Неожиданный финиш. ТрансРоссия-2016. № 19
Видимо так был сильно расстроен расставанием с Линаром, что проскочил правый поворот на Тольятти, о котором мне говорил Линар. Проехал лишние пару километров. Кажется утро, а жара стоит невыносимая. Хорошо еще ветер обдувает меня, но зато мешает ехать быстро. Снова очередной прокол заднего колеса и хорошо, что это произошло возле кафе. Сперва поел, а потом занялся ремонтом камеры
Подводные камни при покупке нового авто
Пришла пора менять машину. Цены растут, времена не налаживаются. Сейчас или никогда. Старый свой Акцент продал, недостающую сумму взял у банка в кредит, осталось найти и купить машину. Мой безальтернативный выбор новая Нива Трэвел в комплектации комфорт. Очутившись в местном автосалоне Элвис, я с удивлением узнал, что у ВАЗа закончилась краска, поэтому все Весты и Гранты черно-белые, а Трэвелы томно-зеленого цвета (Несси). Такое положение дел обескуражило, в наличии были комфортная и люксовая обе грязно-зеленого цвета за 1 154 000 и 1 254 000 рублей соответственно. Кроме того, салон не предлагает никаких подарков, ништяков или акций, что, несомненно, навевает грусть. Знакомые посоветовали обратиться к перекупам из Тольятти. Какой-то блогер с Ютьюба (как называется канал не помню) предложил темно-зеленый Трэвел комфорт за 1 160 000 рублей. Другой товарищ Станислав Х. предложил черный цвет за 1 220 000 и уверял, что в Тольятти одна такая и все на неё охотятся. В общем, как я и подозревал, один развод. Было решено отправиться в Самару за 260 километров от дома на поиски более интересных вариантов.
12.07.2023 в 5:30 утра сел в автобус Балаково-Самара и с этого началась история приобретения моей ласточки. Попросил остановить на подъезде к Самаре напротив ТЦ Амбар на Южном шоссе. Захожу в салон Самара-Авто LADA (без всяких причин, просто это первый салон по дороге) и с ходу говорю: «Дайте мне белую Ниву Трэвел в комплектации комфорт!». Специалист по продажам, не моргнув глазом отвечает: «Да пожалуйста, вон одна у вас за спиной, другая в боксе стоит, выбирайте». Воодушевленный, направляюсь к столу отдела продаж, заключаем предварительный договор купли-продажи. Для тех, кто не знает, что входит в комплектацию комфорт: самое главное кондиционер, передние стеклоподъемники, обогрев передних сидений и зеркал, резиновые коврики, дополнительная защита радиатора, защита картера двигателя, и всё это удовольствие за 1 160 000 рублей. Я (по собственной воле!) решил заодно приобрести антикоррозионную обработку за 16 000 и установку музыки за 5 000 рублей. Магнитолу и динамики купил в ДНС через дорогу, так как специалист уверил в скудности выбора и сомнительном качестве имеющейся в салоне музыки. Поясню, в этой комплектации есть только аудиоподготовка для установки 1-дин магнитолы и двух 13-см динамиков в карты передних дверей. Выбрал процессорную магнитолу Пролоджи и широкополосные динамики Урал, специалист в последствии заметил, что штатная система так не поет. Подписав все бумаги и оставив всё это добро, я отправился к родным ожидать следующего дня, когда смогу забрать свою ласточку и умчать домой.
13.07.2023 хожу из угла в угол, время почти 12:00, раздается звонок, я с трепетом жму на зеленую кнопку и узнаю, что на машине я никуда не поеду сегодня, а также завтра и послезавтра. Специалист по продажам, с которым мы общались на кануне, с сожалением сообщил, что АвтоВАЗ приостановил продажу партии Трэвелов из-за обнаруженного заводского брака или недоработки. Якобы проблемы с топливопроводом. Как в песне Ломового, уголки моего рта опускаются, первая мысль, какие-то хитрые махинации. Звоню на горячую линию АвтоВАЗа, полчаса жду своей очереди поговорить с оператором и выясняю, что действительно завод заморозил всю партию по причине выявленной неисправности, связанной с безопасностью. На устранение потребуется несколько дней. Что ж ладно, выдыхаю, уже не такой расстроенный, собираюсь и еду домой.
17.07.2023 звоню в автосалон, обещанные несколько дней прошли. Специалист по продажам ответил, что завод только-только прислал методические указания по устранению неисправности, теперь ждут запчасти.
19.07.2023 вечером поступает звонок из автосалона. Специалист радостно сообщил, что машина должна быть готова к 23-му, в том числе должны снять все ограничения. Я, не разделяя его радости, попросил позвонить, когда машина железно и безоговорочно будет готова покинуть салон.
22.07.2023 вечером звонит сотрудник салона и с облегчением говорит: «Всё в порядке, хоть завтра можете забрать машину». Я, окрыленный бросаюсь искать билеты до Самары. Билетов нет. На Блаблакаре нашелся попутчик, как оказалось непростой.
