На площадке. Секретная мастерская художников
В своём новом видео Аня Шевцова показывает работу реквизиторского цеха. Подробное видео о том, как идёт работа над масштабными моделями.
Завтрак на траве
Молодой рабочий Иван Ковалев отправляется в пионерский лагерь в качестве пионервожатого, но завоевать любовь и уважение ребят непросто.
ИИ для Художника
Последнее время у меня часто спрашивают мнение относительно будущего художников в эпоху наступающего ИИ. Обычно задают два вопроса: «Боишься ли ты, что ИИ тебя заменит?», «Как ты планируешь использовать новые клёвые ИИ-инструменты?».
Оба вопроса показывают, что я, как художник, для окружающего меня общества (в основном это айтишники) — инопланетянин. Всё равно что спросить мужика, как он себя чувствует во время менструации.
То есть, каждый вопрос надо переформулировать и пояснить.
1) «Боишься ли ты, что ИИ тебя заменит?»
Правильный вопрос: Чего ты боишься в связи с появлением ИИ, как художник?
2) «Как ты планируешь использовать новые клёвые ИИ-инструменты, как художник?»
Правильный вопрос: Есть ли что-то в ИИ для тебя полезное, как для художника?
ЧЕГО Я БОЮСЬ В СВЯЗИ С ПОЯВЛЕНИЕМ ИИ, КАК ХУДОЖНИК?
Наибольшей неприятностью для художника в цифровую эпоху всегда были издевательства над его авторскими правами. Наше общество настолько дремуче в этом вопросе, что я даже не буду пытаться в это углубляться.
И, если уж говорить, чего я боюсь — появления новых способов издеваться над результатами моего труда. Сегодня еще есть возможность защитить свои интересы. С появлением генеративных изображений мы попадаем в ситуацию, когда ни Законодательство ни суды не будут понимать, что с этим делать. Пока они разберутся, пройдёт лет двадцать. Уже сейчас одна из главных претензий художественного сообщества к ИИ-графике ровно в этом.
То есть, меня не заменят, но гадить будут чаще и сильнее. Будет больше поводов для стресса и мизантропии.
Для общего понимания: программисты не делают мир более цивилизованным, они просто осваивают новые территории, а это всегда «Дикий Запад» с его плюсами, романтикой, золотыми жилами, баснословными состояниями, виселицами, грабежами, покером и шлюхами.
Ключевая разница тут в том, что в эпоху колонизации Америки, всегда была цивилизованная часть территории, где царил закон и правила поведения джентльмена. У человека был выбор. Сегодня у нас нет выбора, так как «Диким Западом» становится то место, где ты живёшь, тот рынок, на котором ты трудишься.
Вот вам промт по теме: «Пьяные голодные конквистадоры Кортеса вместе с воинами Монтесумы и его кровожадными жрецами врываются в высшее общество Мадрида XVI века».
Почему меня трудно заменить? — Я работаю с юмором. Это пока недоступный для замены человека жанр. Но кроме меня есть другие художники, которых реально можно заменить. Например, это книжные иллюстраторы. Стоит ли им опасаться? — Однозначно!
Часто слышу оптимистичные «да ладной забей» или «с ИИ будет только лучше». Это очень наивный оптимизм. Вот вам цитата Дмитрия Тимко из Яндекс.Поиска по поводу появления ChatGPT 3.5:
«И мы точно понимали, что для бизнеса это звучит, как конкуренция. Возможно даже угроза. Параллельно в компании Google вообще был объявлен красный код, так называемый. Это когда компания считает, что угроза настолько велика, что нужно пересобрать команды, каких-то людей переключить на более важные проекты…»
То есть сами технологические компании воспринимают ИИ, как угрозу, ровно по этой причине они участвуют в гонке, которая ведет нас к пресловутой сингулярности, и не могут остановиться. Они не могут остановить безобразие, поэтому решают его возглавить.
Просто посмотрите на это, как бизнесмен.
