logo
0
читателей
Арабески  Блог на разные темы, которые близки автору
О проекте Просмотр Уровни подписки Фильтры Статистика Обновления проекта Поделиться Метки
Все проекты
О проекте
Блог содержит размышления, заметки и художественные образы на разные темы, которые заинтересовали странствующий ум автора.
Публикации, доступные бесплатно
Уровни подписки
Единоразовый платёж

Безвозмездное пожертвование без возможности возврата. Этот взнос не предоставляет доступ к закрытому контенту.

Помочь проекту
У проекта в настоящий момент нет открытых подписок
Фильтры
Статистика
Обновления проекта
Контакты
Поделиться
Читать: 1+ мин
logo Арабески

Архитектура


Читать: 1+ мин
logo Арабески

Архитектура


Читать: 1+ мин
logo Арабески

Архитектура


Читать: 1+ мин
logo Арабески

Архитектура


Читать: 1+ мин
logo Арабески

Интерьеры


Читать: 1+ мин
logo Арабески

Архитектура


Читать: 1+ мин
logo Арабески

Фото дня


Читать: 1+ мин
logo Арабески

Фото дня


Читать: 1+ мин
logo Арабески

Фото дня


Читать: 1+ мин
logo Арабески

Есть еще порох в пороховницах


Читать: 1+ мин
logo Арабески

Русский стиль


Читать: 1+ мин
logo Арабески

Фото дня


Читать: 18+ мин
logo Тайный фотограф Москвы

Сказочные теремки Щукинского музея русских древностей и Музея биологии имени Тимирязева

Малая ‎Грузинская‏ ‎ул., ‎15

Нынешний ‎мой ‎архитектурный ‎герой‏ ‎расположен ‎на‏ ‎Малой‏ ‎Грузинской ‎улице, ‎по‏ ‎соседству ‎с‏ ‎католическим ‎собором ‎Непорочного ‎зачатия‏ ‎и‏ ‎неподалеку ‎от‏ ‎грузинской ‎церкви‏ ‎Георгия ‎Победоносца.

Сегодня ‎он ‎известен ‎как‏ ‎Биологический‏ ‎музей ‎имени‏ ‎Тимирязева. ‎Построен‏ ‎же ‎этот ‎усадебный ‎комплекс ‎в‏ ‎русском‏ ‎стиле,‏ ‎который ‎по‏ ‎невежеству ‎или‏ ‎по ‎гадкой,‏ ‎привитой‏ ‎кем-то ‎привычке‏ ‎называют ‎«псевдорусским», ‎был ‎в ‎промежутке‏ ‎между ‎1892‏ ‎и‏ ‎1905 ‎годами ‎и…

…Принадлежал‏ ‎Петру ‎Ивановичу‏ ‎Щукину

Их ‎было ‎одиннадцать ‎детей‏ ‎—‏ ‎четыре ‎сестры‏ ‎и ‎семеро‏ ‎братьев. ‎По ‎некоторым ‎свидетельствам, ‎именно‏ ‎Петр‏ ‎Иванович ‎первым‏ ‎из ‎Щукиных‏ ‎переселился ‎в ‎Москву ‎из ‎родной‏ ‎Калужской‏ ‎области.‏ ‎Но ‎перед‏ ‎этим ‎отучился‏ ‎в ‎Петербурге,‏ ‎а‏ ‎затем ‎в‏ ‎Берлинском ‎практическом ‎торговом ‎училище. ‎А‏ ‎заодно ‎успел‏ ‎поработать‏ ‎в ‎Германии ‎и‏ ‎Франции, ‎получив‏ ‎неплохую ‎практику ‎по ‎ткацкому‏ ‎делу.

И,‏ ‎вернувшись ‎в‏ ‎Россию ‎летом‏ ‎1878 ‎года, ‎обосновался ‎в ‎Москве.

Еще‏ ‎живя‏ ‎во ‎Франции,‏ ‎в ‎Лионе,‏ ‎он ‎увлекся ‎коллекционированием ‎книг ‎и‏ ‎портретов‏ ‎местных‏ ‎знаменитостей. ‎А‏ ‎в ‎России‏ ‎распространил ‎страсть‏ ‎к‏ ‎собирательству ‎на‏ ‎персидские ‎ковры ‎и ‎произведения ‎индийских,‏ ‎китайских ‎и‏ ‎японских‏ ‎мастеров ‎— ‎как‏ ‎говорят, ‎сказалась‏ ‎профессиональная ‎черта, ‎торговля ‎дорогими‏ ‎и‏ ‎редкими ‎тканями.‏ ‎А ‎затем‏ ‎перешел ‎на ‎коллекционирование ‎старинных ‎русских‏ ‎вещей.

Так‏ ‎к ‎началу‏ ‎двадцатого ‎века‏ ‎и ‎появился ‎основанный ‎им ‎в‏ ‎Москве‏ ‎Музей‏ ‎российских ‎древностей.

Да‏ ‎и ‎братья‏ ‎от ‎него‏ ‎не‏ ‎отставали. ‎Сергей‏ ‎Иванович ‎собирал ‎картины ‎французских ‎импрессионистов,‏ ‎Дмитрий ‎Иванович‏ ‎—‏ ‎творения ‎старой ‎европейской‏ ‎школы ‎живописи,‏ ‎а ‎Иван ‎Иванович ‎сконцентрировался‏ ‎на‏ ‎испанских ‎художниках.

С‏ ‎годами ‎его‏ ‎коллекция ‎разрасталась, ‎и ‎в ‎1891‏ ‎году‏ ‎купец…

…Продал ‎свой‏ ‎дом ‎на‏ ‎Пречистенке ‎и ‎переселился ‎в ‎Грузинскую‏ ‎слободу

Первую‏ ‎постройку‏ ‎нового ‎комплекса,‏ ‎похожую ‎на‏ ‎древнерусский ‎терем,‏ ‎здесь‏ ‎поставили ‎уже‏ ‎в ‎1892 ‎году ‎по ‎проекту‏ ‎Бориса ‎(или‏ ‎Бернарда)‏ ‎Викторовича ‎Фрейденберга. Сегодня ‎это‏ ‎дом ‎№‏ ‎15, ‎строение ‎2, ‎известный‏ ‎как‏ ‎«Старый ‎музей»‏ ‎или ‎«Скрыня»‏ ‎(шкатулка, ‎ларец) ‎— ‎собственно ‎дом‏ ‎Петра‏ ‎Ивановича ‎Щукина.

В‏ ‎истинном ‎духе‏ ‎старинного ‎ярославского ‎зодчества, ‎с ‎шатровым‏ ‎ступенчатым‏ ‎крыльцом,‏ ‎балкончиком ‎в‏ ‎духе ‎Романовских‏ ‎палат ‎на‏ ‎Варварке,‏ ‎с ‎«алмазной»‏ ‎рустовкой ‎первого ‎этажа

и ‎очаровательным ‎единорогом‏ ‎в ‎медальоне‏ ‎над‏ ‎крыльцом.

Здесь ‎купец ‎поселился‏ ‎и ‎сам‏ ‎вместе ‎с ‎семьей, ‎здесь‏ ‎же‏ ‎разместил ‎и‏ ‎свою ‎богатейшую‏ ‎коллекцию.

Но ‎коллекция ‎неудержимо ‎продолжала ‎расти,‏ ‎и‏ ‎спустя ‎несколько‏ ‎лет ‎потребовалось‏ ‎дополнительное ‎здание ‎для ‎ее ‎размещения.‏ ‎Его‏ ‎строительством‏ ‎в ‎1896–1898‏ ‎годах ‎занимался‏ ‎уже ‎другой‏ ‎зодчий,‏ ‎Адольф ‎Эрнестович‏ ‎Эрихсон, которому ‎помогал ‎архитектор ‎Василий ‎Николаевич‏ ‎Башкиров.

