logo
0
читателей
Тайный фотограф Москвы  Гуляю по Москве с фотоаппаратом. Исследую её Историю, разыскиваю истории городских усадеб, домов, монастырей и храмов. Люблю делиться тем, что люблю, с теми, кого люблю
О проекте Просмотр Уровни подписки Фильтры Статистика Обновления проекта Контакты Поделиться Метки
Все проекты
О проекте
Большое спасибо, что заглянули на огонек!
Меня зовут Олег. И на своей странице я предлагаю вам отправиться на прогулку по районам-кварталам, по переулкам и бульварам Лучшего города Земли. Рассмотреть в деталях архитектурные шедевры Столицы, исследовать как общеизвестные, так и неочевидные, не каждому знакомые факты, а иногда и городские легенды.
Как оказалось, история Москвы ужасно интересная штука! Особенно если изучать ее не за партой и не по учебникам, а гуляя по городу, рассматривая жемчужины архитектуры и пытаясь узнать, кто жил в этих домах, чем жили те люди, на что в этом мире повлияла их жизнь.
Как раз о этом я и пишу.
Загадки, тайны и истории монастырей и храмов, старинных дворов, городских усадеб и купеческих особняков, доходных, общественных и партикулярных домов. Архитектура, интересные памятники, парки, цветы и котики :)
Публикации, доступные бесплатно
Уровни подписки
Единоразовый платёж

Безвозмездное пожертвование. Этот взнос не предоставляет доступ к закрытому контенту, но показывает автору, что он небезразличен читателям

Помочь проекту
У проекта в настоящий момент нет открытых подписок
Фильтры
Статистика
Обновления проекта
Контакты
Поделиться
Метки
Читать: 29+ мин
logo Тайный фотограф Москвы

Гостиница «Метрополь», или Творение Льва Кекушева и Вильяма Валькота на месте гостиницы Осипа Бове

Театральный ‎пр.,‏ ‎2

Интересно, ‎есть ‎ли ‎в ‎Москве‏ ‎гостиница ‎более‏ ‎знаменитая,‏ ‎чем ‎«Метрополь»? ‎И‏ ‎есть ‎ли‏ ‎вообще ‎в ‎Москве ‎здание,‏ ‎в‏ ‎строительстве ‎и‏ ‎украшении ‎которого‏ ‎принимало ‎участие ‎больше ‎великих ‎архитекторов‏ ‎и‏ ‎художников, ‎чем‏ ‎при ‎постройке‏ ‎«Метрополя»?

Великолепный ‎отель ‎грандиозных ‎размеров, ‎на‏ ‎целых‏ ‎четыреста‏ ‎роскошных ‎номеров,‏ ‎в ‎двух‏ ‎шагах ‎от‏ ‎Китай-города‏ ‎заказал ‎устроить‏ ‎знаменитый ‎предприниматель ‎и ‎меценат ‎Савва‏ ‎Иванович ‎Мамонтов.‏ ‎Юрист‏ ‎по ‎образованию, ‎коллекционер‏ ‎произведений ‎искусства‏ ‎и ‎покровитель ‎искусств, ‎меценат‏ ‎и‏ ‎благотворитель, ‎строитель‏ ‎Северной ‎железной‏ ‎дороги ‎и ‎— ‎по ‎несправедливому‏ ‎обвинению‏ ‎в ‎злоумышленных‏ ‎растратах ‎—‏ ‎узник ‎Таганской ‎тюрьмы. ‎Полностью ‎оправданный‏ ‎судом‏ ‎по‏ ‎всем ‎пунктам,‏ ‎но ‎в‏ ‎результате ‎потерявший‏ ‎всё.

Но‏ ‎это ‎случится‏ ‎лишь ‎в ‎сентябре ‎1899 ‎года.‏ ‎А ‎в‏ ‎1898-м‏ ‎промышленник ‎был ‎еще‏ ‎полон ‎сил‏ ‎и ‎выкупил ‎у ‎наследников‏ ‎купца‏ ‎Павла ‎Ивановича‏ ‎Челышева ‎трехэтажную‏ ‎гостиницу ‎с ‎банями…

…Известную ‎среди ‎москвичей‏ ‎как‏ ‎«Челыши»

И, ‎надо‏ ‎сказать, ‎место‏ ‎было ‎знаковым, ‎с ‎Историей.

