logo
0
читателей
Арабески  Блог на разные темы, которые близки автору
О проекте Просмотр Уровни подписки Фильтры Статистика Обновления проекта Поделиться Метки
Все проекты
О проекте
Блог содержит размышления, заметки и художественные образы на разные темы, которые заинтересовали странствующий ум автора.
Публикации, доступные бесплатно
Уровни подписки
Единоразовый платёж

Безвозмездное пожертвование без возможности возврата. Этот взнос не предоставляет доступ к закрытому контенту.

Помочь проекту
У проекта в настоящий момент нет открытых подписок
Фильтры
Статистика
Обновления проекта
Контакты
Поделиться
Читать: 1+ мин
logo Арабески

Архитектура


Читать: 1+ мин
logo Арабески

Архитектура


Читать: 1+ мин
logo Арабески

Архитектура


Читать: 1+ мин
logo Арабески

Архитектура


Читать: 1+ мин
logo Арабески

Архитектура


Читать: 1+ мин
logo Арабески

Архитектура


Читать: 29+ мин
logo Тайный фотограф Москвы

Гостиница «Метрополь», или Творение Льва Кекушева и Вильяма Валькота на месте гостиницы Осипа Бове

Театральный ‎пр.,‏ ‎2

Интересно, ‎есть ‎ли ‎в ‎Москве‏ ‎гостиница ‎более‏ ‎знаменитая,‏ ‎чем ‎«Метрополь»? ‎И‏ ‎есть ‎ли‏ ‎вообще ‎в ‎Москве ‎здание,‏ ‎в‏ ‎строительстве ‎и‏ ‎украшении ‎которого‏ ‎принимало ‎участие ‎больше ‎великих ‎архитекторов‏ ‎и‏ ‎художников, ‎чем‏ ‎при ‎постройке‏ ‎«Метрополя»?

Великолепный ‎отель ‎грандиозных ‎размеров, ‎на‏ ‎целых‏ ‎четыреста‏ ‎роскошных ‎номеров,‏ ‎в ‎двух‏ ‎шагах ‎от‏ ‎Китай-города‏ ‎заказал ‎устроить‏ ‎знаменитый ‎предприниматель ‎и ‎меценат ‎Савва‏ ‎Иванович ‎Мамонтов.‏ ‎Юрист‏ ‎по ‎образованию, ‎коллекционер‏ ‎произведений ‎искусства‏ ‎и ‎покровитель ‎искусств, ‎меценат‏ ‎и‏ ‎благотворитель, ‎строитель‏ ‎Северной ‎железной‏ ‎дороги ‎и ‎— ‎по ‎несправедливому‏ ‎обвинению‏ ‎в ‎злоумышленных‏ ‎растратах ‎—‏ ‎узник ‎Таганской ‎тюрьмы. ‎Полностью ‎оправданный‏ ‎судом‏ ‎по‏ ‎всем ‎пунктам,‏ ‎но ‎в‏ ‎результате ‎потерявший‏ ‎всё.

Но‏ ‎это ‎случится‏ ‎лишь ‎в ‎сентябре ‎1899 ‎года.‏ ‎А ‎в‏ ‎1898-м‏ ‎промышленник ‎был ‎еще‏ ‎полон ‎сил‏ ‎и ‎выкупил ‎у ‎наследников‏ ‎купца‏ ‎Павла ‎Ивановича‏ ‎Челышева ‎трехэтажную‏ ‎гостиницу ‎с ‎банями…

…Известную ‎среди ‎москвичей‏ ‎как‏ ‎«Челыши»

И, ‎надо‏ ‎сказать, ‎место‏ ‎было ‎знаковым, ‎с ‎Историей.

Еще ‎до‏ ‎того,‏ ‎как‏ ‎реку ‎Неглинную‏ ‎заточили ‎в‏ ‎подземный ‎коллектор,‏ ‎здесь‏ ‎находился ‎изрезанный‏ ‎оврагами, ‎подболоченный ‎пустырь. ‎В ‎какой-то‏ ‎момент, ‎еще‏ ‎до‏ ‎Отечественной ‎войны, ‎земля‏ ‎эта ‎досталась‏ ‎актеру ‎и ‎театральному ‎режиссеру‏ ‎Силе‏ ‎Сандунову — создателю ‎знаменитых‏ ‎Сандуновских ‎бань.‏ ‎Неудивительно ‎и ‎даже ‎символично, ‎что‏ ‎генерал-губернатором‏ ‎Москвы, ‎князем‏ ‎Дмитрием ‎Владимировичем‏ ‎Голицыным ‎было ‎решено ‎построить ‎на‏ ‎этом‏ ‎самом‏ ‎месте ‎«публичные‏ ‎номерные ‎бани‏ ‎и ‎ванны‏ ‎в‏ ‎лучшем ‎роде»‏ ‎и ‎«ресторацию, ‎акционные ‎залы ‎и‏ ‎другие ‎приличные‏ ‎заведения».

Однако‏ ‎руководивший ‎созданием ‎Театральной‏ ‎(а ‎тогда‏ ‎еще ‎Петровской) ‎площади ‎Осип‏ ‎Иванович‏ ‎Бове ‎долгое‏ ‎время ‎не‏ ‎мог ‎найти ‎подходящего ‎застройщика.

И ‎то‏ ‎сказать,‏ ‎местность ‎была‏ ‎очень ‎сложной‏ ‎для ‎строительства ‎— ‎даже ‎несмотря‏ ‎на‏ ‎то,‏ ‎что ‎в‏ ‎1819–1823 ‎годах‏ ‎срыли ‎земляные‏ ‎бастионы‏ ‎вокруг ‎Китайгородской‏ ‎стены, ‎а ‎грунт ‎употребили ‎для‏ ‎выравнивания ‎будущей‏ ‎площади.‏ ‎Говорят, ‎в ‎иных‏ ‎местах ‎уровень‏ ‎здесь ‎пришлось ‎поднимать ‎до‏ ‎четырех‏ ‎метров, ‎заглаживая‏ ‎бесчисленные ‎овраги‏ ‎и ‎рытвины ‎и ‎избавляясь ‎от‏ ‎мокроты‏ ‎и ‎заболоченности.

И‏ ‎вот, ‎наконец,‏ ‎в ‎1838 ‎году ‎за ‎дело‏ ‎взялся‏ ‎купец‏ ‎первой ‎гильдии,‏ ‎коммерции ‎советник‏ ‎Павел ‎Иванович‏ ‎Челышев.‏ ‎На ‎произведение‏ ‎работ ‎он ‎получил ‎беспроцентную ‎ссуду‏ ‎в ‎двести‏ ‎тысяч‏ ‎рублей ‎сроком ‎на‏ ‎пятнадцать ‎лет,‏ ‎а ‎воду ‎для ‎будущих‏ ‎бань‏ ‎ему ‎позволили‏ ‎брать ‎из‏ ‎Мытищинского ‎водопровода. ‎Однако ‎деньги ‎кончились‏ ‎быстрее,‏ ‎чем ‎была‏ ‎выполнена ‎работа,‏ ‎и ‎пришлось ‎просить ‎новую ‎ссуду.‏ ‎Ее‏ ‎выдали‏ ‎— ‎еще‏ ‎триста ‎тысяч.

Впрочем,‏ ‎все ‎равно‏ ‎строительство‏ ‎шло ‎крайне‏ ‎медленно, ‎и ‎здание ‎было ‎готово‏ ‎лишь ‎к‏ ‎1850‏ ‎году.


И ‎это ‎здание‏ ‎на ‎140‏ ‎номеров ‎с ‎банями ‎во‏ ‎дворе,‏ ‎построенное ‎по‏ ‎проекту ‎Осипа‏ ‎Ивановича ‎Бове ‎(хотя, ‎как ‎говорят,‏ ‎и‏ ‎с ‎некоторым‏ ‎отступлением ‎от‏ ‎первоначального ‎проекта), ‎у ‎наследников ‎Павла‏ ‎Челышева…

…В‏ ‎1898‏ ‎году ‎приобрел‏ ‎Савва ‎Мамонтов

Реконструкцию‏ ‎«Челышей» ‎и‏ ‎постройку‏ ‎новых ‎корпусов‏ ‎купец ‎доверил ‎совсем ‎молодому ‎архитектору‏ ‎Вильяму ‎Францевичу‏ ‎Валькоту‏ ‎— ‎одесситу ‎британского‏ ‎происхождения, ‎которому‏ ‎на ‎тот ‎момент ‎исполнилось‏ ‎всего‏ ‎двадцать ‎четыре‏ ‎года.