Представьте что у компании, в которой вы работаете появился сильный конкурент который обладает шансом откусить рынок. Вполне возможно уже немного откусил. Например ваш график роста перестал быть графиком роста. И вот вы сидите на совещании с генеральным, коммерческим, финансовым и прочими директорами, чьи лица встревожены. Скажете им «забей»? Акуна, бл**ь, матата…
Просто почитайте историю компании Kodak — здравый смысл и деловая жилка подсказывают, что надо реагировать.
И пусть ты одинокий иллюстратор или владелец студии — бизнес есть бизнес. Настало время волноваться.
Можно не сомневаться что уже в ближайшее время выйдут первые книги проиллюстрированные искусственным интеллектом. У издательств много текста, им нужны картинки. Следующий шаг очевиден.
С ТОЧКИ ЗРЕНИЯ ПРОДУКТА ДЛЯ ХУДОЖНИКОВ: Есть ли что-то в ИИ для тебя полезное?
Многие убеждены, что художники прямо сейчас смогут использовать ИИ себе во благо. Эти люди не отдают себе отчёт в том, что инструменты именно для художников должны выглядеть совсем иначе, чем то, что на хайпе.
«Алло! Позовите продАкта!»
Подобное непонимание естественно. Мы живём в текстовом обществе. ЕГЭ не содержит ни одного предмета связанного с визуальным мышлением. Школа беспощадно ампутирует навык мыслить визуально. Даже дизайнер не является по умолчанию художником. Художник — это маргинал, редкое исключение. Беспощадно малый процент. Инопланетянин.
Отсюда непонимание ключевого принципа. Чтобы стало понятнее, объясню на примере музыки.
Предложите ИИ джазовому саксофонисту. Каким должен быть продукт? Вы реально скажете музыканту, что ему надо текстом описать, какую мелодию он хочет получить и наслаждаться результатом? И всё? Саксофон можно продать и дальше тыкать пальцами в клавиатуру совершенствуясь в промтах?
Так может мыслить только беспощадно лишенный эмпатии человек. Лишенный понимания роли музыки в жизни музыканта. Для джазового саксофониста важнейшим элементом бытия является сам процесс игры на инструменте. Нельзя просто взять и отобрать у него саксофон.
Не говоря уже о том, как он будет себя чувствовать, если отобрать у него живые концерты. Долгие месяцы подготовки, репетиции, кайф исполнения. И конечно — живые аплодисменты.
Вернемся к художникам. И пожалуйста, не путайте их с дизайнерами!
Каким должен быть инструмент для художника?
Это большое поле деятельности для адекватного продакта. Который увидит потребности, придумает фичи… до того, как его переключат на хайповое направление, где больше подписчиков. Поскольку художники — это ничтожно малый %, я не думаю, что кто-то всерьез для них что-то сделает.
Пока я вижу следующее:
— Бенефиты получают дизайнеры, которые ускоряют свою работу и расширяют диапазон своих итоговых возможностей. Правда могут наступить последствия в виде удешевления их труда при повышении требований к скорости, качеству и многообразию.
— Представители современно искусства, конечно же, поймают своё перо жар-птицы. Они столько умных слов говорят по этому поводу — мастера обосновать вообще всё, даже говно в консервной банке.
А что получит художник-акварелист или автор пейзажей пастелью?
Что получит автор комиксов?
Что полезного есть для карикатуриста?
Им всем надо «продать свой саксофон»?
Лично для меня ИИ, пока, полностью бесполезен. Его идеи мне не нужны. Помогать с рисунком мне не надо. Даже не знаю, что придумать.
Но можно поразмышлять.
ВАСИЛИСА, НА ПОМОЩЬ!
Василиса Прекрасная говорила Ивану-царевичу: «Утро вечера мудренее!». И пока тот спал, она вызывала Сатану из Ада и с блеском решала все Ванюшины проблемы.
Чтобы ИИ понадобился художнику, ему надо:
1. Усложнить задачу. Например, конь не валялся, а комикс на 60 страниц нужен к рассвету.
2. Перенести задачи в средУ, где пока что они решаются отвратительно. Например, ИИ под названием Adobe Sensei в приложении Adobe Fresco имитирует акварель и прочие краски. Коротко — говно.
