Интересно, есть ли в Москве гостиница более знаменитая, чем «Метрополь»? И есть ли вообще в Москве здание, в строительстве и украшении которого принимало участие больше великих архитекторов и художников, чем при постройке «Метрополя»?
Великолепный отель грандиозных размеров, на целых четыреста роскошных номеров, в двух шагах от Китай-города заказал устроить знаменитый предприниматель и меценат Савва Иванович Мамонтов. Юрист по образованию, коллекционер произведений искусства и покровитель искусств, меценат и благотворитель, строитель Северной железной дороги и — по несправедливому обвинению в злоумышленных растратах — узник Таганской тюрьмы. Полностью оправданный судом по всем пунктам, но в результате потерявший всё.
Но это случится лишь в сентябре 1899 года. А в 1898-м промышленник был еще полон сил и выкупил у наследников купца Павла Ивановича Челышева трехэтажную гостиницу с банями…
И, надо сказать, место было знаковым, с Историей.
Еще до того, как реку Неглинную заточили в подземный коллектор, здесь находился изрезанный оврагами, подболоченный пустырь. В какой-то момент, еще до Отечественной войны, земля эта досталась актеру и театральному режиссеру Силе Сандунову — создателю знаменитых Сандуновских бань. Неудивительно и даже символично, что генерал-губернатором Москвы, князем Дмитрием Владимировичем Голицыным было решено построить на этом самом месте «публичные номерные бани и ванны в лучшем роде» и «ресторацию, акционные залы и другие приличные заведения».
Однако руководивший созданием Театральной (а тогда еще Петровской) площади Осип Иванович Бове долгое время не мог найти подходящего застройщика.
И то сказать, местность была очень сложной для строительства — даже несмотря на то, что в 1819–1823 годах срыли земляные бастионы вокруг Китайгородской стены, а грунт употребили для выравнивания будущей площади. Говорят, в иных местах уровень здесь пришлось поднимать до четырех метров, заглаживая бесчисленные овраги и рытвины и избавляясь от мокроты и заболоченности.
И вот, наконец, в 1838 году за дело взялся купец первой гильдии, коммерции советник Павел Иванович Челышев. На произведение работ он получил беспроцентную ссуду в двести тысяч рублей сроком на пятнадцать лет, а воду для будущих бань ему позволили брать из Мытищинского водопровода. Однако деньги кончились быстрее, чем была выполнена работа, и пришлось просить новую ссуду. Ее выдали — еще триста тысяч.
Впрочем, все равно строительство шло крайне медленно, и здание было готово лишь к 1850 году.
И это здание на 140 номеров с банями во дворе, построенное по проекту Осипа Ивановича Бове (хотя, как говорят, и с некоторым отступлением от первоначального проекта), у наследников Павла Челышева…
Реконструкцию «Челышей» и постройку новых корпусов купец доверил совсем молодому архитектору Вильяму Францевичу Валькоту — одесситу британского происхождения, которому на тот момент исполнилось всего двадцать четыре года.
Правда, здесь большинство источников повествует по-разному. Одни рассказывают, что был объявлен конкурс, в котором победили проекты Льва Николаевича Кекушева и Николая Львовича Шевякова, но заказчик отдал предпочтение Валькоту, занявшему всего лишь скромное четвертое место. Другие пишут, что Валькоту был поручен лишь фасад и, предположительно, оформление Малого ресторанного зала. Третьи утверждают, что Кекушев и Шевяков приступили к постройке немедленно, а четвертые — что Лев Николаевич буквально спас строительство, включившись в процесс лишь в начале двадцатого века, предложив более дешевый проект.
Боюсь, сегодня полностью восстановить хронологию событий возможно лишь надолго засев в архивах и исторических библиотеках.
Так или иначе, в планах Мамонтова было создать здесь…
Не просто гостиницу, а наивеликолепнейшую гостиницу с музыкальным театром, кинотеатрами, ресторанами, спортивными залами и художественными галереями.