23.07.2023 рано утром сажусь на попутку. Чувак путешествует на желтом хиппи-мобиле с кошкой по кличке Лиза. Он следовал из Краснодара в Самару, затем в Тверь и Москву, а потом куда кривая выведет. В таком обществе дорога пролетела незаметно. Выхожу всё у того же Амбара, желаю попутчику удачи, иду воодушевленный в салон. Дальше ничего особенного, оформление, страховка, осмотр машины заняли пару часов. Цена не изменилась. Сел за руль, с трепетом повернул ключ зажигания (ключ, кстати не выкидной, закончились) и отправился на ближайшую заправку, в баке то бензина всего литра три. В семистах метрах от салона оказалась отличная заправка Тебойл, хороший бензин, полного бака на не обкатанном двигателе мне хватило почти на 700 км. До дома добрался уже без приключений. Вот такой тернистый путь я прошел к новому автомобилю.
Тольятти. ВАЗ с окрестностями и советский модернизм 1970-х
Продолжаем тольяттинско-самарский цикл. В поездке в город Тольятти главной целью для нас был район ВАЗа – Волжского автомобильного завода. Того самого главного советского завода, который выпускал большую часть легковых авто для необъятных просторов СССР и стран Варшавского договора. Находится этот район в дальнем конце Тольятти, если ехать от Самары, поэтому добираться туда довольно долго.
2. Когда мы приехали на станцию «Жигулёвское море», то сели там на маршрутку, которая ехала в Автозаводский район. Маршрутки в Тольятти тесные и там ничего не видно. Ходит ещё старьё, которое в Питере ушло в небытие ещё в нулевые годы. В общем, ехали-ехали, больше часа! Пробирались по каким-то бесконечным улицам, заворачивали в проезды, везде всё одинаковое и типовое. Мы боялись проехать свой объект и раза три спрашивали у водителя через вырезанную в салоне дырочку, скоро ли мы приедем? И все три раза водитель невозмутимо отвечал, что ехать ещё далеко, сидите спокойно. Под конец мы уже начали нервничать, потому что на Тольятти у нас было отпущено не очень много времени. А получилось так, что маршрутка съела 1 час 15 минут – слишком много!
3. Наконец в какой-то момент водитель оглянулся и объявил, что мы подъезжаем. Я заглянул вперёд через слепое окошко и увидел, что мы едем по широченному шоссе, крапает дождь, всё серо, мрачно и уныло. Но ничего не поделаешь, надо выходить, коли собрались.
4. Вышли недалеко от заводоуправления ВАЗа. Пространства тут, как и везде в Тольятти, реально огромные. На карте заводоуправление было показано небольшим квадратиком, но на месте оказалось здоровенным комплексом.
5. За ним по карте располагался циклопический корпус №1 длиной 3100 м, но его даже не было видно. Во-первых, он находился в глубину примерно 100 м от заводоуправления, а во-вторых, он был совсем низеньким, это же не авиазавод! Так что никакого особого впечатления от самого завода не возникло, он весь был в глубине и сравнительно невысокий. Он не дымил, не был высотным, и возникало ощущение, что за административным зданием просто какие-то обширные совхозные поля. Ощущение, конечно, ложное, но чувство было именно такое. Впрочем, теперь давайте подойдём к импровизированной площади перед входом в кадры.
Часть территории ВАЗА. Высотка вдали - мы стоим именно так. За ней - остальной завод.
6. Центральным объектом мини-площади служит памятник-бюст первому директору ВАЗа – Виктору Николаевичу Полякову.
7. А по бокам от бюста стоят металлические стенды с историей ВАЗа. Общий вид ВАЗовской площади. За обрезом здания (слева) пространство кажется пустым, но на самом деле в глубине 100 м находится главный конвейер ВАЗа.
8. На стендах можно встретить всякие курьёзные факты. Вот, например, о том, что автомобилем столетия в России был признан ВАЗ 2101 по прозвищу «копейка».
9. Мы попали сюда аккурат в год пятидесятилетия завода. Стенд сообщает нам, что история Лады и ВАЗа началась 19 апреля 1970 года. Но на массовое производство вышли в августе 1970 г. Тогда же начались и продажи первых «Жигулей».
10. Посмотрим на общий вид заводоуправления. Оно явно обновлено и в советское время, наверное, выглядело иначе.
11. Начал искать советское фото и с удивлением обнаружил, что "башню" начали строить ещё в начале 1980-х, но до конца СССР... так и не достроили! Заканчивали её уже при гендиректоре Каданникове, аж в 1996-м. Фото 1991 года.
12. Вообще, офисный небоскрёб ВАЗа – хороший ориентир при походах в этом районе.
13. Дальше мы сделали попытку пройти по периметру территории по широкому тротуару вдоль Южного шоссе. Сразу же столкнулись с интересным феноменом: по обе стороны от тротуара, как со стороны территории, так и со стороны шоссе, через определённые промежутки стояли вахтовые будки с охранниками, так что мы были как бы одинокими объектами наблюдения. Вроде бы мы ничего не нарушаем и идём по общедоступной зоне, но за нами внимательно наблюдают с обеих сторон этого тротуара.
