logo
Антонина Листопадова  Тут есть что почитать // Фронтенд-разработчик и тимлид. Веду блог и youtube-канал о разработке, soft-skills, трудоустройстве и найме. Читаю и периодически пишу о книгах.
О проекте Просмотр Уровни подписки Фильтры Обновления проекта Контакты Поделиться Метки
Все проекты
О проекте
Привет! Я — Тоня, фронтенд-разработчик и тимлид. Веду блог и youtube-канал о разработке, soft-skills, трудоустройстве и собеседованиях. Ещё много читаю и периодически пишу о книгах.
Тут веду подписки:
  • Базовая подписка — тут живут расширенные версии публичных постов и дополнительные.
  • Newsletter-подписка с перечнем прочитанных/посмотренных мною материалов за месяц + всё из пункта выше.
  • Для тимлидов и желающих в них расти + всё из пункта выше.
Подробнее о начинке — в описании уровней подписок.
Ранее подписки были на Patreon, затем в Telegram. Сейчас тут полностью актуальная версия — все посты перевезла, все новые будут тут.
Публикации, доступные бесплатно
Уровни подписки
Единоразовый платёж

Для тех, кто зашёл не чтобы подписаться, а просто чтобы сказать за что-то спасибо💜

Помочь проекту
Teamlead 1 000₽ месяц

Всё из карьерной подписки + дополнительный контент

Цель этой подписки — помочь руководителям: наставникам, тимлидам, менеджерам и др. И сайдэффектом помочь ещё и их подчинённым

Для кого:

- Уже руководители

- Планирующие ими стать

- Хочет расти карьерно и эффективнее взаимодействовать

- Хочет лучше понимать процессы в команде, менять их и выстраивать

- Не хочет ограничиваться формальным карьерным ростом

Темы обсуждаются с позиции руководителя для позиции руководителя

Рубрики и темы:

- Teamlead дневник. Веду с первой недели в роли тимлида. Заметки из опыта, мысли и о рутине. Периодически случаются "посты в посте" — отдельные темы в рамках дневника

- О построении команд, культуре, менеджменте, найме, онбординге

- Конспекты и тезисы с эфиров, конференций, выступлений, вебинаров и прочих обучений

+ чат в telegram и random coffee: https://sponsr.ru/alistopadova/30673/

Подписка существует с августа 2021

Оформить подписку
Фильтры
Обновления проекта
Поделиться
Метки
Читать: 12+ мин
logo Антонина Листопадова

А точно ли нужен именно наставник/ментор?

Доступно подписчикам уровня
«Teamlead»
Подписаться за 1 000₽ в месяц

Варианты менторства; и тут тоже неожиданно хорошо подошёл вопрос: "на какую роль ищем?"

Читать: 9+ мин
logo Антонина Листопадова

Удовлетворённость от работы, планирование карьеры и работы, движение в нужную сторону, снижение стресса на работе и от рабочих ситуаций

Доступно подписчикам уровня
«Teamlead»
Подписаться за 1 000₽ в месяц

Тезисы к двум докладам с TeamLead conf++ и мои дополнения; какие потребности закрывает и не закрывает работа сейчас и про планирование карьеры; кому принадлежит ваше время?

Читать: 12+ мин
logo Антонина Листопадова

"Как пройти собеседование, если вам очень страшно" и инициатива на собеседовании

Доступно подписчикам уровня
«Teamlead»
Подписаться за 1 000₽ в месяц

5 принципов динамичного общения во время собеседования; инициатива на собеседовании; о чём спросить интервьюера; несколько идей из книги Дэвида Бернса "Хорошее настроение" из главы о прохождении собеседований: "Как пройти собеседование, если вам очень страшно"

Читать: 12+ мин
logo Антонина Листопадова

Teamlead дневник 2.16

Доступно подписчикам уровня
«Teamlead»
Подписаться за 1 000₽ в месяц

Переживания и планы; аналог треугольника "быстро, качественно, дёшево" для руководителей; "как бы изменилось моё решение/выбор/ответ/поведение в этой ситуации, если бы я была собственником этой компании"; заметки из видео П. Гительмана с вопросами о работе с командой; манипуляции и прозрачность; сначала обсуждать и договариваться, затем делать; пара примеров манипуляций и "что делать"

Читать: 9+ мин
logo Антонина Листопадова

Если страшно «мечтать по-крупному» и комфортно ограничиться скромной целью, но хочется больше

Доступно подписчикам уровня
«Teamlead»
Подписаться за 1 000₽ в месяц

Не «кем себя вижу через...», а «кем хотелось бы себя видеть через...» и «вот бы через Х лет». Цели и мечты. План и планирование. Прокрастинация и мотивация. Если страшно «мечтать по-крупному» и комфортно ограничиться скромной целью, но хочется больше

Читать: 6+ мин
logo Антонина Листопадова

Двойные стандарты оценки. Когда скромность скорее эгоизм. Кто влияет на происходящее и процессы. Почему одни растут, а другие буксуют

Доступно подписчикам уровня
«Teamlead»
Подписаться за 1 000₽ в месяц

Читать: 12+ мин
logo Антонина Листопадова

Teamlead дневник 2.14

Доступно подписчикам уровня
«Teamlead»
Подписаться за 1 000₽ в месяц

Тренинг по публичным выступлениям; о стажировках и Летнем дне стажёра; ревизия документации; PLUS CAMP; командировка; архитектура / system design; ощущение себя ценным

Читать: 14+ мин
logo Антонина Листопадова

О переработках, часть 3. О внешних причинах переработок. Почему? | Консультации по теме: обсудить конкретные ситуации, докопаться до причин и нагенерировать "что с этим делать"

