logo
0
читателей
Тайный фотограф Москвы  Гуляю по Москве с фотоаппаратом. Исследую её Историю, разыскиваю истории городских усадеб, домов, монастырей и храмов. Люблю делиться тем, что люблю, с теми, кого люблю
О проекте Просмотр Уровни подписки Фильтры Статистика Обновления проекта Контакты Поделиться Метки
Все проекты
О проекте
Большое спасибо, что заглянули на огонек!
Меня зовут Олег. И на своей странице я предлагаю вам отправиться на прогулку по районам-кварталам, по переулкам и бульварам Лучшего города Земли. Рассмотреть в деталях архитектурные шедевры Столицы, исследовать как общеизвестные, так и неочевидные, не каждому знакомые факты, а иногда и городские легенды.
Как оказалось, история Москвы ужасно интересная штука! Особенно если изучать ее не за партой и не по учебникам, а гуляя по городу, рассматривая жемчужины архитектуры и пытаясь узнать, кто жил в этих домах, чем жили те люди, на что в этом мире повлияла их жизнь.
Как раз о этом я и пишу.
Загадки, тайны и истории монастырей и храмов, старинных дворов, городских усадеб и купеческих особняков, доходных, общественных и партикулярных домов. Архитектура, интересные памятники, парки, цветы и котики :)
Публикации, доступные бесплатно
Уровни подписки
Единоразовый платёж

Безвозмездное пожертвование. Этот взнос не предоставляет доступ к закрытому контенту, но показывает автору, что он небезразличен читателям

Помочь проекту
У проекта в настоящий момент нет открытых подписок
Фильтры
Статистика
Обновления проекта
Контакты
Поделиться
Метки
Читать: 15+ мин
logo Тайный фотограф Москвы

Особняк Матвея Понизовского на Поварской улице, или Еще один фирменный автограф Льва Николаевича Кекушева

Поварская ‎ул.,‏ ‎42, ‎стр. ‎1

В ‎очередной, ‎бесчисленный‏ ‎раз ‎гуляя‏ ‎по‏ ‎Поварской ‎улице, ‎я‏ ‎очень ‎жалел,‏ ‎что ‎не ‎побывал ‎здесь‏ ‎ранней‏ ‎весной, ‎когда‏ ‎снег ‎уже‏ ‎стаял, ‎а ‎деревья ‎еще ‎не‏ ‎успели‏ ‎зазеленеть ‎настолько,‏ ‎что ‎этого‏ ‎прекрасного ‎дома ‎сделалось ‎почти ‎не‏ ‎видно‏ ‎за‏ ‎буйной ‎листвой.

Но,‏ ‎даже ‎несмотря‏ ‎на ‎густую‏ ‎зелень,‏ ‎я ‎все‏ ‎же ‎постараюсь ‎рассмотреть ‎этот ‎дом,‏ ‎стоящий ‎на‏ ‎углу‏ ‎Поварской ‎улицы ‎и‏ ‎Скатертного ‎переулка.‏ ‎Дом, ‎возведенный ‎в ‎1903–1904‏ ‎годах…

…В‏ ‎популярном ‎в‏ ‎те ‎годы‏ ‎стиле ‎модерн

Правда, ‎глядя ‎на ‎него‏ ‎сегодня,‏ ‎с ‎первого‏ ‎взгляда ‎видно,‏ ‎что ‎в ‎здании ‎этом ‎гармонично‏ ‎соединились,‏ ‎казалось‏ ‎бы, ‎несочетаемые‏ ‎стили ‎модерна‏ ‎и ‎неоклассицизма.

Но‏ ‎именно‏ ‎что ‎«казалось‏ ‎бы». ‎Ведь ‎если ‎прогуляться ‎по‏ ‎Москве, ‎то‏ ‎понимаешь,‏ ‎что ‎наши ‎гении‏ ‎архитектуры ‎того‏ ‎времени ‎великолепно ‎умели ‎сочетать‏ ‎«несочетаемое»‏ ‎и ‎находить‏ ‎гармонию ‎в‏ ‎самых ‎неожиданных ‎вещах ‎и ‎явлениях.

Впрочем,‏ ‎здесь‏ ‎у ‎этого‏ ‎есть ‎и‏ ‎другой ‎секрет, ‎о ‎котором ‎чуть‏ ‎позже.