Еще ‎до‏ ‎того,‏ ‎как‏ ‎реку ‎Неглинную‏ ‎заточили ‎в‏ ‎подземный ‎коллектор,‏ ‎здесь‏ ‎находился ‎изрезанный‏ ‎оврагами, ‎подболоченный ‎пустырь. ‎В ‎какой-то‏ ‎момент, ‎еще‏ ‎до‏ ‎Отечественной ‎войны, ‎земля‏ ‎эта ‎досталась‏ ‎актеру ‎и ‎театральному ‎режиссеру‏ ‎Силе‏ ‎Сандунову — создателю ‎знаменитых‏ ‎Сандуновских ‎бань.‏ ‎Неудивительно ‎и ‎даже ‎символично, ‎что‏ ‎генерал-губернатором‏ ‎Москвы, ‎князем‏ ‎Дмитрием ‎Владимировичем‏ ‎Голицыным ‎было ‎решено ‎построить ‎на‏ ‎этом‏ ‎самом‏ ‎месте ‎«публичные‏ ‎номерные ‎бани‏ ‎и ‎ванны‏ ‎в‏ ‎лучшем ‎роде»‏ ‎и ‎«ресторацию, ‎акционные ‎залы ‎и‏ ‎другие ‎приличные‏ ‎заведения».

Однако‏ ‎руководивший ‎созданием ‎Театральной‏ ‎(а ‎тогда‏ ‎еще ‎Петровской) ‎площади ‎Осип‏ ‎Иванович‏ ‎Бове ‎долгое‏ ‎время ‎не‏ ‎мог ‎найти ‎подходящего ‎застройщика.

И ‎то‏ ‎сказать,‏ ‎местность ‎была‏ ‎очень ‎сложной‏ ‎для ‎строительства ‎— ‎даже ‎несмотря‏ ‎на‏ ‎то,‏ ‎что ‎в‏ ‎1819–1823 ‎годах‏ ‎срыли ‎земляные‏ ‎бастионы‏ ‎вокруг ‎Китайгородской‏ ‎стены, ‎а ‎грунт ‎употребили ‎для‏ ‎выравнивания ‎будущей‏ ‎площади.‏ ‎Говорят, ‎в ‎иных‏ ‎местах ‎уровень‏ ‎здесь ‎пришлось ‎поднимать ‎до‏ ‎четырех‏ ‎метров, ‎заглаживая‏ ‎бесчисленные ‎овраги‏ ‎и ‎рытвины ‎и ‎избавляясь ‎от‏ ‎мокроты‏ ‎и ‎заболоченности.

И‏ ‎вот, ‎наконец,‏ ‎в ‎1838 ‎году ‎за ‎дело‏ ‎взялся‏ ‎купец‏ ‎первой ‎гильдии,‏ ‎коммерции ‎советник‏ ‎Павел ‎Иванович‏ ‎Челышев.‏ ‎На ‎произведение‏ ‎работ ‎он ‎получил ‎беспроцентную ‎ссуду‏ ‎в ‎двести‏ ‎тысяч‏ ‎рублей ‎сроком ‎на‏ ‎пятнадцать ‎лет,‏ ‎а ‎воду ‎для ‎будущих‏ ‎бань‏ ‎ему ‎позволили‏ ‎брать ‎из‏ ‎Мытищинского ‎водопровода. ‎Однако ‎деньги ‎кончились‏ ‎быстрее,‏ ‎чем ‎была‏ ‎выполнена ‎работа,‏ ‎и ‎пришлось ‎просить ‎новую ‎ссуду.‏ ‎Ее‏ ‎выдали‏ ‎— ‎еще‏ ‎триста ‎тысяч.