Правда, ‎здесь‏ ‎большинство ‎источников ‎повествует ‎по-разному. ‎Одни‏ ‎рассказывают,‏ ‎что ‎был‏ ‎объявлен ‎конкурс,‏ ‎в ‎котором ‎победили ‎проекты ‎Льва‏ ‎Николаевича‏ ‎Кекушева‏ ‎и ‎Николая‏ ‎Львовича ‎Шевякова,‏ ‎но ‎заказчик‏ ‎отдал‏ ‎предпочтение ‎Валькоту,‏ ‎занявшему ‎всего ‎лишь ‎скромное ‎четвертое‏ ‎место. ‎Другие‏ ‎пишут,‏ ‎что ‎Валькоту ‎был‏ ‎поручен ‎лишь‏ ‎фасад ‎и, ‎предположительно, ‎оформление‏ ‎Малого‏ ‎ресторанного ‎зала.‏ ‎Третьи ‎утверждают,‏ ‎что ‎Кекушев ‎и ‎Шевяков ‎приступили‏ ‎к‏ ‎постройке ‎немедленно,‏ ‎а ‎четвертые‏ ‎— ‎что ‎Лев ‎Николаевич ‎буквально‏ ‎спас‏ ‎строительство,‏ ‎включившись ‎в‏ ‎процесс ‎лишь‏ ‎в ‎начале‏ ‎двадцатого‏ ‎века, ‎предложив‏ ‎более ‎дешевый ‎проект.

Боюсь, ‎сегодня ‎полностью‏ ‎восстановить ‎хронологию‏ ‎событий‏ ‎возможно ‎лишь ‎надолго‏ ‎засев ‎в‏ ‎архивах ‎и ‎исторических ‎библиотеках.

Так‏ ‎или‏ ‎иначе, ‎в‏ ‎планах ‎Мамонтова‏ ‎было ‎создать ‎здесь…

…Настоящий ‎культурно-досуговый ‎центр

Не‏ ‎просто‏ ‎гостиницу, ‎а‏ ‎наивеликолепнейшую ‎гостиницу‏ ‎с ‎музыкальным ‎театром, ‎кинотеатрами, ‎ресторанами,‏ ‎спортивными‏ ‎залами‏ ‎и ‎художественными‏ ‎галереями.

1

Но ‎как‏ ‎раз ‎тут‏ ‎приключилась‏ ‎беда, ‎и‏ ‎Савва ‎Иванович ‎оказался ‎в ‎«Таганке».‏ ‎Все ‎средства‏ ‎пошли‏ ‎на ‎оплату ‎кредиторам.‏ ‎Как ‎при‏ ‎всем ‎при ‎этом ‎достраивался‏ ‎«Метрополь»‏ ‎— ‎для‏ ‎меня ‎загадка.

Вдобавок‏ ‎он ‎еще ‎и ‎основательно ‎пострадал‏ ‎в‏ ‎пожаре, ‎случившемся‏ ‎в ‎1901‏ ‎году, ‎когда, ‎казалось ‎бы, ‎все‏ ‎было‏ ‎почти‏ ‎готово ‎и‏ ‎уже ‎подходила‏ ‎к ‎концу‏ ‎отделка‏ ‎фасадов.

В ‎результате,‏ ‎окончательно ‎все ‎работы ‎завершились ‎в‏ ‎1905 ‎году.

А‏ ‎кроме‏ ‎упомянутых ‎выше ‎Льва‏ ‎Кекушева, ‎Вильяма‏ ‎Валькота ‎и ‎Николая ‎Шевякова‏ ‎в‏ ‎первоначальном ‎строительстве,‏ ‎в ‎перестройке‏ ‎после ‎пожара ‎и ‎в ‎оформлении‏ ‎интерьеров‏ ‎приняли ‎участие‏ ‎архитекторы ‎Рихард-Павел‏ ‎Рудольфович ‎Бернгардт, ‎Виктор ‎Александрович ‎Веснин,‏ ‎Адольф‏ ‎Эрнестович‏ ‎Эрихсон, ‎Иван‏ ‎Андреевич ‎Герман,‏ ‎Иван ‎Владиславович‏ ‎Жолтовский,‏ ‎Артур ‎Федорович‏ ‎Карст, ‎Сергей ‎Сергеевич ‎Шуцман ‎и‏ ‎даже ‎Федор‏ ‎Осипович‏ ‎Шехтель.

А ‎уникальное ‎перекрытие‏ ‎над ‎Большим‏ ‎ресторанным ‎залом ‎выполнил ‎инженер‏ ‎Владимир‏ ‎Григорьевич ‎Шухов.


Не‏ ‎менее ‎блестящ‏ ‎и…

…Список ‎художников ‎и ‎скульпторов, ‎трудившихся‏ ‎над‏ ‎оформлением

Монументальное ‎центральное‏ ‎панно ‎«Принцесса‏ ‎Греза», ‎созданное ‎в ‎1905 ‎году,‏ ‎принадлежит‏ ‎руке‏ ‎Михаила ‎Александровича‏ ‎Врубеля.

Кстати, ‎год‏ ‎назад ‎в‏ ‎своем‏ ‎Дзене ‎я‏ ‎описал ‎историю, как ‎в ‎1956 ‎году,‏ ‎разбирая ‎склады‏ ‎Большого‏ ‎театра, ‎рабочие ‎обнаружили‏ ‎гигантский ‎рулон.‏ ‎Развернуть ‎его ‎целиком ‎внутри‏ ‎помещения‏ ‎было ‎невозможно,‏ ‎и ‎рулон‏ ‎извлекли ‎на ‎улицу. ‎А ‎как‏ ‎развернули‏ ‎— ‎остолбенели.‏ ‎Затем ‎кто-то‏ ‎случайно ‎взглянул ‎через ‎дорогу, ‎на‏ ‎«Метрополь»,‏ ‎и‏ ‎обнаружившие ‎полотно‏ ‎остолбенели ‎еще‏ ‎сильнее.

Как ‎оказалось,‏ ‎полотно‏ ‎экспонировалось ‎на‏ ‎выставке, ‎но ‎демонстрация ‎отчего-то ‎обернулась‏ ‎провалом ‎—‏ ‎несмотря‏ ‎на ‎хвалебные ‎отзывы‏ ‎критиков, ‎простая‏ ‎публика ‎работу ‎раскритиковала. ‎Скандал,‏ ‎говорят,‏ ‎достиг ‎даже‏ ‎ушей ‎Николая‏ ‎Второго. ‎В ‎результате ‎Савва ‎Мамонтов‏ ‎передал‏ ‎картину ‎Большому‏ ‎театру, ‎и‏ ‎там ‎она ‎и… ‎буквально ‎провалялась‏ ‎до‏ ‎1956-го.

Зато‏ ‎теперь ‎холст‏ ‎работы ‎Врубеля‏ ‎занимает ‎достойное‏ ‎место‏ ‎в ‎Третьяковке.

Другие‏ ‎панно, ‎украшающие ‎фасады: ‎«Жажда», ‎«Поклонение‏ ‎божеству», ‎«Поклонение‏ ‎природе»,‏ ‎«Поклонение ‎старине», ‎«Жизнь»,‏ ‎«Купание ‎наяд»‏ ‎и ‎«Полдень» ‎создали ‎художники‏ ‎Александр‏ ‎Яковлевич ‎Головин‏ ‎и ‎Сергей‏ ‎Васильевич ‎Чехонин. ‎А ‎непосредственно ‎исполнил‏ ‎их‏ ‎в ‎майолике‏ ‎художник-керамист ‎Петр‏ ‎Кузьмич ‎Ваулин.

Всего ‎на ‎фасадах ‎«Метрополя»‏ ‎имеется‏ ‎23‏ ‎майоликовых ‎картины.‏ ‎Однако ‎известны‏ ‎авторы ‎только‏ ‎этих‏ ‎восьми, ‎больших.‏ ‎Кто ‎же ‎создал ‎малые ‎панно,‏ ‎доподлинно ‎неизвестно.

Вестибюли‏ ‎ресторанов‏ ‎оформили ‎скульпторы ‎Владимир‏ ‎Гладков ‎и‏ ‎Владимир ‎Козлов. ‎А ‎эскизы‏ ‎росписей‏ ‎и ‎элементов‏ ‎внутреннего ‎декора‏ ‎создали ‎Виктор ‎Михайлович ‎Васнецов, ‎Василий‏ ‎Дмитриевич‏ ‎Поленов ‎и‏ ‎Константин ‎Алексеевич‏ ‎Коровин.

Скульптурный ‎фриз ‎«Времена ‎года», ‎что‏ ‎описывает‏ ‎все‏ ‎здание, ‎исполнил‏ ‎Николай ‎Андреевич‏ ‎Андреев.

Я, ‎кстати,‏ ‎никак‏ ‎не ‎мог‏ ‎расшифровать ‎загадочную ‎надпись, ‎что ‎идет‏ ‎по ‎фасаду.

