logo
0
читателей
Тайный фотограф Москвы  Гуляю по Москве с фотоаппаратом. Исследую её Историю, разыскиваю истории городских усадеб, домов, монастырей и храмов. Люблю делиться тем, что люблю, с теми, кого люблю
О проекте Просмотр Уровни подписки Фильтры Статистика Обновления проекта Контакты Поделиться Метки
Все проекты
О проекте
Большое спасибо, что заглянули на огонек!
Меня зовут Олег. И на своей странице я предлагаю вам отправиться на прогулку по районам-кварталам, по переулкам и бульварам Лучшего города Земли. Рассмотреть в деталях архитектурные шедевры Столицы, исследовать как общеизвестные, так и неочевидные, не каждому знакомые факты, а иногда и городские легенды.
Как оказалось, история Москвы ужасно интересная штука! Особенно если изучать ее не за партой и не по учебникам, а гуляя по городу, рассматривая жемчужины архитектуры и пытаясь узнать, кто жил в этих домах, чем жили те люди, на что в этом мире повлияла их жизнь.
Как раз о этом я и пишу.
Загадки, тайны и истории монастырей и храмов, старинных дворов, городских усадеб и купеческих особняков, доходных, общественных и партикулярных домов. Архитектура, интересные памятники, парки, цветы и котики :)
Публикации, доступные бесплатно
Уровни подписки
Единоразовый платёж

Безвозмездное пожертвование. Этот взнос не предоставляет доступ к закрытому контенту, но показывает автору, что он небезразличен читателям

Помочь проекту
У проекта в настоящий момент нет открытых подписок
Фильтры
Статистика
Обновления проекта
Контакты
Поделиться
Метки
Читать: 18+ мин
logo Тайный фотограф Москвы

Сказочные теремки Щукинского музея русских древностей и Музея биологии имени Тимирязева

Малая ‎Грузинская‏ ‎ул., ‎15

Нынешний ‎мой ‎архитектурный ‎герой‏ ‎расположен ‎на‏ ‎Малой‏ ‎Грузинской ‎улице, ‎по‏ ‎соседству ‎с‏ ‎католическим ‎собором ‎Непорочного ‎зачатия‏ ‎и‏ ‎неподалеку ‎от‏ ‎грузинской ‎церкви‏ ‎Георгия ‎Победоносца.

Сегодня ‎он ‎известен ‎как‏ ‎Биологический‏ ‎музей ‎имени‏ ‎Тимирязева. ‎Построен‏ ‎же ‎этот ‎усадебный ‎комплекс ‎в‏ ‎русском‏ ‎стиле,‏ ‎который ‎по‏ ‎невежеству ‎или‏ ‎по ‎гадкой,‏ ‎привитой‏ ‎кем-то ‎привычке‏ ‎называют ‎«псевдорусским», ‎был ‎в ‎промежутке‏ ‎между ‎1892‏ ‎и‏ ‎1905 ‎годами ‎и…

…Принадлежал‏ ‎Петру ‎Ивановичу‏ ‎Щукину

Их ‎было ‎одиннадцать ‎детей‏ ‎—‏ ‎четыре ‎сестры‏ ‎и ‎семеро‏ ‎братьев. ‎По ‎некоторым ‎свидетельствам, ‎именно‏ ‎Петр‏ ‎Иванович ‎первым‏ ‎из ‎Щукиных‏ ‎переселился ‎в ‎Москву ‎из ‎родной‏ ‎Калужской‏ ‎области.‏ ‎Но ‎перед‏ ‎этим ‎отучился‏ ‎в ‎Петербурге,‏ ‎а‏ ‎затем ‎в‏ ‎Берлинском ‎практическом ‎торговом ‎училище. ‎А‏ ‎заодно ‎успел‏ ‎поработать‏ ‎в ‎Германии ‎и‏ ‎Франции, ‎получив‏ ‎неплохую ‎практику ‎по ‎ткацкому‏ ‎делу.

И,‏ ‎вернувшись ‎в‏ ‎Россию ‎летом‏ ‎1878 ‎года, ‎обосновался ‎в ‎Москве.

Еще‏ ‎живя‏ ‎во ‎Франции,‏ ‎в ‎Лионе,‏ ‎он ‎увлекся ‎коллекционированием ‎книг ‎и‏ ‎портретов‏ ‎местных‏ ‎знаменитостей. ‎А‏ ‎в ‎России‏ ‎распространил ‎страсть‏ ‎к‏ ‎собирательству ‎на‏ ‎персидские ‎ковры ‎и ‎произведения ‎индийских,‏ ‎китайских ‎и‏ ‎японских‏ ‎мастеров ‎— ‎как‏ ‎говорят, ‎сказалась‏ ‎профессиональная ‎черта, ‎торговля ‎дорогими‏ ‎и‏ ‎редкими ‎тканями.‏ ‎А ‎затем‏ ‎перешел ‎на ‎коллекционирование ‎старинных ‎русских‏ ‎вещей.

Так‏ ‎к ‎началу‏ ‎двадцатого ‎века‏ ‎и ‎появился ‎основанный ‎им ‎в‏ ‎Москве‏ ‎Музей‏ ‎российских ‎древностей.

Да‏ ‎и ‎братья‏ ‎от ‎него‏ ‎не‏ ‎отставали. ‎Сергей‏ ‎Иванович ‎собирал ‎картины ‎французских ‎импрессионистов,‏ ‎Дмитрий ‎Иванович‏ ‎—‏ ‎творения ‎старой ‎европейской‏ ‎школы ‎живописи,‏ ‎а ‎Иван ‎Иванович ‎сконцентрировался‏ ‎на‏ ‎испанских ‎художниках.

С‏ ‎годами ‎его‏ ‎коллекция ‎разрасталась, ‎и ‎в ‎1891‏ ‎году‏ ‎купец…

…Продал ‎свой‏ ‎дом ‎на‏ ‎Пречистенке ‎и ‎переселился ‎в ‎Грузинскую‏ ‎слободу

Первую‏ ‎постройку‏ ‎нового ‎комплекса,‏ ‎похожую ‎на‏ ‎древнерусский ‎терем,‏ ‎здесь‏ ‎поставили ‎уже‏ ‎в ‎1892 ‎году ‎по ‎проекту‏ ‎Бориса ‎(или‏ ‎Бернарда)‏ ‎Викторовича ‎Фрейденберга. Сегодня ‎это‏ ‎дом ‎№‏ ‎15, ‎строение ‎2, ‎известный‏ ‎как‏ ‎«Старый ‎музей»‏ ‎или ‎«Скрыня»‏ ‎(шкатулка, ‎ларец) ‎— ‎собственно ‎дом‏ ‎Петра‏ ‎Ивановича ‎Щукина.