Доступно подписчикам уровня
«Teamlead»
Подписаться за 1 000₽ в месяц

Читать: 8+ мин
logo Антонина Листопадова

4 вида родительской любви и при чём тут рабочие отношения руководителя и сотрудника. Что нужно, чтобы вырасти в самостоятельного профессионала без инфантильности и психологически здорового человека

Доступно подписчикам уровня
«Teamlead»
Подписаться за 1 000₽ в месяц

Читать: 12+ мин
logo Антонина Листопадова

Переработки: две основные группы причин переработок; переработки как способ ускорения карьерного роста и почему это плохой вариант; выгорание; как это вредит команде

Доступно подписчикам уровня
«Teamlead»
Подписаться за 1 000₽ в месяц

Пришло время написать что думаю о переработках. Привычный и удобный мне формат: несколько фрагментов, разделённых между собой, но всё по одной теме.
Эта тема связана с развитием карьеры, на этот счёт есть разные мнения. Тут и проблемы с планированием и командным/личным управлением, порой это действительно рабочая необходимость, может выглядеть как способ быстрее двигаться по карьере и повышениям, может...

Читать: 8+ мин
logo Антонина Листопадова

Конспект трёхдневного курса для руководителей об инструментах развития сотрудников. Часть 2.

Доступно подписчикам уровня
«Teamlead»
Подписаться за 1 000₽ в месяц

Читать: 9+ мин
logo Антонина Листопадова

4 сорта навыков: что теряем при смене работы/профессии, а что остаётся с нами; о переходах между работами и профессиями; как нарабатывать то, что с большей вероятностью пригодится в любой ситуации. Закономерности vs. счастливые случайности

Доступно подписчикам уровня
«Teamlead»
Подписаться за 1 000₽ в месяц

Метафора о четырёх чемоданах профессионального багажа из книги Елены Резановой "Это норм! Книга о поисках себя, кризисах карьеры и самоопределении. Основано на реальных историях"; софты, харды и личные качества; базовые и фундаментальные знания; о смене профессии и сферы; вес и влияние разного рода навыков при освоении новой профессии. Когда и с кем происходят "счастливые случайности" и как на них работать

Читать: 14+ мин
logo Антонина Листопадова

Руководитель, его отношение и отношения с ним | Дополненная версия доклада в виде статьи

Доступно подписчикам уровня
«Teamlead»
Подписаться за 1 000₽ в месяц

Мой доклад на внутреннем яндексовом митапе для тимлидов разработки Медиасервисов в виде дополненной статьи. Мотивация, удержание, отношения

Читать: 6+ мин
logo Антонина Листопадова

Про уверенность в себе и своих силах. Противоположность нервозности, страху, ощущениям беспомощности, "я недостоин", "я недостаточно что-либо", "у меня не получится", "я ленивый/тупой", "это не для меня" и самосаботажу

Доступно подписчикам уровня
«Teamlead»
Подписаться за 1 000₽ в месяц

Хороший пост для начала года 😌

Читать: 11+ мин
logo Антонина Листопадова

О конкуренции и почему её нет | Продолжение темы про контент для начинающих; конкуренция и как из неё выйти; сколько времени уходит на поиск разработчика; "что я делаю, чтобы меня было выгодно выбрать?"; параллельная реальность; что со всем этим делать.

Доступно подписчикам уровня
«Teamlead»
Подписаться за 1 000₽ в месяц

Читать: 6+ мин
logo Антонина Листопадова

Нужда и ожидания в контексте собеседований (спойлер: лучше, когда нет ни того, ни другого). Что стали давать офлайн собеседования после повсеместного перевода найма в онлайн | Job search notes 1.5

Доступно подписчикам уровня
«Teamlead»
Подписаться за 1 000₽ в месяц

Читать: 12+ мин
logo Антонина Листопадова

Архитектурная секция и финалка в Яндекс на тимлида. В целом об архитектурных секциях. Снова о вопросах на собеседовании. Как прошло | Job search notes 1.4

Доступно подписчикам уровня
«Teamlead»
Подписаться за 1 000₽ в месяц

Какие из собеседований в последних трёх Job search notes были в Яндекс. Арх-я секция: примеры, вопросы, о чём поговорить. Софтовые вопросы

Читать: 12+ мин
logo Антонина Листопадова

Как давать негативную обратную связь. Техника "сэндвич", почему не рекомендую её, и как можно лучше

О ‎технике‏ ‎"сэндвич"; ‎часть ‎причин, ‎почему ‎плохо‏ ‎отношусь ‎к‏ ‎этой‏ ‎технике; ‎как ‎можно‏ ‎делать ‎лучше‏ ‎(алгоритм); ‎на ‎сравнении ‎способов‏ ‎ещё‏ ‎несколько ‎причин,‏ ‎почему ‎эта‏ ‎техника ‎в ‎моих ‎глазах ‎проигрывает‏ ‎с‏ ‎большим ‎отрывом.

Сначала‏ ‎о ‎технике‏ ‎"сэндвич". ‎Суть ‎техники ‎— ‎завернуть‏ ‎отрицательную‏ ‎обратную‏ ‎связь ‎в‏ ‎два ‎кусочка‏ ‎положительной. ‎То‏ ‎есть‏ ‎сначала ‎отметить‏ ‎что-то ‎положительное, ‎затем ‎сказать ‎о‏ ‎плохом, ‎затем‏ ‎снова‏ ‎о ‎хорошем. ‎Подсластить‏ ‎пилюлю.

