Ульяновский авиамузей. Часть 1 (Ту-114, Ту-116 и др.)
За 2 дня до Нового 2022 года удалось побывать на открытой площадке Ульяновского музея гражданской авиации. Этот музей известен значительно меньше монинского под Москвой, он конечно и заметно меньше - однако и там стоят интересные экспонаты, которые сохранились порой в единственном экземпляре. В этот день 29 декабря 2021 года стоял мороз -21°, однако день был ясный и солнечный. Надо было ехать туда, на западную окраину Ульяновска и охватить этот объект.
Добираться туда откровенно неудобно - трамвай до площадки не доходит километра полтора, маршрутки идут мимо только пригородные, причем на остановках не тормозят, ибо полные. Приходится ждать единственного в ту сторону автобуса 66, который ходит раз в полчаса или даже реже. 66-й тоже забит, ехали стоя. Добираться от Пушкаревского кольца (это такая транспортная развязка на западе Ульяновска) до Аэропорта около полчаса - не так уж и мало. Впрочем, ладно - добрались. Там от остановки к площадке музея надо идти еще около 12-15 минут, дорога уходит влево от трассы - Московского шоссе. Справа за загородкой немного видны большие самолеты - они-то нас и ждут!
![](/project/511/post/9201/image/12109/imagesprojects511511e20hue34203f0f7a_original.webp?1640972020331)
2. Музей на входе суров и брутален, ничего лишнего. За проходной торчит высокое крыло. Силикатный кирпич, спартанская касса и простые нравы. Маски одели, а вот QR-коды у нас не спросили, несмотря на строгие указатели. Ну да и ладно.
![](/project/511/post/9201/image/12114/imagesprojects511511hflr5734203gd97g_original.webp?1640972281942)
3. Вывеска музея почему-то за решеткой. Зато он, оказывается, "Головной Отраслевой"!
![](/project/511/post/9201/image/12110/imagesprojects511511rwq0sq34203g16g1.webp?1640972184903)
4. Схема расположения самолетов на площадке музея. Сразу отмечу то, что самолеты тут стоят намного вольготней и просторней, чем в Монино и можно их осматривать гораздо свободнее.
![](/project/511/post/9201/image/12112/imagesprojects51151120lpup34203g4e02_original.webp?1640972211789)
5. Огромная модель Ту-104 в помещении кассы. Билет стоит 120 руб. + 50 руб. сьемка. Однако по факту сьемку никто не контролирует на площадке.
![](/project/511/post/9201/image/12116/imagesprojects511511a3u3ge34204c0360_original.webp?1640974735576)
6. Нос Ту еще в старой хрущевской ливрее Аэрофлота. Самолет показал в разрезе.
![](/project/511/post/9201/image/12117/imagesprojects5115115mguhe34204c7a2e.webp?1640974794314)
7. Купив билет, проходим через проходную на площадку. Нам открывается вот такой вид. "Королем" площадки смотрится гигант Ту-114, возвышающийся над собратьями - вот с него и начнем.
![](/project/511/post/9201/image/12119/imagesprojects5115116qghyt34204ce0g5_original.webp?1640974846580)
8. Итак, Ту-114, "император воздушного океана", флагман Аэрофлота с конца 1950-х и все 1960-е, пока не подоспели Ту-144 и Ил-62. Один из двух первых трансконтинентальных лайнеров в мире, задавший планете новый масштаб расстояний. Машина этапная и легендарная. Осталось в мире их совсем немного: один в Монино, один тут в Ульяновске, один в Кривом Роге и один, вроде бы, в Самаре (?). Все. Но если в Монино стоит ранний, экспериментальный образец, на котором Хрущев летал в Штаты в 1959-м, то этот уже регулярный рейсовый лайнер.
![](/project/511/post/9201/image/12121/imagesprojects511511y96alk34204dgdbf_original.webp?1640975027685)
9. Очень мощное носовое шасси. Машина-то тяжелая.