В‏ ‎истинном ‎духе‏ ‎старинного ‎ярославского ‎зодчества, ‎с ‎шатровым‏ ‎ступенчатым‏ ‎крыльцом,‏ ‎балкончиком ‎в‏ ‎духе ‎Романовских‏ ‎палат ‎на‏ ‎Варварке,‏ ‎с ‎«алмазной»‏ ‎рустовкой ‎первого ‎этажа

и ‎очаровательным ‎единорогом‏ ‎в ‎медальоне‏ ‎над‏ ‎крыльцом.

Здесь ‎купец ‎поселился‏ ‎и ‎сам‏ ‎вместе ‎с ‎семьей, ‎здесь‏ ‎же‏ ‎разместил ‎и‏ ‎свою ‎богатейшую‏ ‎коллекцию.

Но ‎коллекция ‎неудержимо ‎продолжала ‎расти,‏ ‎и‏ ‎спустя ‎несколько‏ ‎лет ‎потребовалось‏ ‎дополнительное ‎здание ‎для ‎ее ‎размещения.‏ ‎Его‏ ‎строительством‏ ‎в ‎1896–1898‏ ‎годах ‎занимался‏ ‎уже ‎другой‏ ‎зодчий,‏ ‎Адольф ‎Эрнестович‏ ‎Эрихсон, которому ‎помогал ‎архитектор ‎Василий ‎Николаевич‏ ‎Башкиров.

Новое ‎здание‏ ‎оформили‏ ‎и ‎украсили ‎в‏ ‎том ‎же‏ ‎стиле, ‎что ‎и ‎первое,‏ ‎и‏ ‎соединили ‎с‏ ‎первым ‎при‏ ‎помощи ‎подземного ‎туннеля. ‎И ‎хотя‏ ‎новый‏ ‎дом ‎был‏ ‎весьма ‎просторен,‏ ‎даже ‎по ‎стенам ‎того ‎перехода‏ ‎размещались‏ ‎многочисленные‏ ‎экспонаты.

Одновременно ‎со‏ ‎строительством ‎дома,‏ ‎Эрихсон ‎и‏ ‎Башкиров‏ ‎отделили ‎усадебную‏ ‎территорию ‎от ‎улицы ‎оградой ‎с‏ ‎парадными ‎воротами.


А‏ ‎в‏ ‎1905-м ‎построили ‎заключительную‏ ‎часть ‎ансамбля‏ ‎— ‎музейное ‎хранилище ‎и‏ ‎архив‏ ‎(дом ‎№‏ ‎15, ‎стр.‏ ‎3). ‎Его ‎автором ‎сделался ‎Федор‏ ‎Никитич‏ ‎Кольбе.

И ‎в‏ ‎том ‎же‏ ‎самом ‎1905 ‎году ‎Петр ‎Иванович‏ ‎Щукин‏ ‎пожертвовал‏ ‎свою ‎коллекцию‏ ‎(более ‎трехсот‏ ‎тысяч ‎экспонатов!)‏ ‎вместе‏ ‎с ‎архитектурным‏ ‎ансамблем ‎Историческому ‎музею. ‎Сам ‎же‏ ‎остался ‎его‏ ‎попечителем‏ ‎и ‎хранителем, ‎продолжая‏ ‎пополнять ‎экспозиции‏ ‎новыми ‎раритетами.

В ‎1912 ‎году‏ ‎Петр‏ ‎Иванович ‎на‏ ‎шестидесятом ‎году‏ ‎жизни ‎скончался ‎от ‎гнойного ‎аппендицита‏ ‎и‏ ‎был ‎похоронен‏ ‎в ‎Покровском‏ ‎монастыре. ‎Позднее ‎музей ‎на ‎Малой‏ ‎Дмитровке‏ ‎упразднили,‏ ‎а…

…Богатейшие ‎собрания‏ ‎перевезли ‎в‏ ‎здание ‎Исторического‏ ‎музея

В‏ ‎усадьбе ‎расположился‏ ‎Музей ‎Старой ‎Москвы, ‎затем ‎Областной‏ ‎музей ‎Московского‏ ‎края,‏ ‎а ‎с ‎1934‏ ‎года ‎—‏ ‎Тимирязевский ‎Биологический ‎музей.

Впрочем, ‎успели‏ ‎сказочные‏ ‎русские ‎теремки‏ ‎побывать ‎и‏ ‎студенческими ‎общагами, ‎хоть, ‎к ‎счастью,‏ ‎и‏ ‎недолго.

Хотя, ‎жили‏ ‎здесь ‎разные‏ ‎люди ‎как ‎до ‎революции, ‎так‏ ‎и‏ ‎после.‏ ‎Например, ‎с‏ ‎конца ‎1890-х‏ ‎до ‎начала‏ ‎нулевых‏ ‎двадцатого ‎века‏ ‎здесь ‎снимала ‎квартиру ‎известная ‎своим‏ ‎контральто ‎исполнительница‏ ‎цыганских‏ ‎романсов ‎Варвара ‎Васильевна‏ ‎Панина, ‎а‏ ‎в ‎1910-1920-х ‎годах ‎—‏ ‎племянник‏ ‎поэта ‎Николая‏ ‎Некрасова, ‎депутат‏ ‎Государственной ‎думы ‎Первого ‎созыва, ‎книгоиздатель‏ ‎Константин‏ ‎Федорович ‎Некрасов с‏ ‎сыном ‎Николаем‏ ‎Константиновичем, ‎писателем ‎и ‎некрасоведом. ‎В‏ ‎сороковых‏ ‎годах‏ ‎здесь ‎жил‏ ‎историк, ‎археолог‏ ‎и ‎этнограф‏ ‎Сергей‏ ‎Павлович ‎Толстов.

А‏ ‎в ‎музее ‎во ‎время ‎его‏ ‎существования ‎работали‏ ‎москвовед,‏ ‎архитектор ‎и ‎реставратор‏ ‎Илья ‎Евграфович‏ ‎Бондаренко ‎и ‎живописец ‎Аполлинарий‏ ‎Михайлович‏ ‎Васнецов. ‎А‏ ‎Валентин ‎Серов‏ ‎и ‎Василий ‎Суриков ‎трудились ‎здесь‏ ‎над‏ ‎своими ‎произведениями.

Да‏ ‎и ‎многие‏ ‎другие ‎художники ‎приезжали ‎сюда, ‎чтобы‏ ‎зарисовать‏ ‎с‏ ‎натуры ‎старинные‏ ‎предметы. ‎И‏ ‎говорят, ‎что‏ ‎многие‏ ‎произведения, ‎бывшие‏ ‎когда-то ‎экспонатами ‎Щукинского ‎музея, ‎сегодня‏ ‎можно ‎увидеть‏ ‎только‏ ‎лишь ‎на ‎их‏ ‎полотнах.