Несколько ‎причин‏ ‎почему ‎плохо ‎отношусь ‎к‏ ‎этой‏ ‎технике:

1. Если ‎человек‏ ‎интересуется ‎психологией/менеджментом,‏ ‎то ‎для ‎него ‎это ‎прозрачная‏ ‎манипуляция,‏ ‎он ‎её‏ ‎знает, ‎видит‏ ‎и ‎понимает. ‎Это ‎нечестность ‎и‏ ‎скрытность‏ ‎со‏ ‎стороны ‎собеседника.

2. Этот‏ ‎приём ‎—‏ ‎простой ‎и‏ ‎популярный‏ ‎шаблон. ‎Популярный,‏ ‎потому ‎что ‎простой. ‎Он ‎довольно‏ ‎деревянный, ‎однонаправленный,‏ ‎мало‏ ‎что ‎даёт, ‎а‏ ‎при ‎неаккуратном‏ ‎использовании ‎вредит ‎больше, ‎чем‏ ‎помогает.

3. Эта‏ ‎техника ‎не‏ ‎для ‎сообщения‏ ‎любой ‎обратной ‎связи ‎в ‎принципе,‏ ‎а‏ ‎именно ‎для‏ ‎сообщения ‎отрицательной‏ ‎обратной ‎связи. ‎Это ‎способ ‎именно‏ ‎"помягче"‏ ‎подать‏ ‎отрицательную ‎обратную‏ ‎связь. ‎С‏ ‎одной ‎стороны‏ ‎хотят‏ ‎как ‎лучше,‏ ‎с ‎другой ‎— ‎это ‎пыль‏ ‎в ‎глаза.

Проблема‏ ‎в‏ ‎том, ‎что ‎изначально‏ ‎цель ‎—‏ ‎дать ‎именно ‎отрицательную ‎обратную‏ ‎связь,‏ ‎а ‎"хорошее"‏ ‎становится ‎вспомогательными‏ ‎декорациями. ‎В ‎большинстве ‎случаев ‎чувствуется‏ ‎фальшь‏ ‎и ‎неискренность.‏ ‎В ‎итоге‏ ‎из ‎сэндвича ‎"хорошо-плохо-хорошо" ‎получается ‎сэндвич‏ ‎"фальшь-плохо-фальшь".

4. Эта‏ ‎техника‏ ‎в ‎чистом‏ ‎виде ‎хорошо‏ ‎работает ‎далеко‏ ‎не‏ ‎для ‎всех.‏ ‎Это ‎сорт ‎манипулятивного ‎общения: ‎прятать,‏ ‎завуалировать ‎цель‏ ‎разговора,‏ ‎это ‎всегда ‎плохо‏ ‎и ‎нечестно.‏ ‎Но ‎может ‎сработать ‎нормально,‏ ‎если‏ ‎собеседник ‎не‏ ‎знает ‎об‏ ‎этой ‎технике ‎и ‎не ‎замечает.‏ ‎И‏ ‎— ‎опять‏ ‎же ‎в‏ ‎чистом ‎виде ‎— ‎не ‎сработает‏ ‎для‏ ‎тех,‏ ‎кто ‎"в‏ ‎теме", ‎а‏ ‎скорее ‎покажет‏ ‎попытку‏ ‎пустить ‎пыль‏ ‎в ‎глаза. ‎Для ‎отношений ‎и‏ ‎доверия ‎это‏ ‎плохо.


Есть‏ ‎способ ‎давать ‎негативную‏ ‎обратную ‎связь‏ ‎лучше ‎и ‎эффективнее ‎для‏ ‎результатов,‏ ‎отношений ‎и‏ ‎для ‎того,‏ ‎как ‎человек ‎воспримет ‎вас ‎и‏ ‎вашу‏ ‎обратную ‎связь.‏ ‎Ещё ‎этот‏ ‎способ ‎подходит ‎не ‎только ‎для‏ ‎тех,‏ ‎кто‏ ‎не ‎в‏ ‎теме, ‎а‏ ‎для ‎всех.‏ ‎Те,‏ ‎кто ‎в‏ ‎теме, ‎оценят ‎его ‎даже ‎больше.


*


О‏ ‎способе, ‎который‏ ‎мне‏ ‎нравится ‎больше ‎и‏ ‎которому ‎стараюсь‏ ‎следовать

Есть ‎проблема, ‎о ‎которой‏ ‎руководителю‏ ‎нужно ‎поговорить‏ ‎с ‎подчинённым,‏ ‎дать ‎обратную ‎связь.

Задача ‎обратной ‎связи‏ ‎не‏ ‎просто ‎её‏ ‎дать, ‎а‏ ‎к ‎чему-то ‎придти, ‎повлиять.

Нужно ‎не‏ ‎поставить‏ ‎человека‏ ‎перед ‎фактом‏ ‎«ты ‎вот‏ ‎тут ‎накосячил»,‏ ‎а‏ ‎дать ‎обратную‏ ‎связь ‎так, ‎чтобы ‎она ‎не‏ ‎демотивировала ‎(желательно,‏ ‎чтобы‏ ‎мотивировала, ‎но ‎в‏ ‎серьёзной ‎ситуации‏ ‎не ‎пойти ‎в ‎минус‏ ‎—‏ ‎хорошо) ‎и‏ ‎развивала.

Руководителю ‎важен‏ ‎не ‎факт ‎донесения ‎своей ‎оценки‏ ‎и‏ ‎мнения, ‎а‏ ‎чтобы ‎по‏ ‎итогу ‎что-то ‎изменилось ‎— ‎поведение‏ ‎и‏ ‎понимание.