Оказалось,‏ ‎что‏ ‎изначально ‎это ‎была‏ ‎цитата ‎из‏ ‎Ницше:

«Опять ‎старая ‎история: ‎когда‏ ‎выстроишь‏ ‎дом, ‎то‏ ‎замечаешь, ‎что‏ ‎научился ‎кое-чему»

Правда, ‎ее ‎позднее ‎заменили‏ ‎на‏ ‎Ленинское

«Только ‎диктатура‏ ‎пролетариата ‎в‏ ‎состоянии ‎освободить ‎человечество ‎от ‎гнёта‏ ‎капитала»

И‏ ‎такое‏ ‎чувство, ‎что‏ ‎в ‎наше‏ ‎время ‎как‏ ‎будто‏ ‎решили ‎оба‏ ‎высказывания ‎скомпоновать, ‎устроив ‎некий ‎нечитаемый‏ ‎симбиоз-орнамент.

Хочется ‎еще‏ ‎традиционно‏ ‎перечислить ‎имена ‎тех,‏ ‎кто ‎останавливался‏ ‎в ‎«Метрополе», ‎но ‎здесь‏ ‎перечисление‏ ‎и ‎правда‏ ‎займет ‎многие‏ ‎страницы. ‎Актеры ‎и ‎актрисы, ‎поэты,‏ ‎художники‏ ‎и ‎литераторы,‏ ‎государственные ‎деятели‏ ‎и ‎дипломаты, ‎журналисты, ‎революционеры, ‎ученые‏ ‎и‏ ‎интеллигенция.

«Большой‏ ‎зал ‎ресторана‏ ‎в ‎„Метрополе“,‏ ‎поврежденный ‎октябрьской‏ ‎бомбардировкой,‏ ‎уже ‎не‏ ‎работал, ‎но ‎в ‎кабинетах ‎еще‏ ‎подавали ‎еду‏ ‎и‏ ‎вино, ‎так ‎как‏ ‎часть ‎гостиницы‏ ‎была ‎занята ‎иностранцами, ‎большею‏ ‎частью‏ ‎немцами ‎и‏ ‎теми ‎из‏ ‎отчаянных ‎дельцов, ‎кто ‎сумел ‎добыть‏ ‎себе‏ ‎иностранный ‎—‏ ‎литовский, ‎польский,‏ ‎персидский ‎— ‎паспорт. ‎В ‎кабинетах‏ ‎кутили,‏ ‎как‏ ‎во ‎Флоренции‏ ‎во ‎время‏ ‎чумы. ‎По‏ ‎знакомству,‏ ‎с ‎черного‏ ‎хода, ‎пускали ‎туда ‎и ‎коренных‏ ‎москвичей, ‎—‏ ‎преимущественно‏ ‎актеров, ‎уверенных, ‎что‏ ‎московские ‎театры‏ ‎не ‎дотянут ‎и ‎до‏ ‎конца‏ ‎сезона: ‎и‏ ‎театрам ‎и‏ ‎актерам ‎— ‎беспросветная ‎гибель. ‎Актеры‏ ‎пили,‏ ‎не ‎щадя‏ ‎живота…»
(Алексей ‎Толстой,‏ ‎«Хождение ‎по ‎мукам»)

В ‎разные ‎годы‏ ‎здесь‏ ‎располагались‏ ‎кинотеатр ‎«Модерн»,‏ ‎литературное ‎кафе‏ ‎имажинистов ‎(русских‏ ‎поэтов‏ ‎Серебряного ‎века)‏ ‎под ‎названием ‎«Калоша», ‎издательство ‎«Скорпион»,‏ ‎редакция ‎альманаха‏ ‎«Северные‏ ‎цветы» ‎и ‎журнала‏ ‎«Весы».

А ‎с‏ ‎1918 ‎года…

…Разместился ‎2-й ‎Дом‏ ‎Советов

Одно‏ ‎из ‎тех‏ ‎самых ‎мест,‏ ‎которые ‎новые ‎власти ‎решили ‎создать‏ ‎использовать‏ ‎для ‎размещения‏ ‎деятелей ‎революции,‏ ‎массово ‎переезжающих ‎из ‎Петрограда ‎в‏ ‎Москву.

А‏ ‎в‏ ‎1929 ‎году‏ ‎«Метрополь» ‎снова‏ ‎превратился ‎в‏ ‎отель.‏ ‎Правда, ‎под‏ ‎вывеской ‎«Интурист».

«Метрополь» ‎с ‎самого ‎начала‏ ‎советской ‎революции‏ ‎был‏ ‎захвачен ‎под ‎советские‏ ‎учреждения ‎и‏ ‎под ‎жилища ‎для ‎ответственных‏ ‎работников,‏ ‎но ‎было‏ ‎решено, ‎что‏ ‎выгоднее ‎перевести ‎их ‎в ‎другие‏ ‎места,‏ ‎а ‎это‏ ‎здание ‎вновь‏ ‎превратить ‎в ‎гостиницу. ‎Выселять, ‎однако,‏ ‎всех‏ ‎сразу‏ ‎в ‎перегруженную‏ ‎Москву ‎было‏ ‎не ‎так‏ ‎легко,‏ ‎и ‎потому‏ ‎сейчас ‎очистили ‎и ‎вновь ‎отделали‏ ‎под ‎гостиницу‏ ‎один‏ ‎этаж… ‎Наш ‎номер‏ ‎выходил ‎прямо‏ ‎на ‎Свердловскую ‎площадь. ‎Вид‏ ‎из‏ ‎окон ‎восхитительный.‏ ‎Сам ‎номер‏ ‎безукоризненно ‎чист, ‎довольно ‎просторен ‎и‏ ‎с‏ ‎необычайно ‎высокими‏ ‎потолками. ‎Кровати‏ ‎— ‎в ‎углублении ‎и ‎отделены‏ ‎плюшевой‏ ‎занавесью‏ ‎почти ‎до‏ ‎потолка. ‎Но‏ ‎ванны ‎нет‏ ‎и‏ ‎вода ‎в‏ ‎кувшинах. ‎Я ‎заказал ‎кофе, ‎который‏ ‎принесли ‎в‏ ‎стаканах‏ ‎с ‎подстаканниками».
Из ‎«Дневников»‏ ‎музыканта, ‎дирижера‏ ‎и ‎композитора ‎Сергея ‎Прокофьева

В‏ ‎1951‏ ‎году ‎здесь‏ ‎давали ‎обед‏ ‎в ‎честь ‎Мао ‎Дзедуна. ‎Присутствовал‏ ‎даже‏ ‎лично ‎товарищ‏ ‎Сталин. ‎А‏ ‎в ‎60-х ‎торжественно ‎принимали ‎Джона‏ ‎Кеннеди.

С‏ ‎1986‏ ‎по ‎1991‏ ‎год ‎«Метрополь»‏ ‎был ‎закрыт‏ ‎на‏ ‎реставрацию…, ‎а‏ ‎если ‎честно, ‎то ‎реконструкцию. ‎Многое‏ ‎было ‎заменено‏ ‎и‏ ‎«исправлено». ‎Впрочем, ‎были‏ ‎и ‎плюсы.‏ ‎Отреставрировали ‎уникальные ‎панно ‎на‏ ‎фасадах‏ ‎и ‎расчистили‏ ‎живописные ‎потолки,‏ ‎убрав ‎местами ‎до ‎семи ‎слоев‏ ‎краски.‏ ‎В ‎результате‏ ‎отелю ‎присвоили‏ ‎пятизвездочный ‎статус.

А ‎в ‎2010-х ‎отреставрировали‏ ‎снова,‏ ‎возродив‏ ‎исторические ‎интерьеры‏ ‎залов, ‎ресторанов‏ ‎и ‎номеров.

* * *

Мои‏ ‎дорогие‏ ‎старые ‎друзья‏ ‎и ‎новые ‎знакомые! ‎Большое ‎спасибо,‏ ‎что ‎заглянули‏ ‎на‏ ‎эту ‎страницу.

Буду ‎рад‏ ‎каждому ‎вашему‏ ‎комментарию ‎и ‎отклику. ‎А‏ ‎ваши‏ ‎подписки ‎и‏ ‎любой, ‎даже‏ ‎самый, ‎казалось ‎бы, ‎незначительный ‎взнос‏ ‎послужат‏ ‎активному ‎и‏ ‎деятельному ‎развитию‏ ‎проекта. ‎Давайте ‎вместе ‎увеличим ‎число‏ ‎единомышленников,‏ ‎кто‏ ‎любит ‎гулять‏ ‎по ‎Москве,‏ ‎изучать ‎историю‏ ‎ее‏ ‎улиц ‎и‏ ‎обсуждать ‎эти ‎истории ‎друг ‎с‏ ‎другом.

И ‎конечно,‏ ‎не‏ ‎пропустите ‎новые ‎истории,‏ ‎ведь ‎продолжение‏ ‎следует!