* * *

Мои ‎дорогие‏ ‎старые ‎друзья ‎и ‎новые‏ ‎знакомые!‏ ‎Большое ‎спасибо,‏ ‎что ‎заглянули‏ ‎на ‎эту ‎страницу. ‎Она ‎только-только‏ ‎начинает‏ ‎зарождаться, ‎но‏ ‎я ‎уверен,‏ ‎что ‎у ‎нее ‎есть ‎будущее.

Буду‏ ‎рад‏ ‎каждому‏ ‎вашему ‎комментарию‏ ‎и ‎отклику.‏ ‎Давайте ‎вместе‏ ‎увеличим‏ ‎число ‎единомышленников,‏ ‎кто ‎любит ‎гулять ‎по ‎Москве,‏ ‎изучать ‎историю‏ ‎ее‏ ‎улиц ‎и ‎обсуждать‏ ‎эти ‎истории‏ ‎друг ‎с ‎другом.

И ‎конечно,‏ ‎не‏ ‎пропустите ‎новые‏ ‎истории, ‎ведь‏ ‎продолжение ‎следует!

Читать: 8+ мин
logo Тайный фотограф Москвы

Династия купцов Щукиных, строитель фабрик Кекушев и ювелир Курлюков, или Истории и предыстории московских переулков

Колпачный ‎пер.,‏ ‎4, ‎стр. ‎3

Когда ‎видишь ‎здание,‏ ‎построенное ‎твоим‏ ‎любимым‏ ‎зодчим, ‎его ‎хочется‏ ‎рассматривать ‎во‏ ‎всех ‎деталях. ‎Но ‎здесь‏ ‎творение‏ ‎Льва ‎Кекушева‏ ‎имеет ‎со‏ ‎стороны ‎улицы ‎совсем ‎крохотный ‎вид,‏ ‎да‏ ‎и ‎во‏ ‎дворе ‎внутри‏ ‎зажато ‎со ‎всех ‎сторон.

Поэтому ‎сюда‏ ‎всего‏ ‎лучше‏ ‎прийти ‎самому,‏ ‎постоять, ‎пройтись‏ ‎из ‎стороны‏ ‎в‏ ‎сторону, ‎заглянуть‏ ‎в ‎арку.

И ‎это ‎— ‎Колпачный‏ ‎переулок ‎и…

…Ювелирная‏ ‎фабрика‏ ‎Ореста ‎Курлюкова ‎с‏ ‎конторой ‎и‏ ‎магазином

Свое ‎дело ‎— ‎одну‏ ‎из‏ ‎самых ‎знаменитейших‏ ‎в ‎России‏ ‎фабрик ‎серебряных ‎изделий ‎— ‎Орест‏ ‎Федорович‏ ‎Курлюков ‎основал‏ ‎в ‎1884‏ ‎году. ‎Ювелирные ‎украшения ‎из ‎серебра‏ ‎и‏ ‎драгоценных‏ ‎камней, ‎декоративно-прикладные‏ ‎изделия ‎для‏ ‎дома, ‎хрусталь‏ ‎и‏ ‎художественное ‎стекло,‏ ‎столовая ‎утварь ‎— ‎здесь ‎выпускалось‏ ‎всё. ‎Причем‏ ‎как‏ ‎в ‎духе ‎подражания‏ ‎старинным ‎русским‏ ‎мастерам, ‎так ‎и ‎в‏ ‎«новейшем,‏ ‎современном» ‎стиле‏ ‎ар-нуво, ‎как‏ ‎раз ‎в ‎то ‎время ‎безумно‏ ‎модном‏ ‎и ‎популярном.

Сначала‏ ‎фабрика ‎располагалась‏ ‎на ‎Воронцовской ‎улице ‎близ ‎Таганки,‏ ‎а‏ ‎когда‏ ‎в ‎1902‏ ‎году ‎за‏ ‎строительство ‎нового‏ ‎комплекса‏ ‎взялся ‎Лев‏ ‎Николаевич ‎Кекушев, переместилась ‎в ‎Колпачный ‎переулок.

Туда,‏ ‎где ‎прежде,‏ ‎в‏ ‎девятнадцатом ‎веке…

…В ‎глубине‏ ‎двора ‎стоял‏ ‎совсем ‎другой ‎дом

К ‎сожалению,‏ ‎нет‏ ‎никаких ‎сведений‏ ‎о ‎том,‏ ‎как ‎он ‎выглядел ‎и ‎кем‏ ‎был‏ ‎построен. ‎Известно‏ ‎лишь, ‎что‏ ‎с ‎1863 ‎года ‎на ‎этом‏ ‎самом‏ ‎месте‏ ‎проживала ‎семья‏ ‎купцов ‎Щукиных‏ ‎из ‎старообрядцев,‏ ‎после‏ ‎1812-го ‎перешедших‏ ‎в ‎новообрядческое ‎православие. ‎То ‎были‏ ‎купец, ‎банкир‏ ‎и‏ ‎общественный ‎деятель, ‎издатель‏ ‎книги ‎«Боровск»‏ ‎о ‎своем ‎родном ‎городе‏ ‎Калужской‏ ‎области, ‎потомственный‏ ‎почетный ‎гражданин‏ ‎и ‎владелец ‎бумаготкацкой ‎мануфактуры ‎Иван‏ ‎Васильевич‏ ‎Щукин с ‎сыновьями‏ ‎Владимиром, ‎Дмитрием,‏ ‎Петром ‎и ‎Сергеем.

Вступив ‎в ‎наследство,‏ ‎Иван‏ ‎Васильевич‏ ‎вскоре ‎вышел‏ ‎из ‎фамильного‏ ‎бизнеса ‎и‏ ‎открыл‏ ‎собственную ‎фирму‏ ‎«И. ‎В. ‎Щукин», ‎а ‎позднее‏ ‎— ‎Торговый‏ ‎дом‏ ‎«И. ‎В. ‎Щукин‏ ‎с ‎сыновьями»,‏ ‎занявшись ‎оптовой ‎торговлей, ‎выступая‏ ‎посредником‏ ‎между ‎различными‏ ‎фабрикантами ‎и‏ ‎розничными ‎продавцами.

Но ‎еще ‎более ‎чем‏ ‎отец,‏ ‎сделались ‎известны‏ ‎современной ‎Москве‏ ‎его ‎сыновья, ‎о ‎которых ‎я‏ ‎расскажу‏ ‎в‏ ‎нескольких ‎ближайших‏ ‎своих ‎зарисовках.