Впрочем,‏ ‎все ‎равно‏ ‎строительство‏ ‎шло ‎крайне‏ ‎медленно, ‎и ‎здание ‎было ‎готово‏ ‎лишь ‎к‏ ‎1850‏ ‎году.


И ‎это ‎здание‏ ‎на ‎140‏ ‎номеров ‎с ‎банями ‎во‏ ‎дворе,‏ ‎построенное ‎по‏ ‎проекту ‎Осипа‏ ‎Ивановича ‎Бове ‎(хотя, ‎как ‎говорят,‏ ‎и‏ ‎с ‎некоторым‏ ‎отступлением ‎от‏ ‎первоначального ‎проекта), ‎у ‎наследников ‎Павла‏ ‎Челышева…

…В‏ ‎1898‏ ‎году ‎приобрел‏ ‎Савва ‎Мамонтов

Реконструкцию‏ ‎«Челышей» ‎и‏ ‎постройку‏ ‎новых ‎корпусов‏ ‎купец ‎доверил ‎совсем ‎молодому ‎архитектору‏ ‎Вильяму ‎Францевичу‏ ‎Валькоту‏ ‎— ‎одесситу ‎британского‏ ‎происхождения, ‎которому‏ ‎на ‎тот ‎момент ‎исполнилось‏ ‎всего‏ ‎двадцать ‎четыре‏ ‎года.

Правда, ‎здесь‏ ‎большинство ‎источников ‎повествует ‎по-разному. ‎Одни‏ ‎рассказывают,‏ ‎что ‎был‏ ‎объявлен ‎конкурс,‏ ‎в ‎котором ‎победили ‎проекты ‎Льва‏ ‎Николаевича‏ ‎Кекушева‏ ‎и ‎Николая‏ ‎Львовича ‎Шевякова,‏ ‎но ‎заказчик‏ ‎отдал‏ ‎предпочтение ‎Валькоту,‏ ‎занявшему ‎всего ‎лишь ‎скромное ‎четвертое‏ ‎место. ‎Другие‏ ‎пишут,‏ ‎что ‎Валькоту ‎был‏ ‎поручен ‎лишь‏ ‎фасад ‎и, ‎предположительно, ‎оформление‏ ‎Малого‏ ‎ресторанного ‎зала.‏ ‎Третьи ‎утверждают,‏ ‎что ‎Кекушев ‎и ‎Шевяков ‎приступили‏ ‎к‏ ‎постройке ‎немедленно,‏ ‎а ‎четвертые‏ ‎— ‎что ‎Лев ‎Николаевич ‎буквально‏ ‎спас‏ ‎строительство,‏ ‎включившись ‎в‏ ‎процесс ‎лишь‏ ‎в ‎начале‏ ‎двадцатого‏ ‎века, ‎предложив‏ ‎более ‎дешевый ‎проект.

Боюсь, ‎сегодня ‎полностью‏ ‎восстановить ‎хронологию‏ ‎событий‏ ‎возможно ‎лишь ‎надолго‏ ‎засев ‎в‏ ‎архивах ‎и ‎исторических ‎библиотеках.

Так‏ ‎или‏ ‎иначе, ‎в‏ ‎планах ‎Мамонтова‏ ‎было ‎создать ‎здесь…

…Настоящий ‎культурно-досуговый ‎центр

Не‏ ‎просто‏ ‎гостиницу, ‎а‏ ‎наивеликолепнейшую ‎гостиницу‏ ‎с ‎музыкальным ‎театром, ‎кинотеатрами, ‎ресторанами,‏ ‎спортивными‏ ‎залами‏ ‎и ‎художественными‏ ‎галереями.

1

Но ‎как‏ ‎раз ‎тут‏ ‎приключилась‏ ‎беда, ‎и‏ ‎Савва ‎Иванович ‎оказался ‎в ‎«Таганке».‏ ‎Все ‎средства‏ ‎пошли‏ ‎на ‎оплату ‎кредиторам.‏ ‎Как ‎при‏ ‎всем ‎при ‎этом ‎достраивался‏ ‎«Метрополь»‏ ‎— ‎для‏ ‎меня ‎загадка.

