Где искать радость / Вечер с доктором Боровских
Почему вместо того, чтобы радоваться, нам часто приходится страдать. Где, вообще, эта самая радость и как ею пользоваться?
Вера / Вечер с доктором Боровских
Предмет нашей веры и цель нашей жизни очень плохо поддаются словесным формулировкам. Но делать это необходимо.
Вечер с доктором Боровских / 31 мая 2022
Сегодня мы начинаем интереснейшее путешествие по безбрежному морю Символа Православной Веры.
Вечер с доктором Боровских / 17 мая 2022
Внутри человека идет непрерывная война: либо с Богом, либо с дьяволом. От того, кто победит зависит вся жизнь.
Вечер с доктором Боровских / 15 июня 2021
Сегодня поговорим о Таинствах Церкви, как об основных лечебных мероприятиях для каждого человека, желающего обрести душевное здоровье.
Вечер с доктором Боровских / 8 июня 2021
Сегодня мы, наконец-то, выясним, что такое Церковь и откуда Она взялась.
Церковь: по предвечному определению Божию
Понять назначение церкви в этом мире можно, если рассматривать ее, как реализацию предвечной цели Бога. Церковь не является приложением к Божию плану - она сама и есть этот план, основное ядро Его плана.
Основание и рост Иерусалимской церкви
Число учеников, живших или оставшихся в Иерусалиме после вознесения, составляло сто двадцать человек. Включая тех, что были в Галилее, это число достигало, по меньшей мере, пятисот. Сто двадцать пребывали в молитвах и ежедневном ожидании обещанного Духа. В дни ожидания, по предложению Петра, вакансия, образовавшаяся среди апостолов в связи с самоубийством Иуды, была заполнена избранием Матфия.
Являетесь ли вы членом Божьего царства?
Бог очень дорожит Своим царством, церковью. Установление церкви не было результатом запоздалой мысли или случайностью. Напротив, Бог от вечности задумал и поставил целью сделать Свой избранный народ частью Своего духовного царства. Задолго до новозаветного времени пророки говорили о церкви как о грядущем царстве.
Одно из великих пророчеств, предсказывающих установление церкви, находится в Дан. 2:36-45, в сновидении царя Навуходоносора об истукане. С Божьей помощью Даниил открыл царю Божий замысел. Образы сновидения олицетворяли существовавшую на то время Вавилонскую империю и три другие мировые державы, которые еще только должны были выйти на историческую сцену. Последняя часть статуи изображала Римскую империю, которая просуществовала с 31 г. до н.э. по 476 г. после рождества Христова. Именно в это время должно было возникнуть последнее царство — камень, отколовшийся без содействия рук. Таким образом, объяснение Даниилом сна указывало на то, что установление запланированного Богом царства должно было произойти во время правления римских императоров (между 31 г. до н.э. и 476 г. н.э.).
Божье царство будет существовать на земле, как и четыре мировые державы, но Божье царство пребудет вовек; оно не разрушится, как случилось со всеми земными царствами. Оно будет вечным. Содержание этого пророчества напоминает нам слова Христа, сказанные им в преддверии установления Своей церкви: “...и на этом камне Я создам церковь Мою, и врата ада не одолеют ее” (Мф. 16:18).
Однажды ночью иудейский начальник Никодим пришел к Иисусу, чтобы больше узнать о царстве Бога. Иисус сказал ему, что в царство Божье можно войти посредством столь радикальных и преобразующих изменений, что это лучше назвать новым рождением, или рождением свыше (Ин. 3:5). В день Пятидесятницы после воскресения и вознесения нашего Господа Бог излил Своего Духа и установил предсказанное Им царство. В тот самый день, когда Петр объяснил людям, как родиться свыше, в него вошло сразу три тысячи душ (Деян. 2). Это рождение свыше предполагает веру в Иисуса (Ин. 3:16), покаяние, или отвращение от греха, и следование Божьей воле (Деян. 17:30), исповедание Иисуса Сыном Божьим (Рим. 10:9, 10) и крещение во Христа для прощения грехов (Деян. 2:38; 22:16).