Щукины‏ ‎владели ‎участком‏ ‎до‏ ‎1870-х ‎годов.‏ ‎После ‎них ‎владение ‎в ‎Колпачном‏ ‎переулке ‎досталось‏ ‎купчихе‏ ‎Анастасии ‎Васильевне ‎Алексеевой,‏ ‎а ‎уже‏ ‎от ‎нее ‎— ‎Оресту‏ ‎Федоровичу‏ ‎Курлюкову. Для ‎которого‏ ‎Лев ‎Николаевич‏ ‎Кекушев

…Перестроил ‎старый ‎дом ‎и ‎выстроил‏ ‎новый‏ ‎корпус

В ‎переулке‏ ‎появился ‎с‏ ‎виду ‎миниатюрный ‎особнячок…, ‎но ‎это‏ ‎иллюзия.‏ ‎В‏ ‎действительности ‎он‏ ‎не ‎так‏ ‎уж ‎и‏ ‎мал.‏ ‎Просто, ‎воспользовавшись‏ ‎старинной, ‎еще ‎восемнадцатого ‎века ‎традицией,‏ ‎гений ‎модерна‏ ‎выстроил‏ ‎дом, ‎смотрящий ‎на‏ ‎улицу ‎узкой‏ ‎фасадной ‎частью. ‎Язык ‎не‏ ‎поворачивается‏ ‎назвать ‎это‏ ‎торцом.

Сам ‎же‏ ‎объем ‎своей ‎протяженностью ‎уходит ‎внутрь‏ ‎участка.‏ ‎В ‎нем-то‏ ‎и ‎расположились‏ ‎мастерские ‎ювелирной ‎фабрики.

Была ‎здесь ‎и‏ ‎небольшая‏ ‎ювелирная‏ ‎лавка ‎—‏ ‎притом, ‎что‏ ‎главный ‎фирменный‏ ‎магазин‏ ‎Щукина ‎открылся‏ ‎на ‎Ильинке.

А ‎в ‎самой ‎глубине‏ ‎двора ‎стоит‏ ‎трехэтажный‏  ‎дом, ‎в ‎котором‏ ‎жили ‎сами‏ ‎Курлюковы. ‎Впрочем, ‎вполне ‎вероятно,‏ ‎что‏ ‎Кекушев ‎не‏ ‎возводил ‎его‏ ‎с ‎нуля, ‎а ‎лишь ‎перестроил‏ ‎и‏ ‎по-своему ‎оформил‏ ‎особняк ‎Щукиных‏ ‎постройки ‎1863 ‎года. ‎К ‎сожалению,‏ ‎нигде‏ ‎об‏ ‎этом ‎не‏ ‎приводится ‎никаких‏ ‎подробностей.


Орест ‎Федорович,‏ ‎теперь‏ ‎уже ‎не‏ ‎простой ‎фабрикант, ‎а ‎целый ‎депутат‏ ‎по ‎надзору‏ ‎за‏ ‎производством ‎ювелирных ‎изделий‏ ‎и ‎член‏ ‎Московского ‎коммерческого ‎суда, ‎отошел‏ ‎от‏ ‎дел ‎в‏ ‎1912 ‎году,‏ ‎передав ‎управление ‎фабрикой ‎сыну ‎Николаю‏ ‎Орестовичу. И‏ ‎сам ‎доживал‏ ‎свой ‎век‏ ‎здесь ‎же ‎до ‎кончины ‎в‏ ‎1916-м,‏ ‎оставаясь‏ ‎владельцем ‎дома.

На‏ ‎производстве ‎тогда‏ ‎работало ‎больше‏ ‎шестидесяти‏ ‎человек, ‎а‏ ‎годовой ‎оборот ‎составлял ‎более ‎ста‏ ‎тысяч ‎рублей.‏ ‎Возможно,‏ ‎и ‎не ‎слишком‏ ‎много ‎по‏ ‎тогдашним ‎меркам, ‎но ‎ведь‏ ‎и‏ ‎серебро ‎—‏ ‎не ‎золото.

А‏ ‎фирма ‎просуществовала ‎до ‎1917-го, ‎после‏ ‎революции‏ ‎закрытая ‎новыми‏ ‎властями, ‎которых‏ ‎в ‎ту ‎пору ‎ювелирное ‎производство‏ ‎мало‏ ‎интересовало,‏ ‎были ‎совершенно‏ ‎другие ‎задачи‏ ‎и ‎цели.

* * *

Мои‏ ‎дорогие‏ ‎старые ‎друзья‏ ‎и ‎новые ‎знакомые! ‎Большое ‎спасибо,‏ ‎что ‎заглянули‏ ‎на‏ ‎эту ‎страницу. ‎Она‏ ‎только-только ‎начинает‏ ‎зарождаться, ‎но ‎я ‎уверен,‏ ‎что‏ ‎у ‎нее‏ ‎есть ‎будущее.

Буду‏ ‎рад ‎каждому ‎вашему ‎комментарию ‎и‏ ‎отклику.‏ ‎Давайте ‎вместе‏ ‎увеличим ‎число‏ ‎единомышленников, ‎кто ‎любит ‎гулять ‎по‏ ‎Москве,‏ ‎изучать‏ ‎историю ‎ее‏ ‎улиц ‎и‏ ‎обсуждать ‎эти‏ ‎истории‏ ‎друг ‎с‏ ‎другом.

И ‎конечно, ‎не ‎пропустите ‎новые‏ ‎истории, ‎ведь‏ ‎продолжение‏ ‎следует!

Читать: 15+ мин
logo Тайный фотограф Москвы

Особняк Матвея Понизовского на Поварской улице, или Еще один фирменный автограф Льва Николаевича Кекушева

Поварская ‎ул.,‏ ‎42, ‎стр. ‎1

В ‎очередной, ‎бесчисленный‏ ‎раз ‎гуляя‏ ‎по‏ ‎Поварской ‎улице, ‎я‏ ‎очень ‎жалел,‏ ‎что ‎не ‎побывал ‎здесь‏ ‎ранней‏ ‎весной, ‎когда‏ ‎снег ‎уже‏ ‎стаял, ‎а ‎деревья ‎еще ‎не‏ ‎успели‏ ‎зазеленеть ‎настолько,‏ ‎что ‎этого‏ ‎прекрасного ‎дома ‎сделалось ‎почти ‎не‏ ‎видно‏ ‎за‏ ‎буйной ‎листвой.

Но,‏ ‎даже ‎несмотря‏ ‎на ‎густую‏ ‎зелень,‏ ‎я ‎все‏ ‎же ‎постараюсь ‎рассмотреть ‎этот ‎дом,‏ ‎стоящий ‎на‏ ‎углу‏ ‎Поварской ‎улицы ‎и‏ ‎Скатертного ‎переулка.‏ ‎Дом, ‎возведенный ‎в ‎1903–1904‏ ‎годах…

…В‏ ‎популярном ‎в‏ ‎те ‎годы‏ ‎стиле ‎модерн

Правда, ‎глядя ‎на ‎него‏ ‎сегодня,‏ ‎с ‎первого‏ ‎взгляда ‎видно,‏ ‎что ‎в ‎здании ‎этом ‎гармонично‏ ‎соединились,‏ ‎казалось‏ ‎бы, ‎несочетаемые‏ ‎стили ‎модерна‏ ‎и ‎неоклассицизма.

