Ульяновск. Где жил Ленин-ребенок (в 1871-75 гг.)
![](/images/projects/511/511/l9/ph/4o//343cjca327.jpg)
Поход по дому-музею в г. Ульяновске, где жил маленький Володя Ульянов
Ульяновск. "Ленинская" тема в городе
![](/images/projects/511/511/a6/h8/xc//3435g8ehjj.jpg)
Обзор и разные стороны "ленинской" темы в городе Ульяновске. Это главная тема города, и по факту она его кормит.
Ульяновский авиамузей. Часть 1 (Ту-114, Ту-116 и др.)
За 2 дня до Нового 2022 года удалось побывать на открытой площадке Ульяновского музея гражданской авиации. Этот музей известен значительно меньше монинского под Москвой, он конечно и заметно меньше - однако и там стоят интересные экспонаты, которые сохранились порой в единственном экземпляре. В этот день 29 декабря 2021 года стоял мороз -21°, однако день был ясный и солнечный. Надо было ехать туда, на западную окраину Ульяновска и охватить этот объект.
Добираться туда откровенно неудобно - трамвай до площадки не доходит километра полтора, маршрутки идут мимо только пригородные, причем на остановках не тормозят, ибо полные. Приходится ждать единственного в ту сторону автобуса 66, который ходит раз в полчаса или даже реже. 66-й тоже забит, ехали стоя. Добираться от Пушкаревского кольца (это такая транспортная развязка на западе Ульяновска) до Аэропорта около полчаса - не так уж и мало. Впрочем, ладно - добрались. Там от остановки к площадке музея надо идти еще около 12-15 минут, дорога уходит влево от трассы - Московского шоссе. Справа за загородкой немного видны большие самолеты - они-то нас и ждут!
![](/project/511/post/9201/image/12109/imagesprojects511511e20hue34203f0f7a_original.webp?1640972020331)
2. Музей на входе суров и брутален, ничего лишнего. За проходной торчит высокое крыло. Силикатный кирпич, спартанская касса и простые нравы. Маски одели, а вот QR-коды у нас не спросили, несмотря на строгие указатели. Ну да и ладно.
![](/project/511/post/9201/image/12114/imagesprojects511511hflr5734203gd97g_original.webp?1640972281942)
3. Вывеска музея почему-то за решеткой. Зато он, оказывается, "Головной Отраслевой"!
![](/project/511/post/9201/image/12110/imagesprojects511511rwq0sq34203g16g1.webp?1640972184903)
4. Схема расположения самолетов на площадке музея. Сразу отмечу то, что самолеты тут стоят намного вольготней и просторней, чем в Монино и можно их осматривать гораздо свободнее.
![](/project/511/post/9201/image/12112/imagesprojects51151120lpup34203g4e02_original.webp?1640972211789)
5. Огромная модель Ту-104 в помещении кассы. Билет стоит 120 руб. + 50 руб. сьемка. Однако по факту сьемку никто не контролирует на площадке.
![](/project/511/post/9201/image/12116/imagesprojects511511a3u3ge34204c0360_original.webp?1640974735576)
6. Нос Ту еще в старой хрущевской ливрее Аэрофлота. Самолет показал в разрезе.
![](/project/511/post/9201/image/12117/imagesprojects5115115mguhe34204c7a2e.webp?1640974794314)
7. Купив билет, проходим через проходную на площадку. Нам открывается вот такой вид. "Королем" площадки смотрится гигант Ту-114, возвышающийся над собратьями - вот с него и начнем.
![](/project/511/post/9201/image/12119/imagesprojects5115116qghyt34204ce0g5_original.webp?1640974846580)
8. Итак, Ту-114, "император воздушного океана", флагман Аэрофлота с конца 1950-х и все 1960-е, пока не подоспели Ту-144 и Ил-62. Один из двух первых трансконтинентальных лайнеров в мире, задавший планете новый масштаб расстояний. Машина этапная и легендарная. Осталось в мире их совсем немного: один в Монино, один тут в Ульяновске, один в Кривом Роге и один, вроде бы, в Самаре (?). Все. Но если в Монино стоит ранний, экспериментальный образец, на котором Хрущев летал в Штаты в 1959-м, то этот уже регулярный рейсовый лайнер.
