Советская наука и государство
Продолжаю говорить об отношениях науки с государством. Где истоки такого отношения ученых к государству и народу? А в недавнем прошлом...
Начинаю публикацию моих новых книг! Налетай — покупай, и читай, читай, читай!))) Первая книга — «Охота на Шамбалу»
Нет ничего нового в том, что и коммунисты, и нацисты рвались к «тайнам Шамбалы»: рассчитывали использовать в своих целях неведомые мистические и магические силы. В 1937 году два главных героя участвуют в походах с целью отыскать и подчинить себе Шамбалу! Но - с разных сторон. Им предстоит изменить представления о мире. Файлы PDF, EPUB, FB2, MOBI, DJVU, AZW3, PDB.
Идеологическое голодание
Рассказчики про плоскую землю и катастрофы 19 века меня сейчас не очень интересуют: их мотивация ясна. Зато гораздо интереснее другое: зачем их слушают? Ведь тысячи людей внимают этим бредням. И, что самое страшное, верят. Что это за потребность такая - внимать бреду? Откуда это у современных и даже образованных людей? Разбираю потребности людей, предысторию вопроса. Такая вот анатомия явления.
Как академик Амосов спас Буровского
На своем собственном примере показываю двойственность жизни в Советском Союзе, где самые высокие достижения науки и мысли соседствовали с самыми низменными явлениями...
Летающая лодка Бе-12 в ММО
Летающая лодка Бе-12 в ММО
БАМ-1980. Дембельский альбом
БАМ-1980. Дембельский альбом
20 лет назад. Вып. 17, 31 июля 2004. Лужковская Москва, часть 2
20 лет назад. Выпуск 17, 31 июля 2004. Лужковская Москва, часть 2
БАМ-2024. VI — От Хани до Юктали
БАМ-2024. VI — От Хани до Юктали
Заветы Ильича, ч. 3: театр ТОФа и окрестности
Заветы Ильича, ч. 3: театр ТОФа и окрестности
Новый Ургал: дворы и окраины
Посмотрев центр Нового Ургала, теперь пройдёмся по его дворам и окраинам.
Поселок (его жилая часть) очень компактен, и можно обойти его по периметру примерно за час с небольшим.
1. Странный плакат на новоургальской гостинице по ул. Киевская. Три раза употреблен «посёлок» и два раза — «город».
2. Ну что же, проходим за самый высокий дом посёлка (показан в предыдущей части) и идём тропками по дворам.
3. БАМовские пятиэтажки с верхним украинским узором.
4. Остановка на перекрестье ул. Киевской и 60-летия образования СССР. Остановок в городе всего две.
5. Основной местный транспорт — ПАЗик. Главный маршрут этих мест — Новый Ургал — Чегдомын, примерно 24-25 км.
6. Здесь украинсие орнаменты не только по верхнему поясу дома, но и на балконах.
7. Подъезды в основном открыты (где-то 70% на 30%). Видимо, бытовой преступности почти нет.
8. Ностальгические японотачки старого привоза.
9. Ещё вид подъезда. Тут интересна старая жёлто-коричневая плитка.
10. Улица Донецкая.
11. Дворы, как и в Северобайкальске, «лесные» — с мощными деревьями.
12. Выходим на главную улицу посёлка — Киевскую.
13. Парадные выходы на променад заняты торговыми заведениями.
14. Ближе к окраинам — другие проекты, без украинских орнаментов. И вообще, дома другие.
15. Южная окраина посёлка. Дальше уже лес.
16. Баптистская церковь примыкает к лесу.
17. Недострой по ул. Южной. Стоит с советских времён БАМа, когда тут остановилась активность.
18. Школа тоже с украинскими узорами.
19. Улица Молодёжная замыкает периметр с востока.
20. Плитка лежит с советских бамовских времён, наивысшего процветания.
21. От посёлка, стоящего на плато, лестница ведет к автотрассе, которая «облизывает» посёлок снизу. За трассой — тайга.