Новое ‎здание‏ ‎оформили‏ ‎и ‎украсили ‎в‏ ‎том ‎же‏ ‎стиле, ‎что ‎и ‎первое,‏ ‎и‏ ‎соединили ‎с‏ ‎первым ‎при‏ ‎помощи ‎подземного ‎туннеля. ‎И ‎хотя‏ ‎новый‏ ‎дом ‎был‏ ‎весьма ‎просторен,‏ ‎даже ‎по ‎стенам ‎того ‎перехода‏ ‎размещались‏ ‎многочисленные‏ ‎экспонаты.

Одновременно ‎со‏ ‎строительством ‎дома,‏ ‎Эрихсон ‎и‏ ‎Башкиров‏ ‎отделили ‎усадебную‏ ‎территорию ‎от ‎улицы ‎оградой ‎с‏ ‎парадными ‎воротами.


А‏ ‎в‏ ‎1905-м ‎построили ‎заключительную‏ ‎часть ‎ансамбля‏ ‎— ‎музейное ‎хранилище ‎и‏ ‎архив‏ ‎(дом ‎№‏ ‎15, ‎стр.‏ ‎3). ‎Его ‎автором ‎сделался ‎Федор‏ ‎Никитич‏ ‎Кольбе.

И ‎в‏ ‎том ‎же‏ ‎самом ‎1905 ‎году ‎Петр ‎Иванович‏ ‎Щукин‏ ‎пожертвовал‏ ‎свою ‎коллекцию‏ ‎(более ‎трехсот‏ ‎тысяч ‎экспонатов!)‏ ‎вместе‏ ‎с ‎архитектурным‏ ‎ансамблем ‎Историческому ‎музею. ‎Сам ‎же‏ ‎остался ‎его‏ ‎попечителем‏ ‎и ‎хранителем, ‎продолжая‏ ‎пополнять ‎экспозиции‏ ‎новыми ‎раритетами.

В ‎1912 ‎году‏ ‎Петр‏ ‎Иванович ‎на‏ ‎шестидесятом ‎году‏ ‎жизни ‎скончался ‎от ‎гнойного ‎аппендицита‏ ‎и‏ ‎был ‎похоронен‏ ‎в ‎Покровском‏ ‎монастыре. ‎Позднее ‎музей ‎на ‎Малой‏ ‎Дмитровке‏ ‎упразднили,‏ ‎а…

…Богатейшие ‎собрания‏ ‎перевезли ‎в‏ ‎здание ‎Исторического‏ ‎музея

В‏ ‎усадьбе ‎расположился‏ ‎Музей ‎Старой ‎Москвы, ‎затем ‎Областной‏ ‎музей ‎Московского‏ ‎края,‏ ‎а ‎с ‎1934‏ ‎года ‎—‏ ‎Тимирязевский ‎Биологический ‎музей.

Впрочем, ‎успели‏ ‎сказочные‏ ‎русские ‎теремки‏ ‎побывать ‎и‏ ‎студенческими ‎общагами, ‎хоть, ‎к ‎счастью,‏ ‎и‏ ‎недолго.

Хотя, ‎жили‏ ‎здесь ‎разные‏ ‎люди ‎как ‎до ‎революции, ‎так‏ ‎и‏ ‎после.‏ ‎Например, ‎с‏ ‎конца ‎1890-х‏ ‎до ‎начала‏ ‎нулевых‏ ‎двадцатого ‎века‏ ‎здесь ‎снимала ‎квартиру ‎известная ‎своим‏ ‎контральто ‎исполнительница‏ ‎цыганских‏ ‎романсов ‎Варвара ‎Васильевна‏ ‎Панина, ‎а‏ ‎в ‎1910-1920-х ‎годах ‎—‏ ‎племянник‏ ‎поэта ‎Николая‏ ‎Некрасова, ‎депутат‏ ‎Государственной ‎думы ‎Первого ‎созыва, ‎книгоиздатель‏ ‎Константин‏ ‎Федорович ‎Некрасов с‏ ‎сыном ‎Николаем‏ ‎Константиновичем, ‎писателем ‎и ‎некрасоведом. ‎В‏ ‎сороковых‏ ‎годах‏ ‎здесь ‎жил‏ ‎историк, ‎археолог‏ ‎и ‎этнограф‏ ‎Сергей‏ ‎Павлович ‎Толстов.

А‏ ‎в ‎музее ‎во ‎время ‎его‏ ‎существования ‎работали‏ ‎москвовед,‏ ‎архитектор ‎и ‎реставратор‏ ‎Илья ‎Евграфович‏ ‎Бондаренко ‎и ‎живописец ‎Аполлинарий‏ ‎Михайлович‏ ‎Васнецов. ‎А‏ ‎Валентин ‎Серов‏ ‎и ‎Василий ‎Суриков ‎трудились ‎здесь‏ ‎над‏ ‎своими ‎произведениями.

Да‏ ‎и ‎многие‏ ‎другие ‎художники ‎приезжали ‎сюда, ‎чтобы‏ ‎зарисовать‏ ‎с‏ ‎натуры ‎старинные‏ ‎предметы. ‎И‏ ‎говорят, ‎что‏ ‎многие‏ ‎произведения, ‎бывшие‏ ‎когда-то ‎экспонатами ‎Щукинского ‎музея, ‎сегодня‏ ‎можно ‎увидеть‏ ‎только‏ ‎лишь ‎на ‎их‏ ‎полотнах.

* * *

Мои ‎дорогие‏ ‎старые ‎друзья ‎и ‎новые‏ ‎знакомые!‏ ‎Большое ‎спасибо,‏ ‎что ‎заглянули‏ ‎на ‎эту ‎страницу. ‎Она ‎только-только‏ ‎начинает‏ ‎зарождаться, ‎но‏ ‎я ‎уверен,‏ ‎что ‎у ‎нее ‎есть ‎будущее.

Буду‏ ‎рад‏ ‎каждому‏ ‎вашему ‎комментарию‏ ‎и ‎отклику.‏ ‎Давайте ‎вместе‏ ‎увеличим‏ ‎число ‎единомышленников,‏ ‎кто ‎любит ‎гулять ‎по ‎Москве,‏ ‎изучать ‎историю‏ ‎ее‏ ‎улиц ‎и ‎обсуждать‏ ‎эти ‎истории‏ ‎друг ‎с ‎другом.

И ‎конечно,‏ ‎не‏ ‎пропустите ‎новые‏ ‎истории, ‎ведь‏ ‎продолжение ‎следует!

Читать: 29+ мин
r
logo
rovkin/Николай Ворончихин

Бём Е. Азбука. 5 вып. Париж, 1913-1914


Поставщик ‎Двора‏ ‎Его ‎Императорского ‎Величества ‎И.С. ‎Лапин,‏ ‎художник ‎–‏ ‎издатель.‏ ‎Париж, ‎1913-1914. ‎5‏ ‎вып. ‎(планировалось).‏ ‎Тираж ‎1000 ‎экз. ‎При‏ ‎жизни‏ ‎Елизаветы ‎Бем‏ ‎вышло ‎только‏ ‎три ‎выпуска. ‎Планировалось ‎выпустить ‎5‏ ‎выпусков‏ ‎по ‎6‏ ‎букв ‎в‏ ‎каждом, ‎вышло ‎всего ‎4 ‎выпуска‏ ‎(24‏ ‎буквы).‏ ‎Позднее ‎в‏ ‎1920-е ‎годы‏ ‎«Азбука» ‎переиздавалась‏ ‎в‏ ‎Праге, ‎серией‏ ‎из ‎30 ‎открыток ‎для ‎детей‏ ‎иммигрантов. ‎Каждую‏ ‎из‏ ‎хромолитографий ‎сопровождает ‎искусственно-вычурный‏ ‎и ‎помпезный‏ ‎текст. ‎