![](/project/511/post/9201/image/12121/imagesprojects511511y96alk34204dgdbf_original.webp?1640975027685)
9. Очень мощное носовое шасси. Машина-то тяжелая.
![](/project/511/post/9201/image/12122/imagesprojects511511f55wpu34204eiagd.webp?1640975202588)
10. Двигатели Ту-114 такие же, как и у Ту-95 - НК-12М конструкции Н.Д. Кузнецова, что находился в Куйбышеве. Самые мощные в истории турбовинтовые двигатели - по 15.000 л.с. каждый, а самолеты с этими движками - самые быстрые турбовинтовики в мире. Однако за это приходится платить: они очень шумные.
![](/project/511/post/9201/image/12124/imagesprojects511511409wdm34204g5g4f_original.webp?1640975420758)
11. А в этом ракурсе хорошо видно, что винты у НК-12 - соосные. То есть, на одной оси - 2 винта, которые крутятся в противоположные стороны.
![](/project/511/post/9201/image/12126/imagesprojects511511xzqt0l34204h7i32_original.webp?1640975597537)
12. Автор на фоне циклопических винтов НК-12. Оцените масштаб!
![](/project/511/post/9201/image/12128/imagesprojects511511mc5qpc34204ic82a_original.webp?1640975793543)
Должен сказать, что это - самолет моего детства. Сколько я пересмотрел взлетов и посадок этого монстра в начале 70-х! Наверное, десятка полтора. Было классе в третьем, четвертом, пятом у нас, хабаровских пацанов, особое развлечение - слинять с продленки, запрыгнуть в "тройку", которая едет в аэропорт. Затем слезть на остановку раньше, у Малого аэропорта и бежать знакомыми тропинками к забору у конца ВПП.
"Императора" было слышно уже издалека, когда он рулил на взлет, звук совершенно неповторимый, его не перепутать ни с чем. Ил-18 был потише, да и тон другой. Расписание тоже было весьма удобным - два московских рейса после 2 часов дня. Единственно, иногда мог быть облом - если ставили новый лайнер Ил-62, все было гораздо прозаичней и мы уезжали разочарованные. Но в те времена "62-й" штатно обслуживал только 25-й рейс, а на остальных рабочей лошадкой был 114-й. Взлет "воздушного императора", когда огромной и одновременно изящной тушей он проносится прямо над тобой и обдает тебя горячим воздухом от винтов, давал эмоции совершенно феерические и незабываемые.
И вот теперь я стою у замолкших навсегда НК-12 и вспоминаю этот замечательный лайнер еще живым и в расцвете сил.
13. Передняя часть фюзеляжа Ту-114 с носовой стойкой.
![](/project/511/post/9201/image/12130/imagesprojects511511qm3oun34204ijd9e_original.webp?1640975851677)
14. Ракурс на центральную часть фюзеляжа. Здесь хорошо видно, что Ту-114 - низкоплан, т.е. крыло ниже линии центра фюзеляжа.
![](/project/511/post/9201/image/12132/imagesprojects511511x7r8fq34204jbdha_original.webp?1640975947832)
15. И еще ракурс на соосные винты движка НК-12.
![](/project/511/post/9201/image/12134/imagesprojects511511gi0zts34204jh4aj_original.webp?1640975992102)
16. Ту-114 сбоку целиком, от носа до хвоста.
![](/project/511/post/9201/image/12136/imagesprojects5115116htkb4342050j92h_original.webp?1640976169945)
17. Мы не зря так подробно рассмотрели Ту-114 с разных точек, потому что рядом стоит его младший брат - Ту-116. У него такие же монстры-двигатели НК-12, однако он намного тоньше и напоминает осу, а не шершня, как Ту-114. Это как бы "диетический Ту-114, который не кормили год". Странный мутант в обводах Ту-95, с узким пассажирским фюзеляжем и герметичной капсулой внутри. И он не низкоплан, а среднеплан.