Важное условие. ИИ должен не заменить художника, а помочь ему. Василиса Прекрасная не пытается заменить Ивана-царевича (сняв с него кожу).
Оба случая намекают на необходимость создания довольно навороченного редактора, где есть и профессиональный инструментарий и его усиление за счет ИИ.
Нафантазирую, что может уметь такой редактор:
1. Взяв за основу пару полностью раскрашенных страниц комикса раскрасить остальные 58.
2. Исправить опечатки в рисованном тексте.
3. Исправить ошибки возникшие на бумаге, которые уже нельзя исправить на самой бумаге (например, акварель за контур вытекла).
4. Скан или фото рисунка привести к идеальному виду, в том числе сделанные под плохим углом или плохом освещении.
5. Изменить композицию готового рисунка, например, переставить персонажи местами.
6. Персонаж с одного рисунка вставить в другой с адаптацией по освещенности, теням и т.п.
7. Персонаж нарисованный в анфас повернуть в профиль.
8. Разные варианты изменения положения тела персонажа.
9. Художник рисует персонажи и сцены с ними, а ИИ предлагает историю — пишет книгу.
10. Художник рисует персонажи, ИИ предлагает сцены (пейзажи, архитектуру).
11. пункт 10 наоборот.
В пунктах: 1, 5, 6, 7, 8, 10 и 11 — нарушается «Важное условие» — ИИ заменяет художника. Упс!
На этом я сдаюсь, может у вас фантазия получше.
Кир. Анастасин
12.12.23
#086 Clip, art stream. Scolopendra | Murat Alimov
#086 Clip, art stream. Scolopendra | Murat Alimov
Спасибо за просмотр!
#084 Clip, art stream. Punishment | Murat Alimov
#084 Clip, art stream. Punishment | Murat Alimov
Спасибо за просмотр!
#079 Clip, art stream. Run | Murat Alimov
#079 Clip, art stream. Run | Murat Alimov
Спасибо за просмотр!
#076 Clip, art stream. Cerberus | Murat Alimov
#076 Clip, art stream. Cerberus | Murat Alimov
Спасибо за просмотр!
#077 Clip, art stream. Elephant | Murat Alimov
#077 Clip, art stream. Elephant | Murat Alimov
Спасибо за просмотр!
#073 Clip, art stream. Angel | Murat Alimov
#073 Clip, art stream. Angel | Murat Alimov
Спасибо за просмотр!
Всемирный день искусства - World Art Day
15 апреля - Всемирный день искусства (World Art Day) !!
#066 Clip, art stream. Winged Swing | Murat Alimov
#066 Clip, art stream. Winged Swing | Murat Alimov
Спасибо за просмотр!
#063 Clip, art stream. Peacock | Murat Alimov
#063 Clip, art stream. Peacock | Murat Alimov
Спасибо за просмотр!
#065 Clip, art stream. Puppet | Murat Alimov
#065 Clip, art stream. Puppet | Murat Alimov
Спасибо за просмотр!
#064 Clip, art stream. Depression | Murat Alimov
#064 Clip, art stream. Depression | Murat Alimov
Спасибо за просмотр!
#061 Clip, art stream. Dragon | Murat Alimov
#061 Clip, art stream. Dragon | Murat Alimov
Спасибо за просмотр!
#059 Clip, art stream. Fur Shrimp | Murat Alimov
#059 Clip, art stream. Fur Shrimp | Murat Alimov
Спасибо за просмотр!
#058 Clip, art stream. Rider | Murat Alimov
#058 Clip, art stream. Rider | Murat Alimov
Спасибо за просмотр!
#048 Clip, art stream. Feeding | Murat Alimov
#048 Clip, art stream. Feeding | Murat Alimov
Спасибо за просмотр!
#047 Clip, art stream. Shaman | Murat Alimov
#047 Clip, art stream. Shaman | Murat Alimov
Спасибо за просмотр!
Памяти Заслуженного художника России Владислава Анисенкова
С Владиславом Анатольевичем познакомился на защите студентов специальности «Художественное проектирование костюма», это был 2009 год. До этого на отделении дизайн ежегодно возникала проблема, кого пригласить в качестве председателя ГАК (Государственная Аттестационная Комиссия), для проведения процедуры защиты дипломных работ студентов специальности ХПК (художественное проектирование костюма), квалификация художник – стилист.
