"Рельсовая Поднебесная", глава 31 (окончание)
Глава 31 "Пещеры в горах: у истоков Красного Китая" книги "Рельсовая Поднебесная. 8200 км по Китаю" (окончание)
"Рельсовая Поднебесная", глава 31 (начало)
Глава 31 "Пещеры в горах: у истоков Красного Китая" книги "Рельсовая Поднебесная. 8200 км по Китаю" (начало)
"Рельсовая Поднебесная", глава 30
Глава 30 "Яньань – город «Великого Похода»" книги "Рельсовая Поднебесная. 8200 км по Китаю"
"Рельсовая Поднебесная", глава 28
Глава 28 "Поход в мавзолей Мао" книги "Рельсовая Поднебесная. 8200 км по Китаю"
"Рельсовая Поднебесная", глава 8
Глава 8 " От коммунистов до колонизаторов. Баня" книги "Рельсовая Поднебесная. 8200 км по Китаю"
Социализм, капитализм и индустриальное общество
Читаем Ленина и развеиваем мифы о богоборчестве, немецких деньгах и неприязни к Сталину
Мифы о Ленине
Про суть коммунизма и Н.С. Хрущева
Эта статья, как и еще часть статей впрямую не относящихся к теме нацизма, дана для того, чтобы читатель мог полнее осознать ситуацию, в которой оказалась и наша страна - СССР и страны Европы.
***
В коммунизм из книжки
верят средне.
"Мало ли,
что можно
в книжке намолоть!"
А такое -
оживит внезапно "бредни"
и покажет
коммунизма
естество и плоть.
Мы живем,
зажатые
железной клятвой.
За нее -
на крест,
и пулею чешите:
это -
чтобы в мире
без Россий,
без Латвий*,
жить единым
человечьим общежитьем.
В. В. Маяковский
***
Сегодня речь пойдет о коммунизме, которого так боялся и боится консолидированный Запад. И о коммунистах, на которых в сороковых годах прошлого века тот же, консолидировавшийся под знаменами Третьего Рейха Запад, устроил охоту. Немного задену качество советского образования.
Этот текст предваряет собой еще один блок статей о «Нацизме германском и нацизме украинском». Пока собирала материал к продолжению «Нацизма…» поняла, что без разговора о коммунизме, СССР и прочем не обойтись.
Итак
Коммунизм (от латинского communis — общий) — общественный идеал социального устройства общества, общественно-экономическая формация, особенности которой определяются общественной собственностью на средства производства, соответствующей высокоразвитым общественным производительным силам; в узком смысле — высшая фаза коммунистической формации (полный коммунизм), конечная цель коммунистического движения.
По Марксу:
Коммунизм как положительное упразднение частной собственности — этого самоотчуждения человека — <…> есть действительное разрешение противоречия между человеком и природой, человеком и человеком, подлинное разрешение спора между существованием и сущностью, между опредмечиванием и самоутверждением, между свободой и необходимостью, между индивидом и родом. Он — решение загадки истории, и он знает, что он есть это решение.
( К. Маркс и Ф. Энгельс. Сочинения. Изд. 2-е, Т. 42, стр. 116), 1844г.
По Ленину:
Коммунизм есть высшая ступень развития социализма, когда люди работают из сознания необходимости работать на общую пользу». В. И. Ленин. Речь на I съезде земледельческих коммун (ПСС, т. 39, стр. 380.)
По Сталину
«Если дать вкратце анатомию коммунистического общества, то это будет такое общество:
а) где не будет частной собственности на орудия и средства производства, а будет собственность общественная, коллективная;
б) где не будет классов и государственной власти, а будут труженики индустрии и сельского хозяйства, экономически управляющиеся, как свободная ассоциация трудящихся;
в) где народное хозяйство, организованное по плану, будет базироваться на высшей технике как в области индустрии, так и в области сельского хозяйства;
г) где не будет противоположности между городом и деревней, между индустрией и сельским хозяйством;
д) где продукты будут распределяться по принципу старых французских коммунистов: «от каждого по способностям, каждому по потребностям»;
е) где наука и искусство будут пользоваться условиями достаточно благоприятными для того, чтобы добиться полного расцвета;
ж) где личность, свободная от забот о куске хлеба и необходимости подлаживаться к «сильным мира», станет действительно свободной.
И т. д. и т. п».
И.Сталин, «Беседа с первой американской рабочей делегацией» т.10 стр.134.
Капитализм (под капиталом понимаются любые материальные и интеллектуальные блага, способные приносить доход своему владельцу) - тип общества, основанный на частной собственности и рыночной экономике. (Универсальная энциклопедия от «Кирилл и Мефодий»)[5]
Ну и, пожалуй, хватит определений. Думаю, что для того, о чем пойдет речь процитированного достаточно.