Читать: 25+ мин
logo Тайный фотограф Москвы

Почему «Дом со зверями» на Чистых прудах зовут «домом Вашкова» и кто такой был этот Вашков

Чистопрудный ‎бул.,‏ ‎14, ‎стр. ‎3

Знаменитый ‎«Дом ‎со‏ ‎зверями» ‎на‏ ‎Чистопрудном‏ ‎бульваре ‎знают ‎все.‏ ‎Дом, ‎которым‏ ‎одни ‎восхищаются, ‎а ‎другие‏ ‎ругают‏ ‎за ‎«слишком‏ ‎вычурный ‎вид».‏ ‎Но ‎явно ‎не ‎все ‎и‏ ‎не‏ ‎каждый ‎случайный‏ ‎прохожий ‎слыхали,‏ ‎что ‎один ‎из ‎самых ‎необычных‏ ‎домов‏ ‎Москвы‏ ‎был ‎построен‏ ‎как ‎доходный‏ ‎и ‎принадлежал‏ ‎общине‏ ‎одного ‎из‏ ‎самых ‎же ‎необычных ‎московских ‎храмов‏ ‎— ‎церкви‏ ‎Живоначальной‏ ‎Троицы ‎на ‎Грязех‏ ‎у ‎Покровских‏ ‎ворот, ‎выстроенной ‎в ‎редком‏ ‎симбиозе‏ ‎классицизма ‎и‏ ‎неоренессанса.

Впрочем, ‎большинство‏ ‎из ‎тех, ‎кто ‎историей ‎Москвы‏ ‎увлекается‏ ‎не ‎понарошку,‏ ‎об ‎этом‏ ‎наверняка ‎знает. ‎И ‎о ‎том‏ ‎особенном‏ ‎храме‏ ‎я ‎расскажу‏ ‎в ‎одной‏ ‎из ‎своих‏ ‎ближайших‏ ‎историй.

На ‎самом‏ ‎деле, ‎писать ‎о ‎наиболее ‎известных‏ ‎местах ‎сложнее‏ ‎всего.‏ ‎Ведь ‎необходимо ‎не‏ ‎просто ‎рассказать‏ ‎об ‎этом ‎доме, ‎но‏ ‎еще‏ ‎и ‎не‏ ‎сделать ‎тысяча‏ ‎первую ‎одинаковую ‎статью ‎о ‎нем.‏ ‎Но‏ ‎я ‎постараюсь.

Появился‏ ‎этот ‎дом‏ ‎на ‎Чистых ‎Прудах ‎в ‎1909‏ ‎году,‏ ‎выстроенный‏ ‎за ‎два‏ ‎рабочих ‎сезона.

Средства‏ ‎на ‎строительство‏ ‎выделили‏ ‎купцы ‎Оловянишниковы — переехавшие‏ ‎в ‎Москву ‎Ярославцы, ‎бывшие ‎монастырские‏ ‎крестьяне, ‎а‏ ‎ныне‏ ‎одни ‎из ‎крупнейших‏ ‎производителей ‎колоколов‏ ‎во ‎всей ‎Российской ‎Империи.‏ ‎А…

…Среди‏ ‎его ‎создателей‏ ‎числится ‎сразу‏ ‎несколько ‎мастеров

Автором ‎проекта ‎его ‎постройки‏ ‎стал‏ ‎архитектор ‎Лев‏ ‎Людвигович ‎Кравецкий, окончивший‏ ‎знаменитое ‎Московское ‎училище ‎живописи, ‎ваяния‏ ‎и‏ ‎зодчества‏ ‎в ‎чине‏ ‎неклассного ‎художника‏ ‎архитектуры, ‎автор‏ ‎большого‏ ‎списка ‎московских‏ ‎жилых ‎домов, ‎после ‎революции ‎сделавшийся‏ ‎одним ‎из‏ ‎руководителей‏ ‎советского ‎профсоюза ‎зодчих.

Очертания‏ ‎и ‎внешний‏ ‎вид ‎фасадов, ‎интерьеры ‎и‏ ‎непосредственное‏ ‎руководство ‎строительством‏ ‎легли ‎на‏ ‎плечи ‎Петра ‎Карловича ‎Микини — русского ‎архитектора‏ ‎и‏ ‎инженера-строителя ‎польского‏ ‎происхождения, ‎не‏ ‎слишком ‎известного, ‎но ‎талантливого ‎мастера‏ ‎модерна.

А‏ ‎знаменитые‏ ‎изваяния ‎«гуляющих‏ ‎животных ‎невиданной‏ ‎красы» ‎появились‏ ‎на‏ ‎свет ‎и‏ ‎заполнили ‎фасад ‎удивительного ‎дома ‎благодаря‏ ‎архитектору, ‎художнику‏ ‎и‏ ‎дизайнеру ‎Сергею ‎Ивановичу‏ ‎Вашкову. Последний ‎называл‏ ‎самого ‎себя ‎учеником ‎Врубеля,‏ ‎хоть‏ ‎и, ‎как‏ ‎говорят, ‎ни‏ ‎разу ‎с ‎гениальным ‎живописцем ‎лично‏ ‎не‏ ‎встречался. ‎Но‏ ‎во ‎многом‏ ‎вдохновлялся ‎его ‎работами ‎и ‎многое‏ ‎почерпнул,‏ ‎изучая‏ ‎их. ‎А‏ ‎вот ‎в‏ ‎ювелирной ‎мастерской‏ ‎Карла‏ ‎Фаберже ‎Сергей‏ ‎Вашков ‎действительно ‎проходил ‎практику ‎в‏ ‎1900 ‎году.

«Господь‏ ‎сжалился‏ ‎над ‎нами, ‎любителями‏ ‎церковного ‎благолепия:‏ ‎древнее ‎вдохновенное ‎творчество ‎священных‏ ‎предметов‏ ‎восстановлено ‎новым‏ ‎художником ‎С.‏ ‎И. ‎Вашковым, ‎которого ‎имя ‎займет‏ ‎в‏ ‎истории ‎нашего‏ ‎церковного ‎благолепия‏ ‎одно ‎из ‎почетнейших ‎мест, ‎быть‏ ‎может,‏ ‎наряду‏ ‎с ‎Андреем‏ ‎Рублевым ‎и‏ ‎Симоном ‎Ушаковым»
(Митрополит‏ ‎Антоний‏ ‎Храповицкий)

Собственно, ‎кандидатуру‏ ‎художника ‎на ‎роль ‎оформителя ‎дома‏ ‎предложили ‎сами‏ ‎купцы,‏ ‎оплатившие ‎постройку ‎дома‏ ‎и ‎всегда‏ ‎много ‎средств ‎жертвовавшие ‎на‏ ‎сам‏ ‎приход. ‎Вашков‏ ‎познакомился ‎с‏ ‎Оловянишниковыми ‎еще ‎во ‎время ‎своей‏ ‎учебы‏ ‎в ‎Строгановке‏ ‎и ‎работал‏ ‎на ‎их ‎фабрике ‎церковной ‎утвари,‏ ‎а‏ ‎со‏ ‎временем ‎даже‏ ‎занял ‎на‏ ‎ней ‎место‏ ‎художественного‏ ‎руководителя.


Кстати ‎сказать,‏ ‎вдохновился ‎на ‎создание ‎этих ‎барельефов‏ ‎скульптор, ‎рассматривая‏ ‎декор‏ ‎Дмитриевского ‎собора ‎во‏ ‎Владимире. ‎Конечно,‏ ‎не ‎копируя ‎те ‎изваяния,‏ ‎а‏ ‎по-своему ‎переосмыслив‏ ‎их ‎и‏ ‎взяв ‎на ‎вооружение. ‎Правда, ‎мне‏ ‎это‏ ‎животные ‎больше‏ ‎напоминают ‎барельефы‏ ‎на ‎церкви ‎Покрова ‎Богородицы ‎Марфо-Мариинской‏ ‎обители‏ ‎в‏ ‎Москве. ‎Но‏ ‎тут ‎уж,‏ ‎как ‎говорится,‏ ‎кто‏ ‎с ‎чем‏ ‎больше ‎и ‎лучше ‎знаком.

Производством ‎барельефов‏ ‎занималась ‎художественная‏ ‎артель‏ ‎«Мурава».

Там ‎же ‎изготавливались‏ ‎и ‎майоликовые‏ ‎вставки.

Говорят, ‎кстати, ‎что ‎местная‏ ‎детвора,‏ ‎обитавшая ‎в‏ ‎окрестных ‎дворах‏ ‎в ‎последние ‎десятилетия ‎советских ‎времен,‏ ‎даже‏ ‎давала ‎имена‏ ‎изображенным ‎на‏ ‎стенах ‎дома ‎тварюшкам.