22. Два дома стоят под прямым углом, обозначая границы посёлка. Дальше надо поворачивать и опять идти к ТЦ.
Продолжение следует.
Новый Ургал: центр
Посмотрим теперь собственно Новый Ургал, его центральную и спальную части. Сам посёлок находится на возвышенном плато, а вокзал, котельные и пути БАМа — в низине. Таким образом, он обдуваем зимой и морозы наверху более умеренные — холодный воздух в котловине не застаивается. Вообще, Новый Ургал-спальник производит впечатление компактного и аккуратного по планировке города — «поселкового» в нём ничего нет. Даже в плакатах он самоназывает себя городом — увидите в этом фотосете. Начнём обзор с обширной центральной площади, поднявшись к ней по длинной лестнице от вокзала.
1. На самом входе на площадь от лестницы стоит куб-памятник военным строителям — своего рода символ Нового Ургала.
2. Справа стоит здоровенный ДК Железнодорожников, явно обшитый в современности чем-то. Плитка — старорежимная советская, положенная 42-45 лет назад, при обустройстве посёлка. До сих пор ровная!
3. Площадь носит имя не Ленина, а полковника ЖДВ К. Д. Курочкина.
4. Вид назад, на мега-спуск к вокзалу. Интересно, как тут зимой — чистят ли?
5. Другая грань ургальского куба.
6. Напротив, через площадь — пятиэтажки с украинским орнаментом поверху (строили Ургал отряды с УССР).
7. Площадь в утреннем раннем солнце (пришёл сюда в 6.20 утра).
8. Если пойти прямо к высокому красному дому — то в сквере стоит камень первопроходцев (заложен 7 ноября 1974).
9. И собственно этот красный дом. Кажется, он тут самый высокий в посёлке.
10. Вид с тыла. 9 этажей — но высоких этажей!
11. Слева же от ургальского куба стоит местный ТРЦ, где сосредоточена торговля и быт. Судя по его внешности, его явно надстраивали и увеличивали.
12. Надпись на боковой стене ТРЦ.
13. От площади вбок уходит главная улица — Киевская (по имени города, который его строил). Архитектура начала 1980-х.
14. И плакат, где Ургал самоназывает себя городом :)
15. Дома по Киевской ул. тоже с украинским пояском-орнаментом.
16. И ещё раз вид на центр, с восточной стороны.
Теперь пойдём вглубь посёлка и посмотрим застройку и дворы.
Продолжение следует.
Транссиб-2004 (ч.3). Рязань, ж/д часть
Продолжаю пост про Рязань, я там не все выложил в предыдущей части. На следующий день мы поехали в район второго рязанского вокзала - Рязань-2, чисто посмотреть. Конфигурация рязанского узла складывалась ещё 130-150 лет назад. Сперва построили "английскую" (левостороннюю) линию Москва - Рязань, обществом фон Мекка, Московско-Казанской железной дороги (1864). Ту линию решили вести дальше на Казань, однако приступили к этому уже в 1890-е, почти через 30 лет. Там появился вокзал Рязань-1.
Но почти сразу к этой линии предприниматель П.Г. фон Дервиз решил пристроить "хлебную" линию, которая повторяла главный маршрут гужевых повозок с зерном на Москву - то есть, линию на Ряжск - Козлов, затем и на Тамбов. Поскольку частники предпочитали строить свои вокзалы, где обслуживали свои составы - то буквально в километре от Рязани-1 появилась и Рязань-2 - на примыкании. Вот её-то мы и заехали посмотреть. Оттуда идёт линия на Ряжск - Козлов (Мичуринск).
1. Подходим к вокзалу Рязань-2. Он невероятно уныл.
2. На парковке - ни одной импортной машины. Все ещё отечественные, старенькие. Зал ожидания выполнен в стиле 1960-х.
3. Расписание при этом тут больше, чем на главной Рязани-1. Все поезда на Среднюю Азию, Казахстан и на Северный Кавказ проходят именно по ряжскому ходу.