Мы знаем, что Запад, Европа после Великой Октябрьской социалистической революции были глубоко озабочены тем, чтобы «большевистская зараза» не распространялась на их «угодья». А правительство молодой Советской республики «стращало» мир разговорами о «мировой революции» и сзывало пролетариев всех стран под свои знамена. Вроде как конфронтация, обострение отношений стало неизбежностью. Да еще и проигравшая Первую мировую войну, расчлененная Германия, едва выживавшая под гнетом наложенных на нее контрибуций, в конце концов взбунтовалась проводимой против нее политикой экономического удушения, и ответила на это нацизмом и фашизмом.
Сейчас у нас многие рассуждают в данном ключе и выискивают факты и документы, подтверждающие описанную точку зрения. Спорить с ней я не стану, тем более что действительно (и я описывала это в первой статье) все это имело место. Но дело-то ведь не только в Германии.
Мы говорим о том, что советское образование было лучше нынешнего российско-болонского. Да, я в курсе, что РФ отказалась от Болонской системы, но выпускники-то остались, никуда не делись и это наша молодежь, которая в том числе, сегодня освобождает Украину от нацизма. А часть богатеньких «старичков» и тех, чье взросление пришлось на 90-е, записались в патриоты, объявили себя пацифистами и свалили за границу. Так может пришла пора реально посмотреть на то, чем был СССР в свой поздний период и понять, что распад его был предрешен, поскольку переидеологизированное и склонное к замалчиванию советское образование, породило, в том числе, тех, кто сегодня со всем душевным пылом осваивает два направления регресса:
1 Возрождение СССР
2 Возрождение монархии и приведение религии к слиянию с государственными институтами.
Первые ничем не отличаются от вторых, и том и в другом случае идеализация прошлого, отсутствие критического мышления и неудовлетворенные амбиции неудачников.
Понимаю, что кто-то, только дойдя то этого места, бросит чтение и выпишет автору комментарий, которому Навальный с Ходорковским обзавидуются. Ну а те, кто решится дочитать до конца…
Я не утверждаю, что знаю истину. Я только говорю о том, что капитализм возродился в СССР еще в Хрущевский период, а в Брежневский он набрал силу и результатом этого стал приход к власти Горбачева. И, опять же, я не утверждаю, что Хрущев или Брежнев действовали «на благо стран Запада». Если уж кого и обвинять в том, что Советский Союз «сошел с пути построения коммунистического государства», то только Сталина, который не подготовил преемника или недооценил людскую страсть к наживе и властные амбиции.
Давайте попробуем разобраться в сути коммунизма, постараемся понять, что стоит за научными формулировками отцов-основателей и как это выглядит на практике.
Ну вот, я утверждаю, что в современной России есть элементы присущие коммунизму. Например, бесплатный интернет. Знаем, что российские социальные сети и сайт госуслуги доступны даже в том случае, если на счету нет денег. Звонки, в том числе видео, бесплатны для пользователей мессенджеров Вайбер, Скайп и других. Всеобщее среднее образование остается бесплатным и это записано в основном законе страны. В РФ существует Трудовой Кодекс, который гарантирует участникам трудовых отношений защиту и воспользоваться ей может каждый. И вообще, если посмотреть российское законодательство, то у нас масса прекрасных и правильных законов. Зря ругаем законотворцев – депутатов Госдумы – они действительно работают хорошо. Все перечисленное и не только – это и есть «элементы сладкой жизни» коммунизма. Есть элементы коммунизма и в капиталистических странах, и в странах, где государство базируется на религии.
Элементы… Но для того, чтобы воспользоваться «элементом коммунизма» нужно преодолеть «входной порог», приобрести, например, смартфон и научиться им пользоваться. Для того чтобы работник смог защитить свои права, он должен либо сам стать квалифицированным юристом, либо иметь финансовые средства, чтобы воспользоваться услугами адвоката. А услуги эти совсем не дешевы и велик риск нарваться на, скажем мягко, очень плохо обученного «специалиста» и как бы и не шарлатана. А вот со средним образованием – проще, тут действительно каждый ребенок имеет доступ к бесплатному среднему образованию. Со средне специальным и высшим образованием дело обстоит сложнее.
Думаю, что жители городов по всей России наблюдают еще один «элемент коммунизма» общественный городской транспорт и городские «самокаты», стоянки которых натыканы на каждом углу.
Но! Если мы говорим о ТК РФ, то каждый человек имеет право на 8-ми часовой рабочий день, два выходных в неделю, оплачиваемые отпуска и больничные листы. Но тут тоже входной порог – работу надо найти. И желательно такую работу, за которую платят больше МРОТа и она должна быть официальной. Противном случае, человек теряет социальную защиту.
Ну вот, элементы коммунизма, в капиталистической России.
