Сэмюэл Барбер Соната для фортепиано Op 26
![](/images/projects/567/2567/bh/55/j7//36067ifd2a.jpg)
Сэмюэл Барбер Соната для фортепиано Op 26
20 лет назад. Выпуск 14, март 2004 (СПб)
![](/images/projects/511/511/wj/en/j8/36j3c03b0g.jpg)
20 лет назад. Выпуск 14, март 2004 (СПб)
20 лет назад. Выпуск 4 (Тарту, Эстония)
![](/images/projects/511/511/rg/1d/cw//36bh78j81g.jpg)
По берегам Малой Невы (июль 2023)
![](/images/projects/511/511/5o/2s/mi//360jif9e6e.jpg)
По берегам Малой Невы (июль 2023)
"Рельсовая Поднебесная", глава 35
![](/project/511/post/15501/image/27141/imagesprojects5115110sg2vd34bjbh52d2.webp?1653733956436)
Глава 35 "«Утиное яйцо» и Пекин олимпийский" книги "Рельсовая Поднебесная. 8200 км по Китаю"
Тольятти. ВАЗ с окрестностями и советский модернизм 1970-х
Продолжаем тольяттинско-самарский цикл. В поездке в город Тольятти главной целью для нас был район ВАЗа – Волжского автомобильного завода. Того самого главного советского завода, который выпускал большую часть легковых авто для необъятных просторов СССР и стран Варшавского договора. Находится этот район в дальнем конце Тольятти, если ехать от Самары, поэтому добираться туда довольно долго.
![](/project/511/post/13930/image/23888/imagesprojects511511c1opr83498a5j59g_original.webp?1650464952418)
2. Когда мы приехали на станцию «Жигулёвское море», то сели там на маршрутку, которая ехала в Автозаводский район. Маршрутки в Тольятти тесные и там ничего не видно. Ходит ещё старьё, которое в Питере ушло в небытие ещё в нулевые годы. В общем, ехали-ехали, больше часа! Пробирались по каким-то бесконечным улицам, заворачивали в проезды, везде всё одинаковое и типовое. Мы боялись проехать свой объект и раза три спрашивали у водителя через вырезанную в салоне дырочку, скоро ли мы приедем? И все три раза водитель невозмутимо отвечал, что ехать ещё далеко, сидите спокойно. Под конец мы уже начали нервничать, потому что на Тольятти у нас было отпущено не очень много времени. А получилось так, что маршрутка съела 1 час 15 минут – слишком много!
![](/project/511/post/13930/image/23890/imagesprojects511511dy9iuj3498a69aa1_original.webp?1650465034361)
3. Наконец в какой-то момент водитель оглянулся и объявил, что мы подъезжаем. Я заглянул вперёд через слепое окошко и увидел, что мы едем по широченному шоссе, крапает дождь, всё серо, мрачно и уныло. Но ничего не поделаешь, надо выходить, коли собрались.
![](/project/511/post/13930/image/23892/imagesprojects51151128te9d3498a6c092_original.webp?1650465054331)
4. Вышли недалеко от заводоуправления ВАЗа. Пространства тут, как и везде в Тольятти, реально огромные. На карте заводоуправление было показано небольшим квадратиком, но на месте оказалось здоровенным комплексом.
![](/project/511/post/13930/image/23894/imagesprojects511511ggqvpt3498a717b8_original.webp?1650465129209)
5. За ним по карте располагался циклопический корпус №1 длиной 3100 м, но его даже не было видно. Во-первых, он находился в глубину примерно 100 м от заводоуправления, а во-вторых, он был совсем низеньким, это же не авиазавод! Так что никакого особого впечатления от самого завода не возникло, он весь был в глубине и сравнительно невысокий. Он не дымил, не был высотным, и возникало ощущение, что за административным зданием просто какие-то обширные совхозные поля. Ощущение, конечно, ложное, но чувство было именно такое. Впрочем, теперь давайте подойдём к импровизированной площади перед входом в кадры.