Есть‏ ‎одна ‎важная‏ ‎штука, ‎ключевой‏ ‎ингредиент, ‎пока‏ ‎что‏ ‎назовём ‎его‏ ‎X, ‎вернусь ‎к ‎нему ‎в‏ ‎конце.


В ‎алгоритме‏ ‎дачи‏ ‎обратной ‎связи ‎есть‏ ‎шаги:

1. Запчасть ‎от‏ ‎Х, ‎сюда ‎вернусь ‎позже

2. Обозначить‏ ‎предмет‏ ‎разговора

3. Узнать ‎как‏ ‎человек ‎сам‏ ‎видит ‎ситуацию

4. Описать ‎факты, ‎позитивные ‎и‏ ‎негативные‏ ‎влияние ‎и‏ ‎последствия

5. Придумать ‎план‏ ‎действий

Дальше ‎шаги ‎со ‎стороны ‎сотрудника,‏ ‎а‏ ‎со‏ ‎стороны ‎руководителя‏ ‎— ‎поддержка‏ ‎и ‎благодарность.


*


Подробнее‏ ‎про‏ ‎шаги


2. Обозначить ‎предмет‏ ‎разговора

Спокойно ‎сказать, ‎что ‎хотите ‎обсудить‏ ‎то-то ‎и‏ ‎то-то.‏ ‎Обратную ‎связь ‎нужно‏ ‎давать ‎вовремя,‏ ‎а ‎не ‎сильно ‎после,‏ ‎с‏ ‎негативной ‎обратной‏ ‎связью ‎лучше‏ ‎не ‎медлить ‎и ‎не ‎копить.


3. Узнать‏ ‎как‏ ‎человек ‎сам‏ ‎видит ‎ситуацию

Перед‏ ‎тем, ‎как ‎давать ‎собственную ‎оценку,‏ ‎стоит‏ ‎узнать,‏ ‎что ‎человек‏ ‎сам ‎об‏ ‎этом ‎думает.

Может‏ ‎получиться‏ ‎так, ‎что‏ ‎он ‎и ‎сам ‎знает ‎и‏ ‎понял ‎—‏ ‎всё‏ ‎то, ‎что ‎хотели‏ ‎ему ‎сказать.‏ ‎Если ‎это ‎так, ‎гораздо‏ ‎лучше,‏ ‎если ‎он‏ ‎сам ‎об‏ ‎этом ‎расскажет.

Ещё ‎благодаря ‎этому ‎вопросу‏ ‎можно‏ ‎узнать ‎дополнительную‏ ‎информацию, ‎из-за‏ ‎которой ‎то, ‎что ‎хотели ‎сказать‏ ‎вы,‏ ‎перестанет‏ ‎быть ‎валидным.‏ ‎Потому ‎что‏ ‎узнав ‎что-то,‏ ‎иначе‏ ‎оцените ‎ситуацию.

Если‏ ‎этого ‎не ‎сделать, ‎сотрудник ‎может‏ ‎оказаться ‎в‏ ‎роли‏ ‎безапелляционно ‎обвинённого ‎без‏ ‎права ‎на‏ ‎реабилитацию. ‎И ‎далеко ‎не‏ ‎факт,‏ ‎что ‎он‏ ‎согласен ‎с‏ ‎оценкой ‎и ‎у ‎него ‎нет‏ ‎информации‏ ‎для ‎переоценки‏ ‎ситуации. ‎Но‏ ‎безапелляционность ‎может ‎поставить ‎его ‎в‏ ‎положение‏ ‎оправдывающегося.‏ ‎Это ‎слабое‏ ‎и ‎унизительное‏ ‎положение. ‎Оно‏ ‎заведомо‏ ‎невыгодное. ‎Ничего‏ ‎хорошего ‎это ‎не ‎даст ‎обоим.

В‏ ‎любом ‎случае‏ ‎этот‏ ‎вопрос ‎поможет ‎лучше‏ ‎понять, ‎чему‏ ‎стоит ‎уделить ‎больше ‎внимания.


4. Описать‏ ‎факты‏ ‎+ ‎позитивные‏ ‎и ‎негативные‏ ‎влияние ‎и ‎последствия

Важно ‎«бить ‎по‏ ‎мячу,‏ ‎а ‎не‏ ‎по ‎игроку».‏ ‎Не ‎критиковать ‎личность, ‎а ‎спокойно‏ ‎обсуждать‏ ‎действия,‏ ‎факты, ‎не‏ ‎вешать ‎ярлыки‏ ‎и ‎т.‏ ‎д.‏ ‎На ‎этом‏ ‎шаге ‎нужно ‎детальнее ‎объяснить ‎«в‏ ‎чём ‎проблема».

Рассказ‏ ‎о‏ ‎позитивных ‎и ‎негативных‏ ‎последствиях ‎—‏ ‎это ‎совместный ‎анализ ‎что‏ ‎к‏ ‎чему, ‎как‏ ‎оно ‎работает,‏ ‎почему ‎оно ‎так ‎работает, ‎как‏ ‎лучше‏ ‎делать.

Есть ‎деструктивный‏ ‎вариант ‎действий,‏ ‎нужно ‎спокойно ‎объяснить ‎почему ‎он‏ ‎деструктивный‏ ‎и‏ ‎каким ‎позитивным‏ ‎его ‎можно,‏ ‎стоит ‎или‏ ‎даже‏ ‎нужно ‎заменить.