И ‎сам ‎этот‏ ‎дом‏ ‎иногда‏ ‎называют ‎«Домом‏ ‎Вашкова». ‎Хотя…

…Владельцем‏ ‎его ‎являлся‏ ‎весь‏ ‎приход ‎Троицкого‏ ‎храма ‎на ‎Покровке

Часть ‎квартир ‎в‏ ‎нем ‎сразу‏ ‎же‏ ‎отделили ‎под ‎жилье‏ ‎нуждающихся ‎прихожан,‏ ‎а ‎оставшуюся ‎часть ‎сдавали‏ ‎внаем.‏ ‎Вырученные ‎от‏ ‎аренды ‎квартир‏ ‎деньги ‎шли ‎на ‎содержание ‎церковно-приходской‏ ‎школы,‏ ‎где ‎дети‏ ‎членов ‎общины‏ ‎обучались ‎бесплатно, ‎и ‎на ‎поддержание‏ ‎малоимущих‏ ‎семей‏ ‎прихода.

Кстати, ‎одну‏ ‎из ‎квартир‏ ‎новостройки ‎выдали‏ ‎самому‏ ‎Вашкову. ‎Так‏ ‎что, ‎по ‎сути, ‎домом ‎Вашкова‏ ‎он ‎все-таки‏ ‎стал‏ ‎во ‎многих ‎смыслах.‏ ‎Художник ‎прожил‏ ‎в ‎этом ‎доме ‎до‏ ‎последнего‏ ‎своего ‎дня‏ ‎в ‎1914-м.

Как‏ ‎я ‎упоминал ‎выше, ‎это ‎было‏ ‎начало‏ ‎двадцатого ‎века,‏ ‎1908–1909 ‎годы.‏ ‎Многие ‎одно- ‎и ‎двухэтажные ‎дома,‏ ‎выстроенные‏ ‎здесь‏ ‎после ‎Отечественной‏ ‎войны ‎1812‏ ‎года, ‎сносили‏ ‎и‏ ‎на ‎их‏ ‎месте ‎строились ‎новые ‎— ‎по‏ ‎современным ‎технологиям,‏ ‎гораздо‏ ‎более ‎благоустроенные, ‎нежели‏ ‎их ‎архитектурные‏ ‎предшественники. ‎С ‎высокими ‎потолками,‏ ‎просторными‏ ‎комнатами, ‎с‏ ‎использованием ‎долговечных‏ ‎железобетонных ‎несущих ‎конструкций ‎и ‎со‏ ‎всеми‏ ‎положенными ‎эпохой‏ ‎коммуникациями.

Изначально ‎дом‏ ‎был ‎конструктивно ‎проще ‎— ‎обычный‏ ‎прямоугольник‏ ‎в‏ ‎пять ‎этажей‏ ‎и ‎на‏ ‎два ‎подъезда,‏ ‎но‏ ‎с ‎шатровой‏ ‎кровлей, ‎от ‎которой ‎сейчас, ‎правда,‏ ‎не ‎осталось‏ ‎и‏ ‎памяти. ‎Вырос ‎до‏ ‎семи ‎этажей‏ ‎(а ‎в ‎боковых ‎частях-башнях‏ ‎до‏ ‎восьми) ‎дом‏ ‎позднее, ‎в‏ ‎1944–1945 ‎году, ‎трудами ‎архитектора ‎Бориса‏ ‎Львовича‏ ‎Топаза.

И ‎я‏ ‎бы ‎сказал,‏ ‎что ‎это ‎несомненно ‎тот ‎случай,‏ ‎когда‏ ‎надстройка‏ ‎дома ‎ничуть‏ ‎не ‎пошла‏ ‎ему ‎во‏ ‎вред.‏ ‎Особенно ‎если‏ ‎учесть, ‎что ‎приступили ‎к ‎ней‏ ‎в ‎те‏ ‎годы,‏ ‎когда ‎страна ‎еще‏ ‎воевала ‎с‏ ‎самым ‎страшным ‎врагом ‎за‏ ‎всю‏ ‎свою ‎Историю.

А‏ ‎вот ‎декор‏ ‎дома ‎с ‎первого ‎момента ‎его‏ ‎существования‏ ‎и ‎до‏ ‎сего ‎дня‏ ‎выделил ‎его ‎из ‎великого ‎множества‏ ‎городских‏ ‎построек.‏ ‎Даже ‎притом,‏ ‎что ‎уж‏ ‎окрестности-то ‎Чистых‏ ‎Прудов‏ ‎никогда ‎не‏ ‎были ‎отмечены ‎типовой, ‎скучной ‎и‏ ‎безликой ‎застройкой.

После‏ ‎революции‏ ‎дом ‎национализировали…

…Квартиры ‎превратили‏ ‎в ‎коммунальные,‏ ‎а ‎на ‎первом ‎этаже‏ ‎пооткрывали‏ ‎магазинов

При ‎этом‏ ‎в ‎некоторых‏ ‎квартирах ‎до ‎сих ‎пор ‎еще‏ ‎частично,‏ ‎по ‎чуть-чуть‏ ‎сохранились ‎прежние,‏ ‎исторические ‎интерьеры ‎и ‎декор. ‎А‏ ‎вот‏ ‎парадные‏ ‎подъезды ‎и‏ ‎сейчас ‎смотрятся‏ ‎как ‎помещения‏ ‎музеев‏ ‎или ‎частных‏ ‎домов. ‎Впрочем, ‎возможно, ‎здесь ‎нужно‏ ‎сказать ‎спасибо‏ ‎современным‏ ‎жильцам ‎и ‎реставраторам.

Особенно‏ ‎меня ‎покорили‏ ‎таблички ‎с ‎номерами ‎квартир.‏ ‎И‏ ‎дружелюбие ‎жильцов,‏ ‎которые ‎ни‏ ‎слова ‎не ‎сказав ‎пустили ‎меня‏ ‎внутрь‏ ‎и ‎даже‏ ‎дверь ‎придержали,‏ ‎впуская. ‎:)

Стоит, ‎конечно, ‎упомянуть ‎одного‏ ‎из‏ ‎знаменитых‏ ‎жильцов ‎«Дома‏ ‎со ‎зверями».

Хоть‏ ‎на ‎его‏ ‎фасаде‏ ‎и ‎нет‏ ‎соответствующей ‎мемориальной ‎доски, ‎но ‎с‏ ‎конца ‎Великой‏ ‎Отечественной‏ ‎войны ‎и ‎до‏ ‎1954 ‎года‏ ‎здесь ‎жил ‎Маршал ‎авиации,‏ ‎трижды‏ ‎Герой ‎Советского‏ ‎Союза, ‎летчик-истребитель‏ ‎Иван ‎Никитович ‎Кожедуб. ‎А ‎кто-то‏ ‎говорит,‏ ‎что ‎и‏ ‎уходил ‎на‏ ‎фронт ‎ас ‎советской ‎авиации ‎из‏ ‎этого‏ ‎дома.

Снимался‏ ‎дом ‎и‏ ‎в ‎кино‏ ‎— ‎в‏ ‎фильмах‏ ‎«Покровские ‎ворота»‏ ‎и ‎«Подкидыш».

А ‎вот ‎магазин ‎на‏ ‎втором ‎этаже‏ ‎в‏ ‎правой ‎части ‎здания‏ ‎появился ‎уже‏ ‎в ‎нулевых ‎нынешнего ‎века,‏ ‎когда‏ ‎одно ‎из‏ ‎окон ‎превратили‏ ‎в ‎дверь ‎и ‎привесили ‎к‏ ‎ней‏ ‎чугунную ‎лестницу.‏ ‎Правда, ‎украшенную‏ ‎в ‎стилистике ‎дома. ‎Здесь ‎тоже‏ ‎трудно‏ ‎судить,‏ ‎украсило ‎это‏ ‎фасад ‎или‏ ‎испортило… ‎Хотя,‏ ‎на‏ ‎мой ‎взгляд‏ ‎— ‎украсило. ‎Смотрится, ‎во ‎всяком‏ ‎случае, ‎вполне‏ ‎гармонично‏ ‎и ‎естественно, ‎как‏ ‎будто ‎так‏ ‎и ‎задумывалось. ‎Опять ‎же,‏ ‎на‏ ‎мой ‎скромный‏ ‎вкус.


А ‎чуть‏ ‎меньше ‎десяти ‎лет ‎назад ‎еще‏ ‎и‏ ‎отреставрировали ‎фасад‏ ‎дома ‎и‏ ‎произвели ‎ремонт ‎коммуникаций.

* * *

Мои ‎дорогие ‎старые‏ ‎друзья‏ ‎и‏ ‎новые ‎знакомые!‏ ‎Большое ‎спасибо,‏ ‎что ‎заглянули‏ ‎на‏ ‎эту ‎страницу.‏ ‎Она ‎только-только ‎начинает ‎зарождаться, ‎но‏ ‎я ‎уверен,‏ ‎что‏ ‎у ‎нее ‎есть‏ ‎будущее.

