Кто сегодня на Земле представляет ДОБРО и ЗЛО? Кто из них победит в начинающейся битве?
Что нужно сделать ДОБРУ, для того что бы победить ЗЛО? Каковы черты глобальных проектов этих двух главных сил? Вероятность победы какой из них выше?
Истинный смысл церемонии открытия олимпийских игр в Париже
Смысл церемонии открытия олимпийских игр в Париже
УВАЙСИ
Суфизм и Увайси
В какой период на Земле появились человеческие жертвоприношения, каннибализм и сексуальные отклонения?
Античная цивилизация, каннибализм, человеческие жертвоприношения.
Цели тёмного Гностицизма и способы их достижения.
Гностицизм,Манихеи, Богомилы, Павликиане, Католическая церковь.
Гностицизм. Часть 1
Альтернативная история. Религии мира.Гностицизм.Катары,Манихеи, Богомилы,Павликиане
Ещё раз о гностицизме, коммунизме и закате Европы
Наткнулся на цикл бесед Павла Щелина, посвященных гностицизму и его влиянию на формирование современных европейских идей. Пожалуй, это наиболее стройное популярное изложение генезиса западноевропейской идеологии. Несмотря на очевидно ватиканские "уши" (автор преподает в Вене) и временами прорывающуюся ахинею про Россию (автор - гражданин Украины) материал очень полезный, поскольку даёт достаточно верное представление о философских школах (если вам лень читать самими) и, самое главное, ответ на вопрос о роли и месте Европы в мировом историческом процессе. Ниже привожу ссылки с некоторыми комментариями.
- https://youtu.be/sWaVWCy6Qgg - про изначальный гностицизм 1-3 века н.э. Основная идея: все идеи избранности и прогрессорства растут оттуда.
- https://youtu.be/xHTjbbD-W-U - про Реформацию: 16-17-ый века. "Эксцессы грамотности" крайне похожи на эпоху социальных сетей. Магическая основа, прогрессорство, перемена отношения к бедности. Публичная святость. Раскол между народом и элитами
- https://youtu.be/JCkM9RtL20g - про Томаса Гоббса. Человек с нарушениями психики сформировал идеологию. "Контроль над языком, незнание - сила".
- https://youtu.be/dLikwl7rkYw - феномен Просвещения. Реформация создала такое напряжение, что в 17 веке начался упадок религиозной культуры как таковой. Отчасти потому, что никто решительной победы не одержал. "Ход истории сменился - причем в том направлении, которое привело бы в ужас людей 16 века". Английское просвещение: божественное преображение переосмыслено как перепрограммирование реального мира для совместного по возможности бесконфликтного проживания людей ради благополучия. Французское просвещение: преобразование общества возможно только через революцию и снос устаревших социальных порядков и (если необходимо) людей сопротивляющихся установлению новых порядков.
- https://youtu.be/BFj59yd2294 - национализм и либерализм. Триада "свобода, равенство, братство" - родила в итоге либерализм, марксизм и национализм. Цитата: (25:49) "в принципе любая национальная история, которую писали в 19 веке - это перефразированная история еврейского народа из Ветхого Завета" - мысль интересная, но спорная.
- https://youtu.be/DNEIfgdnEFY - про марксизм. Откровенно слабый фрагмент, потому что из Маркса гностик как из говна пуля, если честно. Гегель - ещё куда ни шло.
- https://youtu.be/TddC2XW1eDs - про позитивизм по Конту, который по мысли автора и стал предтечей современной актуальной повестки (с чем тоже можно было поспорить, хотя Конт то что цитирует Павел конечно же говорил)
- https://youtu.be/upCXWTnZ9dc - современные постмодернисты "массовый человек".
Конечно, перед нами весьма тенденциозный взгляд (что не есть преступление для философа), но основная беда в том, что он несистемный и упускающий главное. Павел верно описал признаки но по каким-то причинам отказался рассматривать предпосылки их возникновения. Поэтому гностицизм получился нечто вроде извечного мирового зла, которое не понятно откуда взялось и не понятно как его изжить. Хотя если добавить к развернутой Павлом картине всего два соображения, то древнее извечное зло превратится в бытовое занудство, имеющее вполне рациональное объяснение.
Сделаем это.
- Если принять во внимание то, что древний гностицизм (как впрочем и христианство) был ничем иным как реакцией ближневосточного общества (Палестина, Сирия, Египет) на Иудейские войны, а затем на "кризис III века": мир ужасен потому что победили римские варвары, его нельзя изменить, значит из него надо убежать. И это по сути эмоциональная реакция на столкновение с социальными ограничениями.
- Собственно, далее в каждом из рассмотренных Павлом случаев мы сталкиваемся с тем, что тот или иной мыслитель сталкивался с социальными границами и с позволения сказать "искрил" при попытке их преодоления. Также как при трении друг о друга двух металлических предметов каждый раз раздается характерный скрежет, также и при попытке общества, коллектива или отдельного мыслителя преодолеть социо-культурные барьеры (каковые явно не поддаются с первого раза, а иной раз и вовсе не поддаются) неизбежно возникновение мыслей и воззрений сходных с гностическими.
Все как видим довольно просто - идеи сопровождают общественные процессы и возможно придают им своеобразие и конкретные формы выражения, но всерьез считать, что если бы не зараза гностицизма эпохи Римской империи не было бы Великой французской революции и Маркса с Маркузе явно не стоит (автор эту мысль прямо нигде не высказывает, но исподволь к ней подводит). Не они бы, так другие большевики придумали бы другие теории, которые бы вдохновили народные массы. На край сошел бы русский космизм или ясса Чингисхана.
Теперь о том, причем тут "закат Европы". Как мы уже упоминали, Европа вплоть до начла индустриализации являлась по преимущество обществом социальных порядков "капитала" и "военного труда", для которого характерно постоянно штурмовать не только государственные, но и социальные, ментальные и какие угодно границы. Причем в основном путем насилия и взлома засовов, а не перевоспитания и хитрости, что характерно как раз для Римской Империи, державы Ахеменидов, Индии и Китая.
Поэтому европейское общество быстро достигало поставленных целей, но и быстро теряло полученное потому что узко понимало рациональность и выгоду, и мало заботилось о долгосрочном равновесии. Собственно, история глобализации тому яркий пример - те социальные порядки, которые Рим сумел удержать почти 200 лет, США и Европа размотали и развалили примерно за 30 (если считать с момента распада СССР).
Быстро создали образованное индустриальное общество на идеалах Прогресса и Просвещения, и также быстро его развалили и обесценили. Быстро возвели дворец глобального общества "всеобщего благосостояния" и также быстро его разрушили. И конечно тут не обошлось без "гностических" привычек, Павел абсолютно прав. Но это скорее просто дань традиции: чтобы мир менять, его совершенно не обязательно презирать. Но видимо эта простая мысль станет вполне достпуной человечеству уже на следующем этапе развития в рамках грядущего "коммунистического" социально-экономического цикла. Но, кстати сказать, от деструктивного наследия гностицизма при этом придется в значительной мере избавляться.