В‏ ‎отличии ‎от ‎постановки ‎перед ‎фактом‏ ‎"ты ‎тут‏ ‎накосячил»‏ ‎в ‎этом ‎случае‏ ‎руководитель ‎и‏ ‎подчинённый ‎не ‎по ‎разные‏ ‎стороны‏ ‎баррикад, ‎а‏ ‎вместе. ‎Важно‏ ‎быть ‎рядом ‎и ‎играть ‎в‏ ‎одной‏ ‎команде, ‎быть‏ ‎за ‎одно.

Тут‏ ‎важное ‎место ‎занимает ‎тот ‎самый‏ ‎X,‏ ‎к‏ ‎которому ‎вернусь‏ ‎в ‎конце,‏ ‎но ‎упомянуть‏ ‎его‏ ‎тут ‎стоит.

Не‏ ‎сказать ‎человеку, ‎что ‎что-то ‎плохо,‏ ‎а ‎помочь‏ ‎начать‏ ‎делать ‎лучше ‎—‏ ‎в ‎конечном‏ ‎счёте ‎обоим ‎нужно ‎именно‏ ‎это.

Для‏ ‎сотрудника ‎одиночное‏ ‎«я ‎плохой»‏ ‎— ‎это ‎демотивация ‎и ‎отдаление‏ ‎от‏ ‎руководителя.

Если ‎руководитель‏ ‎внятно ‎и‏ ‎спокойно ‎объясняет ‎проблему ‎и ‎объединяется‏ ‎с‏ ‎человеком,‏ ‎чтобы ‎помочь‏ ‎— ‎это‏ ‎хорошо ‎и‏ ‎для‏ ‎мотивации, ‎и‏ ‎для ‎отношений, ‎и ‎для ‎результата.

Человек‏ ‎уходит ‎с‏ ‎пониманием‏ ‎ситуации ‎и ‎ожиданий‏ ‎руководителя, ‎без‏ ‎униженности/оскорблённости/невыслушанности, ‎с ‎пониманием ‎«что‏ ‎не‏ ‎так», ‎«как‏ ‎нужно» ‎и‏ ‎с ‎пониманием, ‎что ‎руководитель ‎на‏ ‎его‏ ‎стороне, ‎настроен‏ ‎дружелюбно ‎и‏ ‎можно ‎рассчитывать ‎на ‎его ‎поддержку.

Эта‏ ‎обратная‏ ‎связь‏ ‎будет ‎развивающей‏ ‎и ‎даст‏ ‎больше ‎положительных‏ ‎эмоций,‏ ‎чем ‎отрицательных.


5. Придумать‏ ‎план ‎действий ‎«что ‎с ‎этим‏ ‎делать»

После ‎предыдущего‏ ‎шага‏ ‎у ‎сотрудника ‎есть‏ ‎вся ‎информация‏ ‎о ‎ситуации, ‎что ‎было‏ ‎так/не‏ ‎так, ‎что‏ ‎в ‎этом‏ ‎хорошего ‎и ‎плохого, ‎как ‎стоит‏ ‎поступать/делать‏ ‎в ‎таких‏ ‎ситуациях. ‎Важно‏ ‎зафиксировать ‎это ‎понимание ‎и ‎согласие.

Пока‏ ‎нет‏ ‎согласия,‏ ‎что ‎смотрите‏ ‎на ‎ситуацию‏ ‎одинаково ‎и‏ ‎оба‏ ‎достаточно ‎знаете‏ ‎и ‎поняли, ‎фиксировать ‎нечего. ‎Сначала‏ ‎нужно ‎придти‏ ‎к‏ ‎согласию.

Фиксация ‎— ‎это‏ ‎решить, ‎что‏ ‎будете ‎делать ‎с ‎проблемой.‏ ‎Инициатива‏ ‎и ‎предложения‏ ‎должны ‎исходить‏ ‎от ‎самого ‎человека ‎— ‎это‏ ‎должно‏ ‎быть ‎его,‏ ‎а ‎не‏ ‎навязанное. ‎Делать ‎навязанное ‎всегда ‎хочется‏ ‎гораздо‏ ‎меньше,‏ ‎чем ‎собственные‏ ‎решения. ‎Навязанное‏ ‎делать ‎не‏ ‎хочется,‏ ‎оно ‎не‏ ‎принимается ‎и ‎нет ‎понимания ‎"именно‏ ‎это ‎мне‏ ‎нужно".‏ ‎Можно ‎предложить ‎помощь,‏ ‎спросить, ‎чем‏ ‎можете ‎помочь, ‎но ‎не‏ ‎навязывать‏ ‎«делай ‎1,‏ ‎2 ‎и‏ ‎3».

Дальше ‎от ‎руководителя ‎по ‎большому‏ ‎счёту‏ ‎нужна ‎лишь‏ ‎поддержка ‎и‏ ‎при ‎необходимости ‎корректировка.


*


Что ‎за ‎X,‏ ‎который‏ ‎ключевой‏ ‎ингредиент


Это ‎открытые,‏ ‎честные, ‎взаимные‏ ‎и ‎доверительные‏ ‎отношения,‏ ‎взаимоуважение ‎и‏ ‎взаимно ‎ценить ‎друг ‎друга ‎и‏ ‎сами ‎отношения,‏ ‎взаимная‏ ‎надёжность, ‎внимание. ‎Без‏ ‎игр, ‎манипуляций,‏ ‎психологического ‎давления ‎и ‎прочей‏ ‎токсичности.

Это‏ ‎намерения ‎сделать‏ ‎человеку ‎лучше,‏ ‎желание ‎искренне ‎помочь ‎в ‎противовес‏ ‎разным‏ ‎модификациям ‎«он‏ ‎просто ‎рабочая‏ ‎сила», ‎«на ‎работе ‎мы ‎роботы,‏ ‎которые‏ ‎ездят‏ ‎по ‎рельсам»,‏ ‎«я ‎главнее,‏ ‎веду ‎себя‏ ‎как‏ ‎хочу, ‎остальное‏ ‎неважно» ‎и ‎т. ‎д.