Заказчиком‏ ‎строительства‏ ‎выступило ‎Московское‏ ‎торгово-строительное ‎общество‏ ‎Якова ‎Андреевича‏ ‎Рекка — знаменитого‏ ‎предпринимателя ‎и‏ ‎банкира, ‎который ‎в ‎1886 ‎году‏ ‎в ‎возрасте‏ ‎девятнадцати‏ ‎лет ‎перебрался ‎в‏ ‎Москву ‎из‏ ‎родной ‎ему ‎Самарской ‎губернии,‏ ‎а‏ ‎уже ‎к‏ ‎концу ‎столетия‏ ‎занимал ‎видное ‎положение ‎среди ‎местных‏ ‎капиталистов.

Тот‏ ‎самый ‎Рекк,‏ ‎который ‎целью‏ ‎своей ‎жизни ‎и ‎жизненным ‎кредо‏ ‎сделал‏ ‎лозунг:

«Надо‏ ‎Москву ‎украсить‏ ‎стильными ‎домами,‏ ‎которые, ‎имея‏ ‎технические‏ ‎удобства ‎западноевропейских‏ ‎городских ‎строений ‎в ‎то ‎же‏ ‎время ‎не‏ ‎убивали‏ ‎бы ‎национального ‎колорита‏ ‎Москвы»

И ‎обширный‏ ‎земельный ‎участок ‎между ‎Скарятинским‏ ‎и‏ ‎Скатертным ‎переулками‏ ‎Яков ‎Рекк‏ ‎приобрел ‎для ‎того, ‎чтобы ‎выстроить‏ ‎на‏ ‎нем…

…Два ‎роскошных‏ ‎особняка, ‎что‏ ‎называется, ‎«под ‎ключ»

Одним ‎из ‎них‏ ‎стал‏ ‎тот‏ ‎самый ‎особняк‏ ‎Ивана ‎Александровича‏ ‎Миндовского, ‎второй‏ ‎—‏ ‎тот, ‎который‏ ‎купил ‎меценат ‎и ‎купец, ‎владелец‏ ‎швейной ‎мануфактуры,‏ ‎член‏ ‎Московского ‎автомобильного ‎общества‏ ‎и ‎Общества‏ ‎пособий ‎бедным ‎евреям ‎Матвей‏ ‎Григорьевич‏ ‎(Мордух ‎Гиршевич)‏ ‎Понизовский.

Участок ‎тот‏ ‎ранее ‎занимали ‎возведенные ‎в ‎1770-х‏ ‎годах‏ ‎и ‎пришедшие‏ ‎в ‎полную‏ ‎ветхость, ‎непригодные ‎для ‎жилья ‎постройки‏ ‎старинной‏ ‎усадьбы‏ ‎тайного ‎советника,‏ ‎генерал-майора ‎Даниила‏ ‎Григорьевича ‎Волчкова. Кстати‏ ‎сказать,‏ ‎супругой ‎его‏ ‎была ‎правнучка ‎знаменитого ‎уральского ‎заводчика‏ ‎Акинфия ‎Демидова‏ ‎Прасковья‏ ‎Львовна.

Волчковы ‎жили ‎в‏ ‎усадьбе ‎до‏ ‎первого ‎десятилетия ‎девятнадцатого ‎века.‏ ‎Затем‏ ‎имением ‎владели‏ ‎поочередно ‎еще‏ ‎несколько ‎фамилий, ‎пока ‎в ‎1902‏ ‎году‏ ‎оно ‎не‏ ‎было ‎выкуплено‏ ‎под ‎снос ‎фирмой ‎Якова ‎Рекка.

Некоторые‏ ‎популярные‏ ‎сайты‏ ‎говорят ‎о‏ ‎том, ‎что‏ ‎оба ‎дома,‏ ‎выстроенные‏ ‎на ‎месте‏ ‎бывшей ‎усадьбы, ‎очень ‎долго ‎не‏ ‎продавались, ‎и‏ ‎Понизовский‏ ‎с ‎женой ‎Амалией‏ ‎Абрамовной ‎Виленкиной‏ ‎въехали ‎сюда ‎лишь ‎в‏ ‎1908‏ ‎году. ‎Однако‏ ‎архивные ‎документы‏ ‎свидетельствуют ‎об ‎обратном, ‎указывая, ‎что‏ ‎уже‏ ‎на ‎этапе‏ ‎строительства ‎Матвей‏ ‎Григорьевич ‎сделал ‎свой ‎выбор ‎в‏ ‎его‏ ‎пользу.‏ ‎В ‎то‏ ‎время ‎как,‏ ‎действительно, ‎будущий‏ ‎дом‏ ‎Миндовских ‎по‏ ‎соседству ‎пустовал ‎до ‎1909 ‎года.