Выпуски ‎в ‎мягких‏ ‎издательских‏ ‎обложках. ‎38,8х29,8‏ ‎см. ‎На‏ ‎первой ‎обложке ‎– ‎Св. ‎Пророк‏ ‎Наум,‏ ‎по ‎преданию,‏ ‎патрон ‎науки,‏ ‎как ‎и ‎гласит ‎русская ‎пословица‏ ‎:‏ ‎"Пророк‏ ‎Наум, ‎наставь‏ ‎на ‎ум!".‏ ‎Детей ‎начинали‏ ‎обучать‏ ‎грамоте ‎1-го‏ ‎декабря, ‎в ‎день ‎Св. ‎Пр.‏ ‎Наума! ‎Текст‏ ‎составлен‏ ‎Е. ‎Бём, ‎профессором‏ ‎Ф. ‎Батюшковым‏ ‎и ‎Опочининым. ‎Рисунки ‎наклеены‏ ‎на‏ ‎толстую ‎бумагу‏ ‎Верже ‎специального‏ ‎изготовления. ‎Цена ‎всей ‎азбуки ‎–‏ ‎30‏ ‎рублей, ‎одного‏ ‎выпуска ‎–‏ ‎6 ‎рублей! ‎Сто ‎роскошных ‎номерованных‏ ‎экземпляров,‏ ‎особенно‏ ‎тщательно ‎исполненным,‏ ‎с ‎автографом‏ ‎Елизаветы ‎Бём.‏ ‎Его‏ ‎цена ‎по‏ ‎подписке ‎– ‎50 ‎рублей. ‎Половина‏ ‎тиража ‎вышла‏ ‎в‏ ‎издательском ‎коленкоровом ‎переплёте‏ ‎с ‎двумя‏ ‎металлическими ‎под ‎старое ‎серебро‏ ‎застёжками‏ ‎и ‎пряжками.

Создавать‏ ‎давно ‎задуманную‏ ‎азбуку ‎Е.М. ‎Бём ‎начала ‎в‏ ‎1911‏ ‎году, ‎заключив‏ ‎договор ‎с‏ ‎издателем ‎И.С. ‎Лапиным. ‎Произведение ‎было‏ ‎задумано‏ ‎не‏ ‎для ‎обучения‏ ‎грамоте, ‎а‏ ‎скорее ‎как‏ ‎история‏ ‎в ‎картинках.‏ ‎Используя ‎композицию ‎иллюстрированной ‎азбуки, ‎художница‏ ‎Елизавета ‎Бём,‏ ‎попыталась‏ ‎создать ‎оригинальный ‎альбом‏ ‎в ‎сказочном‏ ‎стиле. ‎Образцом ‎для ‎азбуки‏ ‎послужили‏ ‎"Буквицы" ‎времён‏ ‎царя ‎Алексея‏ ‎Михайловича. ‎Это ‎дало ‎мысль ‎применить‏ ‎и‏ ‎подобрать ‎рисунки‏ ‎на ‎каждую‏ ‎из ‎букв, ‎придерживаясь ‎по ‎возможности,‏ ‎духа‏ ‎того‏ ‎времени ‎или‏ ‎сказочного ‎или‏ ‎народного. ‎Для‏ ‎заставок‏ ‎подобраны ‎сибирские‏ ‎камни, ‎тоже ‎на ‎всякую ‎букву.‏ ‎Монеты ‎взяты‏ ‎из‏ ‎разных ‎времён, ‎начиная‏ ‎с ‎червонца‏ ‎Царя ‎Михаила ‎Феодоровича, ‎рубля‏ ‎и‏ ‎четвертака ‎Царя‏ ‎Алексея ‎Михайловича,‏ ‎полушки ‎Анны ‎Иоанновны, ‎гривны ‎Екатерины‏ ‎I‏ ‎и ‎знаменитого‏ ‎пятака ‎Екатерины‏ ‎II. ‎"Азбуку ‎ведати ‎- ‎глаголеть‏ ‎добро‏ ‎есть!"

Библиографические‏ ‎источники:

1. От ‎азбуки‏ ‎Ивана ‎Фёдорова‏ ‎до ‎современного‏ ‎букваря.‏ ‎Москва, ‎1974,‏ ‎с.с. ‎166-167.

2. Чапкина-Руга ‎С.А. ‎Русский ‎стиль‏ ‎Елизаветы ‎Бём.‏ ‎Москва,‏ ‎2007.

РАЗНООБРАЗНЫЕ ‎И ‎НЕОБЫЧАЙНО‏ ‎КРАСИВЫЕ ‎РУКОПИСНЫЕ‏ ‎БУКВЫ ‎ИЗ ‎«БУКВИЦЫ» ‎ВРЕМЕН‏ ‎ЦАРЯ‏ ‎АЛЕКСЕЯ ‎МИХАЙЛОВИЧА‏ ‎ПОСЛУЖИЛИ ‎ПОВОДОМ‏ ‎К ‎СОСТАВЛЕНИЮ ‎НАСТОЯЩЕЙ ‎«АЗБУКИ». ‎ЭТО‏ ‎ДАЛО‏ ‎МЫСЛЬ ‎ПРИМЕНИТЬ‏ ‎И ‎ПОДОБРАТЬ‏ ‎РИСУНКИ ‎НА ‎КАЖДУЮ ‎ИЗ ‎БУКВ,‏ ‎ПРИДЕРЖИВАЯСЬ,‏ ‎ПО‏ ‎ВОЗМОЖНОСТИ, ‎ДУХА‏ ‎ТОГО ‎ВРЕМЕНИ,‏ ‎ИЛИ ‎СКАЗОЧНОГО,‏ ‎ИЛИ‏ ‎НАРОДНОГО.


ВАШ ‎КАРАНДАШ—МОЯ‏ ‎ОБИДА.

ЗАЧЕМ ‎НЕ ‎МНЕ ‎ОН ‎БОГОМ‏ ‎ДАН?

Я ‎НЕ‏ ‎ПОКАЗЫВАЮ‏ ‎ВИДА,

НО ‎В ‎СЕРДЦЕ‏ ‎ЦЕЛЫЙ ‎УРАГАН!

ПОЭТ‏ ‎АПОЛЛОН ‎МАЙНОВ ‎- ‎ЕЛИЗАВЕТЕ‏ ‎БЁМ.‏ ‎1896

К ‎числу‏ ‎почитателей ‎таланта‏ ‎Е. ‎Поленовой ‎принадлежала ‎и ‎Е.‏ ‎Бём.‏ ‎Имена ‎этих‏ ‎художниц ‎часто‏ ‎ставились ‎рядом, ‎В. ‎Стасов ‎однажды‏ ‎назвал‏ ‎их‏ ‎«родными ‎сестрицами‏ ‎и ‎товарками».‏ ‎Однако ‎различия‏ ‎в‏ ‎их ‎творческих‏ ‎методах ‎гораздо ‎очевиднее, ‎чем ‎внешнее‏ ‎тематическое ‎сходство.‏ ‎Бём‏ ‎была ‎графиком ‎более‏ ‎плодовитым, ‎чем‏ ‎Поленова, ‎но ‎и ‎несравненно‏ ‎более‏ ‎поверхностным ‎и‏ ‎однообразным. ‎Даже‏ ‎Стасов, ‎друживший ‎с ‎художницей ‎и‏ ‎всячески‏ ‎превозносивший ‎ее‏ ‎работы ‎в‏ ‎печати, ‎в ‎письме ‎к ‎Е.‏ ‎Поленовой‏ ‎признавался:‏ ‎«...я ‎никогда‏ ‎ровно ‎ничего‏ ‎не ‎требую‏ ‎и‏ ‎не ‎смею‏ ‎взыскивать ‎с ‎Е. ‎Бём, ‎хотя‏ ‎нахожу ‎совершенно‏ ‎фальшивой‏ ‎ее ‎систему ‎все‏ ‎на ‎свете‏ ‎изображать ‎вечно ‎только ‎посредством‏ ‎маленьких‏ ‎детей! ‎По-моему,‏ ‎это ‎очень‏ ‎худо ‎и ‎даже ‎нелепо, ‎но‏ ‎если‏ ‎ее ‎натура,‏ ‎вкус ‎и‏ ‎талант ‎того ‎требуют, ‎— ‎я‏ ‎с‏ ‎охотой‏ ‎и ‎почтением‏ ‎преклоняюсь ‎и‏ ‎с ‎любовью‏ ‎слежу‏ ‎за ‎ее‏ ‎грациозными ‎и ‎талантливыми ‎творениями».