Руководитель ‎—‏ ‎это ‎в‏ ‎первую‏ ‎очередь ‎ответственность. ‎Руководитель‏ ‎изначально ‎находится‏ ‎в ‎позиции ‎«сильнее», ‎он‏ ‎влияет‏ ‎на ‎подчинённого‏ ‎хочет ‎того‏ ‎или ‎нет. ‎Как ‎бы ‎он‏ ‎себя‏ ‎ни ‎повёл,‏ ‎он ‎влияет‏ ‎— ‎либо ‎хорошо, ‎либо ‎плохо.

Первый‏ ‎пункт‏ ‎из‏ ‎алгоритма ‎дачи‏ ‎обратной ‎связи‏ ‎"Запчасть ‎от‏ ‎Х",‏ ‎к ‎которому‏ ‎сказала ‎вернусь ‎позже ‎— ‎это‏ ‎установка ‎контакта‏ ‎с‏ ‎человеком, ‎нужного ‎настроя‏ ‎и ‎атмосферы.


*


Чем‏ ‎такой ‎формат ‎обратной ‎связи‏ ‎лучше‏ ‎техники ‎«сэндвич»


Которая‏ ‎при ‎грамотном‏ ‎использовании ‎не ‎будет ‎вызывать ‎негатива,‏ ‎а‏ ‎будет ‎работать‏ ‎в ‎плюс.‏ ‎Но ‎я ‎всё ‎равно ‎не‏ ‎жалую‏ ‎эту‏ ‎технику, ‎стараюсь‏ ‎не ‎использовать‏ ‎и ‎не‏ ‎рекомендую.‏ ‎Сейчас ‎объясню‏ ‎почему.


  • В ‎случае ‎«сэндвича» ‎дающий ‎обратную‏ ‎связь ‎ставит‏ ‎перед‏ ‎фактом ‎«тут ‎ты‏ ‎молодец, ‎тут‏ ‎не ‎очень, ‎а ‎тут‏ ‎тоже‏ ‎молодец».

Почему ‎молодец,‏ ‎почему ‎не‏ ‎очень ‎и ‎главное ‎что ‎с‏ ‎этим‏ ‎делать ‎и‏ ‎как ‎лучше‏ ‎— ‎могут ‎пропускать ‎или ‎уделить‏ ‎этому‏ ‎мало‏ ‎внимания.


  • В ‎«сэндвиче»‏ ‎нет ‎шага‏ ‎«узнать, ‎как‏ ‎человек‏ ‎сам ‎оценивает‏ ‎и ‎видит ‎ситуацию».

Это ‎в ‎первую‏ ‎очередь ‎важно‏ ‎для‏ ‎отрицательной ‎обратной ‎связи.‏ ‎В ‎положительной‏ ‎можно ‎этот ‎вопрос ‎не‏ ‎задавать‏ ‎или ‎уделить‏ ‎ему ‎меньше‏ ‎времени, ‎достаточно ‎сказать ‎факт, ‎что‏ ‎«это‏ ‎хорошо» ‎и‏ ‎объяснить ‎почему‏ ‎это ‎хорошо ‎и ‎почему ‎вы‏ ‎это‏ ‎так‏ ‎оценили, ‎чтобы‏ ‎убедиться, ‎что‏ ‎одинаково ‎понимаете‏ ‎ситуацию,‏ ‎смотрите ‎с‏ ‎одной ‎и ‎той ‎же ‎точки‏ ‎и ‎чтобы‏ ‎донести‏ ‎ценности.


  • "Сэндвич" ‎— ‎это‏ ‎однонаправленный ‎поток‏ ‎информации, ‎что ‎думает ‎другой‏ ‎человек‏ ‎не ‎учитывается.


  • В‏ ‎«сэндвиче» ‎пропущен‏ ‎этап ‎объяснения ‎положительных ‎и ‎отрицательных‏ ‎последствий.


  • В‏ ‎«сэндвиче» ‎не‏ ‎разрабатывается ‎«что‏ ‎будем ‎делать». ‎Поставили ‎человека ‎перед‏ ‎фактом‏ ‎и‏ ‎как ‎бы‏ ‎всё. ‎Может‏ ‎остаться ‎непонимание‏ ‎"что‏ ‎делать" ‎и‏ ‎"что ‎от ‎меня ‎хотят".


  • «Сэндвич» ‎не‏ ‎подразумевает ‎поддержку‏ ‎руководителя.‏ ‎Благодарность ‎за ‎действия,‏ ‎изменения ‎и‏ ‎улучшения ‎тоже ‎не ‎подразумевает.


  • "Сэндвич"‏ ‎снижает‏ ‎вес ‎и‏ ‎значимость ‎как‏ ‎отрицательной ‎части ‎обратной ‎связи, ‎так‏ ‎и‏ ‎положительной. ‎Важные‏ ‎вещи ‎можно‏ ‎и ‎лучше ‎обсуждать ‎открыто, ‎не‏ ‎пытаться‏ ‎прикрыть‏ ‎проблему. ‎Это‏ ‎как ‎зайти‏ ‎в ‎кабинет‏ ‎к‏ ‎психологу, ‎но‏ ‎отставить ‎дверь ‎чуточку ‎приотрытой: ‎вроде‏ ‎тема ‎важная-личная,‏ ‎а‏ ‎вроде ‎и ‎относимся‏ ‎к ‎ней‏ ‎не ‎особо ‎внимательно. ‎То‏ ‎есть‏ ‎вроде ‎даёте‏ ‎человеку ‎этот‏ ‎фрагмент ‎информации, ‎но ‎при ‎этом‏ ‎пытаетесь‏ ‎сделать ‎его‏ ‎менее ‎значимым.


