Гостиница «Метрополь», или Творение Льва Кекушева и Вильяма Валькота на месте гостиницы Осипа Бове
Интересно, есть ли в Москве гостиница более знаменитая, чем «Метрополь»? И есть ли вообще в Москве здание, в строительстве и украшении которого принимало участие больше великих архитекторов и художников, чем при постройке «Метрополя»?
Великолепный отель грандиозных размеров, на целых четыреста роскошных номеров, в двух шагах от Китай-города заказал устроить знаменитый предприниматель и меценат Савва Иванович Мамонтов. Юрист по образованию, коллекционер произведений искусства и покровитель искусств, меценат и благотворитель, строитель Северной железной дороги и — по несправедливому обвинению в злоумышленных растратах — узник Таганской тюрьмы. Полностью оправданный судом по всем пунктам, но в результате потерявший всё.
Но это случится лишь в сентябре 1899 года. А в 1898-м промышленник был еще полон сил и выкупил у наследников купца Павла Ивановича Челышева трехэтажную гостиницу с банями…
…Известную среди москвичей как «Челыши»
И, надо сказать, место было знаковым, с Историей.
Еще до того, как реку Неглинную заточили в подземный коллектор, здесь находился изрезанный оврагами, подболоченный пустырь. В какой-то момент, еще до Отечественной войны, земля эта досталась актеру и театральному режиссеру Силе Сандунову — создателю знаменитых Сандуновских бань. Неудивительно и даже символично, что генерал-губернатором Москвы, князем Дмитрием Владимировичем Голицыным было решено построить на этом самом месте «публичные номерные бани и ванны в лучшем роде» и «ресторацию, акционные залы и другие приличные заведения».
Однако руководивший созданием Театральной (а тогда еще Петровской) площади Осип Иванович Бове долгое время не мог найти подходящего застройщика.
И то сказать, местность была очень сложной для строительства — даже несмотря на то, что в 1819–1823 годах срыли земляные бастионы вокруг Китайгородской стены, а грунт употребили для выравнивания будущей площади. Говорят, в иных местах уровень здесь пришлось поднимать до четырех метров, заглаживая бесчисленные овраги и рытвины и избавляясь от мокроты и заболоченности.
И вот, наконец, в 1838 году за дело взялся купец первой гильдии, коммерции советник Павел Иванович Челышев. На произведение работ он получил беспроцентную ссуду в двести тысяч рублей сроком на пятнадцать лет, а воду для будущих бань ему позволили брать из Мытищинского водопровода. Однако деньги кончились быстрее, чем была выполнена работа, и пришлось просить новую ссуду. Ее выдали — еще триста тысяч.
Впрочем, все равно строительство шло крайне медленно, и здание было готово лишь к 1850 году.
И это здание на 140 номеров с банями во дворе, построенное по проекту Осипа Ивановича Бове (хотя, как говорят, и с некоторым отступлением от первоначального проекта), у наследников Павла Челышева…
…В 1898 году приобрел Савва Мамонтов
Реконструкцию «Челышей» и постройку новых корпусов купец доверил совсем молодому архитектору Вильяму Францевичу Валькоту — одесситу британского происхождения, которому на тот момент исполнилось всего двадцать четыре года.
Правда, здесь большинство источников повествует по-разному. Одни рассказывают, что был объявлен конкурс, в котором победили проекты Льва Николаевича Кекушева и Николая Львовича Шевякова, но заказчик отдал предпочтение Валькоту, занявшему всего лишь скромное четвертое место. Другие пишут, что Валькоту был поручен лишь фасад и, предположительно, оформление Малого ресторанного зала. Третьи утверждают, что Кекушев и Шевяков приступили к постройке немедленно, а четвертые — что Лев Николаевич буквально спас строительство, включившись в процесс лишь в начале двадцатого века, предложив более дешевый проект.
Боюсь, сегодня полностью восстановить хронологию событий возможно лишь надолго засев в архивах и исторических библиотеках.
Так или иначе, в планах Мамонтова было создать здесь…
…Настоящий культурно-досуговый центр
Не просто гостиницу, а наивеликолепнейшую гостиницу с музыкальным театром, кинотеатрами, ресторанами, спортивными залами и художественными галереями.
Но как раз тут приключилась беда, и Савва Иванович оказался в «Таганке». Все средства пошли на оплату кредиторам. Как при всем при этом достраивался «Метрополь» — для меня загадка.
Вдобавок он еще и основательно пострадал в пожаре, случившемся в 1901 году, когда, казалось бы, все было почти готово и уже подходила к концу отделка фасадов.
В результате, окончательно все работы завершились в 1905 году.
А кроме упомянутых выше Льва Кекушева, Вильяма Валькота и Николая Шевякова в первоначальном строительстве, в перестройке после пожара и в оформлении интерьеров приняли участие архитекторы Рихард-Павел Рудольфович Бернгардт, Виктор Александрович Веснин, Адольф Эрнестович Эрихсон, Иван Андреевич Герман, Иван Владиславович Жолтовский, Артур Федорович Карст, Сергей Сергеевич Шуцман и даже Федор Осипович Шехтель.
А уникальное перекрытие над Большим ресторанным залом выполнил инженер Владимир Григорьевич Шухов.
Не менее блестящ и…
…Список художников и скульпторов, трудившихся над оформлением
Монументальное центральное панно «Принцесса Греза», созданное в 1905 году, принадлежит руке Михаила Александровича Врубеля.