Вдобавок‏ ‎он ‎еще ‎и ‎основательно ‎пострадал‏ ‎в‏ ‎пожаре, ‎случившемся‏ ‎в ‎1901‏ ‎году, ‎когда, ‎казалось ‎бы, ‎все‏ ‎было‏ ‎почти‏ ‎готово ‎и‏ ‎уже ‎подходила‏ ‎к ‎концу‏ ‎отделка‏ ‎фасадов.

В ‎результате,‏ ‎окончательно ‎все ‎работы ‎завершились ‎в‏ ‎1905 ‎году.

А‏ ‎кроме‏ ‎упомянутых ‎выше ‎Льва‏ ‎Кекушева, ‎Вильяма‏ ‎Валькота ‎и ‎Николая ‎Шевякова‏ ‎в‏ ‎первоначальном ‎строительстве,‏ ‎в ‎перестройке‏ ‎после ‎пожара ‎и ‎в ‎оформлении‏ ‎интерьеров‏ ‎приняли ‎участие‏ ‎архитекторы ‎Рихард-Павел‏ ‎Рудольфович ‎Бернгардт, ‎Виктор ‎Александрович ‎Веснин,‏ ‎Адольф‏ ‎Эрнестович‏ ‎Эрихсон, ‎Иван‏ ‎Андреевич ‎Герман,‏ ‎Иван ‎Владиславович‏ ‎Жолтовский,‏ ‎Артур ‎Федорович‏ ‎Карст, ‎Сергей ‎Сергеевич ‎Шуцман ‎и‏ ‎даже ‎Федор‏ ‎Осипович‏ ‎Шехтель.

А ‎уникальное ‎перекрытие‏ ‎над ‎Большим‏ ‎ресторанным ‎залом ‎выполнил ‎инженер‏ ‎Владимир‏ ‎Григорьевич ‎Шухов.


Не‏ ‎менее ‎блестящ‏ ‎и…

…Список ‎художников ‎и ‎скульпторов, ‎трудившихся‏ ‎над‏ ‎оформлением

Монументальное ‎центральное‏ ‎панно ‎«Принцесса‏ ‎Греза», ‎созданное ‎в ‎1905 ‎году,‏ ‎принадлежит‏ ‎руке‏ ‎Михаила ‎Александровича‏ ‎Врубеля.

Кстати, ‎год‏ ‎назад ‎в‏ ‎своем‏ ‎Дзене ‎я‏ ‎описал ‎историю, как ‎в ‎1956 ‎году,‏ ‎разбирая ‎склады‏ ‎Большого‏ ‎театра, ‎рабочие ‎обнаружили‏ ‎гигантский ‎рулон.‏ ‎Развернуть ‎его ‎целиком ‎внутри‏ ‎помещения‏ ‎было ‎невозможно,‏ ‎и ‎рулон‏ ‎извлекли ‎на ‎улицу. ‎А ‎как‏ ‎развернули‏ ‎— ‎остолбенели.‏ ‎Затем ‎кто-то‏ ‎случайно ‎взглянул ‎через ‎дорогу, ‎на‏ ‎«Метрополь»,‏ ‎и‏ ‎обнаружившие ‎полотно‏ ‎остолбенели ‎еще‏ ‎сильнее.

Как ‎оказалось,‏ ‎полотно‏ ‎экспонировалось ‎на‏ ‎выставке, ‎но ‎демонстрация ‎отчего-то ‎обернулась‏ ‎провалом ‎—‏ ‎несмотря‏ ‎на ‎хвалебные ‎отзывы‏ ‎критиков, ‎простая‏ ‎публика ‎работу ‎раскритиковала. ‎Скандал,‏ ‎говорят,‏ ‎достиг ‎даже‏ ‎ушей ‎Николая‏ ‎Второго. ‎В ‎результате ‎Савва ‎Мамонтов‏ ‎передал‏ ‎картину ‎Большому‏ ‎театру, ‎и‏ ‎там ‎она ‎и… ‎буквально ‎провалялась‏ ‎до‏ ‎1956-го.