Буду ‎рад‏ ‎каждому ‎вашему ‎комментарию ‎и‏ ‎отклику.‏ ‎Давайте ‎вместе‏ ‎увеличим ‎число‏ ‎единомышленников, ‎кто ‎любит ‎гулять ‎по‏ ‎Москве,‏ ‎изучать ‎историю‏ ‎ее ‎улиц‏ ‎и ‎обсуждать ‎эти ‎истории ‎друг‏ ‎с‏ ‎другом.

И‏ ‎конечно, ‎не‏ ‎пропустите ‎новые‏ ‎истории, ‎ведь‏ ‎продолжение‏ ‎следует!


Читать: 8+ мин
logo Тайный фотограф Москвы

Династия купцов Щукиных, строитель фабрик Кекушев и ювелир Курлюков, или Истории и предыстории московских переулков

Колпачный ‎пер.,‏ ‎4, ‎стр. ‎3

Когда ‎видишь ‎здание,‏ ‎построенное ‎твоим‏ ‎любимым‏ ‎зодчим, ‎его ‎хочется‏ ‎рассматривать ‎во‏ ‎всех ‎деталях. ‎Но ‎здесь‏ ‎творение‏ ‎Льва ‎Кекушева‏ ‎имеет ‎со‏ ‎стороны ‎улицы ‎совсем ‎крохотный ‎вид,‏ ‎да‏ ‎и ‎во‏ ‎дворе ‎внутри‏ ‎зажато ‎со ‎всех ‎сторон.

Поэтому ‎сюда‏ ‎всего‏ ‎лучше‏ ‎прийти ‎самому,‏ ‎постоять, ‎пройтись‏ ‎из ‎стороны‏ ‎в‏ ‎сторону, ‎заглянуть‏ ‎в ‎арку.

И ‎это ‎— ‎Колпачный‏ ‎переулок ‎и…

…Ювелирная‏ ‎фабрика‏ ‎Ореста ‎Курлюкова ‎с‏ ‎конторой ‎и‏ ‎магазином

Свое ‎дело ‎— ‎одну‏ ‎из‏ ‎самых ‎знаменитейших‏ ‎в ‎России‏ ‎фабрик ‎серебряных ‎изделий ‎— ‎Орест‏ ‎Федорович‏ ‎Курлюков ‎основал‏ ‎в ‎1884‏ ‎году. ‎Ювелирные ‎украшения ‎из ‎серебра‏ ‎и‏ ‎драгоценных‏ ‎камней, ‎декоративно-прикладные‏ ‎изделия ‎для‏ ‎дома, ‎хрусталь‏ ‎и‏ ‎художественное ‎стекло,‏ ‎столовая ‎утварь ‎— ‎здесь ‎выпускалось‏ ‎всё. ‎Причем‏ ‎как‏ ‎в ‎духе ‎подражания‏ ‎старинным ‎русским‏ ‎мастерам, ‎так ‎и ‎в‏ ‎«новейшем,‏ ‎современном» ‎стиле‏ ‎ар-нуво, ‎как‏ ‎раз ‎в ‎то ‎время ‎безумно‏ ‎модном‏ ‎и ‎популярном.

Сначала‏ ‎фабрика ‎располагалась‏ ‎на ‎Воронцовской ‎улице ‎близ ‎Таганки,‏ ‎а‏ ‎когда‏ ‎в ‎1902‏ ‎году ‎за‏ ‎строительство ‎нового‏ ‎комплекса‏ ‎взялся ‎Лев‏ ‎Николаевич ‎Кекушев, переместилась ‎в ‎Колпачный ‎переулок.

Туда,‏ ‎где ‎прежде,‏ ‎в‏ ‎девятнадцатом ‎веке…

…В ‎глубине‏ ‎двора ‎стоял‏ ‎совсем ‎другой ‎дом

К ‎сожалению,‏ ‎нет‏ ‎никаких ‎сведений‏ ‎о ‎том,‏ ‎как ‎он ‎выглядел ‎и ‎кем‏ ‎был‏ ‎построен. ‎Известно‏ ‎лишь, ‎что‏ ‎с ‎1863 ‎года ‎на ‎этом‏ ‎самом‏ ‎месте‏ ‎проживала ‎семья‏ ‎купцов ‎Щукиных‏ ‎из ‎старообрядцев,‏ ‎после‏ ‎1812-го ‎перешедших‏ ‎в ‎новообрядческое ‎православие. ‎То ‎были‏ ‎купец, ‎банкир‏ ‎и‏ ‎общественный ‎деятель, ‎издатель‏ ‎книги ‎«Боровск»‏ ‎о ‎своем ‎родном ‎городе‏ ‎Калужской‏ ‎области, ‎потомственный‏ ‎почетный ‎гражданин‏ ‎и ‎владелец ‎бумаготкацкой ‎мануфактуры ‎Иван‏ ‎Васильевич‏ ‎Щукин с ‎сыновьями‏ ‎Владимиром, ‎Дмитрием,‏ ‎Петром ‎и ‎Сергеем.

Вступив ‎в ‎наследство,‏ ‎Иван‏ ‎Васильевич‏ ‎вскоре ‎вышел‏ ‎из ‎фамильного‏ ‎бизнеса ‎и‏ ‎открыл‏ ‎собственную ‎фирму‏ ‎«И. ‎В. ‎Щукин», ‎а ‎позднее‏ ‎— ‎Торговый‏ ‎дом‏ ‎«И. ‎В. ‎Щукин‏ ‎с ‎сыновьями»,‏ ‎занявшись ‎оптовой ‎торговлей, ‎выступая‏ ‎посредником‏ ‎между ‎различными‏ ‎фабрикантами ‎и‏ ‎розничными ‎продавцами.

Но ‎еще ‎более ‎чем‏ ‎отец,‏ ‎сделались ‎известны‏ ‎современной ‎Москве‏ ‎его ‎сыновья, ‎о ‎которых ‎я‏ ‎расскажу‏ ‎в‏ ‎нескольких ‎ближайших‏ ‎своих ‎зарисовках.

Щукины‏ ‎владели ‎участком‏ ‎до‏ ‎1870-х ‎годов.‏ ‎После ‎них ‎владение ‎в ‎Колпачном‏ ‎переулке ‎досталось‏ ‎купчихе‏ ‎Анастасии ‎Васильевне ‎Алексеевой,‏ ‎а ‎уже‏ ‎от ‎нее ‎— ‎Оресту‏ ‎Федоровичу‏ ‎Курлюкову. Для ‎которого‏ ‎Лев ‎Николаевич‏ ‎Кекушев

…Перестроил ‎старый ‎дом ‎и ‎выстроил‏ ‎новый‏ ‎корпус

В ‎переулке‏ ‎появился ‎с‏ ‎виду ‎миниатюрный ‎особнячок…, ‎но ‎это‏ ‎иллюзия.‏ ‎В‏ ‎действительности ‎он‏ ‎не ‎так‏ ‎уж ‎и‏ ‎мал.‏ ‎Просто, ‎воспользовавшись‏ ‎старинной, ‎еще ‎восемнадцатого ‎века ‎традицией,‏ ‎гений ‎модерна‏ ‎выстроил‏ ‎дом, ‎смотрящий ‎на‏ ‎улицу ‎узкой‏ ‎фасадной ‎частью. ‎Язык ‎не‏ ‎поворачивается‏ ‎назвать ‎это‏ ‎торцом.

Сам ‎же‏ ‎объем ‎своей ‎протяженностью ‎уходит ‎внутрь‏ ‎участка.‏ ‎В ‎нем-то‏ ‎и ‎расположились‏ ‎мастерские ‎ювелирной ‎фабрики.

Была ‎здесь ‎и‏ ‎небольшая‏ ‎ювелирная‏ ‎лавка ‎—‏ ‎притом, ‎что‏ ‎главный ‎фирменный‏ ‎магазин‏ ‎Щукина ‎открылся‏ ‎на ‎Ильинке.

А ‎в ‎самой ‎глубине‏ ‎двора ‎стоит‏ ‎трехэтажный‏  ‎дом, ‎в ‎котором‏ ‎жили ‎сами‏ ‎Курлюковы. ‎Впрочем, ‎вполне ‎вероятно,‏ ‎что‏ ‎Кекушев ‎не‏ ‎возводил ‎его‏ ‎с ‎нуля, ‎а ‎лишь ‎перестроил‏ ‎и‏ ‎по-своему ‎оформил‏ ‎особняк ‎Щукиных‏ ‎постройки ‎1863 ‎года. ‎К ‎сожалению,‏ ‎нигде‏ ‎об‏ ‎этом ‎не‏ ‎приводится ‎никаких‏ ‎подробностей.