Обычно приглашали женщин, имевших статус руководителя швейного предприятия, это директора, руководители, но ни как не дизайнеры и не художники, прокомментировать коллекцию, представленную студенткой на защиту им было трудно.
И когда преподаватель специальности ХПК Молчанова Людмила Анатольевна, предложила кандидатуру Анисенкова Владислава Анатольевича, который по своим регалиям идеально подходил для этой должности (главный художник Государственного театра оперы и балета Удмуртии имени Чайковского, к этому ещё и заслуженный художник России.
И на первой же защите мы поняли, что не просто угадали с его кандидатурой, а попали именно в точку. Владислав Анатольевич делал полный анализ не только всей коллекции, а и каждой модели в коллекции, очень внимательно, дотошно рассматривал каждый шов, как пошито и как должно быть пошито, разбор был на высоком профессиональном уровне.
Разбор продолжался и при оглашении оценок, который превращался в удивительное почти театральное действо, проникая в суть каждой модели коллекции, а в коллекции как правило было 5, 6 моделей и он запоминал детали каждой модели любого дипломника, давал незаменимые советы, а его комментарии, замечания, советы были незабываемы.
Мог легко обосновать принятое решение и посоветовать дипломнику, что предпринять, чтобы идея была успешно реализована. Любимое выражение Владислава Анатольевича «Лучше меньше – да лучше», которое подчёркивало основную идею чистоты стиля.
Тогда было не понятно, лично мне, откуда такие профессиональные конструктивно - технологические знания о швах, о шитье у главного художника театра оперы и балета Удмуртской республики.
Это всё прояснилось после концерта, посвящённого памяти главного художника Государственного театра оперы и балета Удмуртии имени Чайковского Владислава Анисенкова, проходившего в концертном зале Филармонии УР. Многие из участников мероприятия уверены, что его годы работы в театре вскоре будут называть эпохой Анисенкова.
Номера были очень разнообразны и три часа концерта пролетели как один миг, особенно мне понравился ведущий концерта Филипп Разенков (главный режиссёр Уфимского театра оперы и балета), между номерами концерта интересно рассказывал о творческом пути художника и становлении его личности, а его рассказ сопровождался показом фотографий из семейного архива и эскизами к постановкам.
Информации в этих рассказах было много и стало ясно откуда были такие знания о тонкостях портняжного искусства у Владислава Анатольевича. А мне пора переходить к биографии Анисенкова и онлайн-выставке его творческих работ.
1951 год
В городе Саратове на свет появился маленький Владик, здесь же в Саратове прошли его детские, отроческие и юношеские годы. Его мама Александра Семёновна была большой любительницей театра, и эту любовь передала сыну. Когда Владику было 17 лет, его фамилия на афише театра ДК профсоюзов уже значится как художника-постановщика спектакля «Снежок».
Завершение учёбы в Школе-студии МХАТ (ВУЗ) имени В.И.Немировича-Данченко по специальности «Художник театра», и получив квалификацию художник театра и кино, отправляется в творческое путешествие по СССР, в рамках которого работал по одному творческому сезону в разных театрах страны.
По завершению творческого турне возвращается в родной Саратов, где становится главным художником театра оперетты. В родном театре обратили внимание на Владислава не только как на талантливого художника, но и талантливого портного.
Народная артистка СССР Ольга Бардина всегда категорично заявляла, что гримировать её и шить костюмы будет «только Владик».
1988 год
Владислав Анатольевич, решает пойти по стопам своего деда, в своё время бывшего главным портным Саратова. Покидает театр и начинает работать художником-модельером в авторском салоне «Стиль», где у него одевались модники не только Саратова, но и столичные.
Многие модницы того времени мечтали иметь платье от кутюрье Владика, но не каждая могла это себе позволить, это было большой роскошью. Мечтала о подобном платье и студентка вокального отделения Саратовской консерватории Тамара Камашева. Ничего случайного в этом мире нет, и по видимому провидению было угодно, чтобы свой дальнейший творческий путь Владислав Анатольевич продолжил в Удмуртии.
