгаков / Игорь Переверзев

Светлая сторона

Доступно подписчикам уровня
«Вся книга за месяц»
Подписаться за 525₽ в месяц

Булгаков понес свою благую весть с «правильным» Христом – кротким, смиренным, подставляющим правую щеку… Словом, правильный Иисус трансцендентной русской философии. Нужно было описать так, как все было «на самом деле».

Смотреть: 1 час 15+ мин
logo AISPIK

УВАЙСИ

Доступно подписчикам уровня
«Базовый уровень»
Подписаться за 500₽ в месяц

Суфизм и Увайси

Читать: 4+ мин
logo С Богом по жизни

Церковь: ее устройство

Доступно подписчикам уровня
«Базовая подписка»
Подписаться за 299₽ в месяц

В Иерусалиме в первую Пятидесятницу после Своего вознесения на небо Иисус Христос установил Своё царство, или церковь. Об этом рассказывается в Деян. 2. Этим памятным событием были исполнены определённые пророчества Ветхого Завета (Ис. 2:2, 3; Мих. 4:1, 2) и собственные Господни обетования о Своей грядущей церкви, или царстве (см. Мф. 16:18; Мк. 9:1; Лк. 24:47; Деян. 1:8; 2:1–4; 11:15).

Смотреть: 1 час 3+ мин
logo AISPIK

Взаимосвязь ЛИЧНОГО и КОЛЛЕКТИВНОГО бессознательного

Доступно подписчикам уровня
«Базовый уровень»
Подписаться за 500₽ в месяц

Личное и коллективное бессознательное

Читать: 3+ мин
logo С Богом по жизни

Христианство и радость

«Всякое ‎наказание‏ ‎в ‎настоящее ‎время ‎кажется ‎не‏ ‎радостью, ‎а‏ ‎печалью;‏ ‎но ‎после ‎наученным‏ ‎через ‎него‏ ‎доставляет ‎мирный ‎плод ‎праведности»‏ ‎(Евреям‏ ‎12:11).

Члены ‎некоторых‏ ‎религиозных ‎групп‏ ‎любят ‎говорить ‎о ‎том, ‎насколько‏ ‎счастливы‏ ‎они ‎в‏ ‎Господе. ‎Жизнь‏ ‎у ‎них ‎выходит ‎радостной ‎и‏ ‎беззаботной.‏ ‎Конечно,‏ ‎наш ‎Господь‏ ‎хочет, ‎чтобы‏ ‎мы ‎были‏ ‎«блаженными»‏ ‎(Мф. ‎5:3–11),‏ ‎и ‎некоторые ‎истолковывают ‎это ‎как‏ ‎быть ‎«счастливыми»,‏ ‎но‏ ‎это ‎значение ‎слишком‏ ‎натянуто. ‎Только‏ ‎поверхностная ‎и ‎ошибочная ‎религия‏ ‎может‏ ‎учить ‎тому,‏ ‎что ‎человек‏ ‎всегда ‎должен ‎улыбаться, ‎не ‎проявляя‏ ‎никаких‏ ‎признаков ‎забот,‏ ‎переживаний ‎или‏ ‎трудностей ‎в ‎своей ‎жизни. ‎Под‏ ‎влиянием‏ ‎такого‏ ‎представления ‎некоторые‏ ‎церкви ‎приняли‏ ‎девиз ‎«У‏ ‎нас‏ ‎всегда ‎праздник»‏ ‎и ‎стараются, ‎чтобы ‎община ‎была‏ ‎всегда ‎счастлива‏ ‎и‏ ‎чтобы ‎это ‎привлекало‏ ‎к ‎ней‏ ‎больше ‎новых ‎членов. ‎Люди‏ ‎могут‏ ‎обманывать ‎себя,‏ ‎притворяясь ‎счастливыми,‏ ‎когда ‎на ‎самом ‎деле ‎они‏ ‎вовсе‏ ‎не ‎счастливы.

Настоящее‏ ‎блаженство ‎приходит‏ ‎после ‎того, ‎как ‎мы ‎признаем‏ ‎нищету‏ ‎своего‏ ‎духа ‎и‏ ‎оплачем ‎её‏ ‎(Мф. ‎5:3,‏ ‎4).‏ ‎Оно ‎приходит‏ ‎после ‎того, ‎как ‎мы ‎научимся‏ ‎нести ‎свой‏ ‎крест‏ ‎(Мф. ‎16:24). ‎Сейчас‏ ‎нам ‎надо‏ ‎плакать: ‎«Горе ‎вам, ‎смеющиеся‏ ‎ныне!‏ ‎Ибо ‎восплачете‏ ‎и ‎возрыдаете» (Лк.‏ ‎6:25). ‎Временами ‎у ‎нас ‎может‏ ‎быть‏ ‎мало ‎поводов‏ ‎для ‎веселья‏ ‎из-за ‎того ‎наказания, ‎которому ‎мы‏ ‎подвергаемся‏ ‎с‏ ‎Божьего ‎позволения.‏ ‎Конечно, ‎бывает‏ ‎также ‎и‏ ‎напускная‏ ‎скорбь. ‎Некоторые‏ ‎воображают, ‎что ‎с ‎постной ‎физиономией‏ ‎будут ‎выглядеть‏ ‎благочестивее,‏ ‎но ‎это ‎тоже‏ ‎не ‎истинное‏ ‎христианство.

Так ‎как ‎«наказание… ‎кажется‏ ‎не‏ ‎радостью, ‎а‏ ‎печалью» ‎(Евр.‏ ‎12:11), ‎мы ‎думаем, ‎что ‎должны‏ ‎выглядеть‏ ‎радостными. ‎Если‏ ‎бы ‎мы‏ ‎могли ‎быть ‎абсолютно ‎праведными, ‎то,‏ ‎возможно,‏ ‎Бог‏ ‎ожидал ‎бы‏ ‎этого ‎от‏ ‎нас; ‎но‏ ‎Он‏ ‎знает, ‎что‏ ‎самая ‎большая ‎духовная ‎польза ‎бывает‏ ‎от ‎временных‏ ‎периодов‏ ‎страданий.

Самая ‎большая ‎радость‏ ‎приходит ‎от‏ ‎осознания ‎того, ‎что ‎страдания‏ ‎приносят‏ ‎пользу ‎от‏ ‎Бога, ‎и‏ ‎от ‎понимания ‎того, ‎что ‎они‏ ‎временны‏ ‎по ‎сравнению‏ ‎с ‎нашей‏ ‎вечной ‎радостью ‎(2 ‎Кор. ‎4:16,‏ ‎17).‏ ‎В‏ ‎первую ‎очередь,‏ ‎нам ‎следует‏ ‎задуматься ‎о‏ ‎«крайне‏ ‎грешных» ‎делах,‏ ‎которые, ‎возможно, ‎наполняют ‎нашу ‎жизнь‏ ‎и ‎окружающий‏ ‎мир.‏ ‎(Рим. ‎7:13). ‎Без‏ ‎этого ‎шага‏ ‎невозможно ‎дальнейшее ‎продвижение ‎к‏ ‎радостному‏ ‎спасению. ‎Неудивительно,‏ ‎что ‎Иисус‏ ‎поставил ‎«плач» ‎впереди ‎чего-либо ‎другого‏ ‎в‏ ‎заповедях ‎блаженства‏ ‎(Мф. ‎5:4).