А, например, в ЕС, элементов коммунизма, во времена СССР было больше, чем в нынешней России. Там социальное пособие было таковым, что человек, не имеющий работы, действительно мог прожить на эти средства не испытывая голода и оплачивая жилье. По минимуму, конечно, но между тем. Ну а с распадом Союза, и ЕС пересмотрел свою социальную политику, и социальные пособия уменьшаются, удлиняется рабочий день, местами отменяются декретные отпуска и т.д.
Так что такое коммунизм, вне умных слов из научных определений?
Коммунизм – от коммуна или, по-русски говоря, община. Община накапливает материальные ценности и распределяет между всеми своими членами, так как каждый участник таких отношений должен вносить вклад в общее дело – кто не работает, тот не ест. Знаем, что российское крестьянство жило общинами, невзирая на крепостное право. Подати собрали, барщину отработали – остальное сами.
Коммунизм – это идея о социальной справедливости. И ранний советский коммунизм таким и был – восстанавливал социальную справедливость. Ни один человек, ни лучше, ни хуже другого. За одинаковый труд, люди получают одинаковое вознаграждение.
Молодой Ваня забивает гвозди первый год, а опытный Саня, забивает гвозди уже десять лет. Если Ваня забивает гвозди так же качественно, как и Саня, то они оба получают одинаковую заработную плату, которой гарантированно хватит на то, чтобы и Ваня, и Саня в достатке и благополучии прожили до следующей заработной платы. А квартиру, рабочим предоставит государство – потому что большая часть З/П мужчин легла в государственную кубышку и на эти деньги, что собирались всей «общиной», государство строит жилье, налаживает сферу образования, здравоохранения, науки и культуры. Развивая науку, создаются и внедряются новые технологии и вот уже Ване и Сане незачем забивать гвозди, за них это делают машины. А мужчины переходят на новый уровень квалификации – овладевают другой профессией.
В СССР развивались и внедрялись новые технологии, делалось все это тяжело и со скрипом, но делалось. Государство повсеместно стремилось заменить тяжелый ручной труд механизмами. Но при этом, как-то безработицы у нас не наблюдалось, мигранты не завозились и биржа труда – была самым мало востребованным учреждением. Последняя такая биржа была ликвидирована в 1930 году – за ненадобностью. Люди повышали квалификацию и переходили на другие работы.
Если кто-то еще помнит «Золотого теленка», то должен и помнить, что в описываемый авторами период, практически ничего нельзя было приобрести за деньги. Существовала схема распределения потребительских товаров – «для членов профсоюза». Не за деньги, за талончик. Вот это и было началом создания подлинного социалистического общества, того самого, где от каждого по способностям, каждому по труду. И, до 1953 года этот принцип в строящемся государстве соблюдался. Разумно соблюдался и ориентировался на наличествующую ситуацию, и происходило это медленно.
И вот это медленное развитие и внедрение коммунистических элементов в социальную жизнь советского общества обосновывалось, в большей степени тем, что сознание граждан не было готово к переходу на новую ступень сознательности – осознанности.
То есть, по большому счету, коммунизм – это не про то, кто владеет средствами производства, конечным продуктом деятельности и накапливает материальный капитал. Коммунизм – это про сознание человека, про капитал морально-нравственный. И да, с самого начала создания СССР шла работа с сознанием людей.
Мы сегодня помним только про кухарку, во главе государства, но сказанное Лениным, не помнит уже почти никто:
"Мы не утописты. Мы знаем, что любой чернорабочий и любая кухарка не способны сейчас же вступить в управление государством. В этом мы согласны и с кадетами, и с Брешковской, и с Церетели.
Но мы отличаемся от этих граждан тем, что требуем немедленного разрыва с тем предрассудком, будто управлять государством, нести будничную, ежедневную работу управления в состоянии только богатые или из богатых семей взятые чиновники.
Мы требуем, чтобы обучение делу государственного управления велось сознательными рабочими и солдатами и чтобы начато было оно немедленно, т. е. к обучению этому немедленно начали привлекать всех трудящихся, всю бедноту".
Ленин В.И.,"Удержат ли большевики государственную власть?". Полное собрание сочинений, 3-е изд., т. 21, с. 266.
Великая Отечественная война в большой мере затормозила процесс воспитания сознания тем, что фашисты действительно устроили форменный геноцид всему советскому народу, но первыми уничтожали комсомольцев и коммунистов – то поколение молодежи, что не знало жизни при царизме, а выросло и возмужало в советской России. То поколение имело не теоретические знания, как это случилось с моими сверстниками, а практический опыт построения подлинно социального общества.
Каюсь, что многословна, когда пишу о коммунизме – но мое многословие от невоспитанности, меня учили марксизму-ленинизму, но не воспитывали в этой парадигме. Я, как и большинство сверстников, окончила советскую школу, и советский ВУЗ, и знания у меня есть. Но воспитание и пропаганда – это абсолютно разные вещи.