![](/project/511/post/13930/image/23896/imagesprojects511511zcr7g93498a769h9_original.webp?1650465170146)
Часть территории ВАЗА. Высотка вдали - мы стоим именно так. За ней - остальной завод.
6. Центральным объектом мини-площади служит памятник-бюст первому директору ВАЗа – Виктору Николаевичу Полякову.
![](/project/511/post/13930/image/23898/imagesprojects511511g71dh53498a7c65i_original.webp?1650465216669)
7. А по бокам от бюста стоят металлические стенды с историей ВАЗа. Общий вид ВАЗовской площади. За обрезом здания (слева) пространство кажется пустым, но на самом деле в глубине 100 м находится главный конвейер ВАЗа.
![](/project/511/post/13930/image/23900/imagesprojects5115111fnnur3498a7f6eg_original.webp?1650465240848)
8. На стендах можно встретить всякие курьёзные факты. Вот, например, о том, что автомобилем столетия в России был признан ВАЗ 2101 по прозвищу «копейка».
![](/project/511/post/13930/image/23902/imagesprojects511511klmmvb3498a7ggi5_original.webp?1650465252934)
9. Мы попали сюда аккурат в год пятидесятилетия завода. Стенд сообщает нам, что история Лады и ВАЗа началась 19 апреля 1970 года. Но на массовое производство вышли в августе 1970 г. Тогда же начались и продажи первых «Жигулей».
![](/project/511/post/13930/image/23904/imagesprojects511511jzyn5l3498a7iefb_original.webp?1650465268063)
10. Посмотрим на общий вид заводоуправления. Оно явно обновлено и в советское время, наверное, выглядело иначе.
![](/project/511/post/13930/image/23906/imagesprojects511511ro5cnl3498a8f50h_original.webp?1650465400176)
11. Начал искать советское фото и с удивлением обнаружил, что "башню" начали строить ещё в начале 1980-х, но до конца СССР... так и не достроили! Заканчивали её уже при гендиректоре Каданникове, аж в 1996-м. Фото 1991 года.
![](/project/511/post/13930/image/23908/imagesprojects511511ygoteu3498a959f1_original.webp?1650465482057)
12. Вообще, офисный небоскрёб ВАЗа – хороший ориентир при походах в этом районе.
![](/project/511/post/13930/image/23909/imagesprojects511511io1ofj3498a9b5ad.webp?1650465528364)
13. Дальше мы сделали попытку пройти по периметру территории по широкому тротуару вдоль Южного шоссе. Сразу же столкнулись с интересным феноменом: по обе стороны от тротуара, как со стороны территории, так и со стороны шоссе, через определённые промежутки стояли вахтовые будки с охранниками, так что мы были как бы одинокими объектами наблюдения. Вроде бы мы ничего не нарушаем и идём по общедоступной зоне, но за нами внимательно наблюдают с обеих сторон этого тротуара.
![](/project/511/post/13930/image/23911/imagesprojects511511h6jfyn3498a9db28_original.webp?1650465546606)
14. За периметром, по левую сторону, был расположен испытательный трек автомобилей ВАЗа, из которого было несколько закрытых выездов с фирменной эмблемой ВАЗа.
![](/project/511/post/13930/image/23913/imagesprojects5115112rltfn3498a9f3j8_original.webp?1650465559742)
14а. А вот так выглядел этот трек в конце 1970-х.
![](/project/511/post/13930/image/23915/imagesprojects511511nlwsr83498a9hia0_original.webp?1650465581560)
15. Дальше на восток между тротуаром и периметром собственно ВАЗа было посажено два ряда сплошных зелёных кустов, через которые не было видно вообще ничего.
![](/project/511/post/13930/image/23917/imagesprojects5115119guq8a3498aa3583_original.webp?1650465624375)
16. Оглянемся назад: вот такие будочки, как слева, стояли через определённые промежутки по этой дороге. Справа за забором – территория предприятия. За нами смотрят :)
![](/project/511/post/13930/image/23919/imagesprojects511511ykrmqf3498aa560c_original.webp?1650465640567)
17. На верхушке ВАЗовского небоскрёба – громадная эмблема «Лады», видимая издалека.
