Сэмюэл Барбер Соната для фортепиано Op 26
Сэмюэл Барбер Соната для фортепиано Op 26
Особняк Матвея Понизовского на Поварской улице, или Еще один фирменный автограф Льва Николаевича Кекушева
Поварская ул., 42, стр. 1
В очередной, бесчисленный раз гуляя по Поварской улице, я очень жалел, что не побывал здесь ранней весной, когда снег уже стаял, а деревья еще не успели зазеленеть настолько, что этого прекрасного дома сделалось почти не видно за буйной листвой.
Но, даже несмотря на густую зелень, я все же постараюсь рассмотреть этот дом, стоящий на углу Поварской улицы и Скатертного переулка. Дом, возведенный в 1903–1904 годах…
…В популярном в те годы стиле модерн
Правда, глядя на него сегодня, с первого взгляда видно, что в здании этом гармонично соединились, казалось бы, несочетаемые стили модерна и неоклассицизма.
Но именно что «казалось бы». Ведь если прогуляться по Москве, то понимаешь, что наши гении архитектуры того времени великолепно умели сочетать «несочетаемое» и находить гармонию в самых неожиданных вещах и явлениях.
Впрочем, здесь у этого есть и другой секрет, о котором чуть позже.
Заказчиком строительства выступило Московское торгово-строительное общество Якова Андреевича Рекка — знаменитого предпринимателя и банкира, который в 1886 году в возрасте девятнадцати лет перебрался в Москву из родной ему Самарской губернии, а уже к концу столетия занимал видное положение среди местных капиталистов.
Тот самый Рекк, который целью своей жизни и жизненным кредо сделал лозунг:
«Надо Москву украсить стильными домами, которые, имея технические удобства западноевропейских городских строений в то же время не убивали бы национального колорита Москвы»
И обширный земельный участок между Скарятинским и Скатертным переулками Яков Рекк приобрел для того, чтобы выстроить на нем…
…Два роскошных особняка, что называется, «под ключ»
Одним из них стал тот самый особняк Ивана Александровича Миндовского, второй — тот, который купил меценат и купец, владелец швейной мануфактуры, член Московского автомобильного общества и Общества пособий бедным евреям Матвей Григорьевич (Мордух Гиршевич) Понизовский.
Участок тот ранее занимали возведенные в 1770-х годах и пришедшие в полную ветхость, непригодные для жилья постройки старинной усадьбы тайного советника, генерал-майора Даниила Григорьевича Волчкова. Кстати сказать, супругой его была правнучка знаменитого уральского заводчика Акинфия Демидова Прасковья Львовна.
Волчковы жили в усадьбе до первого десятилетия девятнадцатого века. Затем имением владели поочередно еще несколько фамилий, пока в 1902 году оно не было выкуплено под снос фирмой Якова Рекка.
Некоторые популярные сайты говорят о том, что оба дома, выстроенные на месте бывшей усадьбы, очень долго не продавались, и Понизовский с женой Амалией Абрамовной Виленкиной въехали сюда лишь в 1908 году. Однако архивные документы свидетельствуют об обратном, указывая, что уже на этапе строительства Матвей Григорьевич сделал свой выбор в его пользу. В то время как, действительно, будущий дом Миндовских по соседству пустовал до 1909 года.
Два эти дома (вы уж простите, но их действительно волей-неволей сравниваешь: один и тот же архитектор, тот же заказчик, фактически одновременно построенные) вышли довольно разными.
Особняк на углу со Скатертным имеет более четкие углы, меньше скруглений и мелких деталей. Но и он, как положено модерну, словно бы произрастает изнутри наружу. Со своей экспрессией, из неравных, асимметричных объемов, ступенчатыми каскадами перетекающих один в другой.
Фасады его были облицованы керамической плиткой, а над угловой прямоугольной башней в момент постройки возвышался металлический пирамидальный купол. Помещения обставили великолепной мебелью, с первого на второй этаж вела широкая мраморная лестница. Эскиз роскошной люстры нарисовал сам Лев Николаевич Кекушев, а стены залов украсило множество полотен известных художников.
А еще, рассказывают, в доме хранились некоторые личные вещи Наполеона Бонапарта, оставленные им при бегстве из Москвы, прежде хранимые в старой усадьбе Волчковых.
Прошло немного времени, всего несколько лет, и модерн с его порой гротескными, порой вычурными элементами стал отступать с позиций. И в 1910 году…
…Понизовский решил слегка перестроить дом
Для этого он пригласил архитектора Василия Ивановича Мотылева.
Тот и придал особняку неоклассицистический вид. Убрал с дома большую часть модерновых украшений, в том числе избавились от купола-пирамиды. Фасады в результате приобрели большую строгость по сравнению с первоначальным обликом, хотя дух модерна до сего дня витает в нем. Здесь нет присущих классике центральной симметрии и строгости. А сквозь четкие линии и прямые углы все равно проступает прежняя волнистость и легкость.
Но главное, над проездной аркой, что выходит в Скатертный переулок, до сих пор красуется традиционный кекушевский автограф — клыкастое и когтистое изваяние льва, что выглядывает в переулок, умостившись на замковом камне.
Есть сведения, что хозяин дома заказал и внутреннюю модернизацию. В результате бывшую дюжину просторных залов превратили в 26 отдельных комнат, которые впоследствии сдавались внаем.
Одним из жильцов здесь в 1900-х был благотворитель, юрист и психолог Сергей Викторович Познышев — человек, сыгравший значительную роль в развитии российского правоведения и юридической психологии. Автор, как он сам называл свое детище, «этико-социологического направления в юриспруденции», основанного на синтезе, опять же по его собственному описанию, классического, антропологического и социологического направлений в уголовном праве.
В 1917 году особняк национализировали, а Понизовские эмигрировали во Францию.
С 1922 по 1940 год в бывшем особняке разместилась Афганская миссия, а с 1950-х — Посольство Исламской Республики Афганистан в Российской Федерации.
* * *
Мои дорогие старые друзья и новые знакомые! Большое спасибо, что заглянули на эту страницу. Она только-только начинает зарождаться, но я уверен, что у нее есть будущее.
Буду рад каждому вашему комментарию и отклику. Давайте вместе увеличим число единомышленников, кто любит гулять по Москве, изучать историю ее улиц и обсуждать эти истории друг с другом.
И конечно, не пропустите новые истории, ведь продолжение следует!