Мы‏ ‎не ‎должны ‎считать ‎слабостью ‎плач‏ ‎от‏ ‎горя‏ ‎и ‎утрат.‏ ‎Мы ‎скорбим,‏ ‎но ‎не‏ ‎так‏ ‎«как ‎прочие,‏ ‎не ‎имеющие ‎надежды» ‎(1 ‎Фес.‏ ‎4:13). ‎Это‏ ‎не‏ ‎слабость ‎— ‎познать‏ ‎боль ‎наказания,‏ ‎чтобы ‎возрасти ‎в ‎смирении.‏ ‎Радость‏ ‎приходит ‎к‏ ‎тем, ‎кто,‏ ‎перенося ‎страдания, ‎учится ‎на ‎них‏ ‎пожинать‏ ‎плоды.

Проблема ‎в‏ ‎том, ‎что‏ ‎вещи ‎не ‎всегда ‎таковы, ‎какими‏ ‎кажутся.‏ ‎Автор‏ ‎Послания ‎к‏ ‎евреям ‎не‏ ‎говорил, ‎что‏ ‎наши‏ ‎нынешние ‎страдания‏ ‎превратятся ‎в ‎постоянное ‎веселье ‎и‏ ‎ликование, ‎но‏ ‎что‏ ‎они ‎принесут ‎«мирный‏ ‎плод ‎праведности»‏ ‎(12:11) ‎. ‎Наша ‎проверенная‏ ‎и‏ ‎испытанная ‎вера‏ ‎приведёт ‎к‏ ‎спокойной ‎уверенности ‎душевного ‎покоя. ‎Как‏ ‎сладок‏ ‎этот ‎плод!‏ ‎И ‎тогда‏ ‎мы ‎верой ‎не ‎допустим, ‎чтобы‏ ‎наши‏ ‎проблемы‏ ‎нарушили ‎этот‏ ‎покой.


Читать: 4+ мин
logo С Богом по жизни

Что значит «быть во Христе»?

Доступно подписчикам уровня
«Базовая подписка»
Подписаться за 299₽ в месяц

Быть христианином - величайшая честь, какую только человек может иметь на этой земле. Павел радовался, что он христианин (Деян. 26:28, 29). Петр учил нас этим именем прославлять Бога (1 Пет. 4:16).

Смотреть: 1 час 20+ мин
logo AISPIK

Ответы на вопросы зрителей.14.06.2024

Доступно подписчикам уровня
«Базовый уровень»
Подписаться за 500₽ в месяц

Ответы на вопросы наших зрителей

Смотреть: 1 час 37+ мин
logo AISPIK

ТАМЕРЛАН! Историческое расследование в Самарканде

Доступно подписчикам уровня
«Базовый уровень»
Подписаться за 500₽ в месяц

Историческое расследование. Тамерлан

Читать: 15+ мин
logo Нацизм германский, нацизм украинский

Мистицизм по-украински. Начало

Доступно подписчикам уровня
«Базовый»
Подписаться за 250₽ в месяц

Со второй половины тринадцатого века территория Малой Руси стала пристанищем бандитов, разбойников, сектантов и католичества, в разных его проявлениях.

Смотреть: 1 час 13+ мин
logo AISPIK

Славянские БОГИ

Доступно подписчикам уровня
«Базовый уровень»
Подписаться за 500₽ в месяц

Славянские боги, Сварог, Перун, Даждьбог

Смотреть: 58+ мин
logo AISPIK

Иудейский глобальный проект

Доступно подписчикам уровня
«Базовый уровень»
Подписаться за 500₽ в месяц

Иудейский и Западный глобальные проекты. Проект Ватикана

Смотреть: 1 час 23+ мин
logo AISPIK

Вот какой идеологический фундамент выбрали для России.

Доступно подписчикам уровня
«Базовый уровень»
Подписаться за 500₽ в месяц

Смотреть: 1 час 7+ мин
logo AISPIK

В какой период на Земле появились человеческие жертвоприношения, каннибализм и сексуальные отклонения?

Доступно подписчикам уровня
«Базовый уровень»
Подписаться за 500₽ в месяц

Античная цивилизация, каннибализм, человеческие жертвоприношения.

Смотреть: 54+ мин
logo AISPIK

Цели тёмного Гностицизма и способы их достижения.

Доступно подписчикам уровня
«Базовый уровень»
Подписаться за 500₽ в месяц

Гностицизм,Манихеи, Богомилы, Павликиане, Католическая церковь.

Читать: 5+ мин
logo Angry Bonds неформат

«Этичная индустриализация», или как соединить идеи Прогресса и спасения души.

Доступно подписчикам уровня
«Уровень 1»
Подписаться за 250₽ в месяц

Смотреть: 57 мин
logo AISPIK

Гностицизм. Часть 1

Доступно подписчикам уровня
«Базовый уровень»
Подписаться за 500₽ в месяц

Альтернативная история. Религии мира.Гностицизм.Катары,Манихеи, Богомилы,Павликиане

Читать: 14+ мин
logo Другая история от Буровского

Пастух

До ‎земного‏ ‎воплощения ‎Господа ‎Бога ‎нашего ‎над‏ ‎миром ‎предстояло‏ ‎пронестись‏ ‎тысяче ‎лет ‎–‏ ‎невообразимое ‎время‏ ‎для ‎ума. ‎Но ‎уже‏ ‎стояли‏ ‎пирамиды. ‎Вавилонские‏ ‎цари ‎уже‏ ‎рассказывали, ‎как ‎их ‎любят ‎боги,‏ ‎вручившие‏ ‎им ‎власть‏ ‎над ‎всем‏ ‎миром. ‎Уже ‎родился ‎ассирийский ‎царь,‏ ‎похваставшийся,‏ ‎сколько‏ ‎городов ‎он‏ ‎сжег, ‎насадив‏ ‎их ‎жителей‏ ‎на‏ ‎колья. ‎