14. За периметром, по левую сторону, был расположен испытательный трек автомобилей ВАЗа, из которого было несколько закрытых выездов с фирменной эмблемой ВАЗа.
14а. А вот так выглядел этот трек в конце 1970-х.
15. Дальше на восток между тротуаром и периметром собственно ВАЗа было посажено два ряда сплошных зелёных кустов, через которые не было видно вообще ничего.
16. Оглянемся назад: вот такие будочки, как слева, стояли через определённые промежутки по этой дороге. Справа за забором – территория предприятия. За нами смотрят :)
17. На верхушке ВАЗовского небоскрёба – громадная эмблема «Лады», видимая издалека.
18. А вот и полуприцеп с машинками тяжко ползёт. В него влезло, кажется, аж восемь штук сразу.
19. В районе главного офиса ВАЗа Южное шоссе делает большой плавный изгиб с круговой развязкой. Светофоры расположены очень далеко друг от друга. Чтобы обойти всё это безобразие по правилам, нужно пройти километра два, поэтому приходится нарушать правила и последовательно перебегать эти широкие автомобильные "каналы".
20. Следующая наша цель находится на другой стороне Южного шоссе. По карте вроде близко, но пробирались мы туда почти полчаса, через асфальтовые реки и каналы. И вот подходим к корпоративному университету ВАЗа, ранее – учебному центру и автомобильному втузу. Территория опять огромная и просторная. Вроде бы и за газонами ухаживают, всё посажено аккуратно, но над всем этим лежит какая-то невидимая печать запустения. Тихо, никаких людей. Впрочем, мы тут были в субботу.
21. Левое низкое крыло занимает музей АвтоВАЗа. Он был, естественно, закрыт в связи с коронавирусом.
22. Музейное крыло университета ‒ необъятной длины. Здесь всё гигантское и везде надо идти до соседних зданий сотни метров.
23. Плитка, как и в первых жилых микрорайонах, явно лежит ещё с тех времён, с 1970-х. Есть в ней что-то такое античное, древнесоветское. Поневоле думаешь – может, это лет через 80 будут наши советские Термы Каракаллы?
24. А вот Учебный центр ВАЗа остался глубоко советским, без всякой новомодной стеклобетонной цветной модернизации. Поздравляю, мы сейчас стоим прямо в 1975 году!
25. Модернистский вход по моде полувековой давности.
26. Ну что ж, полюбуемся на скромное обаяние советского модернизма и идём дальше.
27. Опять нужно преодолеть циклопические пространства автомобильных рек Тольятти...
28. Через шоссе, напротив заводоуправления, высится ориентир автомобильного храма. Это часовня Михаила Архангела.
29. Понятно, что в советское время этого объекта не было, и автомобильную часовню поставили только в 1997 г. во исполнение решения совета директоров АвтоВАЗа.
30. Ещё один циклопический объект советского модернизма – научно-технический центр ВАЗа. Причём с этой стороны мы видим только лицевой фасад, а само здание по объёму огромно и простирается с тыла ещё на несколько сот метров. Но туда мы не пошли, потому что каждый прыжок от здания к зданию занимает минимум 15-20 минут, на этих циклопических нечеловеческих пространствах.
31. Идём дальше вдоль Южного шоссе мимо одной из недействующих мертвых проходных.
32. Ходим уже в этом районе больше часа, но так и не отдалились от ВАЗовского небоскрёба, который маячит в перспективе. Асфальтово-газонные пространства без какой-либо застройки здесь реально циклопические.
33. Нашей следующей целью был музей имени К. Г. Сахарова. Не того Сахарова, который академик и диссидент, а совсем другого Сахарова. Здесь расположен столь же гигантский, как и сам ВАЗ, музейный комплекс с натурными экспонатами. Только вдоль его забора до проходной мы шли ещё 25 минут, уже начиная выбиваться из сил. И когда мы подошли к кассовому павильону, то поняли – туда мы не пойдём, потому что на такой циклопический музей нужен целый день, не меньше.
34. Вот мы заглянули через один из просветов внутрь. Там, на территории, был виден целый железнодорожно-паровозный городок. И это - только небольшая часть этого мега-музея!
35. Но, конечно, самый топовый экспонат Тольяттинского научно-технического музея – это подводная лодка в степях Жигулёвщины. На этом, пожалуй, я и остановлю своё повествование :)
От музея мы стали бесплодно дожидаться автобуса или маршрутки. Но бессмысленно. Решили вызвать такси. Но и это не прокатило - сюда почему-то неохотно ехали. Опять пошли назад, а потом нашли остановку и сели, проехав до района Первых Пятиэтажек Автограда. Впрочем, про это я уже рассказал в предыдущей серии, так что дальше покажу начальное Тольятти, самое близкое к Самаре.
Продолжение поволжской серии следует.
Тольятти. Первые пятиэтажки автограда
Тольятти. Первые пятиэтажки автограда (1970-73 гг.)