Бюджетный дефицит. Всё пропало? Как оно устроено?
Еще один публичный пост. Ну чтобы понимать, что будет в проекте.
Он был опубликован в моём телеграм-канале год назад. Цель — снизить эмоциональную раскачку населения, которому с начала года вещали и пророчили разрыв нашей с вами экономики из-за ужасного дефицита. Мы решили раскрыть «секреты» бюджетной системы нашей с вами Федерации.
Поговорим про этот ужасный бюджетный дефицит, сложившийся в нашей с вами стране с порванной в клочья экономикой.
Вы же слышали все эти цифры. И вы скажете — конечно, слышали, и не от иностранных агентов, а от самого Силуанова. И таки да, я соглашусь с вами. Но понимаете в чем дело. Нам говорят о дефиците федерального бюджета (ФБ). Но. это не наше всё. Да. Федеральный бюджет — это лишь часть всей бюджетной системы Российской Федерации. Причём, она занимает даже не 90 и не 80 процентов.
А теперь смотрите, что мы имеем еще. К примеру, консолидированные бюджеты субъектов Федерации и муниципальных образований. Которые вместе с федеральным бюджетом образуют консолидированный бюджет Российской Федерации. А еще есть бюджеты государственных внебюджетных фондов Российской Федерации. К ним относятся: а) бюджет Пенсионного фонда РФ б) бюджет Фонда социального страхования РФ в) бюджет Федерального фонда обязательного медицинского страхования.
И вот это все вместе друг с другом совокупно образует Бюджетную систему Российской Федерации (БС).
Вот просто для примера. Доходы ФБ на май 2023 года (накопленным итогом) составили 9 818,7 млрд руб. Доходы БС на май 2023 года составили 16 641,1 млрд руб. Есть разница? Есть разница.
Поехали дальше. Мы помним, что Формированию значительного дефицита ФБ в начале 2023 г. способствовали слабая динамика поступлений (в основном нефтегазовых) и интенсификация исполнения расходов ФБ. Часть исполненных расходов ФБ в первом полугодии 2023 г. представляла собой предоставленные внебюджетным фондам и региональным бюджетам трансферты, за счет которых сами расходы в рамках региональных бюджетов и внебюджетных фондов не были осуществлены, в результате чего дефицит БС сложился меньше дефицита ФБ. Таким образом, для понимания эффектов бюджетной политики значение имеет исполнение БС в целом.
По оценкам Банка России на основе данных системы «Электронный бюджет», дефицит БС в первом полугодии 2023 г. сложился на уровне 1,9–2,0 трлн руб. А дефицит ФБ — 2,6 трлн руб. Начинаете вникать? На уровне региональных бюджетов и внебюджетных фондов сложился профицит 0,6 трлн руб. за счет относительно позитивной динамики поступления собственных доходов и нераспределенных в рамках собственных расходов региональных бюджетов и внебюджетных фондов, а также трансфертов, полученных от федерального центра. Обращаю внимание, что существенная часть налогов распределяется в региональные и местные бюджеты. К примеру, НДФЛ, который в том же 2020 году принес 54% от всех доходов, полученных от продажи нефтегазовой продукции. Нормально, да?
Исторически большая часть сальдо БС локализована на федеральном уровне. Однако в отдельные периоды времени наблюдалось заметное расхождение между сальдо БС и ФБ. Так, скользящее за 12 месяцев сальдо БС оказывалось заметно меньше, чем сальдо ФБ в 2013–2016 гг., — за счет расширения расходных обязательств региональных бюджетов и внебюджетных фондов (исполнение социальных программ и майских указов 2012 г., проведение индексаций социальных трансфертов, финансируемых внебюджетными фондами на фоне приостановки индексаций заработных плат госслужащих и военнослужащих, финансируемых из ФБ) и меньшей устойчивости региональных поступлений к внешним шокам 2015–2016 гг. (рис. В-2). В 2018–2019 гг. наблюдалось сдержанное исполнение расходов региональных бюджетов и внебюджетных фондов на фоне позитивной динамики их доходов (рис. В-2).
С середины 2021 г. наблюдается превышение скользящего за 12 месяцев сальдо ФБ над сальдо БС более чем на 0,5 трлн руб. (рис. В-1, В-2). Федеральный центр активно финансировал противоэпидемические мероприятия, антикризисные расходы, единоразовые выплаты и внеплановые индексации, масштабный объем госзакупок в сфере национальной обороны и безопасности, а также осуществлял авансирования социального характера внебюджетным фондам и регионам, еще не доведённые в полной мере до получателей.
Кроме того, для влияния бюджетной политики на динамику спроса и денежные агрегаты важную роль играют особенности исполнения бюджета в 2023 г.: переход на режим единого налогового платежа (ЕНП) и интенсивное авансирование будущих расходов посредством пополнения остатков на счетах бюджетополучателей в федеральном казначействе без фактического доведения средств до экономики.
Проблема со смещением во времени поступлений доходов в бюджеты в рамках ЕНП проявлялась в основном в январе–феврале 2023 г. Фактор же активного авансирования расходов сверх исторической нормы сохранялся в апреле — июне — по итогам первого полугодия объем недоведенных средств превысил 1,6 трлн рублей. Т.е. часть отраженных в бюджетной отчетности расходов фактически не доведена до экономики и не повлияла на изменение счетов бюджетополучателей в кредитных организациях (они оседают на счетах в Федеральном казначействе).
В итоге мы получаем (с учетом всего вышесказанного) более ограниченное влияние бюджетной политики на экономику и инфляцию в первом полугодии. Не такое, как это представляется из основных данных по исполнению ФБ.
Короче, расходов посчитали несколько больше, чем доходов. Но планомерно их (доходы) будут досчитывать. Так что вы там не шибко сильно реагируйте на страшные слова.
При подготовке использованы материалы Банка России (2023_03_ddcp.pdf (cbr.ru))