![](/project/511/post/13930/image/23921/imagesprojects511511cexglz3498aa7ij4_original.webp?1650465661740)
18. А вот и полуприцеп с машинками тяжко ползёт. В него влезло, кажется, аж восемь штук сразу.
![](/project/511/post/13930/image/23923/imagesprojects511511k0ox0a3498aa920f_original.webp?1650465670972)
19. В районе главного офиса ВАЗа Южное шоссе делает большой плавный изгиб с круговой развязкой. Светофоры расположены очень далеко друг от друга. Чтобы обойти всё это безобразие по правилам, нужно пройти километра два, поэтому приходится нарушать правила и последовательно перебегать эти широкие автомобильные "каналы".
![](/project/511/post/13930/image/23925/imagesprojects511511ba9z093498aad993_original.webp?1650465705939)
20. Следующая наша цель находится на другой стороне Южного шоссе. По карте вроде близко, но пробирались мы туда почти полчаса, через асфальтовые реки и каналы. И вот подходим к корпоративному университету ВАЗа, ранее – учебному центру и автомобильному втузу. Территория опять огромная и просторная. Вроде бы и за газонами ухаживают, всё посажено аккуратно, но над всем этим лежит какая-то невидимая печать запустения. Тихо, никаких людей. Впрочем, мы тут были в субботу.
![](/project/511/post/13930/image/23927/imagesprojects511511y6u3nu3498aaf7c3_original.webp?1650465721197)
21. Левое низкое крыло занимает музей АвтоВАЗа. Он был, естественно, закрыт в связи с коронавирусом.
![](/project/511/post/13930/image/23929/imagesprojects511511i9xikr3498aagd8a_original.webp?1650465731526)
22. Музейное крыло университета ‒ необъятной длины. Здесь всё гигантское и везде надо идти до соседних зданий сотни метров.
![](/project/511/post/13930/image/23931/imagesprojects511511igvo283498aaieh2_original.webp?1650465748095)
23. Плитка, как и в первых жилых микрорайонах, явно лежит ещё с тех времён, с 1970-х. Есть в ней что-то такое античное, древнесоветское. Поневоле думаешь – может, это лет через 80 будут наши советские Термы Каракаллы?
![](/project/511/post/13930/image/23933/imagesprojects5115119jbzxm3498ab1973_original.webp?1650465769907)
24. А вот Учебный центр ВАЗа остался глубоко советским, без всякой новомодной стеклобетонной цветной модернизации. Поздравляю, мы сейчас стоим прямо в 1975 году!
![](/project/511/post/13930/image/23935/imagesprojects511511sav81x3498ab5f7i_original.webp?1650465804332)
25. Модернистский вход по моде полувековой давности.
![](/project/511/post/13930/image/23937/imagesprojects511511d4itb63498ab929f_original.webp?1650465831174)
26. Ну что ж, полюбуемся на скромное обаяние советского модернизма и идём дальше.
![](/project/511/post/13930/image/23939/imagesprojects511511a5ukhc3498aba6j7_original.webp?1650465840943)
27. Опять нужно преодолеть циклопические пространства автомобильных рек Тольятти...
![](/project/511/post/13930/image/23941/imagesprojects511511wnd1on3498abc13e_original.webp?1650465854630)
28. Через шоссе, напротив заводоуправления, высится ориентир автомобильного храма. Это часовня Михаила Архангела.
![](/project/511/post/13930/image/23943/imagesprojects511511u3r3wi3498abd503_original.webp?1650465864157)
29. Понятно, что в советское время этого объекта не было, и автомобильную часовню поставили только в 1997 г. во исполнение решения совета директоров АвтоВАЗа.