Мир ‎детей‏ ‎был ‎главной,‏ ‎если‏ ‎не ‎единственной ‎темой‏ ‎произведений ‎одаренной‏ ‎рисовальщицы. ‎По ‎свидетельству ‎С.‏ ‎Лаврентьевой,‏ ‎приятельницы ‎и‏ ‎первого ‎биографа‏ ‎Бём, ‎художница ‎основательно ‎готовилась ‎к‏ ‎летним‏ ‎поездкам ‎в‏ ‎свое ‎родовое‏ ‎имение, ‎закупая ‎множество ‎подарков ‎для‏ ‎крестьянских‏ ‎детей.‏ ‎В ‎деревне‏ ‎«...барыня, ‎одарив‏ ‎всех, ‎принималась‏ ‎за‏ ‎срисовывание ‎своих‏ ‎маленьких ‎друзей, ‎во ‎всех ‎видах‏ ‎и ‎положениях,‏ ‎чего‏ ‎они ‎не ‎избегали,‏ ‎но ‎охотно‏ ‎позировали...». ‎Эти ‎наброски ‎служили‏ ‎потом‏ ‎основой ‎для‏ ‎бесчисленных ‎акварелей,‏ ‎литографий, ‎книжных ‎иллюстраций, ‎открыток. ‎Специфика‏ ‎подхода‏ ‎художницы ‎к‏ ‎русской ‎теме‏ ‎особенно ‎наглядно ‎проявилась ‎в ‎«Азбуке»,‏ ‎предназначавшейся‏ ‎не‏ ‎для ‎обучения‏ ‎грамоте, ‎а‏ ‎для ‎знакомства‏ ‎с‏ ‎бытом, ‎материальной‏ ‎культурой, ‎эстетикой ‎допетровской ‎Руси. ‎На‏ ‎страницах ‎этой‏ ‎книги‏ ‎дети, ‎одетые ‎в‏ ‎старинные ‎костюмы,‏ ‎наглядно ‎демонстрируют ‎смысл ‎непонятных‏ ‎слов,‏ ‎их ‎фигуры‏ ‎включаются ‎в‏ ‎единую ‎композицию ‎с ‎образцами ‎архаичной‏ ‎каллиграфии,‏ ‎с ‎изображениями‏ ‎предметов ‎утвари,‏ ‎животных.

Акварели ‎Бём ‎остроумно ‎скомпонованы, ‎красивы‏ ‎по‏ ‎цвету,‏ ‎импонируют ‎разнообразием‏ ‎и ‎тонкостью‏ ‎тональных ‎переходов.‏ ‎И‏ ‎в ‎то‏ ‎же ‎время ‎искушенного ‎зрителя ‎не‏ ‎покидает ‎ощущение,‏ ‎что‏ ‎в ‎рисунки ‎«переложено‏ ‎сахара». ‎Стилистику,‏ ‎в ‎которой ‎работала ‎художница,‏ ‎часто‏ ‎называют ‎сентиментальным‏ ‎реализмом. ‎Поверхностный‏ ‎взгляд ‎«доброй ‎барыни» ‎фиксировал ‎лишь‏ ‎внешние‏ ‎черты ‎маленьких‏ ‎натурщиков, ‎расчетливо‏ ‎отбирал ‎лишь ‎те ‎детали, ‎которые‏ ‎способны‏ ‎вызвать‏ ‎у ‎чувствительного‏ ‎зрителя ‎слезу‏ ‎умиления. ‎Тема‏ ‎русской‏ ‎старины ‎чаще‏ ‎всего ‎сводилась ‎к ‎игривому ‎маскараду,‏ ‎к ‎переодеванию‏ ‎современных‏ ‎крестьянских ‎ребят ‎в‏ ‎наряды ‎других‏ ‎эпох.

Еще ‎проще ‎решалась ‎сложнейшая‏ ‎проблема‏ ‎пластической ‎передачи‏ ‎особенностей ‎детской‏ ‎психологии. ‎Та ‎простодушно-восторженная ‎характеристика ‎творчества‏ ‎Бём,‏ ‎с ‎которой‏ ‎начинает ‎свой‏ ‎очерк ‎С. ‎Лаврентьева, ‎очень ‎точно‏ ‎описывает‏ ‎не‏ ‎только ‎типичный‏ ‎для ‎художницы‏ ‎круг ‎образов,‏ ‎но‏ ‎и ‎тот‏ ‎эмоциональный ‎эффект, ‎на ‎который ‎было‏ ‎рассчитано ‎большинство‏ ‎ее‏ ‎произведений: ‎«Кто ‎из‏ ‎нас ‎не‏ ‎знаком ‎с ‎вышедшими ‎из-под‏ ‎ее‏ ‎кисти ‎детишками,‏ ‎чисто-русского ‎типа,‏ ‎с ‎их ‎розовыми ‎личиками, ‎русыми‏ ‎кудряшками,‏ ‎наивными ‎глазками‏ ‎и ‎широко‏ ‎улыбающимися ‎или ‎слегка ‎надутыми ‎губками?‏ ‎Кто,‏ ‎встретив‏ ‎этих ‎детишек,‏ ‎не ‎залюбуется,‏ ‎а ‎часто‏ ‎и‏ ‎приветливо ‎улыбнется‏ ‎этим ‎крошкам ‎то ‎в ‎расшитых‏ ‎золотом ‎боярских‏ ‎кафтанах,‏ ‎то ‎в ‎рваных‏ ‎зипунишках ‎и‏ ‎простых ‎рубашонках, ‎то ‎в‏ ‎виде‏ ‎ангелочков, ‎осененных‏ ‎грациозно ‎сложенными‏ ‎крыльями?» ‎Сценки ‎из ‎жизни ‎сусальных,‏ ‎ангелоподобных‏ ‎«крохотных ‎людей»‏ ‎пользовались ‎огромным‏ ‎спросом. ‎Возможно, ‎именно ‎громкий ‎успех‏ ‎у‏ ‎невзыскательной‏ ‎публики ‎провоцировал‏ ‎Бём ‎на‏ ‎бесконечные ‎самоповторы,‏ ‎мешал‏ ‎ей ‎критически‏ ‎взглянуть ‎на ‎свои ‎работы ‎и‏ ‎в ‎конечном‏ ‎счете‏ ‎поставил ‎все ‎ее‏ ‎творчество ‎на‏ ‎зыбкую ‎грань ‎между ‎искусством‏ ‎и‏ ‎откровенным ‎кичем.‏ ‎Это ‎тем‏ ‎более ‎обидно, ‎если ‎учесть, ‎что‏ ‎речь‏ ‎идет ‎о‏ ‎художнице ‎высокоодаренной,‏ ‎в ‎совершенстве ‎владевшей ‎техническими ‎приемами‏ ‎графики.