![](/project/511/post/9201/image/12138/imagesprojects51151161p522342051ggjh_original.webp?1640976309097)
18. Это самолет, из-за которого обязательно надо было посетить этот авиамузей. Сделан Ту-116 в 2 экземплярах, а сохранился единственный. "Изготовлены для Н.С. Хрущева и Н.А. Булганина" - гласит табличка в музее, однако ни Никита Сергеич, ни Николай Саныч на них не летали. Зато летали маршалы Малиновский, Крылов, Гречко и Бирюзов.
![](/project/511/post/9201/image/12140/imagesprojects511511fmij6j342052a0ge_original.webp?1640976414628)
19. Точнее было бы его назвать "пассажирским Ту-95", ибо он сделан именно в его габаритах.
![](/project/511/post/9201/image/12142/imagesprojects511511wprsdf342052j60d_original.webp?1640976488713)
20. Табличка у Ту-116.
![](/project/511/post/9201/image/12143/imagesprojects51151175sfnj342053213e.webp?1640976510760)
21. Вид Ту-116 с хвоста. Совершенно не похож на Ту-114!
![](/project/511/post/9201/image/12145/imagesprojects511511xz2djd3420534ce1_original.webp?1640976531380)
22. Вид Ту-116 сбоку. Копия Ту-95!
![](/project/511/post/9201/image/12147/imagesprojects5115111oj4md34205394f9_original.webp?1640976568212)
23. Еще ракурс этого редкого мутанта.
![](/project/511/post/9201/image/12149/imagesprojects511511p5qg5m342054847a_original.webp?1640976720048)
24. Ту-116 и Ту-114 в едином строю. Теперь идем дальше!
![](/project/511/post/9201/image/12151/imagesprojects511511b82otg342054j040_original.webp?1640976806383)
25. За Ту-116 стоит трудяга и надежная рабочая лошадка Аэрофлота - Ил-18. Я на нем летал дважды, в 1970-е. В те времена он выполнял большую часть среднемагистральных рейсов по СССР. Он, конечно, не такой огромный, как Ту-114, но тоже с 4-мя двигателями.
![](/project/511/post/9201/image/12153/imagesprojects511511uvuuh6342055c37h_original.webp?1640976911671)
26. Вид на Ил-18 спереди.
![](/project/511/post/9201/image/12155/imagesprojects511511bp1g6z342055ghhb_original.webp?1640976949456)
27. Вид на Ил-18 сбоку.
![](/project/511/post/9201/image/12157/imagesprojects511511yv9b3l3420563ice_original.webp?1640977005764)
28. Прямо напротив Ту-114 стоит реактивный первенец Аэрофлота - Ту-104. Он вышел на линии в далеком 1956 году, от которого нас отделяет уже не полвека, а 65 лет (!). Сконструирован на базе бомбардировщика Ту-16, но со значительной переделкой.
![](/project/511/post/9201/image/12159/imagesprojects5115111uptwo342056bdbc_original.webp?1640977067804)
29. Здесь стоит модификация Ту-104А. Рядом трап - видимо, летом проводятся экскурсии. Однако сейчас все закрыто и мороз -23.
![](/project/511/post/9201/image/12161/imagesprojects511511ct7t3v342056g91f_original.webp?1640977105954)
30. Вместе с Ту-104 стоит и его младший брат Ту-124 - редкий лайнер, который эксплуатировался в Аэрофлоте сравнительно недолго. Потом в 1970-е его сменил Ту-134.
![](/project/511/post/9201/image/12163/imagesprojects511511ah2inb3420573dic_original.webp?1640977163878)
31. Ту-124 тоже с трапом. Да... интересно было бы посмотреть его салон!
![](/project/511/post/9201/image/12165/imagesprojects511511uzpc8z3420580282_original.webp?1640977295281)
32. Наконец, еще парочка ракурсов "императора" Ту-114. Строго сбоку, в профиль.
![](/project/511/post/9201/image/12167/imagesprojects5115116wrziu3420587850_original.webp?1640977353618)
33. ...и со стороны крыла, на двигатели НК-12 - неплохо видно, как они закреплены на крыле.