![](/project/511/post/13930/image/23944/imagesprojects511511oagjtz3498abea61.webp?1650465874277)
30. Ещё один циклопический объект советского модернизма – научно-технический центр ВАЗа. Причём с этой стороны мы видим только лицевой фасад, а само здание по объёму огромно и простирается с тыла ещё на несколько сот метров. Но туда мы не пошли, потому что каждый прыжок от здания к зданию занимает минимум 15-20 минут, на этих циклопических нечеловеческих пространствах.
![](/project/511/post/13930/image/23946/imagesprojects511511cjpjyx3498abj831_original.webp?1650465913420)
31. Идём дальше вдоль Южного шоссе мимо одной из недействующих мертвых проходных.
![](/project/511/post/13930/image/23948/imagesprojects5115115y0o1p3498ac6d24_original.webp?1650465971423)
32. Ходим уже в этом районе больше часа, но так и не отдалились от ВАЗовского небоскрёба, который маячит в перспективе. Асфальтово-газонные пространства без какой-либо застройки здесь реально циклопические.
![](/project/511/post/13930/image/23950/imagesprojects511511mpwm7i3498ac9af2_original.webp?1650465994478)
33. Нашей следующей целью был музей имени К. Г. Сахарова. Не того Сахарова, который академик и диссидент, а совсем другого Сахарова. Здесь расположен столь же гигантский, как и сам ВАЗ, музейный комплекс с натурными экспонатами. Только вдоль его забора до проходной мы шли ещё 25 минут, уже начиная выбиваться из сил. И когда мы подошли к кассовому павильону, то поняли – туда мы не пойдём, потому что на такой циклопический музей нужен целый день, не меньше.
![](/project/511/post/13930/image/23952/imagesprojects511511y6t2qq3498ace797_original.webp?1650466033145)
34. Вот мы заглянули через один из просветов внутрь. Там, на территории, был виден целый железнодорожно-паровозный городок. И это - только небольшая часть этого мега-музея!
![](/project/511/post/13930/image/23954/imagesprojects511511xdwksx3498aci240_original.webp?1650466063178)
35. Но, конечно, самый топовый экспонат Тольяттинского научно-технического музея – это подводная лодка в степях Жигулёвщины. На этом, пожалуй, я и остановлю своё повествование :)
![](/project/511/post/13930/image/23956/imagesprojects511511ugx43a3498ad0gcf_original.webp?1650466084838)
От музея мы стали бесплодно дожидаться автобуса или маршрутки. Но бессмысленно. Решили вызвать такси. Но и это не прокатило - сюда почему-то неохотно ехали. Опять пошли назад, а потом нашли остановку и сели, проехав до района Первых Пятиэтажек Автограда. Впрочем, про это я уже рассказал в предыдущей серии, так что дальше покажу начальное Тольятти, самое близкое к Самаре.
Продолжение поволжской серии следует.
"Рельсовая Поднебесная", глава 27
![](/project/511/post/13790/image/23613/imagesprojects511511wu27ot3494baic50.webp?1650212947759)
Глава 27 "Город Тяньцзинь и возвращение в Пекин" книги "Рельсовая Поднебесная. 8200 км по Китаю"
"Рельсовая Поднебесная", глава 22
![](/project/511/post/12905/image/21064/imagesprojects5115119s4cro347hfai8gb.webp?1648497746597)
Глава 22 "Далянь. Прибрежные бухты" книги "Рельсовая Поднебесная. 8200 км по Китаю"
"Рельсовая Поднебесная", глава 11
![](/images/projects/511/511/oa/wu/4r//3449jc7fg8.jpg)
Глава 11 "От срединных земель до дымной Маньчжурии" книги "Рельсовая Поднебесная. 8200 км по Китаю"
"Рельсовая Поднебесная", глава 9
![](/images/projects/511/511/1v/kh/36//344113ga8c.jpg)
Глава 9 "Контрасты мегаполиса" книги "Рельсовая Поднебесная. 8200 км по Китаю"
Ульяновск. "Ленинская" тема в городе
![](/images/projects/511/511/a6/h8/xc//3435g8ehjj.jpg)
Обзор и разные стороны "ленинской" темы в городе Ульяновске. Это главная тема города, и по факту она его кормит.