Частое‏ ‎обращение‏ ‎к ‎силуэтному‏ ‎рисунку ‎дисциплинировало‏ ‎Бём, ‎помогало‏ ‎избавиться‏ ‎от ‎налета‏ ‎патоки, ‎почти ‎всегда ‎присутствовавшего ‎в‏ ‎ее ‎акварелях.‏ ‎Одной‏ ‎из ‎лучших ‎книг,‏ ‎оформленных ‎художницей,‏ ‎справедливо ‎считается ‎«Народная ‎сказка‏ ‎о‏ ‎репке», ‎в‏ ‎которой ‎каждый‏ ‎персонаж ‎получает ‎емкую ‎графическую ‎характеристику,‏ ‎действие‏ ‎развивается ‎с‏ ‎кинематографической ‎динамикой,‏ ‎ажурные ‎силуэты ‎цветов ‎и ‎трав‏ ‎подчеркивают‏ ‎весомость,‏ ‎монолитность ‎фигур‏ ‎главных ‎героев.‏ ‎В ‎лучших‏ ‎своих‏ ‎работах ‎Бём‏ ‎умела ‎быть ‎графиком ‎не ‎только‏ ‎манерно-слащавым, ‎но‏ ‎и‏ ‎наблюдательным, ‎ироничным, ‎точным‏ ‎в ‎отборе‏ ‎деталей. ‎Часто ‎ее ‎рисунки‏ ‎вели‏ ‎связный ‎и‏ ‎увлекательный ‎рассказ‏ ‎без ‎помощи ‎текста, ‎в ‎лаконичном‏ ‎силуэте‏ ‎угадывалось ‎настроение‏ ‎и ‎даже‏ ‎выражение ‎лица ‎героя. ‎Целый ‎ряд‏ ‎бёмовских‏ ‎иллюстративных‏ ‎циклов ‎представляет‏ ‎несомненный ‎интерес‏ ‎как ‎попытки,‏ ‎пусть‏ ‎и ‎не‏ ‎всегда ‎удачные, ‎свести ‎воедино ‎повествовательное‏ ‎начало ‎и‏ ‎декоративные‏ ‎принципы ‎оформления ‎книги.‏ ‎Однако ‎в‏ ‎гораздо ‎большей ‎степени ‎в‏ ‎решении‏ ‎этой ‎задачи‏ ‎преуспели ‎иллюстраторы‏ ‎«Мира ‎искусства».

Это ‎просто ‎были ‎крестьянские‏ ‎ребятишки

из‏ ‎соседней ‎деревни,‏ ‎которые ‎стерегли‏ ‎табун…

Сидя ‎без ‎шапок ‎и ‎в‏ ‎старых‏ ‎полушубках‏ ‎на ‎самых

бойких‏ ‎клячонках, ‎мчатся‏ ‎они ‎с‏ ‎весёлым

гиканьем‏ ‎и ‎криком,‏ ‎болтая ‎руками ‎и ‎ногами,

высоко ‎подпрыгивают,‏ ‎звонко ‎хохочут.

И.С.Тургенев.‏ ‎Бежин‏ ‎луг.

Е.М. ‎Бём ‎происходила‏ ‎из ‎дворянского‏ ‎рода ‎Эндауровых, ‎восходящего ‎к‏ ‎концу‏ ‎XVI ‎века,‏ ‎но ‎согласно‏ ‎семейному ‎преданию ‎- ‎Елизавета ‎Меркурьевна‏ ‎из‏ ‎рода ‎Индогур,‏ ‎татар, ‎пришедших‏ ‎на ‎службу ‎к ‎Ивану ‎III,‏ ‎который‏ ‎переименовал‏ ‎их ‎в‏ ‎Эндауровых. ‎Отец‏ ‎Е.М. ‎Бём,‏ ‎Меркурий‏ ‎Николаевич ‎Эндауров‏ ‎(1816-1906), ‎родился ‎в ‎Вологде, ‎учился‏ ‎в ‎школе‏ ‎гвардейских‏ ‎подпрапорщиков ‎и ‎юнкеров,‏ ‎в ‎1833-1840‏ ‎годах ‎служил ‎в ‎лейб-гвардии‏ ‎Московском‏ ‎полку, ‎с‏ ‎1840-го ‎по‏ ‎1850 ‎год ‎служил ‎в ‎Санкт-Петербурге‏ ‎в‏ ‎Комиссариатском ‎департаменте‏ ‎Военного ‎министерства‏ ‎помощником ‎бухгалтера. ‎В ‎1850 ‎году‏ ‎он‏ ‎уволился‏ ‎со ‎службы‏ ‎в ‎чине‏ ‎коллежского ‎асессора‏ ‎и‏ ‎переехал ‎с‏ ‎семьей ‎в ‎имение ‎- ‎сельцо‏ ‎Щепцово ‎Пошехонского‏ ‎уезда‏ ‎Ярославской ‎губернии. ‎

Мать‏ ‎Е.М. ‎Бём‏ ‎Юлия ‎Ивановна ‎(1820-?) ‎-дочь‏ ‎чиновника‏ ‎6-го ‎класса‏ ‎Богуславского ‎полка.‏ ‎Оба ‎родителя ‎были ‎большими ‎любителями‏ ‎искусства,‏ ‎отец ‎-‏ ‎страстным ‎меломаном‏ ‎и ‎театралом. ‎Родилась ‎Елизавета ‎Меркурьевна‏ ‎12‏ ‎февраля‏ ‎1843 ‎года‏ ‎в ‎Петербурге.‏ ‎Всего ‎в‏ ‎семье‏ ‎было ‎шестеро‏ ‎детей: ‎Екатерина ‎(1841-?), ‎Елизавета ‎(1843-1914),‏ ‎Николай ‎(1848-?),‏ ‎Александр‏ ‎(1851-1918), ‎Любовь ‎(1853-?),‏ ‎Александра. ‎Александр‏ ‎стал ‎директором ‎Мальцовского ‎хрустального‏ ‎завода,‏ ‎на ‎котором‏ ‎его ‎сестра‏ ‎Елизавета ‎создавала ‎позже ‎свои ‎произведения‏ ‎из‏ ‎стекла. ‎Любовь‏ ‎тоже ‎стала‏ ‎художницей, ‎приверженкой ‎русского ‎стиля, ‎но‏ ‎не‏ ‎такой‏ ‎знаменитой, ‎как‏ ‎сестра. ‎Она‏ ‎прославилась ‎акварелями‏ ‎растений,‏ ‎и ‎Община‏ ‎Св. ‎Евгении ‎выпустила ‎несколько ‎серий‏ ‎ее ‎открыток,‏ ‎на‏ ‎которых ‎строки ‎стихов‏ ‎окружали ‎полевые‏ ‎цветы. ‎

Детство ‎до ‎1857‏ ‎года‏ ‎Елизавета ‎провела‏ ‎в ‎родовом‏ ‎имении ‎Щепцово, ‎где ‎делала ‎свои‏ ‎первые‏ ‎шаги ‎в‏ ‎рисовании. ‎«Любовь‏ ‎к ‎рисованию ‎у ‎меня ‎была‏ ‎с‏ ‎самых‏ ‎ранних ‎лет;‏ ‎я ‎себя‏ ‎иначе ‎не‏ ‎помню,‏ ‎как ‎рисующей‏ ‎на ‎всех ‎клочках ‎бумаги, ‎которые‏ ‎попадались ‎мне‏ ‎в‏ ‎руки. ‎В ‎письма‏ ‎к ‎своим‏ ‎подругам ‎петербургским ‎я ‎постоянно‏ ‎вкладывала‏ ‎рисуночки ‎куколок‏ ‎и ‎животных,‏ ‎и ‎вот ‎это-то ‎и ‎обратило‏ ‎внимание‏ ‎людей, ‎несколько‏ ‎понимающих, ‎что‏ ‎мне ‎серьезно ‎следовало ‎заняться ‎рисованием»,‏ ‎-‏ ‎вспоминала‏ ‎Е.М. ‎Бём.‏ ‎