Орест ‎Федорович,‏ ‎теперь‏ ‎уже ‎не‏ ‎простой ‎фабрикант, ‎а ‎целый ‎депутат‏ ‎по ‎надзору‏ ‎за‏ ‎производством ‎ювелирных ‎изделий‏ ‎и ‎член‏ ‎Московского ‎коммерческого ‎суда, ‎отошел‏ ‎от‏ ‎дел ‎в‏ ‎1912 ‎году,‏ ‎передав ‎управление ‎фабрикой ‎сыну ‎Николаю‏ ‎Орестовичу. И‏ ‎сам ‎доживал‏ ‎свой ‎век‏ ‎здесь ‎же ‎до ‎кончины ‎в‏ ‎1916-м,‏ ‎оставаясь‏ ‎владельцем ‎дома.

На‏ ‎производстве ‎тогда‏ ‎работало ‎больше‏ ‎шестидесяти‏ ‎человек, ‎а‏ ‎годовой ‎оборот ‎составлял ‎более ‎ста‏ ‎тысяч ‎рублей.‏ ‎Возможно,‏ ‎и ‎не ‎слишком‏ ‎много ‎по‏ ‎тогдашним ‎меркам, ‎но ‎ведь‏ ‎и‏ ‎серебро ‎—‏ ‎не ‎золото.

А‏ ‎фирма ‎просуществовала ‎до ‎1917-го, ‎после‏ ‎революции‏ ‎закрытая ‎новыми‏ ‎властями, ‎которых‏ ‎в ‎ту ‎пору ‎ювелирное ‎производство‏ ‎мало‏ ‎интересовало,‏ ‎были ‎совершенно‏ ‎другие ‎задачи‏ ‎и ‎цели.

* * *

Мои‏ ‎дорогие‏ ‎старые ‎друзья‏ ‎и ‎новые ‎знакомые! ‎Большое ‎спасибо,‏ ‎что ‎заглянули‏ ‎на‏ ‎эту ‎страницу. ‎Она‏ ‎только-только ‎начинает‏ ‎зарождаться, ‎но ‎я ‎уверен,‏ ‎что‏ ‎у ‎нее‏ ‎есть ‎будущее.

Буду‏ ‎рад ‎каждому ‎вашему ‎комментарию ‎и‏ ‎отклику.‏ ‎Давайте ‎вместе‏ ‎увеличим ‎число‏ ‎единомышленников, ‎кто ‎любит ‎гулять ‎по‏ ‎Москве,‏ ‎изучать‏ ‎историю ‎ее‏ ‎улиц ‎и‏ ‎обсуждать ‎эти‏ ‎истории‏ ‎друг ‎с‏ ‎другом.

И ‎конечно, ‎не ‎пропустите ‎новые‏ ‎истории, ‎ведь‏ ‎продолжение‏ ‎следует!

Читать: 15+ мин
logo Тайный фотограф Москвы

Особняк Матвея Понизовского на Поварской улице, или Еще один фирменный автограф Льва Николаевича Кекушева

Поварская ‎ул.,‏ ‎42, ‎стр. ‎1

В ‎очередной, ‎бесчисленный‏ ‎раз ‎гуляя‏ ‎по‏ ‎Поварской ‎улице, ‎я‏ ‎очень ‎жалел,‏ ‎что ‎не ‎побывал ‎здесь‏ ‎ранней‏ ‎весной, ‎когда‏ ‎снег ‎уже‏ ‎стаял, ‎а ‎деревья ‎еще ‎не‏ ‎успели‏ ‎зазеленеть ‎настолько,‏ ‎что ‎этого‏ ‎прекрасного ‎дома ‎сделалось ‎почти ‎не‏ ‎видно‏ ‎за‏ ‎буйной ‎листвой.

Но,‏ ‎даже ‎несмотря‏ ‎на ‎густую‏ ‎зелень,‏ ‎я ‎все‏ ‎же ‎постараюсь ‎рассмотреть ‎этот ‎дом,‏ ‎стоящий ‎на‏ ‎углу‏ ‎Поварской ‎улицы ‎и‏ ‎Скатертного ‎переулка.‏ ‎Дом, ‎возведенный ‎в ‎1903–1904‏ ‎годах…

…В‏ ‎популярном ‎в‏ ‎те ‎годы‏ ‎стиле ‎модерн

Правда, ‎глядя ‎на ‎него‏ ‎сегодня,‏ ‎с ‎первого‏ ‎взгляда ‎видно,‏ ‎что ‎в ‎здании ‎этом ‎гармонично‏ ‎соединились,‏ ‎казалось‏ ‎бы, ‎несочетаемые‏ ‎стили ‎модерна‏ ‎и ‎неоклассицизма.

Но‏ ‎именно‏ ‎что ‎«казалось‏ ‎бы». ‎Ведь ‎если ‎прогуляться ‎по‏ ‎Москве, ‎то‏ ‎понимаешь,‏ ‎что ‎наши ‎гении‏ ‎архитектуры ‎того‏ ‎времени ‎великолепно ‎умели ‎сочетать‏ ‎«несочетаемое»‏ ‎и ‎находить‏ ‎гармонию ‎в‏ ‎самых ‎неожиданных ‎вещах ‎и ‎явлениях.

Впрочем,‏ ‎здесь‏ ‎у ‎этого‏ ‎есть ‎и‏ ‎другой ‎секрет, ‎о ‎котором ‎чуть‏ ‎позже.

Заказчиком‏ ‎строительства‏ ‎выступило ‎Московское‏ ‎торгово-строительное ‎общество‏ ‎Якова ‎Андреевича‏ ‎Рекка — знаменитого‏ ‎предпринимателя ‎и‏ ‎банкира, ‎который ‎в ‎1886 ‎году‏ ‎в ‎возрасте‏ ‎девятнадцати‏ ‎лет ‎перебрался ‎в‏ ‎Москву ‎из‏ ‎родной ‎ему ‎Самарской ‎губернии,‏ ‎а‏ ‎уже ‎к‏ ‎концу ‎столетия‏ ‎занимал ‎видное ‎положение ‎среди ‎местных‏ ‎капиталистов.

Тот‏ ‎самый ‎Рекк,‏ ‎который ‎целью‏ ‎своей ‎жизни ‎и ‎жизненным ‎кредо‏ ‎сделал‏ ‎лозунг:

«Надо‏ ‎Москву ‎украсить‏ ‎стильными ‎домами,‏ ‎которые, ‎имея‏ ‎технические‏ ‎удобства ‎западноевропейских‏ ‎городских ‎строений ‎в ‎то ‎же‏ ‎время ‎не‏ ‎убивали‏ ‎бы ‎национального ‎колорита‏ ‎Москвы»

И ‎обширный‏ ‎земельный ‎участок ‎между ‎Скарятинским‏ ‎и‏ ‎Скатертным ‎переулками‏ ‎Яков ‎Рекк‏ ‎приобрел ‎для ‎того, ‎чтобы ‎выстроить‏ ‎на‏ ‎нем…

…Два ‎роскошных‏ ‎особняка, ‎что‏ ‎называется, ‎«под ‎ключ»

Одним ‎из ‎них‏ ‎стал‏ ‎тот‏ ‎самый ‎особняк‏ ‎Ивана ‎Александровича‏ ‎Миндовского, ‎второй‏ ‎—‏ ‎тот, ‎который‏ ‎купил ‎меценат ‎и ‎купец, ‎владелец‏ ‎швейной ‎мануфактуры,‏ ‎член‏ ‎Московского ‎автомобильного ‎общества‏ ‎и ‎Общества‏ ‎пособий ‎бедным ‎евреям ‎Матвей‏ ‎Григорьевич‏ ‎(Мордух ‎Гиршевич)‏ ‎Понизовский.

Участок ‎тот‏ ‎ранее ‎занимали ‎возведенные ‎в ‎1770-х‏ ‎годах‏ ‎и ‎пришедшие‏ ‎в ‎полную‏ ‎ветхость, ‎непригодные ‎для ‎жилья ‎постройки‏ ‎старинной‏ ‎усадьбы‏ ‎тайного ‎советника,‏ ‎генерал-майора ‎Даниила‏ ‎Григорьевича ‎Волчкова. Кстати‏ ‎сказать,‏ ‎супругой ‎его‏ ‎была ‎правнучка ‎знаменитого ‎уральского ‎заводчика‏ ‎Акинфия ‎Демидова‏ ‎Прасковья‏ ‎Львовна.

Волчковы ‎жили ‎в‏ ‎усадьбе ‎до‏ ‎первого ‎десятилетия ‎девятнадцатого ‎века.‏ ‎Затем‏ ‎имением ‎владели‏ ‎поочередно ‎еще‏ ‎несколько ‎фамилий, ‎пока ‎в ‎1902‏ ‎году‏ ‎оно ‎не‏ ‎было ‎выкуплено‏ ‎под ‎снос ‎фирмой ‎Якова ‎Рекка.