А для этого провидение пересекло пути Владислава и Тамары, вспыхнула искра, родившая большую любовь, и в жизни художника началась новая глава, его любовь к женщине родила любовь к Удмуртскому краю. В начале девяностых Владислав Анатольевич переезжает в Ижевск.
1992 год
Назначение на должность главного художника Государственного театра оперы и балета Удмуртии. Владислав Анатольевич возглавил большое художественное хозяйство театра оперы и балета.
Сценография
Специфика работы художника в театре, в первую очередь, это сценограф, дизайнер, занимающийся архитектоникой сцены, создаёт из плоскостных и объёмных элементов единую целостную картину места театрального действия, используя кроме традиционных способов изображения среды и новые современные – проекции, драпировки и другие. Создаёт облик спектакля, заведует созданием декораций, оформлением сцены.
Театральный художник широкое многогранное понятие, это и дизайнер сцены, декоратор, художник, модельер, архитектор сцены, знающий её устройство изнутри, умеющий собственноручно изготовить декорации и костюмы, чтобы профессионально контролировать процесс работы и видеть как идёт процесс воплощения его творческого замысла.
Создавая одежду сцены, отслеживает как дирижёр все элементы художественной организации сценического действия, используя при этом все виды искусства – живопись, графику, скульптуру, архитектуру, интерпретируя это всё под своё видение сценического действия, каждой отдельной постановки, создавая сказочное, волшебное действие на сцене.
Отличие театрального художника и вольного живописца или графика в том, что вольные ни от кого не зависят, а сценографу приходится много копаться в литературе, изучать подробности эпохи, вникать в мельчайшие детали, быть в какой то мере и культорологом хорошо знающим историю, историю театра, архитектуры, культуры, в особенности историю костюма.
Эскизы
Работая над эскизами костюмов изучал исторические материалы эпохи, периода, проникаясь духом произведения слушал музыку, вникал в характеры и образы всех персонажей, для каждой постановки только эскизов костюмов разрабатывалось от 30 до 40 и более. Индивидуально принимались решения по костюмам хора, статистов, массовки.
Костюмы
При изготовлении костюмов, бывали случаи, что нужных тканей не было в ассортименте магазинов и требовалось их создать, чтобы реализовать творческий замысел.
Следуя за идеей автора, быть сообщником режиссёра, учитывая его творческий замысел, реализуя его задумку, но пассивного воплощения идеи режиссёра в жизнь подчас бывает мало.
И у Владислава Анатольевича хватало опыта и многогранности таланта для расширения, обогащения режиссёрской идеи по сути он был его соавтором и объединяя усилия, согласовывая режиссёрский и художественный замысел с Филиппом Разенковым, они в результате достигали невероятного по силе результата.
В подтверждение этого хочется привести слова Филиппа о Владиславе.
- Самый большой вклад, на мой взгляд, постановка опер и балетов Петра Ильича Чайковского здесь, на его родине. Это постановки такого высокого уровня и класса, что будь Чайковский жив, он порадовался бы несомненно.
Филипп Разенков
Владислав Анисенков- это масштабная творческая личность, которого я считаю своим учителем, с которым мне посчастливилось работать все годы после окончания ГИТИСа в 2011 году. В 2012 году у меня была премьера в Ижевске - опера «Аида». За шесть лет каждая работа с мастером была для меня этапной, значимой. Это и уже перечисленные спектакли, и выездной спектакль «Дни и ночи блокадного Ленинграда», и спектакль на музыку Таривердиева «На Тихорецкую состав отправится», и «Царская невеста» - вершина и некий итог его творчества. В этом спектакле уже чувствовалось, что человек внутренне готов к уходу. В этот спектакль он вложил максимум своего профессионализма и максимум своего человеческого и духовного опыта.
филипп Разенков
К глубокому сожалению нам остались пусть и прекрасные воспоминания, но всё же воспоминания об уникальном талантливом мастере, честном художнике, чутком человеке.