![](/project/511/post/9201/image/12169/imagesprojects511511eq3c3r342058d2f1_original.webp?1640977399422)
PS. Однако это только первая часть про Ульяновский авиамузей.
Скоро будут вторая и третья, оставайтесь на линии!
Ульяновский авиамузей. Часть 3 (Ту-144 и остальное)
![](/images/projects/511/511/v5/1b/w7//3425h7e6i8.jpg)
3-я часть обзора Ульяновского авиамузея. Сверхзвуковой пассажирский Ту-144 в деталях и ракурсах, Ил-86 и пара военных самолётов на десерт.
Ульяновский авиамузей. Часть 2 (от АНТ-4 до Ил-62)
![](/images/projects/511/511/tg/mt/9r//3421bg1286.jpg)
Продолжаем рассказ про Ульяновский авиамузей. В первой части мы посмотрели тяжелые турбовинтовые машины, а теперь обозреем основной парк.
Россия, Ульяновск
Первый раз сюда заезжали в рамках тура Рарога (турарарога!) в конце февраля-2013. Было морозно, саундчек начался в час дня, и около 6 вечера мы прекратили издавать звуки. Через час в том же зале начался рэп-концерт с совершенно другой публикой...
![](/project/209/post/7958/image/8439/imagesprojects209209ynoeo033i9h40a2c.webp?1636471044451)
![](/project/209/post/7958/image/8440/imagesprojects209209gg7srx33i9h41jd1.webp?1636471055914)
![](/project/209/post/7958/image/8441/imagesprojects2092092c6rfe33i9h438dd.webp?1636471067520)
![](/project/209/post/7958/image/8442/imagesprojects209209rpmxf033i9h44h21.webp?1636471078891)
![](/project/209/post/7958/image/8443/imagesprojects209209oh7m8533i9h467a7.webp?1636471091045)
Здание гимназии, где родился Керенский и учился Ленин.
![](/project/209/post/7958/image/8444/imagesprojects209209ah80g633i9h4a2eb.webp?1636471121163)
![](/project/209/post/7958/image/8445/imagesprojects209209jl1ha433i9h4bce5.webp?1636471133111)
![](/project/209/post/7958/image/8446/imagesprojects209209e0h32v33i9h4d1id.webp?1636471144798)
![](/project/209/post/7958/image/8447/imagesprojects2092096p2jel33i9h4ed1c.webp?1636471157284)
![](/project/209/post/7958/image/8448/imagesprojects209209vdkzey33i9h4g0f0.webp?1636471168344)
![](/project/209/post/7958/image/8449/imagesprojects209209msgzpx33i9h4hf6b.webp?1636471182197)
![](/project/209/post/7958/image/8450/imagesprojects2092090rx31l33i9h4j565.webp?1636471194152)
![](/project/209/post/7958/image/8451/imagesprojects209209wf42p433i9h50fi1.webp?1636471206417)
![](/project/209/post/7958/image/8452/imagesprojects209209s0azww33i9h525h4.webp?1636471218459)
![](/project/209/post/7958/image/8453/imagesprojects209209nxwamk33i9h53f2a.webp?1636471230107)
![](/project/209/post/7958/image/8454/imagesprojects2092095gixz633i9h5556d.webp?1636471242171)
![](/project/209/post/7958/image/8455/imagesprojects20920906247b33i9h570i8.webp?1636471256405)
![](/project/209/post/7958/image/8456/imagesprojects2092093kk3kq33i9h589e9.webp?1636471267926)
![](/project/209/post/7958/image/8457/imagesprojects2092094uuo1s33i9h59hb6.webp?1636471279062)
В следующий приезд летом 2019 года я играл здесь двухчасовой концерт с нижегородцами Антарес. Времени на осмотр было гораздо больше, и погода радовала глаз.