![](/project/511/post/9201/image/12122/imagesprojects511511f55wpu34204eiagd.webp?1640975202588)
10. Двигатели Ту-114 такие же, как и у Ту-95 - НК-12М конструкции Н.Д. Кузнецова, что находился в Куйбышеве. Самые мощные в истории турбовинтовые двигатели - по 15.000 л.с. каждый, а самолеты с этими движками - самые быстрые турбовинтовики в мире. Однако за это приходится платить: они очень шумные.
![](/project/511/post/9201/image/12124/imagesprojects511511409wdm34204g5g4f_original.webp?1640975420758)
11. А в этом ракурсе хорошо видно, что винты у НК-12 - соосные. То есть, на одной оси - 2 винта, которые крутятся в противоположные стороны.
![](/project/511/post/9201/image/12126/imagesprojects511511xzqt0l34204h7i32_original.webp?1640975597537)
12. Автор на фоне циклопических винтов НК-12. Оцените масштаб!
![](/project/511/post/9201/image/12128/imagesprojects511511mc5qpc34204ic82a_original.webp?1640975793543)
Должен сказать, что это - самолет моего детства. Сколько я пересмотрел взлетов и посадок этого монстра в начале 70-х! Наверное, десятка полтора. Было классе в третьем, четвертом, пятом у нас, хабаровских пацанов, особое развлечение - слинять с продленки, запрыгнуть в "тройку", которая едет в аэропорт. Затем слезть на остановку раньше, у Малого аэропорта и бежать знакомыми тропинками к забору у конца ВПП.
"Императора" было слышно уже издалека, когда он рулил на взлет, звук совершенно неповторимый, его не перепутать ни с чем. Ил-18 был потише, да и тон другой. Расписание тоже было весьма удобным - два московских рейса после 2 часов дня. Единственно, иногда мог быть облом - если ставили новый лайнер Ил-62, все было гораздо прозаичней и мы уезжали разочарованные. Но в те времена "62-й" штатно обслуживал только 25-й рейс, а на остальных рабочей лошадкой был 114-й. Взлет "воздушного императора", когда огромной и одновременно изящной тушей он проносится прямо над тобой и обдает тебя горячим воздухом от винтов, давал эмоции совершенно феерические и незабываемые.
И вот теперь я стою у замолкших навсегда НК-12 и вспоминаю этот замечательный лайнер еще живым и в расцвете сил.
13. Передняя часть фюзеляжа Ту-114 с носовой стойкой.
![](/project/511/post/9201/image/12130/imagesprojects511511qm3oun34204ijd9e_original.webp?1640975851677)
14. Ракурс на центральную часть фюзеляжа. Здесь хорошо видно, что Ту-114 - низкоплан, т.е. крыло ниже линии центра фюзеляжа.
![](/project/511/post/9201/image/12132/imagesprojects511511x7r8fq34204jbdha_original.webp?1640975947832)
15. И еще ракурс на соосные винты движка НК-12.
![](/project/511/post/9201/image/12134/imagesprojects511511gi0zts34204jh4aj_original.webp?1640975992102)
16. Ту-114 сбоку целиком, от носа до хвоста.
![](/project/511/post/9201/image/12136/imagesprojects5115116htkb4342050j92h_original.webp?1640976169945)
17. Мы не зря так подробно рассмотрели Ту-114 с разных точек, потому что рядом стоит его младший брат - Ту-116. У него такие же монстры-двигатели НК-12, однако он намного тоньше и напоминает осу, а не шершня, как Ту-114. Это как бы "диетический Ту-114, который не кормили год". Странный мутант в обводах Ту-95, с узким пассажирским фюзеляжем и герметичной капсулой внутри. И он не низкоплан, а среднеплан.
![](/project/511/post/9201/image/12138/imagesprojects51151161p522342051ggjh_original.webp?1640976309097)
18. Это самолет, из-за которого обязательно надо было посетить этот авиамузей. Сделан Ту-116 в 2 экземплярах, а сохранился единственный. "Изготовлены для Н.С. Хрущева и Н.А. Булганина" - гласит табличка в музее, однако ни Никита Сергеич, ни Николай Саныч на них не летали. Зато летали маршалы Малиновский, Крылов, Гречко и Бирюзов.