Церковь — это самое важное царство, в которое только могут войти люди. Его члены безмерно благословлены, имея доступ ко всем духовным благословениям (Еф. 1:3) и вечную жизнь (1 Ин. 5:13). Те, кто не использует возможность стать членом Божьего царства, наверняка не осознают его важность.
Являетесь ли вы членом Господнего бесценного царства, Его церкви? Для нас нет ничего более радостного, чем осознание того, что мы являемся частью церкви, которая была установлена согласно извечному плану нашего благословенного Господа. С ним не сравнится никакое земное царство.
Великое отступничество
Церковь была установлена и устроена так, как это было угодно Иисусу. Через какое-то время после смерти апостолов в церковь стали привноситься изменения. Они привели к появлению тела, отличавшегося от того, что установил Иисус.
Царство Христа
Об этом царстве Исаия пророчествовал, что Христос будет владычествовать над Божьим народом, как Давид (Ис. 9:6, 7). Гавриил, ангел, явившийся Марии, сослался на этот стих, когда сказал: «Даст Ему Господь Бог престол Давида, отца Его» (Лк. 1:32). Михей пророчествовал, что этот владыка произойдет из Вифлеема, города Давида (Мих. 5:2; см. Лк. 2:4).
Царство было также темой сна Навуходоносора, который истолковал Даниил. Сон открывал, что царство Христа, Божье царство, будет установлено в дни римских царей (Дан. 2:31-44). Еврейский народ понимал эти установленные сроки и «был в ожидании» (Лк. 3:15), когда появился Иоанн с проповедью, что царство небесное приблизилось (Мф. 3:1, 2).
Иисус начал Свое служение с проповеди той же вести (Мф. 4:17) и говорил, что «исполнилось время» (Мк. 1:15). Время ожидания прихода царства закончилось, и его установление должно было произойти вскоре. Иисус послал апостолов (Мф. 10:5, 7) и семьдесят других учеников проповедовать эту же весть о близости царства (Лк. 10:9, 11). Некоторые из присутствовавших во время проповеди Иисуса должны были увидеть, как царство придет в силе (Мк. 9:1). Сила пришла с излитием Святого Духа (Деян. 1:8) в день Пятидесятницы (Деян. 2:1-4). В это время царство Иисуса было расширено до земли, и о нем уже не говорилось, что оно «приблизилось». Теперь, когда люди слышали проповедь о царстве, они крестились, чтобы войти в него. (Ср. Деян. 8:12 с Ин. 3:3-5). С той поры первые проповедники понесли весть о том, что царство уже существует (Деян. 19:8; 20:25; 28:23, 31).
Владычество Иисуса началось, когда Он вознесся на небо и воссел по правую руку от Отца (Еф. 1:20-23; 1 Пет. 3:22; см. Дан. 7:13, 14). У Него теперь вся власть на небе и на земле (Мф. 28:18), так как все, кроме Его Небесного Отца, покорено под ноги Его (1 Кор. 15:27).
Иисус рассказал притчу, в которой учил, что Он, представленный в образе человека высокого рода, отправится для получения Своего царства (Лк. 19:12). Он возвратится не для того, чтобы установить Свое царство, так как Он уже получит Его до Своего возвращения. Он потребует у Своих подданных дать ответ за их образ жизни (Лк. 19:13-27). Это показывает, что Он, когда возвратится «при кончине века», будет судить мир (Мф. 13:49; 25:31-46). Тогда Он передаст царство Отцу (1 Кор. 15:23, 24).
Некоторые настаивают на том, что царство еще не пришло, а колоссяне (см. Кол. 1:13) ощутили вкус того, что предстояло в будущем. Так, Брюс пишет:
«Когда Павел утверждает, что верующие уже были введены в царство возлюбленного Сына Божьего, он дает нам пример по-настоящему осуществленной эсхатологии. То, что в своей полноте ожидает их в будущем, уже реализовалось в них… Посредством ожидания, которое является реальным переживанием, а не юридической фикцией, они здесь и сейчас получили славу, которая еще будет явлена в будущем. “Наследие святых в свете” еще не проявилось в своем безграничном богатстве, но божественный акт, которым верующие были призваны к участию в этом наследии, уже совершился… Оно уже проникло в этот мир в деяниях Христа (ср. Мф. 12:28; Лк. 11:20); однажды оно придет в полноте славы, которая окружает парусиа [второе пришествие] Христа».