Владыки‏ ‎очень ‎волновались, ‎что ‎потомки ‎плохо‏ ‎их ‎запомнят.‏ ‎Они‏ ‎высекали ‎надписи ‎на‏ ‎скалах, ‎сообщая‏ ‎потомкам ‎о ‎своих ‎подвигах:‏ ‎покорили‏ ‎тысячу ‎стран,‏ ‎убили ‎тысячи‏ ‎тысяч ‎людей, ‎угнал ‎тысячи ‎тысяч‏ ‎коров.‏ ‎

 Поднимая ‎пыль,‏ ‎часами ‎плясали‏ ‎жрецы ‎– ‎еще ‎страшнее ‎своих‏ ‎богов‏ ‎со‏ ‎звериными ‎головами.‏ ‎Жрецы ‎резали‏ ‎жертвенных ‎коров‏ ‎и‏ ‎баранов, ‎показывали‏ ‎Солнцу ‎печень, ‎вырванную ‎из ‎еще‏ ‎живых ‎людей.‏ ‎Несомненно,‏ ‎боги ‎должны ‎были‏ ‎стать ‎очень‏ ‎довольны, ‎а ‎память ‎о‏ ‎владыках‏ ‎сделаться ‎вечной.‏ ‎

… Пастух ‎пас‏ ‎своих ‎овец ‎вдалеке ‎от ‎могучих‏ ‎владык‏ ‎и ‎от‏ ‎великих ‎государств.‏ ‎Потом ‎его ‎будут ‎изображать ‎голым,‏ ‎лишь‏ ‎с‏ ‎целомудренной ‎повязкой‏ ‎у ‎бедер…‏ ‎Неправда, ‎солнце‏ ‎сожгло‏ ‎бы ‎человека.‏ ‎Пастух ‎шел ‎в ‎хламиде ‎–‏ ‎из ‎любой‏ ‎современной‏ ‎одежды ‎на ‎хламиду‏ ‎больше ‎всего‏ ‎похожа ‎женская ‎ночная ‎рубашка.‏ ‎Реденькая‏ ‎мешковина, ‎пропотевшая‏ ‎за ‎много‏ ‎дней ‎без ‎всякой ‎смены. ‎Ремешком‏ ‎подхвачена‏ ‎буйная ‎шевелюра‏ ‎– ‎чтобы‏ ‎не ‎лезла ‎в ‎глаза. ‎Плохо‏ ‎сшитые‏ ‎подобия‏ ‎сандалий.  ‎

Нищий‏ ‎пастух ‎диковатого‏ ‎местного ‎племени,‏ ‎большие‏ ‎натруженные ‎руки,‏ ‎грубый ‎посох ‎– ‎еле ‎отесанная‏ ‎палка. ‎Пастух‏ ‎прикладывал‏ ‎руку ‎к ‎глазам,‏ ‎следил: ‎вот‏ ‎через ‎золотистую ‎траву ‎несутся‏ ‎газели,‏ ‎резво ‎бегут‏ ‎дикие ‎лошади.‏ ‎Накатывал ‎горячий ‎вечер, ‎приносил ‎острый‏ ‎запах‏ ‎хищника. ‎Пастух‏ ‎с ‎неодобрением‏ ‎смотрел, ‎как ‎волки ‎рысят ‎за‏ ‎газелями.‏ ‎Сытые‏ ‎звери ‎не‏ ‎нападут ‎на‏ ‎баранов… ‎но‏ ‎кто‏ ‎знает? ‎Пастух‏ ‎знал, ‎и ‎такое ‎случается. ‎

К‏ ‎ручьям, ‎под‏ ‎сень‏ ‎тамариндов, ‎надо ‎идти‏ ‎осторожно: ‎в‏ ‎полуденный ‎жар ‎там ‎любят‏ ‎залечь‏ ‎туры, ‎–‏ ‎громадные ‎дикие‏ ‎быки, ‎необоримые ‎для ‎человека. ‎На‏ ‎острове‏ ‎Крит ‎научились‏ ‎играть ‎со‏ ‎страшным ‎быком. ‎Пастух ‎не ‎потратил‏ ‎много‏ ‎лет,‏ ‎оттачивая ‎искусство‏ ‎тела. ‎Он‏ ‎не ‎сумел‏ ‎бы‏ ‎и ‎погиб.‏ ‎

Бараны ‎пили ‎неспокойно ‎звенящую, ‎быструю‏ ‎воду. ‎Стоя‏ ‎в‏ ‎тени, ‎Пастух ‎размышлял.‏ ‎Ему ‎казалось,‏ ‎добрая ‎сила ‎льется ‎с‏ ‎мутного‏ ‎от ‎жара,‏ ‎сизо-сиреневого ‎неба,‏ ‎веет ‎с ‎горячим ‎ветром. ‎Кто-то‏ ‎создал‏ ‎мир ‎именно‏ ‎таким: ‎пригодным‏ ‎для ‎жизни ‎и ‎добрым.

Ему ‎тоже‏ ‎хотелось‏ ‎быть‏ ‎добрым. ‎Вот‏ ‎гнездо ‎дрофы…Птица‏ ‎делает ‎вид,‏ ‎что‏ ‎у ‎нее‏ ‎подбито ‎крыло. ‎Заманивает, ‎уводит ‎от‏ ‎гнезда. ‎

– Я‏ ‎не‏ ‎возьму ‎твоих ‎яиц,‏ ‎– ‎Сказал‏ ‎дрофе ‎Пастух, ‎хотя ‎яйца‏ ‎вкусны.‏ ‎

Птица ‎не‏ ‎поняла, ‎но‏ ‎это ‎и ‎не ‎так ‎важно.‏ ‎Важнее,‏ ‎что ‎Пастух‏ ‎не ‎захотел‏ ‎зорить ‎гнездо.  ‎

Южное ‎солнце ‎стремительно‏ ‎катится‏ ‎вниз.‏ ‎Стало ‎не‏ ‎намного, ‎но‏ ‎прохладнее, ‎ветерок‏ ‎начинает‏ ‎освежать. ‎Кто‏ ‎сделал ‎такой ‎ветерок? ‎Пора ‎гнать‏ ‎баранов ‎к‏ ‎тихим‏ ‎водам: ‎там, ‎за‏ ‎холмом, ‎озерцо.‏   ‎

Пастух ‎доил ‎овец, ‎разливал‏ ‎молоко‏ ‎в ‎самодельные‏ ‎глиняные ‎миски.‏ ‎Поил ‎собаку, ‎пил ‎сам. ‎Доставал‏ ‎хлеб…‏ ‎Конечно, ‎это‏ ‎был ‎не‏ ‎совсем ‎хлеб. ‎До ‎дрожжевого ‎хлеба,‏ ‎мягкого‏ ‎и‏ ‎ароматного, ‎оставалось‏ ‎несколько ‎веков.‏ ‎Пастух ‎пек‏ ‎в‏ ‎золе ‎костра‏ ‎смесь ‎муки ‎с ‎водой. ‎Плохо‏ ‎пропеченная ‎лепешка,‏ ‎«посоленная»‏ ‎пеплом ‎того ‎же‏ ‎костра.  ‎

Кривые‏ ‎сучья ‎акации… ‎как ‎хорошо‏ ‎они‏ ‎горят! ‎Кто‏ ‎подарил ‎ему‏ ‎огонь? ‎Может, ‎огонь ‎был ‎всегда?‏ ‎Невероятно…‏ ‎Пастух ‎разжигает‏ ‎костер. ‎Его‏ ‎не ‎было ‎– ‎а ‎теперь‏ ‎огонь‏ ‎есть.‏ ‎Кто-то ‎создал‏ ‎огонь, ‎подарил‏ ‎его ‎людям.