![](/project/209/post/7958/image/8458/imagesprojects209209167vqe33i9h5dfgg.webp?1636471310448)
![](/project/209/post/7958/image/8459/imagesprojects209209behw5d33i9h5g408.webp?1636471329674)
![](/project/209/post/7958/image/8460/imagesprojects2092090hb0kl33i9h5hb8d.webp?1636471340608)
![](/project/209/post/7958/image/8461/imagesprojects209209yktzn133i9h5j307.webp?1636471353311)
![](/project/209/post/7958/image/8462/imagesprojects209209l0u61933i9h60aj3.webp?1636471364433)
![](/project/209/post/7958/image/8463/imagesprojects209209cd2s9233i9h61h4g.webp?1636471375002)
![](/project/209/post/7958/image/8464/imagesprojects209209w775nf33i9h634e4.webp?1636471385919)
![](/project/209/post/7958/image/8465/imagesprojects209209vjw7wh33i9h64c35.webp?1636471396924)
![](/project/209/post/7958/image/8466/imagesprojects209209v94f6e33i9h665h0.webp?1636471410376)
![](/project/209/post/7958/image/8467/imagesprojects209209mtqqpu33i9h67de3.webp?1636471421552)
![](/project/209/post/7958/image/8468/imagesprojects209209niqcec33i9h690jb.webp?1636471432419)
![](/project/209/post/7958/image/8469/imagesprojects2092098y8g3n33i9h6ajfg.webp?1636471447975)
![](/project/209/post/7958/image/8470/imagesprojects209209050a3r33i9h6cd21.webp?1636471461272)
![](/project/209/post/7958/image/8471/imagesprojects20920999rrt033i9h6f2d8.webp?1636471481102)
![](/project/209/post/7958/image/8472/imagesprojects209209ypesol33i9h6h523.webp?1636471498081)
![](/project/209/post/7958/image/8473/imagesprojects209209imz9ej33i9h6igdg.webp?1636471510733)
![](/project/209/post/7958/image/8474/imagesprojects209209wbk4rp33i9h706c2.webp?1636471522676)
![](/project/209/post/7958/image/8475/imagesprojects209209j2fiis33i9h71hbi.webp?1636471535099)
![](/project/209/post/7958/image/8476/imagesprojects209209l6zqv933i9h734d8.webp?1636471545928)
![](/project/209/post/7958/image/8477/imagesprojects20920974r9d133i9h74f5d.webp?1636471558153)
![](/project/209/post/7958/image/8478/imagesprojects2092094sb3vh33i9h76658.webp?1636471570597)
![](/project/209/post/7958/image/8479/imagesprojects209209iwv26z33i9h77f05.webp?1636471582040)
![](/project/209/post/7958/image/8480/imagesprojects209209yo08q533i9h7961a.webp?1636471594519)
![](/project/209/post/7958/image/8481/imagesprojects209209ob7cg933i9h7afhj.webp?1636471606434)
![](/project/209/post/7958/image/8482/imagesprojects209209zfg2re33i9h7cdf8.webp?1636471621588)
![](/project/209/post/7958/image/8483/imagesprojects209209ji04g033i9h7e22e.webp?1636471632911)
![](/project/209/post/7958/image/8484/imagesprojects2092099xc67233i9h7gdaa.webp?1636471653481)
![](/project/209/post/7958/image/8485/imagesprojects209209zatiz833i9h7i87h.webp?1636471667399)
![](/project/209/post/7958/image/8486/imagesprojects209209vai6qt33i9h8056f.webp?1636471682228)
![](/project/209/post/7958/image/8487/imagesprojects2092099o65jm33i9h822be.webp?1636471697110)
![](/project/209/post/7958/image/8488/imagesprojects209209qcvif733i9h83cd5.webp?1636471709159)
![](/project/209/post/7958/image/8489/imagesprojects209209rpa67r33i9h85150.webp?1636471720539)
![](/project/209/post/7958/image/8490/imagesprojects209209qeo7ve33i9h86d95.webp?1636471733419)
![](/project/209/post/7958/image/8491/imagesprojects209209pmwk6e33i9h88223.webp?1636471744928)
![](/project/209/post/7958/image/8492/imagesprojects209209yucbvp33i9h899b7.webp?1636471755937)