Два‏ ‎эти ‎дома‏ ‎(вы‏ ‎уж ‎простите, ‎но‏ ‎их ‎действительно‏ ‎волей-неволей ‎сравниваешь: ‎один ‎и‏ ‎тот‏ ‎же ‎архитектор,‏ ‎тот ‎же‏ ‎заказчик, ‎фактически ‎одновременно ‎построенные) ‎вышли‏ ‎довольно‏ ‎разными.

Особняк ‎на‏ ‎углу ‎со‏ ‎Скатертным ‎имеет ‎более ‎четкие ‎углы,‏ ‎меньше‏ ‎скруглений‏ ‎и ‎мелких‏ ‎деталей. ‎Но‏ ‎и ‎он,‏ ‎как‏ ‎положено ‎модерну,‏ ‎словно ‎бы ‎произрастает ‎изнутри ‎наружу.‏ ‎Со ‎своей‏ ‎экспрессией,‏ ‎из ‎неравных, ‎асимметричных‏ ‎объемов, ‎ступенчатыми‏ ‎каскадами ‎перетекающих ‎один ‎в‏ ‎другой.

Фасады‏ ‎его ‎были‏ ‎облицованы ‎керамической‏ ‎плиткой, ‎а ‎над ‎угловой ‎прямоугольной‏ ‎башней‏ ‎в ‎момент‏ ‎постройки ‎возвышался‏ ‎металлический ‎пирамидальный ‎купол. ‎Помещения ‎обставили‏ ‎великолепной‏ ‎мебелью,‏ ‎с ‎первого‏ ‎на ‎второй‏ ‎этаж ‎вела‏ ‎широкая‏ ‎мраморная ‎лестница.‏ ‎Эскиз ‎роскошной ‎люстры ‎нарисовал ‎сам‏ ‎Лев ‎Николаевич‏ ‎Кекушев,‏ ‎а ‎стены ‎залов‏ ‎украсило ‎множество‏ ‎полотен ‎известных ‎художников.

А ‎еще,‏ ‎рассказывают,‏ ‎в ‎доме‏ ‎хранились ‎некоторые‏ ‎личные ‎вещи ‎Наполеона ‎Бонапарта, ‎оставленные‏ ‎им‏ ‎при ‎бегстве‏ ‎из ‎Москвы,‏ ‎прежде ‎хранимые ‎в ‎старой ‎усадьбе‏ ‎Волчковых.

Прошло‏ ‎немного‏ ‎времени, ‎всего‏ ‎несколько ‎лет,‏ ‎и ‎модерн‏ ‎с‏ ‎его ‎порой‏ ‎гротескными, ‎порой ‎вычурными ‎элементами ‎стал‏ ‎отступать ‎с‏ ‎позиций.‏ ‎И ‎в ‎1910‏ ‎году…

…Понизовский ‎решил‏ ‎слегка ‎перестроить ‎дом

Для ‎этого‏ ‎он‏ ‎пригласил ‎архитектора‏ ‎Василия ‎Ивановича‏ ‎Мотылева.

Тот ‎и ‎придал ‎особняку ‎неоклассицистический‏ ‎вид.‏ ‎Убрал ‎с‏ ‎дома ‎большую‏ ‎часть ‎модерновых ‎украшений, ‎в ‎том‏ ‎числе‏ ‎избавились‏ ‎от ‎купола-пирамиды.‏ ‎Фасады ‎в‏ ‎результате ‎приобрели‏ ‎большую‏ ‎строгость ‎по‏ ‎сравнению ‎с ‎первоначальным ‎обликом, ‎хотя‏ ‎дух ‎модерна‏ ‎до‏ ‎сего ‎дня ‎витает‏ ‎в ‎нем.‏ ‎Здесь ‎нет ‎присущих ‎классике‏ ‎центральной‏ ‎симметрии ‎и‏ ‎строгости. ‎А‏ ‎сквозь ‎четкие ‎линии ‎и ‎прямые‏ ‎углы‏ ‎все ‎равно‏ ‎проступает ‎прежняя‏ ‎волнистость ‎и ‎легкость.