Огонь‏ ‎не‏ ‎нужен, ‎чтобы‏ ‎согреться, ‎ночью ‎жарко ‎и ‎душно.‏ ‎Огонь ‎нужен,‏ ‎чтобы‏ ‎испечь ‎лепешку… ‎И‏ ‎чтобы ‎звери‏ ‎видели, ‎боялись. ‎Иногда ‎хочется‏ ‎сварить‏ ‎немного ‎овечьей‏ ‎крови ‎с‏ ‎мукой, ‎бросить ‎в ‎горшок ‎пригоршню‏ ‎зерен‏ ‎проса ‎или‏ ‎ячменя. ‎От‏ ‎горячей ‎еды ‎хорошо. ‎

Пес ‎блаженно‏ ‎вытягивал‏ ‎лапы,‏ ‎довольно ‎вздыхал.‏ ‎Пастух ‎долго‏ ‎чесал ‎мохнатый‏ ‎бок.‏ ‎Он ‎вглядывался‏ ‎в ‎уголья ‎– ‎причудливую ‎игру‏ ‎полутонов. ‎Делал‏ ‎несколько‏ ‎шагов ‎– ‎смотрел‏ ‎в ‎темно-зеленую‏ ‎воду, ‎таинственную ‎и ‎спокойную.

Он‏ ‎ведет‏ ‎стадо. ‎Бараны‏ ‎довольны ‎и‏ ‎спят. ‎Он ‎лучше ‎баранов ‎знает,‏ ‎где‏ ‎им ‎взять‏ ‎еду ‎и‏ ‎воду. ‎Он ‎со ‎своим ‎псом‏ ‎охраняет‏ ‎их.‏ ‎Кто ‎ведет‏ ‎его, ‎как‏ ‎сам ‎Пастух‏ ‎ведет‏ ‎стадо? ‎Кто‏ ‎защитит ‎человека? ‎

Этот, ‎с ‎башкой‏ ‎крокодила? ‎Он‏ ‎не‏ ‎бывает ‎на ‎холмах,‏ ‎ему ‎совсем‏ ‎не ‎нравится ‎саванна. ‎Змееподобный‏ ‎бог,‏ ‎Ваал ‎холмов?‏ ‎Он ‎может‏ ‎дать ‎огонь… ‎Но ‎не ‎пищу,‏ ‎не‏ ‎траву ‎в‏ ‎саванне. ‎Могучий‏ ‎бог, ‎почитаемый ‎в ‎виде ‎быка,‏ ‎мог‏ ‎подарить‏ ‎траву ‎и‏ ‎дождь. ‎Но‏ ‎не ‎огонь.‏ ‎

Везде‏ ‎надо ‎почитать‏ ‎разных ‎богов, ‎а ‎Пастух ‎чувствовал‏ ‎– ‎Бог‏ ‎только‏ ‎один. ‎Этот ‎Бог‏ ‎хотел, ‎чтобы‏ ‎сам ‎Пастух ‎сделался ‎лучше…‏ ‎А‏ ‎боги ‎с‏ ‎головами ‎крокодила,‏ ‎быка ‎и ‎змеи ‎вовсе ‎этого‏ ‎не‏ ‎хотели… ‎им‏ ‎это ‎было‏ ‎безразлично, ‎отнимет ‎ли ‎Пастух ‎яйца‏ ‎у‏ ‎дрофы.‏ ‎Бог, ‎присутствие‏ ‎которого ‎ощущал‏ ‎Пастух, ‎–‏ ‎он‏ ‎хотел, ‎чтобы‏ ‎Пастух ‎был ‎милосерден. ‎Бог ‎был‏ ‎как ‎добрый‏ ‎Отец.‏ ‎

«Господь ‎пастырь ‎мой,‏ ‎я ‎не‏ ‎буду ‎ни ‎в ‎чем‏ ‎нуждаться»‏ ‎– ‎Пел‏ ‎Пастух, ‎обращая‏ ‎лицо ‎к ‎низким ‎звездам. ‎–‏ ‎Он‏ ‎покоит ‎меня‏ ‎на ‎пажитях‏ ‎тучных, ‎водит ‎меня ‎к ‎водам‏ ‎тихим,‏ ‎подкрепляет‏ ‎душу ‎мою,‏ ‎направляет ‎на‏ ‎стези ‎правды‏ ‎ради‏ ‎имени ‎Своего».‏ ‎

Странно ‎звучал ‎голос ‎человека ‎под‏ ‎огромными ‎мерцающими‏ ‎звездами.‏ ‎Пастух ‎сам ‎себя‏ ‎чувствовал ‎частью‏ ‎стада, ‎приведенного ‎к ‎тихой‏ ‎воде.‏ ‎

Пастух ‎мирно‏ ‎засыпал. ‎Просыпался‏ ‎от ‎ворчания ‎пса ‎– ‎кто‏ ‎то‏ ‎приземистый ‎пробегал‏ ‎мимо. ‎Утром‏ ‎Пастух ‎находил ‎следы ‎полосатой ‎гиены.‏ ‎Невдалеке‏ ‎взрыкивал‏ ‎лев. ‎Короткое‏ ‎рычание ‎переходило‏ ‎в ‎кашель,‏ ‎идущий‏ ‎словно ‎бы‏ ‎со ‎всех ‎сторон. ‎Пес ‎отвечал‏ ‎тихим ‎утробным‏ ‎ворчанием,‏ ‎вставал, ‎рисуясь ‎на‏ ‎фоне ‎звезд.‏ ‎Пастух ‎клал ‎руку ‎на‏ ‎рукоять‏ ‎бронзового ‎меча.‏ ‎Никаких ‎ножен!‏ ‎Ножны ‎– ‎у ‎ассирийских ‎солдат,‏ ‎у‏ ‎слуг ‎фараона.‏ ‎Меч ‎Пастуха‏ ‎просто ‎засунут ‎за ‎кушак: ‎за‏ ‎полоску‏ ‎ткани,‏ ‎которым ‎препоясана‏ ‎хламида. ‎