Так вот, два фактора уничтожили СССР: первый – это то, что к деньгам вернулась функция накопления; второй – заидеологизация общества и повсеместная пропаганда. От коммунизма осталось только название – все остальное ушло в лозунги.
Глупо и неверно обвинять Никиту Сергеевича Хрущева в том, что он «работал» на западные структуры. Несмотря на то, что я сама какое-то время так считала, но поработав с архивами тех лет, убедилась, что Хрущев был как раз из «послевоенных коммунистов», яркими представителями коих сегодня является партия Зюганова.
Хрущев истово стремился построить коммунизм в отдельно взятой стране. Истово. Или амбиции – ревность – взыграли, и захотел, чтобы и к нему народ относился так же как к Ленину и Сталину, или какая-то другая причина толкала его вперед, но он очень торопил время и совершил массу ошибок.
При Хрущеве был нарушен основной принцип коммунизма – заработная плата стала ценой рабочей силы. При коммунизме рабочая сила, труд человека перестали быть товаром, а заработная плата – это выраженная в денежной форме доля работника в той части общественного продукта, которая выплачивается государством рабочим и служащим в соответствии с количеством и качеством труда каждого работника. Заработная плата отдельного человека – это мера его труда в общем продукте и это притом, что большую часть его потребностей «закрывает» государство – вспомните талончики для членов профсоюза. Так со временем, деньги полностью теряют свой функционал и становятся музейными экспонатами. Я отдаю обществу свои способности, взамен получая то, что является для меня потребностью. Ну а возврат к товарно-денежным отношениям, как сказала, вновь ввел в общество «искушение» повысить свою значимость не за счет личных качеств, а за счет владения материальными ресурсами, недоступными для других членов общества. Деньгами, вновь стали измерять ум, доблесть, совесть, талант, душевную щедрость и прочее из разряда морально-нравственных и этических норм.
Мало денег и знакомств – ты глуп, и вся твоя доблесть ничто перед «котлетой денег». Так, в конце 80-х случилось с многими из тех, кто прошел Афганистан, так было с теми, кто прошел Чечню… Ну а уж советские военнослужащие, силовики попавшие под пресс горбачевской «гласности» и ельцинской шоковой терапии…
Что мы сегодня помним о Хрущеве? «Хрущебы», шестидесятники, оттепель, Карибский кризис, «Кузькину мать», целину и кукурузу.
То, что мы сегодня зовем «хрущебами» задумывалось, как комфортное место для ночного сна. Это не место, где человек должен проводить большую часть жизни, это место, где можно выспаться, подогреть готовый завтрак и бодрячком на работу, потом в кафе пообедать, принять участие в чем-то культурно-массовом или почитать что-нибудь в библиотеке – в целом повысить свой культурный уровень. И спорт. Очень Никита Сергеевич за спорт ратовал… Ну а потом ужин в ресторане и домой – в уютную спальню. А быт? А быт – это не забота рабочего человека, гегемона и венца творения. Стирают в прачечной, кушают в столовой. Пришла фантазия самому что-то приготовить – кулинария, к вашим услугам. Купил и подогрел или доварил, на двухкомфорочной плите в трехметровой кухоньке. Притулился с краешка у окошка, сжевал свой деликатесик и спать…
Мы все видели эти квартирки, многие жили и все еще живут в таких… А кто-то, как и я, помнит и кафешки, и прачечные, и ломящиеся прилавки магазинов, и осетров исключительно первой свежести, и паюсную икру, которую покупали литровыми банками, и библиотеки, и огромное количество кинотеатров и спортивных секций. И это притом, что родилась я уже после того, как его отстранили от власти.
Хрущев, практически в мгновенье ока изменил, перестроил все то, что делал Сталин, а у Брежнева не получилось вернуться на прежний путь. Так, серединка на половинке – ни там, ни тут…
Хрущев, при всех его благих помыслах, подпитал в народе тягу к мещанству, обывательству. Почитайте прессу того периода, о чем писали. Посмотрите фильмы, они наверное, даже более показательны, нежели все остальное – лирика, этакий женский роман в свете соцрелизма.
(Продолжение следует…)
Лекция № 45 Политические идеологии
Про советы: Глеб Таргонский
Про Советы. Беседа с Глебом Трагонским
История философии и стадии глобального социально-экономического цикла
Манифест Коммунистической партии. Карл Маркс, Фридрих Энгельс
Призрак бродит по Европе - призрак коммунизма.
[подкаст] Кристалл Роста — фейки, домыслы и добрый Царь | ТЫ ПОСМОТРИ №89
Аудио, обложка и отдельная презентация — настоящий набор увлечённого слушателя!