Когда ‎ей‏ ‎исполнилось ‎14‏ ‎лет,‏ ‎по ‎настоянию‏ ‎родственников, ‎Ильиных, ‎она ‎возвращается ‎в‏ ‎Петербург ‎для‏ ‎обучения‏ ‎в ‎рисовальной ‎школе‏ ‎Общества ‎поощрения‏ ‎художеств. ‎Генерал ‎А.А. ‎Ильин,‏ ‎двоюродный‏ ‎дядя ‎Е.М.‏ ‎Бём, ‎был‏ ‎учредителем ‎известного ‎во ‎всей ‎Европе‏ ‎Санкт-Петербургского‏ ‎картографического ‎заведения,‏ ‎печатавшего ‎в‏ ‎технике ‎литографии, ‎он ‎издавал ‎различные‏ ‎атласы,‏ ‎популярные‏ ‎журналы ‎«Природа‏ ‎и ‎люди»,‏ ‎«Всемирный ‎путешественник».‏ ‎

Его‏ ‎издательство ‎выпустило‏ ‎в ‎свет ‎большое ‎количество ‎силуэтов‏ ‎художницы. ‎Елизавета‏ ‎Меркурьевна‏ ‎была ‎одной ‎из‏ ‎первых ‎женщин,‏ ‎получивших ‎профессиональное ‎художественное ‎образование.‏ ‎«Я‏ ‎начала ‎посещать‏ ‎школу ‎Общества‏ ‎поощрения ‎художеств, ‎находившуюся ‎тогда ‎на‏ ‎Васильевском‏ ‎острове, ‎в‏ ‎здании ‎Биржи.‏ ‎Лучшими, ‎счастливыми ‎годами ‎были ‎те,‏ ‎что‏ ‎я‏ ‎занималась ‎в‏ ‎школе!

Приватных ‎занятий‏ ‎я ‎не‏ ‎имела,‏ ‎так ‎что‏ ‎затраты ‎на ‎мое ‎художественное ‎образование‏ ‎были ‎самые‏ ‎ничтожные.‏ ‎Руководителями ‎нашими ‎в‏ ‎школе ‎были‏ ‎такие ‎мастера, ‎как ‎Крамской,‏ ‎Чистяков,‏ ‎Бейдеман, ‎Примацци‏ ‎(по ‎акварели)»,‏ ‎- ‎писала ‎Е.М. ‎Бём. ‎С‏ ‎И.Крамским‏ ‎Елизавета ‎Меркурьевна‏ ‎поддерживала ‎дружеские‏ ‎отношения ‎и ‎после ‎окончания ‎рисовальной‏ ‎школы,‏ ‎считая‏ ‎его ‎своим‏ ‎«наилюбимейшим ‎руководителем».‏ ‎«Самые ‎отрадные‏ ‎воспоминания‏ ‎останутся ‎у‏ ‎меня ‎навсегда ‎о ‎Крамском ‎и‏ ‎глубокая ‎благодарность‏ ‎за‏ ‎ту ‎пользу, ‎которую‏ ‎он ‎мне‏ ‎принес. ‎Если ‎я ‎хоть‏ ‎малость‏ ‎понимаю ‎в‏ ‎рисунке, ‎то‏ ‎обязана ‎этим ‎исключительно ‎Крамскому». ‎

В‏ ‎1864‏ ‎году, ‎закончив‏ ‎обучение, ‎она‏ ‎возвращается ‎в ‎родительское ‎имение, ‎где‏ ‎увлекается‏ ‎рисованием‏ ‎с ‎натуры‏ ‎животных; ‎в‏ ‎1865 ‎году,‏ ‎приехав‏ ‎в ‎Петербург,‏ ‎Елизавета ‎Меркурьевна ‎получает ‎за ‎эти‏ ‎рисунки ‎серебряную‏ ‎медаль‏ ‎Общества ‎поощрения ‎художеств.‏ ‎В ‎Петербурге‏ ‎молодая ‎художница ‎поселилась ‎у‏ ‎своей‏ ‎приятельницы ‎А.‏ ‎Дмоховской ‎(Пинто),‏ ‎чей ‎муж, ‎объявленный ‎политическим ‎преступником,‏ ‎бежал‏ ‎из ‎Италии.‏ ‎Лишенный ‎всех‏ ‎средств ‎и ‎имущества, ‎в ‎Петербурге‏ ‎он‏ ‎зарабатывал‏ ‎уроками ‎итальянского‏ ‎языка, ‎и‏ ‎только ‎после‏ ‎вступления‏ ‎на ‎престол‏ ‎Виктора ‎Эммануила ‎был ‎восстановлен ‎в‏ ‎своих ‎правах‏ ‎и‏ ‎получил ‎место ‎итальянского‏ ‎консула ‎в‏ ‎России. ‎

Благодаря ‎этой ‎семье‏ ‎Е.М.‏ ‎Бём ‎узнала‏ ‎артистический ‎мир‏ ‎столицы, ‎подружилась ‎с ‎дочерью ‎цензора‏ ‎профессора‏ ‎А. ‎Никитенко,‏ ‎через ‎которую‏ ‎познакомилась ‎с ‎И.Гончаровым ‎и ‎И.Тургеневым.‏ ‎Благодаря‏ ‎А.‏ ‎Дмоховской ‎Елизавета‏ ‎Меркурьевна ‎встретилась‏ ‎и ‎с‏ ‎Л.Толстым,‏ ‎с ‎которым‏ ‎поддерживала ‎дружеские ‎отношения ‎до ‎его‏ ‎смерти. ‎В‏ ‎1867‏ ‎году ‎молодая ‎художница‏ ‎вышла ‎замуж‏ ‎за ‎Людвига ‎Францевича ‎Бёма,‏ ‎талантливого‏ ‎скрипача ‎и‏ ‎преподавателя, ‎а‏ ‎позднее ‎профессора ‎Петербургской ‎консерватории.

Людвиг ‎Францевич‏ ‎-‏ ‎венгр ‎по‏ ‎происхождению, ‎австрийский‏ ‎подданный. ‎Его ‎отец ‎и ‎первый‏ ‎учитель‏ ‎-‏ ‎Франц ‎Бём‏ ‎-скрипач, ‎страстный‏ ‎любитель ‎и‏ ‎пропагандист‏ ‎квартетов ‎Бетховена,‏ ‎с ‎1810-х ‎годов ‎жил ‎в‏ ‎Петербурге, ‎был‏ ‎солистом‏ ‎Императорских ‎театров. ‎Давал‏ ‎уроки ‎музыки‏ ‎царской ‎семье, ‎девицам ‎в‏ ‎Смольном‏ ‎институте, ‎а‏ ‎также ‎М.Глинке.‏ ‎Музыкальное ‎образование ‎Людвиг ‎Францевич ‎получил‏ ‎в‏ ‎Венской ‎консерватории,‏ ‎проживая ‎у‏ ‎своего ‎дяди, ‎знаменитого ‎профессора, ‎скрипача‏ ‎Иосифа‏ ‎Бёма,‏ ‎основателя ‎Венской‏ ‎скрипичной ‎школы,‏ ‎который ‎дружил‏ ‎с‏ ‎Бетховеном ‎и‏ ‎был ‎учителем ‎целой ‎плеяды ‎знаменитых‏ ‎скрипачей. ‎