Пастух‏ ‎хорошо ‎выбрал‏ ‎место,‏ ‎но ‎и‏ ‎через ‎него ‎могут ‎промчаться ‎крупные‏ ‎звери ‎–‏ ‎лошади‏ ‎или ‎туры. ‎Может‏ ‎придти ‎лев.‏ ‎Могут ‎нагрянуть ‎волки. ‎Могут‏ ‎выследить‏ ‎чужаки ‎–‏ ‎это ‎самое‏ ‎страшное. ‎

Пастуху ‎снился ‎его ‎единственный‏ ‎Бог.‏ ‎У ‎Бога‏ ‎было ‎хорошее‏ ‎лицо ‎строгого, ‎доброго ‎старика; ‎энергичного,‏ ‎полного‏ ‎сил.‏ ‎Бог ‎был‏ ‎одет ‎в‏ ‎такую ‎же‏ ‎хламиду,‏ ‎как ‎и‏ ‎Пастух ‎– ‎только ‎новее ‎и‏ ‎чище. ‎Бог‏ ‎шел‏ ‎по ‎небу, ‎как‏ ‎Пастух ‎ходит‏ ‎по ‎земле. ‎В ‎руке‏ ‎Бога‏ ‎был ‎посох‏ ‎– ‎такой‏ ‎же, ‎как ‎у ‎Пастуха, ‎только‏ ‎богаче‏ ‎и ‎красивее.‏ ‎

Бог ‎поднимал‏ ‎свой ‎посох, ‎воспрещая ‎льву ‎приближаться.‏ ‎Движением‏ ‎посоха‏ ‎отводил ‎волков,‏ ‎враждебные ‎шайки‏ ‎чужаков.   ‎

«Если‏ ‎я‏ ‎и ‎пойду‏ ‎долиною ‎смертной ‎тени, ‎– ‎Речитативом‏ ‎пел ‎Пастух.‏ ‎–‏ ‎Не ‎убоюся ‎зла,‏ ‎потому ‎что‏ ‎Ты ‎со ‎мною. ‎Твой‏ ‎посох‏ ‎и ‎твой‏ ‎жезл ‎успокаивают‏ ‎меня».

С ‎близкого ‎моря ‎стали ‎накатывать‏ ‎тучи.‏ ‎Считалось, ‎что‏ ‎это ‎зима.‏ ‎Гремели ‎грозы, ‎хлестали ‎дожди; ‎на‏ ‎месте‏ ‎золотой‏ ‎саванны ‎поднималась‏ ‎зелень ‎новой‏ ‎травы. ‎Пастух‏ ‎ходил‏ ‎в ‎безрукавке‏ ‎из ‎овечьих ‎шкур, ‎намотал ‎на‏ ‎ноги ‎прошлогодние‏ ‎вылезшие‏ ‎шкурки. ‎Однажды ‎ночью‏ ‎он ‎проснулся‏ ‎от ‎холода, ‎торопливо ‎запалил‏ ‎огонь.‏ ‎Утром ‎вода‏ ‎у ‎берегов‏ ‎озера ‎схватилась ‎корочкой ‎льда. ‎

В‏ ‎холода‏ ‎нужна ‎мясная‏ ‎пища. ‎Пастух‏ ‎пращой ‎убивал ‎горлиц, ‎поселившихся ‎близ‏ ‎лагеря,‏ ‎в‏ ‎листве ‎акаций.‏ ‎Настиг ‎зайца.‏ ‎Мясное ‎варево‏ ‎остывало,‏ ‎остроухий ‎пес‏ ‎умильно ‎улыбался, ‎трогал ‎руки ‎хозяина‏ ‎огромной ‎черной‏ ‎лапой.‏ ‎Пастух ‎разговаривал ‎с‏ ‎умным ‎зверем,‏ ‎и ‎думал ‎– ‎так‏ ‎же,‏ ‎как ‎он‏ ‎заботится ‎о‏ ‎псе, ‎о ‎нем ‎позаботился ‎Бог.‏  ‎

Не‏ ‎один ‎человек‏ ‎больше ‎охотится‏ ‎в ‎холод. ‎Лев ‎и ‎львица‏ ‎поймали‏ ‎кулана,‏ ‎пришлось ‎далеко‏ ‎обойти ‎это‏ ‎место. ‎Волки‏ ‎выли,‏ ‎вызывая ‎панику‏ ‎баранов. ‎Но ‎зеленый ‎сочные ‎травы‏ ‎стояли ‎по‏ ‎грудь‏ ‎Пастуху. ‎Бараны ‎сделались‏ ‎жирные, ‎почти‏ ‎все ‎ягнята ‎уцелели. ‎

Раз‏ ‎Пастух‏ ‎видел: ‎далеко,‏ ‎еле ‎видные,‏ ‎прошли ‎незнакомые ‎люди, ‎человек ‎пять‏ ‎вооруженных.‏ ‎Амореи? ‎Самаряне?‏ ‎Филистимляне? ‎Неведомо‏ ‎кто… ‎Пастух ‎предпочел ‎бы ‎армию‏ ‎египтян,‏ ‎хеттов,‏ ‎даже ‎ассирийцев‏ ‎– ‎больше‏ ‎шансов ‎уцелеть,‏ ‎чем‏ ‎при ‎нападении‏ ‎нищих, ‎голодных, ‎потому ‎очень ‎злобных‏ ‎дикарей. ‎Чужаки‏ ‎мелькнули‏ ‎и ‎исчезли. ‎

Спустя‏ ‎два ‎дня‏ ‎наступил ‎самый ‎короткий ‎день‏ ‎в‏ ‎году, ‎и‏ ‎Пастух ‎зарезал‏ ‎самого ‎жирного ‎барана. ‎Он ‎сжег‏ ‎печень,‏ ‎сердце, ‎куски‏ ‎задней ‎части.‏ ‎«Это ‎тебе ‎– ‎Говорил ‎он‏ ‎Богу,‏ ‎неуклюже‏ ‎поклоняясь ‎Ему.‏ ‎– ‎Я‏ ‎знаю, ‎тебе‏ ‎ничего‏ ‎не ‎нужно…‏ ‎Но ‎ты ‎все ‎равно ‎возьми‏ ‎мяса». ‎Пастух‏ ‎еще‏ ‎хотел ‎добавить, ‎что‏ ‎хочет ‎кормить‏ ‎Бога, ‎как ‎его ‎самого‏ ‎кормит‏ ‎Бог… ‎но‏ ‎не ‎решился.‏ ‎

Порывистый ‎ветер ‎вдруг ‎стих, ‎дым‏ ‎вертикально‏ ‎поднялся ‎в‏ ‎небо. ‎Пастух‏ ‎заплакал ‎от ‎умиления, ‎от ‎любви‏ ‎и‏ ‎благодарности‏ ‎к ‎Богу,‏ ‎принявшему ‎жертву.‏ ‎