«Сэндвич»‏ ‎— ‎это ‎способ ‎подсластить ‎пилюлю,‏ ‎но‏ ‎не‏ ‎изменить ‎что-либо.‏ ‎В ‎первую‏ ‎очередь ‎это‏ ‎инструмент‏ ‎для ‎завуалирования‏ ‎отрицательной ‎обратной ‎связи. ‎Он ‎может‏ ‎восприняться ‎хорошо‏ ‎или‏ ‎плохо, ‎но ‎цель‏ ‎самого ‎способа‏ ‎— ‎подсластить. ‎


*


Несколько ‎причин‏ ‎использования‏ ‎"сэндвича":


  • Если ‎руководитель‏ ‎боится ‎и‏ ‎не ‎готов ‎обсуждать ‎проблему, ‎тогда‏ ‎проблему‏ ‎— ‎ядро‏ ‎разговора ‎—‏ ‎прикрывают ‎с ‎двух ‎сторон ‎«хорошим».‏ ‎Часть‏ ‎возможных‏ ‎причин ‎—‏ ‎неуверенность ‎и/или‏ ‎отсутствие ‎того‏ ‎самого‏ ‎Х ‎и‏ ‎желания ‎им ‎заниматься. ‎Боязнь ‎открыться,‏ ‎быть ‎честным,‏ ‎вступить‏ ‎в ‎контакт. ‎Неумение‏ ‎или ‎неготовность‏ ‎взаимодействовать ‎открыто ‎и ‎искренне.‏ ‎Это‏ ‎очень ‎грустный‏ ‎пункт, ‎да.‏ ‎Наверное, ‎даже ‎самый ‎грустный.


  • Если ‎руководитель‏ ‎считает,‏ ‎что ‎исключительно‏ ‎отрицательная ‎обратная‏ ‎связь ‎обидит, ‎заденет, ‎а ‎«положительная‏ ‎обёртка»‏ ‎поможет‏ ‎смягчить ‎удар.


  • Потому‏ ‎что ‎«так‏ ‎принято», ‎«сказали,‏ ‎что‏ ‎так ‎надо».‏ ‎Эта ‎техника ‎на ‎поверхности ‎из-за‏ ‎своей ‎простоты.‏ ‎Она‏ ‎даже ‎не ‎всегда‏ ‎анализируется. ‎Если‏ ‎темой ‎не ‎интересуются, ‎то‏ ‎глубже‏ ‎поверхности ‎дело‏ ‎к ‎сожалению‏ ‎не ‎заходит. ‎Тоже ‎грустный ‎пункт.


  • Можно‏ ‎привести‏ ‎нейтральные ‎причины,‏ ‎а ‎то‏ ‎я ‎всё ‎"о ‎плохом ‎да‏ ‎о‏ ‎плохом".‏ ‎Можно ‎расценивать‏ ‎эту ‎технику‏ ‎ка ‎самую‏ ‎простую,‏ ‎которую ‎можно‏ ‎сразу ‎пустить ‎в ‎ход ‎и‏ ‎использовать. ‎Это‏ ‎не‏ ‎самый ‎лучший, ‎но‏ ‎всё ‎же‏ ‎инструмент, ‎который ‎может ‎помогать.‏ ‎Возможно‏ ‎даже ‎лучше,‏ ‎чем ‎ничего.‏ ‎На ‎старте ‎погружения ‎очень ‎даже‏ ‎ничего.‏ ‎И ‎при‏ ‎умелом ‎использовании‏ ‎в ‎сочетании ‎с ‎Х ‎—‏ ‎может‏ ‎давать‏ ‎даже ‎хорошие‏ ‎результаты.


*


На ‎деле‏ ‎положительную ‎и‏ ‎негативную‏ ‎обратную ‎связь‏ ‎лучше ‎разделять, ‎если ‎негативная ‎часть‏ ‎весомая, ‎а‏ ‎не‏ ‎минорная.

Человек ‎на ‎той‏ ‎стороне ‎понимает,‏ ‎что ‎ключевое ‎— ‎отрицательный‏ ‎момент.‏ ‎Ценность ‎положительного‏ ‎снижается, ‎когда‏ ‎его ‎используют ‎как ‎сладкую ‎обёртку.‏ ‎Могут‏ ‎возникать ‎подозрения‏ ‎в ‎неискренности‏ ‎и ‎что ‎вам ‎пытаются ‎пустить‏ ‎пыль‏ ‎в‏ ‎глаза. ‎Положительное‏ ‎может ‎восприняться‏ ‎как ‎пустышка‏ ‎и‏ ‎проигнорироваться, ‎или‏ ‎даже ‎задеть.

То ‎есть ‎и ‎отрицательное‏ ‎не ‎особо‏ ‎смягчится,‏ ‎и ‎положительное ‎обесценится,‏ ‎и ‎при‏ ‎этом ‎ещё ‎и ‎отрицательный‏ ‎момент‏ ‎не ‎будет‏ ‎достаточно ‎проработан,‏ ‎фокус ‎размыт.