Но‏ ‎именно‏ ‎что ‎«казалось‏ ‎бы». ‎Ведь ‎если ‎прогуляться ‎по‏ ‎Москве, ‎то‏ ‎понимаешь,‏ ‎что ‎наши ‎гении‏ ‎архитектуры ‎того‏ ‎времени ‎великолепно ‎умели ‎сочетать‏ ‎«несочетаемое»‏ ‎и ‎находить‏ ‎гармонию ‎в‏ ‎самых ‎неожиданных ‎вещах ‎и ‎явлениях.

Впрочем,‏ ‎здесь‏ ‎у ‎этого‏ ‎есть ‎и‏ ‎другой ‎секрет, ‎о ‎котором ‎чуть‏ ‎позже.

Заказчиком‏ ‎строительства‏ ‎выступило ‎Московское‏ ‎торгово-строительное ‎общество‏ ‎Якова ‎Андреевича‏ ‎Рекка — знаменитого‏ ‎предпринимателя ‎и‏ ‎банкира, ‎который ‎в ‎1886 ‎году‏ ‎в ‎возрасте‏ ‎девятнадцати‏ ‎лет ‎перебрался ‎в‏ ‎Москву ‎из‏ ‎родной ‎ему ‎Самарской ‎губернии,‏ ‎а‏ ‎уже ‎к‏ ‎концу ‎столетия‏ ‎занимал ‎видное ‎положение ‎среди ‎местных‏ ‎капиталистов.

Тот‏ ‎самый ‎Рекк,‏ ‎который ‎целью‏ ‎своей ‎жизни ‎и ‎жизненным ‎кредо‏ ‎сделал‏ ‎лозунг:

«Надо‏ ‎Москву ‎украсить‏ ‎стильными ‎домами,‏ ‎которые, ‎имея‏ ‎технические‏ ‎удобства ‎западноевропейских‏ ‎городских ‎строений ‎в ‎то ‎же‏ ‎время ‎не‏ ‎убивали‏ ‎бы ‎национального ‎колорита‏ ‎Москвы»

И ‎обширный‏ ‎земельный ‎участок ‎между ‎Скарятинским‏ ‎и‏ ‎Скатертным ‎переулками‏ ‎Яков ‎Рекк‏ ‎приобрел ‎для ‎того, ‎чтобы ‎выстроить‏ ‎на‏ ‎нем…

…Два ‎роскошных‏ ‎особняка, ‎что‏ ‎называется, ‎«под ‎ключ»

Одним ‎из ‎них‏ ‎стал‏ ‎тот‏ ‎самый ‎особняк‏ ‎Ивана ‎Александровича‏ ‎Миндовского, ‎второй‏ ‎—‏ ‎тот, ‎который‏ ‎купил ‎меценат ‎и ‎купец, ‎владелец‏ ‎швейной ‎мануфактуры,‏ ‎член‏ ‎Московского ‎автомобильного ‎общества‏ ‎и ‎Общества‏ ‎пособий ‎бедным ‎евреям ‎Матвей‏ ‎Григорьевич‏ ‎(Мордух ‎Гиршевич)‏ ‎Понизовский.

Участок ‎тот‏ ‎ранее ‎занимали ‎возведенные ‎в ‎1770-х‏ ‎годах‏ ‎и ‎пришедшие‏ ‎в ‎полную‏ ‎ветхость, ‎непригодные ‎для ‎жилья ‎постройки‏ ‎старинной‏ ‎усадьбы‏ ‎тайного ‎советника,‏ ‎генерал-майора ‎Даниила‏ ‎Григорьевича ‎Волчкова. Кстати‏ ‎сказать,‏ ‎супругой ‎его‏ ‎была ‎правнучка ‎знаменитого ‎уральского ‎заводчика‏ ‎Акинфия ‎Демидова‏ ‎Прасковья‏ ‎Львовна.

Волчковы ‎жили ‎в‏ ‎усадьбе ‎до‏ ‎первого ‎десятилетия ‎девятнадцатого ‎века.‏ ‎Затем‏ ‎имением ‎владели‏ ‎поочередно ‎еще‏ ‎несколько ‎фамилий, ‎пока ‎в ‎1902‏ ‎году‏ ‎оно ‎не‏ ‎было ‎выкуплено‏ ‎под ‎снос ‎фирмой ‎Якова ‎Рекка.

Некоторые‏ ‎популярные‏ ‎сайты‏ ‎говорят ‎о‏ ‎том, ‎что‏ ‎оба ‎дома,‏ ‎выстроенные‏ ‎на ‎месте‏ ‎бывшей ‎усадьбы, ‎очень ‎долго ‎не‏ ‎продавались, ‎и‏ ‎Понизовский‏ ‎с ‎женой ‎Амалией‏ ‎Абрамовной ‎Виленкиной‏ ‎въехали ‎сюда ‎лишь ‎в‏ ‎1908‏ ‎году. ‎Однако‏ ‎архивные ‎документы‏ ‎свидетельствуют ‎об ‎обратном, ‎указывая, ‎что‏ ‎уже‏ ‎на ‎этапе‏ ‎строительства ‎Матвей‏ ‎Григорьевич ‎сделал ‎свой ‎выбор ‎в‏ ‎его‏ ‎пользу.‏ ‎В ‎то‏ ‎время ‎как,‏ ‎действительно, ‎будущий‏ ‎дом‏ ‎Миндовских ‎по‏ ‎соседству ‎пустовал ‎до ‎1909 ‎года.

Два‏ ‎эти ‎дома‏ ‎(вы‏ ‎уж ‎простите, ‎но‏ ‎их ‎действительно‏ ‎волей-неволей ‎сравниваешь: ‎один ‎и‏ ‎тот‏ ‎же ‎архитектор,‏ ‎тот ‎же‏ ‎заказчик, ‎фактически ‎одновременно ‎построенные) ‎вышли‏ ‎довольно‏ ‎разными.

Особняк ‎на‏ ‎углу ‎со‏ ‎Скатертным ‎имеет ‎более ‎четкие ‎углы,‏ ‎меньше‏ ‎скруглений‏ ‎и ‎мелких‏ ‎деталей. ‎Но‏ ‎и ‎он,‏ ‎как‏ ‎положено ‎модерну,‏ ‎словно ‎бы ‎произрастает ‎изнутри ‎наружу.‏ ‎Со ‎своей‏ ‎экспрессией,‏ ‎из ‎неравных, ‎асимметричных‏ ‎объемов, ‎ступенчатыми‏ ‎каскадами ‎перетекающих ‎один ‎в‏ ‎другой.