Но как раз тут приключилась беда, и Савва Иванович оказался в «Таганке». Все средства пошли на оплату кредиторам. Как при всем при этом достраивался «Метрополь» — для меня загадка.
Вдобавок он еще и основательно пострадал в пожаре, случившемся в 1901 году, когда, казалось бы, все было почти готово и уже подходила к концу отделка фасадов.
В результате, окончательно все работы завершились в 1905 году.
А кроме упомянутых выше Льва Кекушева, Вильяма Валькота и Николая Шевякова в первоначальном строительстве, в перестройке после пожара и в оформлении интерьеров приняли участие архитекторы Рихард-Павел Рудольфович Бернгардт, Виктор Александрович Веснин, Адольф Эрнестович Эрихсон, Иван Андреевич Герман, Иван Владиславович Жолтовский, Артур Федорович Карст, Сергей Сергеевич Шуцман и даже Федор Осипович Шехтель.
А уникальное перекрытие над Большим ресторанным залом выполнил инженер Владимир Григорьевич Шухов.
Не менее блестящ и…
Монументальное центральное панно «Принцесса Греза», созданное в 1905 году, принадлежит руке Михаила Александровича Врубеля.
Кстати, год назад в своем Дзене я описал историю, как в 1956 году, разбирая склады Большого театра, рабочие обнаружили гигантский рулон. Развернуть его целиком внутри помещения было невозможно, и рулон извлекли на улицу. А как развернули — остолбенели. Затем кто-то случайно взглянул через дорогу, на «Метрополь», и обнаружившие полотно остолбенели еще сильнее.
Как оказалось, полотно экспонировалось на выставке, но демонстрация отчего-то обернулась провалом — несмотря на хвалебные отзывы критиков, простая публика работу раскритиковала. Скандал, говорят, достиг даже ушей Николая Второго. В результате Савва Мамонтов передал картину Большому театру, и там она и… буквально провалялась до 1956-го.
Зато теперь холст работы Врубеля занимает достойное место в Третьяковке.
Другие панно, украшающие фасады: «Жажда», «Поклонение божеству», «Поклонение природе», «Поклонение старине», «Жизнь», «Купание наяд» и «Полдень» создали художники Александр Яковлевич Головин и Сергей Васильевич Чехонин. А непосредственно исполнил их в майолике художник-керамист Петр Кузьмич Ваулин.
Всего на фасадах «Метрополя» имеется 23 майоликовых картины. Однако известны авторы только этих восьми, больших. Кто же создал малые панно, доподлинно неизвестно.
Вестибюли ресторанов оформили скульпторы Владимир Гладков и Владимир Козлов. А эскизы росписей и элементов внутреннего декора создали Виктор Михайлович Васнецов, Василий Дмитриевич Поленов и Константин Алексеевич Коровин.
Скульптурный фриз «Времена года», что описывает все здание, исполнил Николай Андреевич Андреев.
Я, кстати, никак не мог расшифровать загадочную надпись, что идет по фасаду.
Оказалось, что изначально это была цитата из Ницше:
«Опять старая история: когда выстроишь дом, то замечаешь, что научился кое-чему»
Правда, ее позднее заменили на Ленинское
«Только диктатура пролетариата в состоянии освободить человечество от гнёта капитала»
И такое чувство, что в наше время как будто решили оба высказывания скомпоновать, устроив некий нечитаемый симбиоз-орнамент.
Хочется еще традиционно перечислить имена тех, кто останавливался в «Метрополе», но здесь перечисление и правда займет многие страницы. Актеры и актрисы, поэты, художники и литераторы, государственные деятели и дипломаты, журналисты, революционеры, ученые и интеллигенция.
«Большой зал ресторана в „Метрополе“, поврежденный октябрьской бомбардировкой, уже не работал, но в кабинетах еще подавали еду и вино, так как часть гостиницы была занята иностранцами, большею частью немцами и теми из отчаянных дельцов, кто сумел добыть себе иностранный — литовский, польский, персидский — паспорт. В кабинетах кутили, как во Флоренции во время чумы. По знакомству, с черного хода, пускали туда и коренных москвичей, — преимущественно актеров, уверенных, что московские театры не дотянут и до конца сезона: и театрам и актерам — беспросветная гибель. Актеры пили, не щадя живота…»
(Алексей Толстой, «Хождение по мукам»)
В разные годы здесь располагались кинотеатр «Модерн», литературное кафе имажинистов (русских поэтов Серебряного века) под названием «Калоша», издательство «Скорпион», редакция альманаха «Северные цветы» и журнала «Весы».