В ‎этот‏ ‎вечер‏ ‎пес ‎обожрался,‏ ‎лежал ‎кверху ‎раздутым ‎пузом. ‎Пастух‏ ‎словно ‎бы‏ ‎опьянел‏ ‎от ‎мясного. ‎Выпил‏ ‎перебродившего ‎виноградного‏ ‎сока, ‎который ‎берег ‎на‏ ‎случай‏ ‎болезни. ‎Выпил‏ ‎меньше, ‎чем‏ ‎дальние ‎потомки ‎выпивают ‎подростками… ‎но‏ ‎опьянел‏ ‎по ‎настоящему.‏ ‎За ‎всю‏ ‎свою ‎жизнь ‎Пастух ‎брал ‎в‏ ‎рот‏ ‎вино‏ ‎в ‎пятый‏ ‎или ‎в‏ ‎шестой ‎раз.‏ ‎

«Ты‏ ‎приготовил ‎мне‏ ‎трапезу ‎в ‎виду ‎врагов ‎моих,‏ ‎– ‎Пел‏ ‎Пастух,‏ ‎и ‎слезы ‎катились‏ ‎по ‎лицу.‏ ‎– ‎Ты ‎умастил ‎главу‏ ‎мою‏ ‎елеем, ‎чаша‏ ‎моя ‎преисполнена».‏ ‎

Пора ‎гнать ‎в ‎город ‎разросшееся‏ ‎стадо.‏ ‎Хочется, ‎чтобы‏ ‎всегда ‎было‏ ‎вот ‎так: ‎враги ‎идут ‎по‏ ‎окоему,‏ ‎не‏ ‎видя ‎тебя,‏ ‎злые ‎звери‏ ‎бессильны, ‎бараны‏ ‎толстеют,‏ ‎молоко ‎их‏ ‎становится ‎жирнее. ‎

«Так, ‎благость ‎и‏ ‎милость ‎Твоя‏ ‎да‏ ‎сопровождают ‎меня ‎во‏ ‎все ‎дни‏ ‎жизни ‎моей, ‎и ‎я‏ ‎пребуду‏ ‎в ‎доме‏ ‎Господа ‎своего‏ ‎многие ‎дни» ‎– ‎Пел ‎Пастух,‏ ‎собирая‏ ‎нехитрое ‎имущество.‏ ‎

Он ‎долго‏ ‎жил ‎один, ‎видя ‎вокруг ‎только‏ ‎темный‏ ‎мир‏ ‎зверей. ‎Пастуху‏ ‎нужно ‎время‏ ‎– ‎привыкать‏ ‎к‏ ‎людям. ‎Пастух‏ ‎привыкал ‎к ‎ним ‎и ‎пел.‏ ‎Его ‎слушали‏ ‎и‏ ‎повторяли. ‎Не ‎захотел‏ ‎слушать ‎жрец,‏ ‎посмотрел ‎злющими ‎глазами. ‎Квадратная‏ ‎борода,‏ ‎как ‎полагается‏ ‎в ‎Вавилонии,‏ ‎одежда ‎на ‎лямках, ‎как ‎в‏ ‎Египте,‏ ‎на ‎поясе‏ ‎– ‎хеттский‏ ‎железный ‎нож, ‎стоящий ‎пару ‎быков.‏ ‎Богатый,‏ ‎очень‏ ‎важный ‎жрец.‏ ‎Жрец ‎точно‏ ‎знал, ‎что‏ ‎надо‏ ‎говорить ‎Богу,‏ ‎когда ‎и ‎как. ‎В ‎сравнении‏ ‎с ‎ним‏ ‎Пастух‏ ‎был ‎таким… ‎Простонародным.‏ ‎Простеньким ‎таким.‏ ‎И ‎его ‎песня ‎тоже‏ ‎была‏ ‎простенькой. ‎Жестокие‏ ‎злые ‎глаза‏ ‎жреца ‎выражали ‎презрение. ‎

Жрец ‎стоял‏ ‎по‏ ‎щиколотку ‎в‏ ‎овечьей ‎крови,‏ ‎руки ‎по ‎локоть ‎испачканы ‎–‏ ‎жрец‏ ‎рвал‏ ‎руками ‎жертвенных‏ ‎птиц. ‎«Может‏ ‎быть, ‎он‏ ‎поклоняется‏ ‎другому ‎богу?»‏ ‎– ‎Думал ‎Пастух, ‎и ‎сам‏ ‎же ‎пугался‏ ‎этой‏ ‎мысли. ‎Но ‎она‏ ‎его ‎не‏ ‎оставляла: ‎Тот, ‎кому ‎он‏ ‎поклонялся,‏ ‎не ‎мог‏ ‎нести ‎страдания‏ ‎и ‎смерть ‎– ‎ни ‎овцам,‏ ‎ни‏ ‎птицам, ‎ни‏ ‎людям. ‎Бог‏ ‎жреца ‎в ‎храме ‎напоминал ‎любого‏ ‎из‏ ‎ваалов‏ ‎– ‎они‏ ‎тоже ‎пожирают‏ ‎кровь ‎и‏ ‎плоть.‏ ‎Бог ‎Пастуха‏ ‎– ‎совсем ‎другой. ‎

Пастух ‎был‏ ‎очень ‎наивным‏ ‎человеком…‏ ‎Человеком ‎бронзового ‎века.‏ ‎Он ‎представлял‏ ‎своего ‎Бога ‎огромным ‎старцем,‏ ‎могущественным‏ ‎и ‎мудрым.‏ ‎Он ‎искренне‏ ‎считал, ‎что ‎Бог ‎может ‎зачем-то‏ ‎залезть‏ ‎в ‎сундук‏ ‎и ‎там‏ ‎сидеть. ‎Он ‎плясал ‎перед ‎сундуком,‏ ‎в‏ ‎который‏ ‎забрался ‎Бог‏ ‎– ‎Пастух‏ ‎и ‎почитал‏ ‎Бога‏ ‎и ‎пытался‏ ‎его ‎развлекать. ‎Он ‎верил, ‎что‏ ‎Богу ‎нужны‏ ‎жертвы,‏ ‎и ‎что ‎он‏ ‎радуется ‎кускам‏ ‎дохлого ‎барана. ‎Не ‎это‏ ‎важно.‏ ‎