После‏ ‎смерти‏ ‎дяди ‎Л.Ф. ‎Бём‏ ‎получил ‎в‏ ‎наследство ‎скрипку ‎Страдивари ‎и‏ ‎письмо‏ ‎Бетховена. ‎Став‏ ‎семейной ‎дамой,‏ ‎Елизавета ‎Меркурьевна ‎не ‎прекращала ‎заниматься‏ ‎рисованием.‏ ‎«Любя ‎всей‏ ‎душой ‎свое‏ ‎занятие, ‎я ‎и ‎по ‎выходе‏ ‎замуж‏ ‎и‏ ‎после ‎того,‏ ‎что ‎имела‏ ‎ребенка, ‎все‏ ‎так‏ ‎же, ‎если‏ ‎еще ‎не ‎более, ‎занималась ‎любимым‏ ‎делом», ‎-‏ ‎вспоминала‏ ‎она. ‎Е.М. ‎Бём‏ ‎во ‎время‏ ‎обучения ‎в ‎рисовальной ‎школе‏ ‎стала‏ ‎известна ‎как‏ ‎прекрасная ‎девушка‏ ‎в ‎костюме ‎Дианы ‎на ‎костюмированном‏ ‎балу‏ ‎в ‎Академии‏ ‎художеств. ‎В‏ ‎Петербурге ‎ее ‎еще ‎долго ‎ассоциировали‏ ‎с‏ ‎образом‏ ‎Прекрасной ‎Дианы.‏ ‎Этот ‎образ‏ ‎в ‎1862‏ ‎году‏ ‎запечатлел ‎на‏ ‎память ‎современникам ‎и ‎потомкам ‎в‏ ‎акварельном ‎портрете‏ ‎А.Шарлемань.‏ ‎

Первый ‎костюмированный ‎бал‏ ‎состоялся ‎29‏ ‎декабря ‎1861 ‎года ‎и‏ ‎был‏ ‎платным, ‎24‏ ‎февраля ‎1862‏ ‎года ‎по ‎желанию ‎президента ‎Академии‏ ‎художеств‏ ‎великой ‎княгини‏ ‎Марии ‎Николаевны‏ ‎состоялся ‎повторный ‎бал. ‎На ‎него‏ ‎бесплатно‏ ‎приглашались‏ ‎отличившиеся ‎костюмами,‏ ‎среди ‎них‏ ‎была ‎и‏ ‎Елизавета‏ ‎Меркурьевна. ‎Именно‏ ‎на ‎этом ‎балу ‎А.Шарлемань ‎выполнил‏ ‎акварельный ‎портрет,‏ ‎который‏ ‎приобрел ‎граф ‎Н.Кушелев-Безбородко.‏ ‎Становление ‎Е.М.‏ ‎Бём ‎как ‎художника ‎приходится‏ ‎на‏ ‎1870-е ‎годы.‏ ‎

Впервые ‎творчество‏ ‎Елизаветы ‎Меркурьевны ‎стало ‎известно ‎зрителю‏ ‎по‏ ‎исполненным ‎ею‏ ‎графическим ‎работам‏ ‎в ‎технике ‎литографии, ‎разновидности ‎гравюры,‏ ‎-‏ ‎она‏ ‎была ‎изобретена‏ ‎в ‎1796‏ ‎году ‎Алоизером‏ ‎Зенефельдером.‏ ‎«Оригинальные» ‎листы,‏ ‎то ‎есть ‎листы, ‎выполненные ‎литографически‏ ‎непосредственно ‎самими‏ ‎художниками,‏ ‎по ‎своему ‎изяществу‏ ‎и ‎тонкости‏ ‎ни ‎в ‎чем ‎не‏ ‎уступали‏ ‎резцовой ‎гравюре.‏ ‎Художественная ‎литография‏ ‎стала ‎популярна ‎в ‎первой ‎четверти‏ ‎XIX‏ ‎века, ‎особенно‏ ‎во ‎Франции.‏ ‎К ‎этому ‎же ‎времени ‎относится‏ ‎появление‏ ‎литографии‏ ‎в ‎России,‏ ‎первой ‎работой‏ ‎считается ‎«Всадник»‏ ‎А.Орловского,‏ ‎отпечатанный ‎в‏ ‎марте ‎1816 ‎года. ‎Литография ‎развивалась‏ ‎очень ‎быстро,‏ ‎в‏ ‎этой ‎технике ‎пробовали‏ ‎свои ‎силы‏ ‎практически ‎все ‎корифеи ‎отечественной‏ ‎живописи‏ ‎- ‎А.Венецианов,‏ ‎В.Боровиковский, ‎О.Кипренский,‏ ‎А. ‎и ‎К. ‎Брюлловы, ‎братья‏ ‎Н.‏ ‎и ‎Г.‏ ‎Чернецовы ‎и‏ ‎многие ‎другие.

Во ‎второй ‎половине ‎XIX‏ ‎века‏ ‎распространяется‏ ‎репродуцирование ‎картин‏ ‎литографским ‎способом.‏ ‎В ‎18бО-е‏ ‎годы‏ ‎в ‎моду‏ ‎вошло ‎литографирование ‎пером ‎на ‎камне.‏ ‎В ‎этой‏ ‎манере‏ ‎себя ‎попробовали ‎многие:‏ ‎В.Верещагин, ‎И.Шишкин,‏ ‎В.Суриков, ‎В.Серов, ‎и ‎среди‏ ‎прочих‏ ‎- ‎Е.М.‏ ‎Бём. ‎На‏ ‎выставках ‎в ‎Императорской ‎Академии ‎художеств‏ ‎были‏ ‎представлены ‎рисунки‏ ‎Е.М. ‎Бём‏ ‎«Голова ‎теленка», ‎«Две ‎кошачьих ‎головы»,‏ ‎«Собака‏ ‎с‏ ‎дикой ‎уткой»‏ ‎и ‎др.‏ ‎По ‎этим‏ ‎рисункам‏ ‎Е.М.Бём ‎выполнила‏ ‎литографии, ‎две ‎из ‎которых ‎-‏ ‎«Голова ‎теленка»‏ ‎и‏ ‎«Собака ‎с ‎дикой‏ ‎уткой» ‎-‏ ‎были ‎напечатаны ‎в ‎«Художественном‏ ‎автографе»‏ ‎в ‎1869-1870‏ ‎гг. ‎вместе‏ ‎с ‎литографиями ‎И.Шишкина, ‎Е.Лансере, ‎В.Маковского‏ ‎и‏ ‎других. ‎

В‏ ‎1870 ‎году‏ ‎Императорская ‎Академия ‎художеств ‎присудила ‎Елизавете‏ ‎Меркурьевне‏ ‎большую‏ ‎поощрительную ‎медаль‏ ‎за ‎рисунки‏ ‎животных. ‎Также‏ ‎в‏ ‎технике ‎литографирования‏ ‎пером ‎по ‎камню ‎был ‎исполнен‏ ‎большой ‎лист‏ ‎«Красной‏ ‎шапочки» ‎(1870) ‎-‏ ‎работа, ‎предшествовавшая‏ ‎первому ‎крупному ‎произведению ‎Елизаветы‏ ‎Меркурьевны‏ ‎- ‎рисункам‏ ‎к ‎поэме‏ ‎Н.Некрасова ‎«Мороз ‎Красный ‎нос», ‎изданным‏ ‎в‏ ‎1872 ‎году‏ ‎А.Ильиным ‎и‏ ‎представлявшим ‎собой ‎папку ‎из ‎шести‏ ‎нумерованных‏ ‎тоновых‏ ‎литографий ‎в‏ ‎обложке ‎с‏ ‎изображением ‎сказочной‏ ‎ели,‏ ‎исполненных ‎в‏ ‎классической ‎технике ‎литографского ‎карандаша. ‎Каждая‏ ‎композиция ‎иллюстрирует‏ ‎определенные‏ ‎строки ‎поэмы, ‎все‏ ‎они ‎решены‏ ‎вертикально ‎и ‎расположены ‎в‏ ‎центре‏ ‎листа, ‎в‏ ‎нижней ‎части‏ ‎которого ‎напечатаны ‎стихи. ‎Работы ‎выполнены‏ ‎в‏ ‎эстетике ‎70-х‏ ‎годов ‎XIX‏ ‎века, ‎сродни ‎идеализированным ‎образам ‎персонажей‏ ‎литографий‏ ‎А.‏ ‎Лебедева ‎«Погибшие,‏ ‎но ‎милые‏ ‎создания». ‎

