Почему «Дом со зверями» на Чистых прудах зовут «домом Вашкова» и кто такой был этот Вашков
Чистопрудный бул., 14, стр. 3
Знаменитый «Дом со зверями» на Чистопрудном бульваре знают все. Дом, которым одни восхищаются, а другие ругают за «слишком вычурный вид». Но явно не все и не каждый случайный прохожий слыхали, что один из самых необычных домов Москвы был построен как доходный и принадлежал общине одного из самых же необычных московских храмов — церкви Живоначальной Троицы на Грязех у Покровских ворот, выстроенной в редком симбиозе классицизма и неоренессанса.
Впрочем, большинство из тех, кто историей Москвы увлекается не понарошку, об этом наверняка знает. И о том особенном храме я расскажу в одной из своих ближайших историй.
На самом деле, писать о наиболее известных местах сложнее всего. Ведь необходимо не просто рассказать об этом доме, но еще и не сделать тысяча первую одинаковую статью о нем. Но я постараюсь.
Появился этот дом на Чистых Прудах в 1909 году, выстроенный за два рабочих сезона.
Средства на строительство выделили купцы Оловянишниковы — переехавшие в Москву Ярославцы, бывшие монастырские крестьяне, а ныне одни из крупнейших производителей колоколов во всей Российской Империи. А…
…Среди его создателей числится сразу несколько мастеров
Автором проекта его постройки стал архитектор Лев Людвигович Кравецкий, окончивший знаменитое Московское училище живописи, ваяния и зодчества в чине неклассного художника архитектуры, автор большого списка московских жилых домов, после революции сделавшийся одним из руководителей советского профсоюза зодчих.
Очертания и внешний вид фасадов, интерьеры и непосредственное руководство строительством легли на плечи Петра Карловича Микини — русского архитектора и инженера-строителя польского происхождения, не слишком известного, но талантливого мастера модерна.
А знаменитые изваяния «гуляющих животных невиданной красы» появились на свет и заполнили фасад удивительного дома благодаря архитектору, художнику и дизайнеру Сергею Ивановичу Вашкову. Последний называл самого себя учеником Врубеля, хоть и, как говорят, ни разу с гениальным живописцем лично не встречался. Но во многом вдохновлялся его работами и многое почерпнул, изучая их. А вот в ювелирной мастерской Карла Фаберже Сергей Вашков действительно проходил практику в 1900 году.
«Господь сжалился над нами, любителями церковного благолепия: древнее вдохновенное творчество священных предметов восстановлено новым художником С. И. Вашковым, которого имя займет в истории нашего церковного благолепия одно из почетнейших мест, быть может, наряду с Андреем Рублевым и Симоном Ушаковым»
(Митрополит Антоний Храповицкий)
Собственно, кандидатуру художника на роль оформителя дома предложили сами купцы, оплатившие постройку дома и всегда много средств жертвовавшие на сам приход. Вашков познакомился с Оловянишниковыми еще во время своей учебы в Строгановке и работал на их фабрике церковной утвари, а со временем даже занял на ней место художественного руководителя.
Кстати сказать, вдохновился на создание этих барельефов скульптор, рассматривая декор Дмитриевского собора во Владимире. Конечно, не копируя те изваяния, а по-своему переосмыслив их и взяв на вооружение. Правда, мне это животные больше напоминают барельефы на церкви Покрова Богородицы Марфо-Мариинской обители в Москве. Но тут уж, как говорится, кто с чем больше и лучше знаком.
Производством барельефов занималась художественная артель «Мурава».
Там же изготавливались и майоликовые вставки.
Говорят, кстати, что местная детвора, обитавшая в окрестных дворах в последние десятилетия советских времен, даже давала имена изображенным на стенах дома тварюшкам.
И сам этот дом иногда называют «Домом Вашкова». Хотя…
…Владельцем его являлся весь приход Троицкого храма на Покровке
Часть квартир в нем сразу же отделили под жилье нуждающихся прихожан, а оставшуюся часть сдавали внаем. Вырученные от аренды квартир деньги шли на содержание церковно-приходской школы, где дети членов общины обучались бесплатно, и на поддержание малоимущих семей прихода.
Кстати, одну из квартир новостройки выдали самому Вашкову. Так что, по сути, домом Вашкова он все-таки стал во многих смыслах. Художник прожил в этом доме до последнего своего дня в 1914-м.
Как я упоминал выше, это было начало двадцатого века, 1908–1909 годы. Многие одно- и двухэтажные дома, выстроенные здесь после Отечественной войны 1812 года, сносили и на их месте строились новые — по современным технологиям, гораздо более благоустроенные, нежели их архитектурные предшественники. С высокими потолками, просторными комнатами, с использованием долговечных железобетонных несущих конструкций и со всеми положенными эпохой коммуникациями.
Изначально дом был конструктивно проще — обычный прямоугольник в пять этажей и на два подъезда, но с шатровой кровлей, от которой сейчас, правда, не осталось и памяти. Вырос до семи этажей (а в боковых частях-башнях до восьми) дом позднее, в 1944–1945 году, трудами архитектора Бориса Львовича Топаза.
И я бы сказал, что это несомненно тот случай, когда надстройка дома ничуть не пошла ему во вред. Особенно если учесть, что приступили к ней в те годы, когда страна еще воевала с самым страшным врагом за всю свою Историю.
А вот декор дома с первого момента его существования и до сего дня выделил его из великого множества городских построек. Даже притом, что уж окрестности-то Чистых Прудов никогда не были отмечены типовой, скучной и безликой застройкой.
После революции дом национализировали…
…Квартиры превратили в коммунальные, а на первом этаже пооткрывали магазинов
При этом в некоторых квартирах до сих пор еще частично, по чуть-чуть сохранились прежние, исторические интерьеры и декор. А вот парадные подъезды и сейчас смотрятся как помещения музеев или частных домов. Впрочем, возможно, здесь нужно сказать спасибо современным жильцам и реставраторам.
Особенно меня покорили таблички с номерами квартир. И дружелюбие жильцов, которые ни слова не сказав пустили меня внутрь и даже дверь придержали, впуская. :)
Стоит, конечно, упомянуть одного из знаменитых жильцов «Дома со зверями».
Хоть на его фасаде и нет соответствующей мемориальной доски, но с конца Великой Отечественной войны и до 1954 года здесь жил Маршал авиации, трижды Герой Советского Союза, летчик-истребитель Иван Никитович Кожедуб. А кто-то говорит, что и уходил на фронт ас советской авиации из этого дома.
Снимался дом и в кино — в фильмах «Покровские ворота» и «Подкидыш».
А вот магазин на втором этаже в правой части здания появился уже в нулевых нынешнего века, когда одно из окон превратили в дверь и привесили к ней чугунную лестницу. Правда, украшенную в стилистике дома. Здесь тоже трудно судить, украсило это фасад или испортило… Хотя, на мой взгляд — украсило. Смотрится, во всяком случае, вполне гармонично и естественно, как будто так и задумывалось. Опять же, на мой скромный вкус.
А чуть меньше десяти лет назад еще и отреставрировали фасад дома и произвели ремонт коммуникаций.
* * *
Мои дорогие старые друзья и новые знакомые! Большое спасибо, что заглянули на эту страницу. Она только-только начинает зарождаться, но я уверен, что у нее есть будущее.
Буду рад каждому вашему комментарию и отклику. Давайте вместе увеличим число единомышленников, кто любит гулять по Москве, изучать историю ее улиц и обсуждать эти истории друг с другом.
И конечно, не пропустите новые истории, ведь продолжение следует!