Зато‏ ‎теперь ‎холст‏ ‎работы ‎Врубеля‏ ‎занимает ‎достойное‏ ‎место‏ ‎в ‎Третьяковке.

Другие‏ ‎панно, ‎украшающие ‎фасады: ‎«Жажда», ‎«Поклонение‏ ‎божеству», ‎«Поклонение‏ ‎природе»,‏ ‎«Поклонение ‎старине», ‎«Жизнь»,‏ ‎«Купание ‎наяд»‏ ‎и ‎«Полдень» ‎создали ‎художники‏ ‎Александр‏ ‎Яковлевич ‎Головин‏ ‎и ‎Сергей‏ ‎Васильевич ‎Чехонин. ‎А ‎непосредственно ‎исполнил‏ ‎их‏ ‎в ‎майолике‏ ‎художник-керамист ‎Петр‏ ‎Кузьмич ‎Ваулин.

Всего ‎на ‎фасадах ‎«Метрополя»‏ ‎имеется‏ ‎23‏ ‎майоликовых ‎картины.‏ ‎Однако ‎известны‏ ‎авторы ‎только‏ ‎этих‏ ‎восьми, ‎больших.‏ ‎Кто ‎же ‎создал ‎малые ‎панно,‏ ‎доподлинно ‎неизвестно.

Вестибюли‏ ‎ресторанов‏ ‎оформили ‎скульпторы ‎Владимир‏ ‎Гладков ‎и‏ ‎Владимир ‎Козлов. ‎А ‎эскизы‏ ‎росписей‏ ‎и ‎элементов‏ ‎внутреннего ‎декора‏ ‎создали ‎Виктор ‎Михайлович ‎Васнецов, ‎Василий‏ ‎Дмитриевич‏ ‎Поленов ‎и‏ ‎Константин ‎Алексеевич‏ ‎Коровин.

Скульптурный ‎фриз ‎«Времена ‎года», ‎что‏ ‎описывает‏ ‎все‏ ‎здание, ‎исполнил‏ ‎Николай ‎Андреевич‏ ‎Андреев.

Я, ‎кстати,‏ ‎никак‏ ‎не ‎мог‏ ‎расшифровать ‎загадочную ‎надпись, ‎что ‎идет‏ ‎по ‎фасаду.

Оказалось,‏ ‎что‏ ‎изначально ‎это ‎была‏ ‎цитата ‎из‏ ‎Ницше:

«Опять ‎старая ‎история: ‎когда‏ ‎выстроишь‏ ‎дом, ‎то‏ ‎замечаешь, ‎что‏ ‎научился ‎кое-чему»

Правда, ‎ее ‎позднее ‎заменили‏ ‎на‏ ‎Ленинское

«Только ‎диктатура‏ ‎пролетариата ‎в‏ ‎состоянии ‎освободить ‎человечество ‎от ‎гнёта‏ ‎капитала»

И‏ ‎такое‏ ‎чувство, ‎что‏ ‎в ‎наше‏ ‎время ‎как‏ ‎будто‏ ‎решили ‎оба‏ ‎высказывания ‎скомпоновать, ‎устроив ‎некий ‎нечитаемый‏ ‎симбиоз-орнамент.

Хочется ‎еще‏ ‎традиционно‏ ‎перечислить ‎имена ‎тех,‏ ‎кто ‎останавливался‏ ‎в ‎«Метрополе», ‎но ‎здесь‏ ‎перечисление‏ ‎и ‎правда‏ ‎займет ‎многие‏ ‎страницы. ‎Актеры ‎и ‎актрисы, ‎поэты,‏ ‎художники‏ ‎и ‎литераторы,‏ ‎государственные ‎деятели‏ ‎и ‎дипломаты, ‎журналисты, ‎революционеры, ‎ученые‏ ‎и‏ ‎интеллигенция.