А с 1918 года…
Одно из тех самых мест, которые новые власти решили создать использовать для размещения деятелей революции, массово переезжающих из Петрограда в Москву.
А в 1929 году «Метрополь» снова превратился в отель. Правда, под вывеской «Интурист».
«Метрополь» с самого начала советской революции был захвачен под советские учреждения и под жилища для ответственных работников, но было решено, что выгоднее перевести их в другие места, а это здание вновь превратить в гостиницу. Выселять, однако, всех сразу в перегруженную Москву было не так легко, и потому сейчас очистили и вновь отделали под гостиницу один этаж… Наш номер выходил прямо на Свердловскую площадь. Вид из окон восхитительный. Сам номер безукоризненно чист, довольно просторен и с необычайно высокими потолками. Кровати — в углублении и отделены плюшевой занавесью почти до потолка. Но ванны нет и вода в кувшинах. Я заказал кофе, который принесли в стаканах с подстаканниками».
Из «Дневников» музыканта, дирижера и композитора Сергея Прокофьева
В 1951 году здесь давали обед в честь Мао Дзедуна. Присутствовал даже лично товарищ Сталин. А в 60-х торжественно принимали Джона Кеннеди.
С 1986 по 1991 год «Метрополь» был закрыт на реставрацию…, а если честно, то реконструкцию. Многое было заменено и «исправлено». Впрочем, были и плюсы. Отреставрировали уникальные панно на фасадах и расчистили живописные потолки, убрав местами до семи слоев краски. В результате отелю присвоили пятизвездочный статус.
А в 2010-х отреставрировали снова, возродив исторические интерьеры залов, ресторанов и номеров.
Мои дорогие старые друзья и новые знакомые! Большое спасибо, что заглянули на эту страницу.
Буду рад каждому вашему комментарию и отклику. А ваши подписки и любой, даже самый, казалось бы, незначительный взнос послужат активному и деятельному развитию проекта. Давайте вместе увеличим число единомышленников, кто любит гулять по Москве, изучать историю ее улиц и обсуждать эти истории друг с другом.
И конечно, не пропустите новые истории, ведь продолжение следует!
Чистопрудный бул., 14, стр. 3
Знаменитый «Дом со зверями» на Чистопрудном бульваре знают все. Дом, которым одни восхищаются, а другие ругают за «слишком вычурный вид». Но явно не все и не каждый случайный прохожий слыхали, что один из самых необычных домов Москвы был построен как доходный и принадлежал общине одного из самых же необычных московских храмов — церкви Живоначальной Троицы на Грязех у Покровских ворот, выстроенной в редком симбиозе классицизма и неоренессанса.
Впрочем, большинство из тех, кто историей Москвы увлекается не понарошку, об этом наверняка знает. И о том особенном храме я расскажу в одной из своих ближайших историй.
На самом деле, писать о наиболее известных местах сложнее всего. Ведь необходимо не просто рассказать об этом доме, но еще и не сделать тысяча первую одинаковую статью о нем. Но я постараюсь.
Появился этот дом на Чистых Прудах в 1909 году, выстроенный за два рабочих сезона.
Средства на строительство выделили купцы Оловянишниковы — переехавшие в Москву Ярославцы, бывшие монастырские крестьяне, а ныне одни из крупнейших производителей колоколов во всей Российской Империи. А…
Автором проекта его постройки стал архитектор Лев Людвигович Кравецкий, окончивший знаменитое Московское училище живописи, ваяния и зодчества в чине неклассного художника архитектуры, автор большого списка московских жилых домов, после революции сделавшийся одним из руководителей советского профсоюза зодчих.