Кстати, год назад в своем Дзене я описал историю, как в 1956 году, разбирая склады Большого театра, рабочие обнаружили гигантский рулон. Развернуть его целиком внутри помещения было невозможно, и рулон извлекли на улицу. А как развернули — остолбенели. Затем кто-то случайно взглянул через дорогу, на «Метрополь», и обнаружившие полотно остолбенели еще сильнее.
Как оказалось, полотно экспонировалось на выставке, но демонстрация отчего-то обернулась провалом — несмотря на хвалебные отзывы критиков, простая публика работу раскритиковала. Скандал, говорят, достиг даже ушей Николая Второго. В результате Савва Мамонтов передал картину Большому театру, и там она и… буквально провалялась до 1956-го.
Зато теперь холст работы Врубеля занимает достойное место в Третьяковке.
Другие панно, украшающие фасады: «Жажда», «Поклонение божеству», «Поклонение природе», «Поклонение старине», «Жизнь», «Купание наяд» и «Полдень» создали художники Александр Яковлевич Головин и Сергей Васильевич Чехонин. А непосредственно исполнил их в майолике художник-керамист Петр Кузьмич Ваулин.
Всего на фасадах «Метрополя» имеется 23 майоликовых картины. Однако известны авторы только этих восьми, больших. Кто же создал малые панно, доподлинно неизвестно.
Вестибюли ресторанов оформили скульпторы Владимир Гладков и Владимир Козлов. А эскизы росписей и элементов внутреннего декора создали Виктор Михайлович Васнецов, Василий Дмитриевич Поленов и Константин Алексеевич Коровин.
Скульптурный фриз «Времена года», что описывает все здание, исполнил Николай Андреевич Андреев.
Я, кстати, никак не мог расшифровать загадочную надпись, что идет по фасаду.
Оказалось, что изначально это была цитата из Ницше:
«Опять старая история: когда выстроишь дом, то замечаешь, что научился кое-чему»
Правда, ее позднее заменили на Ленинское
«Только диктатура пролетариата в состоянии освободить человечество от гнёта капитала»
И такое чувство, что в наше время как будто решили оба высказывания скомпоновать, устроив некий нечитаемый симбиоз-орнамент.
Хочется еще традиционно перечислить имена тех, кто останавливался в «Метрополе», но здесь перечисление и правда займет многие страницы. Актеры и актрисы, поэты, художники и литераторы, государственные деятели и дипломаты, журналисты, революционеры, ученые и интеллигенция.
«Большой зал ресторана в „Метрополе“, поврежденный октябрьской бомбардировкой, уже не работал, но в кабинетах еще подавали еду и вино, так как часть гостиницы была занята иностранцами, большею частью немцами и теми из отчаянных дельцов, кто сумел добыть себе иностранный — литовский, польский, персидский — паспорт. В кабинетах кутили, как во Флоренции во время чумы. По знакомству, с черного хода, пускали туда и коренных москвичей, — преимущественно актеров, уверенных, что московские театры не дотянут и до конца сезона: и театрам и актерам — беспросветная гибель. Актеры пили, не щадя живота…»
(Алексей Толстой, «Хождение по мукам»)
В разные годы здесь располагались кинотеатр «Модерн», литературное кафе имажинистов (русских поэтов Серебряного века) под названием «Калоша», издательство «Скорпион», редакция альманаха «Северные цветы» и журнала «Весы».
А с 1918 года…
…Разместился 2-й Дом Советов
Одно из тех самых мест, которые новые власти решили создать использовать для размещения деятелей революции, массово переезжающих из Петрограда в Москву.
А в 1929 году «Метрополь» снова превратился в отель. Правда, под вывеской «Интурист».
«Метрополь» с самого начала советской революции был захвачен под советские учреждения и под жилища для ответственных работников, но было решено, что выгоднее перевести их в другие места, а это здание вновь превратить в гостиницу. Выселять, однако, всех сразу в перегруженную Москву было не так легко, и потому сейчас очистили и вновь отделали под гостиницу один этаж… Наш номер выходил прямо на Свердловскую площадь. Вид из окон восхитительный. Сам номер безукоризненно чист, довольно просторен и с необычайно высокими потолками. Кровати — в углублении и отделены плюшевой занавесью почти до потолка. Но ванны нет и вода в кувшинах. Я заказал кофе, который принесли в стаканах с подстаканниками».
Из «Дневников» музыканта, дирижера и композитора Сергея Прокофьева
В 1951 году здесь давали обед в честь Мао Дзедуна. Присутствовал даже лично товарищ Сталин. А в 60-х торжественно принимали Джона Кеннеди.
С 1986 по 1991 год «Метрополь» был закрыт на реставрацию…, а если честно, то реконструкцию. Многое было заменено и «исправлено». Впрочем, были и плюсы. Отреставрировали уникальные панно на фасадах и расчистили живописные потолки, убрав местами до семи слоев краски. В результате отелю присвоили пятизвездочный статус.
А в 2010-х отреставрировали снова, возродив исторические интерьеры залов, ресторанов и номеров.
* * *
Мои дорогие старые друзья и новые знакомые! Большое спасибо, что заглянули на эту страницу.
Буду рад каждому вашему комментарию и отклику. А ваши подписки и любой, даже самый, казалось бы, незначительный взнос послужат активному и деятельному развитию проекта. Давайте вместе увеличим число единомышленников, кто любит гулять по Москве, изучать историю ее улиц и обсуждать эти истории друг с другом.
И конечно, не пропустите новые истории, ведь продолжение следует!