«Большой‏ ‎зал ‎ресторана‏ ‎в ‎„Метрополе“,‏ ‎поврежденный ‎октябрьской‏ ‎бомбардировкой,‏ ‎уже ‎не‏ ‎работал, ‎но ‎в ‎кабинетах ‎еще‏ ‎подавали ‎еду‏ ‎и‏ ‎вино, ‎так ‎как‏ ‎часть ‎гостиницы‏ ‎была ‎занята ‎иностранцами, ‎большею‏ ‎частью‏ ‎немцами ‎и‏ ‎теми ‎из‏ ‎отчаянных ‎дельцов, ‎кто ‎сумел ‎добыть‏ ‎себе‏ ‎иностранный ‎—‏ ‎литовский, ‎польский,‏ ‎персидский ‎— ‎паспорт. ‎В ‎кабинетах‏ ‎кутили,‏ ‎как‏ ‎во ‎Флоренции‏ ‎во ‎время‏ ‎чумы. ‎По‏ ‎знакомству,‏ ‎с ‎черного‏ ‎хода, ‎пускали ‎туда ‎и ‎коренных‏ ‎москвичей, ‎—‏ ‎преимущественно‏ ‎актеров, ‎уверенных, ‎что‏ ‎московские ‎театры‏ ‎не ‎дотянут ‎и ‎до‏ ‎конца‏ ‎сезона: ‎и‏ ‎театрам ‎и‏ ‎актерам ‎— ‎беспросветная ‎гибель. ‎Актеры‏ ‎пили,‏ ‎не ‎щадя‏ ‎живота…»
(Алексей ‎Толстой,‏ ‎«Хождение ‎по ‎мукам»)

В ‎разные ‎годы‏ ‎здесь‏ ‎располагались‏ ‎кинотеатр ‎«Модерн»,‏ ‎литературное ‎кафе‏ ‎имажинистов ‎(русских‏ ‎поэтов‏ ‎Серебряного ‎века)‏ ‎под ‎названием ‎«Калоша», ‎издательство ‎«Скорпион»,‏ ‎редакция ‎альманаха‏ ‎«Северные‏ ‎цветы» ‎и ‎журнала‏ ‎«Весы».

А ‎с‏ ‎1918 ‎года…

…Разместился ‎2-й ‎Дом‏ ‎Советов

Одно‏ ‎из ‎тех‏ ‎самых ‎мест,‏ ‎которые ‎новые ‎власти ‎решили ‎создать‏ ‎использовать‏ ‎для ‎размещения‏ ‎деятелей ‎революции,‏ ‎массово ‎переезжающих ‎из ‎Петрограда ‎в‏ ‎Москву.

А‏ ‎в‏ ‎1929 ‎году‏ ‎«Метрополь» ‎снова‏ ‎превратился ‎в‏ ‎отель.‏ ‎Правда, ‎под‏ ‎вывеской ‎«Интурист».

«Метрополь» ‎с ‎самого ‎начала‏ ‎советской ‎революции‏ ‎был‏ ‎захвачен ‎под ‎советские‏ ‎учреждения ‎и‏ ‎под ‎жилища ‎для ‎ответственных‏ ‎работников,‏ ‎но ‎было‏ ‎решено, ‎что‏ ‎выгоднее ‎перевести ‎их ‎в ‎другие‏ ‎места,‏ ‎а ‎это‏ ‎здание ‎вновь‏ ‎превратить ‎в ‎гостиницу. ‎Выселять, ‎однако,‏ ‎всех‏ ‎сразу‏ ‎в ‎перегруженную‏ ‎Москву ‎было‏ ‎не ‎так‏ ‎легко,‏ ‎и ‎потому‏ ‎сейчас ‎очистили ‎и ‎вновь ‎отделали‏ ‎под ‎гостиницу‏ ‎один‏ ‎этаж… ‎Наш ‎номер‏ ‎выходил ‎прямо‏ ‎на ‎Свердловскую ‎площадь. ‎Вид‏ ‎из‏ ‎окон ‎восхитительный.‏ ‎Сам ‎номер‏ ‎безукоризненно ‎чист, ‎довольно ‎просторен ‎и‏ ‎с‏ ‎необычайно ‎высокими‏ ‎потолками. ‎Кровати‏ ‎— ‎в ‎углублении ‎и ‎отделены‏ ‎плюшевой‏ ‎занавесью‏ ‎почти ‎до‏ ‎потолка. ‎Но‏ ‎ванны ‎нет‏ ‎и‏ ‎вода ‎в‏ ‎кувшинах. ‎Я ‎заказал ‎кофе, ‎который‏ ‎принесли ‎в‏ ‎стаканах‏ ‎с ‎подстаканниками».
Из ‎«Дневников»‏ ‎музыканта, ‎дирижера‏ ‎и ‎композитора ‎Сергея ‎Прокофьева