Пастуха ‎избрали‏ ‎в ‎цари‏ ‎– ‎это ‎тоже ‎не ‎особенно‏ ‎важно.‏ ‎Крохотное ‎царство‏ ‎пастухов ‎и‏ ‎крестьян ‎не ‎сыграло ‎никакой ‎роли‏ ‎в‏ ‎истории.‏ ‎Могучие ‎державы‏ ‎не ‎замечали‏ ‎его. ‎Имена‏ ‎его‏ ‎царей ‎не‏ ‎упоминаются ‎ни ‎в ‎одной ‎хронике.‏ ‎Армии ‎ассирийцев,‏ ‎хеттов,‏ ‎вавилонян ‎и ‎египтян‏ ‎будут ‎ходить‏ ‎сквозь ‎это ‎царство, ‎как‏ ‎им‏ ‎понравится. ‎Спустя‏ ‎три ‎века‏ ‎ассирийцы ‎убьют ‎царька ‎этого ‎царства‏ ‎и‏ ‎всех ‎его‏ ‎сыновей. ‎Просто‏ ‎потому, ‎что ‎захотят. ‎Спустя ‎четыре‏ ‎века‏ ‎вавилоняне‏ ‎уведут ‎почти‏ ‎половину ‎жителей‏ ‎царства ‎в‏ ‎свою‏ ‎страну. ‎Это‏ ‎называлось ‎«вырывание». ‎

Пастух-царь ‎мелькнул ‎в‏ ‎истории, ‎не‏ ‎замеченный‏ ‎никем. ‎Мелькнул, ‎и‏ ‎тут ‎же‏ ‎провалился ‎в ‎небытие. ‎Туда‏ ‎же,‏ ‎куда ‎веками‏ ‎валились ‎цари,‏ ‎завоеватели, ‎полководцы ‎со ‎всеми ‎их‏ ‎зловонными‏ ‎«подвигами»: ‎сожжением‏ ‎посевов ‎и‏ ‎городов, ‎угоном ‎людей ‎и ‎скота.‏ ‎Высекались‏ ‎надписи‏ ‎на ‎скалах,‏ ‎писцы ‎испещряли‏ ‎иероглифами ‎тысячи‏ ‎папирусов,‏ ‎возводились ‎новые‏ ‎пирамиды… ‎А ‎владыки ‎исчезали ‎без‏ ‎следа. ‎

Пастуха‏ ‎помнили,‏ ‎потому ‎что ‎пели‏ ‎его ‎псалом.‏ ‎Жрецы ‎возмущались, ‎а ‎народ‏ ‎пел,‏ ‎потому ‎что‏ ‎льющаяся ‎кровь‏ ‎птиц, ‎разрываемых ‎руками, ‎не ‎возвышала‏ ‎их‏ ‎души. ‎А‏ ‎Псалом ‎Пастуха‏ ‎– ‎возвышал. ‎Потому ‎что ‎в‏ ‎бормотании‏ ‎жрецов‏ ‎этого ‎не‏ ‎было, ‎а‏ ‎в ‎Псалме‏ ‎Пастуха‏ ‎была ‎благодарность‏ ‎за ‎все, ‎что ‎люди ‎называют‏ ‎таким ‎неопределенным‏ ‎словом:‏ ‎добро. ‎Пастух ‎был‏ ‎наивен, ‎даже‏ ‎глуп. ‎Он ‎не ‎понял‏ ‎бы‏ ‎словесной ‎пачкотни,‏ ‎многословной ‎многосложной‏ ‎зауми ‎жреческих ‎текстов ‎Вавилона ‎и‏ ‎Египта.‏ ‎Он ‎твердо‏ ‎знал, ‎что‏ ‎такое ‎хорошо: ‎это ‎солнечный ‎свет,‏ ‎льющийся‏ ‎дождь,‏ ‎преумножение ‎стада,‏ ‎еда ‎и‏ ‎здоровье. ‎Что‏ ‎такое‏ ‎плохо, ‎тоже‏ ‎знал: ‎тьма, ‎в ‎которой ‎бродят‏ ‎гиены, ‎голод‏ ‎и‏ ‎болезни. ‎Бог ‎приносил‏ ‎то, ‎что‏ ‎хорошо ‎для ‎человека. ‎Пастух‏ ‎благодарил‏ ‎Бога ‎за‏ ‎все ‎хорошее‏ ‎в ‎мире, ‎и ‎тысячи ‎людей‏ ‎радостно‏ ‎подхватывали: ‎

«Ты‏ ‎приготовил ‎мне‏ ‎трапезу ‎в ‎виду ‎врагов ‎моих,‏ ‎Ты‏ ‎умастил‏ ‎главу ‎мою‏ ‎елеем, ‎чаша‏ ‎моя ‎преисполнена.‏ ‎

Так,‏ ‎благость ‎и‏ ‎милость ‎Твоя ‎да ‎сопровождают ‎меня‏ ‎во ‎все‏ ‎дни‏ ‎жизни ‎моей, ‎и‏ ‎я ‎пребуду‏ ‎в ‎доме ‎Господа ‎своего‏ ‎многие‏ ‎дни».

Цари ‎и‏ ‎жрецы ‎могли‏ ‎говорить, ‎что ‎угодно, ‎но ‎Псалом‏ ‎Пастуха‏ ‎пел ‎народ.‏ ‎

Великие ‎царства‏ ‎рассыпались, ‎встали ‎новые. ‎Египтяне ‎и‏ ‎хетты‏ ‎казались‏ ‎малыми ‎детьми‏ ‎в ‎сравнении‏ ‎с ‎военачальниками,‏ ‎правителями‏ ‎и ‎закованными‏ ‎в ‎железо ‎воинами ‎Великого ‎Рима.‏ ‎

А ‎Псалом‏ ‎пели‏ ‎и ‎пели, ‎по‏ ‎всему ‎Средиземному‏ ‎морю. ‎Пели ‎люди ‎с‏ ‎греческими‏ ‎и ‎римскими‏ ‎именами, ‎пели‏ ‎в ‎Галлии, ‎Британии, ‎Германии, ‎–‏ ‎о‏ ‎которых ‎Пастух‏ ‎не ‎имел‏ ‎ни ‎малейшего ‎представления. ‎

Почему? ‎Потому‏ ‎что‏ ‎всем‏ ‎людям ‎были‏ ‎нужны ‎самые‏ ‎обыкновенные ‎вещи:‏ ‎безопасность,‏ ‎здоровье ‎и‏ ‎пища. ‎Люди ‎хотели ‎такого ‎Бога‏ ‎– ‎доброго‏ ‎Отца,‏ ‎а ‎не ‎чудовище,‏ ‎пьющее ‎кровь.‏ ‎

Бог, ‎которому ‎поклонялся ‎Пастух,‏ ‎добрый‏ ‎Пастырь, ‎воплотился‏ ‎в ‎земного‏ ‎человека. ‎Одни ‎поверили ‎ему, ‎другие‏ ‎–‏ ‎нет. ‎Но‏ ‎все ‎они‏ ‎пели ‎Псалом. ‎

Встала ‎Церковь, ‎единая‏ ‎от‏ ‎берегов‏ ‎Атлантики ‎до‏ ‎Индии. ‎В‏ ‎ней ‎тоже‏ ‎пели‏ ‎Псалом.   ‎

Великий‏ ‎Рим ‎состарился ‎и ‎пал… ‎Встали‏ ‎новые ‎народы‏ ‎и‏ ‎страны. ‎Спустя ‎тысячу‏ ‎лет ‎–‏ ‎под ‎грохот ‎пушек ‎и‏ ‎печатных‏ ‎машин ‎–‏ ‎уже ‎Рим‏ ‎казался ‎наивным ‎и ‎слабым. ‎А‏ ‎Псалом‏ ‎пели ‎и‏ ‎пели.