Фасады‏ ‎его ‎были‏ ‎облицованы ‎керамической‏ ‎плиткой, ‎а ‎над ‎угловой ‎прямоугольной‏ ‎башней‏ ‎в ‎момент‏ ‎постройки ‎возвышался‏ ‎металлический ‎пирамидальный ‎купол. ‎Помещения ‎обставили‏ ‎великолепной‏ ‎мебелью,‏ ‎с ‎первого‏ ‎на ‎второй‏ ‎этаж ‎вела‏ ‎широкая‏ ‎мраморная ‎лестница.‏ ‎Эскиз ‎роскошной ‎люстры ‎нарисовал ‎сам‏ ‎Лев ‎Николаевич‏ ‎Кекушев,‏ ‎а ‎стены ‎залов‏ ‎украсило ‎множество‏ ‎полотен ‎известных ‎художников.

А ‎еще,‏ ‎рассказывают,‏ ‎в ‎доме‏ ‎хранились ‎некоторые‏ ‎личные ‎вещи ‎Наполеона ‎Бонапарта, ‎оставленные‏ ‎им‏ ‎при ‎бегстве‏ ‎из ‎Москвы,‏ ‎прежде ‎хранимые ‎в ‎старой ‎усадьбе‏ ‎Волчковых.

Прошло‏ ‎немного‏ ‎времени, ‎всего‏ ‎несколько ‎лет,‏ ‎и ‎модерн‏ ‎с‏ ‎его ‎порой‏ ‎гротескными, ‎порой ‎вычурными ‎элементами ‎стал‏ ‎отступать ‎с‏ ‎позиций.‏ ‎И ‎в ‎1910‏ ‎году…

…Понизовский ‎решил‏ ‎слегка ‎перестроить ‎дом

Для ‎этого‏ ‎он‏ ‎пригласил ‎архитектора‏ ‎Василия ‎Ивановича‏ ‎Мотылева.

Тот ‎и ‎придал ‎особняку ‎неоклассицистический‏ ‎вид.‏ ‎Убрал ‎с‏ ‎дома ‎большую‏ ‎часть ‎модерновых ‎украшений, ‎в ‎том‏ ‎числе‏ ‎избавились‏ ‎от ‎купола-пирамиды.‏ ‎Фасады ‎в‏ ‎результате ‎приобрели‏ ‎большую‏ ‎строгость ‎по‏ ‎сравнению ‎с ‎первоначальным ‎обликом, ‎хотя‏ ‎дух ‎модерна‏ ‎до‏ ‎сего ‎дня ‎витает‏ ‎в ‎нем.‏ ‎Здесь ‎нет ‎присущих ‎классике‏ ‎центральной‏ ‎симметрии ‎и‏ ‎строгости. ‎А‏ ‎сквозь ‎четкие ‎линии ‎и ‎прямые‏ ‎углы‏ ‎все ‎равно‏ ‎проступает ‎прежняя‏ ‎волнистость ‎и ‎легкость.

Но ‎главное, ‎над‏ ‎проездной‏ ‎аркой,‏ ‎что ‎выходит‏ ‎в ‎Скатертный‏ ‎переулок, ‎до‏ ‎сих‏ ‎пор ‎красуется‏ ‎традиционный ‎кекушевский ‎автограф ‎— ‎клыкастое‏ ‎и ‎когтистое‏ ‎изваяние‏ ‎льва, ‎что ‎выглядывает‏ ‎в ‎переулок,‏ ‎умостившись ‎на ‎замковом ‎камне.

Есть‏ ‎сведения,‏ ‎что ‎хозяин‏ ‎дома ‎заказал‏ ‎и ‎внутреннюю ‎модернизацию. ‎В ‎результате‏ ‎бывшую‏ ‎дюжину ‎просторных‏ ‎залов ‎превратили‏ ‎в ‎26 ‎отдельных ‎комнат, ‎которые‏ ‎впоследствии‏ ‎сдавались‏ ‎внаем.

Одним ‎из‏ ‎жильцов ‎здесь‏ ‎в ‎1900-х‏ ‎был‏ ‎благотворитель, ‎юрист‏ ‎и ‎психолог ‎Сергей ‎Викторович ‎Познышев — человек,‏ ‎сыгравший ‎значительную‏ ‎роль‏ ‎в ‎развитии ‎российского‏ ‎правоведения ‎и‏ ‎юридической ‎психологии. ‎Автор, ‎как‏ ‎он‏ ‎сам ‎называл‏ ‎свое ‎детище,‏ ‎«этико-социологического ‎направления ‎в ‎юриспруденции», ‎основанного‏ ‎на‏ ‎синтезе, ‎опять‏ ‎же ‎по‏ ‎его ‎собственному ‎описанию, ‎классического, ‎антропологического‏ ‎и‏ ‎социологического‏ ‎направлений ‎в‏ ‎уголовном ‎праве.

В‏ ‎1917 ‎году‏ ‎особняк‏ ‎национализировали, ‎а‏ ‎Понизовские ‎эмигрировали ‎во ‎Францию.

С ‎1922‏ ‎по ‎1940‏ ‎год‏ ‎в ‎бывшем ‎особняке‏ ‎разместилась ‎Афганская‏ ‎миссия, ‎а ‎с ‎1950-х‏ ‎—‏ ‎Посольство ‎Исламской‏ ‎Республики ‎Афганистан‏ ‎в ‎Российской ‎Федерации.

* * *

Мои ‎дорогие ‎старые‏ ‎друзья‏ ‎и ‎новые‏ ‎знакомые! ‎Большое‏ ‎спасибо, ‎что ‎заглянули ‎на ‎эту‏ ‎страницу.‏ ‎Она‏ ‎только-только ‎начинает‏ ‎зарождаться, ‎но‏ ‎я ‎уверен,‏ ‎что‏ ‎у ‎нее‏ ‎есть ‎будущее.

Буду ‎рад ‎каждому ‎вашему‏ ‎комментарию ‎и‏ ‎отклику.‏ ‎Давайте ‎вместе ‎увеличим‏ ‎число ‎единомышленников,‏ ‎кто ‎любит ‎гулять ‎по‏ ‎Москве,‏ ‎изучать ‎историю‏ ‎ее ‎улиц‏ ‎и ‎обсуждать ‎эти ‎истории ‎друг‏ ‎с‏ ‎другом.

И ‎конечно,‏ ‎не ‎пропустите‏ ‎новые ‎истории, ‎ведь ‎продолжение ‎следует!

Читать: 10+ мин
logo Тайный фотограф Москвы

Особняк Правдиной, или Дом из фильма «Место встречи изменить нельзя» на Садовой-Сухаревской

Садовая-Сухаревская ‎ул.,‏ ‎5

Улица ‎называется ‎Садовой-Сухаревской, ‎но ‎до‏ ‎интересующего ‎нас‏ ‎сегодня‏ ‎здания ‎ближе ‎всего‏ ‎идти ‎от‏ ‎станции ‎метро ‎Цветной ‎Бульвар,‏ ‎всего‏ ‎чуть ‎больше‏ ‎трехсот ‎метров.