Очертания и внешний вид фасадов, интерьеры и непосредственное руководство строительством легли на плечи Петра Карловича Микини — русского архитектора и инженера-строителя польского происхождения, не слишком известного, но талантливого мастера модерна.
А знаменитые изваяния «гуляющих животных невиданной красы» появились на свет и заполнили фасад удивительного дома благодаря архитектору, художнику и дизайнеру Сергею Ивановичу Вашкову. Последний называл самого себя учеником Врубеля, хоть и, как говорят, ни разу с гениальным живописцем лично не встречался. Но во многом вдохновлялся его работами и многое почерпнул, изучая их. А вот в ювелирной мастерской Карла Фаберже Сергей Вашков действительно проходил практику в 1900 году.
«Господь сжалился над нами, любителями церковного благолепия: древнее вдохновенное творчество священных предметов восстановлено новым художником С. И. Вашковым, которого имя займет в истории нашего церковного благолепия одно из почетнейших мест, быть может, наряду с Андреем Рублевым и Симоном Ушаковым»
(Митрополит Антоний Храповицкий)
Собственно, кандидатуру художника на роль оформителя дома предложили сами купцы, оплатившие постройку дома и всегда много средств жертвовавшие на сам приход. Вашков познакомился с Оловянишниковыми еще во время своей учебы в Строгановке и работал на их фабрике церковной утвари, а со временем даже занял на ней место художественного руководителя.
Кстати сказать, вдохновился на создание этих барельефов скульптор, рассматривая декор Дмитриевского собора во Владимире. Конечно, не копируя те изваяния, а по-своему переосмыслив их и взяв на вооружение. Правда, мне это животные больше напоминают барельефы на церкви Покрова Богородицы Марфо-Мариинской обители в Москве. Но тут уж, как говорится, кто с чем больше и лучше знаком.
Производством барельефов занималась художественная артель «Мурава».
Там же изготавливались и майоликовые вставки.
Говорят, кстати, что местная детвора, обитавшая в окрестных дворах в последние десятилетия советских времен, даже давала имена изображенным на стенах дома тварюшкам.
И сам этот дом иногда называют «Домом Вашкова». Хотя…
Часть квартир в нем сразу же отделили под жилье нуждающихся прихожан, а оставшуюся часть сдавали внаем. Вырученные от аренды квартир деньги шли на содержание церковно-приходской школы, где дети членов общины обучались бесплатно, и на поддержание малоимущих семей прихода.
Кстати, одну из квартир новостройки выдали самому Вашкову. Так что, по сути, домом Вашкова он все-таки стал во многих смыслах. Художник прожил в этом доме до последнего своего дня в 1914-м.
Как я упоминал выше, это было начало двадцатого века, 1908–1909 годы. Многие одно- и двухэтажные дома, выстроенные здесь после Отечественной войны 1812 года, сносили и на их месте строились новые — по современным технологиям, гораздо более благоустроенные, нежели их архитектурные предшественники. С высокими потолками, просторными комнатами, с использованием долговечных железобетонных несущих конструкций и со всеми положенными эпохой коммуникациями.
Изначально дом был конструктивно проще — обычный прямоугольник в пять этажей и на два подъезда, но с шатровой кровлей, от которой сейчас, правда, не осталось и памяти. Вырос до семи этажей (а в боковых частях-башнях до восьми) дом позднее, в 1944–1945 году, трудами архитектора Бориса Львовича Топаза.
И я бы сказал, что это несомненно тот случай, когда надстройка дома ничуть не пошла ему во вред. Особенно если учесть, что приступили к ней в те годы, когда страна еще воевала с самым страшным врагом за всю свою Историю.
А вот декор дома с первого момента его существования и до сего дня выделил его из великого множества городских построек. Даже притом, что уж окрестности-то Чистых Прудов никогда не были отмечены типовой, скучной и безликой застройкой.
После революции дом национализировали…
При этом в некоторых квартирах до сих пор еще частично, по чуть-чуть сохранились прежние, исторические интерьеры и декор. А вот парадные подъезды и сейчас смотрятся как помещения музеев или частных домов. Впрочем, возможно, здесь нужно сказать спасибо современным жильцам и реставраторам.