4. Камеры хранения тоже советские. Покупаешь советскую "пятнашку" за 30 рублей и клади вещи.
5. На перроне. В этот момент как раз пришёл скорый поезд Москва - Бишкек.
6. Киргизы цвет не перекрашивали, так и остался советский темно-зеленый.
7. Но эмблему ж/д заменили на свою, раньше тут красовался советский герб от МПС.
8. Вид на здание вокзала Рязань-2 от поезда. Мрачно, уныло, симметрично. Сейчас его, кстати, уже перестроили.
9. Ладно, посмотрели и уходим снова в город. Ух, тут до сих пор ходят старенькие "Икарусы"!
10. Путепровод по линией на Рязань-1.
11. Бочка с квасом. Но уже вместо привычных кружек - пластиковые стаканчики.
12. Фото на фоне Сергея Есенина. Жарко.
13. Троллейбусы тут очень старенькие, зачуханные. Наверное, со времён почившего СССР не закупали. А ведь прошло уже 13 лет после его распада!
14. Центральная улица Ленина.
15. Она же - Астраханская. По этой линии, видимо, шёл тракт на юг. И телефоны-автоматы, причём слева - ещё советский!
16. А это - саксонский сервиз моей тётушки, точней младшей сестры моего деда. Она тогда ещё была жива. В молодости они жили в Германии, где её муж служил военврачом в ГСВГ (1952-1957), там и обзавелись.
17. Вокзал Рязань-1. Это мы уже уезжаем обратно в столицу. Обратите внимание на парковку - только отечественные машины. Провинция небогата.
18. Интерьер межгородского экспресса ЭД4МК на Москву. Тогда такой салон считался очень крутым, экспрессы недавно запустили.
19. Автор в салоне. Хорошо тут! И прохладно, что невероятно круто.
20. Переезжаем Оку в Коломне, она тут очень широкая. Держим путь на Москву!
Ну а о лужковской Москве-2004 будут отдельные посты, пара штук. Следите за продолжением саги!
Продолжение следует.
Дневник Перископа. 14-17 ноября 1982. Похороны Брежнева и сразу после
Дневник Перископа. 14-17 ноября 1982. Похороны Брежнева и сразу после
Дневник Перископа. 11-13 ноября 1982. Смерть Брежнева
Дневник Перископа. 8-10 ноября 1982
Дневник Перископа. 8-10 ноября 1982
Дневник Перископа. 16 октября 1989
Дневник Перископа. 16 октября 1989
Парадный Нижний Тагил. Прогулка от вокзала к Пруду
Парадный Нижний Тагил. Прогулка от вокзала к Пруду
Какие поезда ходили от Москвы в 1942 году?
Какие поезда ходили от Москвы в 1942 году. Анализ исторического расписания Западного фронта
Тольятти. ВАЗ с окрестностями и советский модернизм 1970-х
Продолжаем тольяттинско-самарский цикл. В поездке в город Тольятти главной целью для нас был район ВАЗа – Волжского автомобильного завода. Того самого главного советского завода, который выпускал большую часть легковых авто для необъятных просторов СССР и стран Варшавского договора. Находится этот район в дальнем конце Тольятти, если ехать от Самары, поэтому добираться туда довольно долго.
2. Когда мы приехали на станцию «Жигулёвское море», то сели там на маршрутку, которая ехала в Автозаводский район. Маршрутки в Тольятти тесные и там ничего не видно. Ходит ещё старьё, которое в Питере ушло в небытие ещё в нулевые годы. В общем, ехали-ехали, больше часа! Пробирались по каким-то бесконечным улицам, заворачивали в проезды, везде всё одинаковое и типовое. Мы боялись проехать свой объект и раза три спрашивали у водителя через вырезанную в салоне дырочку, скоро ли мы приедем? И все три раза водитель невозмутимо отвечал, что ехать ещё далеко, сидите спокойно. Под конец мы уже начали нервничать, потому что на Тольятти у нас было отпущено не очень много времени. А получилось так, что маршрутка съела 1 час 15 минут – слишком много!