Честно‏ ‎говоря, ‎когда ‎его ‎впервые ‎увидел,‏ ‎мне‏ ‎на ‎какой-то‏ ‎момент ‎показалось,‏ ‎что ‎знаменитый ‎дом ‎Листа ‎из‏ ‎Глазовского‏ ‎переулка‏ ‎взяли ‎и‏ ‎перенесли ‎сюда.

Впрочем,‏ ‎знатоки ‎утверждают,‏ ‎что‏ ‎это ‎—‏ ‎ярчайший ‎образец ‎австрийского ‎«Сецессион-стиля» ‎(от‏ ‎латинского ‎«secessio»‏ ‎—‏ ‎отделение, ‎обособление) ‎—‏ ‎четкость ‎объемов,‏ ‎упорядоченная ‎ритмика, ‎функциональная ‎и‏ ‎рациональная‏ ‎композиция. ‎И‏ ‎при ‎этом…

…Радикальный‏ ‎модерн ‎и ‎почти ‎бунтарский ‎авангард

Но‏ ‎ведь‏ ‎так ‎похоже‏ ‎на ‎раннего,‏ ‎молодого ‎Льва ‎Кекушева! ‎Ан ‎нет,‏ ‎автором‏ ‎(а‏ ‎вернее, ‎соавтором)‏ ‎перестройки ‎особняка,‏ ‎выстроенного ‎изначально‏ ‎около‏ ‎1870 ‎года,‏ ‎выступил ‎другой ‎гений ‎модерна, ‎уже‏ ‎хорошо ‎знакомый‏ ‎большинству‏ ‎моих ‎Дзеновских ‎читателей‏ ‎архитектор ‎Александр‏ ‎Антонович ‎Галецкий, ученик ‎и ‎некоторое‏ ‎время‏ ‎ассистент ‎Федора‏ ‎Осиповича ‎Шехтеля.‏ ‎И, ‎кстати ‎сказать, ‎да, ‎дом‏ ‎этот‏ ‎заметно ‎перекликается‏ ‎с ‎усадьбой‏ ‎Беляева ‎в ‎Рюмином ‎переулке

и ‎особняком‏ ‎Александры‏ ‎Бутиковой-Дерожинской,

в‏ ‎строительстве ‎которых‏ ‎также ‎принимал‏ ‎участие ‎Александр‏ ‎Антонович.

Его‏ ‎соавтором ‎в‏ ‎перестройке ‎особняка ‎в ‎начале ‎1900-х‏ ‎годов ‎(предположительно‏ ‎в‏ ‎1901-м) ‎был ‎Аполлос‏ ‎Васильевич ‎Правдин. При‏ ‎этом ‎сам ‎он ‎и‏ ‎его‏ ‎жена ‎Вера‏ ‎Васильевна ‎Правдина‏ ‎являлись ‎и ‎владельцами ‎дома ‎вплоть‏ ‎до‏ ‎1908 ‎года,‏ ‎пока ‎не‏ ‎продали ‎его ‎и ‎не ‎перебрались‏ ‎в‏ ‎Сокольники.

Вы‏ ‎скажете, ‎для‏ ‎наших ‎широт‏ ‎имя ‎Аполлос‏ ‎звучит…‏ ‎несколько ‎по-библейски.‏ ‎Но ‎с ‎1870 ‎по ‎1901‏ ‎год ‎домом‏ ‎владели,‏ ‎вы ‎будете ‎смеяться,‏ ‎мещане ‎Олимпиада‏ ‎Павловна ‎и ‎Николай ‎Павлович‏ ‎Акиановы. Правда,‏ ‎история ‎не‏ ‎сохранила ‎сведений‏ ‎о ‎том, ‎были ‎они ‎супругами‏ ‎или‏ ‎братом ‎и‏ ‎сестрой.

О ‎Правдине‏ ‎известно ‎немногое. ‎Окончил ‎Московское ‎Комиссаровское‏ ‎техническое‏ ‎училище‏ ‎с ‎дипломом‏ ‎техника-архитектора. ‎Кроме‏ ‎этого ‎дома‏ ‎создал‏ ‎еще ‎пристройку‏ ‎к ‎храму ‎в ‎селе ‎Марьино‏ ‎Бронницкого ‎уезда.

А‏ ‎покупателем‏ ‎дома ‎у ‎Правдиных‏ ‎в ‎1908-м‏ ‎стал…

…Автогонщик-любитель ‎Сергей ‎Капцов ‎с‏ ‎женой‏ ‎Екатериной ‎Ивановной

Везде,‏ ‎где ‎говорится‏ ‎об ‎этом ‎доме, ‎он ‎гордо‏ ‎именуется‏ ‎«Домом ‎Правдиной».‏ ‎Видимо, ‎архитектор‏ ‎и ‎параллельно ‎предприниматель ‎Аполлос ‎Васильевич‏ ‎традиционно‏ ‎записал‏ ‎имущество ‎на‏ ‎супругу.

Но, ‎в‏ ‎отличие ‎от‏ ‎этой‏ ‎мало ‎кому‏ ‎известной ‎пары, ‎давшей ‎особняку ‎имя,‏ ‎о ‎Сергее‏ ‎Александровиче‏ ‎Капцове ‎рассказывают ‎куда‏ ‎как ‎больше.

Владелец‏ ‎текстильной ‎фабрики ‎во ‎Фрязине.‏ ‎Участник‏ ‎Первой ‎мировой‏ ‎войны, ‎окончивший‏ ‎ее ‎в ‎звании ‎прапорщика ‎автороты.‏ ‎Минеролог‏ ‎и ‎держатель‏ ‎богатой ‎коллекции‏ ‎драгоценных ‎камней. ‎Собственно ‎говоря, ‎коллекция‏ ‎та‏ ‎была‏ ‎не ‎слишком-то‏ ‎эффективным ‎прикрытием‏ ‎для ‎регулярной‏ ‎поддержки‏ ‎семей ‎арестованных‏ ‎белогвардейцев, ‎за ‎что ‎он ‎неоднократно‏ ‎репрессировался ‎большевиками.‏ ‎Однажды‏ ‎был ‎даже ‎приговорен‏ ‎к ‎расстрелу,‏ ‎но ‎«высшую ‎меру ‎социальной‏ ‎защиты»‏ ‎заменили ‎на‏ ‎десять ‎лет‏ ‎исправительно-трудового ‎лагеря.

Но ‎и ‎до ‎революции‏ ‎Капцовы‏ ‎много ‎жертвовали‏ ‎на ‎благотворительность.‏ ‎Выстроили ‎корпус ‎Алексеевской ‎психиатрической ‎больницы‏ ‎(той,‏ ‎которая‏ ‎«Кащенко»), ‎гимназию‏ ‎и ‎несколько‏ ‎начальных ‎школ.