 Кто ‎вспомнит‏ ‎сегодня, ‎какой ‎фараон ‎и ‎что‏ ‎приказывал,‏ ‎когда‏ ‎Пастух ‎смотрелся‏ ‎в ‎воды‏ ‎озера? ‎Какой‏ ‎хеттский‏ ‎царь ‎тогда‏ ‎убивал ‎конкурентов? ‎Кого ‎жгла ‎и‏ ‎грабила ‎ассирийская‏ ‎армия?‏ ‎Чьими ‎кожами ‎вавилонский‏ ‎царь ‎покрывал‏ ‎стены ‎и ‎каких ‎городов?‏ ‎

От‏ ‎царей ‎и‏ ‎военачальников ‎остались‏ ‎изваяния ‎и ‎статуи. ‎И ‎содрогнется‏ ‎потомок,‏ ‎встретив ‎пустой‏ ‎взгляд ‎самовлюбленного‏ ‎кретина. ‎Имени ‎он ‎не ‎запомнит:‏ ‎никому‏ ‎не‏ ‎интересны ‎тупые‏ ‎и ‎злобные‏ ‎убийцы. ‎А‏ ‎Псалом‏ ‎поют ‎на‏ ‎языках, ‎которых ‎не ‎было ‎во‏ ‎времена ‎Пастуха.‏ ‎

Саванну‏ ‎сменила ‎пустыня. ‎Дикие‏ ‎звери ‎из‏ ‎лесов ‎переселились ‎в ‎зоопарки.‏ ‎Нет‏ ‎больше ‎на‏ ‎всей ‎земле‏ ‎туров. ‎

Пастух ‎и ‎сам ‎не‏ ‎поверил‏ ‎бы… ‎Но‏ ‎это ‎факт,‏ ‎а ‎факты ‎– ‎самая ‎упрямая‏ ‎вещь‏ ‎на‏ ‎свете. ‎Пастух‏ ‎стал ‎бессмертным,‏ ‎потому ‎что‏ ‎всматривался‏ ‎в ‎игру‏ ‎огоньков ‎на ‎угольях ‎своего ‎костра.‏ ‎Глядел ‎в‏ ‎темно-прозрачную‏ ‎воду. ‎Пастух ‎вечно‏ ‎бредет ‎саванной,‏ ‎которой ‎больше ‎нет ‎на‏ ‎свете.‏ ‎

Через ‎три‏ ‎тысячи ‎лет‏ ‎другой ‎Поэт ‎произнесет: ‎

Есть ‎мир,‏ ‎есть‏ ‎Бог…

Они ‎живут‏ ‎вовек. ‎

А‏ ‎жизнь ‎людей ‎мгновенна ‎и ‎убога.‏ ‎

Но‏ ‎все‏ ‎в ‎себя‏ ‎вмещает ‎человек,‏ ‎

Который ‎любит‏ ‎мир‏ ‎и ‎верит‏ ‎в ‎Бога. ‎

Пастух ‎любил ‎мир‏ ‎и ‎верил‏ ‎в‏ ‎Бога.  ‎


Смотреть: 1 час 22+ мин
logo AISPIK

Ответы на ваши вопросы.28.02.2024. Кто же эти люди с вытянутыми черепами?

Доступно подписчикам уровня
«Базовый уровень»
Подписаться за 500₽ в месяц

Кто такие Русские

Смотреть: 1 час 49+ мин
logo AISPIK

Кто такие РУССКИЕ на самом деле

Доступно подписчикам уровня
«Базовый уровень»
Подписаться за 500₽ в месяц

Реальное происхождение Русского народа

Смотреть: 37+ мин
logo AISPIK

Прямая связь действующих религий с психологической наукой. ЧАСТЬ 2. Четыре символа Тетраморфа реально обозначают Четыре психологических функции Юнга

Доступно подписчикам уровня
«Базовый уровень»
Подписаться за 500₽ в месяц

Связь религии с астрологией и психологией

Показать еще

Обновления проекта

Метки

биография 72 Михаил Булгаков 72 Сталин 13 Татьяна Лаппа 10 Белая гвардия 6 Елена Булгакова 6 максим горький 6 Мастер и Маргарита 6 Катаев 5 Любовь Белозерская 5 бег 4 Вересаев 4 гражданская война 4 Дни Турбиных 4 Мольер 4 Станиславский 4 Зойкина квартира 3 Ильф 3 Немирович-Данченко 3 прототипы 3 Собачье сердце 3 Алексей Толстой 2 Ахматова 2 Батум 2 Воланд 2 Гоголь 2 Дьяволиада 2 Записки земского врача 2 Иешуа Га-Ноцри 2 Мандельштам 2 Маргарита 2 Олеша 2 Петров 2 Роковые яйца 2 смерть 2 Спиритический сеанс 2 Театральный роман 2 Фадеев 2 Адам и Ева 1 Александр Пушкин 1 Багровый остров 1 Буденный 1 Бухарин 1 Волошин 1 Замятин 1 Записки на манжетах 1 Зощенко 1 Иван Васильевич меняет профессию 1 Кабала святош 1 Каверин 1 мастер 1 Маяковский 1 Мейерхольд 1 Молотов 1 морфий 1 Надежда Константиновна Крупская 1 Пастернак 1 Первая мировая 1 Пилат 1 Пильняк 1 признание 1 Псалом 1 революция 1 репрессии 1 Серафимович 1 Слащев 1 Сологуб 1 Стальное горло 1 Таиров 1 тарковский 1 Тухачевский 1 Федин 1 христианство 1 Чаянов 1 Больше тегов

Фильтры

Подарить подписку

Будет создан код, который позволит адресату получить бесплатный для него доступ на определённый уровень подписки.

Оплата за этого пользователя будет списываться с вашей карты вплоть до отмены подписки. Код может быть показан на экране или отправлен по почте вместе с инструкцией.

Будет создан код, который позволит адресату получить сумму на баланс.

Разово будет списана указанная сумма и зачислена на баланс пользователя, воспользовавшегося данным промокодом.

Добавить карту
0/2048