3. Наконец в какой-то момент водитель оглянулся и объявил, что мы подъезжаем. Я заглянул вперёд через слепое окошко и увидел, что мы едем по широченному шоссе, крапает дождь, всё серо, мрачно и уныло. Но ничего не поделаешь, надо выходить, коли собрались.
4. Вышли недалеко от заводоуправления ВАЗа. Пространства тут, как и везде в Тольятти, реально огромные. На карте заводоуправление было показано небольшим квадратиком, но на месте оказалось здоровенным комплексом.
5. За ним по карте располагался циклопический корпус №1 длиной 3100 м, но его даже не было видно. Во-первых, он находился в глубину примерно 100 м от заводоуправления, а во-вторых, он был совсем низеньким, это же не авиазавод! Так что никакого особого впечатления от самого завода не возникло, он весь был в глубине и сравнительно невысокий. Он не дымил, не был высотным, и возникало ощущение, что за административным зданием просто какие-то обширные совхозные поля. Ощущение, конечно, ложное, но чувство было именно такое. Впрочем, теперь давайте подойдём к импровизированной площади перед входом в кадры.
Часть территории ВАЗА. Высотка вдали - мы стоим именно так. За ней - остальной завод.
6. Центральным объектом мини-площади служит памятник-бюст первому директору ВАЗа – Виктору Николаевичу Полякову.
7. А по бокам от бюста стоят металлические стенды с историей ВАЗа. Общий вид ВАЗовской площади. За обрезом здания (слева) пространство кажется пустым, но на самом деле в глубине 100 м находится главный конвейер ВАЗа.
8. На стендах можно встретить всякие курьёзные факты. Вот, например, о том, что автомобилем столетия в России был признан ВАЗ 2101 по прозвищу «копейка».
9. Мы попали сюда аккурат в год пятидесятилетия завода. Стенд сообщает нам, что история Лады и ВАЗа началась 19 апреля 1970 года. Но на массовое производство вышли в августе 1970 г. Тогда же начались и продажи первых «Жигулей».
10. Посмотрим на общий вид заводоуправления. Оно явно обновлено и в советское время, наверное, выглядело иначе.
11. Начал искать советское фото и с удивлением обнаружил, что "башню" начали строить ещё в начале 1980-х, но до конца СССР... так и не достроили! Заканчивали её уже при гендиректоре Каданникове, аж в 1996-м. Фото 1991 года.
12. Вообще, офисный небоскрёб ВАЗа – хороший ориентир при походах в этом районе.
13. Дальше мы сделали попытку пройти по периметру территории по широкому тротуару вдоль Южного шоссе. Сразу же столкнулись с интересным феноменом: по обе стороны от тротуара, как со стороны территории, так и со стороны шоссе, через определённые промежутки стояли вахтовые будки с охранниками, так что мы были как бы одинокими объектами наблюдения. Вроде бы мы ничего не нарушаем и идём по общедоступной зоне, но за нами внимательно наблюдают с обеих сторон этого тротуара.
14. За периметром, по левую сторону, был расположен испытательный трек автомобилей ВАЗа, из которого было несколько закрытых выездов с фирменной эмблемой ВАЗа.
14а. А вот так выглядел этот трек в конце 1970-х.
15. Дальше на восток между тротуаром и периметром собственно ВАЗа было посажено два ряда сплошных зелёных кустов, через которые не было видно вообще ничего.
16. Оглянемся назад: вот такие будочки, как слева, стояли через определённые промежутки по этой дороге. Справа за забором – территория предприятия. За нами смотрят :)
17. На верхушке ВАЗовского небоскрёба – громадная эмблема «Лады», видимая издалека.
18. А вот и полуприцеп с машинками тяжко ползёт. В него влезло, кажется, аж восемь штук сразу.
19. В районе главного офиса ВАЗа Южное шоссе делает большой плавный изгиб с круговой развязкой. Светофоры расположены очень далеко друг от друга. Чтобы обойти всё это безобразие по правилам, нужно пройти километра два, поэтому приходится нарушать правила и последовательно перебегать эти широкие автомобильные "каналы".