![](/project/511/post/9201/image/12140/imagesprojects511511fmij6j342052a0ge_original.webp?1640976414628)
19. Точнее было бы его назвать "пассажирским Ту-95", ибо он сделан именно в его габаритах.
![](/project/511/post/9201/image/12142/imagesprojects511511wprsdf342052j60d_original.webp?1640976488713)
20. Табличка у Ту-116.
![](/project/511/post/9201/image/12143/imagesprojects51151175sfnj342053213e.webp?1640976510760)
21. Вид Ту-116 с хвоста. Совершенно не похож на Ту-114!
![](/project/511/post/9201/image/12145/imagesprojects511511xz2djd3420534ce1_original.webp?1640976531380)
22. Вид Ту-116 сбоку. Копия Ту-95!
![](/project/511/post/9201/image/12147/imagesprojects5115111oj4md34205394f9_original.webp?1640976568212)
23. Еще ракурс этого редкого мутанта.
![](/project/511/post/9201/image/12149/imagesprojects511511p5qg5m342054847a_original.webp?1640976720048)
24. Ту-116 и Ту-114 в едином строю. Теперь идем дальше!
![](/project/511/post/9201/image/12151/imagesprojects511511b82otg342054j040_original.webp?1640976806383)
25. За Ту-116 стоит трудяга и надежная рабочая лошадка Аэрофлота - Ил-18. Я на нем летал дважды, в 1970-е. В те времена он выполнял большую часть среднемагистральных рейсов по СССР. Он, конечно, не такой огромный, как Ту-114, но тоже с 4-мя двигателями.
![](/project/511/post/9201/image/12153/imagesprojects511511uvuuh6342055c37h_original.webp?1640976911671)
26. Вид на Ил-18 спереди.
![](/project/511/post/9201/image/12155/imagesprojects511511bp1g6z342055ghhb_original.webp?1640976949456)
27. Вид на Ил-18 сбоку.
![](/project/511/post/9201/image/12157/imagesprojects511511yv9b3l3420563ice_original.webp?1640977005764)
28. Прямо напротив Ту-114 стоит реактивный первенец Аэрофлота - Ту-104. Он вышел на линии в далеком 1956 году, от которого нас отделяет уже не полвека, а 65 лет (!). Сконструирован на базе бомбардировщика Ту-16, но со значительной переделкой.
![](/project/511/post/9201/image/12159/imagesprojects5115111uptwo342056bdbc_original.webp?1640977067804)
29. Здесь стоит модификация Ту-104А. Рядом трап - видимо, летом проводятся экскурсии. Однако сейчас все закрыто и мороз -23.
![](/project/511/post/9201/image/12161/imagesprojects511511ct7t3v342056g91f_original.webp?1640977105954)
30. Вместе с Ту-104 стоит и его младший брат Ту-124 - редкий лайнер, который эксплуатировался в Аэрофлоте сравнительно недолго. Потом в 1970-е его сменил Ту-134.
![](/project/511/post/9201/image/12163/imagesprojects511511ah2inb3420573dic_original.webp?1640977163878)
31. Ту-124 тоже с трапом. Да... интересно было бы посмотреть его салон!
![](/project/511/post/9201/image/12165/imagesprojects511511uzpc8z3420580282_original.webp?1640977295281)
32. Наконец, еще парочка ракурсов "императора" Ту-114. Строго сбоку, в профиль.
![](/project/511/post/9201/image/12167/imagesprojects5115116wrziu3420587850_original.webp?1640977353618)
33. ...и со стороны крыла, на двигатели НК-12 - неплохо видно, как они закреплены на крыле.
![](/project/511/post/9201/image/12169/imagesprojects511511eq3c3r342058d2f1_original.webp?1640977399422)
PS. Однако это только первая часть про Ульяновский авиамузей.
Скоро будут вторая и третья, оставайтесь на линии!