Некоторые‏ ‎популярные‏ ‎сайты‏ ‎говорят ‎о‏ ‎том, ‎что‏ ‎оба ‎дома,‏ ‎выстроенные‏ ‎на ‎месте‏ ‎бывшей ‎усадьбы, ‎очень ‎долго ‎не‏ ‎продавались, ‎и‏ ‎Понизовский‏ ‎с ‎женой ‎Амалией‏ ‎Абрамовной ‎Виленкиной‏ ‎въехали ‎сюда ‎лишь ‎в‏ ‎1908‏ ‎году. ‎Однако‏ ‎архивные ‎документы‏ ‎свидетельствуют ‎об ‎обратном, ‎указывая, ‎что‏ ‎уже‏ ‎на ‎этапе‏ ‎строительства ‎Матвей‏ ‎Григорьевич ‎сделал ‎свой ‎выбор ‎в‏ ‎его‏ ‎пользу.‏ ‎В ‎то‏ ‎время ‎как,‏ ‎действительно, ‎будущий‏ ‎дом‏ ‎Миндовских ‎по‏ ‎соседству ‎пустовал ‎до ‎1909 ‎года.

Два‏ ‎эти ‎дома‏ ‎(вы‏ ‎уж ‎простите, ‎но‏ ‎их ‎действительно‏ ‎волей-неволей ‎сравниваешь: ‎один ‎и‏ ‎тот‏ ‎же ‎архитектор,‏ ‎тот ‎же‏ ‎заказчик, ‎фактически ‎одновременно ‎построенные) ‎вышли‏ ‎довольно‏ ‎разными.

Особняк ‎на‏ ‎углу ‎со‏ ‎Скатертным ‎имеет ‎более ‎четкие ‎углы,‏ ‎меньше‏ ‎скруглений‏ ‎и ‎мелких‏ ‎деталей. ‎Но‏ ‎и ‎он,‏ ‎как‏ ‎положено ‎модерну,‏ ‎словно ‎бы ‎произрастает ‎изнутри ‎наружу.‏ ‎Со ‎своей‏ ‎экспрессией,‏ ‎из ‎неравных, ‎асимметричных‏ ‎объемов, ‎ступенчатыми‏ ‎каскадами ‎перетекающих ‎один ‎в‏ ‎другой.

Фасады‏ ‎его ‎были‏ ‎облицованы ‎керамической‏ ‎плиткой, ‎а ‎над ‎угловой ‎прямоугольной‏ ‎башней‏ ‎в ‎момент‏ ‎постройки ‎возвышался‏ ‎металлический ‎пирамидальный ‎купол. ‎Помещения ‎обставили‏ ‎великолепной‏ ‎мебелью,‏ ‎с ‎первого‏ ‎на ‎второй‏ ‎этаж ‎вела‏ ‎широкая‏ ‎мраморная ‎лестница.‏ ‎Эскиз ‎роскошной ‎люстры ‎нарисовал ‎сам‏ ‎Лев ‎Николаевич‏ ‎Кекушев,‏ ‎а ‎стены ‎залов‏ ‎украсило ‎множество‏ ‎полотен ‎известных ‎художников.

А ‎еще,‏ ‎рассказывают,‏ ‎в ‎доме‏ ‎хранились ‎некоторые‏ ‎личные ‎вещи ‎Наполеона ‎Бонапарта, ‎оставленные‏ ‎им‏ ‎при ‎бегстве‏ ‎из ‎Москвы,‏ ‎прежде ‎хранимые ‎в ‎старой ‎усадьбе‏ ‎Волчковых.

Прошло‏ ‎немного‏ ‎времени, ‎всего‏ ‎несколько ‎лет,‏ ‎и ‎модерн‏ ‎с‏ ‎его ‎порой‏ ‎гротескными, ‎порой ‎вычурными ‎элементами ‎стал‏ ‎отступать ‎с‏ ‎позиций.‏ ‎И ‎в ‎1910‏ ‎году…

…Понизовский ‎решил‏ ‎слегка ‎перестроить ‎дом

Для ‎этого‏ ‎он‏ ‎пригласил ‎архитектора‏ ‎Василия ‎Ивановича‏ ‎Мотылева.

Тот ‎и ‎придал ‎особняку ‎неоклассицистический‏ ‎вид.‏ ‎Убрал ‎с‏ ‎дома ‎большую‏ ‎часть ‎модерновых ‎украшений, ‎в ‎том‏ ‎числе‏ ‎избавились‏ ‎от ‎купола-пирамиды.‏ ‎Фасады ‎в‏ ‎результате ‎приобрели‏ ‎большую‏ ‎строгость ‎по‏ ‎сравнению ‎с ‎первоначальным ‎обликом, ‎хотя‏ ‎дух ‎модерна‏ ‎до‏ ‎сего ‎дня ‎витает‏ ‎в ‎нем.‏ ‎Здесь ‎нет ‎присущих ‎классике‏ ‎центральной‏ ‎симметрии ‎и‏ ‎строгости. ‎А‏ ‎сквозь ‎четкие ‎линии ‎и ‎прямые‏ ‎углы‏ ‎все ‎равно‏ ‎проступает ‎прежняя‏ ‎волнистость ‎и ‎легкость.

Но ‎главное, ‎над‏ ‎проездной‏ ‎аркой,‏ ‎что ‎выходит‏ ‎в ‎Скатертный‏ ‎переулок, ‎до‏ ‎сих‏ ‎пор ‎красуется‏ ‎традиционный ‎кекушевский ‎автограф ‎— ‎клыкастое‏ ‎и ‎когтистое‏ ‎изваяние‏ ‎льва, ‎что ‎выглядывает‏ ‎в ‎переулок,‏ ‎умостившись ‎на ‎замковом ‎камне.

Есть‏ ‎сведения,‏ ‎что ‎хозяин‏ ‎дома ‎заказал‏ ‎и ‎внутреннюю ‎модернизацию. ‎В ‎результате‏ ‎бывшую‏ ‎дюжину ‎просторных‏ ‎залов ‎превратили‏ ‎в ‎26 ‎отдельных ‎комнат, ‎которые‏ ‎впоследствии‏ ‎сдавались‏ ‎внаем.

Одним ‎из‏ ‎жильцов ‎здесь‏ ‎в ‎1900-х‏ ‎был‏ ‎благотворитель, ‎юрист‏ ‎и ‎психолог ‎Сергей ‎Викторович ‎Познышев — человек,‏ ‎сыгравший ‎значительную‏ ‎роль‏ ‎в ‎развитии ‎российского‏ ‎правоведения ‎и‏ ‎юридической ‎психологии. ‎Автор, ‎как‏ ‎он‏ ‎сам ‎называл‏ ‎свое ‎детище,‏ ‎«этико-социологического ‎направления ‎в ‎юриспруденции», ‎основанного‏ ‎на‏ ‎синтезе, ‎опять‏ ‎же ‎по‏ ‎его ‎собственному ‎описанию, ‎классического, ‎антропологического‏ ‎и‏ ‎социологического‏ ‎направлений ‎в‏ ‎уголовном ‎праве.

В‏ ‎1917 ‎году‏ ‎особняк‏ ‎национализировали, ‎а‏ ‎Понизовские ‎эмигрировали ‎во ‎Францию.

С ‎1922‏ ‎по ‎1940‏ ‎год‏ ‎в ‎бывшем ‎особняке‏ ‎разместилась ‎Афганская‏ ‎миссия, ‎а ‎с ‎1950-х‏ ‎—‏ ‎Посольство ‎Исламской‏ ‎Республики ‎Афганистан‏ ‎в ‎Российской ‎Федерации.

* * *

Мои ‎дорогие ‎старые‏ ‎друзья‏ ‎и ‎новые‏ ‎знакомые! ‎Большое‏ ‎спасибо, ‎что ‎заглянули ‎на ‎эту‏ ‎страницу.‏ ‎Она‏ ‎только-только ‎начинает‏ ‎зарождаться, ‎но‏ ‎я ‎уверен,‏ ‎что‏ ‎у ‎нее‏ ‎есть ‎будущее.

Буду ‎рад ‎каждому ‎вашему‏ ‎комментарию ‎и‏ ‎отклику.‏ ‎Давайте ‎вместе ‎увеличим‏ ‎число ‎единомышленников,‏ ‎кто ‎любит ‎гулять ‎по‏ ‎Москве,‏ ‎изучать ‎историю‏ ‎ее ‎улиц‏ ‎и ‎обсуждать ‎эти ‎истории ‎друг‏ ‎с‏ ‎другом.

И ‎конечно,‏ ‎не ‎пропустите‏ ‎новые ‎истории, ‎ведь ‎продолжение ‎следует!

Подарить подписку

Будет создан код, который позволит адресату получить бесплатный для него доступ на определённый уровень подписки.

Оплата за этого пользователя будет списываться с вашей карты вплоть до отмены подписки. Код может быть показан на экране или отправлен по почте вместе с инструкцией.

Будет создан код, который позволит адресату получить сумму на баланс.

Разово будет списана указанная сумма и зачислена на баланс пользователя, воспользовавшегося данным промокодом.

Добавить карту
0/2048