![](/project/209/post/7958/image/8493/imagesprojects209209cxc6od33i9h8b034.webp?1636471768142)
![](/project/209/post/7958/image/8494/imagesprojects209209hl73pr33i9h8chd8.webp?1636471783119)
![](/project/209/post/7958/image/8495/imagesprojects209209r0rrdn33i9h8e581.webp?1636471794265)
![](/project/209/post/7958/image/8496/imagesprojects209209sm8u4933i9h8fe8c.webp?1636471805832)
![](/project/209/post/7958/image/8497/imagesprojects209209xpv6tp33i9h8h2i7.webp?1636471817216)
![](/project/209/post/7958/image/8498/imagesprojects2092099mmb2333i9h8ibif.webp?1636471828826)
![](/project/209/post/7958/image/8499/imagesprojects209209q4d3nl33i9h9036a.webp?1636471841399)
![](/project/209/post/7958/image/8500/imagesprojects209209adxcoa33i9h91a94.webp?1636471852261)
![](/project/209/post/7958/image/8501/imagesprojects2092096z2nwf33i9h93910.webp?1636471867657)
![](/project/209/post/7958/image/8502/imagesprojects2092097jqyz333i9h94gf6.webp?1636471878780)
![](/project/209/post/7958/image/8503/imagesprojects209209bhilt533i9h96aff.webp?1636471892370)
![](/project/209/post/7958/image/8504/imagesprojects209209ovlf2w33i9h98611.webp?1636471906453)
![](/project/209/post/7958/image/8505/imagesprojects209209ct8tdx33i9h99fj0.webp?1636471918478)
![](/project/209/post/7958/image/8506/imagesprojects209209anct7x33i9h9b61f.webp?1636471930538)
![](/project/209/post/7958/image/8507/imagesprojects209209ohlt6l33i9h9ciha.webp?1636471943644)
![](/project/209/post/7958/image/8508/imagesprojects209209vqld4333i9h9e7cc.webp?1636471955113)
![](/project/209/post/7958/image/8509/imagesprojects209209cig9gz33i9h9h469.webp?1636471977760)
![](/project/209/post/7958/image/8510/imagesprojects209209vsy89d33i9h9j26d.webp?1636471992993)
![](/project/209/post/7958/image/8511/imagesprojects209209p91ff133i9ha16be.webp?1636472010696)
![](/project/209/post/7958/image/8512/imagesprojects209209wqkm0f33i9ha3140.webp?1636472024539)
![](/project/209/post/7958/image/8513/imagesprojects2092095jfh2x33i9ha4ff0.webp?1636472038325)
![](/project/209/post/7958/image/8514/imagesprojects209209sd8dhw33i9ha6eg8.webp?1636472053987)
![](/project/209/post/7958/image/8515/imagesprojects209209k2bw3h33i9ha867j.webp?1636472066645)
![](/project/209/post/7958/image/8516/imagesprojects209209atpr6133i9haa10b.webp?1636472080469)
![](/project/209/post/7958/image/8517/imagesprojects2092099w15xe33i9habd16.webp?1636472093263)
![](/project/209/post/7958/image/8518/imagesprojects209209sxoxpb33i9had5ij.webp?1636472106444)
![](/project/209/post/7958/image/8519/imagesprojects209209p1juwn33i9haf48h.webp?1636472121872)
![](/project/209/post/7958/image/8520/imagesprojects209209j1wulk33i9hah473.webp?1636472137860)
![](/project/209/post/7958/image/8521/imagesprojects209209e2yg4y33i9haija0.webp?1636472151827)
![](/project/209/post/7958/image/8522/imagesprojects209209eegs1z33i9hb0g86.webp?1636472166705)
![](/project/209/post/7958/image/8523/imagesprojects209209gr5tse33i9hb2a1j.webp?1636472180122)
![](/project/209/post/7958/image/8524/imagesprojects209209jye56533i9hb43ba.webp?1636472193467)
![](/project/209/post/7958/image/8525/imagesprojects209209g6pzdp33i9hb5h52.webp?1636472206935)
![](/project/209/post/7958/image/8526/imagesprojects209209j76y4r33i9hb7ae5.webp?1636472220385)
![](/project/209/post/7958/image/8527/imagesprojects209209u3j4qp33i9hb9841.webp?1636472235351)
![](/project/209/post/7958/image/8528/imagesprojects209209luyvib33i9hbag77.webp?1636472246663)