Но ‎главное, ‎над‏ ‎проездной‏ ‎аркой,‏ ‎что ‎выходит‏ ‎в ‎Скатертный‏ ‎переулок, ‎до‏ ‎сих‏ ‎пор ‎красуется‏ ‎традиционный ‎кекушевский ‎автограф ‎— ‎клыкастое‏ ‎и ‎когтистое‏ ‎изваяние‏ ‎льва, ‎что ‎выглядывает‏ ‎в ‎переулок,‏ ‎умостившись ‎на ‎замковом ‎камне.

Есть‏ ‎сведения,‏ ‎что ‎хозяин‏ ‎дома ‎заказал‏ ‎и ‎внутреннюю ‎модернизацию. ‎В ‎результате‏ ‎бывшую‏ ‎дюжину ‎просторных‏ ‎залов ‎превратили‏ ‎в ‎26 ‎отдельных ‎комнат, ‎которые‏ ‎впоследствии‏ ‎сдавались‏ ‎внаем.

Одним ‎из‏ ‎жильцов ‎здесь‏ ‎в ‎1900-х‏ ‎был‏ ‎благотворитель, ‎юрист‏ ‎и ‎психолог ‎Сергей ‎Викторович ‎Познышев — человек,‏ ‎сыгравший ‎значительную‏ ‎роль‏ ‎в ‎развитии ‎российского‏ ‎правоведения ‎и‏ ‎юридической ‎психологии. ‎Автор, ‎как‏ ‎он‏ ‎сам ‎называл‏ ‎свое ‎детище,‏ ‎«этико-социологического ‎направления ‎в ‎юриспруденции», ‎основанного‏ ‎на‏ ‎синтезе, ‎опять‏ ‎же ‎по‏ ‎его ‎собственному ‎описанию, ‎классического, ‎антропологического‏ ‎и‏ ‎социологического‏ ‎направлений ‎в‏ ‎уголовном ‎праве.

В‏ ‎1917 ‎году‏ ‎особняк‏ ‎национализировали, ‎а‏ ‎Понизовские ‎эмигрировали ‎во ‎Францию.

С ‎1922‏ ‎по ‎1940‏ ‎год‏ ‎в ‎бывшем ‎особняке‏ ‎разместилась ‎Афганская‏ ‎миссия, ‎а ‎с ‎1950-х‏ ‎—‏ ‎Посольство ‎Исламской‏ ‎Республики ‎Афганистан‏ ‎в ‎Российской ‎Федерации.

* * *

Мои ‎дорогие ‎старые‏ ‎друзья‏ ‎и ‎новые‏ ‎знакомые! ‎Большое‏ ‎спасибо, ‎что ‎заглянули ‎на ‎эту‏ ‎страницу.‏ ‎Она‏ ‎только-только ‎начинает‏ ‎зарождаться, ‎но‏ ‎я ‎уверен,‏ ‎что‏ ‎у ‎нее‏ ‎есть ‎будущее.

Буду ‎рад ‎каждому ‎вашему‏ ‎комментарию ‎и‏ ‎отклику.‏ ‎Давайте ‎вместе ‎увеличим‏ ‎число ‎единомышленников,‏ ‎кто ‎любит ‎гулять ‎по‏ ‎Москве,‏ ‎изучать ‎историю‏ ‎ее ‎улиц‏ ‎и ‎обсуждать ‎эти ‎истории ‎друг‏ ‎с‏ ‎другом.

И ‎конечно,‏ ‎не ‎пропустите‏ ‎новые ‎истории, ‎ведь ‎продолжение ‎следует!

Читать: 2+ мин
logo Шедевры классической музыки

Сэмюэл Барбер Соната для фортепиано Op 26

Доступно подписчикам уровня
«Промо уровень»
Подписаться за 100₽ в месяц

Сэмюэл Барбер Соната для фортепиано Op 26

Обновления проекта

Статистика

Фильтры

Подарить подписку

Будет создан код, который позволит адресату получить бесплатный для него доступ на определённый уровень подписки.

Оплата за этого пользователя будет списываться с вашей карты вплоть до отмены подписки. Код может быть показан на экране или отправлен по почте вместе с инструкцией.

Будет создан код, который позволит адресату получить сумму на баланс.

Разово будет списана указанная сумма и зачислена на баланс пользователя, воспользовавшегося данным промокодом.

Добавить карту
0/2048