Мы здесь видим непонимание сущности царства Иисуса и времени его установления. Кроме того, здесь неверное употребление греческого слова эйс, которое означает «в, внутрь» и так трактуется в нескольких других переводах Кол. 1:13. Его царство стало существующей действительностью — как видно из того факта, что колоссяне были введены в него. Верные Иисусу будут оставаться в Его царстве до Его второго пришествия. Сейчас христиане являются священниками в царстве Иисуса (Отк. 1:6; 5:10). Они призваны к участию в наследии святых в свете — в наследии, в которое они еще вступят.
Вопросы и ответы о старейшинах
По мере роста в “познании Господа нашего и Спасителя Иисуса Христа” церковь должна расти и в руководстве - как в качестве, так и в количестве ее руководителей, а также в вопросе отзывчивости членов церкви по отношению к этим руководителям. Вот ответы на некоторые вопросы, наиболее часто задаваемые общинами, стремящимися иметь таких руководителей, каких Бог хочет видеть в Своей церкви.
Каким объемом власти обладают старейшины?
Сколько власти у старейшин в церкви? А сколько земной власти есть у церкви? Вот столько ее и у старейшин. У них вся власть, сколько бы ее ни было. Возможно, на самом деле мы хотели бы знать, какой именно властью обладают старейшины. Проявляется ли она в абсолютном контроле над членами церкви и ее работой? Джек Льюис отмечает: “В связи с исполнением служебных обязанностей старейшинами или должным отношением христианина к старейшинам вы вообще не встретите слов, передающих значение власти”. Слова “старейшина”, “епископ”, “пастырь” и “домоправитель” употребляются только с такими словами, как “учить”, “питать”, “руководить”, “исправлять”, проявлять “бдительность”. Разумеется, епископам следует подчиняться, так как то, чего они требуют, направлено на наше личное благо и благополучие всей общины. Однако старейшины - это руководители, а не погонщики.
Как община должна относиться к старейшинам?
Почему происходит так, что люди сначала выбирают старейшин, а затем критикуют решения, которые те принимают? Наиболее ценное качество человека - это умение трезво мыслить. Если он не умеет этого делать, ему не следует быть старейшиной. Если же умеет, надо поступать так, как он говорит. Нехорошо членам общины противиться старейшинам в вопросах мнения.
Старейшины не могут своей властью разрешать то, что запретил Бог, и запрещать то, что Бог разрешил. Мудрые старейшины понимают, что они являются “законодателями” только в вопросах суждения, и обязательно будут консультироваться с рассудительными членами общины, прежде чем принять то или иное решение.
Старейшины будут допускать ошибки, поскольку они, как и все мы, - тоже люди. Нереально ожидать от старейшин, что они никогда не будут ошибаться. Они могут учиться на своих ошибках, так же как мы - на своих.
Должен ли у общины быть “ведущий” или “главный” старейшина?
В группе старейшин вполне может быть один или несколько “ведущих старейшин”. Это не всегда неправильно. Лидеры нужны даже среди самих лидеров. Почему бы не радоваться тому, что кто-то достаточно инициативен, чтобы не давать церковной работе заглохнуть или чтобы выступать от имени всех старейшин? Старейшины отличаются друг от друга своими способностями так же, как и все остальные члены церкви. Моему отцу довелось быть старейшиной в трех различных общинах, и в каждой из них ему часто поручали говорить от имени старейшин перед общиной. Почему? Очевидно, он говорил более свободно, чем другие, и его товарищи-старейшины были уверены, что он точно передаст их решение братьям.
Если человек избран старейшиной, навсегда ли он остается им?