Будучи‏ ‎автомобилистом-любителем,‏ ‎Сергей ‎Александрович‏ ‎участвовал ‎в ‎автопробеге ‎Санкт-Петербург ‎—‏ ‎Севастополь, ‎за‏ ‎что‏ ‎удостоился ‎призов ‎от‏ ‎Первого ‎русского‏ ‎автомобильного ‎клуба ‎и ‎Императорского‏ ‎Российского‏ ‎автомобильного ‎сообщества.

Кстати‏ ‎сказать, ‎гонщиком‏ ‎он ‎был ‎не ‎только ‎на‏ ‎трассе,‏ ‎но ‎и‏ ‎в ‎обычной‏ ‎жизни. ‎В ‎журнале ‎«Автомобилист» ‎от‏ ‎1911‏ ‎года‏ ‎о ‎нем‏ ‎была ‎даже‏ ‎заметка ‎в‏ ‎рубрике‏ ‎«Случаи ‎неосторожной‏ ‎езды», ‎в ‎которой ‎приводились ‎слова‏ ‎из ‎полицейского‏ ‎протокола:

«Управлял‏ ‎лично. ‎Столкновение ‎с‏ ‎ломовым ‎извозчиком,‏ ‎последний ‎получил ‎ушибы»

Впрочем, ‎это‏ ‎уже‏ ‎совсем ‎другая‏ ‎история.

Особняком ‎на‏ ‎Садовой-Сухаревской ‎Капцовы ‎владели ‎даже ‎дольше,‏ ‎чем‏ ‎многие ‎другие‏ ‎русские ‎купцы‏ ‎и ‎фабриканты ‎— ‎до ‎1918-го,‏ ‎когда‏ ‎в‏ ‎нем ‎открылось‏ ‎кредитное ‎общество‏ ‎«Уездная ‎страховая‏ ‎касса». А‏ ‎сам ‎Сергей‏ ‎Капцов ‎продолжал ‎трудиться, ‎правда, ‎теперь‏ ‎уже ‎на‏ ‎новую‏ ‎власть, ‎а ‎не‏ ‎на ‎самого‏ ‎себя. ‎Был ‎в ‎какой-то‏ ‎момент,‏ ‎как ‎говорят,‏ ‎даже ‎членом‏ ‎Малого ‎Совнаркома. ‎Конечно, ‎до ‎лагерей.

И‏ ‎дожил‏ ‎до ‎1932‏ ‎года, ‎скончавшись‏ ‎от ‎тифа.

А ‎особняк ‎этот, ‎я‏ ‎уверен,‏ ‎знают‏ ‎и ‎видели‏ ‎абсолютно ‎все,‏ ‎даже ‎ни‏ ‎разу‏ ‎не ‎побывав‏ ‎рядом ‎с ‎ним. ‎Потому ‎что…

…Все‏ ‎видели ‎его‏ ‎в‏ ‎кино

Вот ‎этот ‎фрагмент‏ ‎в ‎ролике‏ ‎ниже. ‎В ‎нем ‎наш‏ ‎дом‏ ‎появляется ‎в‏ ‎кадре ‎в‏ ‎конце ‎второй ‎минуты. ‎Именно ‎здесь‏ ‎по‏ ‎задумке ‎Станислава‏ ‎Сергеевича ‎Говорухина‏ ‎располагалось ‎отделение ‎милиции, ‎на ‎пороге‏ ‎которого‏ ‎Глеб‏ ‎Жеглов ‎подсунул‏ ‎в ‎карман‏ ‎вора ‎Кирпича‏ ‎украденный‏ ‎кошелек.

Вот, ‎правда,‏ ‎сравнив ‎то, ‎что ‎мы ‎видим‏ ‎в ‎кино,‏ ‎с‏ ‎тем, ‎что ‎предстает‏ ‎нам ‎в‏ ‎сегодняшней ‎действительности, ‎становится ‎ясно,‏ ‎что‏ ‎дом ‎в‏ ‎какой-то ‎момент‏ ‎реконструировали. ‎В ‎результате ‎чего ‎появилось‏ ‎мансардное‏ ‎окно ‎под‏ ‎козырьком. ‎И‏ ‎вместо ‎бывшего ‎изящного ‎эркера ‎навис‏ ‎какой-то‏ ‎странного‏ ‎вида ‎ящик.

1

И‏ ‎на ‎торцевой‏ ‎стене ‎исчезло‏ ‎окно‏ ‎в ‎виде‏ ‎буквы ‎«омега», ‎зато ‎появилась ‎металлическая‏ ‎дверь ‎под‏ ‎козырьком,‏ ‎которой ‎раньше ‎здесь‏ ‎не ‎было.

Хотя,‏ ‎если ‎постараться ‎от ‎этих‏ ‎дополнений‏ ‎и ‎утрат‏ ‎абстрагироваться, ‎то‏ ‎перед ‎нами ‎— ‎одно ‎из‏ ‎самых‏ ‎красивейших ‎московских‏ ‎зданий ‎в‏ ‎стиле ‎модерна.

* * *

Мои ‎дорогие ‎старые ‎друзья‏ ‎и‏ ‎новые‏ ‎знакомые! ‎Большое‏ ‎спасибо, ‎что‏ ‎заглянули ‎на‏ ‎эту‏ ‎страницу. ‎Она‏ ‎только-только ‎начинает ‎зарождаться, ‎но ‎я‏ ‎уверен, ‎что‏ ‎у‏ ‎нее ‎есть ‎будущее.

Буду‏ ‎рад ‎каждому‏ ‎вашему ‎комментарию ‎и ‎отклику.‏ ‎Давайте‏ ‎вместе ‎увеличим‏ ‎число ‎единомышленников,‏ ‎кто ‎любит ‎гулять ‎по ‎Москве,‏ ‎изучать‏ ‎историю ‎ее‏ ‎улиц ‎и‏ ‎обсуждать ‎эти ‎истории ‎друг ‎с‏ ‎другом.

И‏ ‎конечно,‏ ‎не ‎пропустите‏ ‎новые ‎истории,‏ ‎ведь ‎продолжение‏ ‎следует!


Обновления проекта

Статистика

Фильтры

Подарить подписку

Будет создан код, который позволит адресату получить бесплатный для него доступ на определённый уровень подписки.

Оплата за этого пользователя будет списываться с вашей карты вплоть до отмены подписки. Код может быть показан на экране или отправлен по почте вместе с инструкцией.

Будет создан код, который позволит адресату получить сумму на баланс.

Разово будет списана указанная сумма и зачислена на баланс пользователя, воспользовавшегося данным промокодом.

Добавить карту
0/2048