20. Следующая наша цель находится на другой стороне Южного шоссе. По карте вроде близко, но пробирались мы туда почти полчаса, через асфальтовые реки и каналы. И вот подходим к корпоративному университету ВАЗа, ранее – учебному центру и автомобильному втузу. Территория опять огромная и просторная. Вроде бы и за газонами ухаживают, всё посажено аккуратно, но над всем этим лежит какая-то невидимая печать запустения. Тихо, никаких людей. Впрочем, мы тут были в субботу.
21. Левое низкое крыло занимает музей АвтоВАЗа. Он был, естественно, закрыт в связи с коронавирусом.
22. Музейное крыло университета ‒ необъятной длины. Здесь всё гигантское и везде надо идти до соседних зданий сотни метров.
23. Плитка, как и в первых жилых микрорайонах, явно лежит ещё с тех времён, с 1970-х. Есть в ней что-то такое античное, древнесоветское. Поневоле думаешь – может, это лет через 80 будут наши советские Термы Каракаллы?
24. А вот Учебный центр ВАЗа остался глубоко советским, без всякой новомодной стеклобетонной цветной модернизации. Поздравляю, мы сейчас стоим прямо в 1975 году!
25. Модернистский вход по моде полувековой давности.
26. Ну что ж, полюбуемся на скромное обаяние советского модернизма и идём дальше.
27. Опять нужно преодолеть циклопические пространства автомобильных рек Тольятти...
28. Через шоссе, напротив заводоуправления, высится ориентир автомобильного храма. Это часовня Михаила Архангела.
29. Понятно, что в советское время этого объекта не было, и автомобильную часовню поставили только в 1997 г. во исполнение решения совета директоров АвтоВАЗа.
30. Ещё один циклопический объект советского модернизма – научно-технический центр ВАЗа. Причём с этой стороны мы видим только лицевой фасад, а само здание по объёму огромно и простирается с тыла ещё на несколько сот метров. Но туда мы не пошли, потому что каждый прыжок от здания к зданию занимает минимум 15-20 минут, на этих циклопических нечеловеческих пространствах.
31. Идём дальше вдоль Южного шоссе мимо одной из недействующих мертвых проходных.
32. Ходим уже в этом районе больше часа, но так и не отдалились от ВАЗовского небоскрёба, который маячит в перспективе. Асфальтово-газонные пространства без какой-либо застройки здесь реально циклопические.
33. Нашей следующей целью был музей имени К. Г. Сахарова. Не того Сахарова, который академик и диссидент, а совсем другого Сахарова. Здесь расположен столь же гигантский, как и сам ВАЗ, музейный комплекс с натурными экспонатами. Только вдоль его забора до проходной мы шли ещё 25 минут, уже начиная выбиваться из сил. И когда мы подошли к кассовому павильону, то поняли – туда мы не пойдём, потому что на такой циклопический музей нужен целый день, не меньше.
34. Вот мы заглянули через один из просветов внутрь. Там, на территории, был виден целый железнодорожно-паровозный городок. И это - только небольшая часть этого мега-музея!
35. Но, конечно, самый топовый экспонат Тольяттинского научно-технического музея – это подводная лодка в степях Жигулёвщины. На этом, пожалуй, я и остановлю своё повествование :)
От музея мы стали бесплодно дожидаться автобуса или маршрутки. Но бессмысленно. Решили вызвать такси. Но и это не прокатило - сюда почему-то неохотно ехали. Опять пошли назад, а потом нашли остановку и сели, проехав до района Первых Пятиэтажек Автограда. Впрочем, про это я уже рассказал в предыдущей серии, так что дальше покажу начальное Тольятти, самое близкое к Самаре.
Продолжение поволжской серии следует.
Тольятти. Первые пятиэтажки автограда
Тольятти. Первые пятиэтажки автограда (1970-73 гг.)