В‏ ‎них‏ ‎еще ‎не‏ ‎проявился ‎тот ‎отличительный ‎почерк, ‎по‏ ‎которому ‎Е.М.‏ ‎Бём‏ ‎легко ‎определить, ‎но‏ ‎уже ‎заметна‏ ‎любовь ‎художницы ‎к ‎изображению‏ ‎русской‏ ‎деревни ‎и‏ ‎детей ‎-‏ ‎двум ‎темам, ‎прошедшим ‎через ‎все‏ ‎ее‏ ‎творчество. ‎В‏ ‎1910-е ‎годы‏ ‎И ‎Лапин ‎выпустил ‎папку ‎«Всего‏ ‎понемножку»‏ ‎из‏ ‎двадцати ‎четырех‏ ‎хромолитографий ‎с‏ ‎акварелей ‎Е.М.‏ ‎Бём,‏ ‎герои ‎всех‏ ‎композиций ‎- ‎дети. ‎Эти ‎же‏ ‎композиции ‎были‏ ‎использованы‏ ‎на ‎почтовой ‎бумаге,‏ ‎а ‎некоторые‏ ‎из ‎них ‎изданы ‎как‏ ‎открытки.

Особенно‏ ‎важной ‎и‏ ‎желанной ‎работой‏ ‎в ‎жизни ‎художницы ‎стала. ‎«Азбука»,‏ ‎состоящая‏ ‎из ‎тридцати‏ ‎акварелей, ‎иллюстриру­ющих‏ ‎русский ‎алфавит. ‎Она ‎была ‎издана‏ ‎И‏ ‎Лапиным‏ ‎в ‎1913-1914‏ ‎годах ‎в‏ ‎Париже ‎в‏ ‎пяти‏ ‎выпусках, ‎при‏ ‎жизни ‎Елизаветы ‎Меркурьевны ‎вышло ‎только‏ ‎три. ‎Создавать‏ ‎давно‏ ‎задуманную ‎азбуку ‎Е.М.‏ ‎Бём ‎начала‏ ‎в ‎1911 ‎году, ‎заключив‏ ‎договор‏ ‎с ‎издателем.‏ ‎Произведение ‎было‏ ‎задума­но ‎«не ‎для ‎обучения ‎грамоте‏ ‎малышей»,‏ ‎а ‎скорее‏ ‎как ‎история‏ ‎в ‎картинках. ‎«Разнооб­разные ‎и ‎необычно‏ ‎красивые‏ ‎рукописные‏ ‎буквы ‎из‏ ‎«Буквицы» ‎времен‏ ‎Алексея ‎Ми­хайловича‏ ‎послужили‏ ‎поводом ‎к‏ ‎состав­лению ‎настоящей ‎«Азбуки». ‎Это ‎дало‏ ‎мыс­ли ‎применить‏ ‎и‏ ‎подобрать ‎рисунки ‎на‏ ‎каждую ‎из‏ ‎букв, ‎придерживаясь ‎по ‎воз­можности‏ ‎духа‏ ‎того ‎времени,‏ ‎или ‎сказоч­ного,‏ ‎или ‎народного. ‎

Для ‎заставок ‎подо­браны‏ ‎сибирские‏ ‎камни, ‎то‏ ‎же ‎на‏ ‎всякую ‎букву. ‎Монеты ‎взяты ‎из‏ ‎разных‏ ‎времен,‏ ‎на­чиная ‎с‏ ‎червонца ‎Михаила‏ ‎Федоровича, ‎рубля‏ ‎и‏ ‎четвертака ‎царя‏ ‎Алексея ‎Михайло­вича, ‎полушки ‎Анны ‎Иоанновны,‏ ‎гривны ‎Екатерины‏ ‎I‏ ‎и ‎пятака ‎Екатерины‏ ‎II», ‎-‏ ‎гла­сил ‎текст, ‎открывающий ‎издание.‏ ‎Текст‏ ‎к ‎каждой‏ ‎буквице ‎составили‏ ‎Елизавета ‎Меркурьевна, ‎профессор ‎Ф.Батюшков ‎и‏ ‎зна­ток‏ ‎фольклора ‎Е.Опочинин.‏ ‎Заставки ‎и‏ ‎ви­ньетки ‎в ‎новгородском ‎стиле ‎к‏ ‎акварелям‏ ‎Е.М.‏ ‎Бём ‎исполнил‏ ‎Н.Иванов. ‎

Художница‏ ‎создала ‎30‏ ‎оригинальных‏ ‎композиций, ‎со­четающих‏ ‎в ‎себе ‎древнюю ‎буквицу, ‎изоб­ражение‏ ‎и ‎надписи,‏ ‎ее‏ ‎поясняющие, ‎- ‎все‏ ‎это ‎соединено‏ ‎воедино ‎и ‎неразделимо. ‎Каждая‏ ‎композиция‏ ‎ярко ‎характеризует‏ ‎понятие ‎«русский‏ ‎стиль». ‎В ‎1920-е ‎годы ‎«Азбука»‏ ‎была‏ ‎дважды ‎издана‏ ‎в ‎Праге‏ ‎се­рией ‎открыток ‎для ‎детей ‎русских‏ ‎эмиг­рантов.‏ ‎«Азбука»‏ ‎явилась ‎выражением‏ ‎и ‎реализа­цией‏ ‎творческих ‎замыслов‏ ‎художницы.‏ ‎Она ‎воплотила‏ ‎в ‎жизнь ‎совершенно ‎новое ‎представление‏ ‎о ‎книге‏ ‎как‏ ‎о ‎комплексном ‎произведении‏ ‎искусства.

C ‎Азбукой Елизаветы‏ ‎Меркурьевны ‎Бём ‎уже ‎познакомил,‏ ‎но‏ ‎пройти ‎мимо‏ ‎этой ‎статьи‏ ‎не ‎мог ‎из ‎за ‎интересного,‏ ‎содержательного‏ ‎текстового ‎материала‏ ‎и ‎именно‏ ‎поэтому ‎сделал ‎репринт ‎статьи ‎на‏ ‎своём‏ ‎аккаунте,‏ ‎чтобы ‎мои‏ ‎читатели ‎как‏ ‎можно ‎более‏ ‎подробно‏ ‎познакомились ‎с‏ ‎творчеством ‎Елизаветы ‎Бём.

Источник



Смотреть: 7+ мин
logo Студенты-композиторы Москвы

Анастасия Чернова - Концертная фантазия в русском стиле

Анастасия ‎Чернова‏ ‎(РАМ ‎им. ‎Гнесиных, ‎1 ‎курс,‏ ‎класс ‎проф.‏ ‎А.‏ ‎И. ‎Микиты) ‎-‏ ‎Концертная ‎фантазия‏ ‎в ‎русском ‎стиле.

Исполняют ‎Илья‏ ‎Ланских‏ ‎(кларнет) ‎и‏ ‎автор ‎(фортепиано)

Музыкальные‏ ‎классы ‎имени ‎П. ‎И. ‎Чайковского,‏ ‎зал‏ ‎"Метрополитен", ‎2‏ ‎октября ‎2022‏ ‎года.


Подарить подписку

Будет создан код, который позволит адресату получить бесплатный для него доступ на определённый уровень подписки.

Оплата за этого пользователя будет списываться с вашей карты вплоть до отмены подписки. Код может быть показан на экране или отправлен по почте вместе с инструкцией.

Будет создан код, который позволит адресату получить сумму на баланс.

Разово будет списана указанная сумма и зачислена на баланс пользователя, воспользовавшегося данным промокодом.

Добавить карту
0/2048