Особенно меня покорили таблички с номерами квартир. И дружелюбие жильцов, которые ни слова не сказав пустили меня внутрь и даже дверь придержали, впуская. :)
Стоит, конечно, упомянуть одного из знаменитых жильцов «Дома со зверями».
Хоть на его фасаде и нет соответствующей мемориальной доски, но с конца Великой Отечественной войны и до 1954 года здесь жил Маршал авиации, трижды Герой Советского Союза, летчик-истребитель Иван Никитович Кожедуб. А кто-то говорит, что и уходил на фронт ас советской авиации из этого дома.
Снимался дом и в кино — в фильмах «Покровские ворота» и «Подкидыш».
А вот магазин на втором этаже в правой части здания появился уже в нулевых нынешнего века, когда одно из окон превратили в дверь и привесили к ней чугунную лестницу. Правда, украшенную в стилистике дома. Здесь тоже трудно судить, украсило это фасад или испортило… Хотя, на мой взгляд — украсило. Смотрится, во всяком случае, вполне гармонично и естественно, как будто так и задумывалось. Опять же, на мой скромный вкус.
А чуть меньше десяти лет назад еще и отреставрировали фасад дома и произвели ремонт коммуникаций.
Мои дорогие старые друзья и новые знакомые! Большое спасибо, что заглянули на эту страницу. Она только-только начинает зарождаться, но я уверен, что у нее есть будущее.
Буду рад каждому вашему комментарию и отклику. Давайте вместе увеличим число единомышленников, кто любит гулять по Москве, изучать историю ее улиц и обсуждать эти истории друг с другом.
И конечно, не пропустите новые истории, ведь продолжение следует!
Колпачный пер., 4, стр. 3
Когда видишь здание, построенное твоим любимым зодчим, его хочется рассматривать во всех деталях. Но здесь творение Льва Кекушева имеет со стороны улицы совсем крохотный вид, да и во дворе внутри зажато со всех сторон.
Поэтому сюда всего лучше прийти самому, постоять, пройтись из стороны в сторону, заглянуть в арку.
И это — Колпачный переулок и…
Свое дело — одну из самых знаменитейших в России фабрик серебряных изделий — Орест Федорович Курлюков основал в 1884 году. Ювелирные украшения из серебра и драгоценных камней, декоративно-прикладные изделия для дома, хрусталь и художественное стекло, столовая утварь — здесь выпускалось всё. Причем как в духе подражания старинным русским мастерам, так и в «новейшем, современном» стиле ар-нуво, как раз в то время безумно модном и популярном.
Сначала фабрика располагалась на Воронцовской улице близ Таганки, а когда в 1902 году за строительство нового комплекса взялся Лев Николаевич Кекушев, переместилась в Колпачный переулок.
Туда, где прежде, в девятнадцатом веке…
К сожалению, нет никаких сведений о том, как он выглядел и кем был построен. Известно лишь, что с 1863 года на этом самом месте проживала семья купцов Щукиных из старообрядцев, после 1812-го перешедших в новообрядческое православие. То были купец, банкир и общественный деятель, издатель книги «Боровск» о своем родном городе Калужской области, потомственный почетный гражданин и владелец бумаготкацкой мануфактуры Иван Васильевич Щукин с сыновьями Владимиром, Дмитрием, Петром и Сергеем.
Вступив в наследство, Иван Васильевич вскоре вышел из фамильного бизнеса и открыл собственную фирму «И. В. Щукин», а позднее — Торговый дом «И. В. Щукин с сыновьями», занявшись оптовой торговлей, выступая посредником между различными фабрикантами и розничными продавцами.
Но еще более чем отец, сделались известны современной Москве его сыновья, о которых я расскажу в нескольких ближайших своих зарисовках.