В‏ ‎1951‏ ‎году ‎здесь‏ ‎давали ‎обед‏ ‎в ‎честь ‎Мао ‎Дзедуна. ‎Присутствовал‏ ‎даже‏ ‎лично ‎товарищ‏ ‎Сталин. ‎А‏ ‎в ‎60-х ‎торжественно ‎принимали ‎Джона‏ ‎Кеннеди.

С‏ ‎1986‏ ‎по ‎1991‏ ‎год ‎«Метрополь»‏ ‎был ‎закрыт‏ ‎на‏ ‎реставрацию…, ‎а‏ ‎если ‎честно, ‎то ‎реконструкцию. ‎Многое‏ ‎было ‎заменено‏ ‎и‏ ‎«исправлено». ‎Впрочем, ‎были‏ ‎и ‎плюсы.‏ ‎Отреставрировали ‎уникальные ‎панно ‎на‏ ‎фасадах‏ ‎и ‎расчистили‏ ‎живописные ‎потолки,‏ ‎убрав ‎местами ‎до ‎семи ‎слоев‏ ‎краски.‏ ‎В ‎результате‏ ‎отелю ‎присвоили‏ ‎пятизвездочный ‎статус.

А ‎в ‎2010-х ‎отреставрировали‏ ‎снова,‏ ‎возродив‏ ‎исторические ‎интерьеры‏ ‎залов, ‎ресторанов‏ ‎и ‎номеров.

* * *

Мои‏ ‎дорогие‏ ‎старые ‎друзья‏ ‎и ‎новые ‎знакомые! ‎Большое ‎спасибо,‏ ‎что ‎заглянули‏ ‎на‏ ‎эту ‎страницу.

Буду ‎рад‏ ‎каждому ‎вашему‏ ‎комментарию ‎и ‎отклику. ‎А‏ ‎ваши‏ ‎подписки ‎и‏ ‎любой, ‎даже‏ ‎самый, ‎казалось ‎бы, ‎незначительный ‎взнос‏ ‎послужат‏ ‎активному ‎и‏ ‎деятельному ‎развитию‏ ‎проекта. ‎Давайте ‎вместе ‎увеличим ‎число‏ ‎единомышленников,‏ ‎кто‏ ‎любит ‎гулять‏ ‎по ‎Москве,‏ ‎изучать ‎историю‏ ‎ее‏ ‎улиц ‎и‏ ‎обсуждать ‎эти ‎истории ‎друг ‎с‏ ‎другом.

И ‎конечно,‏ ‎не‏ ‎пропустите ‎новые ‎истории,‏ ‎ведь ‎продолжение‏ ‎следует!



Обновления проекта

Статистика

Фильтры

Подарить подписку

Будет создан код, который позволит адресату получить бесплатный для него доступ на определённый уровень подписки.

Оплата за этого пользователя будет списываться с вашей карты вплоть до отмены подписки. Код может быть показан на экране или отправлен по почте вместе с инструкцией.

Будет создан код, который позволит адресату получить сумму на баланс.

Разово будет списана указанная сумма и зачислена на баланс пользователя, воспользовавшегося данным промокодом.

Добавить карту
0/2048