Некоторые старейшины, если они неспособны служить вообще или служить с пользой, должны добровольно сдать свои полномочия. Это можно сделать спокойно, не выводя общину из равновесия и не нарушая порядка. Обстоятельства меняются, и мудрые люди замечают эти изменения. Дать возможность больному или пожилому старейшине с честью уйти в отставку - значит проявить милосердие.
Что делать в ситуации, когда в церкви нет мужчин, которые бы отвечали требованиям, предъявляемым к старейшинам?
В тех общинах, где еще нет руководителей, члены церкви должны усердно взращивать мужчин, которых можно было бы назначить на эту работу. Общине не следует обманываться, будто “никто не отвечает требованиям”. Если это так, то либо эту работу выполняют не подходящие для этой должности мужчины, либо ее вообще никто не выполняет. И в том, и в другом случае ситуацию нужно исправлять как можно скорее.
Где живет Бог
Ученые пришли к выводу, что физиологическое различие между человеком и другими млекопитающими весьма невелико. С научной точки зрения человек есть животное. Однако даже микроскоп ученого не может показать нам всего того, из чего состоит человек. Невидимую часть нашей природы можно увидеть только через “микроскоп” Божьего Слова. Эта часть есть дух человека, вечный по своей природе.
“Я создам церковь Мою”
Пожалуй, ни о какой другой истине так четко не говорится в Новом Завете, как о церкви, созданной Иисусом. И при этом, нет другой истины, которую бы так запутал, очернил и исказил религиозный мир. Мы должны вернуться к Писанию для верного понимания церкви. Уже практически в самом начале Нового Завета мы встречаем очень ясное учение о церкви. Великие слова о церкви Христовой мы находим в Мф. 16:13-19.
Строительство церкви
Этот урок — о том, как построить церковь. Это не будет обсуждением вопроса строительства церковного здания — я менее всего компетентен говорить кому-либо, как возводить церковное здание! Кроме того, в Новом Завете ничего не говорится о церковных зданиях, так что я и не чувствую себя обязанным рассуждать на эту тему. О строительстве церкви мы поговорим в новозаветном понимании слова «церковь».
Церковь и Писание
Наша приверженность людям, вещам и даже Богу по большей части определяется тем, что мы называет взаимосвязями. Церковь проявляет особое внимание и приверженность Писаниям, Библии по причине той уникальной взаимной связи, которая поддерживается между христианами и Писанием. Бесспорно, что одним из главных дел церкви является проповедь Писания, размышление над ним и укрепление в нём.
1 Коринфянам (ч.51): Духовные дары — 5: Ревнуйте о дарах больших (12:27–31)
Единство в теле Христа начинается с индивидуальной ответственности. Дух дал определённым членам церкви в Коринфе дары, целью которых было укрепление тела. Однако единство церкви существует не только на уровне отдельного человека или общины. Все общины связаны друг с другом общей верностью Христу Божьему, который умер, чтобы искупить людей для Себя.
1 Коринфянам (ч.50): Духовные дары — 4: Тело же не из одного члена, но из многих (12:14–26)
Назвав духовные дары и объявив их «проявлением Духа на пользу», далее Павел на практическом примере объяснил то, о чём он говорил. В 12:12 он утверждал: «Тело одно»; но для целенаправленной деятельности церковь, как и физическое тело, нуждается в функционировании многих частей. Коринфские христиане, сосредоточив всё своё внимание на дарах, которые они считали желанными, разрушали тело как единое целое.
Какой была церковь в самом начале?
В каждой области жизни нам нужен стандарт, образец. К примеру, когда надо узнать время, человек не полагается на историю своих часов. Если эти часы принадлежали его “дедушке", это вовсе не гарантирует, что они идут точно. В равной степени слова “мой дедушка был членом этой церкви” отнюдь не означают, что эта церковь — новозаветная. Есть только один надежный критерий отсчета времени — Божье солнце.
Нерукотворное царство
“И во дни тех царств Бог небесный воздвигнет царство, которое вовеки не разрушится, и царство это не будет передано другому народу; оно сокрушит и разрушит все царства, а само будет стоять вечно” (Дан. 2:44). Будучи пророком Божьим, Даниил рассказал царю Навуходоносору об огромном “истукане”, которого царь увидел во сне.