Щукины владели участком до 1870-х годов. После них владение в Колпачном переулке досталось купчихе Анастасии Васильевне Алексеевой, а уже от нее — Оресту Федоровичу Курлюкову. Для которого Лев Николаевич Кекушев…
В переулке появился с виду миниатюрный особнячок…, но это иллюзия. В действительности он не так уж и мал. Просто, воспользовавшись старинной, еще восемнадцатого века традицией, гений модерна выстроил дом, смотрящий на улицу узкой фасадной частью. Язык не поворачивается назвать это торцом.
Сам же объем своей протяженностью уходит внутрь участка. В нем-то и расположились мастерские ювелирной фабрики.
Была здесь и небольшая ювелирная лавка — притом, что главный фирменный магазин Щукина открылся на Ильинке.
А в самой глубине двора стоит трехэтажный дом, в котором жили сами Курлюковы. Впрочем, вполне вероятно, что Кекушев не возводил его с нуля, а лишь перестроил и по-своему оформил особняк Щукиных постройки 1863 года. К сожалению, нигде об этом не приводится никаких подробностей.
Орест Федорович, теперь уже не простой фабрикант, а целый депутат по надзору за производством ювелирных изделий и член Московского коммерческого суда, отошел от дел в 1912 году, передав управление фабрикой сыну Николаю Орестовичу. И сам доживал свой век здесь же до кончины в 1916-м, оставаясь владельцем дома.
На производстве тогда работало больше шестидесяти человек, а годовой оборот составлял более ста тысяч рублей. Возможно, и не слишком много по тогдашним меркам, но ведь и серебро — не золото.
А фирма просуществовала до 1917-го, после революции закрытая новыми властями, которых в ту пору ювелирное производство мало интересовало, были совершенно другие задачи и цели.
Мои дорогие старые друзья и новые знакомые! Большое спасибо, что заглянули на эту страницу. Она только-только начинает зарождаться, но я уверен, что у нее есть будущее.
Буду рад каждому вашему комментарию и отклику. Давайте вместе увеличим число единомышленников, кто любит гулять по Москве, изучать историю ее улиц и обсуждать эти истории друг с другом.
И конечно, не пропустите новые истории, ведь продолжение следует!
Поварская ул., 42, стр. 1
В очередной, бесчисленный раз гуляя по Поварской улице, я очень жалел, что не побывал здесь ранней весной, когда снег уже стаял, а деревья еще не успели зазеленеть настолько, что этого прекрасного дома сделалось почти не видно за буйной листвой.
Но, даже несмотря на густую зелень, я все же постараюсь рассмотреть этот дом, стоящий на углу Поварской улицы и Скатертного переулка. Дом, возведенный в 1903–1904 годах…
Правда, глядя на него сегодня, с первого взгляда видно, что в здании этом гармонично соединились, казалось бы, несочетаемые стили модерна и неоклассицизма.
Но именно что «казалось бы». Ведь если прогуляться по Москве, то понимаешь, что наши гении архитектуры того времени великолепно умели сочетать «несочетаемое» и находить гармонию в самых неожиданных вещах и явлениях.
Впрочем, здесь у этого есть и другой секрет, о котором чуть позже.
Заказчиком строительства выступило Московское торгово-строительное общество Якова Андреевича Рекка — знаменитого предпринимателя и банкира, который в 1886 году в возрасте девятнадцати лет перебрался в Москву из родной ему Самарской губернии, а уже к концу столетия занимал видное положение среди местных капиталистов.
Тот самый Рекк, который целью своей жизни и жизненным кредо сделал лозунг:
«Надо Москву украсить стильными домами, которые, имея технические удобства западноевропейских городских строений в то же время не убивали бы национального колорита Москвы»
И обширный земельный участок между Скарятинским и Скатертным переулками Яков Рекк приобрел для того, чтобы выстроить на нем…
Одним из них стал тот самый особняк Ивана Александровича Миндовского, второй — тот, который купил меценат и купец, владелец швейной мануфактуры, член Московского автомобильного общества и Общества пособий бедным евреям Матвей Григорьевич (Мордух Гиршевич) Понизовский.