Положительная ‎связь ‎тоже ‎важна,‏ ‎но‏ ‎использовать ‎её‏ ‎как ‎подсластитель‏ ‎— ‎снижать ‎её ‎ценность ‎и‏ ‎вести‏ ‎себя‏ ‎нечестно ‎по‏ ‎отношению ‎к‏ ‎человеку. ‎Её‏ ‎тоже‏ ‎важно ‎доносить‏ ‎до ‎человека, ‎она ‎ему ‎честно‏ ‎полагается ‎во‏ ‎всём‏ ‎объёме, ‎а ‎не‏ ‎в ‎принижающем‏ ‎виде ‎подсластителя.

Если ‎речь ‎о‏ ‎минорных‏ ‎«хорошо» ‎и‏ ‎«плохо», ‎то‏ ‎«сэндвич» ‎нормально: ‎«тут ‎классно ‎сделано,‏ ‎а‏ ‎вот ‎так‏ ‎больше ‎не‏ ‎стоит ‎делать, ‎лучше ‎вот ‎так,‏ ‎а‏ ‎вот‏ ‎это ‎тоже‏ ‎хорошо». ‎Это‏ ‎даже ‎уже‏ ‎не‏ ‎«сэндвич», ‎а‏ ‎просто ‎перечисление.

Но ‎если ‎речь ‎о‏ ‎чём-то ‎серьёзном‏ ‎—‏ ‎важно ‎разделять, ‎не‏ ‎подслащивать ‎и‏ ‎спокойно ‎сообща ‎обсуждать ‎проблему‏ ‎и‏ ‎что ‎с‏ ‎ней ‎делать.‏ ‎И ‎важно ‎помнить ‎про ‎тот‏ ‎самый‏ ‎Х. ‎

Доверительные‏ ‎отношения ‎—‏ ‎это ‎труд ‎и ‎ответственность, ‎не‏ ‎все‏ ‎хотят‏ ‎этим ‎заниматься,‏ ‎вкладываться, ‎это‏ ‎личный ‎выбор,‏ ‎кто-то‏ ‎просто ‎не‏ ‎знает ‎об ‎этом, ‎что ‎такое‏ ‎бывает, ‎что‏ ‎так‏ ‎можно ‎и ‎как‏ ‎их ‎строить.

Не‏ ‎все ‎хотят ‎такие ‎отношения,‏ ‎потому‏ ‎что ‎оба‏ ‎становятся ‎друг‏ ‎для ‎друга ‎более ‎уязвимы. ‎Это‏ ‎сила‏ ‎и ‎слабость‏ ‎одновременно. ‎Но‏ ‎если ‎обращаться ‎аккуратно, ‎беречь ‎и‏ ‎заботиться,‏ ‎то‏ ‎обе ‎стороны‏ ‎приобретают ‎больше,‏ ‎чем ‎без‏ ‎таких‏ ‎отношений. ‎А‏ ‎потери ‎по ‎сути ‎только ‎во‏ ‎взаимном ‎повышении‏ ‎уязвимости.

Если‏ ‎человек ‎вам ‎открыт,‏ ‎вы ‎можете‏ ‎сильнее ‎и ‎быстрее ‎влиять,‏ ‎корректировать,‏ ‎помогать. ‎Но‏ ‎и ‎удар‏ ‎с ‎вашей ‎стороны ‎будет ‎гораздо‏ ‎больнее.‏ ‎Поэтому ‎важно‏ ‎быть ‎аккуратным‏ ‎и ‎внимательным.

Руководители ‎как ‎докторы ‎—‏ ‎нужно‏ ‎всегда‏ ‎помнить ‎про‏ ‎«не ‎навреди!».

Обратная‏ ‎связь ‎при‏ ‎таких‏ ‎отношениях ‎не‏ ‎нуждается ‎в ‎подслащивании, ‎взаимодействия ‎не‏ ‎нуждаются ‎в‏ ‎уловках,‏ ‎играх ‎и ‎манипуляциях.

Я‏ ‎считаю, ‎что‏ ‎здорово, ‎когда ‎есть ‎такие‏ ‎отношения.‏ ‎Не ‎только‏ ‎для ‎обратной‏ ‎связи, ‎она ‎лишь ‎один ‎из‏ ‎приятных‏ ‎бонусов.


*


Ставлю ‎тут‏ ‎тэг ‎постов‏ ‎из ‎тимлидской ‎подписки, ‎потому ‎что‏ ‎обычно‏ ‎подобные‏ ‎темы ‎пишу‏ ‎только ‎там.‏ ‎Этот ‎пост‏ ‎—‏ ‎внезапность ‎и‏ ‎исключение.

Читать: 2+ мин
logo Антонина Листопадова

Работа со слабыми сторонами. Фрагмент 3-го поста из серии "Как расти быстрее"

Доступно подписчикам уровня
«Teamlead»
Подписаться за 1 000₽ в месяц

Часть выводов из собранных граблей

Читать: 5+ мин
logo Антонина Листопадова

"Никогда не ставьте троечку"

Доступно подписчикам уровня
«Teamlead»
Подписаться за 1 000₽ в месяц

О менторинге и обучении. Зацепила идея "нет смысла ставить 3". Механизм аванса. О ситуациях, когда это уместно и работает, а когда нет

Показать еще

Обновления проекта

Фильтры

Подарить подписку

Будет создан код, который позволит адресату получить бесплатный для него доступ на определённый уровень подписки.

Оплата за этого пользователя будет списываться с вашей карты вплоть до отмены подписки. Код может быть показан на экране или отправлен по почте вместе с инструкцией.

Будет создан код, который позволит адресату получить сумму на баланс.

Разово будет списана указанная сумма и зачислена на баланс пользователя, воспользовавшегося данным промокодом.

Добавить карту
0/2048