Участок тот ранее занимали возведенные в 1770-х годах и пришедшие в полную ветхость, непригодные для жилья постройки старинной усадьбы тайного советника, генерал-майора Даниила Григорьевича Волчкова. Кстати сказать, супругой его была правнучка знаменитого уральского заводчика Акинфия Демидова Прасковья Львовна.
Волчковы жили в усадьбе до первого десятилетия девятнадцатого века. Затем имением владели поочередно еще несколько фамилий, пока в 1902 году оно не было выкуплено под снос фирмой Якова Рекка.
Некоторые популярные сайты говорят о том, что оба дома, выстроенные на месте бывшей усадьбы, очень долго не продавались, и Понизовский с женой Амалией Абрамовной Виленкиной въехали сюда лишь в 1908 году. Однако архивные документы свидетельствуют об обратном, указывая, что уже на этапе строительства Матвей Григорьевич сделал свой выбор в его пользу. В то время как, действительно, будущий дом Миндовских по соседству пустовал до 1909 года.
Два эти дома (вы уж простите, но их действительно волей-неволей сравниваешь: один и тот же архитектор, тот же заказчик, фактически одновременно построенные) вышли довольно разными.
Особняк на углу со Скатертным имеет более четкие углы, меньше скруглений и мелких деталей. Но и он, как положено модерну, словно бы произрастает изнутри наружу. Со своей экспрессией, из неравных, асимметричных объемов, ступенчатыми каскадами перетекающих один в другой.
Фасады его были облицованы керамической плиткой, а над угловой прямоугольной башней в момент постройки возвышался металлический пирамидальный купол. Помещения обставили великолепной мебелью, с первого на второй этаж вела широкая мраморная лестница. Эскиз роскошной люстры нарисовал сам Лев Николаевич Кекушев, а стены залов украсило множество полотен известных художников.
А еще, рассказывают, в доме хранились некоторые личные вещи Наполеона Бонапарта, оставленные им при бегстве из Москвы, прежде хранимые в старой усадьбе Волчковых.
Прошло немного времени, всего несколько лет, и модерн с его порой гротескными, порой вычурными элементами стал отступать с позиций. И в 1910 году…
Для этого он пригласил архитектора Василия Ивановича Мотылева.
Тот и придал особняку неоклассицистический вид. Убрал с дома большую часть модерновых украшений, в том числе избавились от купола-пирамиды. Фасады в результате приобрели большую строгость по сравнению с первоначальным обликом, хотя дух модерна до сего дня витает в нем. Здесь нет присущих классике центральной симметрии и строгости. А сквозь четкие линии и прямые углы все равно проступает прежняя волнистость и легкость.
Но главное, над проездной аркой, что выходит в Скатертный переулок, до сих пор красуется традиционный кекушевский автограф — клыкастое и когтистое изваяние льва, что выглядывает в переулок, умостившись на замковом камне.
Есть сведения, что хозяин дома заказал и внутреннюю модернизацию. В результате бывшую дюжину просторных залов превратили в 26 отдельных комнат, которые впоследствии сдавались внаем.
Одним из жильцов здесь в 1900-х был благотворитель, юрист и психолог Сергей Викторович Познышев — человек, сыгравший значительную роль в развитии российского правоведения и юридической психологии. Автор, как он сам называл свое детище, «этико-социологического направления в юриспруденции», основанного на синтезе, опять же по его собственному описанию, классического, антропологического и социологического направлений в уголовном праве.
В 1917 году особняк национализировали, а Понизовские эмигрировали во Францию.
С 1922 по 1940 год в бывшем особняке разместилась Афганская миссия, а с 1950-х — Посольство Исламской Республики Афганистан в Российской Федерации.
Мои дорогие старые друзья и новые знакомые! Большое спасибо, что заглянули на эту страницу. Она только-только начинает зарождаться, но я уверен, что у нее есть будущее.
Буду рад каждому вашему комментарию и отклику. Давайте вместе увеличим число единомышленников, кто любит гулять по Москве, изучать историю ее улиц и обсуждать эти истории друг с другом.
И конечно, не пропустите новые истории, ведь продолжение следует!